Полярный Урал в ноябре

38 фотографий

Фото: Евгений Батуев, Алексей Серов, Алексей Сашов

ГТСка

Та самая ГТСка (Гусеничный Тягач Средний), куда мы радостно загрузились на станции Елецкая, предвкушая быструю переправу через реку Елец и затем кратчайший путь в район Пайера. Но через полчаса все выглядело немного по-другому... Вездеход застрял в шуге посредине реки, постепенно начал наполняться водой. Река широкая, пробовали запустить гонца по шуге - неудачно, шуга не держала. Вылезли на крышу, отчерпывали воду, но не успевали. Короче, как раз когда ГТСка наполнилась, приехал карьерный экскаватор, сначала вывез нас, потом вытащил ГТСку. Э, мораль такова, подумайте дважды, прежде чем соваться на вездеходе в шугу.

Снегоочеститель пассажирский

Отличный транспорт для туристов. К тому же в нашем случае он оказался бесплатным. Но в основном развозит чистит снег, развозит путейцев по линии и подбрасывает местных. Подвез нас от депо станции Елецкая до станции Полярный Урал. Внутри печка, можно вскипятить кан или чайник. Едет не быстро, но уверенно.

Уютный вокзальчик станции Полярный Урал

Вообще-то это фото с последнего дня - 9 ноября. Но для наглядности можно оставить здесь. Примерно так все и было, когда мы выгрузились из поезда-снегоочистителя. Правда погода и видимость похуже. Вокруг станции множество прикольных снего-ветро барьеров. Видать заносит их здесь зимой конкретно...

Уходим на перевальчик Вездеходный

Надели рюкзаки, поддцепили саночи и пошли. Видимость средняя, когда поднялись на перевальчик еще и ветер задул в морду. Но пока тепло - 0 градусов, ветер Ю,ЮЗ.

На Полярном сани - лучший друг лыжника

Все мужики у нас шли с санями. Батуев хотел отказаться от саней, но мы все равно впарили ему легендарные сани Сенаторова, и, кажется, они ему очень пригодились. Вообще с санями проблем особых не было - при навыке в кустах проходишь без проблем, на склонах иногда переворачиваются, но и этого можно избежать при умении. Зато в них можно загрузить по полной бензин и другие тяжелые штуки, чему ваша спина будет насказанно рада.

первое `окно` хорошей погоды

2 ноября после 9 было небольшое окно хорошей погоды. Видели хребет в районе Макар-Рузь, наверное тогда уже видели и Пайер, но еще не поняли, что это он. К обеду окно закрылось, немного подул ветер, но все равно тепло, 0, -2, ветер ЮЗ.

Леша Сашов

Вообще из всех нас у Лехи был самый крутой рюкзак. И только он был на ски-туре. ну насчет ски-тура не знаю, еще не пробовал, а вот рюкзак хороший для лыжного похода найти сейчас непросто. У Лехи был самшит - очень легкий (1 кило) и большой. Наверное, литров 120 там есть. Сейчас много разных рюкзаков продается, но на них куча разных ненужных строп и лишних карманов, которые утяжеляют все конструкцию. Из продажных я нашел Sinto Азимут 100 вес 1 кг. - но надо смотреть какая там спина.

Ленка на `перекуре`

Вообще мы шли с 7.15 до 14.30. Это примерно, иногда выходили чуть позже, раз вставали на ночевку в 15.15, уже в темноте, пару раз приходили на место и ставили палатку раньше - в 13.00 и 14.00. Обедали в 11.00. Переходы делали "на глаз", когда хотелось посидеть.

Тоже типа `перекур`

Я вообще сторонник того, чтобы снимать лыжи на перекуре. Так ноги слегка разминаются и меньше устают. Кроме того. можно почистить лыжи, что я часто и делал.

Наверное, это перевал Вездеходный

Вообще с погодой нам с одной стороны повезло, а с другой нет. Было тепло 0, -2, -4, только в последние два дня упалодо -12, -14. Для Полярного это не свойственно. По рассказам бывалых морозы здесь в ноябре уже нормальные. Как и ветра. И пурга конкретная бывает. То есть настоящую полярноуральскую погоду мы так шкурой и не прочуствовали.

Подходим к истокам Ельца

Маршрут от станции Полярный Урал был нашим запасным вариантом, на случай если река Елец не встанет. Елец не встал. Вот мы и идем от Полярного, что несколько удлиняет подход под район Блюхера и Пайер. Всего от станции до нашего лагеря под Блюхера, куда мы ходили радиалку, мы шли 2.5 дней, по ходу прошли пару мелких перевальчиков.

Небольшой привальчик [1 коммент.]

Во время обеда я тоже большой любитель снимать лыжи. Некоторые плюхаются прямо в лыжах, что, на мой взгляд, неудобно им самим и другим. Во-первых - встать уже сложно, повернуться, что-нибудь подать или сделать тоже. И другим такой чел тоже мешается, потому что подойти взять пайку или сесть рядом со столом уже сложнее - там как тюлень сидит в своих лыжах этот товарищь и всем мешает. Короче, товарищи, снимайте лыжи во время обеда!!!

Переход через ручей

Вообще из-за теплой погоды многие ручьи и речки не замерзли или не достаточно замерзли. Приходилось искать оптимальное место для перехода, переносить лыжи, рюкзаки и сани. Верховья Ельца перешли по наледи. В целом ручьи нам не слишком мешали и сильно не задерживали. По возможности мы даже брали воду для приготовления, т.е. не приходилось топить снег, что экономило топливо и сокращало время на готовку.

Шедевр Женька [1 коммент.]

Пока мы лопали сало в теплой палатке Женька Батуев геройски сделал насколько кадров со штатива. Это наш лагерь под Пайером в верховьях Харуты. Ветрозащитную стенку строили 1.5 часа. Шутили, что можем давать объявления где-нибудь в Воркуте: "Бригада рабочих-славян строит ветрозащитные стенки быстро, надежно, качественно. Без в.п. Из вашего снега".

В кустах

Вообще кусты были, мы по возможности старались их обходить или высматривали проходы. Сани цеплялись, переворачивались, но в целом, на мой взгляд, кусты нас также не особо задержали. На обратном пути мы их большей частью обошли или прошли по вездеходке.

Жан-Поль [1 коммент.]

Женек попросил его в этом походе называть Жан-Поль, что мы и делали. Вообще Жан-Поль обладатель различного самошитого снаряжения и в этом он уступал только Володе и, возможно, Леше Сашову. На этой фотографии видна уникальная балаклава и замечательные рукавицы. Шапка кстати у Жан-Поля здесь прокатная, свою он принес в жертву духам Ельца во время своего моржовского заплыва с тонущей ГТСки.

Пайер

В 9.15 ветер стих и пришло окно хорошей погоды. Справа отлично был виден Пайер. Весь в снегу, как в броне. Прониклись уважением.

К перевалю Блюхера

Собственно двигаемся к перевалу Блюхера или Азиопа. Наверное, самый яркий день за весь поход. Отличный снег, солнце, хорошая видимость, подъем на лыжах под перевал, потом на кошках на перевал - все это было... мммм.... хорошо!

Тучки

Вот с севера наползают какие-то тучки на горки. Через часа два видимость уже будет похуже. Вообще из отчетов о походах сюда в ноябре в сети перед походом мы нашли только отчет 88 года Чхетиани. Но тогда и зимы были настоящие - они Елец по льду перешли без проблем, ну и страна была другая. Так что про ноябрь информации не много - возможно этот отчет тоже кому-нибудь поможет.

Погода звенит

Погода там менялась резко, за полчаса буквально. Например в этот день вышли в 7.15 в сильный ветер. Настолько сильный, что без горнолыжных очков морду из капюшоне ве высунешь. В 9.15 вдруг резко распогодилось, ветер стих, солнце проявилось. И так до 12. Потом видимость ухудшилась, но до 14 все равно нормально было. ну и без ветра. Два дня подряд мы такое наблюдали - дует с ночи до 9.15, потом тихо. Но в день восхождения на Пайер эта мозайка не сработала.