Команда из Тольятти завершила второй, заключительный этап "кругосветки" на байдарках вокруг Байкала (610 км).
Нитка маршрута
Северобайкальск - Хакусы - мыс Святой Нос - остров Большой Ушканий - бухта Солонцовая - мыс Котельниковский - Северобайкальск
 
Бортовой журнал

На маршруте На маршруте
Экипаж "Золотой Рыбки" Экипаж "Золотой Рыбки"
Авторы: Н.Ш. – Николай Шестерин. Л.М. – Леонид Малыгин.
Текст дневников публикуется без литературной обработки. Повторения в описании событий сохранены для того, чтобы показать авторскую трактовку Н.Ш. и Л.М.

Н.Ш.:
Всегда, с самого первого моего сплава на бревне по Уралу в районе села Крючковка Оренбургской области, отношение моё к таким водным путешествиям было и остаётся неизменным - не покорение реки или километров водного пространства, а слияние с водой своей плотью и мыслями, проживание в природе маленькой жизни в жизни большой. Многого стоит это чувство единения с Природой, осознание себя, как частички Природы - не ничтожной молекулой, не букашкой, по воле волн плывущей по течению, но и не царём Природы  покорителем всех и вся. Покоритель, как и раб, одинаково несчастны. Первый несчастен тем, что одинок ("друзья", пока хозяин у власти - не в счёт), а второй несчастен тем, что им управляют, не спрашивая его желаний...

23 июля 2010г. Н.Ш.

Первый подъём в походе. Как обычно, все долго возились. Пришлось «власть употребить» - вслух отсчитывал, сколько минут остаётся до старта. Дежурных, по традиции, пришлось ожидать. При спуске на воду мы свою «Золотую рыбку» метров на пять пронесли вперёд, чтобы о камни не билась. Загрузили. Оглядев поляну, где стояла палатка, и убедившись, что ничего не забыли, запорхнули на свои места и оттолкнулись от берега. В ожидании отстающих, решил по обыкновению записать в дневник пару строчек. Но дневника под рукой почему-то не оказалось. Спросил у Натальи. В ответ: видела где-то у палатки последний раз. Пришлось стартовать с надеждой на то, что уж бортовой журнал я-то не оставлю на берегу ни при каких обстоятельствах, наверняка, засунул машинально в сумку…
Быстро дошли по ровной воде до Нижнеангарска. По интуиции определились, где нам удобней пристать. Берег оказался в больших валунах в центре посёлка на территории полуразрушенной котельной. Вокруг на берегу валялись большие бесформенные комки чего-то чёрно-коричневого. Я предположил, что это Байкал очистился штормом от торфяных загрязнений, выброшенных в свою очередь в него Верхней Ангарой. Местная жительница с "приветливыми" словами в наш адрес: «Всё загадили эти туристы. Едут и едут…», собирала в пакеты эти ошмётья торфа, видимо, как удобрение для огорода. Пятачок песчаного пляжа в пятидесяти метрах от нас в сторону маленькой бухты скорее напоминал свалку мусора, чем место отдыха. На буксире, стоящем  в бухте, заработал двигатель, и рыбаки с зачаленной за кормой большой лодкой для рыбы вышли в море.
Каждому экипажу была выдана сумма в 2 800 рублей для закупки продуктов на два дня из расчёта 100 рублей в день на рот. Все закупались в одном магазине, стоящем на центральной улице, хотя рядом были и другие магазины. Благодаря этому факту, каждый экипаж не повторился в продуктах. Продавцы были рады такому нашествию и предприняли дополнительные меры контроля за входящими-выходящими. Не рады были пара местных жителей – ждать им пришлось долго, пока кто-то не догадался их пропустить вне очереди. На закупку продовольствия, укладку в байдарки и обед ушло около двух часов. Не обошлось без холодного пива. Помня, что нас ожидают безхлебные времена, сходил в магазин и купил дополнительно 4 кг муки и два литра подсолнечного масла. Мы с Н.Н. угостили местных мальчишек конфетами, и, чтобы все не расслаблялись, было озвучено: - Через пять минут отходим! - «Копушам» пришлось срочно рассовывать оставшиеся продукты в байдарки, и пытаться не слишком опоздать к объявленному старту. Если бы мы со стартом задержались часа на два - была бы совсем иная стоянка в ином месте. Был бы совсем другой поход…
Не прошли и километра в направлении островов Ярки, как к нам подлетел спасательный катер с обозначением МЧС и двумя серьёзными дядьками в форме и новых оранжевых спасжилетах. Поинтересовались: кто мы и откуда, есть ли спас жилеты и куда путь держим. Спасжилеты были, но не все были в них одеты. Оделись и решительно пошли дальше. Попутный ветерок постепенно усиливался, и появились волнишки. На катере старший долго с кем-то консультировался по сотовому. Катер время от времени догонял нашу флотилию из семи байдарок. Проходя мимо пролива в Ярках, и предполагая идти морской стороной, по интуиции, я почему-то уже в последний момент скомандовал: идём в пролив! Все резко завернули и против небольшого течения в проливе зашли за острова в устье Ангары. С правой стороны сразу за проливом на берегу стоит полузатопленный остов большой деревянной баржи. Над водой торчат остатки шпангоутов и редкие уцелевшие доски обшивки – удручающее впечатление производят на меня, как на бывшего моряка торгового флота, посетившего порты более тридцати стран мира, старые брошенные корабли…
За островами южный ветер был нам уже не страшен. Прошли по штилю «яко посуху» около часу. Искупались, встав не на самом хорошем берегу. Пошли дальше, и тут… началось! Такого Байкала я не видел ни в первый наш поход, ни потом в этом году. Сильный шквалистый ветер пригнал такой плотный туман, что видимость сократилась до десяти метров. Все семь байдарок вовремя сошлись в плотную «кучку». Даже экипаж «ПИльменя» под управлением Сергея Иванова, всё время уходивший вперёд, стал прижиматься к берегу. Зашли в протоку между островами и стали на перекус. Все тут же вышли на морской берег Ярков, чтобы полюбоваться зрелищем. Сильный прохладный порывистый ветер гнал волны с барашками на песчаный пляж острова, туман рваными плотными хлопьями накатывался на берег, обволакивал каждого из нас и уносился через низкий остров дальше на север в дельту Ангары. Чувства были смешанными: страх и восхищение перед могуществом Природы одновременно. Ветер порывами раскачивал нас, стоящих на песке, сбивал с ног. Ладонями и разгорячёнными телами можно было почувствовать физически эти «волокна» тумана вперемежку с мокрым воздухом.
Постояв минут пять, сфотографировавшись, ушли под защиту низких деревьев на острове. Удивительно, но на островах растут изувеченные, перекрученные и пригнутые к песку кедры, стланник, и кустарники. Перекусили. Видя, как рядом стоящие лагерем туристы, ставят сеть, решили поставить свою. Протока оказалась мелкой – я просто шёл по дну и тащил за собой сеть. Через двадцать минут отдыха пошёл проверить. В сети были средние окуньки, сорожки, краснопёрки. На уху насобирали. Когда туман рассеялся, решили идти дальше – по плану мы сегодня должны были быть на восточном берегу Байкала. Дошли до восточной большой протоки в Ярках и, разведав обстановку, было принято решение встать на ночёвку, не смотря на то, что самая хорошая часть берега была уже занята рыбаками. Ветер нагонял волну, и дальше идти было небезопасно...
Первым моим действием на берегу было перетряхивание всех вещей – нашего бортового журнала не оказалось нигде, не хватало и большого походного ножа – подарка друзей. Уже потом, восстановив в памяти события утра до минуты, вспомнил, что перед переноской байдарки на более удобное место, положил бортовой журнал на прибрежную косу из камней и сверху на него – нож. Но, так как при посадке меня что-то отвлекло, то журнал и ножик остались лежать прямо у кромки воды метрах в пяти позади нас. Вот так и случаются ЧП в походе – стоит только на минуту расслабиться. Только поэтому образовался большой провал в записях с апреля до начала похода.
ОБРАЩЕНИЕ: Обращаюсь ко всем читающим и живущим рядом с Байкалом. Возможно, дневник и нож нашёл кто-то из рыбаков и до сих пор не выкинул дневник. Нож в качестве подарка можно оставить себе, а вот за возвращение дневника буду премного благодарен. В него вклеены письма с Большого Ушканьего острова, заклеенная записка со стихотворным текстом, объявленного мной в Интернете перед походом конкурса, остались записи подготовки к походу. В числе последних - запись-пожелание Рашита Яхина из Северобайкальска и его номер сотового телефона. Позвоните ему, а он сообщит нам по Интернету о находке. Бортовой журнал могли найти только местные рыбаки или туристы – к этому месту с автодороги подойти очень сложно. Обидно, если рыбаки выкинули наш дневник за ненадобностью…
Вечером наши девчонки показали концерт по случаю «Дня защитника Отечества - 23 февраля». Праздничное настроение ещё долго царило в лагере и после концерта. Наверное, поэтому, а может быть по причине непогоды, рыбаки свернули свой лагерь и укатили на моторке в Нижнеангарск. Под воздействием «праздничных 100 грамм» решили поставить и тут китайскую мелкоячеистую сеть, приобретённую ещё в Тольятти накануне отъезда. Поставили. Два-три раза проверяли её, не снимая с растяжек. Оставили на ночь. Улов был солидным. Часть рыбы пошла в уху, часть была засолена…
Интересная идея возникла ещё дома при изучении карты всего Байкала. Учитывая то обстоятельство, что с севера в Байкал впадает река Ангара, а чуть ли не с юга из него вытекает единственная река того же наименования, можно допустить, что Байкал – это огромное расширение русла реки Ангары, в которую впадают все остальные 350-500 ручьёв и речек. Прости, Байкал, за эту аллегорию! Ты – могуч, красив и неповторим даже в таких сравнениях!
Л.М. 23.07.2010г. Последний из островов Ярки.
Вот снова вечер, палатка, Байкал. Пока ещё сказывается разница во времени, всё-таки пять часов для организма чувствительны, тем более, что приходится напряжённо работать. Погода с утра выдалась прекрасная. Солнышко, лёгкий попутный ветерок. За один переход дошли до посёлка Нижнеангарск, и всей толпой в 14 человек ринулись в магазин самообслуживания закупать продукты. Каждая байдарка набирала на два дежурства. Продавцы были в восторге, они месячный план на нас выполнили. Была проблема, как это всё разместить в байдарках, но и с этим вроде бы все справились. Консервы раскидали по байдарке, а сыпучие: крупы, мука, макароны, сухари и т.п. засыпали в «ваучеры».
Вышли из Нижнеангарска и пошли вдоль островов Ярки, они тянутся от одного берега и почти до противоположного. От оконечности последнего острова до восточного берега осталось километров двенадцать, а ветер всё усиливался. По Байкалу побежали барашки, остановились на острове на перекус. Николай поставил сеть и за полчаса попались штук пятнадцать окушков и сорожек. Через пару часов тронулись дальше и уже встали на ночёвку ввиду противоположного берега. Из-за ветра и волн переходить на противоположный берег не решились. Завтра решили встать пораньше и если ветра не будет, сделать рывок и оказаться на восточном берегу. А сегодня у нас 23 февраля. Девчонки что-то пишут. Наталья готовит какой-то сюрприз. Рядом с нами стоят лагерем буряты – рыбаки. Когда я сидел и писал дневник, один подошёл и спрашивает: «Вы что, письма пишите или впечатления записываете?»

Комментарии
Жизнь продолжается!!! 2019г. - "Путь Рюрика": на совершенно ориг 
инальном самодельном моторном судне "Змей Горыныч" прошли 7 000 км от Тольятти до Санкт-Петербурга и далее порты по Балтийскому морю: Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Германия, Польша, Калининградская область. 2021г. - Ангара: 1900 км на байдарках от Слюдянки (Байкал) до Усть-Тунгуски (Енисей). Пережил два микроинсульта и один микроинфаркт - выжил во всех случаях! Обо всех 22-х дальнобойных путешествиях смонтированы видеофильмы, которые можно посмотреть на моих страницах в ОК и ВК. Всем - удачных и интересных путешествий!!!
Как быстро бежит время... С того похода мы успели насладиться: 2011г. 
- Енисей - 1066 км за 26 дней по Енисею от Кызыла до Красноярска; 2012г. - Беломорско-Балитийский - 1291 км за 29 дней Северодвинск - Санкт-Петербург; 2013г. - Большая Байкальская кругосветка - 1670 км за 47 дней по замкнутому кругу вдоль берегов Байкала - Слюдянка - Слюдянка; 2014г. - Онего-Беломорский - 630 км за 20 дней - Каргополь - Беломорск; 2015г. - Большая Крымская кругосветка - 1080 км за 39 дней - обошли вокруг Крыма по замкнутому кругу; 2017г. - Енисей - 1962 км за 34 дня - Красноярск - Дудинка (обратно - на теплоходе); и ещё пару-тройку дальнобойных походов...
Отличное путишествие, и невероятный рассказ!! Спасибо, я как буд 
то сам вернулся в свое путишествие по Байкалу, было тоже очень классно, правда в предпоследний день нашу с женой палатку от ветра разорвало в хлам)) Теперь нужна новая и более прочная...
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте