Двенадцатидневная поездка на велосипедах по термальным источникам Камчатки. По пути нам пришлось бродить реки по колено, спать без палатки, идти с велосипедами без дороги и пережить еще массу приключений.
г. Петропавловск-Камчатский - г. Елизово - п. Термальный - влк. Вилючинский - влк. Горелый - Верхне-Опалинские горячие источники - влк. Мутновский - оз. Толмачево - пос. Апачи - г. Петропавловск-Камчатский

День 1. По асфальту и грунтовке

1 1
32 32
Выехали из города, проехав около 50 км по асфальту и 30 км по грунтовой дороге, подъехали к вилючинскому вулкану. Как только выехали на грунт, практически сразу у Максима слетели крепления на багажнике, пришлось остановиться подлатать. Так же в этот день не обошлось и ещё без одной неожиданности. Обувь Санька приказала долго жить, подошва начала отваливаться. Благо у меня были с собой запасные ботинки и размеры у нас совпадали, так что эту проблему решили. На ночевку встали недалеко от водопада. Погода очень не стабильная, то дождь, то туман. Вокруг практически ничего не видно.

Пройдено 80 км, лагерь поставили под вулканом на высоте 320м. Перепад высот: 280м.
День 2. Вилючинский вулкан и перевал

2 2
Встали рано, в 5 утра. Попытались взойти на Вилючинский вулкан. Не дошли только последние метров 400, склон был снежный и очень крутой, а кошек мы не брали. И погода совсем не радовала, чем выше поднимались, тем сильнее шёл дождь. Спустились вниз около 11. Пообедали и двинулись через перевал в сторону Родниковой, к горячим источникам. Остановились уже вечером, часов в 7. Поужинали и я сразу лег спать, уж слишком устал. Ребята поехали до источников на велосипедах, мы встали не доезжая километров 5. Погода была временами нормальная, практически весь день без дождя.

Пройдено 20км, лагерь поставили под на спокойном ручье. Перепад высот: подъем 320-1600-320 пешком 320-250-850-500.
День 3. Плывем по кальдере

4 4
33 33
34 34
Встали мы в 8 утра, на улице шёл дождь. Собрались за 2 часа и двинулись в путь. Первым делом адский подъём на основную дорогу, по грязи и разбитой дороге поднимались около 2 километров. Затем вышли на основную дорогу до Мутновки и Горелово, миновали развилку, спустились в кальдеру. Погода немного нормализовалась, дождь капал только изредка. Зато образовалась другая проблема. Весь путь впереди был залит водой, натекшей с окружающих гор. Сначала мы как-то даже берегли обувь старались не мочить. Но в определённый момент это стало уже невозможно и в итоге мы просто несчетное число раз переходили речки туда-обратно. Скорость у нас вышла прямо скажем гораздо ниже ожидаемой, мы изначально планировали доехать до опальских источников. Но, в итоге, к вечеру удалось только выехать из кальдеры и отъехать пару километров. Ветер был жуткий, несколько раз чуть с велосипедом не улетел от порывов. Заночевали в итоге рядом с речкой, нашли какой-то удобный распадок, судя по всему русло пересохшей речки, там и ветер был поменьше и от посторонних глаз мы оказались вполне защищены.

Пройдено 50км, лагерь поставили у истоков Опалы. Перепад высот: 500-1100-1000-1200-750.
День 4. Дорога на верхне-опалинские источники

Утро выдалось очень ветреным, но во всяком случае не капало. Мы решили немного выдохнуть и не поехали с самого раннего утра. Обстоятельно собрались, проверили велосипеды позавтракали и двинулись только в начале первого. Вокруг все так же было пасмурно, облака сидели низко, временами набегал туман. Поэтому никаких красивых видов вокруг не прослеживалось. В какой-то момент снова пошёл дождь, так что снова полностью вымокли. По пути встречали несколько машин, нам сказали, что внизу, когда спустимся, дождя не будет. Это нас немного приободрило. Самым сложным участком пути оказался заоблачный подъём, где сразу после переправы мы набирали 200 метров по камням и грязевой дороге. Зато после этого постоянные спуски до самых горячих источников. Заночевали в домике, где-то в километре от организованного бассейна, купаться ездили на велосипедах.

Пройдено 35км, лагерь поставили у источников. Перепад высот: 750-850-600-800-300.
День 5. Много-много леса

3 3
35 35
Пятый день нашего похода ознаменовался попыткой пройти на Ходутку. Утром мы приводили себя в порядок, отдыхали, ремонтировали велосипеды. Наконец-то смогли высушить вещи, ведь впервые за несколько дней вышло солнце. После обеда двинулись в путь. Отъехали немного от источников, оставили часть вещей на дереве и двинулись дальше. Спустя несколько километров вполне нормальной дороги свернули по треку на поле, где прослеживалась еле заметная дорога для квадроциклов. В лесу тропа стала более четкой, но все равно мы очень часто её теряли. В итоге через 13 километров пути сквозь кусты решили дальше не мучиться, ведь впереди было ещё 50 километров, а дорогу мы окончательно потеряли. Путь назад прошёл чуть быстрее, но все же к вечеру сильно подумали. Плюс у Санька начались проблемы с животом, он практически перестал есть и все время жаловался на недомогание. На ночь снова вернулись в домик, а заодно и покупались в горячих источниках.

Пройдено 25км, лагерь поставили у источников. Перепад высот: 300-350-300.
День 6. Без сюрпризов и поход не поход

5 5
7 7
31 31
Пришло время уезжать из долины. За день предстояло набрать около 500 метров. Тем не менее вышли мы только ближе к обеду, и пока шли по полю в сторону леса наткнулись на медведицу с медвежонком. Они паслись метрах в 50 от нас. Решено было сойти с дороги и обогнуть их по дуге, чтобы лишний раз не нервировать. Особого страха не было, но некоторая тревожность все же присутствовала. Для меня это первый случай встречи с медведем на таком близком расстоянии.  Когда мы начали подниматься наверх по дороге, нас нагнали ребята на джипах, которых мы встретили на источниках. Они предложили свою помощь, и мы им отдали свои велорюкзаки, чтобы не мучиться с ними на подъеме. Без груза подъем оказался гораздо приятнее и мы взобрались на перевал за 2.5 часа. Однако тут образовалась проблема, когда мы нашли оставленные для нас вещи, оказалось, что парни забыли оставить нам палатку. Что же, выбора особого у нас не осталось, к вечеру мы доехали до места стоянки 3 дня и спать разложились прямо под открытым небом, благо погода весь день стояла ясная и ничто не предвещало дождя. Температура правда опустилась градусов до 5 тепла, но в целом мы надеялись на нормальную ночь. Формально закончилась половина похода. Посмотрим, сколько мы ещё сможем жить без палатки:)

Пройдено 35км, лагерь поставили истоков Опалы. Перепад высот: 300-800-600-850-750.
День 7. А нам везет

9 9
10 10
37 37
Лично я так толком и не уснул, проворочался полночи, в итоге удалось подремать 4 часа. С погодой повезло, разве что под утро наполз туман, но было достаточно сухо и спальники разве что совсем немного отсырели от росы. Вообще интересный опыт получился ночёвки на высоте 750 м без палатки и тента. За день мы объехали вулкан Горелый, проехали по кальдере и спустились к Мутновской ГеоТЭС. Заночевали недалеко от Дачных источников, в которых вечером и покупались. Когда проезжали развилку на Мутновский вулкан, встретили ребят на джипах, которые дали номер парней, что перевозили наши вещи. Это было первое удивительное совпадение за день. Вторым удивлением стала встреча Санька с инструктором-иностранцем, который водит на Камчатке группы. Так вот, он узнал Санька, они разговорились и нам даже дали две небольшие двухместные палатки. Так что у нас снова появилось место, где спать. Если до этого мы переживали, что совершенно непонятно, как дальше поход проводить, то теперь все снова встало на свои места. К вечеру Саньку стало лучше, он даже снова стал есть.

Пройдено 50км, лагерь поставили у Дачных источников. Перепад высот: 750-1200-1000-1100-650.
Пройдено 35км, лагерь поставили у источников. Перепад высот: 300-800-600-850-750.

День 8. Мутновский вулкан

12 12
16 16
18 18
23 23
Утром я проснулся немного разбитый, все же сказывается усталость, которая накапливается в течение похода. Мы с Максимом сегодня восходили на Мутновский вулкан, а Саня остался в лагере окончательно выздороветь. Путь до кратера составил 12 километров, в обход вулкана через перевальчик. Всего путь занял 4 часа, которые мы прошли особо не напрягаясь. Виды по пути были шикарные, погода стояла отличная, без единого облачка. Очень надеюсь, что и дальше все будет в том же духе. Вечером, после возвращения, мы пошли купаться на источники, где посидели почти 1.5 часа. Лечь решили пораньше, так как впереди ожидаются достаточно сложные дни. Санек за день починил мой багажник, который вчера в конце пути окончательно сломался. Так что теперь мы готовы к последнему рывку на озеро Толмачёво и дальше в Апачи.

Пройдено 18км, лагерь у Дачных источников. Перепад высот:650-1750-650 пешком.
День 9. Путь на Толмачево

25 25
38 38
39 39
41 41
К озеру мы так и не дошли, но его уже видно издалека. Всего за день проехали 36 километров, из них около 5 рядом с велосипедами. К 8 вечера ни у кого из нас не осталось целого багажника. Так что теперь придётся придумывать новые ухищрения для их починки, ведь ремнабор подходит к концу. Во второй половине дня солнце затянуло облаками, значительно похолодало. Этот день стал вторым по счёту, когда мы приготовили обед вовремя, то есть днём встали на привал и сделали себе еды. По сути, осталось пройти около 18 километров по бездорожью, чтобы пройти озеро, и дальше уже по вполне сносной дороге проехать 50 километров. Посмотрим, как будут идти дела, все же идти без дороги с велосипедами не самое простое занятие.

Пройдено 36км, лагерь 5 км не доходя Толмачево. Перепад высот:650-1100-650.
День 10. Обходим озеро

26 26
27 27
28 28
Утром от наших палаток убежало около трёх медведей. Они были достаточно далеко, так что никакого страха не было. Дальше мы достаточно долго и нужно шли в сторону озера, пока в определенный момент не набрели на следы от чьей-то машины, по которым даже смогли передвигаться на велосипеде. Пока ехали встретили еще одного медведя, метрах в 200 от нас он пасся у каких-то кустов. Собственно, прошли мимо без приключений и так же спокойно вышли к озеру. С утра стоял туман, но ближе к полудню он рассеялся, и когда мы подошли к о. Толмачёво, вид открылся очень даже приятный. Обходить озеро было немного проще, чем плестись по кустам до этого, так как здесь было чуть меньше растительности, правда дорога пропала. Но где-то с середины озёра вновь появились следы машины, по которым получилось продвинуться достаточно далеко. Самым сложным участком сегодняшнего дня и, наверное, всего похода вышли последние 300 метров вдоль реки, выходящей из озера и подходящей к дамбе. Этот участок мы проходили часа 2. Продрались через кусты и траву, шли по воде, несли отдельно вещи и велосипеды. В общем, помучились знатно, зато в итоге вышли к Толмачевской ГЭС, а от неё уже вела вполне приятная грунтовая дорога. По ней мы объехали гору, вернувшись к озеру, и заночевали недалеко от пляжа.

Пройдено 15км, лагерь у Толмачево со стороны ГЭС. Перепад высот:650-600.
День 11. Финальный рывок

29 29
30 30
42 42
Подъём в 7:30 утра. На улице солнце и туман, что дало интересный эффект радуги. Пока собирались, туман стал уходить и постепенно открылось озеро. Окруженное горами и освещенное солнцем, оно смотрелось очень красочно. Около двух часов на сборы и мы выехали в сторону Апачинских термальных источников. За день преодолели около 50 километров по неплохой грунтовке, причём большая часть маршрута шла с горы. После обеда минут 30 подремали на солнце, такой распорядок дня очень всем приглянулся. Доехали до места ночёвки около 5, поставили палатки, поужинали и пошли в бассейн. Цена билета 300 рублей. В итоге провели там где-то час, отогрелись, расслабились. После купания зашли ещё в кафе, где купили малкинской и колы, а Максим ещё и яичницу умял. В целом день получился не очень сложным, хотя ноги и устали за целый день кручения педалей. Завтра нам предстоит доехать 18 километров до посёлка Апачи и там сесть на автобус до города, так что поход можно считать завершенным. Планы, конечно, в жизнь воплотить удалось не все, однако путь от этого хуже не стал. Наоборот, очень много всего интересного и неожиданного случилось.

Пройдено 48км, лагерь у Апачинских ист. Перепад высот:600-200.
День 12. Неприятный сюрприз и хорошее окончание

Предполагалось, что сегодняшний день будет очень коротким и записывать его смысла не будет, однако все получилось немного не так, как мы планировали. Встали в 4:30 утра, было ещё темно. Собрались за 30 минут и около 5 утра выехали в сторону остановки. Путь длинной 18 километров проехали примерно за 50 минут, практически долетели. В итоге ещё 1.5 часа ждали на остановке автобус, перекусили, с фотографировали багажники. А вот с автобусом и получилась неожиданность. В 8 утра он поехал мимо нас, притормозил, но потом увидел, что мы с велосипедами и не останавливаясь проехал дальше. Это было очень обидно, на такой поворот событий мы как-то совсем не рассчитывали. Посовещавшись, мы решили ехать в сторону города до асфальта и п. Сокочи, ведь у нас заканчивалась еда, а там продаются всем известные пирожки. Проехать предстояло около 43 километров по грунтовке и ещё около 15 по асфальту, в общем-то, цифры вполне нормальные, но вот настроя куда-то ехать совсем не было, ведь мыслями мы уже были в автобусе по пути домой. Но что делать, медленно, потихоньку двинулись в путь. Через 14 километров у речки встали позавтракать, сил совсем не оставалось и хотелось спать. После еды стало немного лучше и двинулись чуть бодрее. Пока ехали, пытались остановить машины покрупнее, надеялись, вдруг кто-то подвезет нас до города. И вот, спустя 31 километр удача нам улыбнулась. Нас согласился довезти до города мужик, и мы даже все к нему поместились. Это был момент счастья. По пути даже заехали в Сокочи, закупились пирожками, и уже без приключений доехали до города. Так что завершение похода получилось как нельзя более эпичным, в духе всей нашей поездки.

Пройдено 49км, ночуем уже дома. Перепад высот:200-250-180.