Бийск - Смоленское - Новотырышкино - Солоновка - Березово - Медведевка - Солонешное - Искра - Топольное - Тог-Алтай - Черный Ануй - Верх-Ануй - Яконур - Усть-Кан - Ябоган - Ело - Туекта - Онгудай - Иня - Акташ - Улаган - Балыктуюль - Кату-Ярык - Коо. А обратно по Чуйскому до Бийска.

Открытие Алтая

А открывал я его для себя и еще для нескольких человек.

Сразу предупрежу: рассказ (скорей фото отчет) пишу в первый раз. Жаргона полно. Учителя орфографии, а тем более синтаксиса - дорога вам открыта в лес... Пояснения к фотографиям расположены сверху если они есть.
Очень давно мечтал вырваться из города. За 4 года ни разу не был в отпуске. Работаю на частника… Ну вы понимаете. Сам живу в Бийске. И вот с начала 2011 года мечта начала превращаться в цель благодаря двум паренькам из Омска. Познакомились мы (я и родная сестра) с ними через интернет. Все вместе играли и общались в одной известной многим заядлым геймерам России онлайн игре. Началось все с того что парни изъявили желание приехать к нам летом. Парни эти братья двоюродные Серега и Гаврил. И я начал думать куда поехать. Сначала хотел не заморачиваться и поехать на Чемал или немного дальше. Начал копать интернет и выяснил что Чемал это «попса». И мне попалось пара рассказов по маршрутам как мой, только один в обратном направлении и еще несколько отдельно на Шинок и на Учар. Оба они писались, видимо, очень давно. Нашел сайт Маршруты.ру. Там топокарты открывают только за то, что ты напишешь что-нибудь о своем путешествии. А я в нем еще ни разу не был… Казус не правда ли? Вобщем откопал я топографические карты (правда мельче масштабом) на другом сайте и распечатал на хорошей глянцевой бумаге и обклеил скотчем (вот извращенец). Кто-то скажет GPS навигаторы и т.д. Я хоть и сам ИТэшник, но скажу вам – самый лучший способ хранения информации это бумага. Склеил ее по частям. Долго крутил изучал. Очень боялся я заблудиться на участке Балыктуюль – Кату-Ярык (я же еще не знал что рассказы были старые). Нашел способ выдрать крупномасштабные топографические карты с Маршруты.ру без написания рассказа. Купил пару котелков и спальничек.

Путешествие началось с Омска. Гаврил с Серегой долетели до нас за 10-12 часов. Машина оказалась «четверкой». Подъехали вечером. Первый раз увиделись в реале. На следующий день немного показали город гостям.

Люба, Серега и я (Антон) строю из себя нарика.

Собственно родной Бийск

Собрали шмотки, тряпки, хавчик пожитки и прочую дребедень. Утрамбовали все это в багажник и по сидениям. А вечером решились все-таки взять мангал в гараже у кента и утрамбовывались заново. Гы

Выехали на следующий день часов в 10-11.

Мост через Катунь

Вот они вроде бы недалеко

Еще ближе

Река Песчаная

И вот они нарастают все ближе

И тут я соглашусь со многими путешественниками с тем, что въезд в Алтайские горы на много лучше на Солонешенской трассе. Настроение постепенно поднимается. Вот пример.

А Серега сосредоточен

Первая маленькая остановка и вылазка на горку. И у Сереги тоже поднялось настроение

Мне уже эта горка казалась приличной

Эта уже со скальными выступами

До Солонешного дорога асфальтированная. После него начинается укатанная гравийка. А вокруг все красивее.

Это место впадения Чернового Ануя в Ануй. Тут тоже была остановка.

Серега слегка намочился

Гаврил же смело перешел обе речушки поперек и смотрит на нас как на гомно

Ануй

Братья альпинисты

Другие туристы попадаются, но очень редко.

Отличный кадр. Это где-то под Тог-Алтаем.

Дальше я ориентировался по прочитанным мной рассказам. Справа нашли ручеек и деревце с ленточками. Некоторые думают что этот ручеек и есть Шинок – это не так. Если посмотреть внимательно на топокарту то можно в этом убедиться. Ориентир там теперь большой есть – плакат с изображением водопадов. После него идет направо дорога в ущелье Шинка. А слева база. Небольшой домик, навес под ним несколько столиков. Пара мужиков ошиваются. Сначала мы хотели подъехать расспросить че каво че почем. Да ладно че там полезли уже… Дорога грунтовая – чистый чернозем. Уклон очень большой. Мы попробовали в него забраться на своей четверочке. Ну-ну. На середине подьема она заревела и трогаться с места просто отказалась. Серега и так и сяк диски сцепления жег, а машина стоит на месте. Мы втроем вылезли и она поползла. Заехали наверх, остановились, посмотрели вниз (тут прозвучало небольшое количество матерков). А нам еще предстоял десяток километров по этой дорожке. Решили дальше не заигрывать с судьбой и начали спуск обратно. Зашли к мужикам и начали расспрашивать. Мужики эти, как я понял, там каждый год работают. Первый (не помню как звать честно) рассмеялся когда мы сказали что наша четверочка не лезет в горку…

Ну дык – говорит – я смотрю вы наивные по самые помидоры сынки. Рассказал он нам что туда лучше не соваться без полного привода. Предлагал нам и у них остановиться, но мы вежливо отказались. Договорились чтобы они нас довезли до ущелья на УАЗике. Утром выезд в 9 и 11 часов 500 р с человека итого 2000р. Подсказали нам доехать до Денисовки – мы так и сделали. А я то рассчитывал успеть на Шинок уже в первый день. Настрой слегка у всех упал. Доехали до пещеры. Кому интересно тот найдет подробно про Денисовку. Один из самых интересных археологических объектов на Алтае. Археологи там и сейчас копаются. Нас даже попросили их не беспокоить. Нас нагнала небольшая группа у пещеры и заходили мы вместе. У входа сидел один из археологов, а мужик из этой группы шел с сигаретой. Ага… Археолог ему там так завернул, что аж мужик протянул впереди себя бычок и не знал че ему дальше делать. Порешили что он потушит его и заберет с собой…

Передо мной основная яма раскопок. Там где свет горит археологи скребут без устали

и справа небольшое ответвление.

Слои раскопок

Вид из пещеры

Ее потолок

Опа нука че еще там??

Если смотреть на пещеру справа снизу там есть еще ответвление. Я так думаю что там еще раскопок не велось. Мы с Серегой проверили. Инфа 100%. Ухахах

Простите, но мы ее даже из далека не сфотографировали. Проехали немного вперед, нашли большую поляну и остановились.

На заднем плане сожженная покрышка, коробочка и прочее гамно. Печально… Люди не будьте свиньями – берегите природу. Мы на всех местах где были все собирали и сжигали. А свой весь мусор (не поверите) возили с собой в пакетике до самого Бийска. Отошел я как то от темы. Не люблю людосвиней.

А мясо свиней вполне даже перевариваю

Покушали, раскинули палатку. Без проишествий все. Многие говорят о сложности организации. У нас как то все функции каждый разобрал сам. И еще плюс – у нас «синьки» не было. Единственное происшествие это то, что я в дедовском совковом спальнике замерз в первую ночь. Утром меня тараканило как заядлого алканафта. Да кстати утро было очень красивое

Кому какая больше нравится – можно хоть на рабочий стол ставить. Приехали на базу к 11. Вот этого дядьку я запомнил. Дядя Женя знает свой УАЗик и эту дорогу как свои 5 пальцев. Незнаю кому как а нам показались эти 10 км экстремальными. Кишки протрясли нормально так. Если дядю Женю посадить Митсубиши Лансер и вывести на Ралли-кросс он уделает многих. На обратном пути просто начался дождь на середине пути и дядя Женя прибавил ходу. Были заносы и полные сносы. Вобщем я не пожалел 500 рубликов. Доехали до начала тропы. Там меня снова опечалила куча мусора. Дядька оценил наши силы и рассчитал примерно время когда мы вернемся. Мы пришли с разницей минут в 10-15.

Ну и собственно потопали мы на водопады Шинка. Дальше многие фотки ясны без слов.

Я типа гопничек: Э паренек дисюданах!!!

Тропа до второго водопада хорошо утоптанная и легкая для проходимости (в сухую погоду). Вот таких перескоков примерно 15 по пути.

Собственно тропа

Сереге тропы не нужны

Гаврил слегка занырнул

Весной там точно не помешают сапоги. Во-первых уровень воды больше, во-вторых уровень клещей тоже не плохой.

Словами не передать, как и фотографиями. Эта красота и поднимает настроение и заряжает твои батарейки. Да кстати заряжались в пути прямо из Шинка а еще палкой колбасы и булкой хлеба.

Первый водопад высота 5 метров. Ассоциации возникают с весенним искрящимся ручьем. Во завернул. Кучка полтарашек на полянке немного портила вид.

Потопали дальше

Есть небольшие препятствия, но это не сложно

Второй водопад высота 25 метров.

Я там опять гопника включил

Сидеть возле него на камне слышать его и видеть, ощущать гул всем телом вот это кайф.

Это вид справа от водопада

Дальше путь посложнее. Тропа уходит налево и круто вверх. Высота подъема (не соврать бы) от 300 до 400 метров. Все тот же чернозем, при дожде превращающийся в месиво. Примерно на половине длинны подъема между деревьями натянуты вспомогательные веревки.

Это уже почти наверху

Чел ползет какой-то

Наверху есть какая то вторая тропка. Может быть она ведет на болото к истоку Шинка. Нам направо. Можно выйти на край отвеса и увидеть второй водопад и ущелье сверху. Я не рискнул подойти близко. Извиняйте тут мы тоже фоток не сделали. Дальше идет спуск чуть покороче и чуть положе без веревок, выводящий нас прямо к макушке второго водопада. Тут Любанька устала и дальше идти отказалась. Они с Гаврилом остались нас ждать. А мы с Серегой полезли дальше.

Третий водопад высота 72 метра. Его сложно сфотографировать полностью: издалека его закрывает выступ, а близко уже не передать высоту. Падает он не по воздуху, а величественно катится по скале.

Там где стоит Серега очень быстро промокаешь. А вообще бриз от него чувствуется очень далеко.

Это уже путь обратно

Встретили группу хорошо нагруженных людей, тяжело ползущих по тропе. Мы их обгоняли на УАЗике почти у входа в ущелье. Я так понимаю они с ночевкой туда поднимались и наверно даже выше третьего водопада. Ведущий дядька остановился, дал Гаврилу визитку и сказал: Звоните – на следующий год на Белуху полезем. Конечнооо… На Шинке то не все до третьего доползли, какая там Белуха.

Дядька Женька чето усиленно влечивает лысому

УАЗы наши лучшие внедорожнки

Доехали до базы. Сразу сели и поехали. Любашка с Гаврилом сразу уснули на заднем сиденье. А я немножко пощелкал из машины. Вообще у нас много фоток из машины.

Я планировал проехать через Усть-Муту, но когда увидел табличку Белый Ануй, то понял что поворот мы где-то провтыкали. Кинулся рассматривать карту. И наглядел что через Верх-Ануй мы приедем в Барагаш а дальше через Чергу на чуйский тракт. К моему приятному удивлению мы выехали на Яконур как раз на ту дорогу по которой ехали. Оказывается у соседних страниц моей карты был немного разный масштаб… Едем дальше в сторону Усть-Кана. До Яконура дорога гравийка была. Дальше немного асфальта. Перед Усть-Каном налево. Асфальт был только до Ябогана. Где-то между Верх-Ело и Ело мы сьехали с дороги, нашли крутую поляну и приземлились. Вид с нашего места на дорогу

Само наше место я под вечер сфотографировал. Без вспышки… «Идиот? Согласен.» (если помните откуда) На полянке травка как газонная была. Дрова нас уже ждали. Даже небольшая лавочка/столик была сколочена. Мы дров приготовили и получилось так, что потом наши остались почти все следующим туристам. Подогрели остатки шашлыка, сварганили салатик – прилично так подкрепились. Тут было единственное исключение по синьке – Серега раздавил полтараху пивка. И баиньки.

С утра сразу утрамбовались и погнали. Загонов для скота там очень много

Свободного скота тоже везде навалом

Онгудай

Руки бы поотрывал той нечисти которая краской на камнях малюют всякую дребедень. Зачем это делать?

Если память не изменяет, то это перевал Чике-Таман вершина

Вид на вершину перевала. Надпись на камне случайно попала в кадр… Символично

Недалеко от впадения Чуи в Катунь остановились перекусить.

Молочные реки кисельные берега – это про Чую. Вода молочно-серого цвета, от глинистого грунта по которому она бежит.

Белый Бом

Едешь и не знаешь в какую сторону головенкой вертеть. А это первая макушка со снегом, которую мы увидели. Наверно это кусок Северо-Чуйского хребта.

Перед Акташом

А это уже в сторону Улагана

Озеро Чейбеккель – расширение реки Чибитка

Дорога асфальт с кусками гравийки.

Стадо лошадей

Остановились мы не доехав до Улагана километров 10 у реки Кубадру. Решили остаться здесь на 2 ночи, да и Серега запарился баранку крутить. Чуть позже к нам присоседились пара мужичков на «шестерке». Еще пара машин разворачивались и уезжали, увидев нас. Еще одни заехали вежливо спросили не помешают ли. Я нейтрально ответил – Как видите – и они уехали, хотя полянка еще была. В общем народ там есть и туристы и местные.

Мы расположились. По хавчику решили не заморачиваться и заварили котелок бичей (лапши быстрого приготовления).

Я увидел на противоположной стороне реки горку на ней одиночное дерево и булыжник под ним. Пойду, думаю, залезу. И удачно залез. Булыжник оказался 1,5 метровым валуном. Я на него закарабкался и торчал на нем около часа. Потом слез и сделал с одной точки вот эти 5 фоток. На второй виден Улаган и Чибиля… и тень от валуна.

Это уже чуть ниже

Нашли и втыкнули по углам своей полянки. Гы

Под вечер познакомились с мужиками. Работают в доставке книг в фирме типа Мир книги. Доставляют по Алтайскому краю и по Республике Алтай. Бенз им и запчасти оплачивают. По моему хорошая работа. Они раздавили пузырь и даже спокойно уснули. Да и мы тоже спокойно. Ночью капал дождик немного.

Утро

Утром Роман (один из мужиков) попросил прикурить свою тачку. Они ночью свой аккум разрядили печкой. Ну и по пути мне рассказал пару маршрутов куда они ездили по работе. В одном из них он говорил про Джазатор. Я тогда не знал где он. Эхх… Теперь знаю – надо было спросить про дорогу и на чем можно туда доехать. Это самое удаленное поселение от цивилизации в Республике Алтай. И рядом плато Укок. Спрашивал у меня как дорога после Балыктуюля. Я рассказал то что прочитал в Интернете… Помогли мужикам и взялись за свои дела.

Местные по этому мосту экстремально ползают на УАЗиках.

Причем за рулем раз был мальчонка лет 14-16. Я думаю отсутствие прав и номеров там обычное дело. А ЗИЛы и Уралы проезжают прямо по реке. Мы с Серегой пробовали порыбачить на блесну. В итоге часа 3-4 фигней прострадали. А позже у местных узнали что нужно рыбалить в Башкаусе на мошку. Так вот.

Я в рассказах читал много про бухарей алтайцев в деревнях, которые выпрашивают деньги. Вплоть до того что не пропускают машину. Не один такой не попался.

Я наверно единственный кто затронет эту тему. «Алтайцами» называть местных не очень то правильно. Это большинство приезжих их так называют по географическому признаку. На самом деле на территории республики проживает 6 племен. Если интересно найдете прочитаете про все это. Я когда в Новосибирске был меня тоже, видимо, по географической принадлежности называли «алтайцем»…

А Гаврил в этот день много нащелкал.

Вобще если бы не Гаврил у нас было бы на много меньше фотографий. Кароче молодчага да и руки у него среди нас под фотоаппарат получше заточены.

Под вечер сварганили супчик. Похавали и довольные спать. Я уже был доволен поездкой и высказывал мысли разворачивать повозку. Любашка с Гаврилом нейтрально отвечали. Перед поездкой я показывал фотки Кату-Ярыка всем. Серегу видимо зацепило и он меня уговорил мол давай хотя бы до него доедем. Молодец Серега. Я то не знал что рассказы в Интернете древние и боялся что в долине придется ехать через броды. Утром докушали остатки супчика и утрамбовались. В Улагане купили хлебушка. Не поверите… До этого мы кушали в четвером все время две булки ржаного хлебушка еще из Омска!!!

После Улагана все время либо гравийка либо укатанный грунт. Вот этот суслик экстремал заставил нас применить экстренное торможение. Побежал через дорогу я заорал как резанный «Суслик!» Серега тормоза в пол. Любашка и Гаврилом головами в сиденья. А он сел и пялит на нас.

Стадо барашков

В Балыктуюле есть перекресток. И даже был на нем указатель на Балыкчу. Я открыл карту на телефоне, но через километров 10 понял, что она не нужна. Просто нужно ехать по дороге с километровыми столбами. Вскоре мы догнали группу из местных. Один из них нам посоветовал вылезти и сфотографироваться. И спасибо ему. За нами по-моему озеро Уч-Куль

Вся банда

Близко к Кату –Ярыку

Для многих туристов и путешественников, я так понимаю, Кату-Ярык это попса, потому что многие о нем ничего не пишут даже в рассказах (или пишут: а да был проездом). А я напишу… Это конечно же плохо передается словами и фотками. Когда выходишь сюда

И понимаешь какой масштаб перед тобой, величие гор – просто дух захватывает. Я так рад был… прям даже не знаю как описать. Состояние легкого аффекта штоль. Бегал как заведенный по вершине перевала.

Это противоположная сторона.

Протяженность Куту-Ярыка 3,5 км перепад высот 800 м.

Строительство автомобильного спуска в Чулышманскую долину в урочище Кату-Ярык было начато в 1987 году по инициативе Аpсентия Васильевича Санаа.

Бульдозеристы Аркадий Абрамович Уханов, его сын Анатолий и племянник Виктор Романович Уханов в течение двух лет проделали грандиозную работу и в сентябре 1989 года сдали в эксплуатацию автомобильную дорогу Кату-Ярык - Балыкча.

Это немного из истории. Действительно грандиозная работа учитывая количество человек и лет… Не то что сейчас строители дорог думают как бы получше распилить бабосы…

Отошел я от темы. А вот когда отошел от аффекта то увидел, что мы догнали опять эту группу. Подошел к тому же местному мужику и начал выспрашивать у него про Чульчу и Учар. Он сказал что был там и добавил «Если сюда ты с Омска доехал то уж на Учар обязательно надо идти» «А там как с тропами до него? Трудно?» Он отвечает «Да там вот так» При этом выдает жест типа «хай Гитлер!!!» Я поблагодарил его, хотя сам про себя стегал во всю.

Рискнули мы спускаться. Разъезд возможен в основном только в поворотах серпантина плюс еще пара карманов. На середине спуска почувствовали запах жаренных тормозов. Концентрацию на нем нужно включать водителю на все 100% и не щелкать лицом в стороны. А вот и спустились.

В долине Чулышмана отличается от окружающего и климат и растительность.

Тут я увидел мостики через притоки Чулышмана и до меня доперло что рассказы в Инете древние. Единственное что портит путь это мелкие бугорки от гусеничного транспорта (бульдозера или грейдеры я хз) хорошо кишки протрясает.

Потихоньку доехали до ущелья Чульчи и заехали в какой то загон…

Я допросил Таню (по местному Юшан вроде) что да как. 500 руб за отправку и доставку обратно через Чулышман 200 руб за палатку и 100 руб за охапку дров. Говорит: тропа легкая и без гида не заблудитесь. Ну ну… Больше ничего не узнавал.

Четкие поцаны разведывают местность…

Люба с Гаврилом забрались на горку

И такое там есть

Соседей там много было. Самый ближний сосед из Москвы парняга ходил с какой привязанной сзади прям к 5 точке подкладкой, подстилкой я хз как это назвать, но я хихикал над ним. Почем зря – парняга то умный. Поболтали с ним – ничего нового про тропу он мне не сказал. На дудке он красиво играл. Рассольник сварили очень наваристый  (незнаю с чего правда). Был бы котел больше съели бы и по две тарелки. Гаврил вообще радовался такому здоровому аппетиту. Варили из пакетиков, но пакетеки какие то толстые и там настоящая перловка и огурцы засушенные. Картохи с луком свежие крошили. Хотя может быть кто-то подкидывал тушенки. Да и варятся они довольно долго минут 20-25. Не знаю как называется мамка покупала – она шарит. Вобщем супчики получались не фуфлыжные. Залегли спать и почувствовали различия климата. В эту ночь мы запарились в палатке.

Утро было красивым

Подготовка к отплытию

Да да… Я весь вечер на них с опаской смотрел. А теперь нам плыть через них. Это ряд валов самые высокие около 1 метра.

Погрузились мы в лодку и поплыли. А Гаврил даже снимал - это не железный человек это железные яйца… Запрыгнув на первый вал, лодка повернулась боком и воткнулась в следующий. Незнаю как кто а я перетрухал прилично. Кольцо кое-где сжалось и я уже приготовился маслать к берегу. Для Тани я так понял это вообще орехи. Она легким движением руки вывела лодку за валы, немного прошла вверх по течению и причалила.

С горки все смотрелось по другому

Выдвигаемся

Серега перехватил у меня эстафету

Э парняга есь че по лавандосу у тя? А ты вообще откуда такой дерзкий?

Чульча

Здесь я понял почему в горах лучше не смотреть вниз. Тропа в основном идет довольно высоко над рекой местами даже до 80 метров. Местами выходит на отвесы над ней. Старайтесь держаться на верхних тропах.

Река Артышту, впадающая в Чульчу. Всего там их по пути штук 4-5 разных по мощности.

Кислотный червь следит за тобой…

Вид в сторону долины Чулышмана

Вид на Учар

На самом деле там можно и без веревки обойтись (в сухую погоду).

И вот после этого участка нужная тропа уходит серпантином вверх… Мы ее не заметили. Прошли с километр так до каменной осыпи. Перелезли через нее и дальше на том же уровне. Она нас вывела на сложное место. Сверху отвес, снизу так же, а впереди тропа превращается в очень узкий выступ. Что-то тут не так. Серега залез посмотрел, сказал что страшно дальше ползти. Мы вернулись до осыпи каменной и спустились в самый низ, но и там мы далеко не ушли. Опять вернулись на осыпь и сели кушать. Отчаяние и усталость начали высказывать предложения идти назад.

Вдалеке Учар

С того же места с зумом

Тут меня осенило и я пополз по осыпи на самый верх. Уклон очень хороший а к верху еще и сыпучий грунт. На нем Люба слегка прокатилась вниз. Но я туда заполз и нашел нужную тропу. Рванул дальше на втором дыхании. Остановился только у небольшого водопада подождать остальных. Любанька снова запарилась и они с Серегой остались там нас ждать. Мы с гаврилом потопали дальше.

И мы дошли до него!

Гаврил чутка перемудрил с фотоаппаратом.

Тут я просто уставший, но довольный.

Я даже с Гаврилом то не разговаривал, так башкой махал только. Да и шумно там сильно. По идее надо было туда хоть немного закарабкаться… А мне и так хватило по самые помидоры скажу я вам. Искупались возле Учара и двинули назад. По правильным то тропам мы дошли на много быстрее.

Зомбаки

Таня перевезла нас обратно и продала нам пару лепешек. Я хотел еще ночь здесь переночевать. Но Серега предложил доехать до Улагана. В итоге доехали утром до Бийска… Наркоманы. Не советую ездить ночью по Чуйскому. Ориентируешься только по знакам, выбегают всякие домашние животные на дорогу (в том числе и крупный рогатый скот). Ну и естественно улететь можно, прикорнув за штурвалом.

Съездили очень хорошо - всем понравилось. На пешеходных вылазках сказалась неподготовленность. Надеюсь, в следующие разы такого не будет. С удовольствием когда-нибудь посещу еще разок (а может и больше) эти места. Теперь у меня мечта съездить на Укок.

Ездите на Алтай, любите Алтай и берегите Алтай.