День 1 – 29.05.2013.
Саратов – Эльтон – Сайхин.
План сегодняшнего дня – доехать до Эльтона, искупаться в озере и переночевать.
Из дома выехали в 10 часов. Заехали в Энгельс за вторым экипажем и в 11:00 вместе стартовали в сторону Ровного. По пути набрали в канистры питьевую воду. Впереди степь и малонаселённая территория Казахстана. В Эльтоне вода, которую местные называют пресной, для нас солёная. Дорога от Саратова до Эльтона в довольно плохом состоянии, но это не помешало к 17 часам подъехать к посёлку. За 20км от Эльтона нас остановили пограничники для проверки документов. Пропускают местных жителей и народ, купивший курсовки в Эльтонский санаторий. Для охраны границы такой пост нужно было бы выставить после Палласовки. Здесь пограничники, вероятно, «охраняют» территорию озера, не пропуская «диких» отдыхающих. Нас предупредили, что если мы надумаем заночевать в посёлке, нам надо будет отметиться на заставе.
Первым делом мы пообедали-поужинали в местном кафе. К огромному сожалению, в этот день не готовились шашлыки. Сначала подъехали к косе, на которой работники санатория добывают рапу и грязь. Туда проезд запрещён. Покатавшись по округе, нашли место для купания. Рапа в этот раз розового цвета, слой соли тоньше. Повозились в грязи, «искупались», набрали немного воды в минеральном источнике. Впоследствии вода оказалась целебной!
Решили переходить границу сегодня. Сначала выехали не по той дороге, но всё же попали к пункту перехода. Переход и формальности заняли 40-50 минут на обе машины. После российского пункта на нашей машине спустило колесо и пришлось менять на запаску. Расстояние между пунктами 17-18км, дорога – степная колея без покрытия. К Сайхину подъехали уже в темноте. Не встретили ни каких шлагбаумов. У местных узнали, как проехать к пограничникам. Вопрос пограничников – «а как вы нас нашли?» – несколько озадачил. Проверка документов, заполнение миграционных карт, досмотр машин. Гостиниц в посёлке видимо нет. Ночевали в палатках около пограничного пункта.
За день проехали 415км.
День 2 – 30.05.2013.
Сайхин – т.к. 49N-47E – Бисен – т.к. 49N-48E – т.к. 49N-49E
Цель дня точки 49N-47E, 49N-48E, 49N-49E. Если повезёт подъехать к точке 49N-50E.
Проснулись рано, вскипятили чай. Поехали в посёлок на поиски страховых агентов и шиномонтажа. Купить страховку удалось с третьей попытки. Выехали из посёлка только после 12 часов.
Дорогу на Жерменке местные охарактеризовали, как хорошую – не асфальт, но мягкая. В эту сторону ведёт не одна, а несколько дорог. Они действительно хорошие, но очень пыльные. Ориентировались по спутниковым снимкам, скачанным заранее в компьютер и GPS. Полотно дороги расположено ниже уровня степи и дорог не видно даже вблизи. Ориентирование возможно по пересечениям. Найти точку труда не составило. Последние 480 метров проехали по степи без дорог.
Статья для сайта http://www.confluence.org.
30-Мая-2013 – Ближайшие от дома «не открытые» точки конфлюенции оказались за границей, в Казахстане. Значит нам туда дорога. Поздно вечером пересекли границу России, ночевали около казахстанского пограничного пункта. Переход Эльтон – Сайхин посещается редко, дороги – степные колеи, полдня ушло на оформление автостраховки.
От посёлка Сайхин поехали в северо-восточном направлении, в сторону посёлка Жарменке. Сюда ведёт множество параллельных степных дорог. Не асфальт, но дороги наезженные, плавные. Степь абсолютно плоская, ровная. Ориентировались по космоснимкам и GPS. Дороги немного ниже поверхности степи и поэтому не видны даже с небольшого расстояния. Последние 450 метров мы проехали по степи без дороги.
Слияние расположено в Западно-Казахстанской области в 3,6км от линии границы Казахстана и России. Ближайший «живой» посёлок – Жарменке, расположен в 7,4км юго-восточнее точки. Вокруг несколько скотоводческих ферм. Точка – «плоская степь».
Сделав необходимые фотографии, мы отправились к точке 49°N 48°E.
От точки через Жерменке направились к дороге R97. Мы надеялись встретить там асфальт, но выехали на грейдер. Сначала он был щебнисто-глиняным, потом перешёл в чисто глиняный. Дорога широкая, но наезженные колеи только по бокам дороги. В средней части видны глубокие колеи застывшие после дождя. В сухую погоду машины ездят по краям, а в дождь по центру. Через 35-40км мы заехали в посёлок Бисен, планируя пополнить запасы бензина. Заправки нет, нашли местного жителя, торгующего бензином. Купили по 10 литров по цене 150 тенге за литр. В рублях это примерно составляет 30-32, за рубли здесь уже не торгуют.
В 17 часов подъехали ко второй точке. От дороги 5-6км по степным дорогам. Дороги песчаные, вокруг небольшие песчаные бугры, поросшие травой. Изредка встречаются одинокостоящие деревья.
Статья для сайта http://www.confluence.org.
30-Мая-2013 – От 49°N 47°E к дороге R97 возвращались через посёлок Жарменке и далее на юго-запад по малозаметным, редко используемым степным дорогам. Там мы надеялись встретить асфальт, но наши надежды не оправдались. Трасса R97 – это глинисто-щебневый грейдер, который в дождливую погоду становится довольно опасным. Через 60км свернули на юг. По песчаной степной дороге проехали 4км. Последние 600 метров прошли пешком.
Точка расположена в районе песков Кыдыбай. Вокруг много песчаных бугров покрытых травянистой растительностью. Встречаются одинокие деревья. Птицы, живущие на этих деревьях, не боятся людей и подпускают к себе на расстояние 1,5-2 метра. Ближайший посёлок Жамбыл расположен в 11км на юго-востоке. Вокруг точки несколько скотоводческих ферм. Точка – «бугры».
Следующая точка – 49°N 49°E. До неё около 80км и у нас есть ещё четыре часа светлого времени.
До следующей точки около 70км и 5-6км по степи, темнеет поздно, сегодня вполне можно успеть. Едем вперёд. По бокам наблюдаем тучи и дождь. После поворота на Берли дорога становится мокрой, незадолго до нас прошёл дождь. Снижаем скорость, едем осторожно. По бокам дороги лужи и грязь, движемся по центру, объезжая глубокие колеи. На одном из участков заносит сразу обе машины. Одна выезжает, вторая попадает в колею и застревает. Пытаемся толкать, потом подкапывать, достаём домкрат… потеряли около двух часов. Постепенно дорога высыхает, дождь прошёл узкой полосой. Мы сворачиваем с дороги в направлении следующей точки. Уже темнеет. В 3км от цели встаём на ночёвку. На берегу пересохшего ручья… впадающего в пересохшее озеро… J
За день проехали 220км. Посетили точки 49N-47E, 49N-48E. Не удалось полностью выполнить план дня. Много времени потеряли в поисках страхового агента.
День 3 – 31.05.2013.
49N-49E – Искра – т.к. 49N-50E – Джангала – т.к. 50N-51E – Чапаев – Уральск.
Утром, после завтрака едем ближе к точке. Колея еле заметна, здесь давно никто не ездил. Около точки попадаем на глинистую клею, справа пересохшее озеро – сор или такыр. Машина начинает слегка «юзить», чувствуется, что под тонкой сухой коркой мягкая глина. Буксовать здесь опасно, стараемся ехать по редкой траве. Паркуемся в 400 метрах от слияния на твёрдой почве. Вид не совсем земной. Озеро с чёткой береговой линией, но без воды.
Статья для сайта http://www.confluence.org.
31-Мая-2013 – От 49°N 48°E вернулись на дорогу R97. Через некоторое время мы попали в полосу дождя. Сам дождь прошёл стороной, но дорога размокла и стала очень скользкой. Машины заносило и, что бы не улететь в кювет, мы поехали с маленькой скоростью. Тем не менее, один автомобиль снесло в колею, и нам пришлось потратить время на его освобождение. Не доезжая 6,5км до посёлка Искра, свернули на северо-восток и через 1,5км встали на ночлег в русле пересохшего ручья в 3,5км от 49°N 49°E.
Утром позавтракали, подъехали ближе к точке. Последние 400 метров прошли пешком по дну пересохшего солёного озера – такыра. Ложе озера ещё окончательно не засохло, и под тонкой твёрдой коркой ощущается мягкая глина. Характерный рисунок трещин ещё только намечается, а белый налёт соли уже виден. Впечатление, будто прошлись по Луне… Точка – «такыр».
Сегодня у нас впереди целый день, можно попытаться посетить другие конфлюенции. Следующая ближайшая точка – 49°N 50°E. До неё около 80км.
6км до посёлка Искра и мы снова на трассе R97. Бензоколонки в посёлке нет. Перед рекой Большой Узень свернули направо. В этом районе почва песчаная. Иногда приходится ехать по траве около колеи. Через 6 км подъезжаем к маленькой ферме. Таких хозяйств в степи много, но это окружено песчаными барханами. Пустыня. Сначала разведали путь пешком. Дорога довольно твёрдая, но местами переметена песком. Рискуем. Проехали. За фермой едем вдоль болота – «контрасты» степей… К слиянию удалось подъехать на автомобилях.
Статья для сайта http://www.confluence.org.
31-Мая-2013 – От 49°моста через Большой Узень свернули на юго-восток к точке конфлюенции. Постепенно твёрдая глина под колёсами сменилась песком. За 3км до цели встретили маленькую ферму, окруженную песчаными барханами. Несмотря на то, что у нас не «внедорожники», нам удалось проехать этот кусочек пустыни. За фермой песок закончился, и мы беспрепятственно выехали к слиянию.
Местность в этом районе ровная, плоская, напоминает первую точку. На востоке в 2,5км видны строения посёлка Мухор. Точка – «бархан».
Отсюда поворачиваем на север в сторону Уральска и начинаем наш путь домой. Необходимо пополнить запасы бензина и поесть, а для этого нужно обменять рубли на тенге. По дороге есть несколько не посещённых слияний, есть сильный соблазн заглянуть туда. Наиболее реальной кажется точка 50°N 51°E, но до неё ещё 130км по прямой. Время покажет.
Очень интересное место расположено на противоположном берегу Большого Узеня. Вокруг посёлка Мухор находится небольшой фрагмент (2,5х3,0км) песчаной пустыни с барханами, песчаными дюнами. Речка в этом месте просто пропадает, а ниже песков появляется снова. Этого мы увидели не своими глазами, а поняли по спутниковому снимку. Интересно при случае посетить этот район.
Теперь наша цель автозаправочная станция. По показаниям местных жителей найти её мы сможем в Джангале. Это районный центр, там можно снять тенге с карточки и поесть. Немного задержал ремонт, оторвался глушитель у ВАЗа.
В Джангале заправлять за рубли нас отказались. Нашли банк, пришлось подождать, что бы снять денег. С кафе здесь тоже не очень… Нашли пиццерию. Пользуются ей в основном вечером, похоже, берут в основном спиртное. Поели невкусной пищи. До этого я думал, что в Казахстане готовят только вкусно или очень вкусно…
Далее наш путь на север, точнее северо-восток, к Уральску. Ребятам надо завтра к обеду быть в Саратове, а для этого сегодня как можно ближе подъехать к границе. У нас ещё есть время, и мы решаем попытаться посетить ещё одно слияние и осмотреть Уральск. До поворота на 50N-51E наши пути совпадают. Точнее пути совпадают и до конца маршрута, но в пространстве.
После райцентра появляется асфальт, местами он снова переходит в грейдер. Далее наблюдаем масштабный ремонт автодороги. Приходится объезжать такие места по обочинам или по параллельному просёлку. По дороге периодически попадаем под дождь. Дожди идут полосами. Если в районе точки сыро, то с посещением слияния могут возникнуть проблемы.
Вот GPS показывает направление на цель перпендикулярное нашему движению, туда отходит малозаметная колея. Прощаемся со вторым экипажем. Сворачиваем к точек конфлюенции. До неё менее пяти километров. 160 метров проезжаем по степи без дороги. Есть пятое посещение.
Статья для сайта http://www.confluence.org.
31-Мая-2013 – От 49°N 50°E выехали на грейдер к мосту через Большой Узень. У ВАЗа отвалился глушитель, пришлось ремонтировать. В Джангале нашли банкомат и дешёвый бензин. Вкусно поесть не удалось. От посёлка появляется асфальт. Качество его оставляет желать лучшего, но скорость резко возрастает. Дорога ремонтируется, часты объезды по обочинам. Второй экипаж решает до конца дня максимально подъехать к границе, что бы завтра до обеда быть дома. Мы хотим посетить ещё одну точку и заехать в Уральск.
За 22км до Чапаева сворачиваем с трассы на малозаметную степную дорожку. Она приводит нас к ферме и далее к слиянию. Последние 170 метров едем по степи без дороги. Степь ровная, появляется больше древесной растительности, лесонасаждения. Впереди нас ждёт Уральск и дорога домой. Всего за путешествие проехали 1500км, посетили 5 новых точек конфлюенции.
На точку «от трассы – до трассы» затратили не более 45 минут. Через 23км выехали на дорогу А28(R246), Уральск – Атырау. Дорога после ремонта. В отличном состоянии. В 19:30 въезжаем в Уральск. Сначала автомойка. Потом гостиница. На дальнейшую программу нет сил и времени, ложимся спать.
За день проехали 410км. Посетили 3 точки конфлюенции – 49N-49E, 49N-50E, 50N-51E. Всего с начала маршрута пройдено 1045км. Ребята доехали почти до границы, это на 80-100км больше.
День 4 – 1.05.2013.
Уральск – Таскала – Озинки – Ершов – Саратов.
Утром мы отправились на экскурсию по городу. Очень приятное впечатление произвёл центр: чистота, зелень, отреставрированные старые дома, интересные новые. Но как и многие города постсоветского пространства, Уральск – город контрастов. При удалении от центра дороги разбиты, пыль.
Поразила дорога к границе – запустение, огромные ямы, как будто сделанные специально. Обратная операция на пропускном пункте. Документы, возврат миграционных карт, досмотр. До российского пункта не более километра по разбитому асфальту. Небольшая очередь. Опять проверка документов, фото, досмотр машины.
До дома 350км. Дорога лучше казахского участка Уральск – граница, но не на много. В состязании «у кого дорога хуже» с минимальным перевесом выиграл Казахстан.
Днём отзваниваются ребята, они уже дома, всё успели. Мы прибываем домой примерно в семь часов вечера. Поход закончен.
За день проехали 455км. Всего за поход 1500.