Ивдель.

16 августа.
 С утра - как обычно, +15, пасмурно и дождь, хорошая погода долго не держится. Надо выйти из гор, там появятся косы, идти вверх будет легче. И дневку бы сделать, когда солнышко появится.

Ивдель за водозабором.
Утром сварила кашу, разобрала продукты. Меня уже немного клинит, в кастрюлю для каши насыпала кофе, пришлось вместо чая кофе пить. Немного просушились, вчера штаны и портянки все мокрые были, и сегодня нас то же ожидает. Капает дождик, одеваемся по-боевому - непромокаемые штаны, куртки, плащи. Сначала до поворота проходим очень трудный участок - большие камни в русле, сильное течение, вести лодку тяжело, 2км мы шли 1,5ч. Потом стало легче, иногда получалось идти на веслах, появились участки с ровным дном, галька, небольшие косы. Много групп сплавляются сверху от моста на резинках, мы насчитали сегодня 7 или 8 групп. Мы познакомились с Полиной Калашниковой и ее отцом, они из Ивделя, накануне рыбачили и уже возвращались  домой. Они нас угостили малосольным хариусом, Полина быстро вскипятила чай на газовой плитке. Нас расспрашивали о сплаве и рассказывали о здешних местах, реках, Полина рассказывала о своих походах и клубе Романтик. Жаль было расставаться! Им до дома уже оставалось около 5км, поэтому нам оставили хлеб, зеленый лук, сосиски, нам еще подниматься до Сибиревского прииска, там магазинов нет. А вчера в магазине я, конечно, купила не все, просто сразу утащить не смогла, и мы очень торопились. Ладно, как-то обойдемся.
Остатки отбойника на берегу.Ивдель.Мы с Полиной.
Нам надо было найти место для дневки, хорошую косу с дровами. Над речкой стоял туман, такой густой, что не видно было, что там впереди. И фотать скалы было невозможно, объектив запотевает и дождь моросит. Но скалы там очень красивые, мощные, не даром так много людей сплавляются по Ивделю, здесь это самые популярные ПВД.

Красивые скалы.
Мы шли до 19ч и еще не раз встречали идущих сверху на резинках. Мы встали на островке как раз напротив Мамонтовой пещеры. На перекатах мы здорово подрали лодку, надо ее срочно заклеивать. Дров на островке мало, только откуда-то привезенные бревна, но не известно, далеко ли до стоянки впереди. Солнышко проглядывает, надеемся на хорошую погоду завтра. Сварили гречку с салатом, и спать.

17 августа.
Утром облачно, но тепло, лодки продолжают идти мимо нас. Комаров почему-то здесь нет. С утра все перестирала, Волк заклеил лодку, поменял деревяшку на кильсоне.

Стоянка у Мамонтовой пещеры.
Осталось помыться за кустиком, баню строить не будем, нет высоких кустов для каркаса. В Мамонтову пещеру пойдем уже завтра, вот не остановились бы здесь и не нашли бы ее! Мы видели, как там останавливались группы, спросили - оказалось, там пещера. 4 раза мы чего-то готовили - дневка, что еще делать. Мне всегда кажется, что продуктов мало, но на самом деле до Велса хватит. Каши уже надоели, а рыба не ловится и не играет, ушла куда-то.

18 августа.
С утра тепло, солнышко за облаками, +16. Мы вышли в 10ч, перешли на другой берег, там к Мамонтовой пещере протоптана тропа через смородину и шиповник. Пещера монументальная, вход в нее находится высоко над землей, но по уступам на скале можно туда влезть. Внутри вглубь уходит лаз, мы туда не полезли - сыро, на дне вода.

Мамонтова пещера.Низкий свод.В рамке.
У пещеры.
И пошли дальше. Сначала большой кусок прошли на веслах, река уже выходит из гор, появилось много спокойных участков.

Спокойный Ивдель.Громадина.Перекат.
Иногда идем по гальке вдоль берега, по воде, лодку ведем за веревочку. Мы встретили еще несколько лодок с рыбаками, все удивляются, что мы поднимаемся против течения, здесь принято забрасываться к мосту и потихоньку идти вниз. Это все равно, как если бы по Южному Бугу кто-то вверх поднимался. По берегам - живописные высокие скалы, много стоянок на небольших косах и в лесу, но нам пока становиться рано.

Утесы.

Рисунки? грибы?
Наплывы.
Ищем по берегам красную яшму, которой здесь должно быть много, что-то похожее попадается, но точно мы не уверены. К вечеру к 18ч мы дошли до Тальтии, она впадает слева по ходу нашего движения. Перед Тальтией кусок реки завален бетонными обломками, остатками какого-то сооружения. И вдоль всего Ивделя сохранились деревянные отбойные стенки, вкопанные заключенными Ивдельлага, чтобы бревна при сплаве леса не втыкались в берег, с них свешиваются кусты малины и красной и черной смородины, полный компот. После стрелки с Тальтией мы проходили островки, перекат и длинный прямой участок, видимо искусственно спрямленный, надо стоянку искать, а негде! Нет ни одной косы, и мы гребем и гребем, участок реки довольно глубокий, бечевника нет. Мы дошли до первого поворота, там заросли "капусты", косы нет, мы решили пройти еще километр, до дороги, но встали раньше, на подвернувшейся большой каменистой косе. сегодня прошли 24км. Подошел рыбак на резинке, перед ним на лодке столик, на столике - бутылка и закуска, человек так отдыхает. Немного поговорили с ним и он пошел дальше, тоже торопится.

19 июня.
Утром солнечно, тепло. Ночью прошел дождик. Мы уже недалеко от ур.Юртище. Все местные говорят, что до Сибиревского прииска мы не поднимемся, возможно, придется идти по лесовозной дороге по берегу, там посмотрим. Сибиревский прииск - это полигон разработки драгметаллов, находится около реки Талой (приток Велса), сейчас этот прииск не работает. Мы вышли в 11ч. После Тальтии река вышла на простор, кругом поля и луга, прямые участки, идем иногда на веслах, но чаще по мелким местам и перекатам тянем лодку за нос и за веревочку. Прошли ур.Юртище, во времена ГУЛАГа здесь была женская колония, сейчас здесь только большие пустые поляны и остатки строений. К 14ч мы дошли почти до Тошемки, но тут нелегкая понесла нас в левую узкую протоку. Мы целый час дрались по ней вверх, 2 раза перелезали через упавшие деревья, дошли до завала и Волк сказал:"Хватит! Возвращаемся обратно." А до Тошемки оставалось всего 300м... За 15 мин мы скатились обратно и еще 20 мин шли до Тошемки. Но сначала мы сделали перекус на косе, был сильный ветер и мои портянки упали в костер и сгорели. Пришлось Волку распустить на портянки свои запасные штаны. За Тошемкой мы прошли 2 прорыва, узкие загогулистые перекаты, потом река течет более спокойно, появляются большие косы.

Завал.
Час мы потеряли в протоке, поэтому решили идти до 20ч. Но в ур.Камень  мы встретили группу с катамаранами, они только что забросились из Екатеринбурга. Мы как обычно подошли поздороваться, хотя на мой взгляд - время было неподходящее, они сидели за столом. Получилось, что мы напросились на ужин. В результате, мы остались там ночевать, неизвестно, как там дальше со стоянками, а так как нам достались только жидкие остатки супа, а свой ужин мы варить постеснялись, Волк остался голодный, и целый день потом мне об этом напоминал. В этой компании 7 друзей, они уже давно ходят вместе, они рассказали о своем незабываемом первом походе, и мы тоже кое-что вспомнили.
С катамаранщиками.Кружево паутины.Готовимся к выходу.
Мы дали им и координаты Мамонтовой пещеры, которую обнаружили почти случайно. Еще я сходила с ребятами за брусникой, рядом они нашли большой ягодник. А Волк посмотрел их неработающую рацию, оказалось, надо было всего лишь правильно вставить аккумулятор. Сегодня прошли 18км. Ночью было +5, а утром в 9ч уже +20.

20 августа.
Подъем по Ивделю тяжелый, но терпимо, приходится наваливаться, чтобы выгрести на некоторых участках, где сильное течение, упавшие с берега деревья, глубина. И уровень воды имеет значение - чуть больше, и бечевники исчезли бы вообще. Продуктов у нас по минимуму, как-то хочу дотянуть до Велса.  У реки нашли мешок картошки, взяли ее с собой, хватит на 2 ужина. Продолжаем движение по Ивделю вверх, по перекатам, набираем высоту. Волк идет не останавливаясь, как танк, а я шлепаю следом по колено в воде, тащу лодку и опираюсь на нее.

Ивдель.
На бечевнике.
В русле стало много больших скользких камней, идти тяжело. Иногда идем прямо по середине реки, иногда по "капусте", много кос с крупной галькой, булыжниками. На обрыве у соснового лесочка увидели бруснику, нащипали мешочек за 15мин, больше Волк времени не дает.
Добыча!
После 14ч небо затянуло, заморосил дождик и шел до вечера. Штаны сразу промокли, в сапогах хлюпает, заливается через верх, штормовка под плащом тоже мокрая, но идти жарко, только останавливаться нельзя. К 19ч мы дошли до сгоревшего моста, наверное, егеря из заповедника спалили, чтобы охотники не ездили. Мы обошли мост вдоль ПБ, там есть проход, и встали на дороге на ЛБ, где есть кострище и дрова.
Остатки моста.
На стоянке у моста.
Волку все время чудится гул машины, которая везет группу и забросит нас на Велс. Но это, наверно, ухо у него заложено, утром накапали ему в ухо перекиси. Нам идти еще дня 2, сначала 17км до Малого Ивделя, потом еще столько же до контрольной точки начала дороги на прииск. Вечером Волк прошелся по лесу, принес 2 белых гриба, мы сварили пол-котелка картошки с грибами и приправами. В чай кидаем бруснику, очень вкусно. Ничего сушить вечером не стали, все дела отложили на утро. Я еще почитала, а Волк сразу отключился. Сегодня прошли 18км.

21 августа.
С утра голубое небо, солнышко. Волк поднялся в 7.30, опять ему машина мерещится. Любимые его слова - "А ты можешь быстрее?" ...идти по камням, собираться, тащить лодку, сильнее грести. И сам прет как танк без всякого чувства самосохранения, не жалея себя, не раз уже срывал себе спину, связки на ноге, руки.
Вышли в 11ч. Дошли до развалин Второй плотины - грандиозное было сооружение! До сих пор стоят деревянные бастионы, брусья плотно пригнаны друг к другу. Мы обошлись без обноса, есть проход вдоль ПБ.
Вторая плотина.За плотиной.Устоявшие бастионы.
Грандиозное сооружение.
Перекат.
Затем  мы прошли несколько спокойных участков и вновь начались перекаты, один за другим. Косы очень маленькие, за ними опять перекат, на спокойных участках Волк уже не хочет идти на веслах, устал садиться и выскакивать из лодки, шлепает пешком, мерно и не останавливаясь, как на автопилоте. Река петляет и изворачивается, 3 раза мы встречали разделение на 2 протоки, надо было выбирать, по какой идти, в конце одной из них - завал, но мы все все время угадывали, какая протока проходимая, обычно - более широкая. Река сама находит обходной путь. В русле много скользких камней, иногда они сменяются более ровной галькой. В 14ч перекус, продуктов у нас мало, но всего понемногу. На перекус традиционно варим овсянку с брусникой и сгущенкой, делаю бутерброды с мясом и чесноком, чай с печенюшкой - нормально. Мы дошли до гор, вернее, это большой поросший лесом холм. Мимо острова надо идти по узкому перекату, байдарка проходит там с трудом, воды для нее еле хватает.
Потом река размазывается по широким полям с большими камнями, а между ними - потоки воды. Один раз я сорвалась, упала под лодку, пришлось отжимать носки и портянки, а один сапог так и течет все время, не можем найти - где, да уже осталось немного дойти, скоро уйдем на волок. Другой раз Волк рухнул в воду по пояс, он идет с палкой впереди. И неудивительно, мы идем, как циркачи по канату. Стали искать стоянку, до Малого Ивделя еще 2км, а уже 20ч, не дойдем. И тут нам подвернулся старый мост и дорога около него, широкая и чистая.
Ивдель у старого моста.

Опора моста.
Выбросились, опять сварили картошку с грибами. Уже 22ч, темно. Развели костер, немного подсушили вещи. Посчитали, сколько нам еще подниматься по Ивделю. Если идти по этой дороге, она закончится тупиком, хотя и спрямляет путь. А подниматься по реке пока можно, скоро из прижимов вылезем, надо пройти хотя бы 13км до Среднего Ивделя, а там встать на дорогу, ведущую на прииск, по ней идти еще 16км. Ночью было +10.

22 августа.
С утра солнечно, ясно. Волк все сушит у костра, сделал грандиозную сушилку, я сушу хлеб, перебрала мешочки с продуктами, все влажное. Вышли в 11ч. Из гор выходим, вчера поднялись на 80м, сегодня только на 50м. Река здесь как в среднем течении, больших камней уже нет (кроме участка у моста), появились плесы и ямки, косы, река петляет.

Порог.
Идти пока можно, мы уже ругаем местных, которые никогда сюда не залезали, а говорят, что пройти нельзя. По ЛБ мы встретили разрушенную избу, а примерно за километр от устья малого Ивделя находится отличная новая избушка с баней, но вчера мы бы до нее не дошли, до нее от нашей стоянки - 2ч пути.
Ивдель, перекат.Избушка у Малого Ивделя.Устье Малого Ивделя.
Мы дошли до Малого Ивделя, в устье есть просторная стоянка, возможно здесь стояли геологи, остались каркасы для палаток. Выше по Ивделю прошли остатки моста, тоже сгоревшего.

Старый мост.
А уже к вечеру в 19ч мы дошли до дороги, пересекающей реку, и уперлись в завал. Слева - упавшие деревья, справа - мелкая протока и бурелом по берегам. Волк побегал по берегу, нашел длинную, но более-менее проходимую тропу для обноса, говорит, что бобровая. Стали перетаскивать вещи, сначала 100м прямо по дну мелкой протоки, потом 200м по лесу. Труднее всего тащить лодку, я все время падаю, спотыкаясь об упавшие деревья, роняю лодку, а Волк тащит нас обеих. Обнос закончили к 21ч и пошли дальше. В левом сапоге хлюпает, течет где-то, ногу ломит от постоянного мокрого состояния. А здесь опять начался прямой участок, перекат с камнями, опять входим в горы, стоянок и кос нет. Волк всю голову извертел, вглядываясь в берега, а там камни и кочки. Наконец, он высмотрел полочку в лесу и мы встали в 21.40, перед самой темнотой. Волк вырубил елки на полянке, теперь можно назвать это место "стоянка Чугая".
Скоро выйдем на дорогу!Стоянка в лесу.
Я сварила что побыстрее - макароны, и в 23ч - отбой. До дороги мы не дошли всего 2-3км, это уже на завтра. Мы всего прошли вместе с волоком 19км, накрутили с переноской вещей, по треку, а по речке продвинулись всего на 17км .

23 августа.

Ночью +8, утром облачно, +12. Вода очень холодная, даже туман над ней стоит от теплого воздуха. Пока я еще спала, Волк вылез пораньше развести костер и все просушить, сегодня мы должны выйти на волок на Велс. Сегодня суббота, может, кто-то из рыбаков поедет туда и нас подвезет. Сварила остатки гречки, Волк еще об этом не знает. Ругаю себя, что мало купила продуктов в Ивделе. Дома ведь каждый день в магазин ходим и приносим по сумке продуктов, а здесь вроде бы берешь много, а через неделю все заканчивается. Остались макароны, пшено, геркулеска, всего понемногу. Волк все прислушивается, не гудит ли машина, но это оказывается самолет. Волк очень торопился выйти пораньше, и мы собрались к 10ч. Последние километры по Ивделю даются тяжело, мы спотыкаемся и скользим, боремся с течением на мощных перекатах, протаскиваем лодку по маленьким струйкам на разбоях.

Волк зачищает ствол, чтобы перетащить лодку.
Мы пройдем!
Ивдель перед выходом дороги.
До дороги остается 900м, 500м, 300м...И внезапно на берегу появляется дорога! Мы обнимаемся, поздравляем друг друга с окончанием этого тяжелого подъема против течения, дальше будет волок, а потом только вниз! Мы все сушим на солнышке, достаем рюкзаки, Волк сворачивает лодку. Уже 13ч, заодно и перекус здесь устроили. Успели только чаю попить - набежала тучка, закапал дождик. Этого нам только не хватало - вещи в куче, накрываем их пленкой, спешно начинаем что-то сворачивать. И тут слышится шум мотора и выезжает ЗИЛ-131, везет группу на Велс!   Это просто сказочное везение, недаром Волк так торопился сегодня утром и меня подгонял, как чувствовал...Ведь еще немного - и машина прошла бы мимо. Ребята подождали, пока мы спешно закидали вещи в рюкзаки, загрузились, я села в кабину, Волк - в кузов и мы поехали. Медленно, но пешком мы шли бы 3 суток, а так доехали до Велса за 3ч.
Зил-131, на котором.мы переехали на Велс.
Мы проехали границу Европа - Азия, сфотались там на память и начался крутой спуск к прииску Сибиревскому.

На перевале, граница Европы и Азии.А сейчас - в Азии!Спуск к Сибиревскому прииску.
Там никто не работает, стоит синий вагончик. Вид с перевала очень красивый - горы, кое-где еще лежит снег. Рассказываю водителю о нашем походе, он восхищается - неужели это все за одно лето? 90% информации он не слышал и речек таких не знает. Группы он возит сюда часто, эта группа из Екатеринбурга, у ребят Тритон-каркасник и резиновые лодки, они будут сплавляться до д.Ваи на Вишере. Уже в 18.30 мы были на берегу Велса. Трудно в это поверить, еще утром мы готовились к тяжелому переходу через перевал, где и воды нет, а тут прямо телепортация какая-то!

Велс.
Ребята приглашали нас остаться на ужин, но Волк хотел поскорее проскочить 17км заповедника, в границах которого мы сейчас находились, мы собрались и пошли дальше. На прощание ребята подарили нам бесценные сокровища здесь - буханку хлеба, 2 стеклянные банки консервированных овощей и 3л Изабеллы! Чтобы мы их хорошо вспоминали. Спасибо огромное! Это может понять только тот, кто 3 месяца экономит еду и о всяких деликатесах только мечтает.

Наши попутчики.
Вообще, честно говоря, я не знаю, как бы мы дошли, если бы нас не подвезли через перевал. Велс в верховьях мелкий, много камней, мы проходим длинные мелкие перекаты и порожки, где-то приходится выскакивать, слезать с камня, проводить лодку, но это не то, что тащить ее против течения. Только мы отошли - сразу гроза загромыхала, потом появилось облачко с радугой по краю и радуга!
Велс.
Мы двигаемся весело и встаем через 5км на первом же островке, в конце его, на косе. Пробуем вино - очень вкусное, густое, ароматное! Закусываем хлебом с жареными баклажанами. Просто праздник.
Стоянка на Велсе.
Теперь будем только отдыхать, скоро воды в реке прибавится от впадающих речек. Можно и дневку сделать, 2 дня мы сэкономили. До дороги по Ивделю мы сегодня прошли 3км, еще 17км проехали до Велса и 5км прошли по Велсу. Ночью +12.

24 августа.

Утром на небе тучки ползут, но небо и солнышко проглядывают. Холодно, ветер северный.

Каменистый берег.
Перекаты еще не закончились, разогнаться до нормальной скорости нельзя. Иногда приходится проводить лодку вручную. Когда дошли до Мартайки, река стала шире, но мелкие перекаты остались.Мы жалеем ребят, с которыми расстались, у них столько груза, придется по перекатам все на руках тащить, замучаются. Река резко понижается, мы сбросили 55м высоты, горы появляются и исчезают.
Вдали горы.Перекат.Утес.
Мы сфотали Караульную сопку с останцами наверху, После перекуса у р.Посьмак видели машину и рыбаков, а немного раньше - еще 4 рыбаков на катамаране, 3 брата из Перми и один из Чайковского. Николай при нас поймал махонького хариуса на муху, его торжественно засолили в баночке.

Братья - рыбаки из Перми и один - из Чайковского.У р.Посьмак.Сопка Караульная.
Появились плесы и косы. Тучки на своем пути в горы немного и нас сбрызнули, поморосило. До 20ч мы прошли 40км, почти дошли до Чурала. Хорошо бы завтра успеть в Велсе в магазин, продукты почти на нуле. Вечером сварила рис с грибами, мне не понравилось - рис прилипает к стенкам и плохо разваривается, гречка и пшено варятся проще и вкуснее, поэтому мы рис обычно не берем. С рисом доели лечо, которым нас  угостили ребята из Екатеринбурга. Мы встали у большого острова, Волк не поленился туда сбегать через мелкую протоку, нашел упавший кедр, набрал шишек, орешки уже совсем спелые.

Стоянка на гальке.Кедровые шишки.Упавший кедр.
Сегодня находили чернику, она уже невкусная, водянистая, грибов тоже нет - ночи холодные. Рыба не ловится на блесну, только на муху и червя, хотя облавливаем все ямы, нету ни мошкары, ни комаров. Вот и мечтаем затариться в магазине тушенкой или мясом в дополнение к каше и макаронам.

25 августа.

Утром Волк проснулся пораньше и все ускорил - сварил кофе, сунул его мне в палатку, нагрел котелок воды - баня готова! Я быстро помылась у костра, сварила остатки макарон на завтрак. А то размечталась - баню построить, попариться...Дома в сауну схожу, а здесь помылась - и хорошо. Сегодня теплее, ветра нет, но солнышко за облаками. До Вишеры уже близко, но перекаты все еще мелкие. С упавшего кедра мы набрали огромный мешок шишек, можно грызть на ходу. До п.Велс между Велсом и Вишерой шли 32км, подошли уже к 17ч.

Пос.Велс.
Магазины здесь недалеко, на Вишере. Я купила молока у хозяйки, а в магазине оказалось мясо, уже замаринованный шашлык из свинины, 1,4кг. На Велсе мы подобрали на одной стоянке пакет помидоров, лук, капусту, на другой стоянке был оставлен кулек молодой картошки, видимо, коммерческие группы прошли. Так что ужин был царский. В магазине мне очень понравилась продавщица Настя, симпатичная, улыбается, советует, что купить. Я набрала вафлей, печенья, крупы, огурцов, только чая и кофе хорошего нет, как и везде в сельских магазинах. Мы сразу выпили 1,5л молока со вкусным сдобным батоном и пошли дальше.

Велс.
Вот и красавица Вишера! Широкая, чистая, глубокая! Мы подошли поздороваться с группой на катамаране, это оказались местные - из Ваи и Красновишерска, они никак не могли поставить новые палатки. Я сама такую конструкцию первый раз в жизни видела. Мы им немного помогли и незаметно подружились, стали уже свои, нас приглашали остаться на уху, но у нас мясо киснет...И пройти надо еще немного.

Вишера.
Мы встали уже в 21ч. На ужин сварила котелок картошки с мясом и салатом. Ночью +4, холодно, Волк мерзнет, спит в 2 флисках, штанах и шапочке, все в тумане, реки совсем не видно.