Когда-то давно в Южно-Китайском море проводилась пятая Советско-Вьетнамская морская экспедиция по исследованию тайфунов.
Новая глава 

"...как ты могуч, глубок и мрачен, как ты ни чем не укротим". А. С. Пушкин.

Выйдя из Владивостока в свой 48 рейс с полумесячным опозданием, научное судно "Прилив", обшарпанное, грязное, с горами мусора в лабораториях и некоторых каютах, с почти пустыми продовольственными закромами, сразу же приступило к интенсивной работе. А природа, будто специально ожидала его, чтобы испытать на прочность после 3-месячного заводского ремонта. Один за другим пошли тропические циклоны - "Мэйми", "Рэт" и "Рубби". И хотя некоторые из них достигали всего лишь стадии сильного тропического шторма, а "Прилив" находился от их центра на расстоянии 200-300 км. волнение моря достигало 8-9 баллов по Бофорту. Но работать можно. Такая ситуация была почти весь второй этап, по окончании которого мы быстренько покатились на юг - в любимый Сингапур...

После захода в Сингапур, где взяли воду и продукты, среди которых было особенно много остро желаемых нами фруктов, судно прямым ходом направилось в Дананг (СРВ). Там взяли на борт двух вьетнамских специалистов - кандидата наук Нгуен Вьет Фонга (диплом СССР) и зав. отделом Океанологического института АН СРВ Нгуен То Тыонга. Им были предоставлены две прекрасные каюты на верхней палубе, выделен стол в кают-компании, проявлено максимум внимания со стороны экипажа и руководства экспедиции. Но это все их трогало не более суток после выхода из порта Дананг. В море вновь началась качка. Наши гости перестали ходить в кают-компанию и лаборатории, их перестал интересовать окружающий мир. У меня одно из запоминающихся впечатлений о рейсе – это вид двух несчастных. Когда ни зайдешь, они лежат, прижавшись, друг к другу на постели в одной из кают. Оказывается в дополнение к ужасам качки, им было еще жутко холодно. Пришлось попросить выключить кондиционеры в их каютах.

В конце двухнедельного полигона на синоптических картах появился тайфун "Скип". В стадии тайфуна он "благополучно" миновал Филиппины, где утопил пассажирский паром и два небольших военных судна, и слегка ослабленный, вышел в наш район - в Южно-Китайское море. Поскольку японские синоптики давали максимальную скорость ветра всего 45 узлов (22-23 м/сек) было решено далеко не уходить от траектории его центра. Мы спустились на один градус (110 км) южнее и вновь стали вести наблюдения, измеряя все, что только можно измерить. "Скип" в это время, находясь прямо по меридиану севернее нас, замедлил свое движение до полной остановки. Но что-то очень заметны стали расхождения в данных японских синоптиков и наших метеорологов. Японцы дают те же 22-23 м/сек, у нас 26-28 м/сек, в порывах до 34 м/сек. Они дают медленное заполнение ТЦ на 2 мб за 6 часов, по нашим данным давление не растет, а падает, хотя и медленно. Это расхождение начинаем ощущать физически. Вместе с креслом летишь в угол лаборатории - приходиться пристегивать кресло; или суп из тарелки выливаешь в лучшем случае на стол кают-компании...

Когда камбуз перестал готовить первое, аэрологические зонды перестали подниматься, а за борт нельзя опустить различные измерители, стало ясно, что дело дрянь, мы находимся в зоне максимальных ветров сильного тропического шторма. Никаких работ - судно штормует...

Но каково зрелище! Высота волн достигает 10-15 метров, ветер 30-34 м/сек. Мощные ливни. Темная, тяжелая облачность почти цепляется за мачты. Впечатляет вид волн. Почти полностью исчезло типичное обрушение волн. Их гребни срываются ветром и эта масса воды летит как альбатрос, пытаясь обогнуть гребень следующей волны, но шлепается в водяную прозрачную стену. Видны только белые полосы на волнах от капель дождя и брызг, которые как трассеры оставляют свои следы. Судно же сотрясает очередной многотонный удар волны. На нижней палубе не выдерживают два иллюминатора - залиты жилые каюты. Капитан решает уйти из этой опасной зоны, тем более, что поджимает время. По плану нужно идти в Дананг. Но стоило только чуть развернуть судно и прибавить ход, как крен при ударе волны достиг критического значения. Разворот не удался. Заполнили все пустые танки забортной водой и вновь легли носом против волны и продолжили штормование. Благо "Скип" начал движение в сторону Дананга, правда, более медленное, чем бы хотелось. И так трое суток изматывающей качки...

Кают-компания почти пустая. Многие перестали принимать пищу и вообще выходить из своих кают. Особенно страшно ночью, когда квадратный иллюминатор каюты, расположенной на верхней палубе, ложится на воду. В это время судно замирает, думая то ли ему вставать, то ли опрокидываться. А ты достаешь ласты с маской (?) и начинаешь мысленно прокладывать путь выхода из каюты наружу, если судно сделает "оверкиль". Нервы не выдерживают, и ты идешь в штурманскую рубку. Там тоже напряженная тишина, но зато ты не один. Матрос у руля, штурман и капитан у иллюминаторов, вглядывающихся в ночную темень, очень часто рассекаемую ярким светом молний. При каждом нырке сто четырехметровый "Прилив" с "головой" уходит под воду. Гигантская масса прозрачной и фосфоресцирующей воды прокатывается через этот малюсенький белый кораблик...

Проводив нас почти до Дананга, остатки тайфуна "Скип" заполнились вблизи береговой линии. Мы вошли в красивый, но весь пере баламученный залив, на берегу которого раскинулся город Дананг. Как только власти оформили наш заход оба, чуть живые вьетнамца, даже не попрощавшись, быстренько покинули судно. После подписания "Памятной записки", проведения семинара и передачи данных вьетнамской стороне официальная часть Советско-Вьетнамской экспедиции закончилась. Резюмируя эмоциональную часть рейса, приведу слова Сережы Нетребы, известного в Обнинске альпиниста, который впервые попал в такую экспедицию: "На палубе "Прилива" я получил столько же эмоций, сколько при восхождениях на пик Коммунизма и Килиманджаро вместе взятых".


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте