Раз уж коллекция турецких укреплений у перевала Суторман уже набрана, то я решил пополнить свой набор крепостей австрийских у южных берегов Боки. Рассказ еще об одном австро-венгерском укреплении на полуострове Врмац, как раз между крепостями Врмац и Горажда, начну с весьма исчерпывающей информации Австрийского общества любителей крепостей.
Батарея Шкальяри
Батарея Шкальяри. Старая фотография. Дорогу на фотографии сейчас и не найти. Она пропала где-то среди непролазных, колючих зарослей. На фотографии Шкальяри еще не «ободрана». Все помещения со стороны внутреннего двора прикрыты толстыми каменными стенами.
В 1884 году, после окончания строительства новой дороги Котор – Цетине, на юго-восточной оконечности полуострова Врмац, на месте двух предшествующих построек, была сооружена батарея Врмац. Позже укрепление переименовано в батарею Шкальяри (Škaljari) чтобы не путать её с крепостью Врмац, которая располагается примерно в 1,5 км к северу.
Управление: Котор
Тактические задачи: Контроль хребта Врмац, борьба с вражескими батареями в области Крстач (Krstac) и блокирование долины Зупа (Zupa).
Сроки строительства: 1884 – 1886
Разоружена: 1915
Гарнизон в военное время: 5 офицеров и 127 нижних чинов
Вооружение (1914): 4 – 12 см M.80 Minimalschartenkanonen
2 – 9 см M. 4 Kasemattkanonen
1 – 8 см M. 94 Kasemattkanone
20 – лафетов для винтовок и пулеметов (?) Gewehrlafetten
Как выглядела артиллерия Шкальяри можно посмотреть в расСказках о крепости Врмац (М80 в каземате) икрепости Ундер (М4 в каземате).
Батарея Шкальяри была построена в 1878 году и действовала в качестве запасного укрепления. Примерно в этом же месте и ранее находилось полупостоянное укрепление 1860 года.
За время длительного периода без нового строительства серьезно изменилась ситуация в южной части Далмации, Австро-Венгрией была оккупирована Босния и Герцеговина. Таким образом, стала необходима защита новой дороги из Котора через перевал Крстач и Негуши в Цетине, и военно-морской базы Котора.
Батарея Шкальяри и форт Горажда (в 1,5 км к югу) должны были выполнять основную тактическую задачу - контроль дороги выше Котора и подавление возможных вражеских артиллерийских позиций в пространстве Залази – Крстач - Кук. Обе крепости контролировали непростреливаемые зоны друг друга.
... Основное вооружение - 4 12 см орудия M.80 - были размещены в двух бронированных полубатареях. Бронирование австрийского производства фирмы Witzkowitz. В отдельной полубатарее, в каменных казематах было установлено 2 12 см орудия M.61. Поэтому, по началу, Шкальяри являлось чисто артиллерийским укреплением.
Затем батарею Шкальяри пытались обновить незначительными изменениями: в 1896-97 г.г. были установлены два защищенных от осколков наблюдательных пункта, в 1907 г. было сооружено постоянное проволочное заграждение в левой части передней траншеи, и вторая пологая земляная насыпь перед наружным рвом крепости (гласис). Тем не менее, обороноспособность укрепления больше не соответствовала требованиям момента. Это выяснилось уже при первых бомбардировках батареи черногорской артиллерией в 1914 году. В 1915 году батарея была разоружена, впоследствии использовалась лишь как база пехоты.
После Первой мировой войны Шкальяри служила как "каменоломня". Каменная кладка наружных стен и частично кирпичные стены на флангах были демонтированы. Поэтому сейчас объект находится в сильно разрушительном состоянии Кроме того, укрепление сильно загрязнено мусором.
И.Лалошевич и Р.Павичевич утверждают, что батарея Шкальяри, которая поначалу называлась Батарея-Б (Batterie-B), была построена в 1959-60 годах, а в 1878-1886 была перестроена. К началу Первой мировой войны орудийные казематы получили новое бронирование. В 1915 в Шкальяри были установлены 4 120-мм М-80 (как в форте Врмац). Вооруженная относительно современными орудиями в бронированных казематах, батарея Шкальяри должна была, вместе с фортами Врмац и Горажда, противостоять черногорской артиллерии, установленной на Кук и Крстаче, контролировать дорогу Котор - Негуши и предотвращать возможность вражеских атак с этого направления на Котор.
Поднимаемся на Врмац. Внизу виден Тиватский аэропорт.
Если ехать от крепости Троица(Тринита) к крепости Врмац, то на втором повороте серпантинистого витка дороги … поворачивать не надо.
Асфальтовое полотно продолжается гравийно-грунтовой дорожкой, которая уходит куда-то прямо в непролазные заросли. Как-то в апреле, после посещения крепости Врмац, мы соваться на эту дорожку не стали. Громадная лужа преграждала дорогу. И форсировать ее на пузотёрке мы не решились. Теперь же дорога оказалась абсолютно суха и вполне проходима для любого автомобиля с колесиками поболе 10-ти дюймов. Поэтому мой старый кабрио-трактор на своих 15 дюймах преодолел этот путь без особого напряжения.
Чем дальше
по гравийке, тем больше все кругом напоминает свалку. Вокруг громоздятся горы
старых покрышек, мусор, битое стекло … Наконец заросли раздвигаются, и вы
оказываетесь … в откровенной помойке! С другой стороны этого «поля чудес» уныло
высятся руины батареи Шкальяри. Дорога подходит к укреплению со стороны
внутреннего двора. С крепости словно содрали кожу, и теперь взору предстают
укрытые когда-то за толстыми каменными стенами иссохшие и переломанные внутренности
артиллерийских казематов и внутренних переходов.
Шкальяри открывается как раз на фоне ловченского серпантина.
Хорошо видны арки бронированных казематов.
Подняться на
артиллерийскую галерею крепости можно, но вот пройти её из конца в конец не
получится. Проходы частично завалены кусками обрушившихся перекрытий, частично
заросли разнообразными колючками, а кое-где невозможно преодолеть мусорные
горы.
Вход в орудийный каземат.
Галерея вдоль казематов проходима лишь местами.
Внутренний вид орудийного каземата с усилением крыши и стен (1914).
Стена правого фланга крепости через которую я попытался вылезти на крышу.
Вылезти на самый верх батареи мне тоже не удалось: на пути оказалось здоровущее гнездо шершней. Гигантские осоподобные насекомые, при моем приближении, моментально принялись нервно повышать голос, поэтому я решил с ними не спорить.
Наблюдательный пост
Вид на центральную часть и левый фланг крепости.
Если присмотреться, то с крыши можно разглядеть «шляпку» главного артиллерийского купола крепости Горажда. А вот крепость Врмац заросла настолько, что я, как я не пытался, не смог её разглядеть.
На холме в центре кадра крепость Горажда.
Орудийный купол Горажды.
Если смотреть в другую сторону, то видно полуостров Врмац до его высшей точки Св.Илии.
Вершина Св.Илии
Крепость Врмац практически не различима.
С крыши на правом фланге батареи виден лишь кусочек Боки. Чтобы увидеть Которский залив я решил выйти во фронт укреплению, обойдя его слева.
Не решился я искать и вход во внутренние помещения и проходы в передние капониры, о которых есть упоминание на сайте общества любителей крепостей.
Левый фланг батареи. Кое-где просматриваются остатки крепостного рва.
Я решил обойти батарею слева, чтобы увидеть Которский залив.
Продравшись сквозь колючие кусты и мусор, я оказался перед укреплением, которое с фасада замаскировано земляным валом. Даже если мысленно убрать всю растительность, которой конечно в австрийские времена здесь не было, то обнаружить эту артиллерийскую позицию будет крайне сложно.
С площадки прекрасно видны Котор, Шкальяри и Ловченский серпантин.
С фронта укрепление совершенно неразличимо.
Площадка перед батареей.
Вид на Которский залив, Котор и Шкальяри.
Крепость Св. Йована над Котором.
Ловченский серпантин
Дольше
задерживаться у батареи Шкальяри я не стал. Уж больно пакостно выглядит всё
вокруг. Где-то совсем не далеко находятся гауптвахта и казарма Шкальяри, а так
же еще одна австрийская артиллерийская позиция – батарея Кавач. Но искать их в
загаженных, непроходимых, колючих дебрях, под палящим солнцем я не стал.