7.1.1. Основные принципы.
У каждого члена экипажа были свои обязанности по судну, в рамках которых он сам принимал решения, и сам же их исполнял, в т.ч. приготовление пищи: никаких дежурств - это обязанность кока.
Мы всегда обсуждали нашу «жизнь» и варианты ее развития совместно, а решение «как будем жить дальше» без демократических излишеств принимал капитан.
Вахты – по расписанию. Это значит: нет споров, кому рулить, кому паруса «дергать», кому спать или книжки читать.
После заката – выход на палубу только со страховочным концом.
Хочешь есть - ешь, закрома полные, пища готовилась с избытком. Хочешь пить – пей, воды – достаточно! Никаких порций или норм.
7.1.2. Распределение основных обязанностей.
Все члены команды несли вахты и несли обязанности матросов.
У каждого члена команды была своя зона ответственности и, как правило, никто не «учил» (а ведь все капитаны со своим опытом!) других, как надо делать его дело.
Все знали - то, за что он отвечает – это только его дело, и если он его не сделает – то подставит всех. У нас была отличная, можно сказать даже – суперкоманда. В принципе, любой член команды знал и мог исполнять роль любого другого.
Анатолий Кулик
Капитан судна, руководитель путешествия. Основные обязанности: выбор маршрута, принятие стратегических решений, принятие решений по движению, если решение выходило за пределы компетенции вахтенного: галс, курс, паруса, мотор, дрейф, причаливание и т.п., формальности в портах.
Кок – все, что связано с питанием команды – от закупки продуктов, их упаковки и хранения до приготовления пищи и раскладки ее по мискам. Исправная работа газовых печек, хранение газа, его учет; мытье посуды – если не находилось добровольцев.
Ремонтный мастер по надувным элементам. Клей, ацетон, ремнабор.
Евгений Ковалевский
Переводчик.
Дипломат – общение с властями, местным населением.
Юридическое оформление документов в портах.
Видеосъемка (2 камеры), фотосъемка (1 камера).
Компьютер, подготовка и передача информационных сообщений в наш пресс-центр по Интернет, СМС, радио, телефонам.
Павел Гридин
Моторист – закупка бензина, подготовка бензиновой смеси, хранение, упаковка, заправка бензином, ремонты мотора, в т.ч. профилактические.
Электрик – зарядка всех аккумуляторов, работа с бензиновым эл.генератором и солнечными батареями, освещение (топ мачты, в палатке, кокпите, подсветка компаса, все фонари).
Фотосъемка – (3 камеры, боксы), видеосъемка (1 камера в боксе).
Геннадий Пикалов
Боцман - ответственный за общее состояние судна и всех его узлов; ежедневный осмотр и контроль всех доступных узлов судна. Рем набор – от его закупки и хранения на судне до использования (ремонта).
Ремонтный мастер по всему железному и деревянному.
Юрий Маслобоев
Штурман - круглосуточное отслеживание местоположения, прокладка курса, фиксирование пройденного пути, все навигационные расчеты. Содержание карт, лоций, GPS, компаса.
Радист КВ-связи – обслуживание радиостанции, в т.ч. антенны, кабелей, аккумулятора. Ежедневные сеансы связи с представителями фирмы Stealth telecom.
Медбрат – подбор и назначение медикаментов.
7.1.3. Вахты. Обязанности вахтенного. Расписание вахт
Обязанности вахтенного
- выдерживать курс, диктуемый капитаном, управляя судном;
- во время ночных вахт самостоятельно принимать решения (или совместно с подвахтенным) по уменьшению либо увеличению парусов, постановке или уборке швертов;
- в случае возникновения ситуаций, нарушающих нормальный ритм движения (поломки, изменение ветро-волновых условий, другие препятствия) – докладывать об этом капитану и делать запись в судовом журнале;
- записывать в судовой журнал: курс, которым вел судно, галс, силу и направление ветра, высоту волн, погодные условия, пройденное расстояние, другие события, происшедшие за время его вахты;
- во время ночных вахт выходить на вахту в штормовом костюме, спасжилете, с налобным фонарем и пристегнутым к судну страховочным леером.
Подвахтенный – тот, который отстоял вахту, после чего он остается на палубе в полной экипировке, становится помощником вахтенного. Основные обязанности:
- работа с парусами;
- подкачка гондол, если таковая необходима;
- выполнение указаний и просьб вахтенного (например, «...а не попить ли нам кофия»).
Расписание вахт
Мы выбрали следующий режим вахт: вахта – 2 часа, потом подвахта – 2 часа, таким образом каждый вновь заступал на вахту через 6 часов после подвахты. Ежесуточно время начала вахты начиналось на 4 часа раньше, чем в предыдущий день, таким образом, все побывали на вахтах в удобное и не очень время. Ночные вахты соблюдались свято и за весь период не было ни одного сбоя. Дневные вахты были неутомительны, даже наоборот – приятны; по умолчанию рулил тот, кому больше хотелось, споров никогда не было. Надоело рулить – скажи: «чья вахта?» - руль тут же отберут. Аесли хочешь порулить – скажи «моя вахта» - руль отдадут.
7.1.4. Сон. Свобода от вахты. Личная гигиена
Для сна предназначалась территория внутри палатки. Комфортно в палатке можно было расположиться троим. Днём и ночью один член экипажа постоянно сидел за рулём. Ночной подвахтенный не должен был заходить в палатку. Днём один человек всегда мог найти себе место либо для досуга, либо для отдыха на матрасе перед кухней.
Спать во время движения катамарана не всегда было просто. На острых курсах в хорошую волну катамаран поднимался на волну, а потом падал в яму. Сила удара была порой столь высока, что находившиеся в палатке подлетали на 10-15 см. Тем не менее, мы быстро привыкли к необычным условиям. Практически, днём по очереди спали все. Иногда дневной сон составлял 2-3 часа. Ночью ложились с наступлением темноты - просыпались на рассвете.
Днем, как правило, члены экипажа занимались возложенными на них прямыми обязанностями. Для того, чтобы не было сбоев в работе аппаратуры, в отслеживании правильного курса, в содержании судна в порядке, все старались в любую свободную минуту выполнять необходимые профилактические и прямые дела. Юрий анализировал лоции и просчитывал курс, Павел чистил электрооборудование и мотор, заряжал многочисленные аккумуляторы, Евгений проверял фото-видеокамеры, Геннадий осматривал различные узлы судна. Анатолий следил, чтобы все были при делах, готовил еду и обдумывал стратегию и тактику («как будем жить дальше»).
Все старались также следить за своим здоровьем, так как проблема одного могла стать проблемой всей экспедиции: протирали спиртом гнойные прыщи и раны, принимали витамины и антидепрессант «Янтарь» (Кулик и Джек). Для профилактики иногда принимали таблетки от укачивания, хотя с морской болезнью проблем не было. На стоянках вся команда чистила зубы и мылась с мылом в пресной воде.
«Отдать дань природе» мы могли на носу. Палатка закрывала наш туалет от взоров членов экипажа, а сама процедура проходила вполне комфортно. «Биде» работало исправно. Во время шторма или по просьбе «медитирующего» судно приводилось и можно было остаться почти сухим.
Хорошей встряской для организма и психики было купание в океане. Купались сначала редко, а потом все чаще, по 2 раза на дню. Судно останавливали, ложились в дрейф, один оставался на руле – удерживал судно, «следил за акулами», остальные ныряли и плавали. Купание очень полезно – во-первых приятно поплавать в в жаркий день, во-вторых смываешь с себя пот и негативные эмоции; в-третьих – можно посмотреть на судно снизу – не разболталось ли чего; в четвертых – это разнообразило жизнь.
7.1.5. Досуг
Гитара была востребована. Иногда в спокойные безветренные вечера камбузный ящик превращался в “сцену”, а палатка в зрительный зал. Пели по 2-3 часа.
Павел взял с собой цифровой плеер с песнями бардов и ВИА 70-х годов. Во второй половине путешествия они пользовались повышенным спросом до тех пор, пока плеер не вышел из строя (коррозия). Дело возможно было даже не в песнях, а в иллюзии уединения, когда в ушах наушники.
На борту были две колоды карт, к которым ни разу не прикоснулись, несмотря на то, что 4 участников страстные игроки в преферанс. Мешали либо занятость работой по своим прямым обязанностям, либо ненастная погода, либо альтернатива забыться восстанавливающим сном. То есть приоритет карт не нашёл себе места и времени.
Книги пользовались спросом. Любили читать Тура Хейердала «Путешествие на Кон-Тики», Кунина «Ай гоу ту Хайфа», «Выживание на море». Книги читали в полуденный зной в свободное от вахты и от экшена (аврала) время.
Рыбалка:
Продвинутых рыболовов-любителей среди нас не было. Нам подарили в эмиратах спиннинг и блесны – ловили то, что само ловится.
Связь и SMS. К особой форме досуга можно отнести сеансы связи в разных формах с материком. Всей командой собирались вокруг спутникового телефона Иридиум - читали приходящие от друзей и родных сообщения, с интересом подслушивали телефонные переговоры Паши Гридина с его женой Олесей, прекращали любую работу во время ежедневных сеансов радиосвязи с ребятами из StealthTelecom (Шарджа, ОАЭ). Хором готовили сообщения для передачи на Родину.
Чтение анекдотов вслух. Паша взял подборку анекдотов и весёлых историй, которые мы иногда читали вслух к общему удовольствию. Паша и без подборки был бездонной кладезью самых невероятных историй, происходивших с ним и его друзьями. Он находил в нас благодарных слушателей и почти каждый день доводил нас до слез от смеха своими «зарисовками из жизни».
Стоянки и тематические вечера.
Для снятия постепенно накапливающего стресса эффективными были периодические остановки в разных странах. После 6-8-12 суток движения в режиме нон-стоп с разнообразным, но всё же одним и тем же океаном, с одной и той же обстановкой на борту, с одними теми же людьми, новизна ощущений на стоянках казалась порой фантастической.
Приятно было сойти на берег, сменить картинку для глаз, уйти или уехать вглубь населённой территории, заняться оформлением документов или посидеть в Интернет-кафе. Обычная работа становилась праздником – закупка продуктов, сопровождающаяся общением с местным населением, торговлей, незнакомая культура, лица, одежда. Всё это напоминало театр с быстрой сменой декораций. Мы получали возможность сменить не только род занятий, но и партнёров для дискуссий и совместной деятельности.
Решение серьезнейших проблем с правильным оформлением въезда и выезда в страну отчасти напоминало игру, особенно важную тем, что эта игра помимо значимого для команды результата, существенно разгружала нервную систему и несла психологическую релаксацию.
Важна была периодичность таких отвлечений, чтобы не накапливалась физическая и психологическая усталость.
Несколько раз мы «оторвались» в совместных посиделках с обретёнными на маршруте новыми друзьями:
Песенный вечер с жителями острова Четлат (Лаккадивы), 2.01.07
Гитарный вечер на острове Барос (Мальдивы) с российскими туристами, 11.01.07.
Вечер в ресторане Пудучерри (Индия) с итальянцем Аурофильо, его братом и супругой, 31.01.07.
Гитарный вечер на яхте украинской пары Кости и Арины, более 2 лет бороздящих океан, 17.02.07