Пещера Чудесница

Подробное описание

Вход в пещеру расположен в склоне горы Кладовая на высоте 50 метров. Входное отверстие представляет собой Т-образную низкую (~ 0,2-0,3 м) и широкую (до 2 м) щель (1 на плане), которая через 4 метра открывается в грот Большой (длина 30 метров, ширина 6 метров, высота до 3 метров). Грот понижается в северо-западном направлении, дно усыпано мелким щебнем, обломками камней. Здесь сезонно присутствуют ледяные образования, которые держатся до июля-августа. Далее в пещере льда нет.

Под северо-западной стеной нужно искать наклонный (~ под углом 20о) низкий ход (2 на плане), выходящий в небольшой грот без названия (3), который имеет два ответвления: восточное (диаклаз, забитый глиной, идущий на понижение, через 20 метров заканчивается тупиком, на плане не обозначен) и северное (4), по которому следует продолжать основной путь. Широкая низкая щель переходит в меандр (5) и выводит в грот Вестибюль (размеры грота: длина 20 м, ширина - 10, высота до 8 метров). Здесь характер пещеры меняется: появляется множество кальцитовых образований, особенно часто встречаются трубчатые сталактиты ("макароны").

Отсюда через шкурод¦р с лужей под юго-западной стеной (6) можно попасть в грот Ледоруб. Далее из Вестибюля галерея (7) в северо-западном направлении выводит в грот Надежда (сюда можно также добраться через не обозначенный на плане лаз из грота Ледоруб). Левое (юго-западное) ответвление (8) приводит в грот Дельфин, откуда по нат¦кам (свободное лазание) можно попасть в верхний ярус пещеры (на плане не обозначен). Правое (северное) ответвление (9) ид¦т параллельно основной галерее (10).

Основная галерея из грота Дельфин выводит в грот Дьявол. Спуск в этот грот небольшой уступ (~ 2 метра), преодолеваемый свободным лазанием. Этот грот под восточной стеной имеет соединение (11) с параллельной галереей, откуда можно попасть в два шкурод¦ра (северный, короткий, вед¦т вверх и через несколько метров тупикуется (12), северо-восточный (13) тянется около 40 метров, постепенно меняя направление на северо-западное).

Натечные образования представлены в пещере во вс¦м многообразии: сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, гуры, пещерный жемчуг, натечная кора, гелектиты, кораллиты, лунное молоко и т.д. Но большое количество нат¦ков пострадало от рук неорганизованных групп туристов.

Животный мир пещеры представлен летучими мышами, в привходовой части встречаются комары.

Пещера проста для прохождения, опасных участков практически нет. Группам нужно быть внимательными в проходе между гротом Большой и гротом Вестибюль (обвалоопасный свод пещеры).

Осмотр Чудесницы займ¦т 1,5-2 часа для группы, не бывавшей здесь ранее. Спортивное прохождение пещеры опытными спелеологами занимает 0,5 часа.

Специального группового снаряжения при обследовании пещеры не требуется. Личное снаряжение, как в любой пещере: каска, фонарь, комбинезон.




Окрестности пещеры
В непосредственной близости от пещеры на правом берегу реки Поныш находится оборудованная стоянка, вокруг есть много удобных мест для оборудования лагеря. Санитарно-гигиеническое состояние стоянок удовлетворительное. Вода в реке Поныш пригодна для питья, на левом берегу реки (100 метров вверх по течению) есть родник. В реке водится гольян, хариус, вьюн. На вершине горы Кладовой раст¦т земляника, на склонах горы можно обнаружить заросли малины. Дрова в районе стоянок имеются в достаточном количестве.

В скалах по берегам реки Поныш есть пещеры, многие из них ещ¦ не обследованы. Недалеко от Чудесницы находятся пещеры Большая Понышская, Вулкан, 166-я. На левом берегу реки Поныш (100 метров вверх по течению от оборудованной стоянки напротив пещеры Чудесница) есть небольшой карстовый провал со скальными стенками, в н¦м находится озеро. Это выходной сифон неизвестной пока пещеры, который был обследован В.А. Сыропятовым. По непроверенным данным, за сифоном ид¦т горизонтальный ход длиной около ста метров.




Экологическое состояние пещеры
В 80-е годы экскурсии в пещеру были популярны среди туристов, и она понесла значительный урон: был растащен пещерный жемчуг, обломаны сталактиты, на стенах появились надписи, свод покрылся слоем копоти от факелов. Лысьвенскими спелеологами организованы мероприятия, направленные на сохранение Чудесницы:
1) проводится регулярная чистка пещеры и наземных стоянок;
2) организованы выходы в Чудесницу с целью фотосъ¦мки и подробного описания пещеры;
3) опубликовано несколько статей в городской газете "Искра", пропагандирующих бережное отношение к подземному миру;
4) представители турклуба "Дорога" выступали с докладом о состоянии Чудесницы на I областной спелеоэкологической и городских краеведческих конференциях;
5) членами МКК города Лысьвы вед¦тся разъяснительная работа с группами туристов;
6) в турклубе "Дорога" проводятся беседы с показом фотографий и слайд-фильмов, воспитывающие экологическую культуру школьников.





История

В 1984 году спелеологами был разработан метод определения ценности пещер, подробнее о н¦м можно прочитать в специальной литературе (1). На основе рекомендуемых критериев 70 пещер Пермской области были разделены на группы в соответствии с их ценностью. Чудесница в этом списке стоит под номером 23 с суммой баллов 12, что позволяет классифицировать е¦ как "государственный памятник природы". Для подобных пещер рекомендовано ограничение посещений, тем не менее Чудесница посещается очень часто - этому способствуют близкая расположенность е¦ к популярному туристскому объекту (р. Чусовая), отсутствие в пещере естественных препятствий, широкая известность среди туристов и местных жителей и даже, нам кажется, название.

Пещера открыта сравнительно недавно: в начале 70-х годов лысьвенский спелеолог В.А. Сыропятов наш¦л вход и исследовал привходовую часть. С Владимиром Александровичем нам поговорить не удалось: он вед¦т уедин¦нный образ жизни. По воспоминаниям участника событий (Нечаева Л.М.), в октябре 1976 года Чудесница была обследована четырьмя туристами: А.А. Ярославцевым, А.А. Баглаевым, В.А. Сыропятовым, Л.М. Нечаевым. Ими раскопан основной ход пещеры, где найдены кости и черепа пещерных медведей, зат¦кшие кальцитом. Следов пребывания в пещере людей исследователями не обнаружено. Впоследствии Чудесница была обследована группой лысьвенских туристов городского спелеоклуба "Адонис". Многочисленные натечные образования всевозможных форм, особенно занавеси из полых внутри сталактитов, позволили Чудеснице снискать славу "Дивьи в миниатюре". Легенд о красивейшей пещере Чусовского района нами не найдено.





Как добраться. Транспорт

Вариант +1 (со сплавом по реке Чусовой).

Маршрут начинается от пос¦лка Кын-завод, расположенному в 15 километрах от железнодорожной станции Кын, куда можно добраться местным поездом от станции Лысьва или от станции Свердловск. От станции Кын до одноим¦нного пос¦лка ходят рейсовые автобусы, но они, как правило, переполнены. Проще воспользоваться услугами водителей частных автомобилей.
Кыновской завод был основан 16 февраля 1759 года бароном Николаем Строгановым. Основной продукцией Кыновского завода было кровельное железо, которое по Чусовой отправлялось на Нижегородскую ярмарку. Кыновляне приспособились обрабатывать чугунные ядра речным песком в крутящемся барабане, отчего они делались гладкими и блестящими. В 1812 году кыновской завод поставлял пушечные ядра в русскую армию. В 1911 году завод был закрыт.
В Кыну сохранилось здание Свято-Троицкой церкви (1864 г.), в окрестностях пос¦лка можно осмотреть карстовую арку.
От пос¦лка начинается сплав по Чусовой. Здесь река имеет горный характер: многочисленные скалы, подступающие к самой воде, сильное течение. До города Чусового, конечного пункта сплава, 130 километров. Это расстояние в весеннее половодье преодолевается за 2-4 дня, летом требуется 4-6 дней.
На описанном участке реки можно ознакомиться с пещерой Ермака, расположенной в камне Ермак, что находится рядом с устьем реки Ермаковки, ниже деревни Нижняя Ослянка. Предания связывают эту пещеру с зимовкой ермаковой дружины, но история этого не подтверждает. По берегам Чусовой известны несколько карстовых мостов и арок. Наиболее примечательна Усть-Койвинская арка в камне Дыроватом (2 километра вверх по течению Чусовой от пос¦лка Усть-Койва) на высоте 24 метров над рекой.
Приняв реку Койва (правый приток), Чусовая становится шире, принимает равнинный характер. Отсюда до устья реки Поныш - 4 километра. Радиальный выход к пещере Чудесница лучше начать на правом берегу реки Поныш, поднимаясь вверх по течению, через 3 километра можно найти оборудованную стоянку. Здесь необходимо переправиться на другой берег Поныша и начать подъ¦м на г. Кладовая. От стоянки к пещере в северном направлении ид¦т хорошо видимая тропа. Вход в пещеру находится в 200 метрах от реки на высоте около 50 метров.
Ознакомившись с пещерой, можно продолжить сплав. Ниже по течению Чусовой, на правом берегу встретится бывшая деревня Створ, где в 1940-50 годах располагался лагерь для политических заключ¦нных. Спелеологам будет интересно ознакомиться с камнем Плакун (в скале имеются глубокие ниши) и Голубым озером. Это карстовое озеро глубиной 56 метров, вытекающее из подводной пещеры протяж¦нностью 240 метров, находится недалеко от камня Большие Глухие (правый берег). Вода в н¦м имеет насыщенный изумрудный цвет. В период затяжных дождей вода становится мутной, глинистого цвета. Камень Большие Глухие также является примечательным: здесь расположен один из самых крупных гротов (глубина около 20 метров) на Чусовой. Этот грот - самая древняя стоянка человека на Урале, что подтверждено археологическими раскопками. Отсюда до города Чусового 10 километров.

Вариант +2 (со сплавом по реке Койва)

Рекомендуемый маршрут рассчитан на 2-3 ходовых дня и начинается в пос¦лке Кусье-Александровский. Сюда можно добраться рейсовым автобусом от города Горнозаводска (железнодорожная станция Пашия). Кусье-Александровский расположен в месте слияния рек Кусьи и Койвы. Здесь в 1751 году был построен чугуноделательный завод, отливавший чугунные ядра для защиты Отечества во время войны 1812 года.
Койва - порожистая река с быстрым течением, правый приток Чусовой. В весеннее половодье участок реки от Кусье-Александровского до устья Койвы можно пройти за один день (25-30 км). У пос¦лка Усть-Койва река впадает в Чусовую и сплав продолжается по ней. Дальнейший путь совпадает с маршрутом, описанным в варианте +1.

Вариант +3 (пешеходный/лыжный через город Лысьва)

В Лысьву из Перми можно добраться автобусом, местным поездом "Пермь-Лысьва" или электропоездом до ст. Чусовская, затем рейсовым автобусом +242 "Чусовой-Лысьва".
Лысьва основана в 1785 году, когда на строгановских землях был заложен чугуноделательный завод. Во времена Октябрьского переворота 1918 года город стал оплотом революционного движения в Прикамье, а в годы гражданской войны "уральский Кронштадт" (так называл Лысьву Л.Троцкий) остановил продвижение колчаковких войск в сторону Перми. В грозное лихолетье Великой Отечественной войны лысьвенский металлургический завод стал единственным в стране производителем солдатских касок. В настоящее время Лысьва - крупный промышленный и культурный центр Прикамья.
От автостанции Лысьвы на рейсовом автобусе сообщением "Лысьва-Обманка" туристы добираются до пос¦лка Обманка-1. Отсюда по автомобильной дороге необходимо двигаться в сторону пос¦лка Обманка-2 (по движению автобуса). Через полкилометра основная дорога поворачивает влево, а в восточном направлении ид¦т старая прос¦лочная дорога к реке Вашкор (Вашкур). Моста через реку нет, в русле лежит труба большого диаметра, служившая когда-то для стока воды в дамбе, но дамба смыта паводковыми водами. Слева от трубы, ниже по течению реки в 50 метрах есть брод. Река неглубокая, легко переходится летом. Зимой Вашкор переходить лучше выше трубы, сразу за плотиной старой мельницы.
На правом берегу Вашкора дорога делится на три: правая выводит к нежилой деревне Поныш, левая ид¦т в пос¦лок Обманка-2. Продолжать движение нужно прямо, в восточном направлении. Через километр дорогу пересекает газопроводная труба, здесь широкая (300-400 м) просека. При переходе через просеку следует быть предельно внимательными: тропа, идущая далее, легко теряется в покосах на другой стороне газопровода.
Далее дорога с глубокими колеями вед¦т через хвойный лес, который становится вс¦ глуше. После незначительного подъ¦ма дорога входит в зону старых лесосек (по обе стороны) и ид¦т в восточном направлении по квартальной просеке, приближаясь к водоразделу рек Поныша и Вашкора. После водораздела, на спуске (примерно в километре от верхней точки) нужно искать отворот направо. В районе отворота на дереве есть ржавая табличка со знаком "пещера" (если отворот найти не удалось - продолжать движение по основной дороге, которая выходит к реке Поныш в километре от устья), далее по заваленной деревьями тропе в юго-восточном направлении. Тропа может вывести на вершину горы Кладовой, спуск отсюда неудобен и даже опасен. Чтобы облегчить путь, через километр после поворота туристам нужно обнаружить тропинку, которая круто спускается к реке Поныш, переходит е¦ и выводит к оборудованной стоянке.

Вариант +4 (лыжный, через пос¦лок Усть-Койва)

Туристы добираются до пос¦лка Кусье-Александровский (см. вариант +2), отсюда есть автомобильная дорога до пос¦лка Усть-Койва (12 км). С заброской можно договориться как в Кусье-Александровском, так и в Усть-Койве.
В пос¦лке Усть-Койва находится частная туристская база (договариваться с Суворовым Михаилом). Здесь есть два дома, где может разместиться на ночлег группа туристов. Отсюда можно совершить несколько радиальных выходов к наиболее интересным природным объектам. В двух километрах вверх по течению Чусовой расположен камень Дыроватые Р¦бра (Филин), известный карстовой аркой. В четыр¦х километрах вниз по течению Чусовой - камень Поныш и устье одноим¦нной реки.
Путь отсюда к пещере Чудесница подробно описан в варианте +1. Этот маршрут хорош для групп юных туристов, не подготовленных к длительным лыжным переходам с большим грузом и холодным ноч¦вкам. Самый долгий радиальный выход, к пещере Чудесница, не превышает 15 километров, большая часть маршрута проходит по льду реки, где нет глубокого тропления и лесных завалов.

Здесь представлены наиболее удобные варианты маршрутов для групп, не знакомых с чусовским районом. В нашем клубе можно ознакомиться с другими вариантами походов ("Лысьвенская кругосветка", "Велопоход по старому тракту", "Ч¦рный лепесток Семицветика", "Через Плакун и Исаковку к Обманке"). Oни требуют знания местности данного района или сопровождения проводником.




--------------------------------------------------------------------------------



Расписание общественного транспорта.
Город Пермь, железнодорожный вокзал.
Электропоезд "Пермь - Чусовская", время отправления: 4-28, 6-41, 9-50, 12-23, 17-10.
Пригородный поезд "Пермь - Лысьва", время отправления 14-55. Время московское.

Город Лысьва, автовокзал.
Автобус "Лысьва - Обманка", время отправления из начального пункта 7-20, 14-00, 17-40. Время отправления из конечного пункта 8-10, 14-50, 18-30. Время местное.

Город Лысьва, железнодорожный вокзал.
Пригородные проходящие поезда "Чусовская - Кын", "Чусовская - Дружинино", время отправления со станции Лысьва 5-25, 8-00, 15-30. Время московское.




--------------------------------------------------------------------------------

В работе над маршрутом принимали участие:
1) Палкина Валентина Владимировна, руководитель турклуба "Дорога";
2) Щипанов Юрий Борисович, инструктор;
3) Печищев Иван Михайлович, инструктор;
4) Новикова Надежда Леонидовна, член клуба.



Чудесница находится в: