Моё знакомство с небом

К осени 2020 года у меня накопился небольшой опыт полётов: два полёта на параплане, два тандемных прыжка три самостоятельных прыжка с десантным парашютом Д6 серии 4, а также один прыжок с парашютом тренировочным лётчика (ПТЛ-72) Итого: 8 полётов (самолёт не считаем).О них и рассказ.

 

Немного о себе

В детстве я боялся высоты. Не скажу, что очень сильно боялся, но побаивался, однако родители часто снимали меня маленького с подоконника; по словам мамы забирался я туда довольно шустро. В юношеские годы после потери ключей входить в собственную квартиру через форточку уже было почти привычно. Всякие испытания себя на прочность, связанные с опасными хождением по краю крыш - стандартная история. Чердаки, крыши, стройки домов, стройки метро. Обычное детство.

 

Мои полёты

Парапланы

Мой первый полет состоялся в Крыму, в Коктебеле с лётчиком-парапланеристом Алексеем Кольцовым. Летали недолго. Я успел сделать несколько фотографий. Приземлились на окраине пляжа, на гальку. В целом удачно. Сильного страха не было, скорее, любопытство. Тогда полетать меня фактически уговорили две незнакомые женщины - тоже пассажиры Алексея, - которые видели, как я брожу в раздумьях по горам. Состоялось это событие летом 2010 года.

Второй полет был более осознанным: я купил сертификат на полет на мотодельтаплане. Летал на севере московской области. Однако мотодельтаплан из-за ветра не запустили, вместо этого прокатили на мотопараплане.

Взлетать на нем страшно: сидишь впереди, земля резко уходит из под ног и аппарат взмывает ввысь мгновенно. Я сильно напрягся на взлёте, даже глаза закрыл на мгновение. Наверху было ветрено, пофотографировать особенно не получилось. Сохранилась одна фотография в полете, к тому же часть кадра я закрыл пальцем. При посадке было не так страшно, даже интересно, однако из-за погодных условий садились с включённым мотором.

Парашют

Первый раз прыгал тандем со Стасом Умновым в сентябре 2019 году на аэродроме АСК Аэроклассика в Ватулино, все последующе прыжки выполнялись там же. Впервые ощутил свободное падение - 45 секунд полёта. Интересно, захватывает дух, но испугаться не успеваешь.

Тогда Стас под своим контролем дал порулить парашютом. Затем слушал теорию прыжков с парашютом типа "Крыло"; прыгнули AFF0 - это такой же тандем, но задача ученика выполнить упражнение: требуется проверять горизонт, сверяться с высотомером, а на высоте 1800 метров сымитировать раскрытие парашюта, при этом нужно контролировать положение тела - руки, ноги, прогиб пояса. Выполнил. Далее посещал аэротрубу. Ходили в Letarium 1 раз и 3 или 4 раза в Vacuum.

Один раз я ещё самостоятельно был в трубе на Курской, но это вне курса AFF.

Затем я оценил своё финансовое положение и курс приостановил. Тем более, что во всю начал ещё заниматься SRT. Накопил за год полдюжины коротких походов (погулял по пещере с горным компасом); поучаствовал в двух соревнованиях; побил личный велорекорд - три коротких велопохода, один на 157 км за день.

В плане спорта год выдался насыщенным. Казалось бы, какое это имеет отношение к парашютизму?! Будто бы никакого, но не спешите с выводами.

 

Парашют

Самостоятельные прыжки

3 прыжка с д6.с4. Первый прыжок состоялся 1 августа 2020, 2-ой 10 октября 2020, 3-ий 17 октября 2020. Все три раза, как мне показалось, на приземлении я все делал верно: ноги вместе, слегка согнуты. 24 октября я прыгнул с парашютом тренировочным лётчика (ПТЛ-72) с высоты 1200 метровЭто мой долгожданный прыжок. Моим инструктором была Юля. Полёт прошёл успешно. Я приземлился  в 100-200 метрах от намеченной цели.

Главным при прыжке с ПТЛ-72 выдержать десять секунд свободного падения и не дёрнуть кольцо раньше. Сосредоточиться на выполнении упражнения помогает слежение за секундомером. Я раскрылся на 2-3 секунды раньше сознательно, рассчитывая чуть-чуть дольше поуправлять парашютом. За несколько минут полёта я успел попробовать развороты. Движение на малом и большом сносе (спиной к ветру). Особенность ПТЛ-72 состоит в том, что на нем рекомендуют приземляться спиной. Я приземлялся боком, на правый бок. Заранее рассчитал так, чтобы после касания земли упасть на правое плечо. Дело в том, что при первом прыжке уж очень необычно и страшновато приземляться спиной.

 

Анализ ошибок, подведение итогов

Что заметил для себя: при отделении не считал. Действовал так: набрав воздуха, отделялся,после отделения выдыхал и почти одновременно дёргал кольцо. Наверное, и получалось где-то 3 сек, может, 2-2,5. При первом прыжке вообще, как мне показалось, дёрнул кольцо сразу после выхода, но на видео все равно заметно, что минимум 2 секунды прошло. При отделении ноги вместе до конца не свёл. На третьем прыжке для себя понял, что голову сразу после выдёргивания кольца лучше не поднимать (взгляд перевести на кольцо ЗП), стоит дождаться рывка, если нет через 2 секунды - тут надо послушать инструкторов и выдержать эти 2 секунды, быстро поднять голову, оценить ситуацию и сразу перевести взгляд на кольцо ЗП.

Выводы

Борьба со страхами

Людям, которые хотят прыгнуть с парашютом, но по каким-то причинам не решаются, (может быть, боятся: самолёта, самого падения, тверди земной и т.д.) наверное, осторожно рискну посоветовать (если честно, советовать что-то страшно) попробовать начать с параплана. Может быть, даже где-нибудь над морем. Однако, в любом случае лучше проконсультироваться с опытными пилотами лёгкой авиации, а также с соответствующими специалистами. Также дополнительным способом высотной тренировки, наверное, можно считать опыт скалолазания, SRT.

Материал опубликовал Иван Гаврюшин

Комментарии

Заголовок вашего комментария:
Текст вашего комментария: