Пещера Ростовская
Ростовская-Физтеховская

История

Открыта в 1985г. спелеологами г.Ростов на Дону И.А.Зениной и О.А.Зениной. На протяжении 15 лет периодически исследовалась спелеологами Ростова на Дону (рук. Яшкин В.В.), Черкесска (Липченко С.Ю., Пустоветов Г.А.), Донецка (Зубец В.И.), Москвы (Белоусов С.И., Корочкин Д.), Долгопрудного (Вологдин М., Сигалов Г., Дубровский К. и др.), а также спелеологами клуба "Яворичка" (г.Простеев, Чехия), Кишинёва и Владивостока. (Описание взято с сайта [5]).

Геология

Морфологическое
Протяженность 4950 м, амплитуда 550 м, высота входа: Ростовская 2535м, Физтеховская 2490м н.у.м.

Главный вход в систему - вход в п.Ростовская расположен на нижней "террасе" Ростовского карстового плато в борту воронки, заполненой снегом.
Геоморфология этой пещерной системы сложна и многообразна. От главного входа Ростовской начинается очень протяженный участок слабо и умеренно наклонных обширных галерей с небольшими уступами, и только на глубине 170 м от Тройного колодца морфология полости резко меняется - теперь это вертикально-щелевидный меандр (местами очень узкий) с серией вертикальных уступов и колодцев, обводненный с глубины ~ 240 м. А от 30-метрового колодца Стахановцев на глубине ~ 300 м начинается самая интересная часть пещеры: чрезвычайно разветвленная система горизонтальных и наклонных галерей, колодцев и меандров, объемных залов (например, гигантский Рояльный зал в несколько десятков метров высотой!), которая настоящим лабиринтом пронизывает буквально все горизонты карстового массива на этой глубине.

В пещере обнаружены обвально-гравитационные и особенно обильные аллювиальные отложения супесей и глин, а также многочисленные хемогенные образования - сталактиты, сталагмиты, натечные коры, кораллиты и гелектиты. При этом образования эксцентрических сталактитов в одной из боковых галерей полости, называемой "Эрмитаж", поражают даже бывалых спелеологов неповторимостью и разнообразием хитросплетений кальцитовых наростов на сводах и стенах галереи. Такое уникальное скопление кальцитовых эксцентриков встречено только здесь и не имеет аналогов.

При прохождении других пещерных полостей, расположенных вблизи Ростовской, было выявлено, что на глубине 170 м в так называемом Тройном колодце с Ростовской соединяются две другие пещеры - Физтеховская и Одалиска.

Полость значительна обводнена, особенно в своей нижней части. Суммарный расход водотоков в межень оценивается в пределах от 50 до 70 л\сек. Температура воздуха и воды колеблется в пределах 4-5 о С о. Наиболее вероятным местом разгрузки карстовых вод системы является Ацгаринский воклюз, до которого от конечных ходов полости по прямой остаётся не более 500 м. Пещера труднодоступная, её прохождение сложное и требует солидной спортивно-технической подготовки. Полное прохождение системы не закончено и здесь сохраняются возможности дальнейшего наращивания её морфологических характеристик.

Трудности и опасности. Важно знать

СТО

Входная часть - нечто. До -200 м, самая легкая и простая пещера из всех виденных. От Тройного колодца начинается драный меандр и все грустнее. Во второй его половине лучше сначало просмотреть дорогу, прежде чем с трансиками ломиться. Дальше легче, но навеску можно развести неоднозначно. На -300м развилка + обманка в тупик вниз по воде. В нижней части это прсторные заглиненные галереи, которые можно (и нужно) покопать в грамотно выбранных местах и тогда пещера наверняка подрастет.

пп.Ростовская-Физтеховская
(спортивно-техническое описание)

Веревка:
40 м. - первая наклонка Ростовской,
90 м.(лучше 100 м.) - вторая наклонка Ростовской,
50 м. - траверс Ростовская-Физтеховская,
5 м. - уступ возле развилки в Физтеховской.

Со стороны Ростовской навеска начинается за сталактит слева, от него Ш.К. через 1 м. Далее вниз по наклонке через 15-17 м. S. справо в полу. Еще дальше вниз и вправо (4 м. на 3 м.) старый Ш.К., от него ствес вниз и немного вправо (в галерею, которая уходит вбок от основного ствола). Конец веревки.

Идя дальше по галерее вниз (там сильно натоптано) приходим ко второй наклонке. Перед ней небольшой (около 3 м.) подъем вверх к группе глыб. К той, что заклинена сверху, привязываем веревку, и от нее перила уходят вправо в дырку. Пройдя метров 5 по горизонтали приходим к...

2 Ш.К. Навеска за них. Первая перестежка слева метров через 6 за S. Следующая через 15-20 м. за S. справа, потом еще один S. справа через 7-8 м. Потом навеска уходит влево, перестежка делается за скальное ухо (через 15 м.). Последняя перестежка за старый Ш.К. слева на характрной плите, еще через 15-20 м. После этого достаточно 10-15 м. веревки, чтобы добраться до той части наклонки, откуда можно двигаться без веревки.

В нижней части наклонки необходимо повернуть налево и спуститься в щель - начало глиняного меандра. Идя по его дну до конца приходим к Тройному колодцу.

Навеска начинается за S. слева, следующий спит находится на метр дальше на перегибе. От него 3 м. вдоль стены и 1 м. вниз находится старый Ш.К. От него около 3 м. вниз и чуть дальше S. Следующая точка примерно на 1.5 м. ниже, на другой стороне меандра - Х. На весь этот участок требуется 17-19 м. веревки.

Вторую часть траверса следует вешать со стороны п.Физтеховская. Начало за Е.О. на стене справа возле глыбы (петля ~1 м.). Перила вниз в ход до S. на стене слева. Далее около 3 метров вниз и перестежка за Е.О. (сталагмит), там нужен протектор. Оттуда вниз до полочки на которой забит Х. Хорошо бы на этом участке забить перестежку. От этого хайса веревка идет к поледнему хайсу в п. Ростовская. Веревка около 30 м. Но мы провесили весь траверс одним концом в 50м.

Напоминание:

1. Все S. в пещере Ростовская без ушей, поэтому они не очень заметны.

2. Вторая наклонка на последнем участке довольно полога, на этом можно сэкономить метров 10 веревки.