Осеннее островное велопутешествие сквозь живописный архипелаг Аландских островов. Большинство ночевок дикарями не нарушая законов. #суперэконом .
Kustavi - Osnas - Brando - Tarsholma - Lappo - Kumlinge - Vardo - Godby - Marienhamn - Stockholm - Vaxholm
Обо всем
Пролог

"Ехать в это время нет смысла если не будет погоды", - сказали знатоки с Велопитера, когда увязая в дедлайнах даты отпуска были перенесены во второй раз.. Спасибо кэп!

Отчетов в столь поздний сентябрь нагуглить не удалось. Оно и понятно - большинство заведений работает ровно до середины месяца, да и бабье лето не каждый год растягивается. Ну и ладно! Что мы, холода боимся? С трепетом вспомнилось -10 в палатке на Кавказе. Гисметео рисовал бесконечное солнце +10 +17. А может им данные тупо не приходят и по дефолту стоит хорошая погода? Может и так, но погода ни капли не подвела.
План, припасы и доставка.

В ходе дум поняли что хотим посетить Стокгольм. Логистика ограничивалась необходимостью ехать на автобусе из СПб, машина не вариант(отказоустойчивость желает лучшего). Самым оптимальным вариантом показалось начать из Турку, крутим в Оснас(70км), оттуда начинаем движение по северной паромной ветке через основные острова, прибываем в Vardo, крутим в Мариенхамн, утренний паром в Стокгольм, 5 дней в Шведской столице, ночной паром Стокгольм - Турку, утренний автобус в СПб.

Найти автобус в Турку с велосипедами не проблема, потребовалась лишь небольшая доплата - 500 рублей с человека за вел и загрузка из пригорода - итог 2500р на чел.
Заранее куплены паромы Мариенхам - Стокгольм , Стокгольм - Турку .
Хостел в Стокгольме - 12 000 за 3 ночи.
Планировалось взять ещё одну-две ночевки на островах, но ориентироваться где конкретно уже по ходу дела.
Еду брали почти всю из СПб, где-то на 10 дней. Стандартный спартанский походный набор - сушеное мясо и рыба, крупы, шоколад-печеньки - всё со строгим расчетом, ничего лишнего. Наши 2 скромных 50-литровых вело-рюкзака еле закрывались, адский объем еды так и норовил расстегнуть  молнию и вывалится наружу. К слову, к концу поездки мы на это всё смотреть не могли и кушали в относительно бюджетном Бургер-Кинг, но потом и он надоел!
Какое-то особое снаряжение не брали. Единственное что нужно посоветовать - заранее позаботьтесь о репеллентах против клещей, даже если вас занесет туда в столь поздний сезон. А ещё лучше сделать вовремя прививку.
Начало пути и северная ветка

Кустави Кустави
Рассвет Рассвет
Утренняя дымка Утренняя дымка
Ваш покорный Ваш покорный
В процессе заброски поняли, что крутить 70 км до парома из Турку будет не очень интересно и договорились с водителем. Заплатив ещё по 10 евро мы оказались в Kustavi. Собираем велики и через километр встречаем первый короткий паром - бесплатный Vartsala - Kivimaa.
Крутим через остров до стартовой точки северных паромов. Уже начинаются красивые дороги.

так выглядит вело-турист
На гугл-картах мест зовется Vuosnainen. Время уже к вечеру, парома нам ждать 2 часа. Решаемся разбить ночевку, лечь-встать пораньше и двинуть до архипелага на первом утреннем пароме 7:00. Отходим немного в сторону, случайно спугиваем косулю, ставим палатку.  Кстати, недалеко от парома есть уютный открытый домик с двумя туалетами и комнатой для отдыха. Он отмечен на приложенном треке.

Билеты обошлись по 6 евро, покупка прямо на пароме. И это билет на ВСЕ паромы между островами. Дальше про них никто никогда не спрашивал. В теплом салоне можно выпить чашечку кофэ, или просто наблюдать за рассветом. Кстати в нашем форватере проплывала нерпа!

Аланды встретили нас прекрасной погодой. Солнце пекло и после обеда можно было ходить в футболках, но воздух по прежнему был прохладный,- чтобы педалировать с комфортом приходилось утепляться.

На острове Ava, пожалуй, были самые красивые дороги.

По пути нам встречается холмик Bockholm, с которого можно увидеть всю округу.

Прокатившись до Fisko чисто ради спорта, продолжаем путь с севера на юг, до пункта Tarsholma. А дороги разыгрались..

По дороге встретили всего пару машин и несколько человек работали на рыбной ферме. Складывалось впечатление, что люди уходят отсюда вслед за туристами в середине сентября.
На острове Brando, можно найти местную кирху, но она показалась нам не очень интересной и мы берем прямиком до следующего парома.
Это вам не Ленобласть
Садимся на паром Tarsholma - Lappo.

На Lappo находится краеведческий музей, мы очень хотели в него попасть, но вне сезона он был закрыт и висела табличка с телефоном. Мы позвонили, - хозяин сказал "Скоро приду" и не пришел. Вот такая размеренная Аландская жизнь. К слову на Lappo живет 60 человек, из них 4 ребенка. Мы были свидетелями как все 4 прибыли на пароме из школы(я так полагаю с Kumlinge) и радостные родители встречали своих маленьких потомков. Население на Аландах стареющее, мигрантов практически нет. Пару раз на попались поляки на главном острове.
Единственный продуктовый магазин на Lappo открывается с 10 до 13 и с 15:00 до 15:35 (могу ошибаться). Цены конечно не радуют. Вдобавок скажу, что покупая воду в пластиковой таре, с вас возьмут 40 центов за бутылку, которую вы можете потом сдать и получить деньги назад. Нам понравилась эта идея. Если бы у нас сделали что-то подобное, люди бы меньше оставляли мусора в лесу.

К Lappo примыкает маленький остров Bjorko. Вызываем по кнопке на пристани паром. Остров по большей части распахан под сельхозугодья, лишь в конце дороги встречаются несколько домов. Возле одного из них добрые аландские бабушки гоняли чаи и поприветствовали нас - наверное редкость встретить велотуристов в начале октября. В конце дороги находим отличную стоянку на камнях. Точку можете увидеть на приложенном треке.

Подъема в 6 утра не получилось, всё таки холодный воздух немного подкосил мою вторую половинку, решили матрасить до обеда и сесть на паром 15:30 до Kumlinge. Крутим обратный маршрут - паром по кнопке - пол часа хода и мы на месте.

Остров Kumlinge известен Кирхой 15го века и старым маяком на холме. Церковь мы увидели, но маяк, увы,  оказался закрытым, как и многое другое на архипелаге. По дороге нам попался маленький магазин, свежесть продуктов оставляла желать лучшего. Можно было съездить на Seglinge посмотреть на некие каменные чаши, но время к вечеру, темнеет рано и мы ставим палатку на скалах, задавшись целью сесть на паром 8:00 на Vardo.

Утро было бурным - как в злом анекдоте я разрезаю камеру о сучок и мы крутим со страшной силой только бы не торчать пол дня до следующего парома.  Подъезжаем к пристани когда он уже 10 метров как отошел, машем рукой и тут..слава финским паромщикам..он разворачивается за нами. Кто бы мог подумать!

На пути Vardo - Godby нам повстречались основные достопримечательности - Kastelholm, Bomarsund. Оба кемпинга в районе Бомарсунд оказались закрытыми с 17 сентября. Привет вам пустующие домики. Пустите нас в душ!
домики молчали

Пока гуляли по Бомарсунд, наши велики лежали часа 3 на газоне и никто их не тронул. Мне кажется что никто даже рядом не проходил..  Налюбовавшись овечками мирно блеющими на руинах нашего несостоявшегося когда-то могущества двигаемся дальше.
Рядом с Кастелхолмен находится аттракцион а-ля старая шведская/финская деревня. Естественно всё было закрыто, но не сама территория. Было забавно гулять там одним. Я чувствовал себя героем детектива, - нам предстоит узнать куда же пропали все люди.
В Godby мы прибыли уже к закату. Хорошее место для палатки здесь найти уже сложнее. После часа раздумий и изучения местности решаемся встать в лесу на холме, недалеко от широкой дороги на Мариехамн. Стоянка была не самая лучшая, т.к. неподалеку проходила прогулочная тропа и заезд был..не было...тащили велики вверх по камням. А утром случилось неприятное..
Лизу грызли одновременно аж 5 клещей. Аккуратно вытащили всех пакостников, завернули в бумажку, нагуглили ближайший Apotek и в дорогу. Женщина в аптеке нас успокоила, сказала что на островах их действительно много. В нашем случае они были совсем крохотные и вероятность заразы очень мала. Но нужно быть начеку и следить за самочувствием.
В Godby есть нормальные большие магазины. Первым делом купили спрей от blood-sucking insects. В s-markete халявный кофе и вайфай. Booking говорит о работающем хостеле всего в одном километре. Горячий душ ждет нас!
Хостел был ни что иное как детский лагерь при большом бассейне. За 15 евро с лица мы вселяемся в комнату на 8 человек вдвоем(сезон все таки низкий). Время к обеду и мы решаемся на небольшой кружок по окрестности налегке.

Я не хотел туда идти - меня потащили
Возвращались в хостел уже в сумерках, обвешав себя фонарями как праздничные ёлки в канун рождества. Про культуру вождения на аландах можно не переживать - любой водитель с местными номерами пропустит вас даже если вы этого не хотите. В сумерках встречные любезно переключают дальний свет. И ещё понравился такой дорожный знак:

Утром следующего дня выдвигаемся в Мариехамн. Я решил не пользоваться GPS и мы поехали по зеленым указателям для велосипедистов. Дорога проходит через все те же фермы с завернутыми в белый целофан стогами сена, точно кусочки моцареллы. Дорога то и дело виляет то влево то вправо, несколько подъемов-спусков и мы попадаем в Lilla Holmen.

Делаем небольшой перекус и отправляемся к Pommern - главной достопримечательности. Вход в музей пароходства стоил, если не ошибаюсь, где-то 12 евро. Это плата за вход в экспозицию на берегу и на корабль. Как это ни странно корабль был закрыт вне сезона, но цена по прежнему 12. Конечно же мы не пошли.
Гуглим кемпинг, крутим, кемпинг закрыт. Теоретически можно было встать на его территории, но мы как-то не отважились и решили катить на противоположную сторону западной гавани, в более-менее дикие места(судя по карте). Интуиция нас не обманула - всего в 40 минутах из центра нашлась неплохая стоянка. Надеваем капюшоны дабы не нацепить на себя blood-sucking insects, крадемся. Должен сказать что половина западной гавани промышленная и там всю ночь гудели пароходы. Я бы советовал крутнуть ещё минут 30 и встать в тихом месте.
Подъем в 6 утра, завтрак, спешим на паром. Утро было каким-то промозглым. Туман, легкая морось - вспомнилось Самое Популярное Болото. Грузимся и факен щет! Я забыл электронную книгу в велорюкзаке, а в когда начали движение в трюм уже не пускали. Пять часов пути до Стокгольма гулял по парому, наблюдая как ночные пассажиры проснулись и вновь заливаются относительно дешевым алкоголем из duty free.

2015-10-04 08-25-21

Стокгольм.

На выезде из парома нас приветствует группа велосипедистов с рюказаками. Ориентироваться в городе сложно. Пару раз, опрометчивый OSM, заводит нас на лестницу. Час скитаний по Шведской столице и мы в хостеле. Тащим велосипеды в номер.
2015-10-04 16-55-56

Я не буду много рассказывать про Стокгольм, ограничусь лишь некоторым мнением.
Сразу ощутился контраст между сельскими Аландами и Шведской столицей. Водители уже не такие вежливые, куча пешеходов и велосипедистов, машины ездят быстро - прямо-таки в Москву попал. Мигранты. В первый же вечер идем кушать в кафе где нам дали несвежие салаты по супер цене. Метро конечно забавное, но больше похоже просто на разноцветные пещеры, какой там "the most beautiful station in the world"? Они просто наших не видели. В общем я не разделил восторга многих моих знакомых о Стокгольме. Но Васа это нечто!

Переночевав 4 ночи в хостеле едем на дикую ночевку к Vaxholm. Наш трек можно найти во вложении. Дорога приятная кроме поворота с Arningevagen  на Vaxholm - здесь придется ехать 7 километров по обочине. Справа виднелась неплохая грунтовка, но все съезды на неё были закрыты шлагбаумом. По пути находим интересный замок Богесунд, жаль что внутрь не попали т.к. время около 9ти вечера. Стоянка была прямо-таки божественная: тихая гавань, столик, скамейки. В трех километрах проплывают увешанные огнями громады паромов. Сосиски на костре. А вечером разыгралось северное сияние фантастических масштабов.

2015-10-08 11-14-06

За время нашего отпуска день ко дню чувствовалось снижение температуры. В нашу последнюю ночь по моим ощущениям было 0 +3 и пролил небольшой дождик. В последний день сказали спорту нет и взяли паром Vaxholm-Stockholm за 60 крон с носа. Делаем заключительный кружок по Юргарден, варим обед в парке, в 20:00 паром до Турку. Пока Стокгольм!

2015-10-07 13-21-55

В Турку было уже -5. Как же вовремя мы свалили!

Вот и весь отчет о нашем рандеву со скандинавией.
За сим позвольте откланяться.