Семь перевалов летом дветысячиодинадцатого

Вчера вернулись из горного похода первой категории сложности. С Таисом действительно хорошо ездить и удобно по времени и организация у них приятная. В окрестностях Архыза каждый день шёл дождь. Прошли семь перевалов, два из них категории 1А (Речепста, Габулу/Кара-Су/2810) и одну связку двух перевалов 1А (Кара-Джаш, Иркиз), три некатегорийных (Генеровская Балка, Рассыпной Бугор - без перевального тура, Кумбиж). Сказать по правде н/к перевалы дались нам тяжелее чем 1А. На Генеровской балке лесорубы-электромонтёры вырубили длинную просеку, а лес не убрали, обходили траверсом правого склона через множество балок, ручьёв и высокую траву. У Агура-Кяфара какие-то лесники-мясники выворотили много леса вдоль реки - там идти и орг. брод стало неприятно. На хр. Ингур на границе зоны леса мы впервые почувствовали присутствие медведя, под соснами и берёзками было много навозных куч. Когда шли по Агуру-Кяфару по высокой траве удобнее всего было идти по медвежьим тропам. После третьего ручья от Рассыпного Бугра после прижимов и старого селевого выноса мы услышали тройное медвежье ворчанье, обошли. За это время мы повстречали двух постухов с разных кошей, которые сказали что в Агуре-Кяфаре живёт медведица с медвежатами. Перед подъёмом на Кумбиж встретили Таганрожцев, спустившихся с Федосеева и направляющихся на Церковный, позже мы их же встретили в долине Архыза. На Кумбиж было бы подниматься не тяжело, если бы не торопила непогода, к обеду мы должны были спуститься к озеру Кяфар - там, кстати, очень красиво. Заночевали у слияния Кызылчуков выше оз. Рыбного. Когда поднимались на Речепсту встретили Запорожцев и Ставропольцев с которыми шла ростовчанка из Планеты, которые шли на Кынхару. С Речепсты спустились без проблем, правда я решил не переходить реку, а траверсировать травянистый склон по бараньим тропам, позже мы вышли к Кошу на отроге Абиширы-Ахубы и переши этот отрог. По дороге нас застала гороза, мы отожили всё железо - ледорубы, тушёнку, карабины и 20 минут смотрели как парят орлы и развиваются завихрения в облаках. Спустились к устью Дукки, на следующий день на днёвки мы ходили в Архыз за пропусками, а на следующий день пошли в р. Темир-Кулак. Наблюдения свидетельствуют, что там строят "Курорт Архыз", а лесорубы прокладывают парковые дорожки в еловом лесу тракорами и тягачами. В верх. Темир-Кулака мы снова увидели топтаные следы медведя поднимавшегося в верх. реки. Уже в заснеженных каменых цирках перевала Габулу/Кара-Су этот бурый повелитель лососевых спрыгнул с рыком со скалы и скрылся за промежутончной седловиной.
Мы насторожено и по описанию пошли на перевал. За перевалом оказалось очень красивое озеро (это я знал и раньше). Немного позднее я покажу фото. Из этого озера начинается поток Кара-Су, по которому мы и пошли. В том месте где начинаются крутые травянистые сбросы я нашёл тропу ведущую в строну Белой. Спускались мы по сильнозаваленному лесу и по спусковой тропе спустились в Псыш. Там повстречались пограничники, которые уже стационарно осели немного выше Белой. Немного выше погранзаставы сошёл сель, наурская тропа перестала в этом месте существовать, обходить приходится по речным плёсам - там мы и заночевали. Лесорубы угостили нас горючим для разведения костра и напилили бензопилой дровишек, чтобы их гости не замёрзли. Утром повстречались велотуристы из Волгограда проходившие велотройку, спускающиеся с перевала Кара-Джаш. Добрались до моста - мост представлял собой нечто с тросами, которые были перекручены, а дощечки наклонены так что там не устоишь. Мост перешли, а вот тропу под Кара-Джаш я нашёл не сразу - пришлось несколько раз выходить на реку и смотреть вверх, после нескольких неудачных попыток пролезть через лес мы вышли на тропу, которая вначале промаркирована туриками. Подробно про то как туда выйти могу рассказать. Заночевали под Орлёнком, а на следующий день перейдя Кара-Джаш встретили одиночку-Армавирца который очень энергично проходил перевалы в тех местах и собирался идти на Ака-йры, а сам перевал был пройден до нас Белорусами в шесть вечера. Именно этих белорусов и группу из двух человек из Ростова - Михаила и Ольгу мы встретил около озёр под пер. Ирикиз - озёра дествительно очень красивые и необычные. Заночевали на границе зоны леса в д.р. Ака-йры. Спускаясь по реке София встретили группу из Курска на погранзаставе. Руководитель рассказал, что на поляне Тау-Лу места ночлега стали платными. Ну как я и рассказывал в начале, уехали с Таисом.