Англия / Самостоятельная поездка | Пешеходный туризм | Спортивный туризм
 

Взгляд на Лондон, или попытка познакомиться с Лондоном за неделю

24 - 31 марта 2003 г.
Паддингтон. Гайд-Парк и Бейкер-стрит. Обзорная экскурсия. Тауэр. Пикадилли Секус. Сохо. Чайнатаун. Трафальгарская площадь. Пэлл-Мэлл. Сент-Джеймские площадь и дворец. Аукцион "Кристи". Грин-Парк. Сент-Джеймский парк. Бакингемский дворец. Банкетный зал. Уайтхолл. Кенотаф. Даунинг-стрит. Бункер Черчилля. Музеи мадам Тюссо и Шерлока Холмса. Национальная галерея. Аквариум. Собор Св. Павла. Британский музей. Оксфорд. Стратфорд-на-Эйвоне, дом-музей Шекспира. Виндзор. Вестминстерское аббатство. Ужин с королем Генрихом VIII. Риджентс-парк. Доклэндс, паб "Prospect of Witsby". Монумент. Музей Виктории и Альберта. Кенсингтонские дворец и сады. Круглый пруд. Гайд-парк. Сохо: паб "Spice of Life". Индусы-менялы.
Нитка маршрута
Лондон - Оксфорд - Стратфорд-на-Эйвоне - Лондон - Виндзор - Лондон
 
Часть 1-я. Гайд-Парк и Бейкер-стрит

 

Отлет. Отель Эдуард. Неправильные фунты стерлингов. В какую сторону смотреть на зебре. Гайд-Парк. Английский газон. Змеиный пруд. Мемориал принца Альберта. Бомж с постелью. Бейкер-стрит. Паб «Волонтер». Покупка проездного.

Приложение: Московское метро – взгляд москвича из Лондона

 

Предисловие

 

Путешествие тщательно планировалось всей компанией: два года, проведенные без отпуска, прямо-таки обязывали не промахнуться с выбором страны, времени и стоимости посещения. Очень хотелось то ли в Лондон, то ли в Париж. В ходе дискуссии часть коллектива проявила троцкистские наклонности: предлагалось, в частности, посетить сразу и то, и другое - благо такие туры предлагались.

Эта мысль была (по здравому размышлению) отвергнута сразу по двум причинам: дорого и, кроме того, неизбежное наслоение впечатлений грозило испортить воспоминания о том городе, который будет вторым. Я напомнил историю посещения нами Флоренции сразу после Рима: город был признан компанией «пряничным». Кроме того, все отказались стоять в очереди в Галереи Уфиццы, предпочтя кидать монеты в пасть бронзового кабана в натуральную величину, установленного на рынке - удачное попадание гарантировало (по поверьям) известный финансовый успех. Успех был, кстати, грандиозным: несмотря на вполне приличные результаты, продемонстрированные коллективом, ровно через год и один месяц в России случился дефолт. А вот Венеция, которую мы посетили после Флоренции и 5-ти дневного отдыха на море, была принята «на ура»: все отметили, что даже от каналов пахнет не очень сильно.

В итоге интуитивно почему-то остановились на Лондоне.

027- Лондон

Барышни из турфирмы долго подбирали нам подходящий по деньгам отель и наконец подобрали: назывался он «Niki», имел  при этом на фасаде 2 звезды и располагался около Гайд-Парка. Мы вздрогнули, но тур-барышни нас успокоили: все нормальные туристы берут в Лондоне 2-х звездочные отели около Гайд-парка (этот район традиционно считается «русской туристической зоной»), поскольку отели нужны только для ночевок, благо Лондон - город интересный. Гораздо важнее (как объясняли нам барышни) – это горячий английский завтрак перед экскурсиями, а в « Niki» он был. С учетом того, что нас было пять человек, а из них двое - семейная пара, еще одна взрослая барышня и двое условно «детей» обоих полов, мы ангажировали два номера: на двоих и на троих - мучиться с детьми предстояло свояченице. За двухместный номер с нас взяли по 760 долларов США с носа (8 дней, 7 ночей вояжа), а за трехместный - по 755 (включая стоимость виз).

Но основная проблема заключалась не в этом: посольство Соединенного Королевства в Москве широко известно (в узких кругах) достаточно строгим отношением к въезжающим в Великобританию россиянам. Знакомые рассказывали жуткие истории об отказах в визах в Англию и пророчили нам непременный страшный вызов на собеседование в посольство. Барышни из турфирмы посоветовали нам в комплект документов для посольства напихать ксерокопии как можно большего количества свидетельств о праве на собственность чего угодно: хоть квартир, хоть машин. Машин у нас в данный момент не имелось, а вот квартир хватало.

Кроме того, справка с работы требовалась несколько необычной формы: помимо некой устойчивой зарплаты размером хотя бы эквивалентной 600 (а лучше - 800) долларам США в месяц, в справке должно было быть отмечено, что предприятие гарантирует указанному в ней человеку оплачиваемый отпуск в период пребывания в Великобритании и то, что человек не будет предприятием уволен сразу после отпуска. По задумке посольства это гарантировало, видимо, что турист, имея на руках такую бумажку, будет уверен в своем ближайшем будущем, а не будет расстраиваться по пустякам и пытаться остаться в Англии на нелегальном положении, увеличивая расходы Правительства Ее Величества на его отлов и депортацию из страны. Для верности мы еще подложили в комплект документов свои старые загранпаспорта с визами вполне достойных стран: все это просто обязано было убедить посольство в том, что мы имеем неистребимую привычку возвращаться на Родину.

В довершение всего, как на грех, США именно перед поездкой затеяли войну в Ираке, а Соединенное Королевство в войне с удовольствием поучаствовало. При этом Россия, если помните, сумрачно посматривала на происходящее безобразие и даже в моральной поддержке антииракской коалиции решительно отказывала. Это создавало сразу две проблемы: во-первых, посольство Великобритании получало прелестный предлог рассматривать любого въезжающего россиянина не только как потенциального иммигранта, но и смутьяна, а во-вторых, остающиеся на Родине родственники поглядывали на нас – авантюристов - странно и тайно скорбели о нашей потенциально незавидной участи в результате возможного теракта в Лондоне, заранее прикидывая хлопоты и расходы на организацию торжественных похорон в случае чего. Тем более, что по российскому телевидению с завидной регулярностью показывали проходящие в Лондоне массовые антивоенные (против войны в Ираке) демонстрации.  Впрочем, ничего этого (как обычно) не произошло - ни теракта, ни вызова в посольство. Да и ни одной антивоенной демонстрации нам застать не удалось.

Полученная виза оказалась полугодовой  и мульти (т.е летай  в Англию хоть каждый день, пока деньги не кончатся). Это, как объяснили нам в турагентстве, было новшеством.

Но без накладок все-таки не обошлось: в моем авиабилете, полученном за день до отлета, красовалась незнакомая, но похожая на мою фамилия: « Movak». Пришлось звонить в турфирму: барышни пообещали доставить авиабилет с правильной фамилией непосредственно к отлету. Да и отель нам в последний момент поменяли: вместо «Niki» мы получили все обещанное, включая горячий английский завтрак, в соседнем «The Hotel Edward», поскольку оба отеля имели общего хозяина.

 

День первый, понедельник, 24 марта 2003 года. Отлет. Отель «Эдуард». Гайд-Парк. Мемориал принца Альберта. Бейкер-стрит. Паб «Волонтер». Покупка проездного.

 

Вылет был достаточно ранним, в 10-20, так что мы заранее заказали микроавтобус до Домодедова, который нас благополучно туда и довез, собрав по домам. Приехав (как положено) за два часа до вылета, мы обнаружили чудесный новый аэропорт, ничем не хуже любого аэропорта мира, где я и получил билет. Там было все, что нужно, вот только курить в аэропорту нельзя было нигде, что создавало определенные неудобства: на улице было довольно холодно и весь персонал аэропорта, решительно склонный к этой дурной привычке, мерз возле одной гигантской пепельницы у входа со стороны площади.

Мой билет доставили вовремя.

Наконец объявили регистрацию на рейс: нашим перевозчиком оказалась компания «Трансаэро». Быстро пройдя таможню, мы попали в зону вылета, где я купил в маленьком «Duty Free» духи жене, после чего мы скоротали время до посадки за бокалом пива в маленьком кафе. Курить по-прежнему было нельзя, а с учетом того, что в самолете курение также было запрещено, всеобщая борьба с курением начинала смахивать на маленькую засаду.

«ТУ-154» за 4 часа доставил нас в Лондон. В самолете перед посадкой раздали иммиграционные карты, которые мы и заполнили Но посадка, к нашему разочарованию, случилась не в Хитроу, а в другом аэропорту - Гэтвике, расположенном к югу от Лондона. Дело в том, что, в отличие от Хитроу, Гэтвик принимает не только регулярные рейсы, но и чартерные, как наш. Кроме этих двух, в Лондоне есть еще три аэропорта: Стэнстед, Лутон и Лондон-Сити.

039-Аэропорты

Выйдя из самолета и быстро получив багаж, мы прошли паспортный контроль, где, к нашему удивлению, офицер поинтересовался целью нашего приезда.

-Отдыхать и посещать экскурсии, -гордо ответили мы по-английски.

С оперативно полученным багажом, который таможню не заинтересовал совершенно, мы погрузились в монорельсовый поезд, через 2 минуты доставивший нас в не очень большое здание аэропорта. Там, слава Богу, нашлась (тщательно огороженная скамьями) зона для курения, до отказа набитая бедолагами вроде нас. Мы к ним присоединились, с наслаждением достав, наконец, сигареты. После перекура, краем глаза осмотрев довольно убогий магазинчик, пытающийся торговать спиртным по не совсем правильным ценам, мы заметили барышню с табличкой, на которой была надпись «Intel-Moscow»: барышня оказалась  представителем принимающей нас компании.

Спустившись вниз и погрузившись в автобус, мы поехали по автостраде в Лондон, куда добрались довольно скоро. Погода стояла чудесная - было чуть более двадцати градусов тепла и все вокруг цвело. Началась, как обычно, довольно нудная процедура развоза туристов по отелям, но мы не очень скучали - на каждой остановке выходили из автобуса тоже и с удовольствием курили на солнышке, постепенно избавляясь от лишних деталей гардероба и разглядывая Лондон. Первое впечатление было весьма благоприятным.

038-Ваучер

Наш «The Hotel Edward» оказался предпоследним в списке и располагался на улице, где стояли сплошь уютные белые особнячки, с поэтическим названием « Весенняя» («Spring Street», район Паддингтон), а последним был находившийся за соседним углом «Niki».

003-Edward Hotel

Размещение было быстрым и несколько ошеломляющим. Наверх из небольшого холла отеля вела довольно крутая лестница, имелся также и лифт. По английскому обычаю 1-м этажом считается 2-й (первый – «Ground Floor»), наш же номер (на двоих) оказался на 3-м (т.е. на 4-м) этаже, 3-х местный номер детей со свояченицей – еще этажом выше: в мансарде, по сути. Наш номер очень напоминал каморку Папы Карло, только у Папы Карло, судя по иллюстрациям к «Золотому ключику», места было больше, зато у нас не имелось холста с нарисованным на нем очагом.

004-Edward Hotel-1

Итак, за полуфанерной дверью в узенький коридор располагалась комната, где стояли: 2 кровати справа, тумбочка между ними перед небольшим окном, расположенным довольно высоко (как у Папы Карло), с видом на кирпичную стену, платяной шкаф при входе и небольшой стол напротив входа, на котором имелся чайник и чайно-кофейные принадлежности, включая пакетики с чаем. Комната была оклеена относительно свежими обоями, на стене висела картинка. В шкафу обнаружился врезанный в дно сейф. Налево от входа располагалась неожиданно большая ванная комната с ванной, унитазом и крохотным умывальником. На умывальнике было два крана (с холодной и горячей водой), над ванной - тоже, но, слава Богу, имелся шланг с душем. Шторки над ванной не было. С трудом втиснув в номер чемоданы, мы, закурив, присели, решая, как будем жить дальше. Выходило - тесно.

Пошли навещать своих, расположившихся этажом выше. Там было примерно все тоже самое, только плюс одна кровать, правда и окно побольше, а вместо ванной - душевая кабинка. В целом, в отличие от нашей каморки, этот номер скорее напоминал девичью светелку. Пасынок тут же показал мне выход на крышу отеля, куда мы вдвоем и вылезли, после чего я настоятельно попросил его больше не делать так никогда.

Позднее мы спросили у экскурсовода, почему номера такие крохотные: может, это характерная особенность лондонских 2-х звездочных отелей? Оказалось - ничего подобного. В районе Паддингтон издавна строили себе особняки аристократы. Большая часть этих особняков теперь превращена в отели, причем без особенных перестроек. Просто дело в том, что англичане традиционно обожают (по крайней мере обожали раньше) жить в крохотных комнатушках - им так уютнее. А может быть, все дело в экономии на отоплении.

Более или менее устроившись в отеле, мы наметили план действий. Поскольку горячий английский завтрак предполагался только завтра утром, следовало озаботиться вечерней трапезой. Правда, до вечера было далеко: время в Лондоне – минус три часа от московского, так что был еще день. Решили начать прогулку с посещения Гайд-парка («Hyde Park»), который был рядом (нам его показали из автобуса). Но вначале следовало взять ключ от сейфа под залог. Залог равнялся 20 фунтам, которые я и отнес портье (по виду - типичному арабу). Араб объяснил, что конкретно эти 20 фунтов ему почему-то не нравятся и предложил обменять их в соседнем обменнике на те, которые ему подойдут. На что я заметил, что очень тороплюсь и не может ли он дать мне ключ от сейфа под залог именно этой бумажки. Портье оказался сговорчив.

–Later, later! –радостно пообещали мы друг другу, после чего «Золотой  ключик» оказался у меня зажатым в ладошке.

Пора было идти. Сложив большую часть валюты в сейф и взяв запас разноцветных бумажек, мы вышли из отеля, одев ветровки и позабыв зонтики, которые (согласно всем описаниям) являются обязательным реквизитом для прогулок по Лондону.

037-В холле отеля Эдуард

Тут надобно сделать маленькое отступление. Собираясь в Лондон, я, будучи человеком предусмотрительным, понимал, что фунтами стерлингов на всю компанию лучше бы обзавестись в Москве, дабы не иметь потерь при обмене. Поэтому я (не хуже Остапа Бендера) начал поиски этой валюты. В Златоглавой, давно привыкшей к доллару и начинающей привыкать к евро, наличные английские фунты оказались довольно экзотичной валютой. Купить мне удалось общим счетом 200 фунтов бумажками разного достоинства. Но тут нашелся приятель, который, узнав, что я собираюсь в Лондон, радостно сообщил мне, что у него имеется полторы тысячи фунтов. Когда-то он купил их, собираясь послать сына учиться в Лондон (тут я с уважением посмотрел на него), но передумал, ограничившись одним из московских платных институтов. На следующий день я получил от него пачку фунтов разного номинала, пообещав вернуть долг в долларах по тогдашнему реальному курсу: 1,6 доллара за 1 фунт. Таким образом, у нас собралась изрядная сумма фунтиков наличными, что на 5 человек и 7 дней должно было хватить точно. 20 фунтов с изображением какого-то рыцаря, врученные портье, были из денег приятеля. Прежде чем взять фунты в поездку, я нашел информацию Банка России, которая сообщала, что банкноты (описание прилагалось), эмитированные, в частности, «The Royal Bank Of Scotland» и «Clydesdale Bank» (а именно они часто встречались в составе пачки приятеля) имеют хождение в Соединенном Королевстве наряду с банкнотами Банка Англии.

029-Телефонная будка

Итак, минут за десять мы дошли до Гайд-парка. Кругом было здорово - как я уже говорил, светило солнышко, все цвело, воздух был на удивление чист и никто не пытался тебя переехать на нерегулируемом пешеходном переходе. Белые особняки окружены заботливыми газонами, деревья - и те выглядели ухоженными. Некое подобие карты района у меня имелось (распечатка из Интернета), поэтому, двигаясь строго на юг, мы подошли к улице «Bayswater Road», проходящей вдоль северной части Гайд-парка. На нашей стороне улицы стояла очень симпатичная церковь в готическом стиле, вся светло-коричневая, напротив виднелись входные ворота в окруженный решеткой Гайд-парк.

040-Карта

Следовало только по пешеходному переходу («зебре») эту улицу пересечь.

В Англии, как всем известно, левостороннее движение. Возникло оно из-за того, что в средние века вооруженные всадники старались держаться левее - дабы видеть правую (вооруженную) руку встречного наездника и самим иметь возможность обороняться: так было по всей Европе. Во времена Великой Французской революции знатные люди, стараясь не выделяться в толпе, начали передвигаться справа, как и простолюдины, всегда так ходившие. Наполеон был левшой и садился на лошадь тоже справа, со стороны обочины. Завоевывая новые страны, он повсеместно насаждал правостороннее движение. Окончательно правостороннее движение в Европе установил Гитлер. Но Англия, до которой ни Наполеон, ни Гитлер так и не добрались, сохранила левостороннее движение - возможно, из многовекового чувства антагонизма к Франции. Любопытно, что в Америке первоначально тоже было левостороннее движение, но французский генерал Лафайет, участвовавший в Войне за Независимость на стороне американцев, убедил их в преимуществах правостороннего движения.

Чтобы бестолковые туристы не попали под машину, на лондонских «зебрах» белой краской крупными заглавными буквами написано: «LOOK LEFT» или, соответственно, «LOOK RIGHT». Так что, переходя улицу, вначале стоит посмотреть вниз. Там, где есть светофоры, без этого можно обойтись.

Посмотрев во все стороны (включая низ), мы решительно пересекли улицу и вошли в ворота. Это был довольно торжественный момент (для меня, по крайней мере): на глазах осуществлялась детская мечта: «Увидеть Лондон, но не умереть».

Гайд-парк и в самом деле оказался удивительным местом. Это было, по сути, огромное поле неправильной формы, косящее под большой газон, с редко стоящими большими деревьями, по периметру (возле ограды) обсаженное цветущими магнолиями и сакурой (японской вишней): и магнолии, и сакура цвели из последних сил (только чтобы нам понравиться - таково было наше твердое убеждение). Малое количество деревьев англичане объясняют тем, что солнце и так их редко балует, так что лишняя тень им ни к чему.

 
034-Итальянский дворик
035-Итальянский дворик

Попали мы с Северного входа аккурат в Итальянский сад («Italian garden») – приятное местечко наподобие кусочка нашего Кускова, окаймленное статуями и мраморными павильончиками (по сравнению с Кусковым - небольшими, впрочем). Посредине Итальянского сада имелся фонтан.

005- Итальянский дворик

Итальянский садик нам надоел минут через пять и ( сфотографировавшись, а также купив детям мороженое) мы двинули вверх по косогору - на юг. Лично я внимательно рассматривал по дороге легендарный английский газон («поливать и стричь каждый день 300 лет») в надежде увидеть в нем огрехи. Недостатки имелись: кое-где на газоне виднелись проплешины, что, впрочем, никак не умаляло общего впечатления: по нему можно было ходить, бегать, прыгать и лежать на нем, в конце концов, не опасаясь испачкаться в собачьем… Собаки (не гавкая) резвились около хозяев, не производя никаких загрязнений - я был поражен. Второе обстоятельство, которое меня удивило, заключалось в том, что в Гайд-Парке решительно не имелось никаких заведений общепита: кроме лотка мороженщика при входе в Итальянский дворик, еще один такой же лоток имелся посредине парка и к нему стояла очередь. Ни тебе шашлыков, ни пива…Впрочем, и грязи тоже - никакой.

006-Гайд-парк с высоты птичьего полета

Весь Гайд-Парк с севера на юго-восток пересекает длинный пруд, делимый на 2 части названиями и одним мостиком; северная его часть именуется «The Long Water», а более южная гораздо загадочнее: «The Serpentine». Позднее мы выяснили у экскурсоводов, что южная часть названа так, поскольку в прудике были частенько замечаемы как ужи, так и гадюки - змеи, одним словом. Поэтому и пруд - Змеиный. Впрочем, существует и другая точка зрения: пруд назван так из-за своей извилистой формы.

Своим существованием пруд обязан жене Георга II королеве Каролине: в 1730 года она распорядилась отвести течение реки Уэстборн и создать пруд для купания и гребли.

В отличие от наших водоемов, в гайд-парковом никто не купался, что было просто удивительно, учитывая погоду.

020-Гайд-парк

Когда-то Гайд-Парк относился к замку Гайд, принадлежавшему Вестминстерскому аббатству, но после закрытия монастыря (1536 год) Генрих VIII превратил его в сад для ланей. В начале 17-го века парк был открыт по распоряжению Якова I для публики и стал любимым местом отдыха лондонцев. В южной его части проходит тропа для верховой езды («The Mile») - Миля. На Западе Гайд-Парк переходит в Кенсингтонские сады (« Kensington Gardens»).

Так, двигаясь строго на юг, мы пересекли пруд по мосту и попали аккурат к Мемориалу принцу Альберту («Albert Memorial»).

Это величественное сооружение (общая высота - 55 метров), выстроенное по проекту сэра Дж.Г.Скотта в 1876 году, через 15 лет после смерти любимого мужа королевы Виктории. Принц Альберт (скульптура работы Джона Фоули) сидит в кресле под гигантским балдахином и держит в руке каталог Всемирной выставки 1851 года (Альберт принимал деятельное участие в ее организации), по сторонам памятника из мрамора вырезаны барельефы множества деятелей науки и культуры, а на его углах расположены аллегорические фигуры, изображающие Сельское хозяйство, Торговлю, Ремесло и Инженерное дело, а также части Света. Статуя принца позолочена. Долгое время памятник находился на реставрации и открылся только в 1998 году.

 
009-Мемориал Альберта
 
 
010-Статуя принца Альберта
 
 
015-Группа Сельское хозяйство
 
016-Группа Коммерция
017-Группа Инженеры
018-Группа Промышленники

012-Группа Африка
014-Группа Европа

013-Группа Америка

011-Группа Азия
019- У мемориала принцу Альберту

 

036-У мемориала принца Альберта

Надобно отметить, что подойти к Мемориалу Альберта близко невозможно - он окружен решеткой. К тому же Мемориал настолько большой, что если отойти подальше, дабы он целиком влез в объектив, люди на его фоне будут казаться букашками. Так что пришлось фотографироваться на фоне фрагментов.

007- Королева Виктория и принц Альберт с детьми-Franz_Xaver_Wint

Альберт до женитьбы был принцем Саксен- Кобургским и приходился королеве Виктории (немке из Ганноверской династии) кузеном. Королева так любила мужа, с которым прожила 21 год и от которого родила 9 детей, что даже пыталась сделать его королем, но по английским законам этого сделать было нельзя. В возрасте 42 лет, выпив несвежей воды, Альберт заболел брюшным тифом и умер (антибиотиков тогда не было). С тех пор Виктория до самой своей смерти в 1901 году носила траур, а в комнату, которую прежде занимал покойный, слуга каждый вечер приносил пижаму и клал ее на кровать, каждое утро приносил горячую воду, менял цветы и заводил часы. После смерти Альберта она перенесла свою любовь на фаворита Альберта - шотландца Джона Брауна, спасшего королеву однажды от покушения уже после смерти Альберта. Когда Джон Браун, в свою очередь, в 1883 году умер, история повторилась: на подушку в его комнате каждый день возлагались живые цветы. Впрочем, может это и враки.

008- Королева Виктория и Джон Браун

Вообще в Лондоне много чего названо именем Альберта и объясняется это просто: королева Виктория правила долго – почти 64 года - и мужа не забыла.

021-Marble Arch

Мраморная арка, возведенная в 1827 году, задумана была Джоном Нэшем в качестве въездных ворот в Букингемский дворец, но оказалась слишком узкой для карет знати, и в 1851 году ее передвинули ближе к Гайд-парку. Арка стоит неподалеку от Тайберна (места публичных казней), где в течение шести столетий вешали осужденных (до 1783 года).

Возле площади Bayswater Road переходит в знаменитую торговую Oxford Street, куда мы и попали по подземному переходу. В переходе было пусто, не считая одного бомжа, по московским меркам удивительного: спал он не на полу, а на импровизированной кровати (с постельным бельем).

022-Мраморная арка

Вообще-то мы и потом бывали в Гайд-парке, но Уголок Оратора нам и в голову не пришло посетить: вполне возможно, что некая сакральность Уголка связана в нашем сознании только с детскими впечатлениями от газетных заметок времен «развитого социализма», в которых корреспонденты газеты «Правда» с тайным восторгом сообщали о месте, где каждый псих может нести любую чушь, каковая ему заблагорассудится. Нынче достаточно включить телевизор, чтобы увидеть и послушать тоже самое.

Baker Street мы искали довольно долго: дело в том, что фактическое ее начало называется Orchard Street (аккурат между знаменитыми универмагами «Marks & Spenser» и «Selfridges», расположенными по обеим ее сторонам). Шли долго, по дороге удивляясь полному отсутствию пабов. Знаменитый дом  221 В обнаружился только после пересечения Baker Street с Marylebonе Road, музей был уже закрыт. Стемнело, очень хотелось пить и есть, да и просто присесть. К счастью, рядом с музеем наконец обнаружился паб, назывался он «The Volunteer».

В пабе, рассчитанном примерно на 15 посетителей, нашелся большой круглый деревянный стол, за которым мы и разместились. Подойдя к стойке, мы заказали себе по пинте (0,568 литра) разного эля (английского нефильтрованного пива), племянница предпочла темный «Гиннес», а пасынку досталась кола. Лично я взял эль «London Pride». При этом в пабе имелись всевозможные спиртные напитки, а надписи на краниках свидетельствовали, что в пабе есть и различные сорта пива (в том числе импортного), но мы решили, что пить в Лондоне какой-нибудь «Хайнекен» вместо эля - просто глупость. Слава Богу, в «The Volunteer» еще и кормили. Изучив меню, мы взяли по порции знаменитого блюда: «Fish & Chips». Оно представляло из себя среднюю по величине зажаренную треску, обложенную чипсами и нам совершенно не понравилось: треска была очень сухой и невкусной. Зато эль оказался выше всяких похвал, так что мы выпили еще по пинте. Ужин с элем обошелся нам на всех где-то в 65 фунтов. При расплате опять возникли проблемы с 20-фунтовыми бумажками. Барышня за стойкой сама выбрала купюры, которые ее удовлетворили (логику мы не очень поняли).

 
025-2 и 1 фунты
026-2 и 1 фунты

Пора было возвращаться в отель. Двинулись в обратную сторону, ища какую-нибудь станцию метро. Пешком идти сил уже не было. Дойдя до Oxford Street, мы повернули не направо, а налево и наконец увидели станцию метро. Называлась она «Bond Street». Надо было купить  недельные «Travel Card». Мы заранее знали, что для их покупки необходимы фотографии и они у нас имелись. Наши 20-фунтовые купюры с разными рыцарями опять стали камнем преткновения, но индусу, оформлявшему проездные, часть из них неожиданно понравилась (причем понравились именно те, которые не приняла барышня в пабе), так что мы кое-как расплатились. Проездной на неделю (1-я зона) стоил 16,5 фунтов для взрослого и 6,5 фунтов для ребенка и представлял из себя книжечку из кожзаменителя с гордой эмблемой «Underground». В развороте книжечки слева находилась карточка с вашей фотографией, а справа была вложена собственно «Travel Card» с указанием срока и зоны действия. С обратной стороны книжечки  в специальном карманчике была заботливо хранилась свернутая карта метро с правилами пользования на обороте.

 
023-5 фунтов
024-5 фунтов-реверс

Посмотрев на схему, мы поняли, что нам по серой ветке от «Bond Street» нужно проехать одну остановку до «Baker Street», где пересесть на коричневую ветку. Следующая остановка от «Baker Street» и была нужным нам «Paddington». Вздохнув, мы решительно двинулись к турникетам. К нашему удивлению, все получилось легко - и даже пересадка. Только при выходе из метро тоже надо в турникет вставить карту - этим удостоверяется, что вы перемещаетесь в зоне действия проездного.

 
030-Знак метро
 

 

031-Вагон лондонского метро
032-Лондон-проездной

Быстро дойдя до отеля, мы достали бутылку водки и приступили к военному совету. Понятно было, что значительная часть наших купюр никуда не годится. Постановили: попытаться их завтра обменять на нормальные, для чего попросить совет у экскурсовода. Кроме того, выбрали экскурсии из списка, предоставленного турфирмой.

 
001-Памятка отъезжающим

Очень рассмешила «Памятка отъезжающим в Лондон», написанная не без юмора:

«Повсюду в Европе, но особенно в Лондоне, не стоит появляться в шубах, манто, жакетах из натурального меха.

Если Вы продолжите свое путешествие за пределы Англии, не забудьте, что Великобритания - это еще и шотландцы, уэльсцы, ирландцы и не стоит называть их англичанами: Ваш собеседник сразу же станет весьма холоден».

002-Памятка отъезжающим-1

В другие части Великобритании мы не собирались вовсе, да и на дворе была весна (очень похожая на наше лето), по причине которой  меховых изделий у нас с собой в наличии не имелось. Заканчивалась «Памятка» грозным предупреждением:

«В воскресенье спиртные напитки продаются только после 19-00».

В дальнейшем выяснилось, что это не совсем так.

 

Анатолий Новак,

31 июля 2003 года

Приложение:

 

Московское метро – взгляд москвича из Лондона

 

Вот какое письмо я послал в журнал «ОГОНЕК» на прошлой неделе, назвав его:

«ВЗГЛЯД МОСКВИЧА ИЗ ЛОНДОНА»

 

Дорогая редакция!

Аккурат собирался Вам написать и сам, да вот в 14 номере 2003 г. любимого мною «Огонька» с удовольствием прочитал интервью А.Ванденко с Дмитрием Гаевым «Генерал подземной армии».

Очень рад, что Лондонский королевский транспортный колледж поставил Московское метро на первое место, Токийское - на 2-е, а Лондонское - на 3-е.

В Токио не был, к сожалению, а вот из Лондона недавно вернулся. Судьи, конечно, сравнивали метрополитены по 2-м десяткам параметров (так в интервью написано), я же - только по своим впечатлениям.

Так вот, по мне Лондонское метро – чудо.

1. Там очень чисто, а в нашем - очень грязно.

2. Бомжей в лондонском метро нет, а в нашем - полно (это - как минимум, чесотка, а, упаси Бог, если появится чучело с атипичной пневмонией, то при нашей несклонности носить марлевые намордники московское метро превратится в огромный морг). Не думаю, что Соединенное королевство менее правовое государство, чем Россия, однако бомжей-то в метро нет. Возможно, связано это с системой пропуска: карточку нужно пропустить через турникет не только на входе, но и на выходе (поскольку в метро 6 зон и система оплаты дифференцируется по зонам). При этом в нашем полно обслуги (милиция, дежурные всякие), которая непонятно чем занимается, а в Лондонском я видел служащих только возле турникетов и предназначение их, по-видимому, помогать бестолковым туристам вкладывать карточку в турникет нужной стороной.

3. Нет в тамошнем метро и музыкантов (это строго запрещено), которые в московском метро играют так громко, что сразу возникает желание, состоящее из 2-х вариантов: морду им набить или дать денег, чтобы ушли.

4. В лондонском метро совсем ничем не торгуют. А наше набито торговцами, которые никому не нужны, поскольку все, чем они торгуют, продается наверху, но место занимают. Ну зачем мне покупать в метро шампунь, зубные щетки и паутинки для ремонта одежды? При этом торговцы, бродящие по вагонам, обладают на редкость визгливым голосом.

5. «Люди мы не местные», инвалиды и фальшивые монахи, все эти побирушки - исключены. А у нас? Они что, с милицией в доле?

6. Там никто ничего не ест и уж тем более не хлещет пиво (запрещено), соответственно, мусор под ногами не валяется, а бутылки не катаются по полу. А у нас? Кстати, я вообще не видел в Лондоне ни одного человека с бутылкой пива в руках. Хочешь выпить - иди в паб!

7. Убийство бездомной собаки в переходе в Лондоне невозможно - в Лондоне и в метро и на улицах бездомных собак вообще нет (у нас - и в метро имеются). Некому ставить памятники. Зато в Москве скоро можно будет ставить памятники загрызенным стаями бездомных собак пешеходам.

8. Перед отъездом нас пугали, что лондонское метро - очень запутанное, дорогое и не дай Бог перепутать зоны. На самом деле, перед входом на каждой станции находятся стенды с кучей бесплатных схем, помогающих туристам разобраться в метро, с такими же журнальчиками и еще много чего есть на этих стендах - все, повторяю, бесплатно.

А метро очень простое, только надо следовать указателям, все ветки на схемах раскрашены - не ошибешься.

Проезд, конечно, дороговат: в 1-й (центральной) зоне одна поездка стоит больше 1 фунта (50 рублей). Но для туристов (редко кто приезжает в Лондон меньше, чем на 7 дней, что и так мало) есть оптимальный выход - покупаешь трэвэл-кард (необходимо фото) на 7 дней для 1-й зоны (нужно очень постараться, чтобы за пределы ее случайно выехать, ведь 1-я зона -это все, что нужно туристу в Лондоне): 16,5 фунтов для взрослого (для ребенка - 6,5) и ездишь без ограничений. Мы его сто раз оправдали - ведь станций настолько много, что до любого нужного места лучше всего добираться на метро.

Кстати, эта же трэвел-кард дает право так же ездить и на автобусах (те самые даблдеккеры) и мы пару раз прокатились, но на метро - удобнее.

9. Само метро камерное такое, это не наши дворцы (лондонцы называют его «Труба»), станции все разные, поскольку некоторые построены сто и более лет назад. Есть похуже, есть просто шикарные (Вестминстер, например). На станции Риджентс-парк вас наверх поднимает большой лифт - весьма экзотично. Вагончики небольшие и невысокие, но очень чистенькие, с матерчатыми сиденьями. Что характерно, ничто нигде не разрисовано, сиденья все целы и мало народу.

Стариков нет совсем - никаких льгот в лондонском метро ни для кого не существует: плати и езжай! Зато пенсионерам все лекарства в аптеках бесплатно: мне кажется, это умней. То есть понятно - билеты дороги и в метро заходят не пива выпить, не поехать на другой конец города за баночкой майонеза на 50 копеек дешевле, а по делу. На лондонском метро, кстати, можно доехать до аэропорта Хитроу - это 6-я зона. Есть, правда, и там проблемы - с января закрыли Центральную линию. Мы-то легко справились - линий очень много, почти все станции - пересадочные, но лондонцы ругаются.

Такие вот, господа, пироги. Не совсем понятно, почему г-н Гаев гордится ежедневной перевозкой московским метро 9 миллионов человек. Пассажиров так много, потому что половина из них ездит бесплатно, что, впрочем, г-на Гаева не волнует - зато меня интересует, почему растут цены на поездку, а не отменяются бесконечные списки льгот? Наше метро своим бомжатником, собаками, лицами кавказской национальности диковатого вида (явно только что сбежавшими из аула, поскольку овец пасти лень), вечно снующими пенсионерами, торговцами, музыкантами и попрошайками воспитало настолько стойкую неприязнь значительной части населения Москвы, что эта самая часть предпочитает добираться на работу на каком угодно драндулете, стоя в пробках и вдыхая (и сама драндулетом испуская) пары бензина. Пользоваться московским метро стало НЕПРИСТИЖНО. Лондонец, планируя поездку, просто так в центр на машине не сунется: бензин недешев, да и время потеряет, хотя пробочки в Лондоне по сравнению с московскими - детский лепет: мы смеялись. Кстати, в Лондоне даже при все равно большом дорожном движении запаха бензина нет вовсе - катализаторы на машинах стоят, наверное. Может, московское метро почистить, отменить льготы, да и просто порядок навести? Глядишь, пробок бы на дорогах не стало, машин стало бы меньше, а воздух – чище. Я вот держусь из последних сил, не пересаживаюсь на авто - люблю почитать по пути.

А теперь сами решайте: каков Дмитрий Гаев генерал и на что годна его подземная армия.

 

С уважением (к редакции):

Анатолий Новак

21.04.03 г.

 

Письмо опубликовали в 17-м (май 2003 г.) номере «ОГОНЬКА». Правда, это было не совсем то, что я написал, с журналистской отсебятиной. Ну да Бог им, журналюгам, Судья. Смысл, в общем, не поменялся. Они, как говорится, по собственному разумению «расставили акценты». Итак:

 

«ХОЧЕШЬ ПИВА, ИДИ В ПАБ!

Я - человек метро, держусь из последних сил, не пересаживаюсь на авто: люблю читать в пути. Искренне рад, что Лондонский королевский транспортный колледж поставил московское метро на первое место, токийское, значит, на втором, а на третьем - лондонское. В Токио не был, а из Лондона недавно вернулся. Так вот, по мне лондонское метро - чудо! Там идеально чисто и нет бомжей, а бомжи - это как минимум чесотка, а если атипичная пневмония... А смрад какой... Думаю, их отсутствие связано с тем, что карточку нужно пропустить через турникет не только на входе, но и на выходе (в метро шесть зон и оплата по зонам). Г-н Гаев, а если и нам так, может, бомжей меньше будет? При этом у нас полно милиции, дежурных. Непонятно, чем они занимаются, а в лондонском служащие только у турникетов, помогают туристам правильно вкладывать карточку.

Нет там и музыкантов и не торгуют (строго запрещено). Ну зачем мне покупать в метро зубные щетки? Фальшь-инвалиды и фальшь-монахи, все эти побирушки типа «Люди, мы не местные...» исключены. А у нас? Они что, с милицией в доле? Там никто не ест и уж тем более не хлещет пиво (запрещено), значит, и бутылки по полу не катаются. Ну не курим же мы в метро. Я за такие запреты! Хочешь выпить, иди в паб! И убийство бездомной собачки в переходе метро исключено - в Лондоне даже на улицах их нет. Некому ставить памятники.

А метро простое, следуйте указателям - не ошибетесь. На каждой станции стенды и куча бесплатных журнальчиков и схем. Проезд, конечно, дороговат: в 1-й (центральной) зоне одна поездка стоит больше фунта (50 рублей). Но туристы покупают трэвел-кард (нужно фото) на семь дней для 1-й зоны за 16,5 фунта (а зона эта - все, что нужно туристу в Лондоне) и ездят без ограничений. Есть, правда, и там проблемы - с января закрыли центральную линию. Мы-то легко справились, линий много, почти все станции пересадочные, но лондонцы ругаются.

Главное - никаких льгот нет, даже пенсионерам: плати! Зато для них все лекарства бесплатно и пенсии не как у наших бабулек, это правильнее, и нам так надо. У нас половина (!) пассажиров - льготники (из 9 миллионов, которых московское метро ежедневно перевозит). Поэтому и цены растут на билеты. Почему не отменяются бесконечные льготы? Больше 110 типов удостоверений, дающих льготы... Во сколько халявщиков!

Ах ты наша гордость - с бомжами, торговцами, музыкантами и попрошайками... Да еще в часы пик нужно пропустить три-четыре поезда, чтобы втиснуться... Многие ведь добираются на работу на каком угодно драндулете, стоя в пробках и вдыхая пары бензина. Лондонец просто так в центр на машине не сунется: бензин недешев, да и время потеряет, хотя пробочки в Лондоне по сравнению с нашими - детский лепет. Может, пора московское метро почистить, отменить льготы, навести порядок?

 

Анатолий НОВАК

Москва»

033-Хочешь выпить-иди в паб

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Англия
Англия, Февраль 2016
Самостоятельная поездка
на фото: 02
Великобритания, Май 2014
Самостоятельная поездка
на фото: 01
Великобритания, Декабрь 2013
Самостоятельная поездка
еще маршруты
О Маршруте