Божество эвенков Хаман Кит Божество эвенков Хаман Кит
Каменный зАмок Каменный зАмок
8 августа 2010г. Н.Ш.
День 8 августа был объявлен Днём 8марта. Утром, сготовив завтрак, разбудил всех, поздравив девчонок с праздником. Уложились все, как всегда, вовремя, а мы с НН опоздали минут на десять – дежурным всегда достаются дополнительные хлопоты по отмыванию ведра от макарон, слегка пригоревших ко дну, укладыванию общей дежурной сумки с котлами. Серёга по поводу нашего опоздания к старту не преминул сделать мне публичное внушение. Чья школа?..
Ветра и волны не было. Отдохнули под дождём за ночь хорошо, поэтому за первый переход сделали больше шести км. Два перехода с небольшим «довеском» понадобилось, чтобы с мыса Красный Яр дойти до села Байкальское. Во время второго перехода, видя раздрай и шатание на маршруте, напомнил: - Предупреждаю в последний раз! Первым идёт Владимир Фёдорович. Если вы не видите впереди себя Емелина, значит, вы видите перед собой закопченное ведро, которое в Северобайкальске вам предстоит драить!
Серёга один переход шёл вместе со всеми, а вот перед Байкальском не выдержал и ушёл далеко вперёд. Молодой, неопытный. Запоролся в мелководный залив речки и трижды высаживался из байдарки, чтобы по мели провести. На подходе к селу сел на мель так, что даже Наташе пришлось выходить из байды в воду. Объявлено ещё одно замечание ему и теперь чистка ведра – за экипажем «ПИльменя».
В Байкальском закупили продуктов на два дня, четыре пачки вина для праздничного вечера и так, по мелочи. Местный дядечка, подошедший к нам, рассказал, что лет пятнадцать назад был здесь "колхоз-миллионер". Ловили рыбу, нерпу, была большая ферма, выращивали зерновые. Последняя революция всё перевернула. Сейчас работящий люд устраивается на заработки кто где. На берегу валяется много больших лодок, буксир. Стоят с выбитыми окнами бывшие рыбные цеха и магазины. Пустующий причал постепенно разваливается. Чем живут люди, какими мечтами о будущем своих детей?..
Развели костёр прямо на берегу. Посидели, погрелись, перекусили и пошли вперёд…
Л.М. 08.08.2010г. Залив за мысом Красный Яр.
Вот и заканчивается наш очередной поход. Стоим не доходя до мыса Тонкий в прекрасном заливе. Напротив нас – Северобайкальск, он уже виден нам, наш конечный пункт на СВЯЩЕННОМ БАЙКАЛЕ. Завтра мы уже будем там. Останется высушить байды, собрать вещи и - на вокзал. Правда, у нас ещё две ночи впереди, одну проведём на берегу, а вторую – в городе.
Немного о сегодняшнем дне. Утром вышли в тихую, пасмурную погоду, потом постепенно пошла приличная волна, хотя ветра и не было. Потом появился ветер, естественно, встречный. Через три перехода подошли к селу Байкальское. Там уже действовала связь «Мегафон» и был магазин. У нас ведь сегодня «8 марта». Будем поздравлять пять наших отважных женщин. Вообще в этом походе подобрались все терпеливые. Никто не ныл, не просился домой. Все работали на отлично. Так что будем поздравлять их, выдержавших наравне с нами все тяготы пути. А их было не так уж и мало. Взять хотя бы то, что солнечных настоящих дней было всего два, а в остальное время пасмурно, дождливо, холодно. Организм всё равно нуждается в теплоте и солнечной, и душевной. Но мы их оберегали, как могли, а как – это они уже сами оценят.
Сходил погулял по лесу, нашёл три отличных подберёзовика, другие тоже принесли по нескольку штук. Толик их отваривает и в суп. Брусники много, но она ещё наполовину зелёная. Есть голубика, но она какая-то мелкая. У нас на севере она крупная, раза в два крупнее черники, а эта – как черника по размеру. Сообщил домой, что у нас всё в порядке. Минут двадцать назад сидели у костра, а Андрей говорит: - Я и не думал, что так быстро всё закончится. – И это тот, кто говорил, что никогда больше ни в какие походы ходить не будет. Значит, и его ЭТО чем-то взяло за душу. Он у нас единственный, кто успел за два солнечных дня обгореть. Руки с тыльной стороны все обгорели, даже волдыри вздулись. Ну, да ничего, всё пройдёт.
Отпраздновали «8 марта». Много было тостов, хороших слов в честь наших женщин. Сколько было спето песен у костра: и каторжанские, и комсомольские, и бардовские. В общем, кто что вспомнит, то и поём. Разошлись уже поздно, а какое было небо, чистое и звёздное. Звёзды были такие яркие, что даже казалось, что светло от звёзд. На утро договорились выйти на час позже. Всё-таки тяжело восстанавливаться после такого праздника…
«8 марта». Вечер. Частушки.
Мы частушки пропоём про 8 марта
Вот закончим наш поход – не сегодня-завтра.
Весь Байкал перепахали ласты вёсел наших.
Много нового узнали три морских Наташи.
На «Пиранье» гребут в лад капитан с Надеждой.
Мачту возит с собой Влад, как в походах прежних.
Паруса поставить бы и пойти по ветру –
Мачту Влад ножом срубил, машет километры.
Загребает лихо Алла против волн и ветра.
«Золотая рыбка» стала бабушкой с приветом.
А вторая «Золотая» в шкуре новой синей –
Внучка сзади молодая плетётся обессилив.
Раздаются крики с ней: «Ластами работай!»
Вмиг Валера стал сильней, упёрся с неохотой.
Вот бы мне велосипед покрутить педали,
Но руками крутит дед – велика не дали.
Лихо бегает «ПИльмень», как крейсер «Вездессущий» -
Не похож он на «Таймень» - капитан не злющий.
Лера с Толиком гуляли, пели и смеялись.
Мы на вёслах отдыхали, а они плескались.
Что на солнышке блестит мокрое и круглое? –
Толик в кустиках сидит, крякает и ухает…

МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ

Одеяло из Байкала Одеяло из Байкала
У памятного камня У памятного камня
9 августа 2010г. Н.Ш.
Девятого августа в завершающее утро завершающего дня похода дежурный Колосов, не смотря на неоднократные предупреждения вчера, разбудил всех на час раньше договорённости, то есть, как обычно, в 7.00. Хотел я дать поспать после праздничного вечера всем на час побольше, но... За нарушение договорённости и воровство у команды шестидесяти минут сна, объявлено публичное порицание и закреплено за ним на очистку закопченное ведро. Прости, Братишка!
Наверное, впервые за весь поход утро абсолютно солнечное – на небе нет и намёка на облака. Спасибо Байкалу за такой подарок в день окончания похода. Стартуем с запланированным опозданием, не знаю даже, на сколько минут – штиль полный, конечная точка маршрута Северобайкальск виден как на ладони. Теперь торопиться некуда…
=23.00.= Северобайкальск.
Кроме слов восхищения Байкалу, команде, каждому участнику этого похода у меня других слов нет! Последний день был самым удачным. Весь день светило Светило, ни на минуту не закрываясь облаками. Перед стартом было принято решение на первом переходе зайти на остров Богучанский. Причалили. Наступая на бархатный зелёный ковёр на больших округлых камнях, вышли на берег. Тропинка привела нас на вершину острова. Время от времени тропу пересекают какие-то тёмные полосы-канавки. Догадался – это же "хайвей" местных аборигенов муравьёв. Задача для математиков: сколько должно пройти муравьёв по одной и той же дорожке, чтобы протоптать канавку в два сантиметра глубиной и в пять – шириной?..
Взошли на вершину Богучанского все, кроме Натальи Николаевны. С восхищением смотрели мы на Байкал, на восточный берег, где были недавно, на линию горизонта над водой, за которой остались Чувыркуйский залив, Ушканьи острова, Южный Байкал… Меня удивило то, что большинство взглядов друзей было обращено назад, туда, откуда мы пришли (я почему-то чаще смотрел вперёд). Фото на вершине острова у креста на память, короткие фразы, удивление в глазах – мы это сделали!? Красивые разводы мелкой ряби на воде создавали меняющийся рисунок, подчёркивая большие поля совершенно штилевой воды. Я пошутил: - Волнение - минус два балла! Уходя с вершины, оторвал от шнурка на шортах небольшой кусочек и привязал крепко к ветке лиственницы рядом с разноцветными тряпочками. Будет теперь висеть мой шнурочек на ветке лет десять, пока не обветшает. Верилось, что в ближайшее время опять приеду на Байкал…
Дальнейшие переходы были не в тягость – с каждым взмахом мы всё больше приближались к финишу. Последний перекус был на мысе Тыя. Обошли мыс, и вот он – Северобайкальск! Последние метры похода мы с Н.Н. медленно шли по ветру на своей обновлённой "Золотой Рыбке" без вёсел под одним её парусом-зонтиком. Все уже резвились на берегу, а нам не хотелось финишировать. Касание носа байдарки берега было отмечено финальным выстрелом из ракетницы и криками участников: «Ур-ра!»…
Поздний вечер.
В соседней палатке храпит Володя Емелин, причём, слово «храпит» здесь употреблено в добром склонении, а вдали сидит у костра компания местной молодёжи и один из них поёт песню под гитару: «…И снится нам не рокот космодрома, ни эта ледяная синева, а снится нам трава, трава у дома, зелёная, зелёная трава…». В кон попали. Ну, а нашим уставшим туристам, наверное, снится Байкал. Я чрезвычайно рад тому обстоятельству, что помог Володе осуществить на шестьдесят пятом году его мечту жизни – побывать на Байкале. Да и у всех остальных участников этого незабываемого  путешествия останутся самые добрые и удивительные воспоминания о нашей совместной интересной дружной маленькой жизни…
Л.М. 09.08.2010г. Северобайкальск. Вечер.
Вот и закончилась водная часть нашего маршрута. По графику прибыли в Северобайкальск. Но, обо всём по порядку. Утро выдалось прекрасное. Тихий Байкал, яркое солнце, хорошая погода для завершения похода. В одном переходе от нашей стоянки расположен остров. На самой вершине установлен крест. Мы решили посетить этот остров, поднялись на его вершину прямо к кресту. Крест без надписи, высотой около 5 метров, сделан из выточенных брёвен. Какой прекрасный вид открывается сверху на Байкал и окрестные горы! Байкал и так красив, а сверху вообще бесподобен. Постояв ещё немного и полюбовавшись окрестностями, двинулись дальше. Через три перехода высадились на мыс для перекуса, но задерживаться не стали. Перекусили и дальше, к конечной цели нашего похода. И вот мы на том самом месте, откуда 22 июля ушли в «Северную Байкальскую кругосветку».
Поставили палатки, выгрузили байдарки и оставили их сушиться. Было, конечно, поздравление Адмирала и традиционное шампанское, а для меня – вода прямо из Байкала. Вот и прошли мы, пять человек, весь Байкал, а остальные – только северную часть. Но у всех на лицах был восторг, особенно у новичков. «Мы сделали ЭТО!!» - вот и всё, что они смогли сказать…
Было всё, но команда подобралась хорошая – никто не ныл, все делали всё, что могли для успешного завершения этого грандиозного замысла. Всё-таки группа из 14 человек слишком большая для таких походов. Но, слава богу, всё обошлось. Даже ссор не было в команде, и это удивительно, ведь многие друг с другом едва знакомы. Завтра пойдём искать баньку. Вокзал здесь закрывают с 24 часов до 5 утра, так что нам придётся ночевать два дня в палатках. Но нам не привыкать.

10 августа 2010г. =08.20.= Н.Ш.
Утро, уже второе подряд, пылает тёплым ярким солнцем, и на небе – ни облачка! Поход закончился. Байкал демонстрирует нам, что у него и такие погоды бывают – весь день солнце. А нам в пути лишь дважды весь день посветило Светило. - Сволочь погода! - пошутил Леонид, выползая из палатки, и засмеялся. Объявлен день загара и гуляния по городу. Хотел ещё поспать, но что-то засомневался в дате отправления поезда. Вдруг сегодня уже 11 августа?! А мы расслабились рано. Помня, что 80% всех происшествий в походах происходят в последние два-три дня, достал билет из своей «штабной папки», проверил. Цифры в билете не изменились:
Поезд № 097 ЭА. Отправление: число 11, месяц 08, часы 02, минуты 35. вагон 12П. билет №003096.0. плацкарта 001249.1. число человек 01. полный Г. место 021. стоимость 4 506.0 руб. в т.ч. стр.2,3; тариф РФ + ксб 4 424,4. в т.ч. нас 674,90 руб. сервис 79,3 в т.ч. нас 12,10 руб с бельём УО. Прибытие 14.08. в 12.40. Время отпр и приб московское. Транзит через СНГ.
Переписал билет специально, чтобы успокоиться и… успокоился, уточнив два раза: какое же сегодня число? Теперь уверен, что всё у нас будет хорошо! Доспал ещё минут пятнадцать – последние минуты в палатке в этом походе…
Л.М.10.08.2010г. Вокзал Северобайкальска. Вечер.
Присесть в Северобайкальском вокзале некуда, на первом этаже всего пять кресел, а второй этаж, где находится зал ожидания, работает только до 22 часов, а сейчас уже половина одиннадцатого. Всё - по порядку.
Утром почему-то почти все проснулись около девяти часов. Сходил, искупался в Байкале, водичка бодрящая, а утро какое прекрасное! Солнышко сияет на небе ни одной тучки. Володя с Андреем приготовили последний общекомандный завтрак, и на этом общее питание закончилось. С этого момента питаемся по экипажам. После завтрака мы с Мишей ринулись на обследование города. Городок небольшой, в основном застроен блочными пятиэтажками, и что интересно – все без балконов. Есть несколько кирпичных домов, они уже с балконами. Улицы широкие, газоны поливают и подстригают. Так как баня не работает, пришлось воспользоваться душем при вокзале. В семь вечера перебазировались с вещами на перрон вокзала, и вот будем коротать ночь до семи утра на улице. Днём было жарко, а сейчас уже прохладно. Все начали утепляться.
Мы с Мишей решили прогуляться по вечернему городу, и набрели на прелестное кафе под названием «Печки-лавочки». Из местных сидело, кроме нас, только двое бурят. Посидели часок, перекусили и вернулись на вокзал, который через час закроют.

Л.М. 11.08.2010г. Поезд «Тында – Анапа». Станция Лена.
Вчера, после нашего прихода из кафе, некоторые из нашей команды решили тоже сходить в кафе покушать, и пришли с новостями. В кафе они познакомились с кем-то из администрации города. Оказывается о нашем походе написали даже в местной газете. Так что мы уже и здесь прославились. После кафе, в полночь, решили сходить искупаться и попрощаться с ночным Байкалом. Захотели разжечь костёр, но ни у кого не оказалось спичек, а так как Анатолий у нас назначен «министром внешних сношений», то, естественно, его и послали к сторожу за спичками. На берегу стоит вагончик, а в нём сторож с собачкой. Анатолий спички добыл, хотя и пришлось сторожа разбудить. Остальное – дело техники. Разожгли костёр и желающие искупались напоследок в Байкале. Кинули по монетке в Байкал, молча посидели у костра и отправились на вокзал коротать ночь. Кто улёгся на скамейках, некоторые даже вдвоём на одну, кто на пенке прямо на асфальте. Я до пяти утра прогуливался, как часовой. В пять утра открыли вокзал, но скамейки очень неудобные и не предназначены для спанья. Поэтому, я так и прогуливался до прихода поезда.
Поезд стоял 35 минут, так что мы спокойно разметили свои вещи по купе. Полностью заняли два плацкартных купе, только Миша и Андрей едут отдельно на боковых полках в начале вагона. Я еле дождался, когда принесут бельё и сразу же улёгся спать, и проспал до станции Лена. Вагонный быт потихоньку налаживается. Питаемся по байдаркам, Миша приходит к нам на обед. Погода за окном дождливая и холодная, зато в вагоне ехать комфортно и не жарко. Вот так потихоньку приближаемся к дому…