Выход в цивилизацию.
Косма

Фото можно посмотреть здесь:
Альбом 5. Река Косма, Цильма и Печора. 460км.

21 августа.
С утра солнечно и безоблачно, лето продолжается. Мы стоим в лесу, вечером было много мошкары.
Стоянка в лесу
Утром Волк немного отошел от тяжелого волока, спину у него отпустило, он покидал спиннинг у кувшинок и вытащил суповую щучку на завтрак, значит, рыба здесь есть.
Поставить сетку вчера просто сил не было. Я пожарила грибы на перекус, сварила уху тоже с грибами вместо картошки и чай с чагой. Кофе закончился, мало взяли. До Нонбурга с магазином еще неделю идти, но это уже не огорчает, обойдемся. Продуктов хватит, есть сахар, масло, геркулес, гречка, макароны. По плану сегодня началась выброска - 460км. Утром я сожгла старые махровые носки, пятки протерлись, а носки, купленные в Сплаве держатся уже 2-й сезон. Вышли в 10.20, идти легко, но скучно, по берегам кусты, шеренги берез и елок.
С утра на поппера поймали 3 небольшие щучки, но к вечеру они стали совсем невкусные, надо ловить рыбу перед готовкой или сразу ее чистить. Около 13ч набежала большая черная туча, стали срочно готовить перекус, картофельное пюре с жареными грибами. Почти успели, ели уже в плащах под начинающимся дождем. А потом до 17ч мы то входили под тучу, то она нас догоняла и поливала дождем, мы постепенно намокали. Прошли 41км, на сегодняшний день уже накрутили 1500км, иногда появлялись небольшие косы, но не вовремя. Пришлось опять вылезать в тайгу на крутой берег. Комаров и мошки почти нет. Ночью +14, тепло, даже душно.
 22 августа.
С утра солнышко еще за лесом, солнечная батарея дает мало тока, а у нас все разряжено - фотик, планшет и батарейки, не успеваем заряжать.
Утром пьем чай с последними баранками. Надо срочно делать дневку, плюшек нажарить, помыться, постирать, Волк свою рабочую одежду завязал в узел и одевать отказывается. До Нонбурга еще 210км на 6 дней. Вышли рано, в 9.20. После впадения Блудной река расширилась, перекатов стало меньше.
Устье Блудной
Удобных стоянок все так же нет, по берегам кусты, высокая трава. Примерно через 1км после впадения Блудной на л.б. видели новую хорошую избушку с печкой, но без бани.
К 13ч опять набежали тучки, но поливать нас не стали, ушли налево. Стали появляться небольшие косы, прошли еще 1 новую избушку на л.б., потом на п.б. была развалившаяся избушка, обозначенная на карте.
Мы искали место для дневки, но берега были или наклонные, или в камнях, причем камень - сланец, который в костре взрывается.
20160822_172944

Неожиданно встретилась хорошая коса по л.б., с песочком и галечкой, и мы радостно там высадились. Днем выходили в лесок, набрали подосиновиков, можно сварить на ужин с макаронами.
Грибной рай
20160822_163213
По дороге поймали окуня и 2 щучки, вечером зажарили и съели, аппетит зверский. В реке кто-то плюхается, Волк решил разобраться с ним завтра. Ночью тепло +18.

23 августа. Дневка!
Погода чудесная, солнышко, мошкары нет, наслаждаемся! Днем было +29, я даже искупалась. Кто в этом году не поехал загорать на Тиман - много потеряли. После утреннего чая Волк решил покидать спиннинг, чтобы определиться с завтраком. Сначала попался окунь, потом маленькая щучка, хариус и наконец хорошая щука на 2,25кг!
Сварили котелок ухи, 2 сковородки зажарили и почти все умяли. Потом я постирала грязнущее рабочее, вернее сказать - освежила, на ветерке все быстро высохло. Ветром унесло сидушку, которую я оставила у воды, пришлось Волку догонять ее на лодке, поймал уже за поворотом. Я поставила тесто на плюшки, как всегда - пока приладилась жарить, тесто закончилось, но дня на 3-4 их хватит. В завершение дневки помылись, баню делать не стали, камни из сланца взрываются.
А потом до 19ч читали в палатке. На ужин - гречка на сухом молоке. Уже скучно на одном месте, хочется идти дальше. Тихо, пустынно, солнечно, мы одни на необитаемой речке. Хотя, если избушки стоят, люди тут бывают, только осенью, когда рыба идет или зимой для охоты. Ночью тепло, светит желтая обгрызенная луна, и даже звезду Волк увидел. Нам позже сказали, что в этот день около 11ч было полярное сияние, но мы его не видели, уже спали.
24 августа.
С утра ясно, солнышко. Волк поймал на уху еще 4 окуня, остальную рыбу мы тут наверно уже выловили. Вышли рано, в 9.30. Прошли устье Маты, она почти такая же широкая, как Косма. Сразу река расширилась вдвое, появились галечные косы, больше стало елок, лес подступает к берегу.
20160824_122716
Мы выходили на опушку пощипать бруснику. В 11.30 прошли избушку и начал накрапывать дождик, сначала небольшой и несерьезный, потом разошелся вовсю. Прошли еще 1 избушку, а у речки Косминская виска увидели лодку с мотором.
20160824_124335
На л.б. там есть старая избушка-полуземлянка, около нее нашлось много крупной малины, но Волк увидел людей на реке и утащил меня знакомиться. Там был Иван из Трусово, который сопровождал ребят на рыбалку, Николая из Сыктывкара и Володю из Москвы. Они пригласили нас зайти к ним на чай в избушку ниже по течению. Мы перекусили на косе геркулеской, прошли порог Огненный, там есть ступенька, но очень простой слив, а дальше пороги - вообще перекатики.
Дождь
Подошли к избушке, занятой Иваном и ребятами. Хорошая изба, новая, большая, рядом баня, что здесь редкость. Они нас накормили супом, угостили овощной икрой, нельзя, говорят, чтобы люди мимо голодные проходили.
Николай, Иван, Володя.
А мы давно уже людей не видели, хотелось пообщаться. Иван - просто душа компании, веселый и разговорчивый, сразу достал из сундука заветную бутылочку. Говорили о туристах, вспоминали разные забавные истории о новичках, по мнению Ивана, рыбы в Косме стало мало и мелкая, и куда делась? Нам дали с собой гостинцы - каравай хлеба, луковицу и огурец. Предлагали еще продуктов, но нам круп и макаронов еще дня на 3-4 хватит, а там в Нонбург зайдем. Дождь так и моросил, временами усиливаясь. Нам оставалось пройти до нормы 17км, стали искать косу - нету! Избушек нету! Уже было 19.30, а мы все шли неприкаянные, уже 46км прошли вместо 35. Я уже взмолилась нашим Хранителям  о ночлеге и тут же первая заметила в просвете кустов новый сруб - избушка!
Тропу с воды не видно, она закрыта травой, пришлось вылезать сначала в кусты. Волк протопил печку в избушке, ужин сварили на костре, спали в тепле и с комфортом, а на улице, похоже, был заморозок.
Костровое приспособление
Волк наконец вставил батарейки в свой самодельный светодиодный фонарик, ночью уже темно, 1 светодиод светит, как электрическая лампочка.
25 августа.
Утром вроде посветлело, давление растет. Вчера мы хорошо махнули, до Цильмы осталось 60км. Утром традиционно сварили полный котелок ухи. Вышли в 9.30. Прошли Песчанку, недалеко стоит кусок обтекателя от ракеты, как фигвам какой-то, и на нем все расписываются.
Обтекатель ракеты
Встретили 3 избушки, новые - у Кузнечихи после горелого леса и одну после Песчанки. Избушек много, они имеют имена и хозяев, чистые и ухоженные, можно при необходимости там остановиться переночевать.
Таскали поппера, но счет был 3:1 не в нашу пользу, 3 щуки сорвались, видно крючок затупился. Волк поменял поппера и сразу вытащил вторую щуку на ужин. Теперь Волк чистит их сразу, а то полежавшие становятся мягкие и невкусные. К вечеру выглянуло солнце, но ветер был такой холодный, что мы здорово замерзли.
Выходили в лес, я набрала молоденьких грибов, а в другой раз - напали на чернику, но она уже невкусная, кислая. У избушек заросли малины и красной смородины, по берегу растет много мяты. Появились сосны, мы резко теряем высоту, много перекатов, на мелких приходится вылезать. К вечеру прошли 1597км, 3км не хватило до 1600, и встали на галечке, на косе. Сразу натянули теплую одежду, вечером было ясно, +4.

26 августа.
Утром высокие облака, солнышка пока нет, +10. Волк походил по берегу, поймал еще 1 язя на уху, получилось вкусно. Не видно никакой живности, ни уток, ни оленей, наверное, охотники всех разогнали. Идти скучновато, только перекаты немного разнообразят сплав. Многие березы уже без листьев, осинки еще зеленые. Вышли в 10ч, сразу клюнула хорошая щучка.
Шиповник уже созрел, я его грызу вместо семечек, чтобы не засыпать, берега очень однообразные. Встретили еще несколько избушек, лодку с 2 рыбаками.

В 15ч вышли в Цильму. Она широкая, но тоже есть мелкие перекаты.
Цильма
Мы немного прошли и встретили еще лодку с рыбаками, Валерой из Трусова и с ним были двое из Сыктывкара. Он занимается промышленным ловом рыбы на Косме и на озерах. Мы постояли, поговорили, по чуть-чуть выпили, нас угостили хлебом и огурцами, а лично меня - конфетами.
Дальше мы шли быстро и встали на Заводском мысу. На склоне много брусники, договорились, что я за ней утром полезу. Вечером жарили щук, еще одну на 1,65кг поймали уже вечером. Сначала поели молочные макароны, закусили рыбкой. Ночью тепло, +12.