Пеший поход протяженностью более 70-ти км с подъемом на самые интересные точки нацпарка Таганай. Двуглавая Сопка, Долина Сказок, Круглица, Три Брата, Ицыл, прекрасные реки Малый и Большой Киалим, Сухокаменка и Куштумга, чудесное озеро Тургояк и многое другое.
Уфа - Златоуст - Таганай - Киалимский Кордон - оз.Тургояк - Миасс - Златоуст - Уфа

Путешествие по маршруту: национальный парк Таганай - озеро Тургояк

Так уж получилось, что я с начала этого года живу в Уфе, куда перебралась из СПБ. Ожидая летом приезда моего лучшего друга и товарища Антона, мы задумали несколько походов: один в какое-нибудь попсовое местечко а-ля Айгир, а второй хотелось провести ударно и по интересному маршруту. Недолго мы думали, какой нацпарк выбрать и остановились на Таганае, тем более, что мой друг Алмаз уже там бывал как-то. Тургояк был выбран конечной точкой: связываю это с тем, что хотелось посмотреть как можно больше. Сознаюсь: уже в походе ужасно захотелось на Дальний Таганай :) Ориентировались по этой карте, когда продумывали маршрут:

До последнего момента хотели ехать на поезде дальнего следования : билет на сидячку Уфа-Златоуст стоит сейчас 483 рубля, поезда ночные. Но в последний момент к нам присоединился товарищ Ильдар, на машине которого и решено было ехать в Таганай. Билеты пришлось вернуть - при возврате с нас удержали по 162 рубля сбора за возврат. Итак, мы выдвинулись вчетвером: Я, Алмаз, Антон и Ильдар. Мы с Алмазом держим кошку Азог, которую пришлось взять с собой. За 9 месяцев ее жизни - это был 5 поход (первый был на Иремель).
День первый. Выезд.
Выезжали второго числа из Уфы днем, в три часа дня. Дорога до Златоуста тянется сплошь по трассе М5 - одной из опаснейших в России по статистике ДТП. По пути практически не останавливались, разве что заехали в Сим выпить чаю на обочине и посмотреть на прекрасный вид с возвышенности. Погода была отличная: солнце, синее небо и прохладный ветерок.

Таким в этот день мы увидели Сим.

До Таганая добрались только в десятом часу. План был - добежать до стоянки и поставиться на ночлег. Но естественно, как не продумывай, всегда что-то пойдет не так. Приехали - пошли на регистрацию. Так как мы должны были закончить поход в Миассе, машину нужно было оформить на стоянку:поставили на 5 дней, (60 р/сутки). Лесник нас обрадовал: до ближайшей стоянки Белый ключ идти семь километров (а холод и тьма уже не за горами в буквальном смысле), но тут же предложил встать на соседней полянке. А тут еще Ильдар с последней сводкой погоды: "Говорят сегодня самая холодная ночь, будет около нуля...". Думать долго не пришлось, холодно ж :) Встали как есть, попили ледяного пива, купленного Ильдаром и завалились спать. Рядом была замечена семья с девочкой, утром удалось перекинуться с ними парой слов. Кстати, постановка палаток на территории приютов стоит 30 р/человек.
День второй.
Ночью был такой дубак, что со слов Антона, он думал на следующий день уехать домой. Померзли мы знатно. Но утром овсянка с сухофруктами и горячий кофе подняли нас вместе с солнечными лучами. Каждый день мы вставали в 8 утра, но раньше 10 утра выдвигаться на маршрут не удавалось. Виной всему бесконечные чаепития, разговоры и медленные, ленивые сборы :) Утром вышли на Верхнюю Тропу и довольно быстро дошли до Белого Ключа, где должны были поднять на Двуглавую Сопку - самую южную вершину Большого Таганая (Перья 1034 и Бараньи Лбы 1041 м). К слову, Уральские горы хоть и не особо высокие по мировым меркам, но одни из древнейших - возраст порядка 300 млн лет.
По дороге на Белый Ключ

Белый Ключ - один из официальных приютов на Таганае, но так как он несет максимальную туристическую нагрузку, довольно сильно замусорен. Рядом же течет чистейший родник, из которого мы и набрали воды. Во время обеда случилось первое происшествие - на нашу кошку Азог напала местная кошка (в Таганае кошек неожиданно много). Азог хоть и не ожидала такого, но держалась достойно. Успокоив немного нервы и припрятав рюкзаки, двинули на Сопку. Указатель сообщал, что до вершины 1,5 км. Преодолев железную лестницу мы немного упали духом: подъем после уютных посиделок дома за компом оказался весьма изматывающим. "То ли еще будет" - думалось нам в тот день.
Дошли до промежуточного скального массива и сделали остановку

Антон, как человек в горах никогда не бывавший, отказался идти дальше, сказал, что итак высоко. Высота была приличная и, конечно, было страшновато. Мы же двинулись на самый верх: до него оставалось 15 минут.

Виды сверху восхитительные:
Открывающийся простор завораживает

Растительность в скалах весьма буйная, несмотря на суровость мест

После посещения Сопки наш путь лежал к месту ночлега - приюту Гремучий ключ. За день прошли 13,5 км и около восьми вечера уже ставились на поляне около приюта и готовили ужин. Что касается провианта в поход - мы полностью отказались от консервов и насушили примерно 2 кг говядины и свинины - этого должно было хватить на весь поход. На завтраки мы варили сладкие каши,на перекусы у нас были конфеты, орехи и козинаки (великая вещь!) не избегали и грибов по пути: голод в походе нас не беспокоил. Вечером довольно быстро стемнело, вокруг было безлюдно и тихо, и только шум бензопилы прерывал мои размышления о таинственной красоте этих мест.

День третий.
На следующий день наш путь лежал на Откликной Гребень (1155 м), в Долину Сказок и на гору Круглицу (1178 м) - главную вершину Таганая. Сами того не зная, сделали остановку на Митькиных скалах, увидели тропинку вверх и поднялись.

Погода в тот день была пасмурная, хмурая, скалы как божественные чертоги мрачно нависали над этим днем, поражая своими причудливыми геометрическими формами и размерами курума, обступившего их со всех сторон: эта вылазка оставила очень глубокий след где-то внутри. У подножия мне попался кусочек горного хрусталя, который я, конечно же, оставила себе на память.

Курум в объятиях корней и мха

Митькины скалы: брутальные и мрачные

А вот и я собственной персоной

Природная геометрия

А вот и кошка, которую никак не заставить позировать :)

От Митькиных скал оставалось совсем немного до Откликного. Ориентироваться в Таганае несложно - есть указатели главных объектов с расстоянием до них. При себе же мы имели навигатор Garmin (Антон купил специально к походу), Навител и Навикей были установлены у нас на смартфонах. В этом смысле подготовились мы неплохо, по крайней мере блуждать в неизвестности нам не пришлось ни разу.

Идем дальше

До Откликного добрались быстро. Подняться на него можно, но нужно прилично обойти, а прямо перед ним большая круглая поляна с чудесной атмосферой. Уходить совершенно не хотелось.

Групповое фото

Кошка хмурилась, но терпела

Поедаем мухоморы - они съедобны, хотя повторять не рекомендую

В самом приподнятом настроении прибыли в Долину Сказок - атмосферное, немного игрушечное место, с перепадами высот, с практически речным песочком внизу, с карликовыми растениями (на Южном-то Урале!) с морем брусники и голубики!

Здесь у меня закончилась цветная пленка и дальше снимала черно-белые фотографии. Целая полянка на Сказках уложена такими каменными башенками.

Небольшой привал перед Круглицей . Анто на второй день пути посуровел и стал шагать быстрее.

Ильдар позирует.

Круглицу из Долины видно очень хорошо. Мы спустились вниз, оказавшись как бы между двух подъемов. Нашли уютное местечко для обеда и подтащили рюкзаки к кустам. Антон на Круглицу отказался идти, объяснив это усталостью и тем, что он лучше родник поищет (с водой было туговато и на обед нужна была). На том и порешили. У нас с собой были рации, по которым мы вели переговоры, так что мы постоянно оставались на связи.

Круглица и похожа на Иремель и не похожа. Мрачнее, угрюмее, окруженная курумником с человеческий рост. Чем выше мы забирались, тем злее был ветер, холоднее воздух, начинался дождь, кошка нервничала. У вершины стоит крест - в память о погибшем туристе. А на вершине стало тревожно и немного страшно, хотя вроде бы отвесных скал нет.
Вид на Откликной

С Круглицы открывается вид на Долину Писем. Слов, выложенных из камней не понять, но место интересное. Так и хотелось спустится туда - некоторые именно таким образом продолжают свой маршрут. В общем, задумки на следующий поход.

Еще вчера было солнце, а теперь природа забеспокоилась

Времени прошло уже прилично, мы перемерзлись на вершине Круглицы - требовался незамедлительный обед. После обеда пытались сообразить по купленной в Таганае карте, куда успеем дойти до вечера. Вроде решили идти на Заячьи Поляны, но каким-то образом проскочили их и дошли до приюта Таганай, где уже шел дождь. Встретил нас уже абсолютно ассимилировавшийся в местную природу бородатый лесник Степан (классика жанра просто!) и, конечно, предложил встать на ночлег. Свободное время между тем еще оставалось, а на карте далее была отметка о бесплатной стоянке на реке М.Киалим. Мы расспросили лесника - про эту стоянку он ничего не знал, но мы все равно решили идти. Идти пришлось по старому тракту - дороге сложенной из уже сгнивших частично бревен с ручьями и тут и там, по обеим сторонам которой стоял стеной смешанный, притихший лес. На стоянку пришли в приемлемое время - замутили костер, большой ужин, Антон с Ильдаром даже не сразу пошли спать. За день прошли примерно 16 км.
День четвертый
Утром погода не изменилась и мы стали потихоньку привыкать к ней. На этот день у нас были намечены посещение комплекса Три Брата и выход к середине маршрута - Киалимскому Кордону, от которого мы должны были двинуть в сторону Миасса. В воздухе чувствовалась сырость и прохлада, куртки и штормовки никто уже не снимал. По дороге на Трех Братьев кошка начала нервничать и попыталась убежать, освободившись от своей веревочки. Приманить обезумевшее животное удалось только попытками поиграть с той же самой веревкой. Однако настроение было подпорчено. На Трех Братьях я уже мерзла во всю, Алмаз забрал фотоаппарат и снимал. Довольно много времени провели мы в зарослях среди этих необычных останцев.

Пластичные, округлые, состоящие из застывшей и выветренной за века магмы, эти глыбы напомнили мне сказочных троллей и воображаемых чудовищ. Да и мистики в этом месте хватает. У комплекса видны костровища - значит и здесь можно остановиться на ночлег? В следующий раз хотелось бы... Из-за дождя и стоящего стеной леса снимать было сложно, да и как передать душевное смятение, оставленное этим местом?

Сотни миллионов лет точили эти камни

На контрасте

Через пару часов мы вышли к Киалимскому Кордону, на часах было 16-00, накрапывал дождь. На Кордоне нас встречал пес Рыжий, кот Курум (тоже рыжий) и лесник Сергей, такой же бородатый и сказочный, как и Степан из приюта Таганай.

Вообще, по плану мы собирались здесь отдохнуть и возможно помыться в бане - это обсуждалось еще до похода. Боевой дух в этот день был в нашей команде не особо высок, уговоры лесника действовали магически и, конечно, мы остались. Решили ночевать в доме (200р/человек + 100р/дрова для печки в доме) и взяли баню (500 р/час). Тем временем погода внезапно прояснилась и у нас появилась ложная надежда, что завтра распогодится.

Рыжий охраняет баню

А вот и переправа через Киалим - завтра на той стороне мы продолжим свой поход

Так как готовила только я, обязанность мытья посуды в ледяной воде возлегла на мужчин. Это называется разделение труда :)

Приют стоит на реке Большой Киалим. Название образовано от башкирского "каялы" - скала. Сама река красного цвета - содержание железа в 20 раз больше, чем в обычной речке. Как и все горные реки, Киалим прекрасен и живописен. Удивительно, но в Киалиме водится форель, которую на территории Таганая ловить запрещено. Везде в пути мы находим множество интересных камней, в том числе и содержащих пирит. С обширными залежами пирита связан оружейный завод в Златоусте - из пирита делают кремень, так как при ударе он отлично искрит. В Таганае есть запрет - нельзя бросать камни со скал, от искры может загореться лес. Так-то! До бани прогулялись на курумное озеро сделать памятное фото:

Сбоку в куруме установлен туалет, надо сказать, что по пути к нему натянута проволока, а ночью можно переломать конечности, добираясь до уборной. Из разряда таганайских шуток. В доме сыграли в картишки, игра "Пеньки" - первый раз играла :)

К моему завтрашнему дню рождения был заготовлен абсент, но мы решили, что ждать нечего и лучше мы посидим сегодня, пока тепло и благостно. Выпив по стопке (спасибо Антон, что купил стопочки!) мы пошли париться. Алмаз настругал злющий еловый веник, баня была горяча, так что мы парились от души и купались прямо в ледяном Киалиме. Все эти дни отдыхала наша душа, а в этот день к ней присоединилось и тело. Конечно все были жутко довольны, был заготовлен заранее ужин, бутерброды и мы еще немного посидели перед сном. В этот день мы прошли всего 9 км пути, но отдых скорее нужен был морально - в походах выходного дня нагрузки всегда меньше, здесь же идти нужно постоянно. Устройство жизни на приютах простое. Стоит несколько домов, перед ними - расчищенные поляны со стоянками. Лесники на приютах работают по 2 недели и продуктами должны обеспечить себя сами, поэтому приобрести за деньги у них что-либо из еды невозможно. Сергей поделился с нами своим хлебом, за что ему огромное спасибо. А так же за великолепную баню.
День пятый.
Как же лениво нам было вставать на следующий день...Позавтракали, попрощались с лесником и выдвинулись в сторону Ицыла. Несмотря на то, что формально мы были еще на территории Таганая, с этого момента указателей не было, да и метки в некоторых местах отсутствовали. В какой-то момент дорога пошла вверх - начался подъем на Ицыл. Расстояние было не ясно, так что рюкзаки оставили в кустах. Ицыл состоит из двух вершин (1049 м и 1068 м) с седловиной - здесь проходит граница между Европой и Азией.Не подняться было невозможно, не зря же мы шли сюда! С каждым десятком метров вверх погода портилась сильнее: и вот на середине пути мы увидели огромное нависшее облако и подниматься нужно было прямо в него. Вокруг было тихо, но отовсюду доносился скрип деревьев, так что меня начало подглючивать, что это медведь воет. И тут природа была величественно сурова и создавала волшебное, сказочное ощущение

Начался курумник, мы уже были в облаке и видимость стала несколько метров

Неудивительно, что мы смогли дойти только до седловины: поднявшийся штормовой ветер лишил нас каких-либо шансов на дальнейший подъем. Ощущения были такие, что вот-вот и улетишь со скалы

Ицыл, кстати, славится такой погодой. По некоторым версиям название так и переводится - "вечный ветер". Несмотря на то, что ни черта не было увидено с Ицыла, место однозначно нужно посещать в любую погоду - хотя бы для остроты ощущений. Впереди нас ждала долгая, монотонная дорога до озера Тургояк. Ночевать мы должны были на реке Сухокаменке. По пути прошли мимо стоянки Ицыльские ельники - поляна с костровищами в лесу. До Сухокаменки дошли довольно быстро - нашли стоянки, отдохнули и все-таки продолжили путь дальше в поисках ночлега. Хотели подойти поближе к реке Куштумга. Пройдя еще несколько километров, увидели стоянку в лесу вблизи реки и остались ночевать. В этот день мне исполнилось 28 лет и вечером мы допили абсентик.

Походные будни дают о себе знать - одежды становится все более, а взгляд все строже

В этот день вместе с подъемом на Ицыл мы прошли 20 км пути. Обедали прямо в лесу, а на ужин приготовили собранные мною грибы (белый, подберезовик, лисички) с чечевицей - было невероятно вкусно! Спалось хорошо и тепло.
День шестой
Продуктов было достаточно, никто пока не болел, но стала остро ощущаться нехватка витамина С. И как мы об этом не подумали? Утром бодро встали, поели сытно и, спокойно выпив чая, двинулись к Куштумге. Естественно, через небольшой промежуток времени нас ждали река и несколько хороших стоянок. Походный закон - всегда нужно пройти еще 300 метров :)Погода потихоньку налаживалась, хотя мы уже порядочно обветрились и замерзли за все эти дни. Пройдено было почти 60 км и оставалось совсем немного - километров 12-13. Лес по пути был смешанный и уже совсем осенний, по пути стали попадаться квадроциклисты и велосипедисты из Миасса - любители всевозможного бездорожья.

Часть пути кошка бежала по дороге сама или ехала на рюкзаке, но иногда капризничала - приходилось брать на руки

Антон, двигавшийся в конце колонны в первые дни, теперь бодро вышагивал впереди всех, чем немало удивил. А ведь не верил в свои силы! Неспеша мы дошли до отмеченного на карте ЛЭП, до озера оставалось совсем чуть чуть. Днем вышли к берегу озера в районе базы "Серебрянные пески" - в принципе это один из первых поворотов к озеру, хотя выйти можно было к нему и ранее, но получилось бы еще дальше от поселка. Территория почти везде огорожена - туристические базы и автокемпинги, но администратор уже опустевшей к сентябрю базы показал место, где можно переночевать на берегу - буквально в 20-ти метрах правее баз.

Озеро Тургояк - место потрясающей красоты, раскинувшееся посреди гор и хребтов. Как пишет Википедия - это второе после Байкала озеро в России по прозрачности и чистоте воды (видно дно до 17 метров). Дно сложено из ярких, красивых камней - пляж здесь превосходного качества. Озеро по размером крупное - в обход километров 15-16, не меньше. Имеет несколько островов. Самый известный - остров Веры, тот на котором найдены доисторические мегалиты. Говорят, скоро там откроется археологический музей под открытым небом. Что ж,  ждем ;) А пока на экскурсии туда ездят на катерках.

Такая стоянка ждала нас тут: диван, табуретка - туристы тут гости частые.

Прекрасное озеро и я

Напомнило мне родной Северо-Запад и Ленобласть... Эх!

Ильдар, как всегда, в раздумьях

Несмотря на леденящий душу ветер, Алмаз развел костер и мы решили искупаться, а точнее окунуться в озере. Раз уж купальник и плавки взяли :) Вода была теплее воздуха, но согреться было просто невозможно в тот день.

После обеда заскучали мы, из уст Антона прозвучало предложение прогуляться до поселка - "всего-то 6 км!" На часы, естественно, никто не смотрел. А между тем, время уже было к семи вечера. Оставив Ильдара на произвол судьбы, мы пошли в поселок. Долго и нудно пробирались между турбаз, нарвались на собак, посмотрели на соседнее озеро Инышко и вышли к поселку через 1,5 часа. По ровной дороге, которая еще и усеяна подъемами идти оказалось куда сложнее, чем по разбитой и грязной лесной. Преодолев массу буржуазных построек добрались в магазин, где прикупили вкусностей и немного алкоголя. Обратно идти пешком ой как не хотелось, номера такси мы естественно не знали. Попытки поймать попутку в таком месте были обречены. Уже на выходе из поселка мы встретили троих дядек, немного пьяненьких,спросивших у нас адрес, потому что они как раз звонили в такси и, конечно, дали нам не только номер, но и скидочную карту! Вот уж повезло. Они же уговорили нас сбегать до беседки рядом, сказав, что там открываются красивые виды. Мы уговорились и не пожалели :)

Антон вдохновляется вечерним Тургояком

Таксист все-таки приехал, довез за 100 рублей. Когда мы приехали, уже стемнело и вышла яркая луна.

Последняя ночь похода

Ночью Антон попросил у Ильдара каталитическую грелку - удивительный компактный бензиновый прибор, согревающего свойства. Штука полезная, я же видела такую впервые. Можно положить в спальник, погреть руки или высушить обувь . Ильдар же на следующий день неминуемо заболел...
День седьмой
Вот и наступил последний день. Сегодня нам предстояло вернуться в Таганай и забрать машину, а значит нужно было для начала приехать в Златоуст. Лень и усталость сказались сильно - поехали в Миасс на такси, где практически сразу сели в рейсовый автобус стоимостью 80 рублей. К трем часам мы уже были в Таганае, опять мерзли, смотрели на карту и табличку "Добро пожаловать", сходили на родник, чтобы отпоить Ильдара чаем и антигриппином, и прикупили немного сувениров. Ощущение было странное, как будто предстоит заново все пройти и увидеть, но к сожалению нужно было возвращаться домой.

Обратно в Уфу мы доехали быстро, в 6 вечера уже были дома. Погода была чудесная, теплая - как нам ее не хватало в походе. Усталости не было никакой, но мне было немного грустно. Удивительно, но удалось очень точно просчитать количество еды на четверых на неделю, не потеряться и не заболеть серьезно и практически идеально пройти весь маршрут, на котором мы все были впервые в жизни. Спасибо Антону за некоторые фотографии, я ими воспользовалась, когда писала этот отчет и спасибо нам всем, что мы устроили себе такой праздник в первую неделю осени. До скорых встреч, прекрасный Таганай!