Один среди монгольских равнин

Большую часть своей походно-экстремальной жизни Игорь Политико провел в горах. Но желание новых ощущений, переживаний и эмоций заставило его повернуть взгляд от высотных круч к более размеренному, спокойному пейзажу безлюдного умиротворения. Выбор пал на пустыню Гоби, где, как узнал Игорь, можно услышать море.

— Красота гор вызывающая, внешняя, — считает путешественник. — Помните как у Ильфа и Петрова в «12 стульях»: «Горы не понравились Остапу. — Слишком много шику! — сказал он. — Дикая красота. Воображение идиота. Никчемная вещь». Красота же пустыни больше внутренняя. Своего рода «Безлюдные пространства» Крапивина. Там почти нет запахов, только иногда донесется и исчезнет запах полыни. Из звуков главный — звук ветра. Я ехал по «telegraph road» («телеграфная дорога») километров 20 при сильном боковом ветре, слушая тонкий вой ветра в проводах, дополняющийся каждые сто метров, когда я проезжал мимо очередного столба, шипением, похожим на звук, который мы слышим, когда волна откатывается назад в море с мелкими камушками.

23 дня одиночества

В своем путешествии Игорь не видит ничего выдающегося. Такова сущность людей, которые стремятся к новому, неизведанному. Сотворят что-нибудь эдакое, а потом скромно так:

— В моем путешествии нет ничего выдающегося. Так, личные партизанские действия. Просто частная вылазка за новыми ощущениями.

За 23 дня Политико преодолел на велосипеде 1200 километров. Причем до этого ни в одном велопутешествии он участия не принимал. Вот такой грандиозный дебют. Правда, иногда велосипед приходилось тащить на себе. Как и «багаж», вес которого достигал 50 килограммов.

— В один из дней пришлось волоком тащить груженый вещами велосипед 50 километров, — говорит Игорь. — Из них проехал, точнее, пародировал езду не больше четырех километров по очень рыхлому песку, сначала с боковым, а затем сильным встречным ветром, к вечеру принявшего силу ураганного. К тому же вторую половину дня — в гору.

Как правило, Игорь начинал движение около восьми утра. Днем остановок почти не делал, только когда было совсем тяжело, а таких случаев было, по заверениям путешественника, пять, останавливался и ложился на землю, отдыхал минут 20, а дальше снова вперед. Если не мог дальше ехать, просто шел пешком, толкая велосипед. Если трудно было идти даже пешком, останавливался, держа велосипед, съедал несколько конфет, выпивал глоток воды и шел дальше. Около шести остановка на ночлег. О своей «ночной» жизни Игорь записал в своем дневнике:

— Большая часть моего путешествия уложилась в полный лунный цикл от новолуния до следующего новолуния. Рождение, рост, расцвет, старение, смерть, возрождение для новых страданий. Это и есть колесо сансары. Ночью, если ветер утихал, тишина была не ватная, как в тумане, а обычно, на пределе слышимости, присутствовала низкая вибрация, как если бы на отдалении кто-то пел слог «ом». Может это мозг в отсутствие звуков пытается строить свои собственные фракталы? Или это просто глас Господа? Безлюдность. Лаконичность. Наверное поэтому.

Разрушенные иллюзии

Пустыня в представлении большинства граждан место абсолютно безлюдное. Эдакие барханы с редкими караванами верблюдов, как на обертке конфет «Каракум». Гоби тоже пустыня и тоже с редкими жителями и жители эти не оставляли путешественника без своего внимания.

— Я считал, что большинство монголов, если и не разговаривают на русском языке, то, по крайней мере, его понимают, — говорит Политико. — Это заблуждение. Пришлось объясняться, используя мои скромные познания монгольского и язык жестов. Причем вполне успешно.

Европеец на велосипеде среди пустыни вызывал у аборигенов любопытство. Доброжелательные гобийцы часто обращались с простыми ритуальными вопросами — кто, откуда, куда. Мимо местных товарищей технический прогресс не прошел и, как заметил Игорь, они использовали его, гармонично вписав в свой образ жизни, пересев со своих скакунов на мотоциклы.

— Пересев на мотоциклы, кочевники не всегда правильно подбирают угол атаки козырька бейсболки к ветру, — улыбается Игорь. — В итоге за время путешествия наблюдал на обочине — около 30 бейсболок.

Обитель Спокойной Добродетели

Основой для разработки маршрута стала нитка путешествия предшественников Игоря — велопутешественников из Читы. Вот только некоторые объекты Игорь взял «под себя». К примеру, вместо изборожденного туристическими «тойотами» Хонгорэн Элс — вулкан Нойон и затерянный в горах монастырь Амар Буянтын кхийд — «Обитель спокойной добродетели».

— Для того, чтобы попасть в этот монастырь, мне пришлось на протяжении примерно 30 км пересекать в верхней части огромный подгорный склон, прорезанный сухими руслами, — вспоминает Игорь. — Нужно было многократно спускаться в эти самые русла и потом выволакивать наверх груженый велосипед... Встретившийся по дороге пастух на мотоцикле сказал, что воды не будет ни по дороге, ни тем более в монастыре... И день был жаркий, пришлось нагрузиться по полной.

Из более тысячи пройденных километров только два прошли по асфальтированной дороге — в конце путешествия, когда Игорь прибыл в административный центр южногобийского аймака Даландзадагаде в поисках кафе или столовой. Нашел, утолил чувство голода и…

— Среди асфальта я почувствовал себя абсолютно чужим, — поделился Политико. — После ужина уехал к себе в пустыню ночевать с видом на горный хребет Гурван Сайхан («Три прекрасных») и позже, когда стемнело, на звездное небо. Самолет в Улан-Батор был только завтра.

 Цифры с комментариями путешественника
Использованный транспорт в путешествии: три поезда, три самолета, один автобус.
— Визу получил в Элисте, потому что это ближе, чем в Москве, и к тому же друзья помогли. Еще это можно было сделать в Иркутске, в Улан-Удэ и, наверное, в Тыве — в Кызыле. Билеты покупал в международных кассах железнодорожного вокзала, по интернету и (внутренние монгольские билеты на самолеты и монгольский билет на поезд до Улан-Удэ) с помощью моего агента в Улан-Баторе.

Длительность путешествия — 23 дня.
— Ощущалась сильная нехватка времени. Я бы с удовольствием продолжил поездку.

Перепад высот: от 800 до 2500 метров над уровнем моря.
— Я пытался найти необитаемые территории. Места, где живет меньше всего людей.

Расход воды: в среднем 2,5 литра в день.
— Воду брал из колодцев и вез с собой в пластиковых бутылках. Максимальный срок, на протяжении которого источники воды отсутствовали — три дня.

Один велосипед и пять сумок.
— У меня был обычный серийный велосипед. Дополнительно я его оборудовал только багажниками для велосипедных рюкзаков — их называют «велоштаны». И купил не самые дешевые покрышки с пятимиллиметровым слоем кевлара.

Потеря веса: около пяти килограммов.
— Бензина для мультитопливного примуса хватило 1,5 литра — то есть по 70 граммов в день. Кипятил утром и вечером по 1 литру воды. Утром овсянка с изюмом, вечером — гречка с курагой. Днем — вода и конфеты. Такая углеводная диета без мяса и жира позволила иметь небольшую норму потребления воды и достаточную работоспособность.

Температура: не измерялась но…
— Четыре или пять дней было по-настоящему жарких и три относительно теплые ночи, когда под утро не испытывал желания залезть помимо спальника также и в велосипедный чехол.

Материал опубликовал Editor

Комментарии

Заголовок вашего комментария:
Текст вашего комментария: