Горный район Ловозёрские Тундры / Горный туризм | Спортивный туризм | Пешеходный туризм

Гиперборея. Утро цивилизации, или Вдвоем по Ловозерским тундрам

15 - 28 июня 2009 г.
Пеший поход вдвоем по Ловозерским тундрам 15-28 июня 2009 (1 к.с)
Москва- ст.Оленегорск-Ревда- г.Аллуайв-пер.Гелогов-г.Ангвундасчорр-пер.Северный Тавайок-пер.Куфтуай-оз.Сейдозеро- р.Сейдъяврйок (брод) - г.Куйвчорр- г.Пялкинпорр -г.Сэлсурт-оз.Светлое-пос.Ловозеро-ст. Оленеорск-Москва
Москва Сейдозеро Ангвундасчорр Куйвчорр Ловозеро

…. Мы опять отправляемся вдвоем. Жалко, все заядлые друзья-походники  ходят преимущественно в августе, а отпуск у меня в конце июня, когда у приличных людей экзамены. Раскладку собирали как на высокогорный поход на Памир: одни сублиматы, в минимальном количестве. Таком, что даже увидевшие фотку этого количества форумчане сильно засомневались в нашем возвращении обратно.  Я не возражала. Вот только общий вес этим уменьшить не удалось:  8,5 кг заняла фото-видео-аудиоаппаратура, включая штатив. В общем, к началу похода у  меня было 20 кг, у Егора где-то 25.

Единодушно решив, что для пешего похода это много, но  гораздо лучше чем 40кг по тундре с катамараном и на этом успокоившись, дождались Ника с «Крокодилом» и водрузились в поезд.

В поезде до утра употребляли вино сомнительного происхождения и размышляли о превратностях судьбы, нас самих, друзьях, машинах, вездеходах, и на те немногочисленные темы, что мы еще не успели поговорить, общаясь друг с другом каждый день. Все-таки давним друзьям вдвоем скучно. Весь следующий день, пока шел поезд, занимали себя игрой в шахматы  ( с переменным успехом ) и отгадыванием кроссводров\сканвордов.

На станцию Оленегорск поезд прибыл в 9:25 по расписанию, только автобус до Ревды отправляется теперь не в 11:00, как написано на сайте про Ловозро а в 10-30, что даже лучше. В Ревде мы не отказались от предложения назойливых таксистов подвезти нас до рудника Карнасурта, шагать по асфальту вдоль дороги   - дело скучное.

В горах  - совсем другое дело!  Припекает солнышко, дуют северные ветра, журчат ледяные ручейки, искрятся снежники, на небе ни облачка. И даже не знаешь, как одеться: в куртке – жарко и льется пот, снимаешь – продувает  холодным ветром насквозь, хоть солнце греет не сдаваясь.  Идется бодренько, несмотря на то, что  в гору. Пробуем новые треккинговые палки, ежеминутно достаем камеру. Наснимавшись окрестных пейзажей, выдумываем  сюжеты. Немного отдохнули у цирка Раслака, поискали заброшенную штольню, но она оказалась глубоко под снежником. И тут перегревшийся на солнце Егор делает роковую ошибку, произнося: «Ну что это такое?  Куда мы попали? Я ехал в суровое заполярье, а это ж йух какой-то! Курорт называется…» … и началось!

Налетели большие и черные тучи….  Далеко в горах загремел гром, но слышно было так, как будто бабахают из артиллерийской установки,  по краям ущелий начал собираться зловещий туман, грозясь поглотить   все живое, небо почернело, окружающие скалы сразу стали черно-белыми и контрастными, как будто мы вступили в Мордор… Начался проливной ливень.

Поскорей преодолев перевал Геологов, задержались, лишь когда ненадолго прекратился дождь, заснять громадное отвесное ущелье над цирком Раслака, а пока еще позволяла погода и место, (попробуйте-ка найти ровное место, когда кругом сплошные камни!) поставили палатку. Ставится она за минуту, но за это время собиравшийся в ущельях туман пошел в атаку! Подняв глаза, мы уже не видели перевала, по которому прошли 5 минут назад – через него с бешеной скоростью неслись клубы тумана – я еще ни разу не видела чтобы он двигался с такой скоростью! Выглядело очень величественно. А скоро заволокло и все вокруг, и оставалось только закрыть глаза и спокойно  уснуть – разницы почти никакой. Но не тут-то было! Я уснула, но спокойно не получилось.

Посреди ночи ( напомню, ночь – это время, когда мы спим, не привязанное ко времени суток или освещению земли солнцем) палатка собралась улетать в Умбозеро.  Захлопав ветрозащитными юбками и сбрасывая с себя колышки и камни, она выгнулась всем телом и приподнялась… Но на наше внутри присутствие она видимо не рассчитывала, и это вынудило ее остаться на месте. В срочном порядке, пока сносящий все на своем пути ветер не лишил нас дома, пришлось вылезать на холод и переставлять палатку под углом, укрепив дополнительно.

С утра почти ничего не изменилось кроме того, что к туману добавилась дождевая взвесь, висевшая в воздухе и хорошо ощущавшаяся физически, хоть дождь с неба не падал. Перевалили через Кедыкверпахк (окрещенный нами Кердыквпах), идем в сторону Ангвундасчорра по приборам, ничего не видно за 3 шага вперед. Ветер на перевалах так и норовит вернуть нас туда, откуда мы пришли. И по закону подлости – всегда в морду. Сравнивая себя с хоббитами, мы шли действительно в Мордор, причем злобное око Саурона нас заметило и насылает всякие напасти, препятствующие продвижению. Мокрая взвесь в воздухе трансформировалась в серьезный ливень, а порывы ветра его буквально вколачивали в наши куртки, и прекращаться он не собирался. Камеру доставали урывками, она-то не водонепроницаемая! Только вот защищенный фотик еще вчера отказался включаться по неизвестной причине, подозрение было на отошедший от блока питания проводок.
    17 июня. На этот раз с утра совсем ничего не изменилось. Натягивая перед выходом абсолютно мокрую и совершенно холодную одежду, вспоминали анекдот про иностранца, пьющего с русскими водку: «…08.07 Отмечали день рождения. Много пили - чуть не умер. 09.07. Лучше б я умер вчера…»
     Холод сильный. Пошел какой-то мелкий полуснегоград. Вещи высушить невозможно, сухих уже не осталось, и по намеченному изначально маршруту через оз. Райявр решили дальше не ломиться, а дойти до пер. Куфтуай и спускаться вниз, где есть деревья и дрова – там теплее и высушиться можно. Вниз идем в ущелье Уэлькуай – по снежнику спускаться оказалось гораздо легче, чем прыгать по камням. А мы-то сначала их обходили! В ущелье красота неописуемая, под снежником начинается водопадом ручей Уэлькуай, попадаются первые деревца…
    Взгляду открылось Сейдозеро. А над ним-то небо чистое! Вот и Куйва от нас прячется – видно его скалу, но его самого скрывает туман. Чудеса… По мокрым камням вниз идем очень осторожно – скользкие. Суицид уже проехался на заднем месте – проделал дыру в новеньких мембранных штанах Marmot, а я слегка подвернула ногу. Наконец-то нашли хорошее красивое место для лагеря, даже костер развели чтобы посушиться, но по закону подлости тут же полил ливень. И продолжался всю ночь напролет, и весь следующий день. А в платке сухо и тепло, рыжий цвет создает подобие солнечного света, и натягивать холодную и мокрую одежду сырым серым утром было настолько противно, что за весь день мы вылезали из палатки только сами знаете, зачем ? :)

Наконец-то Сейдозеро! Путь до него был нелегок, продирались через буреломы, валуны и болота. Но оно стоит того, чтобы ехать за 1,5 тыс. км и идти к  нему через все это зло! Огромное, спокойное, дикое, со всех сторон окружено ущельями и скалами…  навевает размышления о бренности бытия и спокойствие духа.   А вон и Куйва… где же он?... Прячется! Взглянешь на скалу, увидишь знакомые очертания в тумане, а сфотографировать попытаешься – все, не различается уже никак. Дождь все еще моросит, но хотя бы тепло. Палатку ставим прямо на берегу озера. Деревья здесь высокие, удается развести костер  и даже просушить половину вещей и наполовину - ботинки.

Ура, с утра показалось солнышко! Тепло…  мы так этому рады, что засиделись в палатке до 17 вечера. В ущельях  время суток чувствуется лучше, чем на склонах гор – солнце скрывается за горами и становится темнее и холоднее. У нас появились силы любоваться красотами J Поснимали на камеру красивые ручейки и деревянные мостики, охотились за утками. Дождь сегодня шел всего пять раз – прогресс!

В ущелье Чивруай осталась единственная найденная нами неразрушенная изба.   .  (N67'47.528 E34’51.302) Сооружена была Архангельскими туристами в память о погибшем товарище. Изба имеет свой «бортовой журнал» и Интернет-дневник. А так же печку, двухэтажные широкие «нары» и запасы еды – макароны, соль, сахар. Все кто там побывает, в благодарность оставляют что-нибудь полезное или интересное. Мы тоже воспользовались гостеприимством избы, затопили печку. Сразу стало тепло, хорошо и никуда идти уже не хотелось… Но надо – в этот день прошли слишком мало. Оставили цветную «заламинированную» прозрачным скотчем карту Ловозер и репеллент «Гардекс» от комаров и мошек. В дневнике двумя днями раньше была запись туриста, что под избой живет горностай Миша. Но к нам он не вышел…

Спасибо тебе избушка!

Спустились опять к озеру, поставили палатку на песчаном берегу. (N67'48.070 E34’53.619)  Палатка рыжая, внимание хорошо привлекает. И привлекла егеря, который имеет свойство появляться в самый неподходящий для браконьеров момент, а именно – когда они спят. Мы хоть браконьерами не были, но в 12 утра тем не менее сладко спали. Как он подъехал мы не услышали, разбудил  только окрик «Есть кто живой?»

Промычав что-то обозначающее, что пока еще живы, мы выглянули, и нашему замутненному взору предстал мужичек  лет 40, представился егерем и задал несколько вопросов – как надолго мы тут, сколько нас, кто руководитель, когда уходим из заповедника и не видели ли мы тут еще кого. Напоследок запечатлел для начальства наши опухшие рожи и подтвердил отсутствие моста через Сейдъяврйок, но предположил что пройдем. Егор всю  последующую дорогу сомневался. А я засомневалась когда увидела этот самый йок…

Остатки моста плавали внизу по течению, рукав реки метров 200, течение быстрое, C виду глубоко и вода точно ледяная. На нашем берегу стоит высокий деревянный крест. И висят остатки навесного моста – натянутые покосившимися бревнами железные тросы через реку. Опоры для ступеней ржавели в воде.

Я попыталась пробраться по ним на другой берег. Тросы шатаются, ноги и руки разъезжаются, а внизу вода бурлит – с панталыку сбивает  - так и кажется, что сейчас булькну туда – выловят только в Ловозере.

Прошла почти до конца.. Но вот незадача, дальше два стальных троса сходятся вместе на одном уровне, и идти по одному,  а руками перебирать по другому не получается. Ну и пока я приспосабливалась продвигаться дальше, тросы сошлись вместе… и  я кувырнулась! Но рук не выпустила, закинув ноги продолжила движение, кося под лемура. Оказавшись на том берегу, поняла что здесь переправляться лучше не пробовать - скорее рюкзаки нас унесут, чем мы их перенесем.

Тем временем Егор нашел чьи-то калоши (не иначе как кого-то забрал Куйва), снял штаны и пошел совершать омовение в священном саамском озере.  А вода ледянющая! Сначала было холодно. Потом очень холодно… А потом уже все равно… Найдя наиболее оптимальную траекторию брода и замокнув до пояса, Егор бросился перетаскивать  рюкзаки, пока ноги и вовсе ходить не передумали.

Ура, все живы, и вещи целы! А в дневнике избушки турист, шедший перед нами написал что брод не нашел и развернулся…

После такого купания ноги Егора приобрели фиолетово-синюшный цвет, он срочно оделся и начал наматывать круги вокруг кострища в обнимку с фляжкой коньяка. А на небе выглянуло солнышко…. Как все же хорошо! J

Дошли до избушки егеря. (N67’48.908 E34’55.424) Со стороны Ловозера к ней сохранилась широкая просека, там проходила дорога от Мотки или зимник. Егеря на месте не было, мы немного отдохнули на приизбушечных пеньках, полюбовались зодчеством – вырезанными из веток и чурбачков фигурками. Оставшиеся полдня размышляли о плюсах и минусах такой работы – жить себе в лесу, природу охранять…

На северном берегу Сейдозера тропа периодически исчезала в болотах, и почти высохшие ботинки опять наполнились жижей. Встали опять же на берегу, между ручьем Куклухтнюнуай (Ктулхунюн) и вторым, поменьше. (N67’49.529 E34’50.888) Кто-то нарубил лапника, а мы как раз палатку на него поставили! Если приедет егерь, небось на нас подумает.

И он приехал! Как водится, опять ночью и опять не слышно. Нет, браконьерам определенно нельзя иметь оранжевую палатку. Проснулись мы от того что палатка тряслась, будто медведь ломится. Но зычный голос развеял сомнения, воззвав: «Есть кто-нибудь?». Это был уже другой егерь – помоложе и погрубее. Не успела я высунуть нос из палатки, как в него уперлась егерская «корочка». Как будто я что-нибудь спросонок различу, да еще и на таком расстоянии. Нет чтобы представиться… Жалко что  на первый вопрос: «Что вы делаете на территории заповедника?» я сразу не сообразила ответить что-нибудь вроде: «Ну как что  - зверей стреляем, рыбу глушим, лапник рубим!» или хотя бы «спим». После того как я сообщила, что у  его предшественника мы уже регистрировались, молодой человек утратил к нам интерес и отбыл восвояси, поинтересовавшись лишь, не встречали ли мы здесь кого-либо еще. А лапник не заметил J

С утра было редкостно тепло, солнце не заходило, времени еще много, устроили банный день. Я наверное поставила рекорд по скорости мытья J Остаток дня  просушивали все, что еще оставалось влажным, снимали красоты, играли в шахматы… Завтра предстоит подъем.

23 июня. Прощай, Сейдозеро! Ты сурово и прекрасно… И может быть, мы еще вернемся!

Особенно с учетом того, что мы нашли вездеходную дорогу практически к самому озеру! Она начинается в 400 метрах от нашего лагеря, после мостика через йок. По ней  двигаться гораздо легче, чем продираться по лесному валежнику (ну это без машины J) и через пару часов мы уже подходили к вершине. А какие виды открываются в хорошую погоду! Сказочно! И нет никого, только мы и горы, снежные вершины, озера внизу и северный ветер.  За Сейдозером виднеется Ловозеро, с вершины они кажутся такими маленькими! Сбоку шумит водопад, маленькие ручейки, стекающие с гор искрятся на солнце.

Солнце… очень скоро начало шпарить так, что мы опять не знали куда от него деваться. Оно же не заходит! А наверху, в высокогорной тундре ни деревьев нет, ни даже груды камней, дающих тень. Вот такая булыжниково-лишайниковая пустыня. Но на этот раз никто из нас не мог даже подумать неуважительно о погоде :D  Спасали холодные ручейки, встречающиеся довольно часто.

Идем мы, никого не трогаем… Впереди по мере приближения вырастает что-то непонятное. Сначала оно было похоже на громадный валун посреди бескрайне ровной поверхности. Потом  - на одинокую избушку…А вблизи оказался пепелац натуральный! (N67'51.395 E34’44.847) Вот уж богат Кольский этими артефактами… Да и обстановка похожая.. Похоже, некоторые Чатлане перепутали полуостров с родной планетой и высадились тут когда-то J

Поскольку вестей от нас не было с начала похода и будут еще неизвестно когда, решили «выйти на контакт» с горы Карнасурта, и заодно узнать по «специальным каналам», есть ли мост через реку Сергевань на пути к Ловозеру. Ведь если его не будет, мы опоздаем на поезд обратно! Ответ был обнадеживающим – мостик навесной, деревянный, в 2006 году еще был, но оставалось ему недолго. И есть ли он сейчас, никто не знает. Но мы решили рискнуть J В запасе было еще 4 дня.  В крайнем случае, если идти всю ночь, можно будет дойти обратно – к Ревде. Вездеходка ушла за гору, мы двинулись на восток.

Особенно Егору нравилось название горы – Пялкинпорр. За ней (перед вершиной Сэлсурт) обнаружилась такая грандиозная пропасть, как и на перевале Геологов, над цирком Раслака. У нас оставался контейнер от сухофруктов, и я заложила там  кешерский тайник. «У горы Сэлсурт». (N 67° 53.385'  E 34° 46.119') Но тогда еще не знала, что стоит пройти чуть дальше, за гору Кемесьпахкчорр, и взгляду предстанет картина еще грандиознее! (N67'54.752 E034'56.521) Такие же вертикальные стены обрывов, каменная пирамидка вершины, но взору открывается еще и красивейшее озеро Светлое у подножия, а за горой Вавнбед – огромное синее пространство Ловозера….

Здесь, на  северо-восточных склонах Ловозерских гор, найти защищенное от ветра и сухое место для палатки оказалось проще. Причем получалось даже с красивым видом из окна – выглядывая из палатки, казалось, что находишься над пропастью, еще шаг  - и низвергнешься вниз. Таких мест много, мы нашли и устроились на N67'54.623 E34’55.134.

Спуск без тропы, абы где – проблема, однако, занимающая почти весь день. То и дело попадаются крутые склоны, поросшие карликовыми березками и низкорослым кустарником,  и каменистые обрывы. Один раз даже попались на глаза следы жизнедеятельности медведя, и много раз – лосьи или оленьи «кругляшки».

Возле Светлого озера действительно начинается указанная в туристической схеме тропа на село Ловозеро (N67'55.193 E34'56.990). Тропа хоженая, широкая, можно надеяться, что мост все же есть. Хотя на Сейдозере мост тоже был. До этой весны…. Но  нам все же повезло. Он представлял собой такую же навесную конструкцию, как и та, по которой я перебиралась через Сейдъяврйок, только с еще оставшимися опорами и дощечками. Но перебираться по нему было чуть ли не страшнее чем по предыдущему. Он как начал раскачиваться и скрипеть при этом! А доски под ногами трещат, а впереди виднеютcя проломанные дыры! В общем, местечко то еще J Обязательно здесь виртуальный тайник сделаю.

Ну а дальше было все просто. Множество хорошо протоптанных тропинок, идущих иногда в разных, а иногда в параллельных направлениях. Вскоре появилась полуобвалившаяся ЛЭП, и дoрога стала шириной с автомобильную. Только вот следов, даже вездеходных, не наблюдалось… До села Ловозеро оставалось около 5 км, захотелось встать на стоянку на берегу Ловозера. До него рукой подать – слышны моторы проезжающих лодок – но не тут-то было! До воды оказалось сплошное болото. Тут же напали тучи комаров, и мы поспешно ретировались. Пришлось встать на другом озере, таком же торфяном и болотистом, но хоть можно было воды набрать.

С утра, подумав, что раз сегодня мы будем в городе, тропинка лесная широкая и сухая, я помылась,  переодела провонявшую пОтом одежду на постиранную… Как же я поторопилась!

Эта замечательная тропинка постепенно закончилась, и началось сначала заболоченное поле.. а потом и вовсе откровенное болото! Сразу за ним были видны многоэтажки городка. До последнего в этот день автобуса оставалось 2 часа. Болото было везде,  на горизонте слева виднелся вроде лес, но продираясь по нему, на автобус мы бы точно не успели. Остатки тропинки утопали в болоте… Ничего не поделаешь! Проваливаясь по колено в вонючую жижу, в еще с утра чистых носках и штанах, преодолели и это, последнее препятствие. Обернувшись, попрощались с последними пейзажами Ловозерских тундр, и ушли в город. Здравствуй, цивилизация. Не ждали ? J

Но уехать общественным транспортом до ж\д вокзала не удалось – информация 2006 года в Интернете о расписании движения автобусов устарела.  В 17 последний автобус из Ловозера в Ревду,

А из Ревды в 18 уже ничего не ходило. Такси взяло с нас 800р. А на вокзале в этот день билетов в Москву не было. Взяли на следующий день, переночевав недалеко от Оленегорска, на озере Пермусзеро.

Итоги. Это был первый наш пеший поход, и я считаю, что  мы с ним вполне справились. Но пока больше как-то не хочется J Неэффективно – идешь много и долго, а видишь мало. За эти дни мы прошли 147 км (по gps-треку), средняя скорость движения – 12-15 км\день. (По булыжникам, горам и непролазным чащам – медленнее, где есть тропа или вездеходная дорога, идется быстрее.) В плохую погоду идется дольше, зато потом долго отдыхается J Запаса еды хватило бы еще на 2-3 дня, хотя хлеб и чай кончились в первую же неделю. Очень помогли и порадовали сублиматы. Зато теперь знаем, сколько надо  брать на двоих, чтобы не переусердствовать как обычно. И знаем теперь наши пешие возможности. Проверили в жестких погодных условиях  новую палатку – Ferrino Synchro2, она с достоинством все выдержала – никаких нареканий. Камера Panasonic GS330 тоже на удивление не подвела – она ежедневно промокала, скапливался конденсат, ее сушили на горелке и костре – а она работала! Только иногда писала «обнаружена влажность, немедленно вытащите кассету!». Ага, по факту там было скорее «обнаружены лужи». После просушки работала, как ни в чем не бывало. В общем, зачет. Видео с нашей поездки. Еще мы научились пользоваться гамашами и треккинговыми палками (как же мы всю жизнь без них ходили?), узнали на практике отличия и преимущества мембранной одежды от обычной.  За эти 2 недели похода мы не встретили ни одного человека (кроме двух егерей, но их мы и ожидали увидеть), и это замечательно. Ловозерские тундры следами жизнедеятельности человека почти не обезображены. Исключение только Сейдозеро, массовый поток туристов не мог их не оставить. Ну а главное, разведали потенциальную возможность попасть на машинах к самому Сейдозеру! Может, когда-нибудь и попробуем….