Узбекистан

От места, где меня оставил водитель, до Пенджикента, я доехал на попутном тангене, до самого базара. Здесь купил арбуз на пробу. Он оказался очень сладким и вкусным, весь я его не осилил. Когда пошёл искать машину на границу, то от таксистов узнал, что сейчас граница закрыта для таджиков и узбеков, а иностранцев пропускают. Поэтому клиентов не было. Решил отдать 15 сомони за машину. Это самый дорогой и не приятный отрезок пути.
В этом году на таджикской границе случилась невиданная прежде вещь - у меня спросили регистрацию. В первом вагончике был майор, который пропустил меня без проблем, даже рюкзак смотреть не стал, дал адрес в Душанбе, на случай если ещё буду там. А во втором вагончике(паспортный контроль) оказался сука-прапор, что он сука я понял сразу, как увидел его, осталось узнать, к чему прицепится. Оказалось, у меня нет регистрации. Все разумные доводы тут не действовали, сказал, что сейчас за мной приедут и отвезут в Пенджикент. Я понял, что придётся расстаться с деньгами, осталось определиться с суммой. На моё предложение, оплатить штраф прямо здесь, он, естественно, согласился, но немного покривлялся. Десять сомони оказалось мало, пришлось добавить ещё пятнадцать. Узбекская таможня оказалась проще, хотя и выглядела серьёзнее. Рюкзак просветили, а открывать не стали.
До Самарканда ехал с таможенниками за 3000 сум. В городе задерживаться не стал, тормознул такси, которых здесь просто тьма, и за 3000 поехал на ташкентский поворот. Там решил купить у торгующих там же узбеков их хвалённую самаркандскую лепёшку. Есть конечно можно, и выглядит красиво, но лепёшки, что пекут в горном Таджикистане, намного вкуснее. Подъехал автобус на Бухару, помощник водителя оказался ещё той сукой, цену заломил вдвое больше и не хотел уступать ни в какую. Надо было подождать следующий автобус, но я не знал, когда он будет, а был уже вечер. Теперь могу сказать, что автобусов там ходит очень много с интервалом минут 10-20, так что стоит выбирать. С выбором транспорта мне не повезло сильно. Мало того, что вместо 5000 с меня содрали 8000, так там везли ещё пол автобуса различного товара, а пассажиры были только ширмой. Обращались с людьми как с баранами, да и сами люди соответствовали этим животным. В Узбекистане между областями очень серьёзные гаишные пропускные пункты, да ещё на каждом таможня. На въезде в бухарскую область наши коммерсанты всё-таки попали. Менты или военные стали выгружать коробки с непонравившимся, или наоборот с понравившимся им товаром из автобуса. Водитель и его помощники стали скакать вокруг них, предлагая взятки или просто пытались что-то доказать. Время шло, солнце уже садилось. Все пассажиры-бараны тупо смотрели на весь этот цирк и молчали. Меня бесило то, что мало того, что меня обманули, так ещё и не довезли вовремя. Я не выдержал и пошёл прояснить ситуацию. Водитель как раз обсуждал со своим помощником размер взятки. Хотя обычный русский язык они понимали плохо, но матерный поняли моментально и полностью, всё, что я от них хотел. И процесс сразу сдвинулся с места. Видимо до них дошло, что не я первый и не я последний. Поэтому водила тут же залез на своё место, и мы поехали, а его друг остался. За весь путь нас обогнало штук пять автобусов. Впереди был ещё сюрприз, нас везли не до самой Бухары, предстояла пересадка на мелкий транспорт. До места пересадки доехали уже по-тёмному. Здесь ещё пришлось подождать. Когда же транспорт объявился, то его водила хотел содрать с меня за рюкзак, но я послал его к коллеге из автобуса, чтобы он с ним выяснял все вопросы оплаты проезда. На развилке на Нукус были уже ночью. Я пошёл по дороге в поисках места для палатки. По пути зашёл в ещё открытую ошхону, где мне дали бесплатный чай и сахар. Вдоль дороги я шёл довольно долго, может, километра три, вокруг были дома и огороды. Подходящее место обнаружилось на противоположной стороне около посадок из тополей.
Утром быстро уехал с дальнобойщиком из Ургенча. В Узбекистане самые хитрые и подлые люди обитают в Бухарской и Самаркандской областях. Это мнение подтверждали почти все. Даже дальнобойщики стараются там не останавливаться. В Газли водитель встал на стоянку, а меня подобрали вахтовики на зиловском автобусе. Кстати, тоже из Хорезмской области. В автобусе было несколько узбекских казахов.

Меня довезли до Беруни, где есть поворот на Ургенч. Дальше до Нукуса меня взял камазист. После Беруни начинается марсианский пейзаж. Невысокие выжженные солнцем горы и раскалённая степь. Воздух очень горячий и сушит, как фен. Но и в этих местах живут люди. Здесь обитают российские геологи и газовики. К Нукусу подъехали уже под вечер, но жара всё ещё не спадала. Меня высадили уже на выезде в сторону Ходжейли. Хотя меня и пугали каракалпаками, но сильной враждебности я не заметил. Автостопом доехал до автовокзала в Ходжейли. Видел уезжающую «буханку» с надписью «Каракалпакия». Дальше пошёл ближе к выезду на Кунград. Остановилось такси, и я решил ехать за деньги. В машине уже были пассажиры, и от них я узнал, что завтра утром из Кунграда в Бейнеу идёт поезд. Они посоветовали ехать на нём, так как машины через Устюрт хоть и едут, но редко и уже с пассажирами. Так я и поступил.
Около ж/д вокзала в Кунграде, местное население сдаёт комнаты для ночлега, так как здесь собирается много желающих ехать этим поездом. Билет в общем плацкартном вагоне стоит 12800 сум. Когда подошёл к кассе, то увидел толпу непонятно где оканчивающуюся. Пришлось всех построить. Тут я обнаружил интересное свойство этой очереди, истинная её длина была во много раз больше, чем казалось, так как у тех, кто стоял, с собой были пачки чужих паспортов. Когда оставалась только одна девушка, я уже было расслабился, но когда она достала пачку паспортов толщиной сантиметров десять, я чуть с ума не сошёл! Попросил её меня пропустить, ведь у меня был только один свой паспорт, она согласилась. Я был очень доволен. Теперь можно было идти искать ночлег. Около вокзала есть небольшая частная гостиница, где я и остался до утра. Спал на настиле во дворе. Но здесь были комары и по началу они меня доставали, а потом я к ним привык. Стоит ночь 1500.
Отправление поезда в 9.20. Вход на вокзал охраняется множеством милиции. Когда я проходил, то стояло по трое с каждой стороны. Один проверил мои документы, сверился со сроком без регистрации – пять дней - и пропустил. Как я заметил, кое-кого пропускали работники вокзала через запасные ворота, минуя эту проверку. Поезд набился до отказа. Это базар на колёсах! Только не ты ходишь по базару, а базар вокруг тебя. Торгуют в основном едой, чаем, холодной водой и разным мелким барахлом. Идут сплошным косяком, с интервалами две-три секунды. Чем ближе к границе, тем меньше торгашей. Таможню прошли нереально быстро: узбекскую за два часа, как в расписании, и казахскую всего за час. Сумки не смотрели ни у кого, просто штамповали паспорта. Из всего вагона российский паспорт был только у меня. Поезд узбекский и ходит каждый день. Прибыли в Бейнеу в 21.20.
Дальше решил ехать на машинах. У таксиста узнал, где находится выездной пост на Атырау, сразу за вокзалом дорога направо и до упора. Но идти не хотелось, тормознул новый уазик, водитель собирался завтра в Досор и, если я не уеду, то обещал подвезти. На посту никто ничего мне не сказал. Тут казахи явно отличались от своих южных собратьев. Я пошёл по трассе до последней, с моей стороны, ошхоны. Там хозяином оказался русский, а его любовница-официантка обменяла мне рубли по не очень выгодному курсу. Ночёвка стоила дёшево, сколько не помню. Вся территория была обнесена высокой каменной стеной, так как это была ещё и стоянка для дальнобойщиков. Вместе со мной ночевали трое узбеков.
Утром пошёл на трассу. Уехал на камазе с узбекским казахом. Местное население разводит верблюдов, и видеть их можно здесь довольно часто. Водитель рассказал современную притчу. Однажды ехали в такси собака, баран и верблюд. Первой доехала собака и когда расплачивалась за проезд, то отдала бОльшую сумму, водитель обещал отдать сдачу при следующей встрече. Вторым выходил баран, но он наоборот не додал водителю нужную сумму и обещал отдать при следующей встрече. И только верблюд заплатил столько, сколько спросил водитель. Вот поэтому при виде машины собака бежит за ней, требуя вернуть долг, баран убегает, и только верблюд стоит на дороге, как ни в чём не бывало.
Недалеко от Бейнеу есть карьер, где пилят кирпичи из известняка. Оттуда его везут по всей республике, так что если повезёт, то уехать можно далеко. Камазист ехал в Опорный продавать кирпичи на базаре, там при въезде на развилке мы расстались. Дальше меня подобрал вчерашний водила на уазике. Дорога от Бейнеу - хороший асфальт почти до Кульсаров, где ещё идёт ремонт, и там она ужасная, но это всего около 30 км. На уазике летели около 80 км/ч даже по этим кочкам. По пути подбирали ещё таких же, как и я, автостопщиков, но из местных. Водитель ехал в Макат, и меня он оставил уже почти на выезде из Досора, на развилке в сторону Атырау. В этих местах нигде нет пресной воды. Вся вода идёт по трубам из Атырау, даже до самого Актау. А в скважинах если и есть, то солёная.
От Досора уехал с коммерсантом на газели до Атырау. Там пришлось пройти четыре километра по окружной и мост через Урал. Всю дорогу от Бейнеу до Атырау за окном бесконечные казахские степи с редкими солончаками и ровная уходящая вдаль дорога. Здесь уже часто слышится русская речь даже среди казахов. Дальше ехал на иномарке с молодым парнем и двумя детьми. Около Аккистау пробили сразу два задних колеса. Я пересел практически сразу на джип, до самого Красного Яра. Как и в прошлом году остановились около святой могилы местного лекаря-костоправа, известного на весь Казахстан. Водитель был русский, а его напарник - казах. По пути заехали в ошхону, где меня угостили ужином. Люди они были общительные и интересные. Ехали быстро и весело. Границу прошли быстро. Здесь, наверное, одна из самых позорных русских таможен, тем более в сравнении с казахской. Хотя, такие мне нравятся больше, но и стоишь на них дольше. Рюкзак смотрел только казах и то только пару вещей сверху. Русские открыли багажник увидели рюкзак, спросили, чей и всё.
С пересечением границы меняется и пейзаж, тут уже растут деревья и текут красивые речушки. От развилки за Красным Яром я уехал с обрусевшим казахом на мазе до основной трассы на Волгоград. Когда проходил пост ГАИ, меня, как машину, тормознул гаишник. "Как же быть?", - думал я. Прав-то у меня с собой не было и к какой категории транспорта я принадлежу? По роже остановившего меня толстого казаха, я понял, что хорошего ждать не стоит. Я уже начал думать, как бы не подкинули чего. Меня завели на пост, и взяли паспорт, чтобы пробить меня, не сбежал ли я откуда. До чего же странные люди! Если бы я скрывался, то не попёрся бы у них на виду по трассе, а обошёл бы кустами, тем более там это сделать без проблем. Ничего не найдя, и немного пообщавшись, меня отпустили. Рядом была Ахтуба, под мостом через неё я искупался, а палатку поставил чуть в стороне, в кустах. Комаров тут было очень много и приходилось всё делать быстро.
Проснулся рано и сразу пошёл на трассу. Уехал быстро с военным на его «шестёрке» до села Тамбовка. Там тоже долго стоять не пришлось, подобрал водитель пассажирской газели, отвозивший начальство в Астрахань, и ехавший теперь назад в Ахтубинск. По пути заехали в придорожный магазинчик, где я купил перекусить и сока. Довёз он меня до середины Ахтубинска. Объездная там какая-то запутанная. От места высадки до конца города надо было идти километров пять, а было очень жарко. Через Ахтубинск едут двумя путями: легковые - как через город, так и по окружной, а грузовые - только по окружной. Эта дорога здесь идёт через какие-то базы, потом начинается кладбище. Попутных машин не было вообще, все сворачивали в город. Меня подобрал водитель камаза, везущий асфальт в Знаменск. Этот городок сливается с Капустиным Яром и является закрытым. Там собираются открывать космодром, взамен Байконура, чтобы не платить казахам. Причём всё это существует там очень давно, только было законсервировано. Почему нашему руководству не пришла столь светлая идея раньше, не понятно. Также рядом есть испытательный аэродром. От Знаменска уехал так же на камазе, едущим за асфальтом в Ленинск. Водитель был охотником и рыбаком, рассказывал про местную природу и про раздолбайство и продажность местных чиновников. От Ленинска до Волжского ехал со светлым и голубоглазым татарином, которого я принял за русского. Меня он оставил на заправке, а сам повернул в город. Я зашёл купить чаю, 200 граммовый стаканчик стоил 10 р., вспомнилась Азия, где за эти деньги приносили целый чайник. Потом застопился рейсовый автобус до Дубовки, за проезд взяли 40р. По пути меня разморило, и я задремал, проснулся уже на конечной. Пришлось пройтись до конца посёлка, и стопил я уже на заброшенном гаишном посту. Да, прошлогодние подозрения о 34 регионе подтвердились. Не останавливал никто. Было очень жарко, стоять на солнце в самый разгар дневного пекла было сложновато. Подобрал меня житель краснодарского края, родом он был из Саратова, а ехал в Нижневартовск к сыну на свадьбу. Мне с ним очень повезло, так как он был не только разговорчивый, но и ехал до Саратова, даже дальше по окружной до развилки на Пензу, где собирался переночевать на даче у брата. На месте были уже часов в восемь. Я решил ехать дальше, здесь вдоль дороги кустов было много, так что переночевать можно было везде. Сначала уехал на оке километров на 20, потом на «шестёрке», почти до Петровска. А дальше меня взял саратовский дальнобойщик на еврофуре, с ним я доехал до пензенской развилки на Москву и Нижний. Была уже ночь, я решил здесь переночевать, а утром доехать последние 10км.
Утром проснулся рано и, выйдя на трассу, остановил автобус Москва-Пенза. За проезд с меня взяли 20 рублей. Вот так окончилось моё путешествие.
Сейчас, когда пишу эти строки, а за окном наша влажная пензенская духота, я вспоминаю тенистые горные ущелья с чистейшей водой в бурных реках, чистый воздух, свежий ветер и меня непреодолимо тянет в этот далёкий и прекрасный край.

Счастливого пути, всем тем кто...



Комментарии
Евгений26.03.12, 08:00
Фото есть на моём сайте, адрес в профиле 
Ну неприятных людей хватает везде. Но по опыту могу сказать, что больше всего в южном Казахстане. Там действительно редкостные сволочи попадаются и довольно часто. В Узбекистане это Самаркандская и Бухарская области, но всё равно эти просто торгаши, за всё хотят деньги, поэтому не так опасны как южные казахи.
Guest25.03.12, 07:28
Очень содержательно но нет фото. 
По описанию понятно, что самые неприятные люди живут в узбекистане.
Guest22.10.10, 14:47
я позавидовал 
Хорошее описание, интересный маршрут
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: