Пещера Надежда (Абаканский хребет)) Автор Дмитрий Медведев Новосибирск - 1999 Описание района. Подъезды и подходы Пещера находится километрах в 20 от поселка Вершина Теи (станция Тея, ветка Новокузнецк - Абакан). От поселка необходимо идти в сторону очистных сооружений и далее вдоль долины. Свернуть на первом повороте направо. Километров через 17 с левой стороны выше по склону есть небольшая избушка, которую видно с дороги. От избушки до пешеры километра 3-4. Необходимо свернуть направо (вниз по склону) не доходя метров 500 до конца дороги. Вход в пещеру расположен в небольшом скальном выходе, сверху его не видно, и найти пещеру без проводника представляется маловероятным. Описание пещеры Надежда Вход в пещеpу пpедставляет собой дыру в скале на высоте метров 6. Оттуда висит веревка, да и без нее залезть нетрудно. Далее ход наклоняется вниз и переходит в достаточно крутую катушку 20+20 м (в середине есть небольшая полка и место для навески). Под конец катушка выпадает на стену высокого и широкого разлома. Если стоять лицом к веревке, то налево будет небольшая система, находящаяся в этом же разломе. Пройдя по разлому, можно подняться с левой стороны либо в самом конце (что проще), либо немного раньше (там висит веревочка). Подъем нетрудный, но немного страшно, потому что высоко. Далее следует небольшая красивая завальная галерея. Много разнообразной натечки, с потолка местами капает (в начале мая). На спуске можно замкнуть кольцо, при этом желательно иметь с собой веревку метров 10. Здесь подходящее место для перекуса, есть вода. Если же пойти по разлому влево, выпадаешь в колодец 20 м. Вначале метров 5 катушка, затем перегиб и остаток вертикально. Далее в нижней части неширокий ход, прокопанный. Местами видны крепи из бревен. Здесь сухо, иногда белая натечка на стенах. Ход приводит к следующему разлому. Когда идешь вперед, ход немного повышается. Дно завалено глыбами. На стенах видны какие-то окна, куда, видимо, можно залезть. Эта часть холодная, на стенах иней, на полу ледяные сталагмиты. Похоже, до поверхности недалеко. Ход постепенно сужается и затыкается. Дальнейший путь - спуск в узкое отверстие у стены. Это колодец 30 м, самый верх вертикальный, дальше крутонаклонная стена. Навеска за крючья. Спуск вдоль покрытой натечкой стены приводит не то в грот, не то в разлом. Далее вниз по скользкой катушке (веревка не обязательна). Попадаем на дно. Это несколько гротов, где во множестве представлены сталактиты, сталагмиты, занавески и т.п. Многие занавески звенят на разные голоса, если постучать по ним. Наш дальнейший путь - вперед и вверх. Проходим мимо каменной речки. Половина ее белая, половина коричневая. Затем надо залезть в узкую щель, ведущую вверх-вбок. Залезать неудобно, не во что упереться ногами. Потом вверх - выходим снова к речке. На противоположной стороне на том же уровне видна какая-то дыра (снизу лезть в нее не хочется, чтобы не топтаться грязными сапогами по белой натечке). Далее по системе ходов вываливаемся из небольшого незаметного окошка снова к нашей веревке под колодцем 30 м. По нашим оценкам, категория пещеры 2Б. Прохождение группой из 8 человек, с перекусом и фотографированием заняло 12 часов.