16 июня 2010 г.
Пассажирское судно «Гипанис».
Рейс: Петропавловск-Камчатский – Северо-Курильск.
Периодически вылезаю из каюты посмотреть на неспокойное море. Долго стоять не могу из-за морской болезни. В горизонтальном положении её переносить легче, поэтому я лежу почти сутки, ничего не ем.
На душе так же мутно, как и в желудке. Как я мог подписаться на такую авантюру? Переход на каяках из Северо-Курильска в Петропавловск-Камчатский: 400 км в лодке, в которую влезают только ноги, с веслом по волнам Охотского моря и Тихого океана…
Экспедиция была задумана год назад, и я надеялся, что есть время всему научиться и хорошо освоиться с каяком. Но обстоятельства сложились иначе.
И какая у меня сейчас подготовка? Из снаряжения – куртка гортекс, другие члены команды в специальных комбинезонах или в вейдерсах (полукомбинезонах). На берег я не могу выйти из каяка, не замочив ноги. Надеваю несколько носков, а между носками целлофановые пакеты, но пакеты оказались паршивые, быстро рвутся, из-за чего ноги всегда мокрые. Эскимосский переворот получается через раз, и то в бассейне. Получится ли он у меня, если я окажусь вниз головой в ледяной воде при сильной волне? Не уверен. Каяком управлять я почти не умею. Имеется в виду не нажимать педали «влево», «вправо», а такие моменты, как опасный крен или сёрф на каяке, где управление идет всем телом, как на горных лыжах. Я ни разу не выходил на каяке в океан. Три раза покатался по бухте. Во время последнего выхода меня перевернула волна, которую и волной-то назвать нельзя, не больше метра. Самое неприятное – это то, что я не понимаю механики опрокидывания, то есть почему волна, догоняющая каяк, разворачивает его боком и почему у меня не получается удержать лодку перпендикулярно волне. А это значит, что меня может перевернуть любая мелкая волна. Мне придется «отстреливаться» – срывать герметизирующую юбку и выныривать из-под каяка. А затем ждать помощи товарищей, для того чтобы залезть обратно в каяк и быстренько грести на берег переодеться.
Как бы там ни было, «подписался» – греби. И вот я вместе с нашей командой на Гипанисе иду в Северо-Курильск, откуда мы начнем свой маршрут.
Наша команда:
Мстислав Соколовский – фанат каякинга. Занимается им с детства. Каяком владеет виртуозно. Руководитель Камчатского каякинг-клуба. Автоматически взялся руководить экспедицией.
Артем Громов и Максим Кивля много лет занимаются туризмом и альпинизмом. Каякингом увлекаются несколько лет, приобрели неплохой опыт.
Юля Белова. Живет в Москве. Для экспедиции приехала на Камчатку. Занимается речным каякингом с детства. Речной каякинг – более экстремальный вид, чем морской, поэтому Юлю можно считать опытным членом команды.
Александр Лобашевский (Я). Имею большой опыт в пешем и лыжном туризме. Завтра в каяк сяду в четвертый раз.
Прибыли в Северо-Курильск в 16-00, но из-за того, что причал был занят, прождали до 20-00. Выгрузка началась уже в полной темноте. На ощупь нашли небольшую площадку для палаток среди свалки искореженного железа. Поужинали и легли спать.
2-й день. 17 июня
Ночью поднялся сильный встречный ветер. Несмотря на это, рано утром мы упаковали вещи в каяки и начали наш маршрут. Надо пересечь трехкилометровый залив, вдоль острова Парамушир, а затем в узком месте пройти двухкилометровый Второй Курильский пролив. Подпрыгивая на волне, выгребая против ветра и получая в лицо брызги морской воды, я при помощи нецензурной лексики еще раз усомнился в правильности моего решения «огребаться» по океану 400 км. Слава рванул вперед и начал от нас удаляться, как от стоячих. Мы с Максом попытались тянуться за Славой, но безуспешно. Артем и Юля позади. Я стараюсь держаться впереди Артема, если кильнусь (окажусь килем кверху) и у меня не получится эскимосский переворот, то Артем по ходу движения быстро сможет прийти мне на помощь. Но проблема в том, что я так неуверенно держусь в каяке, что не могу повернуться и посмотреть назад. Вскоре группа совсем рассыпалась. Слава исчез из виду. Макс ушел левее, ближе к берегу. Я, боясь поворачиваться к волне боком, пересекал залив почти через середину. Артем и Юля где-то позади. Но вот мы приблизились к мысу с подветренной стороны, где наконец спрятались от ветра и волны. Слава уже давно сидит на берегу, вскоре и мы выбрались к нему. Артем, выходя на берег, кричал, что сейчас меня убьет за то, что я пересек залив напрямую. Макс вышел на берег с круглыми глазами: каяк его стал протекать и набрал воды в багажное отделение, поэтому последние несколько сотен метров Макс шел, как на подводной лодке.
Обед. За два часа проплыли 3 км. Что будет дальше, не хочется думать. Над Охотским морем густой туман, дует очень сильный встречный ветер. При пересечении пролива нас ждет большая боковая волна. И если ветер не поменяется, то она будет вдоль всего 30-ти километрового побережья острова Шумшу. В общем, все плохо. Надо хоть напоследок поспать, раз есть время. Дальше двигаться решили в 15-00 по приливу, чтобы не грести против течения.
Течения.
Стратегия прохождения проливов Курильской гряды ориентирована на приливно-отливные течения. Во время прилива огромная масса воды перетекает из Тихого океана в Охотское море, при отливе – в обратном направлении. Скорость течения в проливе 2-3 км/ч. Но вблизи мысов поток концентрируется и может достигать 10 км/ч. Такие потоки называют сулой.
Покушали, поспали, отремонтировали каяк Макса. Пора дальше в путь, в туман. К нашей радости прекратился ветер, и мы по спокойной воде пересекаем Второй Курильский пролив. Полчаса – и в тумане стали проявляться очертания противоположного берега. Плавно двинулись в сторону Охотского моря к первой нашей точке маршрута – заброшенному поселку Байково. Сквозь туман стало пробиваться солнце. Идем по абсолютно гладкой воде, выискивая проходы среди зарослей морской капусты. Вокруг десятки каланов, которые с удивлением рассматривают нас, а при нашем приближении с плеском прячутся в воду. Возникло ощущение, что мы находимся в мире фэнтези. Столько вокруг необычного: солнце в тумане, многометровая морская капуста, усатые каланы и поселок – форт, который был сначала японским, потом русским, а после разрушительного цунами совсем опустел.
В поселке посмотрели памятник японским солдатам, бетонные доты, ангары для самолетов, хорошо сохранившийся бетонированный аэродром, несколько разбитых самолетов, кучу брошенной военной и послевоенной техники.
Прогуляли три часа. Надо успеть еще немного пройти на каяках. Установилась отличная погода: солнце, безветрие и полный штиль. Если так будет, то я, может быть, живой догребу до Петропавловска.
Прошли еще около 10 км и высадились на пляж перед самым закатом, чтобы успеть сфотографировать солнце, садившееся в океане рядом с островом-вулканом Алаид. День, начавшийся так неприятно, прошел очень удачно и закончился сказочной лунной дорожкой, идущей к Алаиду.
3-й день. 18 июня
Стартовали с мыслью: после обеда пройти Первый Курильский пролив. Обстоятельства складывались благоприятно: хорошая погода, штиль, во второй половине дня попутное отливное течение. Но, подойдя ближе к проливу, решили не рисковать, так как поднялся сильный встречный ветер.
Подходя к мысу Курбатова, мы с Артемом немного отстали от остальной группы. Спокойно двигаясь и разговаривая, мы не заметили, как оказались в бурлящем, точно в горной реке, потоке. Развернувшись в обратную сторону, мы начали усиленно грести, сопротивляясь уносящей нас воде. Артем легко отплыл к берегу, а я не решился поворачивать каяк боком к потоку. Немного поборовшись, понял бесполезность сопротивления. Если за сто метров до этого места было спокойное море, то через метров сто с другой стороны тоже должно быть спокойно, надо только подальше отплыть от мыса и завернуть к берегу. Я решил не тратить зря силы, положил весло на каяк и расслабился, доверившись течению, чем привел в недоумение группу, ожидающую у берега. Слава не выдержал и без каких-либо затруднений подплыл ко мне. «Ты куда плывешь?» – спросил он и начал объяснять про потоки. «Я знаю, просто жду, когда меня вынесет из этой реки», – ответил я. «Поворачивай каяк под небольшим углом к потоку и греби против течения», – сказал Слава. Сделав так, я действительно легко переместился к берегу.
Поселившись в укромном месте на берегу возле старого сарайчика, мы пошли знакомиться с местными пограничниками. Их очень удивило наше прибытие, в этих местах годами никого не бывает. А если кто и появляется, то такие же, как мы, безумные путешественники, или на вертолете кто-нибудь вздумает посетить танковое поле боя – музей под открытым небом.
Во второй половине дня и мы пошли смотреть на японские танки, подбитые во время боя в 1945 году.
4-й день. 19 июня
Очень сильный восточный ветер. Отсиживаемся. Сходили в гости на погранзаставу и маяк. На маяке постройки, которые делали японцы, стоят до сих пор, как новенькие, а наши более поздние строения уже пришли в негодность. Посмотрели интересный колодец, сделанный японцами на самой вершине сопки. В нем на глубине трех метров всегда есть вода. Все недоумевают, как это может быть, а я, кажется, догадался ?.
Слазили под землю в остатки японских катакомб. К вечеру занялись черной археологией. Накопать ничего не удалось, но потом оказалось, что ниже окопов вымыто много гильз от японских винтовок, медных, с каемкой возле капсюля.