Южный Урал / Спортивный туризм | Велотуризм | Горный туризм

По Южному Уралу-2012: по горам, дорогам, речкам.

15 - 29 июня 2012 г.
Велопоход по Ю.Уралу с посещением нац парка "Таганай", Южно-Уральского заповедника, Инзерских Зубчаток, скалы Караташ, Розовых скал и покатушка по Белорецку и Уфе.
Златоуст - Таганай - Златоуст; Кукшик - Лаклы - Юрюзань - Тирлян - Белорецк; Айгир - Ассы; Уфа
Часть первая
Путешествие по национальному парку Таганай. Первые 4 дня похода.
Таганай

Митькины скалы Митькины скалы
Дорожки Таганая Дорожки Таганая
Мостик через речку Мостик через речку
Долина реки Ай Долина реки Ай
Р. Ай. Большие Притёсы Р. Ай. Большие Притёсы
Ж/д вокзал Златоуст Ж/д вокзал Златоуст
Карта Таганая Карта Таганая
Златоустовский водохран Златоустовский водохран
В Таганай! В Таганай!
Откликной в лучах заката Откликной в лучах заката
"Едем" второй день "Едем" второй день
Отдых на камнях Отдых на камнях
На Откликном На Откликном
Наша троица. за спиной - Откликной Наша троица. за спиной - Откликной

Вступление.

В 2009 году я первый раз поехал в поход по Южному Уралу. Тогда организатором похода была хорошая девушка Таня Скородумова. Тогда мы ехали в основном по Башкирии и она мне настолько понравилась, что решил съездить еще раз.

Подготовка заняла много времени и сил, учитывая, что это мой первый длительный поход, который я самостоятельно организую и собираю.  В результате первые шаги по подготовке начал делать еще в январе-феврале, а последние закончил в день отъезда (ну как обычно заканчивают).

Итак, поход по Южному Уралу – 2012.

С самого начала было только двое участников – я и Александра из Старого Оскола. Потом, ближе к дате старта начали присоединяться другие люди. Но в результате, после всех этих  - «поедем - не поедем» поехало три человека: Наташа из Питера, Александра из Старого Оскола и я.

Изначально старт планировался из города Салават и ехать в сторону Златоуста, постепенно привыкая к горам. Но по некоторым причинам, начали путь из Златоуста, и в первый же день пришлось карабкаться по горам.  Но обо всем по порядку.

Из Питера прямого поезда в Златоуст не оказалось, поэтому были куплены билеты до Москвы, а оттуда уже до Златоуста.
Выезд из Питера был в час ночи, прибытие в Москву в 11-30 на Курский вокзал. В 15-30 отправление поезда в Казанского вокзала.
Наташа из Питера выезжала другим, более поздним поездом и приехала на Ленинградский вокзал за час до отправления на Златоуст. Когда мы встретились, выяснилось, что на ее велосипеде спущено колесо. Решили пока ничего не делать,  ее рюкзак положили мне на раму, а ее велосипед повели «под уздцы», благо  до Казанского вокзала недалеко. Дошли, благополучно загрузились в поезд.
Еще не все проводники знают, что велосипед разобранный – это ручная кладь. Но более опытные проводники молодых коллег сразу наставили на путь истинный и проблем не возникло.

Часть первая. Таганай.

15 июня 2012, день первый.

И вот, наконец, мы приехали в Златоуст.  Стоянка поезда полчаса, неспешно выгрузились, пошли на вокзал. Там нас уже ждала Саша из Оскола.

По традиции – большой поход начинается с большого ремонта. Сначала разобрали колесо  Наташиного велосипеда, нашли прокол, заклеили. Потом, как выяснилось. Нашли прокол  в колесе Сашиного велосипеда – тоже заклеили. Потом настройка, упаковка вещей, и – в путь.

Город Златоуст – не такой уж и маленький оказался, в городе есть трамвайное движение – целых два маршрута, нашли веломагазин, несколько столовых, в одной из них мы обедали.

Историческая справка:

Город Златоуст - муниципальное образование в составе Челябинской области Российской Федерации (России), город областного подчинения, третий по величине в Челябинской области, самый высокогорный город Урала.

Свое название город получил по железоделательному заводу, основанному в 1754 году тульскими промышленниками И.П. и В.М. Мосоловыми. Уже в первоначальном контракте на строительство, заключенном 11.11.1751 г. в Оренбургской губернской канцелярии, завод было "велено именовать и писать Златоустовским".

Основание Златоуста относится к середине XVIII века, когда было начато промышленное освоение Южного Урала. 11 ноября 1751 года тульскими промышленниками И. П. Мосоловым и В. М. Мосоловым в Оренбургской губернской канцелярии заключен контракт на строительство железоделательного завода на речках Сатка и Куваш. Тщательнее изучив предполагаемое место строительства, Мосоловы решили строить новый завод несколько восточнее - на реке Ай, в устье реки Тесьмы. Разрешение на это было дано указом Берг-коллегии от 31.08.1754. В строй действующих Златоустовский завод вступил 14.08.1761, когда была задута первая домна. С этого дня история города связана с металлом и его обработкой, зарождению златоустовской качественной металлургии способствовала исключительная чистота местных руд.

Подробнее тут

Прокатившись по городу, мы двинулись на местное водохранилище – очень хотелось искупаться.  Долго рыскали, как туда попасть, учитывая, что оно охраняется – из него осуществляется водозабор.  Однако, если проехать подальше, то можно найти места для купания, что мы и сделали. Приятно было после душного вагона, потом после  жаркого солнца окунуться, наконец, в воду.

И вот, пришло время ехать дальше – путь наш лежал в сторону пос. Магнитка – именно через этот поселок рекомендовал посетить в Таганай  один из Екатеринбургских форумчан.
Выехали. Доехали до официального въезда в парк «Таганай», там на кордоне зарегистрировались (регистрация и вход в парк бесплатный), купили карту Таганая, на обратном пути решили еще раз заехать туда и поехали дальше. Дорога до Магнитки представляет собой пыльную щебенку. Сначала дорога шла в гору и приходилось часто спешиваться. Усиливало эффект то, что мы еще не «вкатились». Однако рано или поздно мы преодолели перевал и начали спускаться к поселку.  Спуск оказался достаточно техничным, пару раз при торможении меня заносило в кусты.

Вот и поселок. Время обедать. Нашли там столовку, где очень недорого пообедали, потом затарились продуктами на 2 дня (столько времени мы планировали находиться в Таганае) и направились в пос. Старая Магнитка – из него выходит тропа в Таганай.

Точную дорогу я не знал, поэтому спросил у местных. Нам сказали: «направо, там дорога в гору, поднимитесь, а дальше прямо в гору, в гору…». Ну мы и поехали. Действительно, дорога пошла в гору. Она пересекла полузаросшую дорогу, по которой у меня был трек нарисован. Эх, надо было послушаться трека! Девки не захотели по ней ехать, результате мы попёрлись в гору по более накатанной дороге. И действительно – дорога шла все время «в гору, в гору». И все это время конечно же толкали байки вверх, а не ехали на них.  Настроение не очень у всех. Усугубляло состояние то что мы точно не знали, куда эта дорога ведет, когда же кончится подъем и дойдем ли мы до хребта Откликного.  Да и уходит она несколько не в ту сторону, в какую нам надо было.

Но вот дорога более-менее выровнялась, а потом даже стала поворачивать примерно туда, где находится хребет Откликной.  Дорога пошла вниз, и мы в конце-концов выехали на поле между горами. На этом поле дорога поворачивала налево, а прямо шла хорошо натоптанная тропа. Решили ехать по тропе. Немного проехав, встретили группу женщин-туристок, они выходили из Таганая в Магнитку.  Увидев меня (я, как полагается Сусанину, ехал впереди), они воскликнули – «О, мужчина и один! А у нас ни одного мужчины». На что я вынужден был их огорчить, что не один. Спросил про дорогу, сказали что нормальная дорога и правильно едем, а одна женщина предложила показать нам место для стоянки, так как до перевала мы сегодня все равно не успеем дойти. Мы согласились. Вернулись обратно на поле, пошли по той самой полузаросшей дороге, по которой был трек проложен, женщины по различным признакам нашли поворот к месту стоянки, показали на родничок (на Таганае с водой дела не очень хорошо обстоят) и поляну, где лучше встать. Мы их поблагодарили и стали ставить лагерь.

Место было укромное, с дороги его не видно, вид с места стоянки открывался красивый – прямо перед нами стоял могучий Хребет «Откликной», в лучах заката он принял причудливые цвета – от фиолетового до розового. Сам хребет с нашей стороны был похож на хребет динозавра.  С первого же вечера завелась традиция, что я готовил еду, а девчонки ставили палатки. Иногда мы делали костер – для души и от насекомых.  Поужинали, немного посидели, и расползлись спать. Я прибрал поляну и последним тоже спать лег.

Так закончился наш первый день похода. Всего мы проехали 42 км – в принципе столько, сколько и планировалось.

16 июня 2012, день второй.

На утро проснулись, все вроде живые. Вставали мы не очень рано, соответственно, выезжали тоже не рано. Некоторые товарищи заявили что не будут переходить на местное время… ну-ну. В общем, позавтракали, собрались и часов в 10 (по Москве) мы тронулись в путь.  Метров через триста мы вернулись к развилке и, нисколько не сомневаясь в правильности выбранного направления, поехали прямо по тропе. Сначала это была достаточно утоптанная и широкая тропа, потом начали попадаться корни, позже к ним добавились камни. В результате мы слезли с велосипедов и опять пошли пешком. А велосипеды не то, чтоб тащили рядом, а все чащи и чаще тащили на себе – перетаскивая через камни.  В какой-то момент начало одолевать сомнение в правильности выбранного пути.  Остановились. Стали решать, что делать. Попробовали тащить раздельно рюкзаки и велосипеды. Недалеко ушли. Дорога не улучшается, а становится еще более каменистой. Правда, когда ходишь налегке, то вполне комфортно по ней ходить – тропа все-таки для пеших походов подходит.
Пока ходили туда-сюда, встретили двоих парней, попробовали у них узнать дорогу. Оказалось, что они сами здесь первый раз и дороги толком не знают.

Мне всё это надоело и я сказал, что хочу посмотреть поискать ту дорогу, по которой у меня проходит линия маршрута (этот участок я рисовал очень приблизительно, так как на гугло-картах ничего не видно было). Чтобы не кружить, решил идти по азимуту через лес. Отметил две точки и пошел.

Через 600 метров вышел на дорогу, а пока я ее осматривал, встретил мужика с дочкой (он шел в стороны Таганая) и он все подробно рассказал: куда эта дорога идет, куда та тропа идет и куда нам идти.  На том и расстались. Решил пройти по дороге и вышел к той самой развилке на поле и понял нашу ошибку.

Вернувшись к Саше и Наташе, рассказал им новости и наши дальнейшие действия. Мы вернулись к развилке (оказалось, что мы по тропе всего 800 метров прошли) и поехали уже по дороге.

Правда радовались мы недолго. Начали встречаться лужи и грязи с камнями. Но тут хотя бы было понимание направления дороги.  Пришлось слезть  с велосипедов и снова тащить их за собой. Дорога уверенно поднималась вверх, было преодолено несколько ручейков, одно болото и много камней. Я ушел метров на 100 вперед, поэтому не слышал, что девушки обо мне думали – и это было хорошо. Во время этого одоления у кого-то из девчонок родился стишок:

«Крошка сын к отцу пришел

и спросила кроха:

велик в горы хорошо?

нет, сыночек, плохо!»

Добрались до ручейка с небольшой полянкой. Тут решили пообедать и набрать воды. Потом прошли мимо курумника – там немного полазали и отдохнули. Пока забирались наверх, встретили того же самого мужика с дочкой, он уже спускался обратно. Еще раз спросили его о стоянке и дороге и что там дальше вообще.  Он нам рассказал, где стоянка, где вода, как лучше идти по самому парку, про некоторые горы рассказал. На самом перевале на поляне воды нет, и мужчина посоветовал вставать на полянке рядом с дорогой перед перевалом. Еще он нас обрадовал, что после перевала дорога в Златоуст будет почти все время спускаться.
И, наконец, после всех грязей, болот, камней вышли к месту обещанной стоянки и решили никуда дальше не идти, тем более, наверху воды нет, а тут она рядом.

Разбили лагерь, отдохнули, даже немного поспать успели и решили забраться на хребет, тем более, он тут недалеко, а время еще есть. Спрятали вещи, и пошли.

Залезаем на гору и чем выше забираемся, тем красивее вокруг виды открываются. Наконец то мы достигли своей цели – хребет «Откликной». Я уже девчонок потерял, они где то ниже остались, облазал все что мог, как обезьяна, залез как можно выше на одну из вершин.

Хребет представляет собой скопление скал-останцев, вытянутых в линию, говорят, если громко крикнуть там, то будет эхо – поэтому его так и назвали. Мы не пробовали. Там я включил телефон и отправил несколько смс – где мы и как мы. Налюбовавшись видами и заметив, что солнце уже скоро закатится, начал спуск. Удивительно, но мы не потерялись и быстро нашли друг друга у отметки под названием «кеды» (в том месте на камне кто-то оставил старые кеды). Все это девушки лазали пониже меня и больше отдыхали, любуясь пейзажами.

Встретившись, решили пройти немного другой дорогой, подозревая, что она тоже приведет нас к лагерю – все дороги ведут к роднику, а он у нашего лагеря.  Мы не ошиблись и скоро были на месте.  Наступило время ужина и прочих процедур. День закончился.

За второй день мы прошли/проехали всего порядка 6 км не учитывая прогулку по хребту! Мои красавицы посчитали, с какой скоростью мы двигались: 700 метров в час! Вот это скорость, с такой я еще не двигался.

17 июня 2012, день третий.

Подъем, завтрак, сборы, решаем, куда дальше двигаем, и когда будем покидать парк. Лес в росе.

Мы уже готовили завтрак и размышляли, что делать дальше, так как еды мы брали на два дня, и по идее, сегодня должны были бы уже выходить из парка, а мы только попали в него.  Пока сидели, мимо нас прошла стайка пеших туристов – они спустились с перевала за водой. Пока они набирали воду, я с ними разговорился. Выяснилось, что они из Челябинска, и уже завтра будут идти обратно и что у них есть излишки еды. Меня это порадовало и мы договорились, что избавим их от такого тяжкого груза.  Таким образом, необходимость срочного выхода в цивилизацию отпала, и мы решили что спустимся до приюта «Белый ключ» и там заночуем.

Часа через полтора мы поднялись на перевал  и встретились с основной группой Челябинцев. Познакомились, они нас нагрузили всякой разной едой: чищеной картошкой, тушенкой, макаронами, хлебом и другими вкусностями – значит, на ужин будет картошка с тушенкой. На память сфотографировались. Ребята также объяснили, как нам выйти на нужную тропу.

Если на том месте, где мы стояли было просто влажно и росе все, то наверху был туман и даже маленький дождик шел. Было достаточно прохладно. Я попробовал сфотографировать торец хребта в тумане, но вышло не очень хорошо.  Но пока мы общались с ребятами и прощались с ними, погода разгулялась и трава подсохла.

Еще минут через тридцать мы тронулись в путь. Дорога действительно шла вниз, но была достаточно каменистой – не везде возможно было ехать. А где ехали – там достаточно техничный и интересный даунхил был – надо было вовремя понять, как объехать тот или иной камень, или на какой камень можно наезжать, чтобы не упасть. Наташа так вообще шла большую часть пути пешком, а мы с Сашей лавировали-лавировали, и вылавировали! Доехали до приюта «Гремучий ключ». Поговорили с местным держателем приюта. Он показал нам дороги на Митькины скалы и г. «Двуглавая Сопка». И разрешил оставить велосипеды, пока мы лазаем по горам.

Решили идти на Митькины скалы. Я там надеялся найти кристаллики Граната. Забегая вперед, скажу что ничего не нашел, потом, роясь в интернете, выяснил что не там искал, не у тех скал. Идти до скал было недалеко, через километр начался подъем. Скалы относительно невысокие, но живописные. Наташа по обыкновению своему выбрала удобное место и осталась медитировать, мы с Сашей полезли выше. Потом я уже один полез смотреть отдаленные останцы и виды на соседние горы. Эти скалы небольшой протяженности, поэтому получилось почти до конца пройти их. В результате долез на одну из оконечных скал и там решил посидеть – позагорать и отдохнуть.

Сижу, любуюсь видами, смотрю, птица какая-то, похожая на маленького ястреба или орла летит и вякает что то. Потом села на край скалы.  Я захотел попробовать её сфотографировать. Достаю фотик, выглядываю как бы из-за «угла», прицеливаюсь, и тут она взлетает и как начинает верещать и летать кругами над моей головой.  Честно говоря, я испугался – птица немаленькая и явно хищник. А тут еще вторая такая же прилетела, но потом улетела куда-то. А первая все кружится надо мною.  Решил слезать, пока не заклевали.  Так она не отставала от меня, пока слезал. По мере слезания со скалы (а там местами надо было просто вдоль стены лезть) птица усиливала тревогу.  Все-таки слез, дальше надо по камням пройти. Видать, я немного приблизился к гнезду ее, так как она совсем низко стала летать над головой.  Добежал до большого камня и спрятался под ним. Птица, потеряв меня, сделала еще пару кругов и села на скалу. Тогда я держась «тени» камня ушел ниже до деревьев и покинул опасное место. Так быстро я еще не спускался нигде.

Вернулся к «Гремучему ключу», там девушки уже сидели, альбомы, данные хозяином приюта, листали. Я им рассказал о своих приключениях, они рассказали о предложении хозяина заночевать на его территории. Что он предлагал: «номера» под крышей – там нары с матрасами 200 руб./место; номера люкс – не помню, чем отличаются, но отличаются – 400 руб./место; баня – 600 руб три часа; поляна для лагеря – 50 руб. Подумали – подумали  и решили остаться, не ехать до Белого Ключа. Заказали баню, сами выбрали поляну и разбили лагерь.  Баня – это то, что нам нужно было: помылись, попарились, постирались – хорошо!

Хозяин нам советовал еще завтра устроить 4 часовую прогулку до  хребта  «Средний Таганай» -  оттуда открываются великолепные виды на Таганай и окрестности.  Этот вопрос мы оставили до утра.  Также он рассказал, что на памяти – мы третья группа за 10 лет, которая с велосипедами идет со стороны Откликного. Еще он нам дам на просмотр книги с фотографиями и описанием мест здешних. Кстати, интересные книги оказались, жаль, названия не запомнил. Одна из них – про Златоустовский хребет в целом. Он, оказывается, не ограничивается Таганаем, а идет до самого Иремеля.

День склонился к вечеру, ужин у костра и баиньки. В тот день мы проехали совсем немного – я даже не засек, сколько.

18 июня 2012, день четвертый.

Утро у нас затянусь. В результате решили никуда не лезть, а двигаться прямиком на выход.  Мы и так вместо запланированных двух дней потратили на Таганай четыре. Для того, чтобы немного нагнать упущенное время (хотя «упущенное» - не совсем подходящее слово. Скорее  - весело и познавательно проведенное время J) решили от Златоуста долины реки Ай проехать на электричке.  Крайняя электричка была в 15-15 по Московскому времени.

Даунхил продолжился. Благодаря советам знающих людей не пропустили нужный поворот и объехали курумник по нижней тропе.  Проехали мимо «Белого ключа» - он мне показался более манерный, чем «Гремучий», правда к нему мы не заезжали, издали посмотрели.  Спуск закончился только у речки – там перешли мостик и начался крутой, но недолгий подъем.

По мере приближения к выходу из парка дорога становилась всё лучше и лучше. И вот мы выехали к кордону Златоуст.  Девушки прямой наводкой поехали в магазинчик и купили себе Златоустовских сувенирных ножей, я же просто ждал их.  После этого поехали на вокзал, уточнить расписание электрички.  Город небольшой, доехали быстро, выяснилось что до электрички где-то час еще. Наташа решила что похода с неё хватит и пошла узнавать что там с поездами (решила к родственникам поехать).

Купили продуктов, распрощались с Наташей, сели в электричку и поехали до ст. Кукшик.