Мы в пути
Описание собственно самого похода, по дням.
День первый. Прекрасное начало

Этот поход был запланировал еще в ноябре, когда погода за окном удручала, а лета не было. Читая какой-то отчет о путешествии я почувствовал непреодолимое желание куда нибудь свалить, о чем сообщил окружающим меня людям. Тогда еще ни планов, ни маршрутов не было, было только желание. Чуть позже появилось три варианта: по Середнему Уралу, по Карелии, и на море. Еще чуть позже решил совместить горы и море и тогда начал рождаться маршрут по мотивам двух готовых маршрутов:  "Велокавказ, май 2012 года" и  "Кавказ не матрас"
Со мной захотел поехать мой брат Женя, раньше он никогда не ездил в велопоходы, а в апреле к нам присоединился еще один человек - его зовут Андрей.
План маршрута я постоянно корректировал, окончательный вариант (тот, что описан в самом начале) родился уже в середине мая.
Итак, наступило 3 июня - день отправления. Погода в Питере не радовала, временами шел дождь, превращающийся в ливень с градом. Температура около +12 градусов. Однако все участники (а нас было трое: я, Евгений, Андрей) благополучно добрались до Московского вокзала и преодолели кордон с досмотром. Впереди посадка в поезд и почти двое суток пути.

В Невинномысск поезд прибыл в 5-50 и нас встретило ласковое солнце и теплая погода. Сразу после высадки начали с себя снимать всю лишнюю одежду.
На старте. Станция Невинномыск
На старте
Минут через 40 полностью собрались и поехали.
Начало пути пролегает почти через весь город, первые три километра были примерочные и подстроечные. Машин, благодаря раннему часу, было немного, но со временем их становилось все больше и больше. Через 5 километров выехали из города, на одиннадцатом - выехали на трассу М-29 и проехали по ней чуть меньше километра - ровно для того, чтобы переехать реку Большой Зеленчук и там уже свернуть на дорогу, ведущую вдоль реки. Этот поворот обозначен как "х. Прогресс".
Х. Прогресс
Пофоткавшись около указателя решили, что пора завтракать и стали искать поворот к реке. По одной из дорог повернули к реке и выехали к тропинке, ведущей на неплохую полянку, где мы и устроились на завтрак.
Реки в регионе все горные, и глядя на Большой Зеленчук было заметно, что совсем недавно тут были сильные наводнения: вода была мутная, бурная, всюду лежали вырванные деревья, берег кое где был подмыт.
В конце мая в Невинномысске было наводнение, река вышла из берегов и затопила окрестные улицы. На момент нашего приезда уже ничего такого не было.
Большой Зеленчук

Позавтракав, двинулись дальше.
Погода была шикарная и уже припекало. Обгорать стали достаточно быстро (а много ли солнца надо северным оленям), обмазались кремом от загара, но он не особо сильно помогал - стекал вместе с потом. Но это не мешало радоваться свободе, хорошей дороге и погоде, любоваться открывающимся видам, фотографировать всё подряд.
Дорога в светлую даль
Дорога зовет
Перед нами расстилались бескрайние поля, где то внизу протекает Зеленчук, а далеко впереди мы вдруг увидели прекрасное: белоснежные склоны Эльбруса. Честно говоря, я не ожидал увидеть такого зрелища, так как до Эльбруса было больше ста километров. Но мы его видели! Сначала он показался облаком, а оптом явственно предстал перед нами и часть пути сопровождал нас, пока мы в один момент не спустились с плато в долину реки.
До Эльбруса больше ста километров
Эльбрус в 100 км
Дальше наш путь пролегал вдоль плато уже внизу, ближе к реке. Дорога -асфальт и очень мало машин - с выбором, по какой стороне реки ехать, мы не ошиблись: по другой стороне реки тоже проходит дорога,но там движение гораздо оживленнее.
Сама долина реки представляет собой широкое понижение между двумя протяженными холмами (я их назвал плато), посередине которого протекает река, по правому берегу идет дорога в долине, по левому - поверху. Скорее всего долина когда то давным-давно была заполнена водой,этакая мега-река, потом эта мега-река обмелела и пробила русло в середине долине.
Большой Зеленчук
Зеленчук
Приближалась середина дня, пора было обедать. Долго место не стали искать, за хутором Бесленей нашли небольшой лесок, в его тени, на каких-то бетонных штуках устроили обед.
Пикник на обочине (обед в кустах)
Обед
Отдохнув и выбравшись обратно на солнцепек, двинулись дальше.
За Фроловским к левому берегу реки вплотную подходит плато образуя величественные обрывы. С правого берега (по которому мы ехали) долина обрывается у реки обрывом с видом на реку. Получается ущелье, по которому течет река. Там мы застряли на фотосессию и любование ущельем. Я даже спустился к самой реке, чтобы посмотреть на ущелье снизу.
Ущелье Большого Зеленчука
Время уже приближалось к 17 часам, надо было решать, будем ли двигаться дальше, в горы к пещерам и водопаду(а это дополнительных 20 км), или остановиться на реке в районе моста за Исправной. Уже в поселке было решено что все -таки остаемся на реке. В Исправной купили еды, поехали за поселок, дорога вывела к мосту. Правда мы чуть не промахнулись: асфальтовая дорога идет прямо и забирает вверх, а к мосту идет не очень чистая грунтово-щебеночная дорога. Мы проехали прямо, и уже увидев внизу мост поняли что промахнулись. Развернулись и достаточно шустро спустились к мосту.
Глядя с моста на реку в отдалении увидели поляну, вполне пригодную для нашего первого лагеря.
Большой Зеленчук. Впереди поляна для лагеря
Там будет лагерь
Поехали вдоль обрыва по полевой дороге. По пути на другом берегу реки увидели фонтан, бьющий вверх. Мы его обозвали гейзером и решили завтра оттуда взять воды.
Фонтан ("гейзер")
Гейзер
Немного проехав, нашли съезд к реке и спустились. Место было замечательное, хоть и не без мусора и следов жизнедеятельности баранов и коров. Выбрали полянку, поставили палатки, и попытались окунуться в реку, чтоб смыть с себя дневной пот.
Наш лагерь
Полянка
Вода оказалась жутко холодной (горные реки вообще плохо прогреваются, да еще и весна в регионе было не особо теплая и солнечная). Кое как отмывшись дальше каждый развлекался как мог: Женя пошел спиннинг покидать - и через некоторое время сияя от радости показал мааленькую форельку. мы ее отпустили. Потом он еще одну поймал.
Маленькая форелька
Форелька
Я бродил с фотоаппаратоми  фоткал красоты, заодно с Андреем собирал хворост для предполагаемого костра. Костер так и не зажгли.
Потом был первый ужин, за которым мы торжественно отметили хорошее начало похода. После ужина Женя ушел в свою палатку,а  мы с Андреем устроили ночную фотосессию: снимали ночную реку со звездами.
Ночная река
Постепенно мы разошлись по палаткам.
В первый день мы проехали 86,9 км. Это был прекрасный первый день, хорошая незагруженная дорога, ясное солнце и отличные виды.
Утром еще теплилась надежда проехать 106 км и добраться до пещер с водопадом, учитывая ранний старт, но подъезжая к Исправной, поняли, что не проедем дополнительно 20 км, тем более в гору. А темнеет в тех краях рано и быстро, часов в 8 уже сумерки.
День второй. Недоброе утро, или хмурые тучи реют над нами

Ночью поднялся сильный ветер, палатку сильно шатало, внутри палатки образовался сильный конденсат. В эту ночь я спал не очень хорошо.
Проснувшись поутру, решил просушить немного обувь на солнце. Поставил ее и решил прогуляться и пофотографировать дальние снежные горы, которые вчера были в дымке. Выбрался из долины на поле и посмотрел в сторону гор... На нас надвигалась черная безбрежная туча. Значит, погода будет не очень.
Ясная погода покидает нас
Чистое небо уходит
Но горы были видны и я их пофоткал.
Суровые снежные горы
Суровые горы
Потом у нас был подъем, завтрак, медленные сборы, потом мы решили подъехать поближе к гейзеру, который вчера видели и попытаться набрать из него воды.
Оказалось, что набрать воду из струи воды, бьющей вверх не так то просто. Мы не столько воду набирали, сколько на себя проливали ее. А гейзером оказалась дырка в трубе водоснабжения. Просто ее так красиво камушками оформили.
Фонтан, он же "гейзер". В реальности - дырка в трубе
Фонтан
Набрызгавшись и все же набрав воду, вернулись к мосту и начали путь в горы. Выезд получился ну совсем не ранний - около 11 утра мы тронулись в путь.
А дорога оказалась не из легких. Не знаю, может сил у меня немного оказалось, может еще что, но если ребята хоть медленно, но большую часть ехали, то я шел. Начало пути ознаменовалось резким подъемом из долины, с высоты 742 метра на высоту 900 метров. далее подъем был более пологий, но и протяженный, с небольшим краткими спусками или горизонтальными частями дороги. Сама дорога - сплошная щебенка.
Утро. Начало подъема на плато
Дорога в гору
Оглядываясь назад - поднялись из долины Большого Зеленчука
Пока поднимались, взору открывались виды на долину, на Исправную, потом добавились более отдаленные поселки.
В долине виднеется пос. Исправный
Внизу - Исправная
Вокруг были горы, холмы, балки, в том числе находящиеся на другом берегу реки. Сначала виды захватывали и отвлекали: было видно далеко, но потом оно стало несколько однообразным: вокруг похожие зеленые холмы. А нам двигаться всё выше и выше. Погода портилась,и вот, начался ливень. Мы оперативно на рюкзаки нацепили чехлы, на себя - дождевики и продолжили движение. Прятаться от дождя всё равно негде было.
Ливни, грозы...
Ливни
Самое неприятное в горах - это не дождь, а гроза, когда вокруг молнии бьют, а тебе и не укрыться. Но, слава Богу, гроза была где-то немного в стороне, хоть и недалеко. Зато дождь позволил нам немного остудиться.
Лошадки
Просто лошадки
А после дождя наблюдали интересное явление - рождение новых облаков в низинах и выплывание их на небо: земля была перегрета и вода, попадая на землю, сразу же испарялась.
Рождение облака после дождя
Рождение облака
Еще одно будущее облако
В середине дня, пока не было дождя, на одном из холмов успели пообедать и чаю попить. А в это время вокруг нас летали грозные тучи с ливнями и громом. Но нас не тронули.
Вокруг нас ходят ливни с грозами
Пообедали - и дальше, в путь, в небеса.
Дорога ввысь
Дорога в небеса
Грунтов-щебеночная дорога продолжала подниматься по холмам и гребням. И в конце-концов около пяти вечера привела на высоту 1620 метров. Это оказалась наивысшая точка на сегодняшний день.  От этой точки, по идее, у меня была запланирована радиалка до пещер и водопада с возможной ночевкой там же. Но мы были настолько уставшие, плюс ребята боялись не успеть на море, что решили не ехать к пещерам.
Поразмышляв от тщетности всего сущего, двинулись дальше, к поселку Кобу-Баши.
И вот, сделав очередной поворот, увидели что дорога начала снижаться. А вместе с этим нашему взору открылись сказочные виды и пейзажи.
Начало умопомрачительного каньона
Ни один фотоаппарат не может передать той красоты, которую мы увидели.
Спуск в долину. Красота непередаваемая ни одним фотоаппаратом
А еще к вечеру солнце выглянуло и подсветило скалы так ярко и насыщенно, что хотелось смотреть и смотреть.
Крутые повороты. Андрей впереди.
И немедленно найти место для лагеря. Чем мы и занялись: хотели спуститься в долину, к реке и там найти поляну.
Дорога извивалась среди скал, спускалась, мы летели по ней, иногда останавливаясь, чтоб перевести дух и полюбоваться пейзажами. На дорогу со скал стекали ручейки с чистейшей водой и мы надеялись найти подходящее место. По пути вниз Женя один раз аккуратно съехал с дороги и удачно вылетел на траву. Ему даже понравилось, ничего не повредил ни на себе, ни на велосипеде.
Но чем ниже спускались, чем менее вероятно было найти поляну. И вот мы почти стремительно (насколько это было возможно по каменистой дороге) въехали в поселок Кобу-Баши. Виды вокруг уже приняли более обыденный вид, солнце уже касалось макушек гор, скоро должны будут наступить сумерки.
Все ниже... солнце тоже ниже
Вокруг стада коров и табуны лошадей, все реки и ручьи были, мягко говоря, загрязненными не только от земли и глины, но и от животных. Как то не хотелось такую водичку пить.
Хребет динозавра (как на самом деле называется - не знаю)
Хребет динозавра
Поехали дальше по маршруту к шоссе. И - какая удача - по пути встретили колонку, из которой набрали воды в бутылки. Пока набирали воду, мимо нас откуда то проехала колонна военно техники. Видать, где то в горах есть военная база.
Выехав на шоссе начали искать место, где можно было бы остановиться остановиться. Ехать далеко не пришлось. По правую сторону от дороги на возвышении обнаружили поляну. Андрей сбегал на разведку и убедился в пригодности для ночлега. Нашли сход с дороги на поляну и потянули велики наверх. Поляна оказалась большой и травянистой. Найдя подходящее место, расположились, оперативно поставив палатки и приготовив ужин. Ужинали уже в полной темноте.
День был не из легких, поэтому собрав все вещи и разложив их по палаткам, а велосипеды пристегнув к дереву на замок почти сразу легли спать.
Ночью был сильный ливень, у меня палатка сквозь два слоя немного промокла и вода попала на спальник. Пришлось среди ночи повозиться, чтоб защититься от воды и спать дальше.
За весь день мы проехали всего 38,2 км. Вроде бы немного, но дорога оказалась не из легких: щебенка и все время вверх.
День третий. Асфальтовый и мокрый.

Ну что могу сказать про третий день.
С вечера я увидел на своем велосипеде неисправность: протерлась рубашка тросика переднего переключателя. В результате у меня работала только первая передача.
Поэтому с утра я озаботился этим вопросом. У Жени с собой было несколько черных стяжек, я их взял и сделал так: одну стяжку проложил вдоль порванной рубашки, и закрепил ее несколькими стяжками вокруг рубашки с небольшим отступом друг от друга. Получилась этакая рубашка на рубашке. Весь ремонт занял буквально несколько минут. Это была единственная поломка за весь поход, если не считать грязные цепи и в конце пути - плохо работающая задняя передача (возможно, цепь растянулась).
На сей раз мы встали раньше и собрались быстрее и выехали раньше. А дорога от Кобу-Баши до Преградной асфальтовая и под горку. Мы очень быстро долетели до Преградной, где планировали затариться провизией.
Преградная
Нам показали, как можно добраться до центра поселка, и мы проехав через подвесной мост, подъехали до Магнита.
Подвесной мост в Преградной
Мост через реку Уруп
Там накупили продуктов, в соседнем магазине я купил еще несколько стяжек, чтоб уплотнить рубашку.
По плану, наш путь пролегал из поселка обратно в горы, причем подъем предстоял очень крутой, и, конечно же, по  щебенке (в горах везде такая дорога). Но пока мы затаривались, небо потемнело, прилетели темные грозовые тучи и начался дикий ливень с грозой.
Мрачная погода
И поливало как раз ту гору, куда нам надо было ехать.
Пока шел ливень, мы успели перекусить и обсудить сложившуюся ситуацию.
До дождя я и Андрей хотели ехать по маршруту, Женя - по асфальту. Но ливень изменил все планы и мы выбрали дорогу по асфальту. Андрей расстроился, что маршрут изменился, но тут уже ничего нельзя было поделать - в ливень в гору лучше не лезть.
И, как выяснилось позже, выбор был правильный: после получасового ливня, еще через час (где то с 12-13 часов) начался непрерывный дождь переменной интенсивности.
Из Преградного дорога снова пошла вверх, поэтому продвигались не быстро.
Асфальтовая мокрая дорога
Проехав примерно две трети до Курджиново, дорога начала снижаться. Соответственно, наша скорость передвижения увеличилась. Интересное наблюдение: чем ниже мы спускались, тем меньше дождя было. В какой-то момент дождь полностью прекратился. Не знаю, совпадение это, или нет - просто туча уходила, или действительно, в низинах дождей меньше.
В конце-концов мы подъехали к повороту дороги: хорошая дорога поворачивала налево, а разбитая шла прямо и круто вверх. Пришлось остановиться и свериться с навигатором: к нашей радости, нам ехать налево, через реку Большая Лаба.
Повернули на мост и на мосту остановились - залюбовались бешенными потоками горной реки.
Бурная река Большая Лаба
Большая Лаба
Потоки воды после ливней
Насмотревшись, тронулись дальше и сразу же въехали в Курджиново.
В поселке мы посмотрели на часы и, учитывая как мы вымокли, решили искать ночлег, а не ехать дальше. Ночлег же решили искать в гостинице или гостевом доме. Девушка на заправке подсказала нам, где можно попробовать остановиться: При въезде в поселок, сразу после моста через Большую Лабу слева есть кафе и магазин. При кафе построена небольшая гостиница, где на нашу радость нашелся свободный номер. Это было то, что нам нужно: душ, сухая кровать, возможность постираться, помыться, просушиться. Если бы мы остановились там, где было изначально запланировано, то радости от этого было бы немного: в мокрой траве, с мокрыми вещами, да и сами были бы не очень теплыми.
Вечером решили не готовить обед, а спуститься в кафе и поесть там. Это был полноценный обедо-ужин, до отвала. После мы отдыхали и смотрели телек. Для здоровья приняли по 100 грамм коньяку и уснули.
За весь день мы преодолели 44 км, всё по асфальту.
День четвертый. Лето возвращается.

С вечера было озвучено предложение встать пораньше, этак часов в пять, чтоб по хорошей погоде и не по жаре начать движение и проехать побольше, чтоб нагнать отставание. С одной стороны предложение было интересное, с другой - были сомнения что встанем.
Однако, как это ни странно, мы смогли в полшестого утра оторваться от подушки с одеялом. Позавтракали прямо в номере, часа за два собрали все вещи, щедро развешанные по всей комнате и в восьмом часу были уже готовы к старту.
Погода радикально отличалась от вчерашней - тучи уходили, небо очищалось, все предсказывало хорошую погоду.
На перекрестке, где стоит кафе с гостиницей, по прежнему дежурили военные и гаишники, что они там делали - непонятно. Мы их еще со вчерашнего вечера видели. С одной стороны стоял военный грузовик, замаскированный ветками, с другой - машина ДПС. И солдатики вокруг. Говорят, какие-то учения шли.

Стол для пикника
Граница КРЧ и Краснодарского Края
Ну а мы туристы - нам до их учений было пофиг. Наш путь продолжается в сторону Мостовского
Облака нас не догонят
мимо Соленого, Андрюков,
Малая Лаба
Шедока
Суровые горы отдалились
и автобусной остановки с прекрасным названием "Свободный мир".
Свободней некуда
Свободный мир
В Мостовском мы возвращались на исходный маршрут.
Немного забравшись на горку На выезде из Курджиново, наша дальнейшая дорога почти все время шла под уклон, что добавляла нам скорости и приятности. За каких то 3 часа мы преодолели 50 километров и часам к 12 оказались в Мостовском, где решили сделать небольшой перерыв и пообедать. Солнце уже вовсю жарило и мы прятались от солнце то в тени, то под зонтиками. На рынке купили разливного кваса, потом не без труда нашли место, где можно было пообедать - в городе какая-то беда с кафешками оказалась. В результате мы питались местной шавермой и хот-доком. Я еще горячий шоколад заказал себе.
У ребят начали появляться первые признаки усталости, но держались они бодрячком. Я от них все равно отставал при движении.
Пообедав, решили что вполне успеваем сегодня доехать до станицы Хамкетинская: от Мостовского до него всего 30 км и Жене уж больно сильно понравилось название. И там решили попытаться поискать место для ночлега.
Мы двинулись в путь.
От Мостовского ехали уже не так бодро, дорога начала снова потихоньку набирать высоту, но набор высоты был не критичен: от 380 метров в Мостовском до 500 метров в Хамкетинской.
По пути особо ничего интересного не было, просто ехали.
После Губской мы свернули с основной дороги и по щебенке уже круто стали набирать высоту. Там я, по традиции, шел пешком: у меня что пешком, что на велосипеде получалась одна скорость. Поднявшись на холм, дорога через некоторое время начала стремительный спуск. По ней мы бодро спустились до моста через реку Псефирь. А от нее уже въехали в  хутор  где-то часам к 17.
По пути к нему нами не было обнаружено каких-либо пригодных для ночевки мест: ни рек, ни воды, ни подходящих полянок. Уже в самом хуторе мы увидели колодец, из которого решили пополнить запасы воды.
Пока набирали воду, к колодцу спустился дед, с которым разговорились и попытались у него узнать, где тут в окрестности есть места с водой\речкой, где можно было бы переночевать. Он предложил переночевать прямо тут же, неподалеку от колодца. Но место как то не внушало доверия - рядом с дорогой, в самом поселке. Посмотрев на карту, решили что попробуем подняться выше и там поискать место.
Проехав в центр поселка обнаружили магазин, где Андрей попытался с местными насчет молока договорится, а мы с Женей у двух мужчин поинтересоваться насчет мест ночлега. Как выяснилось, в округе поселка ничего подходящего не было, но в 6 километрах в сторону Новосвободной (нам как раз по пути) есть или был родник и чистая река. Ориентир - некий памятник (часовня). Но дорогая туда плохая, предупредили они.
Андрей вышел ни с чем, мы поблагодарили мужчин и поехали дальше по маршруту - искать.
Выезд из поселка представлял собой ощутимый подъем по грунтовой дороге, а когда поселок кончился, то и кончилась дорога.
Дороги кончились. Остались направления
Осталось одно направление: в хлам убитая "Уралами" дорога, с глубокими колеями и взрыхленой почвой.
Между Хамкетинской и Новосвободной
Иногда она расходилась, потом сходилась обратно. Нам сильно повезло, что не было дождя и поверхность была относительно сухая. Но все равно, местами мы перетаскивали велосипеды через лужи и канавы, несколько раз проваливались в эти лужи.  О том чтоб там ехать, речи не шло - протащиться бы.
Деваться было некуда, мы себе поставили задачу именно сегодня пройти этот участок, боясь что ночью пройдет дождь и все развезет и превратится в болото.
если бы не убитое направление, то лес был бы красивый - деревья над нами сомкнулись плотно, тишина, иногда даже встречались полянки, потенциально пригодные для ночлега... но это если бы все эти полянки не были загажены "дорогой".
Но мы и пробирались через этот лес... В одном месте край дороги обвалился в пропасть.
Скоро тут будет не проехать
Через несколько лет по этому участку скорее всего пройти будет уже невозможно: почва песчаная, воды постепенно сделают свое дело - дорогу размоет окончательно и она обвалится вся.
Через какое то время мы выбрались из леса и пошли по полям.
Поле... Скоро будет Новосвободная
Дорога продолжала являться направлением, но уже иногда среди направлений появлялись фрагменты самой дороги.
Наконец, мы выбрались из этой клоаки на дорогу, как раз недалеко от "памятника". Но к тому моменту уже ни у кого не вызывало желание подъехать к нему поближе: руины часовни стояли в отдалении, а уже по времени скоро темнеть начнет. А нам еще надо спуститься вниз, в поселок и найти поляну для ночевки. Довольствовались тем, что посмотрели на нее издалека. Перевели дух и начали спускаться вниз.
Спуск оказался тоже неприятным, но, по крайне мере, аккуратно можно было ехать. А совсем у поселка дорога превратилась в дорогу и мы услышали шум воды.
Реку, значит, мы нашли. Теперь осталось поляну найти. Сначала проехали метров 500 вверх по течению, но там ничего похожего не было. Развернулись и поехали вниз по течению. Обнаружили полянку на другом берегу, вброд перешли реку Фарс и вышли на вполне приличную поляну прямо на краю поселка. Там мы и разбили лагерь. Засветло успели поставить палатки и приготовить ужин. А в речке  - сполоснуться.
Устали все сильно, в основном из-за последних 6 км бездорожья. Но это не помешало нам разжечь костер, и какое то время посидеть перед ним.
Всего за день мы проехали 93,1 км, из них 76 - асфальт, 11 - грунт, 6 - бездорожье.
Ребята очень устали, но я их ободрил тем, что завтра километрах небольшой, около 30 км, к обеду должны будем приехать в Каменномостский, где планируется найти домик, и отдыхать с обеда завтрашнего дня до вечера и весь последующий день.
На этом мы расползлись по своим палаткам.
День пятый. Скоро будет отдых

На пятый день подъем у ребят уже был трудный - сказалась усталость предыдущих дней. Ни о каких " в пять утра" уже речи идти не могло. Встали в семь. Погода обещала быть солнечной и жаркой. Я завтракал уже стоя в тени. Позавтракав спокойно собрались, на речке умылись.
Живописный домик в Преградной
Живописно смотрится
Так как ехать было немного, поэтому после того, как тронулись, позволили себе затормозить у местного магазина, съесть по мороженому. Было 9 утра, а припекало уже серьезно.
Выезд из Новосвободной ознаменовался началом асфальта и подъемом в горку.
Виражи подъемов
После преодоления подъема начались горки вниз-вверх: от середины пути до реки Фюнта - стремительный и живописный спуск. После реки - подъем в Севастопольскую. Потом долгий проезд по поселку и после - снова спуск до Абадзехской.
Спуски...
Не надо из неё пить
В Абадзехской дорога примыкает основной с чуть большим трафиком. Проехав через поселок, мы двинулись вдоль реки Белой. Тут важно найти правильную дорогу: когда то шоссе шло немного по-другому, по центральной улице (Телеграфная). Но потом потом реки размыл и обвалил берег, по которой эта улица шла и дорогу вывели на соседнюю - на Интернациональную. Это место можно посмотреть уже выехав из поселка: дорога подходит близко к обрыву и поворачивает левее. А через кусты можно увидеть остатки старого асфальта, которые обрываются на обвале и продолжаются уже по другую его сторону. Река в этом месте просто подмыла берег.
Река Белая размыла берег. Дорога идет в обход.
Дальше это шоссе уже упирается в дорогу Майкоп  - Даховская. По ней то нам и ехать до Хаджоха (он же - Каменномостский). Шоссе оживленное, но ехать можно. Дорога потихоньку забирает вверх, но не критично - ехать в спокойном темпе можно. Больше всего неудобств доставляла жара - как мы вечером выяснили, в тот день было +33 в тени.
Доехав до Каменномостского мы начали искать, где можно остановится. Карты показывали разные места, но оказалось проще спросить у продавщицы в местном магазине. Она нам рассказала, как и где найти гостевой дом. В нем мы и поселились.
Первым делом мы отправились в душ помыться. Там то я и обнаружил, что где-то (скорее всего на стоянке в Новосвободной) подцепил клеща, за весь день он присосался ко мне достаточно сильно и глубоко. Меня эта новость огорошила. Андрей на себе тоже нашел клеща,только он не так глубоко впился.Своими силами их вытащить не удалось, поэтому решили сгонять до местной больницы.
Однако там нас огорчили - они не вытаскивают клещей, так как якобы у них нет инструмента. Неофициально терапевт тоже отказалась вытаскивать его. От нее узнали, что можно клеща удалить в больнице поселка Тульский, до него 25 км в сторону Майкопа.
Вернувшись на базу, Андрей все таки сковырнул своего клеща, ну а я по совету местных стал поливать его маслом (правда в интернете мнения на эту тему разняться: кто-то пишет, что он начнет задыхаться и сам вылезит, а где-то наоборот не рекомендуют так делать, так как он задохнется и умрет и может заразить организм). В общем, масло не помогло и я решил этот вопрос отложить до утра, а утром на автобусе доехать до больницы и там все решить.
А пока мы решили погулять по городку, попробовать посмотреть на его главную достопримечательность - Хаджохскую теснину, место, где реку белую с двух сторон зажимают высокие скалы и она в этой узкой долине (теснине) бурлит и перекатывается через валуны.
Местные дельцы часть этой теснины оградили забором, на мосту через реку поставили глухие щиты, чтоб ничего не видно было и стали брать плату за вход и возможность посмотреть на красоту. На июнь 2017 года цена составляла 400 рублей с человека.
Мы решили, что это не стоит таких денег и попробовали попасть туда бесплатно: по другую сторону дороги спустились по косогору и вышли на дорожки вдоль реки. Правда много посмотреть не удалось: через короткое время к нам подошел охранник и попросил покинуть территорию.
Мы покинули, но не успокоились. Пошли до проселочной дороге, ведущей от поляны с кафешками и кассой в парк вдоль реки против течения. Пройдя совсем немного обнаружили бесплатные дорожки вдоль теснины, где мы вдоволь налюбовались открывающимися красотами.
Каменномосткий. Теснина Белой
Теснина
Хаджохская теснина
Хаджохская теснина - место грандиозное и атмосферное: где-то внизу бурлит вода, над ней нависают скалы и  ты,такой маленький, среди всего этого мрачноватого величия.
Мрачно и готично
Начинались сумерки,и  мы с Андреем решили возвращаться. Евгений с нами не ходил, завтра планировали пройти еще раз этой же тропой и тогда он все это тоже увидит. Этой же тропой мы собирались воспользоваться для пешего похода до водопадов Руфабго. Официальный вход там тоже платный, но мы рассчитывали с помощью этой тропы попасть к водопадам бесплатно.
Вернувшись на базу устроили ужин, а когда стемнело - любовались разразившейся грозой в горах: молнии непрерывно сверкали освещая горы, гром гремел, было очень красиво и немного жутковато. Если бы мы оказались в горах в это время, нам бы пришлось не сладко.
Но мы на базе, нам хорошо, мы чистые и умытые, одежда постиранная, завтра дневка, отдых. Только с утра я сначала съезжу до больницы.
За весь день мы проехали 38,5 км., вся дорога - асфальт.
День шестой. Борьба с клещом и активный отдых

Утром я встал рано и отправился в Тульскую областную больницу. С утра шел дождь, ну и пофиг, у меня дождевик был и кепка. Рассчитывал что с утра пораньше, да в субботу управлюсь быстро.
Но оказалось не всё так просто и быстро.
На автобусе ехать минут 30-40, идти еще минут 15. А вот в больнице я застрял больше чем на два часа. И куча народу с разной степенью ушибленностью.
Однако, около 10 часов дошла очередь и до меня: пригласили на процедуру. Клещ закопался глубоко, сразу вытащить его не удалось. Но через некоторое время со скрипом его вывернули. По причине общего пофигизма, речи о том, чтоб отправить его на анализ не шло - врачи заверили, что их район чистый, случаев заражения не было. И просто сфоткали дырку на месте клеща, чтоб показать, что ничего не осталось. И отпустили восвояси.
К этому времени дождь кончился, и вообще - кушать хотелось. Рядом с остановкой был магазин "пятерочка" (странно, что не "магнит", в тех краях всё "магнитами" оккупировано), в нем что-то купил себе и стал ждать обратный автобус. Ждать пришлось недолго, минут через 15 пришел он. Вот только маршрут у него не прямой оказался, а с крюком через Абадзехскую. Поэтому приехал в Каменномостский через 50 минут, часам к 12.
Приехав, узнал, что ребята никуда еще не ходили, только удосужились позавтракать шавермой, ну и мне купили ее.
Перекусив, решили, что пора бы и выдвинуться в сторону водопадов Руфабго.
Велосипеды брать не стали, у нас по плану пешая прогулка. Сначала обошли-облазали весь бесплатный кусок теснины, где было очень красиво.
Теснина реки Белой
Женя тоже посмотрел те места, которые мы с Андреем видели днём раньше, потом полезли дальше, смогли спуститься к самой реке, на "черный пляж",
Черный пляж
потом по скалам пролезли вдоль реки и вылезли обратно на тропу.
Андрей на камнях
С тропы виды открывались чудесные. Правда сама дорога местами представляла собой скользкое грязное месиво.
Тропа понемногу поднималась и вскоре стала посуше.
Скала над выступом
Всего нам до водопадов идти где-то километра два. С дорожки открывается вид на реку Белую и шоссе, идущую вдоль реки.
Вид на Белую и дорогу слева
Местами дорога уходила немного под скалу - получалось, как будто она идет в неком полу-тоннеле: с одной стороны над ней нависает скала, с другой - обрыв в реку. На краю дороге виднеется здание, похожее на замок. Но это не замок, а некое сооружение, предположительно относящееся к бывшему заводу по обжигу извести: за "замком" располагается старый известковый карьер.
Как бы замок

По мере приближения к Руфабго в какой-то момент кому-то в голову пришла светлая мысль - "а вдруг на этой тропе стоит какая-нибудь преграда, что бесплатно там не пройти к водопадам (официально там платный вход)? А вот тут на карте есть параллельная дорожка, она выше идет, в метрах трехстах. Давайте на нее перейдем?"
Ну мы и полезли напролом в гору. Сначала то шли хорошо, уверенно, а потом уклон сильно увеличился, что приходилось цепляться за ветки, деревья, землю.
Вот мы уже согласно ГПС подошли к тропе..... Вот она уже в 10 метрах.... Вот только дальше мы не полезли: чтоб попасть на тропу, надо всего лишь преодолеть вертикальную скалу высотой несколько десятков метров. Потрогав скалу, пройдя вдоль нее, решили что все таки надо возвращаться обратно на ту дорожку, с которой мы ушли.
Спускаться по крутом уклону тоже удовольствие не для всех. Главное - не навернуться и это нам удалось сделать.
Вернувшись, продолжили свой путь
Ручей
Преодоление ручья
и вскоре вышли к реке Руфабго. Наши опасения, что там будет какая-то преграда, не оправдалась: мы спокойно вышли к водопадам и влились в поток туристов.
А туристов было достаточно много, местами даже очереди образовывались. Вдоль речки сделаны оборудованные дорожки, мостики.
Дорожки и мостики через Руфабго
Мы осмотрели четыре водопада, но более менее интересными оказались первый водопад ("Шум")
Водопады реки Руфабго. Водопад "Шум"
и последний ("Девичья коса" или "Шнурок"). Остальные как то больше на пороги похожи.
"Сердце Руфабго" (по форме камня слева)
Сердце Руфабго
Водопад ступеньки
Бесплатно посмотреть можно - а за деньги - было бы жаль выкинутых на ветер денег.
Рядом с водопадом "Шнурок"
"Девичья коса", он же "Шнурок"
наверх идет тропа. Перепад - метров 20. По этой тропе мы рассчитывали попасть к пещере "Сквозная".
Всё выше и выше...
Поднялись очень высоко, на гору. Там есть парочка смотровых площадок, с которой открываются такие виды, красоту которых не передать ни одним фотоаппаратом. Но мы попытались.
Непереловаемый пейзаж
Пейзаж
Горы, река (Белая), дорога
Отдохнув и налюбовавшись, мы двинулись дальше. Шли вроде бы правильно, но то ли я ошибся, то ли навигатор, но мы не нашли нужных дорожек, ведущих прямо к пещере. Пошли в обход.
Пока крутились, дорога была то вполне проходимой, то грязной от дождей. И еще перепады высот. В общем - классический активный отдых.
Мы смогли таки найти дорогу к пещере: она идет вдоль нависающей скалы. Сама пещера - действительно сквозная: внизу огромная дырка с камнями, наверху - дырка на гору, сверху это выглядит как яма. Сама пещера вроде небольшая, но фигура человека на фоне всех этих камней и стен теряется и становится маленькой и малозаметной.
Пещера сквозная
Пещера Сквозная
Там мы немного отдохнули и пошли дальше "набираться сил", то есть, обратно залезать в гору и по горе возвращаться обратно в Хаджох (Каменномостский).
Пока возвращались, силы так и прибывали (мы же отдыхаем, сил набираемся - это такая шутка дня была у нас). В конце-концов мы подошли к спуску в городок. Навстречу нам делегация восточных туристов (то ли китайцы, то ли японцы, то ли корейцы или российский их аналог) во главе с проводником. Далеко собрались они...
А когда мы спустились в город и пришли к дому, грянул ливень. А в горах туристы.... Не дошли они до водопадов, где-то через полчаса они тоже вернулись, только уже мокрые. А нам повезло, мы успели до ливня прийти.
Вечером на себе опять обнаружил клеща, но он не успел глубоко впиться - выковырял его на месте. Но как-то немного раздражало, что эти клещи постоянно липли ко мне.
К вечеру Женя решил для себя что он хочет поскорее на море приехать и своими измышлениями начал смущать народ. В результате Андрей к нему присоединился. Я был не особо доволен этим и сказал, что маршрут продолжу, а они как хотят.
В общем, обо всем договорились, ребята частично сгрузили мне еду, я им передал один газовый баллон.
На утро у меня по плану было доехать до Азишской пещеры и посетить ее, если успею, спуститься в Мезмай и там переночевать. Ребята решили со мной доехать до пещеры налегке, посмотреть ее и вернуться обратно в Хаджох, переночевать и утром поехать в Майкоп на электричку до Туапсе. В Туапсе найти домик и отдыхать.
На сем и порешили. Насмотревшись на грозу и помывшись, легли спать.
В этот день велосипедами не пользовались, прошли пешком по туристическим тропам километров 12-15.