ЗАПАДНЫЙ БЕРЕГ

12 км до Ушканов 12 км до Ушканов
Каменные яйца Каменные яйца
31 июля 2010г. =10.00.= Н.Ш.
Встали сегодня в шесть утра. Красивое место – северная оконечность Святого Носа. Небольшая по площади (километра два квадратных) почти ровная заросшая лесом площадка. Безграничный морской простор – на север и запад, красивые горы – на восток, а с юга – величественный увал высокой горы, заросшей лесом.
Позавтракали. Заехал опять на моторке Юра Будеев, возвращаясь из Чувыркуйского залива. Предложили довезти что-нибудь тяжёлое на остров. Я категорически отказался «для чистоты эксперимента» - все должны быть в одинаковых условиях и «всё своё возить с собой». В утренней свежести нового дня спустили байды на воду. Обогнули, разминая косточки и мышцы, баржу, прошли мимо креста, маяка, и… на горизонте выплыл чёткий силуэт островов, где нас ждут. Острова видны как на ладони, красавцы! Даже маленькие проглядываются. В душе появилось щемящие чувство скорой встречи с добрыми знакомыми и родными местами.
Вдоль Святого Носа прошли два перехода, оценивая ветровую и волновую обстановку, хотя так и подмывало повернуть на Ушканы. Карта в такой ситуации очень помогает реально оценивать как расстояние, так и направление движения. Смотришь вдаль – вроде вот они рядом острова, а опустишь взгляд на карту, сверишь по берегу местонахождение и понимаешь разницу между визуальным наблюдением и реальным своим положением.
Был небольшой прибой, но перед стартом на острова, решили сделать перекус. Встали на красивых разноцветных больших камнях с кочками травы между ними. На карте этот мысок, где мы встали, легко найти – два ручья впадают в Байкал почти рядом. На самом деле ручьёв на берегу не было – они, если и текут, то, по обыкновению пропадают в камнях задолго до берега. Перекусили. Минут двадцать передохнули. От прохладного утреннего бриза можно было спастись только лёжа за кочками травы. Часть из нас это и сделала. Но, «хочешь – не хочешь, а хотеть надо»: - Через пять минут отходим! – и, кто поспорит с этим «злобным адмиралом»?
Благополучно перейдя на острова, не могли не посетить место нашего прошлогоднего спасения - остров Долгий. Перед высадкой увидели нерпу на камне. Толик хотел подойти на байдарке поближе сфотографировать, но она соскользнула с камня за секунды до этого. На берегу повспоминали, повздыхали, погрелись на красивых камнях острова. К восточной стороне острова Тонкий, на камнях которого самое большое лежбище нерп, подошёл очередной катер с туристами и было видно, как они осторожно пошли, пересекая остров, смотреть нерп за 2000 руб. Мы не рискнули нарушать обещание, данное Будееву, и пошли дальше. В этот раз решили обогнуть Большой слева.
Вечером встретились с Будеевыми, но от приглашения придти к ним в гости всем табором отказались - 14 человек даже за стол бы не уместились. Поздним вечером сходили мы пять человек - участники прошлогоднего похода. Подарили для метеостанции наши инструменты, светильники с зарядкой от солнца, сувениры. Посидели. Я им объяснил ситуацию с покупкой дизель-генератора. Из разговора с сожалением понял, что Юре известно о полемике на сайте "Ангара.net" и о том, что там про него много грязи написано. Папку "Ушканьи острова - сердце Байкала (требуется кардиостимулятор)", в которой были вшиты 41 страница текста, Юре не отдал, хотя с собою брал на встречу. Оставил ему свой интернет адрес для того, чтобы, когда они найдут человека, который откроет счёт для сбора денег на дизель-генератор, то тот свяжется со мной. Татьяна предложила поговорить насчёт открытия счёта со Степанцовым - автором DVDдисков о Байкале. На том и расстались. Уже по темноте они ещё раз пришли к нам в гости к костру. Хорошие люди живут на метеостанции Большого Ушканьего острова, добрые и не испорченные завистью...
Л.М. 31.07.2010г. Остров Большой Ушканий.
Вот спустя год, мы снова на Ушканьем. Вышли с северной оконечности мыса Святой Нос на час раньше нашего обычного расписания. С утра подъехал Юра – егерь с Ушканов, поинтересовались как у нас дела, предложили что-нибудь тяжёлое перевезти на моторке, на что получили вежливый отказ Адмирала. Шли два перехода вдоль берега Святого Носа. Прибой был приличным, но все уже прошли школу выживания и отхода от берега во время прибоя. Всё прошло благополучно. Адмирал дал команду идти на левый мыс Ушканов. Высадились на том самом острове, на который ровно год назад нас загнал шторм. Немного походили по берегу, вспомнили, как это было. Сфотографировались пять человек из восьми, что пережидали здесь непогоду. Отдохнули полчасика и снова в путь. Ветер, как обычно задувает встречный, после двух с половиной переходов мы - в нашей бухте, где ночевали год назад. Палатки поставили на той же полянке. Но нет уже того настроя, что в прошлом году. У нас на завтра намечалась днёвка, но Николай почему-то не хочет этого. Предстоит трудный день - тяжёлый переход от Ушканов до западного берега.

Распятая лиственица Распятая лиственица
1 августа 2010г. Н.Ш.
Встали в пять утра – мы дежурные. После вчерашних песен у костра не выспался, но деваться некуда. Старт на большой главный переход до западного берега состоялся в 7.30, хотя планировали на семь утра – нельзя в таких спортивных походах долго засиживаться у костра, тем более с «кружкой мира». В суматохе сборов к дальнему переходу, забыли разобранную сеть, растянутую по берегу острова. Сеть не жалко - порвали мы её основательно на корягах, жалко, что по недогляду замусорили красивые камни берега Большого. Просим хозяев извинить нас, а сеть сжечь, или добавить к стоячему такелажу ялика-памятника «Старая задница», что покоится как музейный экспонат под деревьями на острове.
Финишировали на западном берегу в 15 часов, пройдя за 7 часов 30 минут (с перекурами) около 35 км (карта, склеена из фрагментов, поэтому точно определить пройденное расстояние трудно). Ветер был постоянный «тягунок» около одного-двух баллов с юга, почти попутный. Какого-то особого опасения о неожиданной смене погоды не было – после шторма погода обычно два-три дня отдыхает.
Высадились на берег в бухте. С великим удовольствием размяли косточки после великого сидения (попробуйте сесть у телевизора и не вставать восемь часов?!). Перекусили. Так как берег был «не очень» для ночёвки, пошли «вниз по течению». Вода здесь кристально чистая. Замеряли: десять метров до дна, а камни видны и по форме и по цвету. Впечатление такое, будто в байдарке по небу плывёшь – и вверху облака, и внизу облака. Встали на высокой косе из камушков примерно в двух км от первоначальной высадки. Подъехали на старой моторке с названием «оперативная» два инспектора. Спросили о разрешении на прохождение заповедника. Сказали, что обязаны составить акты о нарушении территории заповедника. Штраф – 2000 рублей с человека. Но так как у них столько бланков нет, то они, видя, что мы уже ставим палатки и ни куда не собираемся уходить, доложат директору, а уж он решит, что с нами делать. На том и откланялись…
=19.30.= Ну, вот, и облегчились мы на 500 рублей каждый. Только все сели ужинать, подкатил на красивой лодке с подвесным японским мотором директор заповедника, с ним три человека «охраны» и выписали нам «разрешение» №010 от 1.08.2010 года. В квитанции к приходному кассовому ордеру №14 записано: «Принято от Шестерина Н.И. Основание: Благотворительный взнос сумма семь тысяч руб."
Понятно, что сбор не очень законный. Понятно, что надо было «права покачать» или уйти с заповедной территории (через три перехода территория заповедника заканчивается), но, странное дело – спорить и возмущаться после того, как мы совершили «подвиг», перейдя Байкал поперёк, не хотелось. Поговорили с Солдатовым. Я ему сказал, что даже рад встрече, потому что читал в Интернете о его назначении. Благодаря и нашему косвенному участию он теперь директор. Я спросил, кем сейчас работает бывший директор по фамилии ЗаЯц? Новый директор с улыбкой ответил: - Замом у меня пока, с прежней зарплатой… - Я предупредил Солдатова, что на сайте заповедника поинтересуюсь: на что потрачен наш благотворительный взнос. Обещали отчитаться.
Кстати, анекдот, услышанный на одном из кордонов.
Повадился как-то медведь чуть не каждый день на кордон Байкало-Ленского заповедника приходить – прикормили, видно. Дальше – больше. Однажды задрал даже собаку. Начальник кордона по фамилии Волку (ударение на У) шлёт радиограмму директору заповедника: «Медведь докучает. Прохода не даёт. Что делать с медведем?» Получает ответ: «Волку! Медведя застрелить. Заяц.»
Инспектор Шабуров, принимавший деньги и выписавший квитанцию и разрешение, судя по всему знаком с Интернетом. Знает Олега Берлова, который в начале года погорячился и выложил прейскурант цен для нас, после чего и началась полемика о законности взимания денег. Солдатов, чтобы скрасить мою горечь от потери семи тысяч из бюджета похода, поведал о своих планах сделать оборудованные стоянки для туристов в заповеднике – флаг ему в руки! Место нашей единственной стоянки в БЛЗ мы назвали «Семь тысяч». Если стоянку сделают на той каменной безлесой косе, название мы уже придумали. 500р с человека – не такие уж большие деньги за два года прохождения заповедника (в прошлом году мы не платили вообще). Это наш вклад в развитие, надеемся, Байкало-Ленского заповедника.
Директор, вставая с берега, пожелал всем: - Приятного аппетита!, - но, так как сидящие у костра не расслышали, ему пожелание пришлось повторить дважды. Наше всеобщее: - Спасибо!, - имело двойной смысл…
=23.10.= Ложимся спать пораньше – сегодня состояние какое-то спокойно-умиротворённое. Самая опасная часть маршрута была пройдена при лёгком попутном ветерке. Иногда был даже полный штиль. Но переход дался не очень – восемь часов шли по «тяжёлой» воде. Пока не «зацепился» на карте за место, где мы вышли на берег и у инспекторов не спросил. Завтра определимся. Скорее всего, мы слишком взяли вправо, поэтому переход через море и удлинился.
Впереди прохождение вдоль берега, красивого, судя по карте – стоим на подножии великолепных гор. Погода пасмурная и холодновато – даже умываться не охота. У Будеева зарядил аккумулятор для фотоаппарата – снимай, не хочу. Ложусь спать спокойно – крайнюю палатку у леса поставил Сергей. Если медведь пожалует в гости (а тут тоже следов его жизнедеятельности много в лесу и на берегу), первым заорёт Серёга?! Но вёслами, всё же, я слегка палатку «огородил».
Л.М. 01.08.2010г. Вечер. Западный берег. Около мыса Шартлай.
Утром немного запоздали и вышли часов в девять. Ребята от Юры пришли поздно, да и самогоночки принесли с собой, вот народ и расслабился. Вышли с хорошей погодой, прошли три перехода и устроили маленький перекус на воде. Адмирал выдал по копчёному омулю (подарок Будеева) на байдарку, а Наталья сыр нарезала. Миша сказал про омуля: - Рыба как рыба, - а Алла: - Я вкуснее ничего не ела! В общем, шли семь или восемь часов без выхода на берег. После высадки Андрей сказал: - Надо плевать на все условности и возить с собой обрезанный ваучер. - У нас, как только байдарки приставали к берегу, работало правило: мальчики – вверх по ходу байдарок, девочки – вниз. На берегу сделали двойной перекус, и опять досталось по омулю на байдарку. Немного отдохнув, пошли дальше.
Не успели поставить палатки, как увидели лодку идущую по направлению к нам, оказалась оперативная с егерями. Просто мы находились в зоне Байкало-Ленского заповедника, в общем договорились. Нас предупредили, что в этом районе появился медведь. Только сели ужинать, подъехало начальство заповедника и всё-таки составили протокол. С каждого содрали по 500 рублей, ну и что теперь, главное – оставили нас здесь ночевать, а не выпроводили за границу заповедника. Девчонки, с горя, начали громко петь патриотические песни своей юности…
Через неделю мы уже будем в Северобайкальске. Время понеслось стремительно, у нас уже два дня в запасе. Может быть на какой-нибудь речке сделаем днёвку, чтобы половить рыбки. Я сегодня вечером пробовал половить в Байкале, всё без толку. Кидал, кидал блесну, но не увидел ни одной поклёвки…