Старое Косино образца 1974 года. Трикотажная фабрика: краска и моль. Брошенные храмы и кладбище. Выкрошившиеся кирпичи. Дореволюционная брошюра. Печатная машинка вместо копира. Запрещенный Булгаков. Косино и его святыни. Савеловский, он же Савельевский, он же Пожарский переулок. Предание о витязе Букале (Вуколе), возникновении Святого озера и хижине на Боровицком холме. Погибшие французы. Воскрешенные храмы и возвращенная икона. Лухмановская улица. Моденская – Косинская икона Божией Матери. Протоиерей Михаил Фарковец. Косинцы как московский лингвистический феномен. Правила купания в святой воде.
Нитка маршрута
Выхино - Косино - Жулебино
 

Косино и его святыни

 

Оглядываться назад, чтобы идти вперед.

 

(Ноа Бен-Шиа, «Лестница Иакова»)

 

Старое Косино образца 1974 года. Трикотажная фабрика: краска и моль. Брошенные храмы и кладбище. Выкрошившиеся кирпичи. Дореволюционная брошюра. Печатная машинка вместо копира. Запрещенный Булгаков. Косино и его святыни. Савеловский, он же Савельевский, он же Пожарский переулок. Предание о витязе Букале (Вуколе), возникновении Святого озера и хижине на Боровицком холме. Погибшие французы. Воскрешенные храмы и возвращенная икона. Лухмановская улица. Моденская – Косинская икона Божией Матери. Протоиерей Михаил Фарковец. Косинцы как московский лингвистический феномен. Правила купания в святой воде.

 

Началось это давно (для меня, по крайней мере). Точнее – в 1974 году, именно в том году я впервые оказался в Косино. Сейчас его часто именуют Старое Косино, тогда же называли просто Косино, поскольку Новое Косино еще не построили. Нынче Косино именуют возвышенно: Трехозерье (или Триозерье, ежели угодно), а в 1974 году официальное название поселка звучало немного странно – 2-е отделение совхоза имени Моссовета.

016-Дотаивающий лед на Белом озере, Пасха, 2006
017-Табличка-лов рыбы

014-Карта

Представляло из себя Косино обыкновенное подмосковное селение довольно замызганного вида, молодежь которого в большинстве своем являлась обыкновенными деревенскими хулиганами. Небольшое количество невысоких кирпичных многоквартирных домов, частные дома с огородами, бараки, построенные немецкими военнопленными, да здание трикотажной фабрики с уродливой кирпичной башней – вот, пожалуй, и все.

003 - Барак на улице Черное озеро, 2006 год

 

043-Двухэтажка, 1 апреля 2007 года
024-Разрушенный барак, 1 апреля 2007 года

От этой самой трикотажной фабрики жители местные испытывали некоторые неудобства. Во-первых, время от времени фабрика норовила слить в Белое озеро, на берегу которого находилась, какую-нибудь гадость, после чего купальщики, выходя из воды, пахли несколько необычно. Во-вторых, воздух экологически чистого Косина переполняла моль, устойчивая к любым средствам воздействия. Нетрудно было догадаться, откуда эта моль бралась. Моль в Косине (между прочим) до сих пор вольготно себя чувствует: несмотря на де-факто закрытую фабрику, жрет что ни попадя. Даже синтетическими тканями не брезгует.

011-Старый дом, Косино, 2006

К трикотажной фабрике примыкало старое заброшенное кладбище с поваленными надгробными памятниками и двумя полуразрушенными церквами. Часть каменной ограды, опоясывавшей бывшую церковную территорию, - башни-бойницы, использовались в качестве отхожего места. Как, впрочем, и сами церкви с закопченными сводами. Поражало качество строительного раствора, использованного некогда при строительстве: многие кирпичи ограды выкрошились, но крепко держались на месте.

012-Памятник воинам у трикотажной фабрики.

Примерно через год соседка одолжила мне на три дня дореволюционную брошюру «Косино и его святыни», взятую ею в бесплатный прокат.

013-Трикотажная фабрика, Косино

-Ничего себе, -удивился я, пролистав брошюру.- Село то подревнее шапки Мономаха будет. К тому же оказывается, населенные пункты с названием, оканчивавшимся на «о», до революции склонялись.

015-Три храма, 1 апреля 2007 года

В отличие от деревни, селом на Руси называли сельское поселение с церковью.

Копировальные машины в то время уже существовали, вот только каждый скопированный лист учитывался и записывался в амбарную книгу, персональных компьютеров еще не изобрели, так что оставалась печатная машинка, которую я незадолго до этого взял взаймы перепечатать запрещенное «Собачье сердце» Михаила Афанасьевича Булгакова. За наличие в доме этой книги, между прочим, можно было огрести пусть не очень большой, но вполне реальный срок пребывания в местах не столь отдаленных, как теперь (да и тогда) выражаются.

025-Колокольня Свято-Никольского храма и церковная лавка, 1 апре

 

027-Колокольня Свято-Николаевского храма, 1 апреля 2007 года
028-Святитель Тихон, 1 апреля 2007 года

026-Свято-Тихоновский храм, 1 апреля 2007 года

В общем, за три дня я управился и даже попытался срисовать из брошюры иллюстрации. Их оказалось три вместо пяти заявленных на обложке. Рисовальщик из меня тот еще, особенно не удалась мне Моденская икона Божией Матери.

001-Древняя церковь в селе Косине

-Каждому свое, -вздохнул я.

Когда появились компы, я набрал текст брошюры при помощи редактора «Лексикон», а когда последний почил в бозе, перетащил из него ее содержание в «Word».

Насколько я в теме, текст этот в Сети отсутствует до сих пор. Это неправильно.

Вот он и два более-менее приличных (из трех) рисунка в придачу.

 

 

 

«Свящ. И.И. Померанцев и А.И. Речменский          ________________________________________

 

КОСИНО И ЕГО СВЯТЫНИ

 

_______________________________________

            С 5 рисунками

_______________________________________

 

МОСКВА

 

ПЕЧАТНЯ А.И. СНЕГИРЕВОЙ

 

Остоженка, Савеловский Пер., Соб. Д.

 

1 9 0 4

 

I.

 

Местоположение села Косина

 

Село Косино, находящееся в 10 верстах от Москвы, в восточной части Московского уезда*, в Выхинской волости, близ Рязанского шоссе, между Нижегородской и Рязанской железными дорогами, с давних времен известно: I) двумя древними Чудотворными иконами: а) Иконою Богоматери, именуемой Моденскою и б) Явленною на озере иконою Святителя и Чудотворца Николая и II) Св. озером, издревле привлекающим массы богомольцев. В числе замечательных подмосковных окрестностей оно занимает одно из видных мест и доселе служит излюбленным местом москвичей для летних путешествий и прогулок.

Самое удобное сообщение, особенно в летнее время, по Рязанской железной дороге до платформы «Косино», устроенной в 1889 г. близ деревни Жулебино**, и по Нижегородской ж. дороге до ст. Кусково. Пешеходы обыкновенно отправляются в Рогожскую заставу через ключик, Перово и сельцо Владычино.

Само селение Косино очень невелико, оно состоит из 35 крестьянских домов, имеет в длину не более 250 саж.; и стоит на взгорье , как на пьедестале. Приближаясь к нему по дороге от Кускова, взор прежде всего встречает Церковь, находящуюся на дальнем южном конце села, на северной и восточной стороне которой находятся, сохранившиеся еще в значительном числе, столетние дерева, из-за которых белый вид церкви делается еще рельефнее.

На левой стороне по этому пути к Косину зыблются и синеют оставшиеся леса, а вправо на большое пространство расстилается голубою скатертью Белое озеро, плещась о берег, по которому построены дома крестьян и большая часть на солнечной стороне – на возвышенной части берега; противоположный берег окаймлен березовою рощею, среди которой проглядывают устроившиеся там дачные помещения; все это вместе составляет прекрасный вид и невольно останавливает взгляд путника; лучший вид или пейзаж с противоположного берега озера на церковь и селение.

Местность эта была некогда, как и все подмосковные окрестности, богата лесами; в древности здесь был непроходимый бор, и не совсем еще в отдаленное время почти сплошной лес простирался от Косина до Кускова и далее к Рогожской заставе; лет 40 назад богомольцы в Косино, отправлявшиеся большею частию пешком, - железных дорог еще не было - находили в существовавших еще по этому пути перелесках для себя удобный отдых, что делало любимое в то время пешковое путешествие не только легким, но и весьма приятным, особенно для городских жителей. В то время, особенно под праздники, богомольцы тянулись от Рогожской заставы вплоть до Косина на всем десятиверстном пространстве почти непрерывною цепью; но в последние годы лес по этому пути совершенно уничтожен, за исключением небольшой части при селе Кускове, - и в самом Косине, столь обильном в старину лесами, остается только в юго-восточной части небольшой уже сравнительно лесок, принадлежащий Управлению Государственных имуществ и частию притчу приходской церкви; и число пешеходных богомольцев *** значительно сократилось.

Водой Косино изобилует, заключая в своем небольшом районе три озера: 1-е Белое, по берегу которого расположено селение и находится церковь, 2-е, именуемое Святым, в полуверсте от села на восток, к которому ведет небольшой перелесок, по сторонам которого устроены красивые дачи и 3-е, называемое Черным, окруженное с трех сторон болотом и имеющее свободный подход только от дачи купца Морозова, и находящееся на правой стороне по пути в Косино из Владычина; в последнее время, по срубке росшего по этому пути леса, озеро сделалось видным.

_____________________________________________________________________________

* На север от Косина в 3-х верстах находится село Кусково Гр. Шереметева; на юг в 5-ти верстах село Влахернское – Кузминки Кн. Голицына, на восток село Троицкое - Кайнарджи, принадлежащее Гр. Румянцеву-Задунайскому, ныне Кн. Голицына.

** В течение летних мес. на платф. " Косино" останавливаются все поезда Ряз. дор., исключая отходящего из Москвы в 12 ч. 15 м. No.1, в Москву приход. в 6 ч. 30 м. В празд. дни особенно удобен поезд No.21, отходящий из Москвы 6 час. 34 м. утра, отправляющиеся с этим поездом поспевают к ранней обедне. По Ниж. ж.д. в Кускове останавливаются все поезда, и имеются линейки, равно как при платф. Косино.

*** С устроением двух жел. дорог: Нижегород. и Рязанской.

 

II.

 

История села Косина

 

Первоначальная история Косина, т.е. с которого времени началось здесь поселение и кто были первые поселенцы,  неизвестно.  В древних  актах  село  Косино в первый раз упоминается в завещании внука Калиты - Князя Владимира Андреевича  Серпуховского в 1410 году как о его вотчине.  «А из Московских сел дал есмь Княгине своей: Коломенское село со всеми луги и деревнями, Ногатинское совсеми луги и деревнями,  Косино с тремя озеры и Обухово. А в Косинском селе и Обухове Княгиня моя вольна,  которому сыну дати, а дети мои в те села не вступаются.»*

Княгиня Елена Ольгердовна, супруга Владимира Андреевича, вступила  в Рождественский девичий монастырь и в духовном завещании своем 1452 г. сказала: « благословляю свои снохи и своего внука Князя Василья Ярославича Боровского монастырем Рождества Святой Богородицы, а дала есмь тому монастырю, где ми самой лечи, села Мецкано с деревнями, Дьяковское с деревнями и луги, Косино с озеры и что в тех селах есть и что к ним потягло».** Затем в продолжении ста лет нигде не упоминается о Косине, и только уже в XVI веке в писцовых книгах встречается снова упоминание о Косине и о новых уже его владельцах: так в писцовых книгах 1576–1578 г. сказано: Московского уезда, стана Васильцова за Васильем Павловым, сыном Каржавина, что было за Семеном за Павловым сыном Ладыжевского в поместье: Пуст. Косино - пашни пер. 35 четьи в поле, а в дву потому ж ср. земли сена 150 коп. лесу пашенного 3 дес.***

В 7131-7132 (1623-1624 г.) Московского уезда в Васильцове стану находилось в поместьи: «за Юрьем, да за Степаном, да за Данилом Васильевыми детьми Телепнева, по Государеве грамоте, за приписью дьяка Федора Шушерина 7125 (1617 года ) село Косино на озере на большом,  а в селе был храм, во имя Чудотворца Николая, пашни паханой церковной земли 6 чети с осьминою, да лесом поросло 5 чети с осьминою, лесу непашенного 2 десятины, да в том селе двор помещиков, живут деловые люди, да крестьянских **** и бобыльских 5 дворов, людей в них тож.»

В документах и бумагах, хранящихся в Моск. Архиве Минист. Юстиции, записано: Николая Чудотворца церковь Васильцова стана в селе Косине у большого озера, бывшем в вотчине за Юрьем, Степаном и Данилом Васильевыми Телепневыми, а при досмотре за Иваном Степановым, и Григорьем, и Михайлом Юрьевыми Телепневыми***** 7137 (1629 года) в списке с писцовой и межевой книги сказано, что было межевание Григорьем Алексеевичем Загряжским при подъячем Елизарье Михайлове в отчинных землях боярина Федора Ивановича Шереметьева в пустошах: Пиунове, Жулебиной и др. и Юрия, Степана и Данилы Телепневых в сельце Косине с пустошами в Васильцове стану.******

В 1678 г. по писцовым книгам за Телепневыми числилось в селе Косине крестьянских и бобыльских 6 дворов с 17 человеками, а в 1704 г. при владельце Иване Ларионове Телепневом записано 5 дворов, с 26 человеками.*******

В делах Архива Губ. Правления находим, что от Ивана Ларионова, по соглашению его с женою умершего в 1742 г. сына его Петра Иванова, вдовою Марьею Ивановою Телепневою, она получила наследуемую ее детьми часть из всего имения Телепневых, кроме имения в Калужской губ. и село Косино с угодьями и 14 душами, состоящее в Моск. у. Васильцовом стану - родовое имение Телепневых.

В Картуш-плане дачам,  состоящим в Московском уезде, значится:

а) «Васильцова стана части села Косина владения Ивана Петрова Телепнева (сына Петра Ив., умерш. 1742 г.) межевано 1766 г. в Августе месяце землемером Иваном Владычиным 190 дес. земли, душ муж. пола по последней ревизии 5».

б) «Того же стана части села Косина владения Николая Степанова Телепнева (внук означенного Петра Иванова ) межевана 1766 года Августа месяца тем же землемером, 332 дес. земли, душ по последней ревизии муж. пола 11-ть».

«В 1814 году последняя владетельница села Косина из рода Телепневых ********Статского Советника Димитрия Иванова Телепнева жена Елена Васильева продала село Косино со всеми  угодьями и 29 душами муж. пола Московскому 1-й гильдии купцу, коммерции советнику и почетному гражданину Димитрию Александровичу  Лухманову». Г. Лухмановым куплено Косино совершенно разоренным бывшими в нем французами в Отечественную войну 1812 года, так что большая часть крестьян существовала собиранием милостыни. Оказавши необходимое пособие беднейшим при устройстве жилищ и домашнего хозяйства, Д.А. Лухманов для улучшения благосостояния разоренных крестьян давал им свои деньги и посылал в степные губернии для покупки хлеба, овса и проч., причем весь полученный ими от этой операции барыш всецело поступал в пользу крестьян и таким образом их благосостояние стало постепенно улучшаться и получаемый ими в летнее время доход от приходящих в Косино богомольцев, стечение которых для поклонения Косинской святыне, прерванное событиями Отечественной войны, после 1815 г. снова возобновилось, делал состояние крестьян не только безбедным, но и достаточным. В это время некоторые из крестьян более семейных и энергичных построили хорошие большие дома с комнатами для приходивших и приезжавших богомольцев, доставлявшие им значительный доход.

010-Церковно-приходская школа, Косино, Пасха, 2006 год

 

029-Башня-бойница, 1 апреля 2007 года
030- Сергий Радонежский, 1 апреля 2007 года
031-Поклонный крест, 1 апреля 2007 года

019-Свято-Успенская церковь, Пасха, 2006 год
020-Колокольня Свято-Николаевской церкви, Пасха,2006 год

018-Свято-Успенская, Свято-Тихоновская, Свято-Николаевская церкв

Такое мирное процветание крестьян села Косина  продолжалось до 40-х годов; в сороковых годах между наследниками Д.А. Лухманова и крестьянами, узнавшими, что Лухмановы, как купцы, не имеют права владения крестьянами, началась тяжба, продолжавшаяся десять лет и приведшая крестьян в крайний упадок. Тяжба эта наконец окончилась в пользу крестьян Высочайшим повелением Государя Императора Николая I-го июня 16 1851 года, коим крестьяне были изъяты из владения  Лухмановых и перечислены в крестьян Государственных имуществ; но благосостояние их от этого в то время не улучшилось, так как ожидание их, что все, чем владеет в Косине Лухманов, будет отдано в их собственность,  не осуществилось. Крестьяне, по распоряжению Правительства, получили законный, по числу душ, надел земельный и лесной, все же остальное владение Лухмановых, как то: лес, земля, озера и дома с усадьбою,  было взято в казну и причислено к Государственным имуществам и окончательно устроено в 1855 и 56 г. Таким образом крестьяне от этой тяжбы с бывшими владельцами не приобрели себе никакой материальной выгоды, но лишь более обедняли, расстроив свое хозяйство, а присшедший в 1859 году пожар*********,  истребивший большую и лучшую часть  селения, еще более ухудшил их состояние, которое, несмотря на протекшие 30 лет, и в настоящее время далеко нельзя признать благоустроенным, главною  причиною чего служат семейные разделы. Но, несмотря на то, что крестьяне далеко не получили того, чего ожидали, начав тяжбу с наследниками Д.А. Лухманова, они до сего времени празднуют 16 Июля, как день освобождения их от крепостной зависимости, торжественным богослужением, крестным ходом и благодарственным молебном посреди села, с возглашением вечной памяти в Бозе почившему Императору Николаю I-му, с предварительным совершением панихиды на могилах первого владельца из рода Лухмановых, храмоздателя Д.А. Лухманова, действительно сделавшего много добра и церкви, и крестьянам и оставившего по себе в Косине добрую память и много дорогих памятников, и раба Божия Николая Петрова, который вел дело их тяжбы и содействовал их освобождению. Г. Петрову в благодарность за хлопоты и труды крестьяне построили на берегу Белого озера домик,  в котором он и жил до своей кончины и погребен на погосте, против алтаря холодного храма.

 
034-Надгробная плита на могиле Дмитрия Александровича Лухманова,

021-Интерьер

 

023-Интерьер

022-Интерьер

Управление Государственными имуществами, получив в свое ведение имущество г.г. Лухмановых, для получения дохода как озера, так и дома отдавало в арендное содержание до 1867 г.: в этом году у ведомства Государственных имуществ усадьбу со всеми постройками купило Императорское Техническое Училище, состоявшее в ведомстве Императрицы Марии, для летнего пребывания его воспитанников. С переходом  Технического Училища в 1886 г. в ведение Министерства Народного Просвещения, Косинская их дача осталась в ведомстве Императрицы Марии и была передана Воспитательному Дому; летом 1888 г. здесь имели летнее пребывание воспитанницы Императорского Мариинского Училища, но затем Ведомство Воспитательного Дома признало Косинскую дачу неудобною для своих  учреждений и, испросив Высочайшее соизволение, продало оную с торгов Московскому 2-й гильдии  купцу и фабриканту Михаилу Елисеевичу Горбачеву.********** Приобретя в собственность эту местность, г. Горбачев устроил здесь ленточную фабрику,*********** приспособив к ней один из бывших домов и устроив новый двухэтажный корпус; другой из бывших домов перестроил и приспособил для житья семейных своих рабочих; для зимнего своего помещения устроил в средине усадьбы прекрасный поместительный дом, имея для летнего своего пребывания прежде отлично устроенную дачу на берегу Белого озера, на арендуемых у крестьян участках.

 
032- Наружный интерьер Свято-Успенского храма, 1 апреля 2007 год
033- Фреска на Свято-Успенском храме, 1 апреля 2007 года

В настоящее время М.Е. Горбачев с 1-го Сентября 1890 г. состоит церковным старостою при приходской в Косине церкви и арендатором Белого озера, которое в 1888 г., по ходатайству крестьян села Косина, продано им Управлением Государственных имуществ, с разрешения Министерства, за тысячу рублей.

036-Водосвятная часовня святителя Филарета, 1 апреля 2007 года

Озеро, именуемое Святым, оставаясь во владении Государственных имуществ, кроме части, занятой церковными постройками, в 1889 г. с Высочайшего соизволения отдано в 24-х летнее арендное содержание Косинской приходской церкви.  Озеро, называемое Черным, остается во владении крестьян.

035-Могилы приходских священников Косина, 1 апреля 2007 года

В последнее время Косино значительно изменилось, благодаря особенно устройству на Рязанской ж. дороге платформы «Косино» в версте от селения; оно начинает принимать характер дачной местности. Пустынный путь, прежде ведший перелесками к Св. озеру, застроен красивыми дачками г. Пузакова и все охотно  занимаются; крестьяне  часть  принадлежащей  им земли кругом Белого озера и в др. местах разбили на участки и отдают под постройку дач и несколько таковых участков уже сняты и застроены. Церковно-причтовая земля в прекрасной лесной сухой местности также отдается целостию и участками под постройку дач. А так как в Косине имеются все необходимые условия для удобной дачной жизни: здоровый воздух, хороший  сосновый лес, еще в достаточном для дачников количестве сохранившийся, купанье, какого не найдешь ни в одной из излюбленных москвичами дачных местностей, удобства сообщения с Москвой, прекрасные окрестности и наконец прекрасный храм с постоянною в течение всего летнего времени службою при строго хорошем пении из хора г. Постникова; то с большою вероятностью можно предположить, что со временем Косино превратится в подмосковный дачный уголок, и в последние годы видимо увеличивается здесь число дачников, которыми были заняты почти все крестьянские дома.

037- Церковно-приходская школа, 1 апреля 2007 года

Таким образом село Косино, основанное в конце XIV столетия, принадлежавшее роду Великого князя  Иоанна Даниловича Калиты, именно князю Серпуховскому и его потомкам; в 1617 году, по царской грамоте, поступает во владение г.г.  Телепневых; в 1814 году чрез продажу - во владение Лухмановых, в 1851 г.  по Высочайшему повелению поступает в ведение Государственных имуществ, принадлежащими которому и доселе состоят крестьяне села Косина. Усадьба с боярскими постройками от времен князя Серпуховского, заменявшимися одни другими и при Телепневых, и Лухмановых, и составляя владения Государственных имуществ и учебного ведомства, неизменно сохраняла  характер помещичьей усадьбы и только с поступлением во владение г. Горбачева она несколько уже изменила свой характер вносом сюда фабричного элемента.

Такова история  и судьба села Косина, в период его пятисотлетнего существования с конца XIV по конец XIX века.************

___________________________________

* Собрание Госуд.  грамот.  No.40; Великие и удельные князья Северной Руси в Татарский пер.1238 -1505 г. Биограф. очерки  по первоначальным и главн. пособиям экземплярного т.II.

История серпухов. и в связи с Серпухов. Княжество Самсона 50-52 стр. История Соловьева т.II стр.144.

** Собр. Госуд. Грамот No.82; краткий Историч. очерк Моск. Рождественского девичьего монастыря - состав. Токмаковым стр.47.

*** Писцовые книги XVII века изд. Императорского Русск. Географ. общ. ч.1-я стр.42 и 43.

**** Историч. Матер. о церквах и селах XVI - XVIII ст.Вохонская десятина стр.57 и 58; писцов. кн. 9806, л.1031-1032.

***** Описание докум. в М. Архиве Мин.Юстиции кн.4-я  изд. 1872 г. стр.91.

 

****** Описание  тех  же докум. кн.1-я 1869 г. стр.129-я $ 1321.

******* Писц. переп. кн. 9813 л.457-458.

******** а) Село Косино, быв отдано во владение Василию Григорьевичу Телепневу по Государевой Грамоте в 1617 г., находилось во владении этого рода 197 лет, владение которого ничем не ознаменовано и не осталось никакого памятника их владения;  б) Г.г. Телепневы, владея Косином, имели в оном дом на берегу Белого озера, живали здесь и некоторые погребены на погосте близ деревянной церкви и доселе сохранились остатки некоторых памятников с надписями и в подвале под существующим в настоящее время теплым храмом.

********* Пожары, нередко бывавшие  и в последующее время, значительно препятствовали лучшему благоустроению быта крестьян Косина.

********** Г. Горбачев  имеет  в Москве ленточную фабрику и дом в Красном селе, в Ольховцах.

*********** Фабрика эта первая в Косине, на быт и благосостояние местных жителей пока не имеет никакого влияния, да едва ли и будет иметь.

************ В 1617 году, при записи села Косина по Государевой грамоте за Телепневым, значилось крестьянских да бобыльских 5 дворов, людей в них тож, чрез 275 лет в 1892 году значится крестьянских дворов 35; душ муж. пола 115, в этом числе есть несколько семей, перевезенных Телепневым из Калуж.  губ. и 1 семья переселилась из Петровско-Разумовского, когда там была открыта Лес. Академия.

 

038-Крокусы на кладбище, 1 апреля 2007 года

III.

 

Cвятыня, находящаяся в с. Косине

 

Древнейшею святынею села Косина почитается икона Святителя и Чудотворца Николая, имеющая  12,5 вершков вышины и 10,5 ширины, явившаяся по преданию в глубокой древности на  озере, получившем название «Святое»; на эту икону храмоздателем Д.А. Лухмановым в 1826 году сделана риза из чистого пробного золота. О бывших чудотворениях от этой иконы в древнее время сведений не сохранилось. От приходящих же богомольцев из отдаленных губерний многократно приходилось слышать, что в их местностях и доселе сохраняется от дедов и прадедов предание о явленной в селе Косине на озере иконе Святителя Николая, на поклонение которой они и хаживали и по молитвам Святителя получали благодатную помощь и все богомольцы из дальних местностей с молебствием Богоматери непременно соединяют молебствие к Святителю Николаю.

040- Могила, 1 апреля 2007 года
041- Могила, 1 апреля 2007 года
042-Кладбище, 1 апреля 2007 года

039-Могила, 1 апреля 2007 года

О самом Св. озере, находящемся в полуверсте от селения и окруженном лесом, существует следующее предание: «на том месте, где теперь озеро, в давнее время была среди лесов церковь, посвященная Божией Матери, устроенная поселившимся тут ушедшим из одного города, разоренного междоусобною войною удельных князей, старцем священником, уединение с которым разделял некто пустынник Букал и помогал священнику в совершении  божественной службы. Впоследствии Букал поселился на месте нынешнего Московского Кремля, где в то время был дремучий бор, среди которого он и жил, по временам  навещая своего друга Косинского пустынника. Однажды во время сна было ему видение, что на том месте, где теперь сосновый бор, возникнет город Москва, который понесет много испытаний от нашествия врагов и от пожаров, впоследствии же времени он прославится и будет выше всех городов русских. Долго размышлял Букал о своем видении и в таких мыслях пошел в пустынное Косино и поведал о своем видении старцу священнику. Тогда оба они вошли в церковь и со слезами молили Бога и Его Пречистую Матерь за православный народ русский и за будущий град Москву; священник начал совершать божественную литургию и во время херувимской песни над ним явилась Божия Матерь, церковь медленно стала опускаться в землю, из-под которой выступила вода и образовалось озеро, которое слывет теперь  в народе святым, возлюбленным Самою Божиею Материю, пустынник же Букал, бывший свидетелем сего дивного события, при начале опускания  церкви и всей этой части земли вниз отошел в сторону на более твердую почву, когда же церковь и окружавшая оную местность совершенно погрузилась и на этом месте образовалось озеро, он отправился в свой дремучий бор, на месте которого действительно впоследствии возник достопримечательный златоглавый Московский Кремль».

«Долго после ушедшей в землю древней церкви не было в Косине храма, но веровали, что под волнами озера не умолкает молитва святого старца за православный русский народ и за град Москву. На этом-то озере и явилась икона свят. Николая, во имя Которого и был устроен в Косине первый храм, но Косино, по народному верованию, всегда пребывало и пребывает под особенным покровительством Божией Матери».* Насколько имеет вероятия это предание или легенда в целом, сказать трудно, но вероятность происхождения озера от провала достаточно подтверждается круглым видом озера при твердом песчаном грунте впереди и сзади и даже по сторонам, где растет сосновый лес; что провал произошел несколько веков назад, наглядно подтверждается положением образовавшейся в окраинах озера трясины; нет сомнения, что должны пройти века, чтобы на окраинах озера нанос образовал столь твердый пласт, что он сделался способным в настоящее время к произрастанию деревьев и настолько велик, что со входа чрез оный устроен к часовне и купальням мост на протяжении 90 саж. Св. озеро очень глубоко и точно определить его глубину, вследствие  подводных пластов, невозможно.** По отзыву производивших измерение, посредине глубина доходит до 15 саженей, это озеро имеет ту особенность, что никогда не цветет, вода постоянно довольно холодная, свежа, вкусна, чиста и прозрачна. Все почти посещающие Косино богомольцы считают непременным долгом окунуться в водах Св. озера, несмотря ни на раннее время весны, ни на позднюю осень, когда вода начинает уже замерзать. Для купанья богомольцев устроены 4-ре купальни - две для мужчин и две для женщин.

004-Часовня и внутренний вид Николаевского храма

Мужские купальни в 1891 году были перестроены и значительно расширены. На средине площадки впереди купален со входа устроена в 1861 году довольно обширная часовня, взамен древней, пришедшей в совершенную ветхость. Сбор в поставленные в часовне и купальнях кружки идет в пользу церкви на ее украшение и на поддержку построек на Св. озере, требующих значительных расходов.

Платы за купание никакой не полагается и предоставляется доброму усердию богомольцев, посещающих сие св. место, своими даяниями способствовать к поддержанию и улучшению оного.***

Другую святыню составляет св. икона Богоматери, именуемая Моденскою. Икона имеет 1 арш. 3 в.  вышины и 10,5 вер.  ширины, древней иконописи, прекрасно сохранившейся. Богоматерь изображена стоящею с Предвечным Младенцем, Которого Она имеет на левой руке, поддерживая правою, обращенного лицом к народу и благославляющего правою рукою, а в левой держащего свиток. Эта св. икона, по преданию, пожертвована в Косино Императором Петром I-м, который в промежуток времени до перенесения своей маленькой флотилии на Переяславское озеро с реки Яузы, когда Измайловский пруд оказался для этого тесен,  перенес оную на белое Косинское озеро и здесь у восточного берега, где находились дом и сад владельцев г.г. Телепневых, были устроены пристани и верфь, следы которых сохранялись долгое время и бывшие старцы в 60-х годах хорошо помнили эти останки и показывали их. Впоследствии, когда Белое озеро сделалось уже ненужным для Петра I-го, и хотя оно недолго служило для его занятий, Царь не забыл Косино и посещал оное. В знак своего благоволения и по усердию к святыне села Косина, глубоко чтимой народом, он оставил церкви драгоценный дар: Чудотворную икону Моденской Богоматери.****

005-Моденская икона Божией Матери

В 1820-1828 г. на Св. Икону Богоматери бывшим владельцем и храмоздателем устроена серебряно-вызолоченная риза, украшена жемчугом и разными драгоценными каменьями; убрус на главе Ее унизан мелким жемчугом, также и одежда Предвечного Младенца; а одежда и платье Богоматери, начиная от убруса, украшены цветами из жемчуга, на главе и на плече Богоматери находятся звезды, усеянные алмазами. Впоследствии разными лицами из семейства Лухмановых пожертвованы на эту икону новые драгоценные украшения, как значится церковной описи. Третью святыню составляют части св. мощей разных угодников Божиих, помещенных в Святом Кресте, находящемся в иконе всех святых; в кресте напрестольном и в особо  устроенном ковчеге, которые служат в покров и защиту св.храма, здешней веси и всех приходящих на поклонение богомольцев.

___________________________________

* Сказание это помещено в Журн." Семейные вечера " за 1868 г. в февр.кн. в брошюре о Косине Толычевой и в описании Москов. святыни быв. Синод. Ризн. Архим. Иосифа, впоследствии схимн. Макария на горе Афонской.

** Верхний пласт состоит из самого  тончайшего  ила, весьма трудно осаживающегося. При постройке часовни и купальни вбивали кокоры в 22 арш. при виде 2-х саженей; по пробитии верхнего пласта  кокоры  опускались вдруг на несколько сажень, тоже было и по пробитии следующего пласта.

*** На св. озеро бывает из храма крестный ход в день преполовения и 1-го Августа для освящения воды; для какой цели, а равно для питья богомольцами воды, устроена особая Иордань.

**** Кн. описание Кускова и его окрестн.60-63.»

 

006-Календарь 2008

 

Обнаружив недавно распечатку этой брошюры среди книжек, я заинтересовался названием переулка на Остоженке, где в 1904 году в собственном доме находилась печатня А. И. Снегиревой.

Савеловский переулок, названный по фамилии одного из домовладельцев начала 18-го века, в 1922 году переименовали в Савельевский, в честь большевика Александра Савельевича Савельева-Шелехеса (1889-1919), активного участника Октябрьского переворота 1917 года, члена Хамовнических военно-революционного комитета и райкома партии большевиков.

В 1993 году переулок переименовали в Пожарский в память о находившемся поблизости в 1612 году штабе князя Пожарского. Дом № 11 на нечетной стороне переулка в 2009 году стал (по версии журнала «Forbes») самым дорогим в Москве по стоимости квартир.

А вот улицу Савельева в Хамовниках, названную в честь того же самого деятеля, переименовать забыли – пока, во всяком случае.

 

О том, что с Косино и его храмами стало дальше и дополненные сведения о том, что было раньше, можно узнать на официальном сайте прихода храма Успения Пресвятой Богородицы в Косино города Москвы. На нем размещена книга «У колыбели Москвы. История косинских храмов». Книга недорогая, приобрести ее можно в тамошней церковной лавке.

 http://www.kosino-hram.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=42&Itemid=62

 В книге, размещенной на сайте, предание о витязе Букале и возникновении Святого озера приводится в редакции священника Иоанна Померанцева, служившего в Косинских храмах в конце 19-го века. Так поясняет сноска в бумажном варианте книги. Однако протоиерей Иоанн Ильич Померанцев, скончавшийся от сыпного тифа в 1921 году, цитировал эту легенду из брошюры 1868 года г-жи Толычевой (см. выше). В списке использованной литературы в конце книги «У колыбели Москвы. История косинских храмов» значится: «Толычева Т. Село Косино. – изд.3-е. – М., 1886 г.». Так что сказание о витязе Букале, похоже, взято все-таки из книги г-жи Толычевой:

«История Древней Руси этого периода представляет собой печальную картину диких раздоров. Удельные князья борются друг с другом. Брат восстает на брата, нередко дети поднимают оружие на отца, отец на детей. Так протекают два столетия. Редко проходит год, о котором не сказала летопись: «бысть сеча зла». С умножением удельных князей положение ухудшилось. Уже совершилось убийство Святополком Окаянным святых князей Бориса и Глеба, уже растерзали киевляне своего святого князя Игоря…

В то смутное время в стольном городе Киеве делами своими прославился витязь Букал. «То прозвище было ему, а имя Вукол. Носить христианское имя он был недостоин и прозвище шло к нему лучше. В отваге с Букалом сравняться едва ли кто мог, но и лютость его безгранична была: он страха не знал, но и чуждо ему сострадание было. Без боли душевной и жалости в сердце разил он мечем и юных и старых, секирой рубил он детей и их матерей беззащитных… Букала корысть одолела: как тянет магнит железо к себе, и буйного витязя так привлекала добыча. Князь сильный – был друг для него, бессильный – источник наживы богатой: не шел он за правое дело и не был он верным слугой одного господина. А в редкое время затишья войны, был не прочь и заняться разбоем. В один из далеких походов Букал занемог. От передних рядов он отстал: и сила и бодрость ему изменили. А вот и совсем потерял он из глаз военную рать неспокойного князя. Леса, да болота кругом, не слышны военные клики… Собрал он последние силы, хлестнул своего боевого коня, но тут голова его закружилась, на землю упал он как мертвый… Когда он очнулся, то ветер лишь воет, да сосны качает; коня уже нет, и темная ночь наступила… И слышны вдали волков завыванья, урчание медведя… Голодная смерть впереди, или зверя лесного терзанья… Вспомнил забытого Бога Букал, вспомнил всю жизнь свою грешную и начал молиться… Но вот больной ли то бред головы, воспаленных ли глаз то обман, – вдали промелькнул огонек! Забилось надеждою сердце Букала, пытался он встать и пойти к огоньку, слабых сил не хватало. Совсем изнемогший к утру дополз он до двери хижины бедной и малой, в дверь стучится и молит: «Спасите ради Христа!».

Отворилась дверь и слышит он ласковый голос старца седого, и кроткие очи глядят на него. «Благослови тебя Боже, неведомый путник! Войди в мою хату, как в родственный дом! Коль наг ты – тебя я одену, а страждешь – тебя успокою!».

И долго и тяжко был болен Букал. Но старца заботы, молитвы, любовь во Христе, к жизни его возвратили. Но боле того: он спасся от смерти духовной. Тот старец – священник, не снесший позора родной стороны и храмов Христа разоренья. Он скрылся от бури войны и заветов попранья Владимира, князя святого, в леса непроходные, в место безлюдно и выстроил церковь себе в честь и славу Царицы Небесной. Безвестный, он тут молился за Русь, да вера Христова в ней вновь воссияет.

И старца заботы и кроткие слова очистили сердце Букала. «Я Бога забыл, но час вразумленья настал. Ты, старец святой, пред ликом Пречистыя Девы, мое покаянье прими!». Вошли они в церковь, что старец священник в хижине бедной руками своими устроил. Она и бедна и мала; из дерева утварь, сосуды… Все просто, убого, да Богу приятно.

Окончилась исповедь…

«Хоть тяжко грехов твоих бремя, духовный мой сын, но и милость Господня безмерна! Мои наставления ты не забудь и исполни – соделай плоды покаянья достойны».

«О добрый ты пастырь, мой дважды спаситель, – воскликнул Вукол, – пред ликом Пречистыя Девы обет я даю удалиться в пустыню и Бога молить за себя, за Отчизну, чтоб правды народ не забыл, не погиб, как былиночка в поле».

И старец священник молебную песнь совершил, да примет обет Пречистая Дева заблудшей овцы, вернувшейся в стадо…

Простился со старцем Вукол, пошел выбирать себе место для жизни пустынной вблизи Косина, как прозывалось то место, где спасся от смерти Букал и душой возродился. У быстрой, красивой реки, на холме, средь дремучего бора ему полюбилось место. Безвестным пустынником зажил он тут, постом и молитвою к Богу греховную жизнь заглаждая. Не столько за себя, за народа грехи, за его заблужденья молился Вукол. А в праздничный день в Косино он ходил, где священнику–другу служил и чтецом и певцом. Сей день проводили они в чтении слова Господня, да в мирной беседе. И вместе скорбели они за родную страну, за ее разоренье; казалось все им, что Господь в наказанье Руси ей страшную кару пошлет.

Прошло много лет… От прожитых годов, да от скорби душевной поседел и Вукол… Вот однажды в тот час, когда солнце склонилось на запад, все стихло в лесу, по обычаю встал на ночную молитву Вукол, на любимое место у пня векового огромного дуба. «О Господи, Боже, – молился Вукол, – помилуй народ, его душу любовью креста Твоего просвети, словесе Твоего чистотою очисти, и разума свет святого Евангелья даруй! О Мать и Пречистая Дева, Надежда, Покров, Утешенье и Радость для всех! Спаси, заступи и помилуй Ты грешных людей, погибнуть не дай Ты Отчизне!» Окончил молитву Вукол, и опять в его сердце закралось раздумье. Про Киев он думал: «Не вынесши распри, да войны, погибнет столица и мать городов! Что станется с Русью родимой тогда? – Ужели погибнет, лишь начавши жить, или по молитвам немногих избранников Божьих она возродится? Быть может, он думал, не Киев, а город другой воздвигнет Господь опорой и славой Руси». Опять на колена становится старец, молитвенны слезы текут из очей… И диво? – Он слышит неведомый голос: «Усердны молитвы твои услышала Дева и Матерь Господня! Взгляни!..» И видит Вукол: нет темного леса кругом, а на месте его чудный город стоит. Что Киев пред ним или самый Царьград, о котором слыхал он немало чудес! Взглянул он на бедную келью свою, что руками своими построил, – ее уже нет и следов: на том месте стоит храм Господень прекрасный и дивный.* Зубчатые стены кругом и с бойницами башни, средь них – все дворцы да соборы. А вдали за рекой золотые кресты на церквах и громада домов, – глаз не охватит всего… Наполнили сердце Вукола и радость и твердая вера, что сбудется дивно видение. Восторженный пал он на землю и слышит тот голос опять: «То верно, что думаешь, старец, про город ты сей! Он будет для Руси родимой твоей, что сердце для тела живого. От реки, что своею студеной струей поила тебя, получит он имя Москва». В видении том Вуколу раскрылась вся участь Москвы, ее слава и мощь. Но также открылись ему все ее и несчастья и беды: как злоба врагов, да народа грехи и неправды ее разоряли в конец. Он видел громадны пожары, народные бунты и восстания, мученья, да слезы невинных людей и крови потоки. Внимал непривычным он ухом на чуждом языке речам; у коварных неверных народов Востока жестокое рабство он видел,**народную присягу он слышал царю иноземному***. Казалось не раз, что конец приходил и чудному граду тому и Руси всей святой. Но неведомый голос Вуколу вещал, что Пречистая Дева возьмет этот град под покров Свой честной, и что в храме Ее не князья, как теперь, а великого царства России цари коронованы будут. И доколе Господь будет город престольный спасать, пока не иссякнет в нем вера, пока из народной среды возноситься не будет молитвы угодной избранника Божья. И слышит Вукол святыя молитвы отшельца от мира****, отдавшего Богу и юность и старость свою благочестную. Те молитвы святыя, вложившие мужество в княжье сердце*****, жестоких господ православного люда – неверных татар прогоняют. Так всяка беда и разор проходили, из народной среды порождая угодника Божия, сильного верой, молитвой святого… Долго то длилось виденье… Но вот видит Вукол: из славного града поспешно бежит весь народ, громадны обозы везут со скарбом домашним, и кони и люди смешались, от скорости бегства все давят друг друга, и город затем опустел; и вскоре его наполняют несметные полки чужеземного войска ******; верхом на коне с блестящею свитою едет их гордый, отважный, но сумрачный вождь. И вражье войско коней разместив по церквам и соборам, разбрелось на грабеж по домам. Поруганы мощи, святые иконы, престолы… Не снесши такого позора, Москва запылала… Огонь разливается боле, да шире, что волны морские. И сам неприятель поспешно оставил Москву. Огонь же все ходит по воле, что по полю ветер, или по дому хозяин–большак… «Гибнет, – воскликнул Вукол, – гибнет в конец голова городов всей Руси! Но где же тот праведный муж, чьи молитвы пред Господом приняты будут?» И взор напрягает он свой, но видит опять лишь бор свой знакомый, да бедную хату свою… Замолк и неведомый голос: кругом раздается хор пташек небесных, разбуженных яркого солнца восходом, да слышно о камушек бьется волна красивой и быстрой реки, что течет под холмом.

Облилось кровью сердце Вукола, картина красивая летнего утра ему не люба, не радует дивно виденье его. Он думает: «Господи Боже, что ж далее будет с родимой Отчизной моей и с городом тем, что стоять будет здесь? Его мне открыта на многие годы судьба, его еще нет, но дорог душе моей стал и сердцу он люб моему». Дрожащей рукой берет он костыль и идет в Косино…

Поведал пустынник Вукол наставнику все, что прошедшею ночью случилось с ним, и в ответ ему тот: «Помолимся вместе, мой сын, дерзновенно ко Господу Богу. Спаситель сказал: где собраны двое во Имя мое, там буду и Я между ними». Вошли они в церковь, и начал обедню священник, Вукол же на клиросе стал, и молитва святая неслась к Небесам. И вдруг Вуколу другое виденье: явилась в церкви Сама Госпожа Владычица неба, а ангелов хор запел херувимскую песнь. Не вынес Вукол святого виденья, недостойным себя он почел присутствовать более в церкви и около нее хотел он молиться. Лишь вышел он вон, как свидетелем стал великого чуда. Вдруг земля потряслась и церковь торжественно, тихо и плавно, при пении чудном невидимого хора святых евхаристии слов, начала опускаться и вскоре сокрылась совсем под землею… И тут же то место хрустальная волна залила. А озеро то, что чудесно явившееся вдруг схоронило в объятьях своих за родную Москву, за всю русскую землю пред Господом Богом и Девой Марией ходатая тепла, народ православный назвал «Святым».

Вукол, после сего дивного события вернулся в свою пустынную обитель, в свою хижину, на месте которой через сто с лишним лет, в 1272 г., первый Московский князь Даниил Александрович возведет деревянную церковь Спаса Преображения, как бы в знамение преобразования дикого бора в великолепную столицу.

_________________________________________________

* Собор Спаса Преображения на Бору в Московском Кремле (разрушен в 1933 году).

** Татарское иго

*** 17 августа 1610 года присягали польскому королевичу Владиславу.

**** Прп. Сергий Радонежский.

***** Князь Димитрий Донской.

****** Отечественная война 1812-го года.»

 

Небольшое дополнение:

«В Отечественную войну 1812 года в Косине стояла конница маршала Франции Мюрата. Французы разрушили много крестьянских домов, поместье Телепневых и старый дом Калиты, а в деревянной церкви устроили конюшню. Жители ушли в леса, началась партизанская война. Много французов полегло в косинских лесах. Два захоронения было в Косине: одно «у трех сосен» (недалеко от позже построенной железной дороги), второе - в болоте с восточной стороны села, после чего оно стало называться «Поганое болото». Так крестьяне ответили завоевателям.»

Отрывки из книги «Косино. Маленький уголок моей родины.», О. И. Трифиленкова.

 

008-Указ Президиума

Отмечу еще, что в 1984 году Косино стало частью Москвы, деревянную церковь времен Алексея Михайловича, сгоревшую в 1947 году, отстроили заново, два других храма восстановили и все вместе вернули Русской Православной Церкви. Моденская икона Божией Матери вернулась, а вот древняя икона Николая Чудотворца, явленная на Святом озере и изъятая из храма в 1940 году, пока нет. Но прихожане надеются и верят, что это непременно произойдет.

007-Собеседник

Не забыли и о косинском храмоздателе купце Дмитрии Александровиче Лухманове: в 2004 году в Кожухове, неподалеку от Святого озера, появилась Лухмановская улица, названная в его честь.

 

009-Косинские храмы, картина местного художника

Моденская – Косинская икона Божией Матери (описание):

«Икона представляет собой изображение Божией Матери в полный рост; на левой руке Ее – сидящий Младенец. Правой рукой Он благословляет, а левой держит свиток. Голова и плечи Богоматери покрыты мафорием (древняя одежда сирийских женщин – большое покрывало, наброшенное на голову и окутывающее почти всю фигуру).»

 

005-Моденская икона Божией Матери

Косинским храмам просто повезло, что настоятелем прихода в 1990 году назначили протоиерея Михаила Фарковеца. За 17 лет отец Михаил (ум.21.12.2007 г.) сделал очень многое, хотя многие ему и мешали (как могли). Вечная отцу Михаилу память и Царствие Небесное!

http://www.srcc.msu.su/bib_roc/jmp/08/07-08/10.htm

 

Так, 6 июня 1996 года небезызвестная газета «Московский комсомолец» опубликовала материал Анастасии Касьяниковой и фотографа Александра Корнющенко под названием «У «дачный» приход», которое в наше время (с учетом поставок афганского героина) приобрело вместо двойного тройной смысл.

009-Косинские храмы, картина местного художника

В статье с подзаголовком «Что держат у Христа за пазухой?» отца Михаила обвинили в разведении на кладбищенской территории свиней, коз, потенциальном загрязнении вод Белого озера и хозяйственной деятельности вообще. Вот как статья заканчивается:

«Но очередной сарай батюшка уже воздвиг. Под окнами с утра до вечера весело визжит бензопила: отец Михаил расчищает территорию. Ясно, что ни в одном другом приходе он бы так не развернулся – теснотища. Недавно бабули принесли ему старый план церковных земель. Если дело пойдет так споро, то храм в Косине по своим владениям не уступит Донскому или Новодевичьему монастырю.

Неуместная практичность берет вверх: в наше время лучше быть властителем земель, чем властителем душ. Да и отец Михаил, расхаживающий с сотовым телефоном, больше похож не на батюшку, а на его коммерческого директора. Почувствуйте, как говорится, разницу…»

Удачный приход

Комментарии, как (опять же) говорится, излишни. Достаточно доехать до станции метро «Выхино» (бывшая «Ждановская»), сесть на 602-ю маршрутку и через 15 минут посмотреть на то чудо, которое усилиями покойного о. Михаила восстановили из общественного почти нужника.

Обустроив церковную территорию, приход занялся благоустройством Святого озера.

Когда-то к озеру было несколько подходов и на нем даже ловили рыбу с резиновых лодок. Со временем подходы эти заболотились, но тогдашнему руководству совхоза имени Моссовета «торкнула» в голову «светлая» мысль построить на восточном берегу Святого озера насосную станцию для полива на соседних полях редиски. Чтобы трубы станции не утонули, место это пришлось хорошенько подсыпать песком. Вход со стороны насосной станции и стал основным пляжем для купальщиков.

Теперь вместо редиски на бывших совхозных полях выросли новостройки Кожухова, поливать их вроде бы ни к чему и насосную станцию снесли.

1 апреля 2007 года, в Вербное воскресенье, я решил Святое озеро навестить. Боже мой, что я там увидел. Берега завалены мусором, среди мусора стояли «девятки», хозяева которых тут же жарили шашлык, а хозяйские собаки купались в святой воде. «Пляж», правда, выглядел довольно чистым и даже нашелся один храбрый купальщик.

 
045-Девятки, 1 апреля 2007 года
046-Купальщик, 1 апреля 2007 года

 На противоположном берегу озера одиноким зубом торчала многоэтажка, построенная еще в советские времена. После вхождения Косина в состав Москвы территорию его предполагалось охватить массовым жилищным строительством, но оказалось, что почвы в Косине для этого неподходящие – карст. Так что после постройки дом этот года два стоял пустой: многие бились об заклад когда он рухнет. Но дом устоял и его заселили.

047-Подход к Святому озеру, 1 апреля 2007 года

Почему-то большая часть москвичей полагает, что купаться следует в Белом озере: возможно, связано это с тем, что его давным-давно освоили жители Выхина. Летними выходными днями Белое озеро напоминает банку, набитую шпротами. А поскольку люди, в отличие от шпрот, живые, то и состав воды в озере становится соответствующим.

 
048- Белое озеро, 24 июля 2010 года
050-Белое озеро, 24 июля 2010 года

049-Белое озеро, 24 июля 2010 года

С точки зрения косинцев, все эти купальщики – лохи обыкновенные серебристые. Купаться следует только в Святом озере, которое вообще является единственным водоемом в Москве, по-настоящему пригодным для купания.

051-Святое озеро, 6 августа 2011 года

Слово «косинцы», как мне кажется, является своего рода московским лингвистическим феноменом. Москвичи – они москвичи и есть: не придет ведь в голову жителям Таганки назвать себя «таганковцы» или жителям Беляева «белеявцы». А жителям Косина – придет.

Этим летом матушка вновь повадилась купаться в Святом озере и меня пригласила. Приехав, я был удивлен. «Девяток», собак и мусора – как ни бывало. Возможные пути подъезда охраняются вкопанными пнями, трава по берегам выкошена, вместо насосной станции построена часовня «Живоносный источник», неподалеку контейнеры для мусора стоят, утки прямо возле ног плещутся. Правда, они тут всегда плавали. Для тех, кто не в курсе, на столбе укреплен плакат с вразумляющим текстом. И – самое главное – немного народу и есть гордый знак, разрешающий купание, для Москвы почти уникальный.

052-Охранные пни, 6 августа 2011 года

 

059-Утка на Святом озере, 6 августа 2011 года
060-Кормушка для птиц, 6 августа 2011 года

056-Святое озеро, пляж, 6 августа 2011 года
057-Святое озеро, пляж, 6 августа 2011 года
058- Контейнеры, 6 августа 2011 года

053-Часовня Живоносный Источник, 6 августа 2011 года

 

055- Икона на часовне Живоносный Источник, 6 августа 2011 года

054-Святое озеро, 6 августа 2011 года

 

063-Плакат, 6 августа 2011 года
062-Подсохший берег Святого озера, 06 августа 2011 года

061-Святое озеро, тихий уголок, 6 августа 2011 года

 

Не все конечно в Косине (как и везде) гладко. Самый краткий путь к Святому озеру пролегает мимо бывших совхозных теплиц, на месте которых нынче хозяйничает некая контора, набитая среднеазиатскими рабочими. Одному парню нынешней весной рядом с ней горло перерезали, убийц (как водится) ищут.

064-Портрет парня, 6 августа 2011 года

Жители свежеотстроенного Кожухова также оценили Святое озеро. Одна дама пыталась обучить меня правилам в нем купания:

044-Кожухово, вид от Святого озера, 1 апреля 2007 года

-Нужно перекреститься и нырнуть с головой.

-Перекреститься, конечно, никогда не помешает, -заметил я.- Вот только для настоящего исцеления, многочисленные случаи которых описаны, сначала надобно помолиться перед иконой Моденской Божией матери, а уж только потом лезть в воду.

Дама недоверчиво улыбнулась.

Дело за малым: осталось восстановить дореволюционные купальни. Впрочем, это вопрос только времени.

 

 

002-Часовня и Иордан на озере в селе Косине

Анатолий Новак,

13 августа 2011 года

 


Комментарии
Dim Dimych06.12.14, 21:16
Очень интересно :-) 
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте