Статьи идут в порядке публикации. Самая новая на последней странице
ОТ ПРОЛИВА ФРИЗА ДО ЧЕРНЫХ БРАТЬЕВ 1 января

31. Бухта Токатан. О. УРУП АВГУСТ 2011 31. Бухта Токатан. О. УРУП АВГУСТ 2011
32. Бухта Токатан. О. УРУП. АВГУСТ 2011 32. Бухта Токатан. О. УРУП. АВГУСТ 2011
33. Бухта Токатан. Развалины японской зверофермы. О. УРУП АВГУСТ 33. Бухта Токатан. Развалины японской зверофермы. О. УРУП АВГУСТ
34. Брошенная техника. Бухта Токатан. О. УРУП. АВГУСТ 2011 34. Брошенная техника. Бухта Токатан. О. УРУП. АВГУСТ 2011
35. МРСки и десантный корабль. Бухта Токатан. О. УРУП АВГУСТ 201 35. МРСки и десантный корабль. Бухта Токатан. О. УРУП АВГУСТ 201
36. Бухта Токатан. О. УРУП АВГУСТ 2011 36. Бухта Токатан. О. УРУП АВГУСТ 2011
37.Замытые останки десантного судна. Бухта Токатан. О. УРУП 37.Замытые останки десантного судна. Бухта Токатан. О. УРУП
38. Бухта Токатан. О. УРУП АВГУСТ. 2011 38. Бухта Токатан. О. УРУП АВГУСТ. 2011
39. На подходе к о. Чирпой 39. На подходе к о. Чирпой
39. На подходе к о. Чирпой 39. На подходе к о. Чирпой
40. О. ЧИПРОЙ АВГУСТ 2011 40. О. ЧИПРОЙ АВГУСТ 2011
41. На подходе к о. Чирпой 41. На подходе к о. Чирпой
42. На подходе к о. Чирпой. Вулкан Ио 42. На подходе к о. Чирпой. Вулкан Ио
43.О. ЧИРПОЙ с запада. Отсюда хрен залезешь. АВГУСТ 2011 43.О. ЧИРПОЙ с запада. Отсюда хрен залезешь. АВГУСТ 2011
44. О. ЧИПРОЙ. Бухта Песчаная. Выходы лавы 44. О. ЧИПРОЙ. Бухта Песчаная. Выходы лавы
45. О. ЧИРПОЙ. Бухта песчаная попытка подойти к пляжу 45. О. ЧИРПОЙ. Бухта песчаная попытка подойти к пляжу
46. О. ЧИРПОЙ. Бухта песчаная, неудачная попытка подойти к пляжу 46. О. ЧИРПОЙ. Бухта песчаная, неудачная попытка подойти к пляжу
47. О.ЧИРПОЙ - ПОДЪЕМ НА ВУЛКАН 47. О.ЧИРПОЙ - ПОДЪЕМ НА ВУЛКАН
48. О.ЧИРПОЙ - ПОДЪЕМ НА ВУЛКАН ЧЕРЕЗ ЧЕРТОВ САД 48. О.ЧИРПОЙ - ПОДЪЕМ НА ВУЛКАН ЧЕРЕЗ ЧЕРТОВ САД

ПОХОД КАТАМАРАНА "КОТОЯРВИ"

С САХАЛИНА НА КУРИЛЫ И КАМЧАТКУ

В ИЮЛЕ - СЕНТЯБРЕ 2011 ГОДА



СОСТАВ ЭКИПАЖА:

Илья Лукомский - капитан, Москва

Александр Дзебисашвили - первый помошник, Москва

Олег Макаровский, Москва

Петр Каменченко, Москва

Елена Алексеева, Москва

Денис Иванов, Иркутск




      ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

ЗАМЕРЗШИЙ ПРОЛИВ - ОСТРОВ УРУП - ЗДЕСЬ ЖИЛИ МОХНАТЫЕ

- ПЕРВЫЕ РУССКИЕ ПОСЕЛЕНЦЫ  - РАСТЕТ ЛИ НА УРУПЕ КОНОПЛЯ

- УВЯЗАЯ В КАПУСТЕ - КЛАД ЗВЕЗДОЧЕТВА СОН МАКАРОВСКОГО

- ПТИЦЫ ПАДАЛИ ЗАМЕРТВО - ПОД НАМИ КРАТЕР


        22-мильный пролив Фриза «Котоярви» преодолел со стороны Охотского моря, уйдя на десяток миль к западу, чтобы не попасть в мощное течение между островами Итуруп с юга и Уруп – с севера. С неприятным удивлением мы наблюдали показатели температуры воды: 10 градусов, 8, 6, 3… и, наконец, абсолютный рекорд – 1,2 градуса. И это в начале августа – самого тёплого на Курилах месяца, на 45-й широте, то есть даже южнее Одессы!
        Объяснить столь неприятный феномен можно огромными глубинами Курило-Камчатского жёлоба, расположенного у восточных подводных склонов Курильских островов. При средней ширине впадины всего в 50–60 километров его глубина достигает почти десятка километров. В самом же проливе Фриза глубины относительно небольшие – от 500 до тысячи метров. В результате мощные тихоокеанские приливы выталкивают на мелководье массы холодной воды, поднимая их из тёмных бездн.
        Смешивание ледяной воды и относительно тёплого воздуха приводит к образованию постоянных густых туманов, которыми Средние Курилы плотно укрыты большую часть года. В метре от поверхности, на палубе «Котоярви», туман ощущается как липкая водяная взвесь, быстро пропитывающая всё и норовящая вывести из строя электроприборы, фотоаппараты, видеокамеры… Да что там видеокамеры! Любая вещь, находящаяся хотя бы несколько минут вне гермомешка, тут же сыреет без всякой надежды на просыхание. Если же кто-то по неосторожности оставит на вантах спальные штаны или полотенце, то полчаса спустя из них уже можно будет выжимать вполне питьевую воду.
        Всего 22 мили, а кажется, что мы попали в другое время года или в другую климатическую зону, где заросли бамбука и пробковое дерево сменили кедрач и ольховый стланик.
        Уруп – четвёртый по величине остров Курильской гряды. Его длинна 116 километров, высота в высшей точке 1426 метров (гора Высокая). На острове два десятка вулканов, пара из которых дымит.
        О существовании Урупа в России узнали в 20-х годах XVIII века. В 1726 году якутский казачий голова Афанасий Шестаков прибыл в Санкт-Петербург с рассказом о 18-м острове (считая от Камчатки) и картой, составленной при его собственном участии. Проживали на острове айны, которых в первых русских переписях населения называли «мохнатыми курильцами» и просто «мохнатыми». Народ удивительный и ни на кого не похожий. Антропологи считают айнов последними представителями исчезнувшей древнейшей человеческой расы. В отличие от желтокожих, узкоглазых и безбородых монголоидов айны имели близкий к европейскому тип лица и носили огромные, невероятно густые бороды, которые поддерживали во время еды специальными палочками. От айнов японцы переняли меч «катана», ритуальное самоубийство «харакири» и традиционные поклоны.
        На Курилах и Сахалине русские и японцы обращались с айнами, как и любые колонизаторы с местным населением. Так что сейчас в России айнов уже практически нет. Пишу «практически», потому что, несмотря на отсутствие айнов в официальном перечне народностей России, в ходе последней переписи «мохнатыми» посчитали себя более 100 жителей Камчатки. Насколько эти люди действительно относятся к коренной народности или просто таким образом сочувствуют идее её возрождения, мне неизвестно. В любом случае ни айнов, ни представителей каких-либо других народов на Урупе сейчас нет. Остров абсолютно необитаем.
        Подходящих для стоянки бухт на Урупе мало, а закрытых и вовсе нет. Наиболее удобным местом в северо-западной части острова является бухта Токотан, вдающаяся в береговую линию примерно на 2 километра. Место довольно любопытное. В 1775–1785 годах здесь существовало русское промысловое поселение под началом Ивана Антипина и Дмитрия Шабалина, насчитывавшее до сотни душ. До 1779 года в бухте в основном зимовали, но 18 июня 1780 года после землетрясения, длившегося около двух часов, морская волна «сажен на шесть выше настоящего горизонта» хлынула на берег, «вырвала столбы, на которых были утверждены юрты и балаганы, унесла их по речке в падь, имущество разнесло, а судно, совсем готовое к походу и стоявшее на двух якорях на рейде, сорвало с якорей и занесло в ту же падь на 190 сажень от моря, в тундру, где оно, когда вода отхлынула, осталось на сухом месте».
        В течение пяти лет поселенцы пытались перетащить бригантину «Св. Наталия» назад в море. Прокопали канал, но всё безуспешно. Одновременно с усилиями по спасению судна и добычей каланов и морских котиков поселенцы сеяли рожь, пшеницу, ячмень и коноплю. К сожалению, никаких следов этих культурных растений в бухте Токотан нам обнаружить не удалось, так же как и останков невезучей бригантины. Зато на пляже валялись ржавое десантное судно, самоходная баржа и несколько разбитых штормами МРСок (малое рыболовецкое судно. – Ред.).
        Редко посещаемая группа островов Чёрные Братья состоит из двух небольших островов округлой формы – Чирпой и Брат-Чирпоев, а также многочисленных мелких скал. Оба острова, по сути, торчащие из воды вершины вулканов, дымящие и воняющие серой.
        На Чирпой удалось высадиться лишь с третьей попытки. С запада к берегу не дали подойти сплошные поля водорослей. Стебли ламинарии, поднимающиеся к поверхности моря с 25–30-метровой глубины, опутали рули, намотались на винт. Увязли мы основательно. К счастью, ветер был отжимным и выбраться из капустного плена на чистую воду удалось, поставив грот и стаксель.
        А на тихоокеанской стороне острова в это время свирепствовал прибой. В открытой с востока бухте Песчаной стали на якорь. Здесь в 1804 году, отчаявшись вернуться на Камчатку, штормовали основатель Курилороссии Василий Звездочётов и 13 его спутников. Где-то на берегу они зарыли две медные пушки и припасы к ним.
        Вулкан Ио невысокий (625 метров), но довольно активный. Дымит не только кратер, но и фумаролы западного склона. Подъём занял почти четыре часа. Вначале продирались сквозь сплошные заросли ольхового стланика, под которым скрывались валуны и ямы. Наконец, крутая осыпь из мелкой острой щебёнки, густо посыпанной серной пылью. Метров за 200 до кратера самый старший участник похода, 74-летний доцент Университета дружбы народов Олег Макаровский, осел на склон, закрыв глаза и свесив на грудь голову. Мы перепугались, предположив худшее. Что делать – тащить товарища вниз или начинать реанимационные мероприятия тут же, на горе? Пока соображали, Олежек открыл глаза, потянулся и бодро сообщил:
        – Немного устал, пришлось поспать…
        На вулкан Макаровский забрался первым.
        Фумаролы – это трещины на поверхности вулкана, через которые выходят газы из не успевших до конца остыть лавовых потоков, а то и из самой магмы. Газ фумарол содержит углекислоту, большое количество оксидов серы и сероводород, поэтому обладает характерным резким запахом. По крутой осыпи удалось подобраться к самому краю дымящейся и шипящей дыры, а когда уже собирался заглянуть внутрь вулкана, порыв ветра накрыл меня ядовитым облаком. Дышать стало невозможно, глаза защипало, нужно было срочно выбираться, но так, чтобы не сорваться вниз. Залёг за вулканической бомбой, уткнулся лицом в куртку, закрыл глаза и дышал через рукав, пока новый порыв не унёс в сторону волну удушливой вони. Говорят, что попавшие в облако ядовитой серы птицы падают на землю уже мёртвыми.
        Кромка кратера оказалась не больше 20–30 сантиметров в ширину и осыпалась в обе стороны, предоставляя восходителям шанс куда-нибудь свалиться. Внутри на глубине 70–80 метров красиво дымили серой полтора десятка язв с ярко-жёлтыми лохматыми краями. Притулившись на самом краешке, я снял мокрую одежду и кое-как, голым, пристроился на острой щебёнке. Плотные сырые облака осталась на 300 метров ниже. На вулкане Ио ярко светило солнце, вокруг было приятно, тепло и очень красиво.


Рецепт приготовления морского попугая


        Морской попугай, или топорок (Lunda cirrhata), – доверчивая птица весьма нелепого вида: с типично попугайским шнобелем, белыми брылями щёк, жёлтыми бровями и ярко-красными лапами. Относится к семейству чистиковых. Весит 600–700 граммов. Вокруг Курильских островов обитает в несметных количествах. К приближающемуся катамарану относится с любопытством. Подпускает вплотную, после чего решает, как лучше убраться с дороги, – нырнуть или взлететь. Обычно выбирает среднее: размахивая крыльями и истошно вопя, бежит по воде перед судном. Ощипывать не следует. Потрошить удобно кусачками: оторвать голову, руки и ноги, после чего тушка легко выворачивается из шкуры вместе с подкожным жиром и рыбным запахом.

        Для густой похлёбки из дичи (кондер «Котоярви») на пятерых взрослых мужчин достаточно трёх-четырёх попугаев (два мало, пять много). Варить с солью от 40 минут до часа. Затем снять мясо с костей. Кости раздать наиболее голодным для обгладывания. В котелок с небольшим количеством бульона сложить заранее размоченные овощи сублимированной сушки (морковь, лук, капусту, картошку), специи, свежий чеснок и мелко нарезанное мясо. Картошку можно заменить рисом. Тушить до готовности овощей и необходимой густоты. На стол подавать с майонезом, кетчупом и кондитерским коньяком.

ОГОНЬ CИМУШИРА 30 ноября

61. О. СИМУШИР. Вулкан Мильна и Горящая сопка. АВГУСТ 2011 61. О. СИМУШИР. Вулкан Мильна и Горящая сопка. АВГУСТ 2011
62. О. СИМУШИР АВГУСТ 2011 62. О. СИМУШИР АВГУСТ 2011
63. О. СИМУШИР. Бухта Китобойная. АВГУСТ 2011 63. О. СИМУШИР. Бухта Китобойная. АВГУСТ 2011
64. О. СИМУШИР. Бухта Китобойная. АВГУСТ 2011 64. О. СИМУШИР. Бухта Китобойная. АВГУСТ 2011
65. О. СИМУШИР. Бухта Китобойная. АВГУСТ 2011 65. О. СИМУШИР. Бухта Китобойная. АВГУСТ 2011
66. Лопухи СИМУШИРА. Бухта Китобойная.  АВГУСТ 2011 66. Лопухи СИМУШИРА. Бухта Китобойная. АВГУСТ 2011
67. О. СИМУШИР. Бухта Китобойная. Вот она граница на замке! 67. О. СИМУШИР. Бухта Китобойная. Вот она граница на замке!
68. О.СИМУШИР. Бухта Китобойная. Брошенная застава. АВГУСТ 2011 68. О.СИМУШИР. Бухта Китобойная. Брошенная застава. АВГУСТ 2011
69.О. СИМУШИР. Охранять границу оставили генерала Патрушева 69.О. СИМУШИР. Охранять границу оставили генерала Патрушева
70. О.СИМУШИР. Бухта Китобойная. Брошенная застава. АВГУСТ 2011 70. О.СИМУШИР. Бухта Китобойная. Брошенная застава. АВГУСТ 2011
71. ПОГРАНЦЫ УШЛИ.ДОЛГ И ЧЕСТЬ ОСТАЛИСЬ . О. СИМУШИР. Китобойная 71. ПОГРАНЦЫ УШЛИ.ДОЛГ И ЧЕСТЬ ОСТАЛИСЬ . О. СИМУШИР. Китобойная
72. О.СИМУШИР. Бухта Китобойная. Памятник погибшим пограничникам 72. О.СИМУШИР. Бухта Китобойная. Памятник погибшим пограничникам
73. О.СИМУШИР. Бухта Китобойная. Памятник погибшим пограничникам 73. О.СИМУШИР. Бухта Китобойная. Памятник погибшим пограничникам
74.О.СИМУШИР. Бухта Китобойная. Инфернальная лисица. АВГУСТ 2011 74.О.СИМУШИР. Бухта Китобойная. Инфернальная лисица. АВГУСТ 2011
75. О. СИМУШИР. Бухта Китобойная. Лисички людей совсем не боятся 75. О. СИМУШИР. Бухта Китобойная. Лисички людей совсем не боятся
76. О. СИМУШИР. Бухта Китобойная. Заброшенный китобойный завод. 76. О. СИМУШИР. Бухта Китобойная. Заброшенный китобойный завод.
77. О. СИМУШИР. Бухта Китобойная. Заброшенный китобойный завод. 77. О. СИМУШИР. Бухта Китобойная. Заброшенный китобойный завод.
78. О. СИМУШИР. Бухта Китобойная. Цистерны для китового жира 78. О. СИМУШИР. Бухта Китобойная. Цистерны для китового жира
79. О. СИМУШИР. Гигантская лебедка для вытаскивания китов 79. О. СИМУШИР. Гигантская лебедка для вытаскивания китов
80. О. СИМУШИР. Вход в бухту Броутона 80. О. СИМУШИР. Вход в бухту Броутона
81. О. СИМУШИР. Бухта Броутона. Поселок Кратерный 81. О. СИМУШИР. Бухта Броутона. Поселок Кратерный
82. О. СИМУШИР. Бухта Броутона. Поселок Кратерный 82. О. СИМУШИР. Бухта Броутона. Поселок Кратерный
83. О. СИМУШИР. Бухта Броутона. Поселок Кратерный 83. О. СИМУШИР. Бухта Броутона. Поселок Кратерный
84. О. СИМУШИР. Бухта Броутона. Поселок Кратерный 84. О. СИМУШИР. Бухта Броутона. Поселок Кратерный
85. О. СИМУШИР. Бухта Броутона 85. О. СИМУШИР. Бухта Броутона
86. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный 86. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный
87. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный 87. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный
88. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный 88. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный
89. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ.  О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернны 89. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернны
90. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратерный 90. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратерный
91. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный 91. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный
92. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный 92. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный
93. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ.  О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернны 93. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернны
94. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О. СИМУШИР. Бухта Броутона. Поселок Кратерн 94. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О. СИМУШИР. Бухта Броутона. Поселок Кратерн
95.ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный 95.ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный
96. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный 96. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный
97. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный 97. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный
98. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный 98. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный
99. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный 99. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный
100.ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный 100.ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный
101.ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный 101.ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный
102.ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный 102.ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный
103.ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный 103.ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратернный
104. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратерный 104. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратерный
105. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратерный 105. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратерный
106. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратерный 106. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратерный
107. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратерный 107. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратерный
108. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратерный 108. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратерный
109. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратерный 109. ЗДЕСЬ ЖИЛИ ЛЮДИ. О.СИМУШИР. Бух.Броутона. Поселок Кратерный
112. О. СИМУШИР. Бухта Броутона. Поселок Кратерный 112. О. СИМУШИР. Бухта Броутона. Поселок Кратерный
113. О. СИМУШИР. Бухта Броутона. Поселок Кратерный. 113. О. СИМУШИР. Бухта Броутона. Поселок Кратерный.
114. ТЕ, КТО СЖОГ КРАТЕРНЫЙ 114. ТЕ, КТО СЖОГ КРАТЕРНЫЙ
115. ТЕ, КТО СЖОГ КРАТЕРНЫЙ.jpg 115. ТЕ, КТО СЖОГ КРАТЕРНЫЙ.jpg

ПОХОД КАТАМАРАНА "КОТОЯРВИ"

С САХАЛИНА НА КУРИЛЫ И КАМЧАТКУ

В ИЮЛЕ - СЕНТЯБРЕ 2011 ГОДА



СОСТАВ ЭКИПАЖА:

Илья Лукомский - капитан, Москва

Александр Дзебисашвили - первый помошник, Москва

Олег Макаровский, Москва

Петр Каменченко, Москва

Елена Алексеева, Москва

Денис Иванов, Иркутск




      ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

ПРОЛИВ БУССОЛЬ - ОСТРОВ СИМУШИР - БУХТА КИТОБОЙНАЯ - ЗАВОД

- ЗАСТАВА - ПОГИБЛИ ВЫПОЛНЯЯ ДОЛГ - БУХТА БРОУТОНА
- БЕЗУМНЫЙ АКАДЕМИК И АТОМНАЯ БОМБА НА ВУЛКАНЕ
- БОЕЗАПАС 1909 ГОДА - БРОШЕННЫЙ ГОРОД - ЗДЕСЬ ЖИЛИ
- Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ - КТО СЖОГ КРАТЕРНЫЙ 



        Следующим островом на пути «Котоярви» стал Симушир. Погода пока благоприятствовала, и, если не считать сплошного мокрого тумана, переход через Буссоль – самый широкий пролив в Курильской гряде (68 километров) – прошёл спокойно. Своё название пролив получил в честь фрегата, на котором Жан-Франсуа де Лаперуз прошёл здесь в 1787 году. Остров небольшой – всего около 60 километров в длину при 13 километрах в поперечнике в самой широкой части, но на нём три действующих вулкана. Самый высокий из них Мильна – 1539 метров.
        Пролив проходили под парусами, но ближе к Симуширу ветер зашёл в левентик, то есть сделался встречным, поэтому встали с юга в бухте Китобойной. Когда прояснилось и открылся весь остров, стало понятно, почему японцы считали вулкан Мильна вторым по красоте и точности форм после Фудзиямы. Рядом дымила фумаролами Горящая Сопка. Бухта Китобойная представляет собой неглубокий залив, открытый с запада. На пляже среди арбузного размера обкатанных морем чёрных кусков лавы валялись похожие на бивни слонов китовые рёбра. Дальше метров 300 джунглей, в них развалины цехов японского китобойного завода: гигантские лебёдки для вытаскивания животных на берег, паровые машины на фундаментах, огромные цистерны для жира, ещё какие-то ржавые приспособления зловещего вида. Выше отвесные скалы почти в километр, с которых «как серебряные гады, вниз струились водопады».
        В южной части бухты относительно недавно брошенная погранзастава – в/ч № 2255. Столовая, баня, дизельная, казармы, канцелярия… На стене с оборванными обоями висят в рамочках текст Государственного гимна, Государственный флаг России, слова «долг» и «честь», в уборной рядового состава рулон бумаги с портретами директора ФСБ России генерала армии Патрушева. Перед входом в штаб – скромный памятник: адмиралтейский якорь и чёрный кусок лавы с самодельной жестяной табличкой. На табличке выцарапано: «Л-нт Циркунов, ефр. Богомолов, ряд. Бондарев, ряд. Булычёв, ряд. Михайлов. Погибли при выполнении воинского долга в декабре 1996 года». Ниже нарисована звёздочка с язычком вечного огня и неровные строчки стихов: «О пережитом память сохраним, и памяти былого нет дороже. Я верность друга высоко ценил и преданность, и убеждённость тоже…» Имён у погибших нет, только звания и фамилии. Кто были эти люди, как и за что они погибли?
        Братские могилы, на которых ещё можно что-то разобрать, есть и на других островах. Кое-где, как на Шумшу или на Матуа, за ними ухаживают (низкий поклон Жене Верещаге и его Камчатско-курильской экспедиции), в других местах их и найти-то сложно.
        Положили цветы и пошли назад к лодке.
        У каждого из нас имелся на Курилах и свой особенный интерес. В хит-параде нашего капитана Ильи Лукомского таким интересом была бухта Броутона на северной оконечности Симушира. Там на рубеже 80-х служил на тральщике 137-й бригады охраны водного района (ОВР) друг Ильи – доктор Бочаров.
        «Был неведом путь далёкий, но не думал, не гадал,
        Что судьба служить забросит в мир вулканов, гор и скал.
        На равнине водной глади показался островок,
        Как рисунок на бумаге, он красив и одинок.
        Симуширские рассветы и закаты будут в памяти моей вставать невольно.
        Шум прибоя, и друзья мои ребята, и просторы, где гуляет ветер вольный», –
пел мужественный доктор, и впечатлительный Илюха всё это живо представлял. И вот мы входим в бухту Броутона.
        Бухта – это, по сути, кольцо, сложенное из вулканических и коренных пород, образовавшееся в результате взрыва древнего вулкана. Размер бухты (5,5 километра в диаметре) позволяет удобно расположить в ней десятки больших кораблей, а глубина (более 200 метров) достаточна для современных атомных подлодок. В 1970-е годы, согласно существовавшей тогда военной доктрине, здесь было решено создать вторую по значимости, после Петропавловска-Камчатского, базу Тихоокеанского флота СССР. К уже действующей бригаде ОВР предполагалось перебазировать соединения подводных лодок, противолодочных кораблей и авианесущий крейсер «Минск». Тот, что во время перестройки был продан на металлолом в Китай. Но для того, чтобы будущая база не стала для флота ловушкой, нужно было решить одну проблему. У входа в бухту слишком мелкий фарватер – 13 метров. Появилась бредовая идея – для углубления прохода произвести атомный взрыв. К счастью, прибывший на Симушир директор Института им. Курчатова академик Александров А.П. заметил здесь сразу несколько действующих вулканов. В результате было решено расчищать проход обычными взрывчатыми веществами. В 1978–1979 годах на Симушир перевезли тысячи тонн списанных боеголовок торпед и морских мин производства ещё 1908 года. Начали взрывать. По свидетельству очевидцев, столб водяного пара и дыма вперемешку с базальтовой крошкой поднимался на высоту до километра. Одновременно шло строительство военного посёлка Кратерный. Были возведены четырёхэтажные блочные жилые дома, дизельная электростанция, больница, школа, детский сад. В начале 1980-х военно-морская база стала принимать более-менее чёткие контуры. А потом началась перестройка…
        Говорят, во время переговоров Горбачёва с Рейганом по вопросам разоружения одним из условий, выдвинутых американцами, была ликвидация базы ВМФ СССР в бухте Броутона.
        Доводилось ли вам бывать в заброшенных домах? Наверное, да. Подобного добра в России хватает. В таком случае вы легко вспомните это ощущение. Ощущение несбывшихся надежд, бесполезности, старости, жути... В таких местах особенные запахи и звуки. Особенные цвета. А ты сам стараешься двигаться тихо, ступать осторожно, говорить шёпотом, как в палате тяжелобольного, в церкви или на кладбище.
        В заброшенном городе или посёлке все эти ощущения усиливаются в разы. В Кратерном мы попали в поселение-призрак, наползающий же с сопок туман лишь усиливал впечатление.
        Люди ушли отсюда, может, 10, может, 15 лет назад. В школьной библиотеке я нашёл учебники 1992 года. Теперь здесь всё сильно и как-то совершенно бессмысленно разрушено. Двери сорваны с петель, окна выбиты, унитазы и раковины разбиты. На гарнизонной кухне огромные, привинченные к полу баки-скороварки: «1-е блюдо», «2-е блюдо», «3-е блюдо»... Первый бак отодран от фундамента, крышка сорвана, бока пробиты, второй сильно погнут, третий не тронут совсем. Не хватило сил или времени? И так везде. Кто-то приложил массу труда и старания, чтобы максимально изувечить и испортить всё, что осталось. Какими же должны быть люди, чтобы кувалдами гнуть чугунные ванны, срывать металлические двери и стрелять из автоматов по окнам домов, пусть уже и нежилых.
        И в то же время вокруг почти на каждом шагу встречались трогательные напоминания об ушедшей жизни. Детский сад, со стенами, расписанными неумелыми, но очень тёплыми рисунками: Кот в сапогах, кротик, Муха-цокотуха… Тут же детские шкафчики, игрушки. Во дворе горка, качельки, вырезанные в рост деревянные солдаты Урфина Джуса. В больнице – зубоврачебное кресло, в красном уголке – обломки электрооргана «Ионика», будка киномеханика оклеена обложками дисков «Мелодии» и болгарского «Балкантона», на школьной доске надпись мелом: «Леночка, я тебя люблю! Олег». И рядом тем же почерком: «Хочу домой».
        Для нескольких сотен или тысяч людей Кратерный пытался стать домом. В него были вложены миллионы рублей, может быть – сотни миллионов. Что ещё важнее, в него были вложены огромный труд и годы чьих-то жизней. И всё это оказалось напрасным и совершенно ненужным.
        Впрочем, могло быть и хуже. В начале 2000-х появилась идея устроить в бухте Броутона могильник для радиоактивных отходов. Лоббировали эту идею Институт им. Курчатова, мечтающий избавиться от своего радиоактивного мусора, и некий депутат от Татарстана, как позже выяснилось, представлявший интересы тайваньской фирмы. И это несмотря на постоянную сейсмическую активность района. Директор «курчатника» академик Евгений Велихов даже заявил: мол, в Японии строят атомные станции и могильники и не боятся. Как в воду глядел академик!
        Симушир в очередной раз спасли вулканы. Вовремя задымили и завоняли, напомнив людям, что извержение любого из них разнесёт радиоактивную дрянь по миру. От проекта пока отказались.
        В Кратерном мы простояли два дня, а когда утром третьего собирались выходить, у входа в тумане маячило какое-то судно без названия. Связались по рации. Оказалось, что катер пришёл из Южно-Курильска, хозяин за деньги развлекает московских бизнесменов. Впрочем, на Дальнем Востоке москвичами считают всех, кто живёт западнее Урала. Вот и эти «москвичи» при знакомстве оказались кто из Нижнего, кто из Красногорска, а кто из Рязани. Пригласили нас на борт, угощали шампанским, фотографировались… Рассказывали, что на Курилах в первый раз, всё очень «круто и экстремально». Когда мы уходили, «экстремалы» выгружали на берег мощный квадроцикл.
        Через день в бухту Броутона зашёл пограничный вельбот. Кратерный пылал, подожжённый со всех концов. Накатавшись, бизнесмены решили, что крутизны им недостаточно, и устроили себе праздничный костёр. Мелочиться не стали: не каждый день подворачивается возможность сжечь целый посёлок…
ТАИНСТВЕННЫЙ ОСТРОВ МАТУА 30 ноября


ПОХОД КАТАМАРАНА "КОТОЯРВИ"

С САХАЛИНА НА КУРИЛЫ И КАМЧАТКУ

В ИЮЛЕ - СЕНТЯБРЕ 2011 ГОДА



СОСТАВ ЭКИПАЖА:

Илья Лукомский - капитан, Москва

Александр Дзебисашвили - первый помошник, Москва

Олег Макаровский, Москва

Петр Каменченко, Москва

Елена Алексеева, Москва

Денис Иванов, Иркутск




      ЧАСТЬ ПЯТАЯ

ОСТРОВ МАТУА - АЭРОДРОМ - КУДА ВСЕ ИСЧЕЗЛО - В ОБМЕН НА АЛЕУТЫ

- ЧТО ЗДЕСЬ БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ? - НАШИ НАХОДКИ

- КУРИЛЬСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ РАССКАЗЫВАЕТ - ПЛАН КЭЦУ

- СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ - ОТРЯД 731 - ПОДЗЕМНЫЙ ГОРОД


        Матуа – самый таинственный и загадочный остров России. Команда катамарана «Котоярви» несколько дней исследовала этот клочок курильской суши и лишь укрепилась в мысли, что самого главного мы не видели. Секретные химические лаборатории, подземные города – да, всё это было. Но явно осталось то, что от нас ускользнуло. Возможно, именно здесь фашисты спрятали часть награбленных сокровищ: мы убедились, что немецкие субмарины заходили к союзникам и после сдачи Берлина.
        Остров Матуа относительно небольшой – 11 километров в длину, 6,5 километра в ширину. Высота наивысшей точки, пика Сарычева (вулкан Фуё), – 1485 метров. Находится остров в центральной части Курильской гряды, поэтому значительно удалён от населённых районов Сахалина и Камчатки. Никакой связи с внешним миром нет. Да, собственно, и незачем – остров необитаем.
        До начала XX века здесь существовало постоянное поселение айнов. Накануне Второй мировой войны японцы превратили Матуа – кстати, сами японцы произносят его название как Мацуа-то – в мощнейшую крепость, в непотопляемый авианосец, контролировавший северо-запад Тихого океана. Здесь располагался крупный аэродром с тремя длинными взлётными полосами, позволяющими поднимать самолёты практически при любом направлении ветра. Полосы подогревались термальными водами, а потому могли использоваться круглогодично. Есть достаточно оснований полагать, что на Матуа находились какие-то секретные японские объекты. Вполне вероятно, что это были лаборатории по разработке химического или бактериологического оружия. Сюда приходили, совершив почти кругосветный поход, подводные лодки Третьего рейха. Американцы неоднократно пытались уничтожить аэродромы и островные объекты, потеряв в боях с десяток самолётов и как минимум две подводные лодки.
        После капитуляции Японии 14 августа и до захвата острова советским десантом 27 августа 1945 года у японцев было достаточно времени, чтобы скрыть и законсервировать все наиболее важные и ценные островные объекты. Удивительно, но, судя по описи захваченного на острове оружия и снаряжения, десантники не нашли на Матуа ни одного самолёта, танка или орудия. На 3811 сдавшихся японских солдат и офицеров оказалось в наличие всего-то 2127 винтовок. При этом лётчики, моряки и артиллеристы куда-то исчезли, а в плен попали лишь стройбатовцы да вспомогательный персонал. Сравните это с трофеями, взятыми на внезапно атакованном 18 августа острове Шумшу, где одних только танков оказалось более 60 штук.
        Уже после того, как японцы были эвакуированы с Матуа, а на их месте обосновались советские военные, на острове стали происходить весьма странные события: пропадали люди, ночами на склонах вулкана мелькал свет, а невесть откуда у наших военных появлялись редкие трофеи. Например, коллекционный французский коньяк…
        После войны США очень хотели заполучить Матуа себе, но лукавое предложение Сталина поменять его на один из Алеутских островов Трумэн не принял.
        О том, что происходило на Матуа в советские времена, известно мало. Гражданские сюда не добирались и не допускались, а военные свои секреты хранят. По всей видимости, на острове располагалась воинская часть, обслуживающая радары. Разломанные установки и свалки электронного оборудования 60–70-х годов разбросаны по всему острову.
        Примерно до 2001 года на Матуа сохранялась погранзастава. Потом она сгорела, а лишившиеся крова погранцы были эвакуированы на большую землю. Сейчас на острове никого.
        Закрытых бухт на Матуа нет. Если рассматривать остров на картах или аэрокосмической съёмке, то может показаться, что хорошего укрытия для судна вблизи острова не существует совсем. На практике же удобное и относительно безопасное место – это пролив в юго-западной части острова, прикрытый с запада небольшим островком Иваки (Топорковый). Именно здесь находился японский рейд, располагались причалы. О японцах напоминают двухэтажный дот на берегу, заваленный обломками судов и техники пляж, остатки пирса и остов потопленного в проливе транспорта «Ройё-мару». Где-то на дне пролива лежат и другие японские транспорты – «Иваки-мару» и «Хибури-мару», торпедированные американской подводной лодкой SS-233 «Херринг».
        Недалеко от места стоянки «Котоярви» на отливе появляется из воды огромный дизель, заросший водорослями и ракушками. Сердцем какого из судов, нашедших свой конец в проливе, он был, установить уже невозможно.
        На Матуа мы простояли несколько дней, и каждый поход на остров сопровождался удивительными находками и открытиями. Отлично сохранились взлётные полосы аэродрома. Бетон на них и сейчас лучше того, что лежит в Шереметьеве. Вокруг аэродрома сотни ржавых бочек из-под горючего. В основном наших, но попадаются и немецкие с маркировкой Kraftstoff Wehrmaght 200 Ltr. («Горючее вермахта, 200 литров»). На бочках чётко читаются даты с 1939 до 1945 года. Удивительно, но среди немецких бочек есть и полные.
        В открытом доступе многочисленные оборонительные сооружения: бункеры, доты, капониры, оборудованные артиллерийские позиции, десятки километров траншей и рвов. В зарослях ольховника полно железного хлама, иногда самого удивительного. Можно, например, наткнуться на чугунную паровую установку, очень напоминающую небольшой паровоз. Во рвах и на береговых осыпях торчат из-под земли чугунные и керамические трубы. Что это? Водопровод, канализация или части системы обогрева аэродрома?
        Прошёл по берегу – наткнулся на замаскированную водонапорную станцию с огромными чугунными механизмами внутри казематов. Всё в относительной сохранности. В задней стене другого развалившегося строения обнаружил маленькую дверь. Открыл, за ней тропинка, через 200 метров в лесу скала, присмотрелся – а это искусная кладка, за которой вход в каменный тоннель, уходящий в гору. К сожалению, заваленный взрывом уже в самом начале. Неподалёку свалка. Из земли торчит чугунная японская «буржуйка», рядом осколки керамики, на которых читается маркировка японской армии, бутылки и пузырьки с иероглифами, гильзы, кожаная обувь…
        Даже если не слишком стараться, на острове легко найти множество сооружений, назначение которых нелегко объяснить. Какую, например, нагрузку могли нести бетонные бункеры с метровыми стенами, толстенными стальными дверями и такими же ставнями? Казарма, командный пункт, склад, бомбоубежище? Но зачем тогда столько окон со сложной системой стальных ставень и запоров, зачем мудрёная сеть воздуховодов? Может быть, лаборатории? На острове не раз находили какие-то сложные приборы с датчиками, манометрами, центрифугами… Правда, эти приборы были сломаны и выброшены ещё самими японцами. А где же всё остальное? Техника, оборудование, снаряжение, личные вещи гарнизона? Что сюда привозили или увозили немецкие подлодки? Что пытались уничтожить или захватить американцы, что нашли уже наши?
        Вопросов множество. На часть из них мы смогли получить ответы в Петропавловске-Камчатском, встретившись с Евгением Михайловичем Верещагой – бессменным руководителем камчатско-курильской экспедиции.
        С Верещагой мы связались ещё из Москвы, рассказали о планах. Опытный камчадал посмотрел фотографии катамарана и высказал вежливое недоумение: по Охотскому морю и Тихому океану на таком не ходят. Но в помощи не отказал – на Матуа нас ждали 120 литров 92-го бензина, без которого пришлось бы туго. Могли мы встретиться и в море. Примерно в то время, когда «Котоярви» продвигался на север, камчатско-курильская экспедиция с пограничниками устанавливала на Курилах православные кресты. У острова Ушишир мы вышли на связь с пограничным вельботом, но подойти к нему не смогли из-за бурного моря и густого тумана. Встретились уже в Петропавловске – в музее, который Евгений Верещага, Ирина Витер и их соратники создали в результате исследования Курильских островов и в первую очередь Матуа.
        – Почему именно Матуа, ведь совсем рядом с Камчаткой есть Шумшу и Парамушир, большие по размеру и лучше известные острова, отбитые у японцев в том же 1945-м?
        – Очень долго Матуа был абсолютно недоступен. Возможность туда попасть появилась лишь в 2001 году, когда сгорела застава и ушли пограничники. В этом году у нас прошла уже 14-я экспедиция, но даже сейчас остров показывает нам лишь одну сотую своих тайн. Хотя вывод однозначный: остров был законсервирован японским гарнизоном перед сдачей советским войскам.
        – А у них было на это время?
        – 18 августа началась Курильская десантная операция. Информация об этом прошла по всем Курилам, естественно, на Матуа узнали о начале военных действий со стороны СССР. 23 августа капитулировал японский гарнизон на Шумшу и Парамушире. А 25 августа сдался гарнизон Матуа во главе с командующим полковником Ледо. Однако из японских источников мы знаем, что с февраля 1945 года в Японии реализовался план Кэцу, согласно которому было необходимо вывезти с Курильских островов всё, что возможно, а что нельзя вывезти, то законсервировать, то есть спрятать. Оборудование, технику, сырьё… Руководство страны и предприняло такие действия в связи с тем, что был прогноз о скорой капитуляции фашистской Германии, основного союзника Японии. В феврале-марте 1945 года план Кэцу был введён в действие и на Матуа. Всё, что нельзя было вывезти, пряталось. А что нельзя было спрятать – уничтожалось. Мы нашли большое количество сожжённого оборудования, причём не просто сожжённого, а сожжённого и закопанного на 2 метра. Мелкие детали сжигались в бочках при огромной температуре. Там всё спеклось и расплавилось. Очень тщательно всё уничтожали. Но мы предполагаем, что особо ценные вещи были хорошо спрятаны. Ведь известно же, как в подобных случаях японцы поступали на южных островах, на тех же Филиппинах, например. По нашим предположениям перед капитуляцией остров покинули порядка 10–15 тыс. человек. А те, кто сдался, – это была так называемая похоронная бригада, которая консервировала остров и всё прятала.
        – Но в феврале 1945-го, а тем более позже, японцам очень трудно было эвакуировать такой большой и сложный военный объект, как остров Матуа. Может быть, они всё утопили в океане?
        – Водолазами, которые участвовали в экспедиции, были обследованы берега, в том числе потайной пирс. Кроме нескольких железяк и американских снарядов, которыми обстреливался остров, там ничего нет.
        – А почему этот довольно небольшой остров, не имеющий удобной бухты, был так важен для японцев?
        – Мы считаем, что Матуа строился как мощнейшая резервная база, которая должна была стать плацдармом для возможного отступления с северных островов. Шумшу и Парамушир – это остриё меча, направленного на Камчатку. Сооружения на этих островах имеют чисто военное значение. Никакой экзотики, а на Матуа мы видим мощёные дороги, фигурные стеночки, декоративную отделку, новые технологии… Видно, что здесь всё было очень комфортно, жили раскайфованные японцы, здесь был тыл. Как мы узнаем из допросов генерала Цуми Фусаки, командующего северной группировкой, гарнизон Матуа ему не подчинялся и управлялся напрямую из ставки на Хоккайдо. Это говорит о каком-то особом статусе острова Матуа. Японский и наш менталитет очень различаются; на острове, на котором, казалось бы, невозможно создать военно-морскую базу, японцы её построили. Неожиданность и парадокс – это их «ноу-хау».
        – В Германии велись работы по созданию нового оружия. В частности, химического и бактериологического. Наверняка так же поступили и в Японии. Есть версия, что секретные лаборатории находились на Матуа. Что показали ваши исследования?
        – Японцы вели такие работы. Известно, что в Харбине, на территории нынешней КНР, разработкой химического и бактериологического оружия занимался отряд 731. Я там был два года назад и видел сооружения очень похожие на те, что есть на Матуа. Конечно, мы слышали всякие страшные истории, байки, мифы, поэтому стараемся максимально соблюдать технику безопасности. Если находим что-то, что может потенциально представлять опасность, то никогда это не трогаем. Маскируем, чтобы не нашёл кто-то другой, и очень осторожно обследуем.
        – Я видел какие-то химические колбы, другие выдутые из стекла сосуды…
        – Разумеется, мы их тоже находили. Но специальных раскопок мы не производили. Везде в мире есть нормы безопасности. Если склады опасной химии или бактерий должны быть укрыты на глубине 20 метров, естественно, что они там и находятся. В этом смысле Матуа безопасен. 55 лет здесь находились наши гарнизоны, и ничего плохого не произошло.
        – Какие есть доказательства того, что внутри острова скрыты законсервированные объекты?
        – Мы нашли подземные коммуникации, 100–200–300 метров коридоров, вырубленных в базальте, отделанных деревом, внутри много разных помещений, печки для приготовления пищи и отопления... Это так называемый объект подземный город. И это только та часть его, которую мы открыли случайно. Произошла осыпь, образовался вход, и мы туда смогли пролезть. После землетрясений, цунами и извержений вулкана случайно открываются всё новые и новые объекты. Но мы находим только то, что не очень-то и маскировалось.
        Можно взять для примера остров Иводзима, о котором все наверняка слышали. Его гарнизон составляли 22 тыс. человек. Американцы штурмовали его три месяца. В операции участвовали около 200 тыс. солдат, сотни кораблей, его только бомбили целый месяц... Так вот, Иводзима в три раза меньше Матуа. А на Матуа, когда наши туда пришли, ни одного самолёта, ни одного танка, ни одного орудия. И огромный интерес США к этому острову. Всё это говорит о том, что основные объекты были законсервированы ресурсом государства. Я имею в виду план Кэцу или какой-то аналогичный. Делалось всё специалистами, всё целенаправленно маскировалось, укладывалось на хранение, чтобы потом забрать, закупоривалось, взрывалось. Имеющимся у нас ресурсом открыть то, что пряталось ресурсом целого государства, очень сложно.
        Вы видели на острове круглую сопку, мы называем её «объект холм». Точно такая же есть на Иводзиме. Такой же потухший вулканчик. Так вот на Иводзиме в ней 45 этажей коммуникаций. Мы предполагаем, что и на Матуа в сопке не менее 45 этажей коммуникаций и галерей. Наши попытки проникнуть в технические помещения пока не увенчались успехом. Если на нашу работу обратят внимание какие-то государственные структуры, действующие в интересах государства и его безопасности, мы всегда готовы поделиться информацией, которую, скажем так, не афишируем...
МАТУА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) 30 ноября


ПОХОД КАТАМАРАНА "КОТОЯРВИ"

С САХАЛИНА НА КУРИЛЫ И КАМЧАТКУ

В ИЮЛЕ - СЕНТЯБРЕ 2011 ГОДА



СОСТАВ ЭКИПАЖА:

Илья Лукомский - капитан, Москва

Александр Дзебисашвили - первый помошник, Москва

Олег Макаровский, Москва

Петр Каменченко, Москва

Елена Алексеева, Москва

Денис Иванов, Иркутск




      ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

НОВЫЕ НАХОДКИ - ПАДЕНИЕ ДЗЕБИСАШВИЛИ -

КУРИЛЬСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ РАССКАЗЫВАЕТ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

- ЯПОНСКИЙ АЭРОДРОМ - КУРИДЬСКАЯ ИВОДЗИМА - МЫ ПОКИДАЕМ МАТУА 


        Cеверную часть острова Матуа занимает горный массив, венчает который пик Сарычева (вулкан Фуё). Подступы и склоны густо заросли малопроходимым ольховым стлаником, выше начинаются свежие шлаковые осыпи крутизной в 60–70 градусов. Вулкан жив: последнее извержение произошло всего два года назад.
        В качестве теста мы в течение часа продвигаемся по склону в одном направлении. Проходим за это время, судя по GPS, всего 300 метров по прямой. От идеи подъёма на вулкан приходится отказаться. Не в этот раз. Да и разглядеть что-либо в изрезанной ущельями «зелёнке» практически невозможно. Находим лишь то, что попадает под ноги. В одном месте спотыкаюсь о ходовую часть японского танка, в другом – о кусок пропеллера… Саша Дзебисашвили идёт впереди, ощупывая заросли палкой и предупреждая: «Яма, железка торчит, камни…» Следует вопль – и товарищ исчезает. Нахожу его на дне замаскированного дота, слава богу, невредимым.
        В отличие от северной части юг острова представляет собой совершенно ровное плато. Природа так распорядилась или это результат кропотливой работы, сказать сложно. Но если смотреть сверху, то видно, как вся равнина исчерчена линиями траншей, ходами сообщений, противотанковыми рвами. В ключевых местах стоят мощные долговременные огневые точки. И это только то, что можно разглядеть в разгар лета, да ещё 70 лет спустя. Большая же часть коммуникаций была тщательно укрыта ещё тогда, теперь же совершенно незаметна.
        Мы продолжаем разговор с Евгением Верещагой, руководителем камчатско-курильской экспедиции, почти 10 лет пытающимся проникнуть в тайны острова.
        – В чём уникальность сооружений на Матуа, в частности аэродрома? То, что мы видели, поражает. Спустя 70 лет покрытие абсолютно пригодное для использования. А каким был аэродром при японцах?
        – Было три полосы с асфальтобетонным покрытием. Одна – 400 метров, на ней стояли четыре металлических ангара и шла рулёжка на большую полосу длиной около 2 километров. Ещё одна полоса – 1,5 километра. Ширина полос – 70 метров, по краям – желоба для стока воды. Под покрытием – уложенные трубы. Те, кто здесь служил, рассказывают, что до 1985 года аэродром отапливался термальными водами.
        – Получается противоречие: с одной стороны, аэродром, а с другой – лаборатории. Но само наличие огромного аэродрома демаскировало бы секретные объекты. Что же всё-таки первично? Аэродром обслуживал какую-то важную инфраструктуру или все эти сооружения были построены для обслуживания аэродрома?
        – Японцы начали осваивать остров давно. В 1923 году здесь уже был посёлок Мацуа-мура. Если представить, что строительство началось в 30-е годы, то тогда это была внутренняя территория Японии и вряд ли имелась необходимость скрывать работы. А потом началась война и ситуация изменилась. На американских фотографиях времён войны аэродрома с воздуха практически не видно. Всё было покрыто маскировочными сетями. Остатки этой маскировки сохранились до сих пор. Мы считаем, что помимо аэродрома здесь находилось какое-то производство. Заводы, запасы сырья…
        – Известно, что японские подлодки доходили до Германии. Бочки с немецким горючим, найденные на острове, могут свидетельствовать о том, что и немцы приходили сюда. После мая 1945 года многие немецкие подлодки просто исчезли. Исчезли и материальные ценности, сокровища, документы. Позднее члены команд этих подлодок объявлялись в разных частях света. Вы нашли подводные причальные стенки, тоннели. Могли ли немцы что-то доставить своим союзникам на Матуа?
        – Мы считаем такую возможность вполне реальной. Почему, например, ту же Янтарную комнату было не вывезти на один из далёких и труднодоступных островов, да ещё к союзникам? Фантастическая версия, конечно. Но имеет право на существование. В коммуникационном плане остров настолько развит, что на нём можно спрятать всё, что угодно. Утечка информации полностью отсутствовала. Любой груз, который завозился, сохранялся здесь в полной тайне, информация не могла уйти. Японцы молчат до сих пор. Начальник гарнизона полковник Ледо умер в 1985 году, не оставив никаких мемуаров. До 2000 года в Японии официально существовало общество ветеранов Матуа. На острове Иводзима из 20-тысячного гарнизона в плен попали всего 200 человек, да и те ранеными. Их японское общество не воспринимает, считает изгоями, потому что они сдались, вместо того чтобы погибнуть за императора. А на Матуа 3811 человек сдались, и общество их извиняет. Почему? Значит, их миссия состояла в этом.
        – После того как Россия сняла свою заставу с Матуа, остров остался без присмотра. Могли ли в это время побывать здесь, скажем, те же японцы, чтобы что-то с острова забрать? Это в принципе возможно?
        – Если перед японцами стояла такая задача, то возможности для этого были. По крайней мере японские самолёты в районе Матуа зесекали не раз.
        – Что в планах у вашей экспедиции?
        – Есть планы, задумки; мы открыты к сотрудничеству, готовы работать со всеми адекватными людьми, которые хотели бы участвовать в наших исследованиях. Темы разные. Нашли стоянку айнов – пригласили археологов. У нас есть сайт: www. foto.kurilstour.ru. Там можно всё посмотреть. Конечно, не всё так просто. Вот была договорённость с пограничниками, осенью они должны были доставить на Матуа технику – машину с краном, трактор, – а назад вывезти раритетные образцы техники для музеев Камчатки. Но у человека, который хотел нам помочь, что-то не сложилось. В результате техники для дальнейших поисков у нас нет. Но мы не унываем: возможно, кто-то ещё захочет нам помочь или сам поучаствовать в интересных исследованиях.
        Когда мы покидали Матуа, туман, пришедший с Охотского моря, накрыл остров. Опустилась с неба бездна, исчез вулкан, прибрежные скалы… Всё пропало, как будто этого никогда и не было на свете. Лишь с огромного лежбища на южном мысу доносился рёв морских львов, единственных постоянных обитателей этого загадочного мира.

Комментарии
орлов-бух29.03.20, 15:37
 
Я думаю вам сможет помочь Илья Лукомский (Котоярви), он в прошло 
м году ходил на южные острова
Планирую поездку на Курилы 
Добрый день. Спасибо. С удовольствием прочитал о Вашем путешествии. Когда-то сам жил на Итурупе. Планирую поехать туда снова. Пытался найти кого-нибудь, кто поможет в путешествии по Курилам. К сожалению с информацией совсем туго. Возможно Вы располагаете контактами, кто бы мог помочь с организацией путешествия. Был бы Вам весьма признателен, если бы Вы этими контактами поделились. Заранее спасибо.
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут