[Lukla]

Город Лукла

Как добраться. Транспорт
Заметки пользователей

Тема: Как добраться. Транспорт
не опубликовано



Как попасть к Эвересту? Одного билета в Непал (то бишь Катманду) маловато. В былые времена путешественники и покорители неделями добирались только до долины реки Бхоте Каши Нади, по которой вверх-вверх и уже где-то там будет ледник Кхумбу. Сейчас в эпоху туризма, приносящего заметный доход Непалу, всё проще. По большому счету у Вас три варианта. Долго пешком, быстро пешком, самолетом.
 


Началом пути я называю Луклу. Надо понимать, что трек с нормальной акклиматизацией Лукла-подножие Эвереста-Лукла (EBC trek) занимает 16 дней. Ниже описаны пути попадания в Луклу:

1) Долго пешком
Автобусная заброска Катманду-Джири. Далее уже можно выходить на 7-дневный трек Джири-Лукла, но многие предпочитают проехаться вместо первого дня чуть далее на местном транспорте до деревни Шивалайя. Тогда трек превращается в 6-дневный.
Плюсы:
- При подходе к Лукле у вас уже скорее всего отличная акклиматизация для высот уровня 3000-4000 (ее все равно придется в Денгбоче наращивать к 5000-м высотам)
- Примерно раз в 20 дешевле варианта с самолетом до Луклы
- Народу мало. Нет столпотворений (многие облетают его и сразу в Луклу)
Минусы:
- Длительность. Если у вас отпуск протяженностью месяц и более - самое то. А если три недели, то вероятно до Эвереста не успеете добраться
- Лишняя плата за НацПарк Гауришинкар

2) Быстро пешком
Автобусная заброска до Саллери. Дальше тропа вверх выходит на трек Джири-Лукла в деревне Рингму. Итого получается трек 3-дневный, хотя некоторые спортсмены описывают его как 2-дневный. Именно этим путем большинство неместных непальцев, работающих гидами и портерами, попадают в НП Сагармтха. Этим же путем шерпы несут все грузы (человеческий транспорт дешевле авиационного).
Плюсы:
- Примерно раз в 15 дешевле, чем самолет
- Акклиматизация тоже набирается. Не так здорово как на шивалайском треке, но набирается.
Минусы:
- Толком малоизвестный туристам трек. По этой причине нет никакой информации об автобусах и ценах до Саллери (Но ее можно уяснить путем опроса непальцев в Катманду).
- Поездка что туда, что обратно на целый день и крайне изматывающая. Стартовать можно только в 6-7 утра. Следующий шанс будет только через сутки.

Про народность шерпа я буду писать и далее, но здесь вот пришла мысль о пользе образования. Выучил английский - работаешь гидом, поваром или портером (не очень тяжелых грузов). Не выучил английский - твоя участь таскать тяжеленные баулы, бревна, строительные блоки и прочее... Возможно поэтому все шерпа (да вообще все непальцы) так старательно занимаются обучением своих детей. Последние крохи на новый учебник и новую школьную форму. Как папа Карло.


Мотивационная картинка для двоечников по инъязу

Самолетом
Из аэропорта Катманду сразу в Луклу
Плюсы:
- Огромная экономия во времени
Минусы:
- Стоит от 147 до 160 долларов в одну сторону (в зависимости где покупать)
- Полет не гарантирован никогда, зависит от погодных условий
- Довольно сложная система подтверждения обратного вылета. Надо в предыдущий день связаться с авиакомпанией и подтвердить. Дело в том. что треккинг есть треккинг, планы меняются и никогда нет гарантии, что пассажир сядет. Лучше ушлая компания продаст это место кому-то другому.
- Проблемы с акклиматизацией (от 1400 в Катманду сразу оказываешься на 2800). Тут стоит отметить, что тропа сразу после Луклы уходит вниз на 2400, поэтому лучше даже не останавливаться в луклинских лоджиях на "отдохнуть-акклиматизироваться", а пройти пару часов по тропе, оказаться ниже и спать уже там (мы так и сдедали)

Все три варианта естественно рассматриваются и на предмет выброски от Эвереста. И, что логично и интересно, сброска-заброска идет разными вариантами. Для нас единственный плюс самолета перечеркнул все его минусы и плюсы остальных вариантов. Обратно полетели так же, это скорее психология. Когда напахавшиеся организмы, выполнив все основные задачи просто не захотели пахать еще пару лишних дней и отправились прямиком в Катманду, к жратве, выпивке и теплому душу. (между строк читаем: к любимой семье побыстрее)

Итак. У нас вариант три. Катманду-Лукла. Про него и расскажу. Остальные кажутся очень интересными, но переписывать сюда абзацы из путеводителя не буду...

Катманду
Я прилетел в 9 утра 5 мая. Алена прилетала 22 вечера тоже 5 мая, а на 6 мая мы уже заранее взяли билеты в Луклу. В мае, и особенно апреле, вроде как стоит брать их чуть заранее, ибо сезон. Почему так "со свистом" мимо Катманду и прочих его акклиматизационных возможностей? Как то пища, высота, климат и вообще... Ну мы просто очень любим горы, оба уже нормально так ранее бывали в этом Катманду, и к тому же настроили наполеоновских планов на треки, которые с трудом помещались в отведенное время. Поэтому первый из наполеоновских планов в устах Алены звучал так: "Ну-ка, Димыч, организуй нам все пермиты (без моего паспорта) и наменяй 2000usd, пока я сижу на пересадке в Дубае". Я охренел, вздохнул и согласился. Назвался груздем - полезай в кузов. Назвал себя альпинистом - вперед.

Селятся в Катманду все буржуи (русские в том числе, даже бедные) - в районе Тамель. Я еще не встречал ни разу ни одного человека, бывавшего в Катманду и не жившего при этом в Тамеле. Однако тактику сменил на ближайший к аэропорту адекватный отель, коим казалсяMeridian Suite. Его здание даже видно, как выходишь из аэропорта. Наверное он чутка подороже прочих вариантов (особенно тамельских) и обходился нам в 21$ доллар с носа на ночь. Но это был по непальским меркам шикарный отель в три звезды. С хорошо работающим душем, кондиционером и более чем одной розеткой. "Точно не клоповник", - сказала Алена и осталась впечатлена настолько, что по возвращению с трека мы провели в этом отеле еще две ночи, так и не рванув в Тамель. Кстати цену эту задал сайт Букинг.кома и у меня закралось подозрение, что прийди мы сами на ресепшн без брони, при должной толике очарования и меркантильности могли бы получить цену получше. Не лишним будет сказать, что нас все эти 4 проведенных там ночи облизывали, носили наши чемоданы, и даже отправили в аэропорт на такси за счет заведения. Что, правда, казалось совершенно бессмысленным, ибо все наши многочисленные ходки в аэропорт и обратно длились 5-10 минут. Кстати, местный мальчик-коридорный был на столько вылитый коридорный из "Гранд-Отеля Будапешта", что чаевых мы ему надавали даже не помню сколько. Немудрено, что через 20 дней он нас узнал и еще более радостно таскал все наши вещи, оставленные в камере хранения, в наш новый номер.


улицы Катманду - воплощенная в реальность сумасшедшая фантазия маньяка-электрика

За Пермитами
Пермитов в Непале бывает два вида. Первый - TIMS, что означает Trekkers' Information Management System. Его обязаны иметь все, ходящие по непальским горным тропам. Вот, например, гуляешь себе по Катманду, случайно забрел за город, уже пермит. На самом деле все не так строго (уж точно не как с регистрацией в былые времена советского туриста). TIMS нужен только на основных треках. Но там его проверяют. Вспоминая бурную молодость, где было и обхождение егерских постов и путешествия на электричках от Москвы до Карпат или Крыма, мне хотелось конечно обойти TIMS и тут. Так вот, не стоит, даже если вы молоды. Во-первых огромная потеря времени на скалолазание в джунглях (посты поставлены так, что их обойти сложно: справа скала, слева река), а во-вторых постов много, не только на входе в НацПарки, а может быть просто посередине. Если уж как-то хитрить, то надо подходить большой группой и предъявлять не полной набор своих пермитов (обычно сдаваться идет гид или руководитель). Но мне показалось, что оно того не стоит. Просто отдай 2000 рупий (20$) и все... Второй пермит - это вход в НацПарк. Конкретно у нас - НацПарк Сагармаха (здесь и Гокьо, и Эверест, и Айленд Пик, и Три перевала). Стоит он 3500 рупий.

В Катманду все эти бумаги можно оформить в Nepal Tourism Board. Здание в центре города. Работает непредсказуемо. Закрыто по воскресениям и непальским праздникам (привязаны к лунному календарю). Офисы TIMS с 7 до 19, а офисы НацПарков с 9 до 14. В общем, все мне удалось, хотя пришлось бланки переписывать несколько раз, ибо я постоянно совершал ошибки, путал данные виз и паспортов. С собой надо иметь фотографии. А вот отсутствие второго участника, как и данных его визы не помешало. Возможно потому, что в царящем вокруг хаосе приемщик документов смотрел более внимательно в миску лапши на своем столе, чем на мои бумаги. Всё про всё заняло у меня минут 40 и завершилось аккуратно с захлопывающейся дверью офиса Сагарматхи.



Дальше прогулка пешком в центр города, покупка непальских денег, фруктов и карты треккинга. Везде можно и нужно торговаться. Даже в обменнике! В итоге приносят пачки купюр скрепленные степлером (так удобнее хранить). Пересчитывать свои 2000usd в непальском эквиваленте мне пришлось 10 минут. Не обманули. Впрочем, тут как-то не принято обманывать и воровать. Максимум поторговаться. Видимо религия располагает...




Пермиты, несколько пачек денег с резиночками под степлером и карта - мой улов первого дня

Устроить себе продолжительную экскурсию по лабиринтам Тамеля и Катманду я не смог, уж больно спать хотелось. Как и не смогу сейчас Вам рассказать про непальскую столицу, отложу этот пост напоследок, когда уже действие всего путешествия вернется обратно в Катманду. После полнейшего несколько-часового беспредела, представляющего из себя сон на шикарной кровати с перерывами на маленькие сладкие бананы, наступило время встречи Алениного самолета. В Непале довольно странный роуминг, его либо нет, либо адски дорогой (о чем приходит извинительная смс-ка). В общем, созвониться нет шансов. Встречаться зачем то договорились в аэропорту. Распихав толпу других встречающих непальцев и ограничивающих их полицейских я с видом невозмутимой скалы стал на самом хлебном месте (где обычно стоят дяди в жилетках с мантрой "ом мани такси такси". А Алена не пришла! Табло также отсутстовало. По-хорошему, надо было бы пойти его поискать, но если самолет уже полчаса как сел, то на табло его уже нет, а покинув хлебное место - рисковал пропустить встречу. Поскольку рейс из Москвы был пересадочный, то например, толпа русских туристов (которую всегда можно идентифицировать) не появится. В итоге, стоял как полный идиот, долго стоял. И когда уже решил было двинуть в гостиницу (ее название она знала), ровно через 30 секунд в толпе арабов появилась Алена. Рейс просто задержали в Дубае (а я был уверен, что уже села и какие-то проблемы с багажом или таможней). Все, теперь точно можно спать, ибо через 6 часов самолет в Луклу.

Самолет в Луклу
Мы с Аленой путешествуем вместе не часто. Последний раз - два года назад. Тогда мы в Ташкенте перепутали Терминалы аэропорта, но каким-то чудом успели. История повторилась один в один. Заняв очередь среди европеского вида людей с рюкзаками на вход в еще не открывшееся здание аэропорта несколько раз спросил окружающих "сюда ли стоять в Луклу?". Потом я тоже самое спрашивал у сотрудника, просто махнувшего на едва открывшуюся дверь, куда ломились все пассажиры. И лишь спустя 20 минут, пройдя два кардона и не увидев на табло Луклы я что-то заподозрил. После чего состоялся спринтерский забег в сторону Domestic terminal, который был не очень далеко, но минут 5-10 бег занял. В итоге на стойке регистрации мы были за 15 до вылета, но как ни странно багаж был принят, а квиточки получены.

Вокруг тем временем творился настоящий Вавилон и Хаос. Аборигены всех возрастов с котомками, треккеры всех степеней крутости с рюкзаками, портеры и шерпы с экспедиционными баулами. Я спас какого-то человека, обронившего свой квиток на пол и стремительно ушедшего в дальний угол зала ожидания. Уровень досмотра здесь таков, что можно было смело пронести на борт топор или точнее кхуркхи (традиционный нож народности кхуркхи). Громкоговоритель постоянно извергает фразы на непонятном языке, перемешивая его с ломаным английским. Кроме рейсов в города (около десятка разных) есть еще просто туристический обзорный Mountain Flight (посмотреть на Эверест с воздуха). Эти рейсы чаще других и не отменяются, так как сажать на полосу в горах их не надо. Вся надежда что-то понять - это выцепить вглядом в толпе людей, которые точно также как и ты, летят в Луклу, после чего следить за ними. Желательно возле выхода, потому что около него сотрудники аэропорта иногда громогласно объявляют рейс и город. Рейс важнее выцепленных людей, рейсов в Луклу сегодня 5 (или около того). Дежурили мы по очереди, второй участник в это время спал. Спать очень хотелось! Джетлаг и просто усталость трудовых будней. Атмосфера больше напоминает автовокзал, а самолеты - маршрутки, куда грузится по 15 человек. Только типичных для Азии зазывал не хватает и помошников водителя, хлопающих по бортам своего транспортного средства. Скоро стало понятно, что наш самолет задержан из-за нелетных условий в Лукле. Полет самолетом в Непале - это всегда лотерея. Непредсказуемая, как изменчивая погода в горах. Опытные путешественники рекомендуют молиться и вводить в расположение непальских богов. Сами же непальские авиадиспетчеры в Катманду звонят на мобильный коллегам, сидящим в башне Луклы, и решают что и как...

Часа через четыре появлялись какие-то агенты и стали уводить выцепленных взглядом людей на вертолет. Вертолет - это опция, работающая даже в непогоду. Надо только доплатить к билету 200 долларов. Но поскольку мы не моли билеты сдать (заплачено карточками и деньги возвращаются на нее), то для нас вертолет вставал в 350 долларов. И даже когда его цена упала до 250 (продавец при этом очень просил не говорить соседям по вертолету эту цену) мы, поспорив, удержались от трат сверхзапланированных. И тут же едва не уехали автобусом в Покхару, чтобы начать трек Манаслу. Но тоже передумали и отправились спать. В итоге спустя 8 часов мытарств в Зале ожидания какой-то грузчик переоформил нам наш билет на следующий день. "В любой непонятной ситуации иди спать" - совершенно правильный девиз для 6 мая 2016-го года.



Краткий гайдлайн насчет полетов внутри Непала (в направлении Лукла)
1. Самолеты вылетают волнами. Время полета в одну сторону - 45 минут. Первая волна в полседьмого утра. Сразу несколько авиакомпаний отправляют в Луклу свои борта. Вторая волна около 9, третья около 11-12, четвертая около 14. Дальше считается, что погоды нет. Оно обычно так и есть в горах: первая половина дня ОК, вторая не очень. Полагают, что если у вас билет на первую волну - то улететь шансов больше. Во вторую волну (при непогоде в первой) летят как раз самолеты первой волны. При этом все равно происходит полный бардак и неразбериха (слава богу только с точки зрения пассажира, а не авиадиспетчера). Внутри салона в итоге может оказаться смесь людей из разных волн и даже авиакомпаний.
2. Авиакомпаний несколько. При нас были GOMA, TARA, SITA, BUDHA. Что и как будет в следующий раз - неизвестно. Надо покупать в самую большую (она же самая надежная). Считается, что это YETI Airlines (TARA Airlines - это ее зеркало). У них просто больше всего самолетов, быстрее вас отправят, если не удалось с вашим рейсом.
3. Билет, купленный на сайте - дешевле (147usd). Билет, купленный в офисе самой авиакомпании (при том что его бронировал оператор на том же сайте) обошелся в 161usd. Но есть несомненные плюсы. Все билеты сдаются без штрафов, прямо в самих аэропортах. Если куплено в авиакассе (особенно "родной"), то есть шанс получить эти деньги на руки, и поехать, например, автобусом. Второй плюс в том, что при покупке обратного рейса непосредственно перед ним самим уже не так важно, когда трек завершится. Реальная продолжительность трека индивидуальна для участников и даже более непредсказуема, чем погода.
4. Посадка произвольная, в том порядке, как пассажиры залезают внутрь (маршрутка же!). Если летите в Луклу - садиться надо по левому борту. В Катманду из Луклы - по правому. Тогда в иллюминаторе будет Главный Гималайский хребет (если непальские боги облачности позволят).
5. Самолеты тут несомненно разбиваются. Раньше было чаще, сейчас стало получше, падают раз в 4-5-6 лет (то ли техника получше, то ли пилоты). Давно, кстати, ничего не падало (с 2012-го), так что любителям статистики стоит поостеречься. Всем же остальным (и в первую очередь себе самим) другая математика: с учетом количества этих рейсов в день и того, что в салоне 15 человек, данные не совсем удручающие. В конце концов летим в горы. В горах тоже много чего случается..


Стюардессы разносят конфетки и кусочки ваты. Вату положено вставлять в уши




Можно посмотреть, что там впереди у пилотов... Никаких автопилотов и автоматических навигаторов. Все делается вручную. Как мне показалось один опытный пилот и один стажер.


Рядом с Трибхуваном (аэропорт Катманду) - буддистская святыня Боднатх. Самый большой чортен в мире. Отлично виден из иллюминаторов (сидя слева)





Прилетели!


Взлетная полоса Луклы короткая. Чтоб как-то удлинить пробег, катящийся самолет лихо заворачивает на парковку. Там высадка пассажиров-выгрузка грузов, чай пилоту, посадка пассажиров-погрузка грузов, и полетели обратно. Дозаправки нет. Вся процедура занимает 15 минут.








При вылете из Луклы самолет разгоняется и ныряет в пропасть, постепенно выруливая оттуда. До свеженького эпизода из Старктрек3 конечно далековато, да и не каждый самолет нынче ныряет, многие успевают оторваться еще на полосе... Но все равно здорово.


Обратно возвращаемся. Погода вроде ок, как нам казалось, даже солнце светило с утра. Первая волна ушла, мы были во второй. Полил дождь и вторая волна осталась сидеть. Было ощущение, что опять на сутки, однако спустя 3-4 часа вылетели. Погода все это время была примерно такая, сидели и гадали к добру или нет. И только диспетчеры в желтой башне знали, отпущен ли самолет из столицы.


Опытный пилот отдыхает, пока в нос самолета загружают грузы.


Конец мая. Сезон заканчивается. По крайней мере из Катманду в Луклу никто не летит. Вместо пассажиров летят грузы: железные арматурины и пиво. Пиво! В самолете, просто потому что нет пассажиров. Вскоре это пиво окажется за спинами портеров и понесется в сторону Эвереста.








Главный Гималайский оба раза у нас был плотно зашторен облаками. В окошко выглянула одна вершинка.


Плотная застройка Катманду, вид сверху. Понятно, почему последствия землетрясения 2015-го были столь ужасны.

Лукла находится в: