[Sarov]

Город Саров

Подробное описание
Заметки пользователей

маршрут Лесокрут
Тема: Подробное описание
не опубликовано

ЛЕСОКРУТ. Утренний костёр
Утренний костёр
ЛЕСОКРУТ. Арзамас-16: Проезд закрыт
Проезд на Саров закрыт
   Я так и не смог справится с передним переключателем у Агата. Отказывается он работать на 3 положения, хоть тресни, как ни регулируй. Помучили его, помучили, так и не смогли заставить работать штатно, хотя на вид всё цело и регулируется. Словно он и был на 2 скорости сделан.
- Ладно, оставь на 1-ю и 2-ю что бы работал, - Агату надоело уже с ним возится.
- Когда ж первую умудряешься задействовать? За весть поход я её у себя не ставил, а колёса у меня больше…
   В принципе, ему можно и обойтись. Янтарь едет как правило не быстро, даже в спуск, поэтому большие передачи пока не актуальны. Ещё одна странность - нам почему-то не хватило воды, что бы привычно залить кипяток для перекуса в термоса.
   Выброска группы на дорогу процедура не простая, велосипеды и вещи через канаву перекидывали сообща, что бы избежать поломок. А потом спокойно, но довольно быстро покатили дальше.
   Обещанный тупик не заставил себя ждать. Противотанковые ежи, зоны досмотра, вышки, автоматчики в форме погран-войск, КСП и колючка, сигнализация и скрытые пикеты. Приехали… "Командира группы на КПП!" передали команду из недр "зоны".
- Пропуска есть?
- Скажите где их взять, хотя бы, - отвечаю, - А то негде не сказано что тут проезд закрыт.
- А вам куда надо-то? - со мной общается офицер азиатского вида, но девушка-пограничник внимательно слушает.
- В Нарышкино, - отвечаю, не моргнув глазом.
- Подождите, сейчас узнаем, что можно сделать… - и уходит в глубь, где начинает активно что-то обсуждать по военному телефону.
- А тут есть какой-нибудь объезд вашей… м… зоны?
- Понятия не имею, - ответила девушка, - я снаружи никогда не была.
- Почему?
- А нас отсюда не выпускают…
- Вам надо ехать в объезд, - офицер закончил с телефоном, - Едите до Первомайска, там поворот на север, потом поворот на Дивеево, оттуда до Цигановки, где направо будет дорога прямо на Нарышкино…
- Спасибо… - перспектива делать крюк около 200км не радовала совсем. Наверно они переоценили возможности велосипедов. Мы собрали прямо рядом с КПП совет стаи, и достав карты стали генерить планы.
   Не зря нам советовали повернуть перед стеклянным, это очевидно. Стало быть, велопутешественникам тут не суждено увидеть хранилище оружейного плутония и реактор где его делают, посмотреть как живут секретные физики-ядерщики, не сфоткаться у памятника Серафиму Саровскому… Придётся месить пески до лесозавода, там вообще неизвестно что месить до Кошелихи, зато потом по карте можно асфальтом проехать Глухово - Дивеево - Цигановка, но лучше через Лихачи - Суворово, так ближе, но что за дорога на Лихачи мы не знаем. В любом случае едем на Лесозавод - Кошелиху, а там посмотрим.
   Мы едем назад. Снова Стеклянный, тот же дом и тот же колодец для заправки. А вот и поворот. Группа железнодорожников из автобуса стоящего на повороте проводила нас грустным взглядом за переезд, где мы начали бодать необъятный песочный тракт.
   Песок густой, иногда можно ехать, но не зная, где завязнешь. Здесь рулят самые низкие передачи и крепкий хват руля - песок норовит свернуть его в любую сторону. Иногда эта борьба утомляет, и приходится идти пешком. Абхаз, влекомый зовом, всё время держится впереди, словно боясь опоздать куда-то. Продвигаемся медленно и скучно.
ЛЕСОКРУТ. Лучший транспорт
Лучший транспорт
ЛЕСОКРУТ. Лесозавод
Лесозавод

   Где-то с сердце этого песчаного болота встречаем трактор, ктоторый ровняет это всё для того что бы можно было проехать. Тракторист оказался дружелюбным и разговорчивым, и сообщил, что от Лесозавода идёт нормальная асфальтированная дорога, чем нас порадовал. По этому случаю был устроен большой перекур. Трактористу, которого зовут Александр, было видно очень интересно пообщаться с новыми людьми, пришельцами из другого мира - здорового и интересного образа жизни, чего-то ищущих в этих Богом забытых песках. Приятно пообщавшись, мы двинулись дальше.
   Иногда попадались полосы, по которым можно ехать из-за плотного песка под ними. Но трудно было угадать, когда она переходит в обычную рассыпуху. Заодно стал начинаться дождик, которого так хотела Янтарь. Сначала мелко, но потом с ветром он стал уплотнятся, и мы очень быстро приготовили свои водозащитные комплекты, однако стояла жара, и потеть в них нет никакого желания. Неприятно только то, что если всё что у нас под ногами сейчас размокнет, то двигаться станет совсем грустно.
   Появление одной плотной полосы удачно совпало с резким спуском, и я не замедлил этим воспользоваться. Но где-то посередине заложена мина - мягкий песок. Ожидая такой подвох, я удержал руль и спустился, а вот Абхаз, когда велосипед остановился, продолжил. Сделав акробатический прыжок, и вполне профессионально упав на бок с долгим перекатом, он быстро встал на ноги. Без потерь.
   Наконец дорога свернула и сузилась. Начались развилки и объездки. На одном из таких пошёл настоящий ливень. Не прекращая движения мы за несколько секунд всё укрыли водозащитой, и сами себя тоже, отошли под навес из ёлок на обочине. Ливень быстро начал стихать.
- Во как, - глядя на всё это, я удивлялся погодным причудам: солнце не прекращало палить всё это время, - Только зачехлились, и он уходит…
- Посмотрел он и подумал, - за стихию как всегда ответил Агат - Хм… Успели… Ну ладно…
   Тут опять развилка: дорога разделилась на разбитую-песчанную, и нормальную грунтовую, характерную для леса. Обе, чувствовалось, идут на лесозавод. Какую мы выбрали - понятно. Здесь уже можно вполне ровно ехать, есть на обочине "халява" что бы не мучится в колее. Там и пошли.
   Природа, кажется, прямо на глазах меняется: из состояния "весна" она быстро переходит в состояние "лето". Листочки, цветочки и всё что растёт - буквально на глазах увеличивалось в размерах, а этот грибной ливень придал этому процессу хорошее ускорение. Ну а мы придали его нашим велосипедам, и вот уже впереди мостики через ручьи. Которые по карте перед самым Лесозаводом должны быть. Собравшись на подтяжной, поскакали дальше.
   Именно поскакали. Благодаря наличию самого лесозавода, все мостки сделаны из добротных свежих брёвен, с большими перепадами высот между ними. Мосток не один, и дорожка за ними не ровная совсем. Так что это не езда, а скачка. Доскакав до посёлка, побуксовав в его песках, выбираемся на асфальт и причаливаем к местному магазину.
   Забрав из него последние йогурты и мороженное, мы собрались перекусить по дороге до Кошелихи в лесу, но не тут-то было. Только мы выехали за последний дом, у Абхаза лопнула задняя камера. Её замену совместили с перекусом на лавочках рядом с поляной, которую видно используют как футбольное поле. Ветер, продувает, но лучше места нет. Похолодало что-то, а у нас горячего как раз не хватает. Так что холодный перекус получился во всех смыслах.
   Ряженка, выпитая перед отъездом, ввергала в лёгкий озноб, борьба с которым осуществляется в помощью педалирования. Мы снова несёмся по асфальтированной ленте дороги куда-то вдаль… Опять лес, лес, лес…
   Кошелиха расположена в низине, по берегам речушки Пуза. Мы собрались наверху, у начала спуска в низину. Отсюда открывается чудесный вид на другую стороны низины, но нужной нам дороги не видно совсем. Ломать голову не стали, и приступили к спуску. В самом низу, вместо одного ожидаемого моста, вижу крупную асфальтированную развязку, и дорогу, уходящую на северо-запад, на Лихачи и Комкино. Без колебаний поворачиваю туда. Обходной маневр начался хорошо.
ЛЕСОКРУТ. Лихачи. Дорога под облаками
Лихачи. Дорога под облаками
ЛЕСОКРУТ. Откуда здесь дорога, и куда?
Откуда здесь дорога, и куда?
ЛЕСОКРУТ. Бодливый конь
Лихачи. Хочу бодаться!
ЛЕСОКРУТ. Стоянка в лесополосе
Стоянка в лесополосе
ЛЕСОКРУТ. Навигация у костра
Навигация у костра

   А вот дальше дорога начала планомерно набирать высоту, что сразу сказалось на скорости Янтаря с Агатом, подсадивших свои батарейки на песках лесозавода. Поле, солнце предательски пошло к закату, а ветер, как и положено, порывисто задул с запада.
- Вот вы и попались! - Агат всегда чувствует и предаёт настроение стихии, и поделился им на развилке на Комкино, которое смотрит на нас с высокого противоположного берега, а от развилки через мост туда тянется нитка асфальта- Теперь покувыркаетесь…
- И покруче бывало.
- Только Ольга очень устала. Не гоните особо.
   Это касалось ударной группы, которая по разным причинам способна ещё на подвиги. Осторожно выдвигаемся дальше. Облака с закатным солнцем рисуют в небе сложные конструкции из теней и лучей. Среди некоторых на горизонте угадываются струи дождей. Вот ещё один пологий взлёт, и поворот на Лихачи. То, что название говорящее, мы ещё успеем убедится. Кони пасущиеся рядом, с интересом смотрят на нас, словно не замечая густого запаха навоза вокруг. А я сейчас озадаченно смотрю на карту. И не только я. Дело в том, что мы стоим на асфальтированной развилке, которой на карте нет, и куда дальше идёт дорога можно только догадываться - на Трудовое - Елизарьево, или Кремники, куда на карте вообще ничего, кроме ЛЭП и трубопровода под землёй не идёт. В любом случае, риск снова попасть в Саровский тупик невелик, и мы едем туда.
   Кони что-то заподозрили и попытались забодать Абхаза, но тот вырвался вперёд и оторвался от преследователей. Впереди у нас дорога набирающая плавно высоту и заворачивающая через поле аккуратно на запад, и ветер, словно выжидавший этот момент, задул с новой силой. Мы, словно снова на Арзамасском броске, пригнулись к рулям и повисли друг у друга на колёсах, медленно и нудно влезая наверх. Янтарь, тоже воспользовалась Арзамасским опытом, и уставившись в набегающий асфальт, отключила сознание, уйдя в педальную медитацию. Порывистый ветер в это время дня мог означать лишь одно - погода завтра будет другая. Сегодняшняя тоже неплоха, но на завтра снова дождя не хотелось бы. Так что пусть будет солнце.
   Проанализировав азимут нашего курса, я понял, что мы идём всё же на Кремники, что очень хорошо - срезаем неплохо, уменьшая дистанцию объезда Саровского тупика. Появилась идея заночевать перед Кремниками, если будет место, а воду канистрировать в самих Кремниках, заслав туда отряд водовозов.
- Янтарь, Янтарь… - подобравшись к ней поближе на велосипеде, хочу посоветоваться, вставать, или дальше ехать. - Тут есть идея, можно встать тут немного впереди, по ситуации, если сильно устала.
- А, - машинально ответила Янтарь, и, не выходя из комы, поехала дальше. Я уже решил что зря суетился, и чуть не забыл об этой идее, как сознание вернулось к Оле, и она стала выруливать ко мне:
- Что-то ты говорил про стоянку? - между моим вопросом и этим ответом прошло минут пять…
   Но у всех подъёмов рано или поздно бывает апогей, а потом он заканчивается. Словно почуяв это ветер стих, а вокруг дороги выросла лесополоса. Я сразу взял карту, и понял, что требуется коллективное решение. Если вставать, то где-то здесь, потому что дальше долго не будет подходящих мест. Может и будут, но никаких на то гарантий.
- Янтарь, как ты?
- Э… Вот. Готова. Отдыхать.
   Поняв это как сигнал к действию, мы разделились. Разведка на право - Бегун, налево - Абхаз, вперёд - Беркут. В результате неподалёку было найдено отличное место для стоянки, совершенно невидимое с дороги, и прудик немного впереди. Сделав оперативную заброску, группа в составе Бегуна и Агата отправилась за водой.
   Абхаз же был особо озадачен своей задней покрышкой - она протёрлась настольно, что камера из неё лезла грыжей. Лесозаводские пески её добили. Теперь надо её лечить и ставить на переднее колесо, а как лечить такие вещи я хорошо знал с Алтайского "М-45".
   Абхаз налил себе кофе в кружку, взял у меня весь необходимый ремнабор - иглу большую и толстую капроновую нить, резиновый клей, и разложив коврик неподалеку от установленной им же палатки, впал в медитацию ремонта. Глядя на него, можно было позавидовать. Даже столь нудный и сложный ремонт он сумел превратить в получение удовольствия. Агат с Бегуном появились не скоро, и рассказали, что в пруду много дохлой рыбы плавает, и воду оттуда брать стрёмно. Они доехали до Кремников, и набрали воду там. 2 канистры по 10 литров нам более чем достаточно.
   Мы стоим в молодой лесополосе. Частые и тонкие деревца, с маленькими листиками на вид ничего спрятать не могут, а на самом деле даже в темноте нашего костра от дороги не видно…
   

Документы, визы

Город входит в ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование).

Территория ЗАТО обычно огорожена заборами с колючей проволокой и охраной (частично или полностью). Для посещения ЗАТО необходимо получить специальный пропуск, для этого нужно указать причину посещения, причем причина посещения должна быть веской - посещение родственников или командировка на предприятие, находящееся в закрытом городе. Визит в ЗАТО с туристической целью невозможен. Аналогично нельзя посещать ЗАТО с гостевой целью - приглашение может быть оформлено только близким родственником, но не дальним родственником или другом.

Порядок выдачи пропусков — разрешительный, а не уведомительный, так что получить пропуск в ЗАТО обычно сложно.