поселок Волга / Водный туризм | Спортивный туризм | Самостоятельная поездка
 

Нижняя Волга. Дальнобойный байдарочный: Балаково - Каспийское море

4 - 27 июля 1999 г.
Команда 7 (9) человек прошла 1139 км за 25 дней Нижней Волгой - самый лёгкий поход по Волге!
 
Балаково - Каспийское море

  1. В О Л Г А - ОТ ИСТОКА ДО КАСПИЯ
  2. Путешествующий живёт четыре жизни: в одной он планирует путешествие, в другой совершает его, в третьей - вспоминает, а в четвёртой живёт, как все остальные смертные.
  3. Восточная мудрость
Группа тольяттинских туристов успешно завершила уникальный поход на байдарках по реке Волге, пройдя в три этапа 3 394 км от истока Волги до Каспийского моря.

Достижение цели - всегда радостное и, вместе с тем, немного грустное событие. Закончить достойно наш трехгодичный уникальный волжский поход в этом году вызвались 9 человек. Не скажу, что все участники были опытными туристами - 5 человек впервые сели в байдарку для совершения столь длительного путешествия. Это стало уже нашей традицией: не отказывать от участия тем, кто пока не имел возможности испытать себя на прочность, но при этом и не делать трагедии из того, что кто-то не смог выдержать испытание. В отличие  от предыдущих этапов, в этом году все участники прошли весь путь без особых проблем.

Подготовка к походу группы ограничилась тем, что мы трижды собирались для обсуждения деталей предстоящего похода и, в качестве тренировки, участвовали в Захаровском слёте, перейдя море на байдарках. Недостающее снаряжение предоставил клуб туристов “Лада” УСКБ. Спонсорами выступили профком завода и мэрия Тольятти.

Утром 3 июля теплоход “Валерий Чкалов” увёз в своих каютах команду из девяти человек от пристани порта Тольятти к месту старта. В три часа ночи следующих суток мы пришвартовались к пристани Балаково. Не особо шумя, чтобы не разбудить спящих пассажиров теплохода, выгрузили на палубу плавучего дебаркадера восемь пакетов наших четырех байдарок “Таймень”, девять рюкзаков участников похода и много дополнительных пакетов. Пока возились с разгрузкой и укладкой вещей, небо порозовело, и утреннее солнышко своими первыми лучами приветствовало нас на саратовской земле.
Первоначальный план доехать от пристани до плотины гидростанции на автобусах сразу же был нарушен. Как оказалось, водители автобусов именно на этот день объявили о своей забастовке, в связи с трехмесячной задержкой зарплаты. Недолго поразмыслив, приняли решение: собрать байдарки на берегу судоходного канала и, сделав небольшой крюк километров в пять, форсировать плотину со стороны водохранилища.
...Первые километры давались особенно тяжело новичкам-байдарочникам, но было заметно их сильное желание овладеть наукой работы веслами в первый же день. У самого молодого участника путешествия Тимофея Пимашева, которому не исполнилось на тот момент и 18 лет, появились от непривычки первые кровяные мозоли, но виду, что ему больно, Тима не показывал. А плотина оказалась не такой страшной, как мы ее представляли. Сорокаминутная тяжелая работа по переноске груза и байдарок из Саратовского водохранилища в Волгоградское сопровождалась шутками и восклицаниями: “То ли еще будет!..”
В 10 часов утра две трехместные и две двухместные байдарки стартовали вниз по течению от гидростанции, открывая для их экипажей неизведанные просторы Волги с ее красивыми берегами. Солнышко светило по южному ярко, было душно, и даже близость к воде не делала воздух прохладным. Любуясь волжскими чудными пейзажами, мы удивлялись природе: именно в первый день двух предыдущих этапов похода природа всегда одаривала нас дождичком, а в этом году что-то скупится. Ни тучки на небе, ни облачка. А ведь это было для нас всегда хорошим знаком - дождь за окном при наших встречах в Тольятти и обязательный дождь в первый день похода.
Прошло два часа работы вёслами после ГЭС, и лица наши расплылись в улыбках - природа вспомнила добрую традицию. Где-то за горой громыхнуло раз-другой, появилось облако, похожее на большой корабль, и по ровной, как зеркало, поверхности тихо текущей воды зашлёпали крупные капли мощного ливня. Нам даже не пришлось облачаться в штормовки - дождь шёл минут десять и прекратился так же внезапно, как и начался.
- Ну вот, - сказал, повеселев, инженер-технолог производства пресс-форм и штампов Олег Бабаев, - природа исправилась, теперь можно быть уверенным в том, что поход пройдёт успешно.
Наскоро перекусив на короткой стоянке, мы вновь отправились в путь к видневшемуся впереди городу Вольску - одному из крупнейших центров цементной промышленности страны. В этом самом пыльном, от нескольких цементных заводов, волжском городе закупили продуктов на четыре ближайших дня. Цены в магазинах, надо отметить, были несколько дешевле тольяттинских. Впечатление от этого, основанного в 1780-м году города осталось какое-то серое, как цементная пыль, покрывшая всё окрест: и дома, и деревья, и улицы, и прохожих.
Выйдя из последнего магазина, вновь, теперь уже с удивлением,  услышали громыхание с небес. Гром был посолидней и пораскатистей предыдущего. Поторопились к байдаркам. Запланированный на вольском пляже плотный обед пришлось отменить - по Волге прямо на нас катилась грозная стена ливня. Черное небо и разом почерневшая Волга соединялись сплошной серой стеной воды. Стоять и мокнуть под прибрежными деревьями среди бесформенных глыб бетона и каких-то вывороченных железок было не совсем уютно, и мы приняли решение: идти под ливнем дальше, воспользовавшись попутным ветром и волнами. Жуткий рассказ Марины Радаевой, впервые участвующей в столь авантюрном предприятии, о трагическом случае в Тольятти, где накануне нашего отъезда на водохранилище молнией убило рыбака в моторной лодке, мы приняли к сведению, но остановить нас это предупреждение уже не смогло.
Укрыв все вещи в байдарках целлофаном, и попрыгав в свои утлые суденышки, оттолкнулись от берега. Успели вовремя. Ветер и волны налетели с остервенением одновременно. Всё внимание и силы были направлены на одно: удержать байдарки на единственно верном курсе - вниз по течению.
Старожилы похода попадали в такие передряги и раньше, а вот новичкам пришлось поволноваться. Первое время, преодолевая страх, все визжали от удовольствия и “катались” на крутых попутных волнах: попав на склон попутной волны, стараешься на нём удержаться как можно дольше. Усилия на вёсла конечно приходится прикладывать большие, но прибавка в скорости стоила того.
Через полчаса природа решила усилить наши впечатления от общения со стихией и добавила... крупный холодный град - это в начале июля-то! Градины выбивали бешеный ритм на брезенте байдарок и козырьках наших кепок, больно били по голым плечам, спинам и коленкам. Резко похолодало. Лишь непрерывная мощная работа вёслами согревала наши бренные тела и души в этом диком буйстве стихии. Пристать к замусоренной набережной Вольска было опасно, и мы, кто как смог, укрывали себя от градин подручными вещами на ходу, не выходя из байдарок.  Досталось всем!
Наши байдарки остались одни на всей акватории Волги. Даже рыбаки на моторках быстро исчезли из виду, попрятавшись от непогоды в бухтах на обоих берегах. Флотилия, не слишком растягиваясь, подстраховывая друг друга, продолжала свой путь мимо скалистых уступов Змеевых гор на правом берегу.
Природа меж тем приготовила нам новый сюрприз: первая яркая длинная в полнеба молния, сверкнув прямо по курсу перед нами, ушла в высокую трубу на правом берегу. Гром над головами на миг оглушил своими раскатами всех путешественников. Смех и шутки как-то сами собой стихли. Шум дождя, свист ветра, высокие пенистые волны и эти страшные молнии, вонзающие свои жала то в левый, то в правый берег, придавали всему происходящему мистический ирреальный оттенок. Вакханалия в природе, казалось, длилась целую вечность...
Вспоминая сейчас тот первый день похода, все участники единодушны в оценке: это был один из самых трудных, но и самых интересных дней. Впервые участвующие по их единодушному мнению, научились управлять байдарками в экстремальных ситуациях на всю оставшуюся жизнь. Добавил опыта этот день и нам, старичкам.
На ночёвку встали уже в сумерках на острове Панинский, пройдя за день 62 км. Праздничного ужина не получилось - усталость валила с ног, и даже купание в вечерней прохладной воде не прибавило бодрости. Наскоро отужинав, уснули богатырским сном под мощный гул комаров над пологами палаток.

Утром второго дня похода дежурные, встав пораньше и приготовив завтрак, долго уговаривали молодых туристов проснуться. И, тем не менее, позавтракав, загрузив не просохшие за ночь вещи в байдарки, на маршрут вышли, как и наметили накануне, в десять часов утра.
Сообщение о прохождении первых ста километров пути было встречено аплодисментами и восторженными криками. Отметили это событие, не выходя из байдарок на берег, выдачей дополнительной шоколадки на перекусе. Шли, как и на предыдущих этапах, по проверенному временем графику: 50 минут - работа веслами, 10 минут - отдых в байдарках, через три перехода - перекус, с выходом на берег (съедали по кусочку хлеба с колбасой или сыром, по конфетке, иногда доедали оставшуюся от завтрака кашу, пили чай из термоса)...
На левом, пологом, заросшем деревьями берегу, проплыли крыши домов города Маркса, основанного в 1767 году по указанию Екатерины II для прибывших из Австрии и Германии переселенцев. При основании город, конечно, назывался иначе - Екатериненштадт. Потом ему придумали ещё более “благозвучное” название - Баранск. Современное название города, на наш взгляд, самое звучное, тем более, что через несколько десятком километров вниз по течению, против Саратова, стоит город.., правильно, Энгельс. Пройдя 63 километра без особых приключений и сюрпризов природы, встали на высоком левом берегу у домика рыбаков в одной из многочисленных проток. Красота берегов и чистое безоблачное небо настраивали на лирический лад.

6 июля запомнится посещением города Саратова. В нём мы остановились не надолго: дали телеграммы домой и в клуб туристов, попробовали местного мороженого и пива. Посещение города и, по традиции, краеведческого музея решили отложить на обратный путь - теплоход в больших городах на Волге останавливается на 3-5 часов. Перейдя Волгу, нашли хорошее место на берегу для стоянки. По утверждению некоторых краеведов, где-то здесь знаменитый разбойник Стенька Разин утопил свою княжну. Быть может,  помня сей прискорбный факт, а, возможно, пользуясь тем, что встали на стоянку пораньше, вечером устроили всеобщее купание с банными процедурами. Теплая солнечная погода в тот вечер позволила, наконец, высушить всё снаряжение. Легкий вечерний бриз сдувал с берега комаров и делал отдых приятным и веселым.
Вся походная жизнь для каждого из нас складывалась из каких-то небольших событий, ежеминутных наблюдений красоты волжской природы, переживаний, радостей и трудной, монотонной изматывающей ежедневной работы. Каждому запомнилось что-то своё.
На протяжении всего похода мы снимали видеофильм, фотографировали, вели дневник - бортовой журнал. Вот выдержка из записей, сделанных на третий день похода участницей всех трёх этапов и, наверное, единственной женщины в мире, прошедшей на байдарке всю Волгу, заместителем директора школы-лицея №67 Натальей Степановой:
 
Встали на стоянку в 19.35. Устали до чертиков, но настроение бодрое, так как сегодня будет долгожданная первая уха. На последнем переходе повстречали рыболовное судно, и наш капитан сумел договориться с капитаном рыбаков на обмен: шесть, ну очень крупных рыбин за бутылку нашей “Жигулевской”.
Рыбаки пожаловались, что чем больше чистят Волгу от мусора, тем меньше рыбы, а где бревна, доски, железяки - там рыбы больше. Если сказать по правде, я здорово струхнула, когда стояли у траулера - все боялась, что он тронется, и мы перевернемся... Нравится то, что ребята команды не ноют и не жалуются на усталость.

В тот вечер мы остановились в одном из многочисленных оврагов высокого правого берега. С одной стороны оврага нависал отвесный меловой скальный уступ, с другой - щебенистый крутой берег бывшего притока Волги. Уху откушали сидя за рыбацким столом на самом берегу Волги. Спать легли после полуночи. Прибойная волна своим шумом укачивала особенно уставших, но мешала спать тем, кто спит “чутко”. И тех, и других будили громкими звуками музыки на танцевальных площадках, проходящие мимо нас пассажирских теплоходов. “Го-лу-бая луна-а, голуба-ая...” - неслось над просторами ночной Волги, освещенной красивым светом бело-жёлтой луны...
Надо заметить, что Нижняя Волга изобилует большими полями водорослей на месте затопленных бывших прибрежных лугов. Мелководье пароходы, конечно, обходят по фарватеру, но мы спрямляли путь везде, где позволяли изгибы реки. Не всегда это себя оправдывало.

Пятый день похода запомнился всем тяжелым трудом на вёслах. На границе Саратовской и Волгоградской областей, после села Ровное, сокращая путь, мы зашли в протоку между островами и долго не могли найти выхода из настоящего лабиринта проток.
На имевшейся у нас не очень подробной карте, острова были обозначены чисто условно. Уже на закате дня, очень уставшие (прошли за день 76 километров) и проголодавшиеся, встали на ночёвку в не совсем удобном месте на левом берегу у села Белокаменка. Даже великолепный вид заката не вызвал восторженных восклицаний. Палатки были поставлены прямо на толстые стебли-корни тростника, ползущие по поверхности пляжа. Сил не оставалось даже на купание. Дежурные быстро приготовили ужин. Наскоро утолив жажду и голод, залезли в свои спальники. Спали мы все в ту ночь “как убитые”.
При свёртывании палаток утром, под одной из них обнаружили огромных размеров страшного серого паука. Реакция самосохранения была мгновенной - паук был убит веслом на месте, так, наверное и не проснувшись после ночной удачной охоты. Каково же было наше удивление, когда из разбитого его брюха во все стороны побежали... муравьи. Тут и не определишь сразу: вред или пользу мы нанесли природе, убив паука-муравьеда?

Старт в тот день был дан без задержки, не смотря на то, что большинство из нас за короткую ночь так и не смогли восстановить растраченные накануне силы. Но после первого часа работы вёслами мышцы вошли в привычное уже рабочее состояние. Красивые пейзажи настраивали на лирический лад, и за каждым очередным поворотом реки заставляли изумляться красоте неописуемой, старинные названия сел и деревень, расположенных по берегам, звучали как песня: Узморье, Иловатка, Нижняя Добринка.

На следующий день посетили знаменитый старинный волжский город Камышин. Основанный в 1668 году по указу царя Алексея Михайловича как город-крепость для охраны водного торгового пути по Волге, Камышин произвел на нас неизгладимое впечатление своим музеем. Здание музея, построенное в 1901 году в стиле русского барокко, само по себе является памятником, к богатой же экспозиция музея все проявили неподдельный интерес и узнали об истории края очень много интересного. Именно у Камышина в давние времена был волок из Волги в реку Иловлю - приток Дона. По указу Петра I была предпринята, правда, безуспешная попытка соединить реки каналом. Прогулка по улицам города и даже знакомство с некоторыми из горожан, проявившими интерес к нашему походному виду, оставили впечатление.

Ночная стоянка у Камышина запомнилась великолепным ночным хором лягушек, красивым закатом и восхитительным восходом. Утро преподнесло новый сюрприз. На вопрос: “Как спалось на новом месте?” – Марина Радаева - секретарь начальника цеха № 44 СКП, собирая палатку, ответила:
- Да как-то жестковато показалось, земля больно твердая и бугристая.
Через секунду утреннюю тишину нарушил удивлённый вскрик - под палаткой у путешественниц, оказалось, ночевала средних размеров водяная гадюка... Принцесса в сказке, помнится, горошину почувствовала, а нашей Марине, стойко и с улыбкой переносящей все тяготы и лишения жизни походной, свёрнутая в клубок гадючка “жестковатой” показалась!

Следующие два дня мы любовались просторами водохранилища, красивыми обрывами правого берега Волги. Прошли мимо, увы, не очень нарядных деревенек: Караваинки, Горного Балыклея, Суводской, Горной Пролейки, Горно-Водяного...
Множество старинных деревень затоплено Волгоградским водохранилищем. Большие сёла были перенесены на гористый берег, но так и не восстановились в своей былой красоте. Редкие поля бахчей знаменитых “дубовских” дынь привлекали внимание своей сочной зеленью на фоне серо-коричневого пейзажа правого берега, но мы уже знали: дыням пока сезон не пришёл.
В селе Песковатка закупили продуктов на очередные четыре дня, чтобы не тратиться в дорогом Волгограде, покатались в последний раз на крутых волжских волнах водохранилища, и 12 июля в 18.40 выбросились на бетон последней, самой мощной из восьми волжских гидростанций - Волжской ГЭС имени, почему-то, XXII съезда КПСС. Переноска байдарок и груза заняла часа полтора. По традиции мужчины нырнули в последний раз в Волгоградское водохранилище перед плотиной, а вынырнули всей командой...  за плотиной уже в русле Волги. Так, по крайней мере, снят этот эпизод нашей видеокамерой. Справа по ходу начинался промышленный район Волгограда, слева и посреди Волги наши взгляды притягивали чистые песчаные пляжи островов. Позади остались 530 км, пройденные, в основном, по стоячей воде водохранилища.
Встали биваком на одном из заросших лесом островов. Шум и скрежет механизмов на заводах Волгограда всю ночь напоминали нам, что мы близки к цивилизации, от которой успели отвыкнуть.

Утром, после короткого перехода, причалили к пляжу Волгограда, недалеко от знаменитой панорамы Сталинградской битвы. Не успели выйти на берег, как к нам стремительной походкой подлетела моложавая экзальтированная дамочка. Показывая на красный флажок с серпом и молотом, развевающийся на корме байдарки “Ники”, сказала скороговоркой:
- Здравствуйте! Какой красивый флаг у вас! Как здорово увидеть своих людей и среди туристов. Откуда идёте? У вас спортивный агитационный поход?.. 
Мы с трудом поняли о чём идёт речь. Оказалось, она нас приняла за плывущую по волнам Волги агитационную партийную ячейку. Модно сейчас, знаете ли, акции проводить. В Астрахани, кстати, мы встретились с теплоходом, с которого освящали воду всей Волги - тоже агитационная акция. Чище Волга от этого не станет, но шуму теплоход по волжским городам и мэриям наделал много – живы еще Остапы Бендеры наших дней. Но - это так, к слову. Попытались объяснить мадам: что, да, у нас спортивный агитационный поход, но пропагандируем мы здоровый образ жизни. А красный флажок на байдарке потому, что был изготовлен и поднят капитаном на флагштоке “Ники” в 1987 году. Ну, нет смысла его перекрашивать в другие, более модные цвета, только потому, что некто в Кремле захотел сменить серп и молот на двуглавых орлов. Да и красивый цвет, чёрт побери! Виден на воде издалека.
С лица дамы бальзаковского возраста медленно стекла восторженная улыбка, и вместо неё на лице застыла гримаса разочарования.
- Ну, ладно, всё равно - всего вам доброго! - Сказала дама на прощание. И на том, спасибо, уважаемая!
Сообщив в телеграммах о прохождении Волгограда в соответствии с графиком, покупавшись, пошли дальше по течению.
Волгоград вытянулся вдоль Волги на 70 километров, но мы ушли в левую протоку, спрямляя путь. После плотины Волгоградской ГЭС на реке становится заметным течение, которое помогало отныне нам быстрее продвигаться вперёд. Волга течёт там в своих природных естественных берегах. На участке пути до Астрахани (500 километров) Волга с ее левым рукавом Ахтубой образует обширную Волго-Ахтубинскую пойму, ширина которой достигает в некоторых местах более 30 километров. Это одна из крупнейших и плодороднейших речных долин земного шара.

14 июля, используя попутное течение и хорошо отдохнув накануне, поставили рекорд прохождения за один день - 80 километров. Но особой усталости не наблюдалось - 11 дней переходов закалили нас физически и эмоционально.
Уместно заметить, что мы старались разнообразить наш быт. Каждый вечер запомнился не только усталостью: были и традиционный “приём в матросы”, впервые участвующих в походе, вкуснейшая праздничная уха из севрюги, “пионерский костёр”, праздничный концерт, подготовленный нежной (но не слабой!) половиной команды, в честь “23 февраля”, были и тихие вечера у костров с воспоминаниями о былых походах…
На ходу не обходилось без шуток и песен. Появилась даже своя передвижная “радиостанция” - “Радио-Торчок-Плюс”. Стараниями “ди-джея” токаря прессового производства Романа Жиганова, впервые участвующего в походе на байдарке, и его “импресарио” - социального педагога школы-лицея №67 Натальи Щиновой -“Маленькой”, которая стойко прошла два этапа похода, до нас по утрам доводилась последняя информация из мира кино и других миров. Разносило эхо над Волгой современные шлягеры, предпочтение среди которых отдавалось всё же песне Олега Митяева.
- Послушай, приятель, ты не был в Тольятти... - пели мы, и появлялась маленькая такая гордость за волжский город, в котором живут такие сильные люди, впервые покоряющие всю Волгу. И становилось чуточку грустно от того, что флотилия всё дальше удаляемся от нашего красивого города.

Чем ближе подходили мы к Астрахани, тем больше требовалось внимания к окружающему нас живому миру. Вызывали восхищение своими размерами орланы-белохвосты, размахом своих крыльев достигающие трёх метров. Интересно было наблюдать окрашенные во все цвета радуги стрекозы, которые не встретишь в наших лесах и лугах. Но возникла и опасность. Перед тем, как выйти на берег, стало нормой внимательно осмотреться. Речные гадюки и ужи на песчаных берегах были в изобилии везде, куда бы мы ни приставали.
Одну из таких хозяек красивого песчаного берега, где мы намеревались провести предстоящую ночь, пришлось долго вначале просить уползти подальше, а потом прогонять. Она никак не хотела плыть на противоположный берег, шипела и принимала угрожающую позу. Вид ядовитой гадюки с высоко поднятой, как у кобры, головой на фоне тёмной вечерней воды в лучах заходящего солнца был восхитителен. Такой она и останется навсегда в нашем видеофильме - опасной, упрямой и красивой хозяйкой берега. В конце концов мы всё же “уговорили” хозяйку на время поменять левый берег на правый - Волга в том месте не слишком широкая, думаем, что она благополучно пересекла реку.

Нашему юнге Тимофею всё же пришлось одну ночь провести в палатке с маленьким ужом. Хорошо, что Тима об этом узнал только утром, когда стал собирать свои вещи. Как и когда уж заполз в палатку, осталось невыясненным, но Владу Полторацкому, так же впервые участвующему в байдарочном походе, пришлось долго ловить его в складках палатки. Попав в воду, уж, не раздумывая, рванул на противоположный берег протоки - видимо всё же сырой песок в траве на берегу ему более подходит для отдыха, чем сухая палатка с изредка всхрапывающим Тимошей. Натерпелся страху за ночь, наверняка, бедняга. Мы имеем ввиду, конечно, ужика.
О комарах особо распространяться не будем: кто бывал в Карелии, тот нас поймёт, кто не бывал - тому и не интересно. Разница между ними только в размерах: карельские комары - это дети в сравнении с каспийскими. Заранее предвидя такую напасть, мы взяли с собой палатки, плотно застёгивающиеся на молнии и не оставляющие комарам ни какой надежды пробраться ночью к нашим бренным телам. А ещё удивил тот факт, что вечером комары появлялись в одно и то же время с точностью до 3-х минут - часы можно было сверять по ним. После того, как наступал “час икс”, находиться вне палатки становилось невозможным. Костёр и дым их только раздражал, и комарихи становились ещё более агрессивными.

На четырнадцатый день похода прошли стоящее на высоком обрыве правого берега село Никольское, где делают остановку все туристские и пассажирские теплоходы, идущие по Волге. На обратном пути мы тут купили себе в качестве живых сувениров степных черепах.
У этого села в 1893 году произошёл обвал обрывистого берега на 600 метров в длину. Берег этот и сейчас представляет собой опасность для моторок и байдарок своим крутым песчано-глинистым уступом.

18 июля пересекли границу Астраханской области и республики Калмыкия и тут же были атакованы со всех сторон рыбаками-браконьерами. Если теперь нам зададут вопрос, почему в Волге не ловится ценная рыба - осётр, белуга, севрюга? -  мы ответим однозначно: потому что её всю вылавливают на двенадцати километрах Волги, которые приходятся на территорию Калмыкии.
Впечатление такое, что река поделена на секторы, в каждом из которых промышляют две-три моторки. Предлагали нам любой величины ценную рыбу прямо на ходу. Икру свежую и солёную, в банках и в полиэтиленовых пакетах. Не в силах более сдерживать натиск продавцов, согласились купить у одного из них севрюгу за 85 рублей длиной более метра. Вкуснейшая уха и жаркое на второе получилось для девяти человек на ужин и завтрак!  
С удовольствием позавтракав таявшей во рту севрюжкой, и посетив единственное калмыцкое село на Волге - Цыган-Аман, как и было задумано ранее, свернули налево - в одну из проток, соединяющих Волгу и Ахтубу. Нашей целью было посещение села Селитренного. В этот и половину следующего дня перед капитаном-штурманом команды была одна задача: вывести флотилию через множество проток, не заблудившись, к намеченной цели. И это удалось сделать. После нескольких часовых переходов мы увидели на высоком левом берегу Ахтубы большое село. Оставив байдарки у воды и предупредив местных мальчишек, что в байдарках ничего ценного для них нет (что было почти правдой), мы пошли искать место старинного города Сарай-Бату, который более 800 лет назад был столицей Золотой орды и представлял собой один из самых больших и цветущих городов того времени.
Через два километра нашему взору предстала холмистая местность, без единого дерева и кустика. На месте великолепных в своём убранстве, украшенных лепниной и изразцами многоэтажных дворцов - холмики мелких осколков кирпичей и глины. Вместо прохладных искусственных бассейнов с прозрачной водой - ямы, наполовину занесённые песком и мелкими фрагментами глиняной посуды. Наши попытки отыскать для себя ценный сувенир на поверхности ни к чему не привели - слишком много любителей старины прошло по тем холмам.
И, тем не менее, у каждого из нас остались “на память” мелкие кусочки изразцов и даже приличный фрагмент водопроводной трубы из обожжённой глины, какие применяли в то время для наполнения бассейнов и снабжения города питьевой водой.
22 июля, оставив позади более одной тысячи километров волжских просторов, прошли последнее бетонное сооружение на Волге - вододелитель у города Нариманов, предназначенный для подъёма воды в многочисленных протоках дельты Волги для прохода ценных пород рыб во время нереста.
В тот же день мы прибыли на остров Джиргак, где была ещё до похода назначена встреча с представительницей комитета по физкультуре, спорту и туризму Астраханской администрации. Так как график прохождения маршрута мы опережали на день, 23 июля для команды был выходным днём. Купались, загорали, совершили небольшую экскурсию на байдарках по протокам у острова. И благодарили природу, что вынужденно задерживались на острове - километров в пятидесяти к югу, там где ждала нас Астрахань, весь день громыхало и лил дождь. Вечером приехала на “метеоре” из Астрахани Оксана и мы поняли, что достойное завершение путешествия нам гарантировано. Дело в том, что от Астрахани до Каспийского моря дельтой Волги нужно идти около ста километров и возникала проблема: как вернуться назад в Астрахань с байдарками? Оксана организовала нам автобус, договорившись с туристской фирмой “Белый город”, за что мы благодарны и фирме, и Астраханской администрации...  
Перед самой Астраханью, не отказали себе в удовольствии посетить пригородный посёлок Приволжский, где побывали на улице Пальмиро Тольятти.
Мы с уважением относимся к мнению части жителей Тольятти о переименовании нашего города, но, согласитесь, такое красивое название в России можно встретить чрезвычайно редко. В качестве реплики: почему-то никто из жителей города Тольятти не возмущается, живя на улице имени бандита Степана Разина! Но - это уже тема для отдельного разговора...
24 июля чистенькая, умытая, сверкающая своими золотыми куполами на старинном кремле, построенном в 1582-1589 годах, Астрахань приняла в объятия своих улиц путешественников. Отметившая 441 год со дня своего основания, “азиатская Венеция” - в городе более 30 мостов, упоминается в летописях XIII века, но расположена старинная Астрахань была в 12 километрах от нынешнего места. Прогулка по городу была непродолжительной, но насыщенной впечатлениями. В Астрахани, сами того не желая, огорчили таких же сильно уставших туристов из Волгограда, причаливших следом за нами к набережной. Узнав о пройденном нами маршруте, и о том, что расстояние, пройденное ими от Волгограда за три недели, мы преодолели за 10 дней, волгоградцы были весьма опечалены. Конечно, наши рваные байдарки и не очень новое снаряжение выглядели на фоне волгоградских, прямо скажем, не лучшим образом, но... важны не внешний вид, не форма, а результат!
В день нашего прихода несколько военных кораблей Каспийской флотилии делали манёвры, готовясь к параду в честь Дня Военно-морского флота. Жаль, но к идее заночевать на острове в городе, чтобы увидеть этот праздник на следующий день, мы отнеслись скептически - отпускных дней оставалось мало, а предстояло ещё дойти до Каспийского моря и вернуться обратно. Заночевали мы, пройдя Астрахань, на одном из островов у левого берега пригорода, недалеко от аэропорта.
На следующий праздничный день - никто из нас не имел никакого отношения к военно-морскому флоту - прошли 51 км по одной из многочисленных проток: Кизань-Камызяк-Артельная-Никитинский банк. У одного из сёл протоки - Жанааула, были атакованы пьяной кампанией, далеко не бывших военных моряков, на моторной лодке. Наши утлые судёнышки моторкой можно было перевернуть без усилий, и защитить себя мы могли только веслами, но, к счастью, всё обошлось. Местные поехали, вероятно, за подмогой, а мы продолжали путь, отменив своё прежнее решение стать на околице этого села вниз по течению. Продолжения инцидента не последовало. Это было единственное проявление враждебного отношения к нам коренных жителей в этом году.
26 июля вечером мы, наконец, прибыли на конечную точку нашего маршрута - дебаркадер фирмы “Орлан - Белый город”, где нас ждали туристы из Астрахани. Это был последний остров в волжской протоке. На почётной стене того дебаркадера теперь висит наш сувенир - красочное панно с видом Тольятти и вымпелы клуба туристов, а все отдыхающие туристы, рыболовы и охотники в минуты неги могут изучить историю строительства нашего завода и этапы развития профсоюзной организации АО “АВТОВАЗ”.
Цель, к которой мы стремились три года, была достигнута - впервые на байдарках была пройдена вся Волга от истока до Каспийского моря. 3 394 км мы преодолели за 66 ходовых дней. Вечером по этому поводу состоялся праздничный, но немного грустный ужин. Вспоминали все три этапа похода, в которых участвовали в разное время 18 человек. Сумели же пройти весь маршрут только трое: Наталья Степанова, Олег Бабаев - прошедший, кстати, в третьем этапе на своей байдарке “АсСоль” более 800 км в одиночку, и автор этих строк Николай Шестерин. Понимая, что это уникальное путешествие уже ушло в историю, мы вспоминали особенно интересные моменты, строили планы на будущее.
Далее дельта Волги представляет собой 30 км затопляемых сплошных зарослей тростника, чилима, лотоса и песчаные острова, видные над поверхностью воды на 10-15 см. Вообще же интересно отметить тот факт, что протоки, впадающей в Каспийское море под именем Волга нет, а есть более 600 крупных и мелких проток, соединяющих Волгу с Каспием, но у каждой протоки своё имя.
На следующий день мы совершили радиальный выход на поля цветущего лотоса - “каспийской розы”, на который приезжают полюбоваться туристы со всего мира. Любой желающий российский житель сегодня так же имеет возможность насладиться этим зрелищем и поохотиться в дельте Волги, но необходимо купить путёвку в одной из туристских фирм Астрахани - можем дать адрес всем желающим охотникам и рыболовам. Условия для отдыха там хорошие.
Великолепие огромных цветов с тонким нежным запахом было подарком природы всем участникам похода к завершению его. По такому случаю была вскрыта бутылка “Тольяттинского Шампанского”, специально взятая нами в Тольятти для этого, и над всем этим великолепием волжской дельты зазвучала песня о Тольятти...
Дорога назад началась с происшествия. Астраханские туристы договорились с капитаном идущего вверх по течению буксира о буксировке байдарок до села Кировского, где на следующий день нас должен был ждать автобус из Астрахани. Не имея никакого опыта хождения на буксире, мы привязали свои байдарки к борту “абы как”. Расслабились. Буксир набрал скорость, ...и байдарка “Ника”, нырнув носом в бурун от винта, перевернулась со всем своим грузом и капитаном. Благо, верёвка была тонкая и лопнула, не выдержав нагрузки. Спасательные работы были проведены вовремя и не было утеряно ни одного предмета из снаряжения, но ощущение безысходности и страшной досады (прошли всю Волгу без происшествий, и вот - нате вам!) осталось в сознании до сих пор. Мокрую пострадавшую байдарку и её капитана, вашего покорного слугу, вытащили на палубу буксира, и, с шутками, пошли дальше. Капитан буксира, правда, сильно напугался и матерился очень. Жаль, дневник оказался подмоченным, но прочесть, что там написано можно...
Дорога от села Кировского до Астрахани проходила в цивильных условиях. Мы поблагодарили администрацию Астрахани за содействие, вручив им большую красочную книгу о Тольятти, и книгу с историей строительства ВАЗа и становления профсоюзной организации. Вымпелы с эмблемой клуба туристов “Лада” с удовольствием принимали все туристы, с которыми встречались в путешествии, капитаны теплоходов, на которых мы шли к местам старта и возвращались домой. Все просили прислать фильм о походе. Так что нашим спонсорам, кроме искренней большой нашей благодарности мы сделали и рекламу по всей Волге, как и городу Тольятти.
На обратном пути теплоход “Лев Доватор” делал остановки в больших городах, где мы с интересом осмотрели памятник-ансамбль легендарного Мамаева кургана и панораму “Сталинградская битва” в Волгограде, посетили богатейший краеведческий музей Саратова. Интересно было узнавать места волжских берегов, мимо которых мы прошли несколько дней назад...
Закончился поход, закончилась наша маленькая жизнь, связанная с Волгой. Остались светлая память о прекрасных днях, наша крепкая дружба, 10 часов видеоматериала к будущему фильму - ищем профессионала, чтобы смонтировать его, и остался опыт, позволяющий нам готовиться к следующим, более продолжительным и трудным походам. В планах: байдарочный поход за один отпуск по всему Дону (1 870 км), по Уралу...

Рек в России хватит на всех. Присоединяйтесь! Впереди ещё много маленьких жизней в этой большой главной жизни. Важно, чтобы все они доставляли радость. А это уже зависит только от нас самих…

О путешествии написал автор идеи и руководитель похода председатель профкома производства пресс-форм и штампов Николай Шестерин



Комментарии
Команда 1999 
Роман Жиганов, Олег Бабаев, Наталья Степанова, Влад Полторацкий, Николай Шестерин, Марина Радаева, Наталья Щинова (Маленькая), Тимофей Пимашов.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте