Вишера - Кама.

31 августа.

Утром пасмурно, +12. Солнышка нет, холодный ветер. Я сварила суп с грибами, к чаю - бутерброды с маслом и сыром. Еще пожарили одного забытого окуня, это единственная рыба, пойманная на Вишере. Съели его с поджаренным хлебом.

Единственный окунь, пойманный на Вишере.
Дневник пришлось писать уже на ходу, в лодке, Волк не хочет ждать ни минуты, опять торопит. Прошли новый мост у Рябинино, на берегу церковь интересной архитектуры, окно в виде креста.
На Вишере.Мост у Рябинино.Рябинино.
Течения здесь уже почти нет, но ветер подгоняет нас до 8м/c. Встречаются остатки строений на берегу, отбойники.

Остатки пирса.
Отбойник.
Вишера.
Проходим Редикор, где раньше была княжеская крепость, валы, арсенал, возможно, перевалочный торговый путь между югом и Сибирью. Сейчас, конечно, от деревянных построек ничего не сохранилось, мы видели только большой дом у кладбища.
Редикор.Редикор.Редикор.
После обеда тучки уехали налево, выглянуло солнышко. Нам надо немного хорошей погоды, чтобы постирать и помыться. Уже считаем, сколько нам осталось пройти - еще 30км до Камы и столько же до Соликамска, то есть еще дня 2. Хотелось бы и город немного посмотреть, когда еще сюда попадем. Мы встали на песчаной косе на левом берегу, сегодня прошли 47км, я даже удивилась. Сварила кашу с тушенкой, ела бы и ела еще, организм запасается впрок. Ночью было +9.

1 сентября.

Утром на небе облака, солнышка нет, все равно стираем одежду, а потом капитан моется у костра. Мне даже смотреть на него холодно.

Стирка перед дорогой.
Самой ненужной вещью в этом походе оказался мой купальник. Недосушенную одежду завернули в мешок до вечера, и пошли дальше.
Вишера
Уже после перекуса, в 16.30 вышли в Каму. Река здесь широченная, сильные волны, приходилось упираться, чтобы лодка не поворачивалась к ним бортом. Потом пошли под правым берегом, чтобы спрятаться от ветра.
На Каме.
Капитан хотел пройти побольше, мы пропустили хороший островок с дровами, а потом началась очень длинная пустая коса, пришлось пересекать еще и разлив.

Кама.
Стоянка на высоком берегу.
На стоянку встали в 19.45, прошли 43км, до Соликамска еще около 20км. Проглядывает солнышко, немного подзарядили мобилки, фотики. Слишком много электроники у нас в этом походе, а батарея слабая, всего 8Вт и погода часто была плохая. Доедаем припасы, порции уже вдвое увеличили, но все равно желание съесть еще.
Вечером я решила еще и плюшки напечь, чтобы остатки муки и масла пристроить. Пекла до 23ч при свете самодельного фонарика, с преобразователем на микросхеме, Волчище сам его сделал перед походом. В нем всего 1 светодиод, а светит, как мощная лампа. Плюшки получились замечательно, сонный Волк проглотил 4 штуки прямо в палатке.

2 сентября.

Утром я тоже помылась у костра, даже не холодно было. После перекуса мы прошли еще 5км по Каме вдоль ЛБ, ветер гнал волну, грести было тяжело, и зашли в речку Усолку.

Прошли мимо порта Усолка, где стояли всякие катера, и остановились сначала у ж/д вокзала. Но там болото, кусты, мост, по которому большое движение, поезда гудят.

Соликамск.Церковь Иоанна Предтечи.Церковь Иоанна Предтечи.
Сначала я сходила на вокзал на разведку, узнала, что до Перми ходит только автобус, на обратном пути купила в магазине продуктов на перекус и на вечер. Вставать здесь и вызывать утром такси? Мы решили поступить проще - поднялись по Усолке еще на 3км и встали там на полянке прямо напротив автовокзала.

Река Усолка.Поднимаемся по Усолке.Мостик.
У автовокзала.
Я сразу сходила туда и на всякий случай купила билеты на утренний автобус, хотя они ходят часто, через пол-часа. У автовокзала на площади целый исторический комплекс церквей, но идти туда далеко, да и вид у меня походный, не для прогулок - болотники, штормовка, и надо помогать Волку укладываться, пока светло.

Ансамбль центральной площади
Мы сложили лодку и рюкзаки, палатку поставили, когда стемнело. Вода в Усолке грязная, отбросы и мусор валят прямо в речку, пришлось искать воду на берегу. Колонку или колодец я не нашла, но везде есть добрые люди. Воды мне налили в мастерской армянского художника на углу улицы. На ужин варили борщ из баночки, вернее, разогревали готовый. Он мне не понравился, очень жидкий, хорошо, что оставались 3 картошки, кинула их туда.

3 сентября.

Встали в 6ч, быстро поели, свернули палатку и в 8.20 выехали на автобусе в Пермь. Я еще успела сбегать пощелкать церкви рядом с автовокзалом.

Церкви Спаса Нерукотворного образа и Михаила Архангела.
Дорога до Перми хорошая, свободная, нет дальнобойщиков. Но ехали мы 4ч, видимо долго ехали по Перми и пригороду. Доехали почти до самого ж/д вокзала, осталось перетащить рюкзаки около 300м. Там мы сразу купили билеты на поезд Нижний Тагил-Москва, у меня осталось даже время сбегать в магазин за продуктами на дорогу. Близко большого магазина я не нашла, побежала через сквер 250-летия города на ул.Ленина, там в конце сквера стоит такой удивительный памятник из сосновых бревнышек - Триумфальная арка или "Пермские ворота", созданный по замыслу архитектора Н.Полисского.

Пермь, сквер 250-летия города.
Триумфальная арка.
Ночью ворота подсвечиваются, внутри них играет музыка. Бревна - богатство Пермского края, они как бы возносятся из воды в небо. Еще я конечно купила магнитики с уральскими самоцветами, на камне-змеевике. Потом мы загрузились в поезд - все, поход закончен!

Итоги:

1) Запланированный маршрут пройден полностью, за исключением небольшого участка с порогами на Толье, который мы объехали на машине.

Всего пройдено: 2404 км
Вниз по течению: 1407 км
Волок против течения: 640 км
Пешком в 2 ходки: 323 км
Подъехали транспортом: 34 км

2) Было необходимо пройти огромное расстояние, поэтому дневные переходы были очень большие и не было резервных дней, мы с трудом выдерживали график, мало отдыхали, не смогли увидеть некоторые интересные места по пути следования. Но заброска на эти реки тяжелая и долгая, по-другому их не посмотришь.
3) Участок до Хулги получился очень напряженный из-за высокого уровня воды, тяжело было подниматься против течения, мы отстали от графика на 3 дня.
4) Сплав по Южной Колокольне и Пайдывож с порогами 3-4 кат. был довольно рискованным, но впечатляющим, особенно - сплав по замерзшему озеру и между ледяных айсбергов.
5) На реках Волья, Малая Сосьва, Ивдель встречаются завалы, которые приходится обносить.
6) Заранее мы планировали несколько вариантов волоков, на месте выбирали лучший. Очень помогает планшет с картами и снимками из космоса и GPS, на нем лучше обзор.
7) Электроники мы взяли слишком много, надо иметь более мощную солнечную батарею.
8) Рыба в этом году ловилась плохо, в некоторых реках ее просто нет, в некоторых она ушла в притоки из-за плохой погоды. Отличная рыбалка на Ятрии, Няйсе, Волье после завалов, Северной Сосьве.
9) Поход завершен благополучно во многом благодаря силе, опыту, решительности и интуиции капитана. Ура!