Белая. Верхняя часть.

28 июля.
Ночью как и обещал барометр, пошел дождь, очередями забарабанил по палатке. Мы спали до 10ч, потом я начала читать книжку, дождь заслушался и приутих. Вылезли, натянули плащи и сапоги, развели костер, сварили кофе, потом уху и даже по спецзаказу Волка одного хариуса я пожарила.
Походная печка
И опять хлынул дождь, мы только успели быстро поесть и спрятались в палатку. Дни в запасе на такой случай у нас есть, Печору мы быстро прошли. Волк ошибся при подсчете расстояния по Белой, он запланировал 78км вверх, а мы уже прошли 62км и еще примерно столько осталось, а впереди - Непроходимый каньон. Но если и второй Каменный город будет как первый, то идти можно, главное, чтобы заряда аккумуляторов в фотике хватило, я вчера посадила свой до нуля. Снимаю и на экшн-камеру, там флешка большая и запасной аккумулятор есть. Мы немного еще почитали, пока дождь не утих, быстро вылезли, доели жареного хариуса, собрались и вышли, чтобы доползти хотя бы до Непроходимого каньона, посмотреть своими глазами, так ли он непроходим.
Выход из Непроходимого каньона
Прошли до него стандартно, кое-где на веслах и встали на стоянке в березках. Поднялись наверх на крутой правый берег, чтобы посмотреть на каньон сверху.
Белая ниже Непроходимого каньона
Непроходимый каньон
Первая часть завалена крупными обломками скал, я стала прикидывать, как мы будем проводить там лодку, ведь наверное там глубоко. Потом прямо в русле лежит огромный обломок скалы, оставляя лишь узкую щель, лодка не пройдет, придется обносить справа.
В русло упал кусок скалы
А дальше вроде проще, на выходе (входе) просматривается песочек и коса. Наверху нашли много подосиновиков, выбирали только маленькие и крепкие, на кашу. В тундре есть и черника, но Волк щипать не дает, торопит идти вперед. Мы вернулись, сварили кашу. Мерзкий ветер с дождем утих, давление пошло вверх, но температура всего +10, пар изо рта идет. Одеваемся мы тепло, непромокаемые штаны, термобелье, ветровки, плащи, но все мокнет снаружи и запаривается изнутри, на ветру холодно. Я уже морально готовилась завтра штурмовать Непроходимый "аццкий" каньон и возможно, в нем купаться, как Волк невзначай сказал, что мы завтра не тащим, а обносим. Вот это новости! Оказывается, мы только что как раз тропу обноса просматривали, а не прохождение порогов, а сказать мне об этом он забыл. Ну ладно, обносить - проще и надежнее. А сначала ведь говорил: "Разве на такую высоту с рюкзаком влезешь.." Может, передумал и сказал уже окончательное решение.
29 июля.
Утром ясно и солнышко, Хранители о нас помнят.
Мы быстро собрались и в 9.30 вышли, сразу перешли на лодке на правый берег. Лодку разобрали, набили 2 рюкзака. Вес продуктов стал уже меньше, можно и в 2 ходки укладываться. На стоянке оставили досочку и большую банку. Поднялись в гору по тропинке, обошли по верху самое узкое место, где скала упала в реку, прошли 550м и спустились вниз на каменную плиту.
Завершение обноса
Сделали еще 2 прохода через верх и закончили обнос через 2,5ч. Собрались за 1ч и пошли дальше. Мы думали, что каньон закончился, а нет! Дальше тоже было много участков с огромными каменными глыбами, между которыми глубина и стремительное течение.
Порог
Мы проводили и тащили лодку за веревку и за нос, я лазила по камням, подпихивала, стаскивала, выводила лодку на струю, Волк тащил ее за веревку. Мы возились до устья Кумушки, до 15ч.
Глубокие места переходили на веслах, несколько раз опасно пересекали речку выше порогов. Иногда, если лодка встает между камнями немного боком, через борт хлещет вода, приходится отходить и повторять маневр. У Кумушки мы сделали перекус, Волк поймал 2 жирных хариуса на малосолку, набили баночку, хвост даже не влез, оставили его на вечер. По берегам - причудливо сказочные стены каньона, мы много шли на веслах, но попадались и пороги с мощным сливом и узкими щелями между камнями.
Хорошо, что камни покрыты мхом, лодка по нему скользит. Дно реки покрыто белыми плитами, иногда берег - продолжение такой плиты. В местах, где плиты наползают друг на друга, образуются пороги-ступеньки, втаскиваем на них лодку.
Кустики встречаются редко, но нам повезло найти мешок с дровами прямо на берегу, Волк все замечает, там были сухие брусья и досочки, наверное опять дар Хранителей. Привязали дрова на багажник. До 19ч прошли всего 9км, но участок был очень трудный, к вечеру в мокрых штанах холодно. Встали на косе с песочком, на ужин - уха из пойманного тут же хариуса.
Завтра надеюсь на солнышко, зарядить фотик и планшет, аккумулятора для фотика хватает на 1 день. Ночью холодно, +7, накопители не держат заряд, разряжаются. В 4ч. нас разбудили чайки.
30 июля.
Утром солнечно, быстро теплеет до +12. Наверху в тундре - сказочный каменный город, снизу его не видно. Есть дома, улицы, сквозные арки, формы как у Гауди, фантастика!
За 2 дня нам надо дойти до волока на реку Щучью, но сейчас идти стало легче, только задерживает непрерывная съемка причудливых скал по берегам, тренируем свою фантазию, придумывая им названия. Это не река, а музей под открытым небом!
Вышли около 10ч, проходим много перекатов, ступенек, один порожек пришлось даже обносить. Вода падает с плит, как с плотин.
Вошли во 2-й Каменный город, снимаем все подряд.
На перекус попался рекордный хариус на 1, 03кг! Его тут же пожарили. А рядом в воде кто-то сильно плюхался, рыбацкая душа Волка не выдержала, он кинул спиннинг - кумжа! А плюхи в воде продолжались, второй заброс принес еще 1 кумжу, на утро, больше ловить не стали.
Кумжа
Надо же попробовать и красную рыбу. Но ее надо сразу разделывать на малосолку, мясо нежное, потом будет расползаться. После прохождения одного очень тяжелого порожка воды в лодке стало быстро прибывать, мы встали на косе на ремонт. Волк заклеил дырку остатками клея Уран, без термообработки. А я пока слазила наверх в тундру, набрала кружку черники, мелкой, потому что очень сухо, и осмотрелась вокруг с высоты.
Неприятности сегодня на этом не закончились - на одном порожке я заторопилась, поскользнулась и села в воду, налила в сапог воды, штаны мокрые, а идти еще далеко, пришлось переодеваться, чтобы не замерзнуть.
Когда подошли к ручью Белый Кечвож, воды стало совсем мало, пошли широкие разбои с камнями, лодку тащили за уши волоком, ногами разгребали камни в русле, делали канавки.
Белая выше Белого Кечвожа
Я пыталась приподнять корму, но сил не хватало, еще и запас дров везли, только Волк как БТР тащил и тащил, и меня, и лодку. У Белого Кечвожа мы увидели человека в тундре на холме, он быстро спустился к нам. Оказалось, мы заочно знакомы, это Володя Бахмутенко из Усинска, клуб "Азимут-север". Он с товарищами Володей и Андреем шли по Нижней Каменке на 3-х лодках, но воды было так мало, что они лодки оставили и пошли на Белую пешком, заберут их на обратном пути.
Можно посмотреть отчет Владимира "Путешествие на Северный Тиман" и репортаж к Дню туризма, тоже про эти места.
Их стоянка была как раз за поворотом на полочке, времени было уже 20.40, поэтому нам ничего не оставалось, как принять их приглашение встать рядом и отметить встречу. Мы даже с понтом подошли на веслах, хотя перед этим упирались как негры на маленькой струйке.
Подходим к стоянке у Б.Кечвожа
Презентовали ребятам 1 кумжу, а то они все на консервах сидели, они сварили общую уху, а свою мы пожарили тоже на общий стол. Долго сидели, разговаривая о странностях жизни и жизни в странствиях. Огорчало только одно - давление опять падало, это к дождю.
31 июля.
С утра еще солнышко. Поздравили Володю с днем рождения, который он встретил в походе - наш человек! Подарили ему фонарик, а он нам - эмблему их клуба, на память.
Ребята легко пошли дальше пешком за кумжей и камушками, а мы собрались и продолжили наш каторжный подъем по пересохшей Белой. Щедрая природа не перестает нас удивлять многообразием причудливых форм.
Хорошо, конечно, что весь июль было жарко и солнечно, но воды теперь в речках нет! Печалька.. Местами еще можно пройти, но перекаты просто напрягают, тащить по ним лодку невероятно трудно, мы же днище все раздерем, до конца похода не хватит!
Дальше подниматься на лодке невозможно
Вообще, я собираюсь осенью съездить в Питер и в "Акваграфике" переклеить лодке дно, уже больше 15000км на ней прошли, заплата на заплате. Перед одним особенно мелким разбоем мы взяли рюкзаки и в них перетащили 2 самые тяжелые гермы на 300м вперед, двигаться стало легче, но все равно тяжело. Нагрузили рюкзаки еще больше и унесли их по оленьей тропе за поворот к кустикам, там решили встать на ночь.
Стоянка перед волоком
Сделали еще 1 ходку, все забрали, а потом Волк один сходил за пустой лодкой, сложил ее и принес. Вечером наполз туман, погода портилась, но я все равно решила нажарить плюшек, завтра погода может быть еще хуже, а на волоке дров нет, так хоть плюшки с салом будем жевать. Жарила их до 22.20, потом пошел дождик, сначала предупредительно небольшой. Я умылась, залезла в палатку и тогда дождь вдарил со всей силы и шел всю ночь.