Ятрия

5 июля.
Утром я сварила суп из косточки на 2 раза. Вышли в 11.30, идем так же по бечевнику.

Пей, сколько хочешь
По дороге видели несколько избушек, я все ждала, когда мы до Чертова Яра дойдем, до знаменитого Лешакощелья. Он должен быть в 17км от устья по описанию, а дошли до него только после перекуса, около 15ч. На дереве висит щит, что здесь заповедник. Чертов яр - высокий обрыв, 25-40м, ничего особенного, мы таких видели много.

Лешакощелье
Чертов Яр
Иногда мы идем на веслах, но чаще тянем лодку за веревочку. Уровень воды в реке все больше понижается, вода уходит. К перекусу мы дошли  до большого о.Доскан-Семди, Волк покидал спиннинг в заводи у камушков и вытащил приличную щуку примерно на 1кг, а потом по моей просьбе и еще одну, там же! Ура! Первая рыба этим летом!

Вот и рыбка на ужин!Моховой берегКрасивый мох
Избушка - пенал
Идем вверх по Ятрии
Сегодня мы поднялись против течения  на 23км и встали на стоянку в 19.30. В лесу рядом много дров, на ужин пожарили 2 сковородки рыбы и сразу слопали, очень вкусно - сочная, с хрустящей корочкой.
Перед сном читаем "Ветлужье", наслаждаемся летом и теплом.

6 июля.
Встали в 7ч. Я сварила уху из щучьих голов и остатков. Комаров очень много, но сегодня они как-то не раздражают, все от настроения зависит. И пятка сегодня не болит, вчера по камням шла, как балерина, на носочках. Возможно, таблетка паноксена подействовала, но потом я заметила, что пятка не болит, когда мы едим рыбу. Мы вышли в 10.20 и через час дошли до р.Сертынья. На небольших перекатах лодку проводим за нос, но в основном идем на веслах.
Перекат
Все утро Волк кидал спиннинг туда, где плескалась рыба, но безрезультатно.
Рыбалка в заливчике
В одном заливчике я даже отважилась искупаться - жарко. Комаров - тучи, накомарники не снимаем даже на воде. Берега Ятрии высокие, трава по горло, не пройдешь, ноги путаются и заплетаются. Мы перекусили и прицепили поппера, и тут же клюнула щучка! Поппер был без поводка, я вытянула щуку в лодку за леску, и тут же у меня под ногами она леску и перекусила. Щучка весила 1,2кг, хватит на ужин и на уху. Потом мы очень долго шли на веслах, собрались тучки, берега однообразные и скучные.
Прошли 26км и встали на лугу в травке, вытоптали тропинку и полянку.

Стоянка в траве
Дремучие травы
Я быстро сварила кашу, покрошила салат, зажарила почищенную Волком щучку. Мы ведь профессионалы! И как только в 20.30 залезли в палатку, пошел дождь. Перед сном прочитали еще главу из "Ветлужья" Архипова, удивляет как простые и обычные люди из нашей реальности в прошлом стали носителями и основателями новых производств и технологий, сумели объединить племена, защитить новых соплеменников. Ночью было жарко, до 7ч хорошо выспались.

7 июля.
Утром идет дождь. Варю уху прямо под дождем, отбиваюсь от злющих комаров, которые лезут во все дырки. Чай завариваем с листьями кипрея, к чаю - деликатес, печенье со сливочным маслом, закупилась в Саранпауле. Вышли в 10ч.
Капитан
Сначала пошли ходко, течения было слабое, потом все чаще стали встречаться перекаты, их надо перегребать или идти у самого берега вдоль кустов, отпихивая нос веслом. Левую руку у меня ломит, немеют пальцы, разминаю их и гребу дальше. Берега высокие, травянистые, за травой - лес, иногда по берегу кусты. Вокруг болота, нас сопровождает туча комаров, которые даже штаны прокусывают, приходится натягивать болотники и закрывать ноги плащами.

Как только прицепили большого поппера, тут же клюнула щука на 1,3кг, я ее вытащила за край поппера, его щука целиком не заглатывает, вытаскивать удобнее. Решили, что одной щучки маловато будет, снова выпустили поппера, клюнул большой окунь на 600г, потом щука на 1,4кг, теперь хватит, полчаса - и рыбалка закончена. Потом Волк вел лодку за веревочку по воде и ругался, когда щуки из-под ног шугались, и пускал меня вперед щук разгонять.

Рыба как в аквариуме
До обеда мы прошли 13км. Зашли в лесок, там стоянка и тропинка, пошли по ней, а там - подосиновики! Первые грибы этим летом!  Дождики идут и ночью тепло. Подосиновиков много, но я уже ученая, все не беру, только маленькие и красивые.
У нас еще и рыбы полно сегодня. Мы шли и шли по перекатам, примерно с 70км от устья берега стали повышаться, появились каменистые галечные косы и берега, и комаров стало меньше. Встречали следы человека, кострища, значит, здесь ходят люди. К 18.30 мы дошли до большой галечной косы, а дальше по карте еще один поворот и начнутся большие прямые участки.

Галечная коса
Надо вставать на стоянку здесь, хотя если бы не было такого подходящего места, мы прошли бы еще чуть дальше, км 4-5. Всего сегодня поднялись на 26км, скоро дойдем до р.Турупья. Разгрузились, сразу выпили по глоточку бальзама - незаменимая и приятная вещь! Подкрепились бутербродом с прокрученным салом, ужин еще приготовить надо. Поставили палатку, разожгли костер и я закрутилась с грибами, макаронами и рыбой. Все-таки легче что-то одно готовить, но ведь первые грибы...В итоге съели  макароны с грибами, а жареную рыбу не осилили. Я нагрела котелок воды помыться, Волк искупался в реке. В 21.30 залезли в палатку и читали книжку, пока Волк не уснул. В 23ч отбой.

8 июля.
Ночь была прохладная, утро солнечное, ветра нет. Варю полный котелок ухи, рыбы много, еще и грибочков туда кинула. Хорошие у меня приправы, очень меня выручают. В уху и в супы еще добавляю толченый перчик горошком. Сделала салат из капусты со щавелем. Съели по 2 мисочки ухи, еще банку ухи насыпала на перекус. Вышли в 10.20, по карте до Турупьи 15км, на самом деле, конечно, больше, до Турупьи мы дошли только в 17ч.

Солнечный день
Много перекатов и быстротоков.

Перекат
Около Турупьи целый поселок построен, новые избы стоят, это база манси. Все избушки на замках, хотя чего там закрывать? И топор рядом в колоду воткнут, универсальный ключ, бери и открывай. Только мы отошли, к нам подлетела моторка, двое ребят, мансийский патруль, свои угодья проверяют. Расспросили нас, кто и откуда и умчались обратно.
Потом часов до 20 мы шли среди болотистых берегов и травы на веслах, и не попадалось ни одной стоянки! Уже и вверх посматривали, но берега крутые, не выбраться. Я загадала стояночку на косе, а косы все под водой. Но маленькую косу с пятачком места под палатку мы все-таки встретили. Волк был озабочен, вдруг вода ночью начнет подниматься? Такое у нас было, и не раз, но лезть в чащу по крутому берегу тоже не хотелось, и я его уговорила встать прямо у воды.

Ночевка у воды
Конечно, были приняты все меры предосторожности - палатку мы не закрывали, гермы и все вещи лежали в лодке, договорились ночью просыпаться и по-очереди смотреть на отметки уровня воды. Но все обошлось, нас не подтопило. Вечером варили гречку с грибами.

9 июля.
Утром сварили роскошную уху из целой щуки на 1,5кг, щуки попадаются все больше. Вышли в 10.40, попадается много быстротоков, перегребать их тяжело. Часа за 2 дошли до места, где р.Семья сливается с р.Туяхулынья, и пошли направо, теперь будем по Туяхулынье вверх подниматься. На первых 5км река быстрая, много перекатов, мелких и не очень, но проходимая, не такая как Колокольня, больших камней в русле нет.

Туяхулынья
Пошел дождик. Потом 7км мы спокойно прошли на веслах и встретили первый завал, как на Кети. По ЛБ прорублена тропа, кто-то здесь ходил. Пришлось ее немного расчистить, и завал обнесли, на это потратили час времени.

Маленькая коса на повороте.Упавшее деревоТуяхулынья
Завал
Дальше немного шли на веслах и проводили лодку по длинной череде  мелких перекатов, переходя с берега на берег. Видели лося, он спокойно перешел речку перед лодкой, мы замерли и не успели его сфотать. А когда стояли на перекусе, прямо к костру вышла лосиха с лосенком, Волк им закричал грозно: "Вы куда идете?" Они развернулись, и - ходу! Потом Волк видел в реке огромного тайменя, плыл нам навстречу по своим делам. Мы шли до 20ч, в накомарниках, уже привыкли к ним, хотя видно, конечно, в них плохо. Пришлось 3 раза перебираться через упавшие поперек реки деревья, река слишком узкая. Через одно дерево Волк перетащил лодку, под второе - подпихнул и третье тоже как-то обошли.

Идем по 'капусте'Так перетаскиваем лодкуБревна в русле
Подошли к еще одному завалу, там рядом обводная протока, но в ней тоже бревен навалено, глубоко и поток очень мощный. Решили тоже обнести завал по лесу, не рисковать искупаться. И за этим завалом мы встали на стоянку на отличной каменистой косе, удивительно, но комаров здесь почти нет.

Цветы
А то уже сил совсем не осталось. Для снятия стресса выпили по 5 капель, потом я сварила молочную пшенку и легли спать. Главный вопрос - где делать волок на Волью? От вагончиков надо идти 16км, это если в одну ходку, а если в две - то 48км, а если удастся вверх по Туяхулынье подняться (еще 2 дня идти), то волок будет 6км, но надо будет потом спускаться по Волье. Ночью +10, холодно.