Северная Сосьва.

30 июля.
Утром на небе тучки, немного моросит. Но пока заварили цикорий, я сварила пшенку с изюмом, тучка уехала налево. Тепло. На тенте палатки есть маленькая дырочка, через нее сразу видно, когда выглядывает солнышко, так ее и не заклеиваем. Вышли в 10.40, поднимаемся уже по Северной Сосьве.

Северная Сосьва, покосы
Отличный летний денек. 5км прошли только на веслах, течение 0,4м/с, потом начались косы, отличный бечевник. Вода сильно упала и это облегчило наш подъем против течения. Косы большие, песчаные и с мелкой галькой, следуют одна за другой, идем легко. Через 4км прошли мимо Халпауля, там стояла изба и моторка. Уже после перекуса, к 16ч мы дошли до старинного мансийского села Яныпауль. Там живет семья Петра, он вышел к нам поздороваться. Еще один парень живет у леса, остальные избушки - дачников из Няксимволя.
Яныпауль.Машину завезли по зимнику.Техника.
Семья Петра.
Одна изба еще строится, у пилорамы лежит груда досок. Стоит старенький трактор, есть и снегоходы. Сено давно уже косят мотоблоками, то-то мы удивлялись, как ровно и коротко все подстрижено, только по берегу и у кустов берут косами. Покосы по Сосьве тянутся еще на 20км, выкошены все большие полянки. Петр нас предупредил, чтобы мы не улетели в Леплю, там русла рек рядом, многие путают. И действительно, после впадения большой реки Лепли надо пройти чуть вперед и налево, это и будет Сосьва, они идут почти параллельно. А Волк всегда смотрит на развилках карту на навигаторе и ставит путевые точки.

Поднимаемся по Сев.Сосьве.
Мы шли до 19ч, появилась идея постирать одежду, пока погода позволяет. Сегодня прошли против течения 25км. Я быстро сварила картошку с белыми грибами по-сосьвински, потом постирала рабочие комплекты одежды. Вечером было +22. Оставили все сохнуть у костра, а ночью пошел дождь, пришлось все срочно убирать под тент. Дождь так и шел до утра, то крупный, то чуть моросило. Все небо опять затянуло тучами. Ну что за погода в этом году, кошмар!

31 июля.
Утром моросит, небо затянуто. Варю кашу с грибами, рыба что-то не клюет, наверно, погода ей не нравится. Вышли в 10.40. Постепенно небо посветлело и стало жарко, а мы упаковались по максимуму, легкие рубашки - в герме! Прошли несколько избушек, все крепкие, рабочие.
Избушка.Цветы на гальке.Зимовье.
На одном повороте, когда мы тянули лодку за веревочку, у ног что-то булькнуло. Волк покидал спиннинг и вытащил 3 окуня и 2 щучки, хватит и на ужин, и на завтрак. Если уж рыба ловится, то на любую блесну. Мы идем в основном по косам, только переходим с берега на берег.

Бечевник
Водопад из болота.
Вода падает, обнажаются новые островки. Течение ускоряется, мы прошли речку Сарму, слово переводится как "Табачная земля". Раньше манси курили мяту, а по берегам этой речки ее много растет. Река стала уже, к вечеру появились быстрые перекаты и косы с крупной галькой.
Широкая коса.
Волк сказал, что пойдем 25км, а сам идет до упора, до 20ч, пока сам с ног валиться не начинает, и не говорит, сколько уже прошли. Такой вот он эксплуататор и тиран трудящихся. А потом пытается загладить бухтение глоточком из адмиральского бочонка. Правда, стОит сказать, что мы и прошли всего 26км, чуть больше, чем планировалось, зря я возмущалась. Вечер тихий, солнечный, теплый, +22. Я пожарила сковородку филешек рыбы и сварила макароны на гарнир, обязательно надо есть крупы и углеводы, чтобы не терять силы. Остальная рыба пойдет завтра на уху.

1 августа.
Утром солнечно и прохладно, вода сильно прибыла после дождей, даже дошла до костра, косы сегодня уменьшатся. Сварила уху на 2 раза. Вышли в 10.40. Мне даже больше нравится идти против течения, чем сплавляться вниз, если река не очень быстрая и бечевник ровный и длинный. Подъем не такой однообразный и монотонный, надо думать где и как лучше идти дальше, приходится то напрягаться, выгребая против струи, то потихоньку брести по берегу и по пути собирать травки на чай.
Упавший гигант.
Вчера я спиннинг в кустах нашла с поломанной катушкой, у кого-то уплыл. Сначала мы возили его сзади на корме, но потом, когда нас затянуло под упавшую березу, его немного поломало, оставили спиннинг в избушке. Набрали на берегу немного черной полузрелой смородины, слопали с сахаром на перекус - витамины. Было 2 трудных места - прорва, где нет бечевника, сильная струя, которая несется узким потоком, там мы пролезли, отпихиваясь от кустов. А дальше - прямой участок, тяжело выгребать против течения. А вообще, косы есть, огромные, по одной шли 15 минут!

Раз-два, левой!
Треугольные горки.
В 19ч вышли к обрыву с песочком и за поворотом встали на стоянку, устали, прошли 24км. День отстоял жаркий, солнечный. До Усть-Маньи осталась пара километров, слышно, как коровы мычат. Узнали у проезжавшего мимо рыбака, что геологов в Усть-Манье нет. Ну, если что - вдоль Малой Сосьвы дорога идет, пойдем пешком. Вечером сварила молочные макароны с изюмом, чай с листьями смородины и зверобоем, красота! Дневку Волк обещает только после волока на Лозьву.

2 августа.
Ночью +7, утром солнечно, комаров нет. Днем разогреет, но не позагораешь, комары заедят, хотя бы без накомарников сидим в лодке, и то хорошо. Утром сварила суп с маслятами и свиными шкурками. Купила сало в Няксимволе, так оно совсем не жуется, только в суп, получилось вкусно. Еще вечером сварила компот, надо избавляться к волоку от тяжелых продуктов. Вместо сухого молока добавляем в кашу и макароны сгущенку, купила бутылку 1л. А вместо кофе пьем цикорий и какао. Ягод здесь нет, год такой. И рыба не ловится, вроде бы и мальков у берега много, а не клюет рыба и не играет. Облавливаем и старицы, и косы, и ямки - пусто! Нашли кедровую шишку на косе, обожгли на костре, орешки молочные, но уже вкусные.

Стоянка на косе.Ловись, рыбка...Бечевник.
Утесы.
Вышли в 10.40 и быстро дошли до Усть-Маньи. Утром мимо проплывали 2 рыбака на лодке, посоветовали нам спросить молока у председателя - Валентина, и хитро чего-то хихикали. Оказалось, что Валентин - разговорчивый дед, который корове своей корма на зиму не заготовил, голодом морил, и она весной сбежала и не хочет домой идти, в лесу живет, а он ее ищет каждый день. В общем, стадо коров здесь есть, а молока нет, не доят коров, телята их сосут.
Усть-Манья.
Постоянно здесь живут 2-3 семьи. Нас позвали на чай мама с 3 дочками из Советского, они сюда приезжают летом на дачу. Избу себе они отмыли, отчистили, облагородили, так теперь хозяин ее обратно забирает, а они себе рядом новый дом строят, большой и красивый. А папа их рыбачил, мы его утром видели. Поговорили с ними и дальше пошли. Манья - большая река, как Сосьва. Устье ее справа, а мы стали подниматься налево по Сосьве.
Стрелка Маньи и Сосьвы.
Через 3км от деревни - утес Уангрнёл, т. е, "Загнутый, кривой нос". Мы долго думали, какой утес имеется ввиду, решили, что это тот, что торчит в сторону от реки, но за деревьями его плохо видно. Под ним протекает речушка Косьва, по описаниям она исчезает под утесом и ключом бьет с другой стороны. Проверять мы не ходили, потому что тащили лодку по другой стороне и встали на перекус напротив. Там и пещера есть под носом, куда можно было бы слазить, но времени нет, да и не особенно мы любители пещер.
Утес 'Кривой нос'.Северная Сосьва.На бечевнике.
Дальше мы пошли в основном по ровному, травянистому ПБ, который тянется на много километров, на другую сторону почти не переходили. Тянуть за веревочку быстрее и легче, чем упираться на веслах. Попадаются и каменистые участки, и трава выше моего роста, кустов нет.

Утес.Северная Сосьва.Вездеходка вдоль берега.
Один раз перед Волком вышел мишка, встал на задние лапы, разглядывая нас. Волк закричал на него, застучал кружкой, я стала свистеть, и он убежал, уступил дорогу. Здесь, говорят, три медведя вместе ходят, многие их встречали. Волк бежит с лодкой впереди как в сапогах скороходах, я еле за ним успеваю, камни скользкие, берег наклонный, несколько раз срывалась и падала, а он одно кричит - "Не отставай!" После перекуса мы 4ч шли без отдыха. Присели вроде отдохнуть, Волк предлагает:"Давай грибов поищем!" Какие там грибы, я бы с места не поднялась, даже если бы медведь из леса вышел. По ПБ прошли утес Аргинкерас, что значит Медная скала, он коричневого цвета, похожего на цвет медной посуды, которой раньше пользовались манси.

Капитан у медной скалы.
Потом прошли остров Керастумп (Остров возле скалы) и распавшийся на 3 части остров Няльсталтумп (Остров со скользким причалом), ну это смотря, в какое время, сейчас это был нормальный зеленый остров. Продолжаем двигаться по ПБ, на перекатах я помогаю проводить лодку между камнями.
Солнечный день.
Устали страшно, даже у неутомимого Волка силы кончаются. Дошли до острова Хурыньятумп и стали искать там стоянку у двух сосен по описанию. Фигушки! На берегу острова - бурелом и никакой ровной площадки, все заросло. Мы встали напротив, на большой галечной косе, где комаров поменьше. Сегодня прошли 25км. Миф о тайменевом перекате рядом тоже не подтвердился, вот и верь описаниям! Вечером сварили опять гречку. Завтра мы должны дойти до Малой Сосьвы, а может, и дальше. Смотрим спутниковые снимки вездеходки на Лозьву, она хорошо видна. Я предлагаю сделать дневку перед волоком, отдохнуть и продуктов убавится.

3 августа.
Погода отличная, солнечная, жаркая, но комары загорать не дают. Вода упала еще на 1,5м. Мы вышли около 11ч, как всегда.

Ромашка на камнях.Утес.Северная Сосьва.
Теперь кос уже встречается мало, чаще идут мелкие перекаты с мощным течением, переходим их вброд. Ищем именные камни по описанию, но то ли они лесом заросли, то ли заметны только тем, кто их называл, мы ничего примечательного не видим. Камень-Чум не нашли, речка Алгальтсунтупсос (Ручей, обращенный устьем вверх по течению реки) - всего лишь маленький ручеек, нормально она впадает и никакого водоворота воды там нет. Дальше прошли ручей Путсос (Котел-ручей), тоже узкий и дохленький, видны перегораживающие русло деревья, и невозможно представить, где там лежит камень  Устинойкасяйайаюмахтес ("Камень, на котором старик Устин пил чай"). За этим ручьем около 17ч мы встретили лодку с двумя мужиками из известной семьи Самбиндаловых с озера Турват, они шли в Няксимволь.

Встреча в пути.Олег Самбиндалов.Бечевник.
На Турвате у них новый дом, живет семья около 10 человек, держат оленей. Они сказали, что геологи поедут на вездеходе на Лозьву в пятницу, а сегодня воскресенье. Может, мы там раньше будем, или они подвезут, если догонят, не ждать же их. На вершине петли, которую делает река, на крутом обрыве мы нашли море брусники, она только начала краснеть. Мы набрали целую банку, это витамины.

А вчера около Усть-Маньи обобрали куст черной смородины, хоть и недозрелая, едим с сахаром. Вроде бы и несложный подъем по реке, но к вечеру ноги уже не идут, путаются в траве, скользят по камням. Уже не хочется смотреть на красивые скалы по берегам и фотать их.

Утесы.
Стенка с костром.
Красивые скалы.
К 19ч мы дошли до стрелки, слияния Малой и Большой Сосьвы, их разделяет огромный утес, похожий с одной стороны на динозавра, который пьет воду, с другой - на корабль с зелеными парусами.
Утес-динозавр.
Стрелка между Северной Сосьвой и Малой Сосьвой.
У Волка от перенапряжения болят мышцы на передней части голени, он тоже шатается, но упрямо рвется вперед. Мы встали на каменистой косе на Б.Сосьве, на М.Сосьве - кусты. Сегодня прошли 19км. Волк поймал одного маленького хариуса, пришлось его засолить. Едим макароны и бруснику с сахаром. Ночью очень тепло.