Карта Археологического памятника Мангуп
Дорога к монастырю
С трассы сворачиваем в Адым-Чокракскую долину. Проезжаем мимо раскинувшегося вверху плато. За г. Мазар-Тепе поворачиваем налево. Дорога плавно набирает высоту. Оставляем машину возле отворота на Благовещенский мужской монастырь, далее идем пешком.
Крест при подъеме к монастырю
Выходим на обыв, с которого ведет тропинка к монастырю. В самом ее начале и расположен крест.
По тропинке к монастырю
Под вырезанным из камня святым есть источник, правда, во время нашей прогулки он был сухой
Благовещенский Мужской монастырь
Действующий пещерный мужской монастырь.Возник он на рубеже XIV-XV веков в пещерах на южном склоне Мангупа. Раньше назывался Южным. Монастырь расположен за пределами оборонительных стен.
Обитель находится в труднодоступном месте, ход туда был потаенным. Он и сейчас не очень заметен, и не очень легок.
Когда пала крепость Феодоро, перестал существовать и монастырь. В 1990-е годы современные монахи основали здесь Свято-Благовещенский пещерный мужской монастырь.
Подъем в монастырь
В монастырь ведет искусственный туннель, начинающийся в небольшом естественном гроте в подножии обрыва и заканчивающийся на краю площадки обширного, также естественного, грота в средней части обрыва . В восточной стороне грота находится пещерная зальная церковь. В ее центральной и северной части, в полу, - три вырубные гробницы с пазами для установки каменных плит перекрытия. Стены наоса украшены профилированным карнизом. В потолке пробиты проушины для подвешивания хоросов.
Невысокая алтарная преграда отделяет наос от алтаря. Пространство между ней и плечами апсиды образовали жертвенник и диаконик. В апсиде - глубокая арочная ниша. Ниже нее проходит синтрон с прямоугольной вырубкой в центре, вероятно, "горнее" место. В центре пола алтаря - вырубное прямоугольное в плане основание престола с четырьмя гнездами по краям и одним в центре. Фресковые росписи покрывали апсиду с нишей и конхой, арку, окаймляющую алтарь и фриз над аркой.
Второй этаж мужского монастыря
Святыни и реликвии: икона Божьей Матери «Скоропослушница», Богоявленский источник в гроте
Наместникь: Игумен Иакинф (Телега)
Крест при выходе на плато (г. Мангуп-Кале)
Земля
Цель нашей прогулки - увидеть все пальцы Мангупа. Поднимаемся по тропе, ведущей от монастыря прямо на плато и далее следуем по краю к мысу Чамну-бурун.
Идем по краю плато к мысу Чамну-Бурун
Мыс Чамну-Бурун (Сосновый мыс)
Крайний западный мыс, самый большой по площади и с самыми крутыми и высокими обрывистыми склонами - Чамну-бурун (Сосновый). Большая его часть покрыта зарослями, среди которых, ближе к оконечности возвышаются группы сосен, красноречиво дающих понять о происхождении названия мыса.
Мыс Чамну-Бурун (Сосновый мыс)
Ущелье, отделяющее этот мыс от Чуфут-Чеарган-бурун , получило свое названиями от одного из главных занятий местных караимов, Табана-дере, обычно оно переводится как "Овраг Кожевников". В его верховьях, ниже другого водного источника, сохранились до сих пор вырубленные в скале ванны, в которых замачивались кожи в дубильном растворе, приготавливавшемся из сока особых растений, которые произрастали здесь же.
Мыс Чамну-Бурун (Сосновый мыс)
Для подъема на плато можно воспользоваться тропами, проходящими по западным склонам ущелий Табана-дере и Гамам-дере.
Мыс Чамну-Бурун (Сосновый мыс)
Тарас, Света, Сергей
Мыс Чамну-Бурун (Сосновый мыс)
Кирилл- вот вся собственно наша компания на этой прогулке
Мыс Чамну-Бурун (Сосновый мыс)
Одна из удивительных особенностей Мангупа - это обилие воды на изолированном плато. Она накапливается в трещиноватой толще известняков, благодаря осадкам, а также в результате конденсации там атмосферной влаги. Скопившаяся вода находит выход в источниках, приуроченным к верховьям балок.