Подробное описание

Памир - самая высокогорная система на юге бывшего СССР. Он занимает площадь около 60 000 кв. м и представляет собой разветвленную сеть вечнозаснеженных хребтов и обширных межгорных долин, образующее Памирское нагорье.
Альпинистское изучение Памира началось одновременно с первыми исследовательскими экспедициями АН СССР на Памире в 1928 - 1933 годах. Туристами Памир начал осваиваться в 50-е годы и до последнего времени был одним из наиболее популярных туристских горных районов СНГ. В альпинистско-туристской практике границы Памира приняты исходя из орографии хребтов и их спортивных маршрутных возможностей. С востока Памир ограничен Сарыкольским хребтом, по оси которой проходит государственная граница республик б. СССР и КНР. Южная граница проходит по реке Пяндж, разделяющей Таджикистан и Киргизию с Афганистаном, а северный предел очерчен рекой Кызыл-Суу (Кызылсу), последовательно принимающий затем названия Сурхоб и Вахш. На западе Памир завершается окончаниями хребтов Петра Первого и Дарвазского.
Самые высокие хребты и мощные ледники сосредоточены в западной части Памира. Вершины многих хребтов превышают 6000 м, а в наиболее высоких хребтах поднимаются выше 7000 м. На Памире находятся три из четырех семитысячников б. СССР - пики Ленина (7134 м, Заалайский хребет), Корженевской (7105 м) и наивысшая точка - пик Коммунизма (7 495 м, хребет Академии Наук, недавно переименован в пик Исмаила Самани).
Нагорье, поднятое до 4 000 м и более, занимает восточную часть Памира и простирается от его северных границ до южных и лишь однажды прерывается хребтом Музкол.
Природные условия западной и восточной частей Памира очень различаются. С одной стороны, резкая расчлененность рельефа с высокими хребтами и ледниками, с другой - пологое нагорье, местами переходящее в высокогорную пустыню.
Ученые-биологи, гляциологи, климатологи и др. - разделяют Памир на регионы с достаточно общими и устойчивыми физико-географическими характеристиками: характер хребтов, тип и мощность оледенения, растительность, сухость воздуха и т. п. При таком делении часто одна часть хребта попадает в один регион, а другая - в другой, что затрудняет классифицирование информации о перевалах.
Принятое в туризме и альпинизме деление Памира на регионы в общем не противоречит географическому, отражает историю туристского освоения Памира и позволяет достаточно четко ориентироваться в информации. Обычно Памир разбивают на пять регионов: Северо-Западный, Северо-Восточный, Юго-Западный, Центральный и Восточный. Наименее определены границы Центрального Памира - многие относятся к этому региону восточные части хребтов Северо-Западного Памира.
К Северо-Западному Памиру относятся хребты Петра I, Дарвазский, Ванчский и Язгулемский до пересечения хребтов Академии наук. Северо-Восточный Памир объединяет восточную часть Заалайского хркбта и хребет Зулумарт до перевала Зулумарт. К Центральному Памиру можно отнести хребет Академии наук, Танымас и восточную часть Язгулемского хребта - горы южной группы лед. Федченко. К Восточному Памиру относятся хребты Музкол, Пшартский и Северо-Аличурский. К Юго-Западному Памиру относятся хребты Рушанский, Шугнанский, Ишкашимский, Шахдаринский и Южно-Аличурский.
Западную часть Заалайского хребта (западнее перевала Терсагар) вряд ли целесообразно относить к Северо-Западному Памиру - долина реки Муксу является мощной естественной границей между этими районами. Хребет Академии наук иногда относят к Северо-Западному Памиру - как уже говорилось, границы регионов весьма условны.
Подобное районирование способствует более четкому классифицированию информации по Памиру и ее поиску при подготовке к походам, которые, как правило, совершаются в пределах одного региона. Кроме того, приведенное районирование, построенное по направлениям сторон света, отражает также важные для туристов природно-туристские и транспортные особенности отдельных регионов, требующие учета при планировании подходов.
От других горных областей б. СССР Памир отличается сравнительной стабильностью погоды в летнее месяцы. Наиболее частые изменения погоды наблюдается вблизи пика Ленина. Более устойчива погода на Северо-Западном и Центральном Памире, исключения составляют районы у пиков Коммунизма и Революции.
Сухость воздуха и повышенная солнечная радиация характерны для всего Памира, однако его центральная, восточная и юго-западная части по этим показателям превосходят другие регионы.
В каждом хребте и регионе Памира имеется набор перевалов любой категории трудности. При этом преобладают перевалы от 2Б и выше, количество перевалов трудностью 1А и 1Б относительно невелико. Высота перевалов за очень малым исключением находится в пределах от 4000 до 6000 м. Основная масса перевалов имеет высоту около 5000 м, значительно число перевалов, превосходящих и эту высоту.
Ввиду этого походы на Памире сопряжены с длительными непрерывным пребыванием на высотах более 4000 м, бывают случаи, когда длительность непрерывного пребывания на высотах более 5000 м нередко достигает предельно допустимых значений (шесть-семь дней).
Перевалы Памира, как правило, требуют длительных подходов и отходов с преодолением водных преград, ледников, снежно-ледовых склонов и скальных участков. Перевалы находятся преимущественно в удаленных труднодоступных районах, доступ ко многим из них возможен лишь из замкнутых пространств, куда можно проникнуть только через сложные перевалы. Для наиболее сложных перевалов прохождение основного перевального препятствия с ближними подходами отнимает обычно четыре-пять дней. Даже перевалы 1А и 1Б, особенно находящиеся внутри региона, часто требуют один-два дня времени. При прохождении перевалов обычны ночевки на каменных моренах, на снегу и льду, на склонах и седловинах перевалов, иногда возникает необходимость в сооружении ограждений из фирновых блоков и в рытье снежных пещер. Преодоление перевалов требует применения всего набора технических средств и тактических приемов, используемых в горном туризме и альпинизме.
Для Памира характерны походы IV - VI категорий сложности. Разработка удовлетворяющих требованиям правил логичных походов меньшей сложности с проникновением в зону вечных снегов затруднительна. Объективно это обусловлено сравнительно небольшим числом перевалов низкой трудности, а также их недостаточно удобным сочетанием с перевалами иной сложности. Природно-климатические условия Памира и характеристики перевалов, требующие высокой физической, технической и тактической подготовленности туристов, делают с точки зрения безопасности путешествий проведение походов III и меньшей категории сложности проблематичным.
Административно Памир в основном расположен на территории Таджикистана. Лишь северные отроги Заалайского хребта, спадающие в Алайскую долину, относятся к Киргизии.
Главным средством сообщения на Памире является автомобильный и авиационный транспорт. Основой автомобильного сообщения стал Памирский тракт, начинающийся от города Ош в Ферганской долине. Тракт с севера на юг пересекает Алайскую долину, проходит на юг по Памирскому нагорью по реке Пяндж и вдоль последней тянется на север и затем на запад к г. Душанбе. От тракта проложены дороги местного значения на юг и восток вдоль Пянджа, сравнительно небольшие участки по долинам рек Шахдара, Бартанг, Язгулем, Ванч, Оби-Хингоу. У озера Каракуль ответвляется автодорога к долинам рек Кокуйбель и иТанымас. Местные авиалинии связывает г. Душанбе с городами Мургаб и Хорог, с районными центрами Рушан, Ванч. Авиасообщение имеется также с городами Товиль-Дара и Джиргаталь, находящимися на западных границах Памира. К этой транспортной сети привязаны точки начала и окончания походов.


Памир находится в: