река Алара / Спортивный туризм | Водный туризм

Сплав на катамаранах по р. Алара (Турция)

8 - 18 апреля 2009 г.
Справочные сведения о маршруте

Выбранный нами регион для похода (Южная Турция, район Манавгата), располагается в районе горного массива Западного Тавра. Питание рек снегодождевое, поэтому пик паводка приходится на зиму и раннюю  весну (март-апрель). Количество снега и дождей может существенно отличаться, поэтому перед отправлением на сплав хорошо бы справится у местных о количестве снега в горах, дождях, о текущем  уровне воды. Высота вершин в регионе достигает 2500 метров, при этом реки прорезают глубокие ущелья в горах, зачастую образую глубокие каньоны без выхода наверх.
Изначально нашей группой планировалось пройти две реки за поход: Алару для раскатки и участок реки Манавгат от пещеры Altinbesik до поселка Sinanhoka. Однако зима 2009 года выдалась на юге Турции очень снежной, а весна дождливой, поэтому реки серьезно вздулись, уровень воды стал паводковым. Раскаточная речка Алара, имеющая в среднюю воду расход порядка 25 м3/с и сложность 2 к.с. с элементами 4-5 к.с. и несколькими габаритными непроходами, превратилась в полноценную пятерку с расходом около 50 м3/с. Манавгат  также увеличился вдвое и его объем в верхних каньонах стал порядка 60-70 кубов. К нашему участку расход серьезно увеличивается за счет подземных источников. В то время, пока мы проходили Алару, верхние каньоны Манавгата проходила группа Равиля Айбатулина (краткий отчет см. здесь: http://kat2.ru/people/ravil/sketch/manavgat/). После связи с ними было решено отказаться от прохождения Манавгата, а не спеша и безопасно пройти паводковую Алару. Собственно весь отчет и посвящен подробному описанию Алары в высокую воду.
Долина. Долина Алары чрезвычайно красива. Крутое ущелье, красивые водопады по берегам, отвесные скалы по берегам, прозрачная вода.
Пороги. Следует отметить, что в паводковую воду на реке, тем не менее, сохраняются относительно спокойные участки. Река носит характер 3-ного (местами 4-ного) фонового сплава по быстротоку, который насыщен препятствиями 5 категории сложности. Мы начинали сплав от моста Kemer Kepru, однако, возможно, на катамаранах в большую воду и на каяках, возможно прохождения участков и каньонов выше этого моста. По этим местам ходили каякеры в марте 2009 года.
Обвалы. Отдельной особенностью Алары (а возможно и многих турецких речек), - периодические обвалы скальных стен ущелья. Вдоль Алары идет дорога, зачастую вырубленная в породе. Время от времени эта дорога, в период зимних и весенних осадков, засыпается и ее ремонтируют. При этом все камни уходят в воду. Так, зимою 2008 года появился новый порог «Обвальный», образованный глыбами, упавшими при ремонте дороги. Весною 2009 года произошел обвал, и дорога полностью обрушилась в реку. Так образовался новый порог, который до нас, судя по всему, не проходился, и который мы назвали «Тетрис».
Ночевки. Турция – страна горная. А так как деревенское население там занимается в основном земледелием и скотоводством, то любой клочок земли уже давно превращен в чей-нибудь огород или пастбище. Весьма много специально оборудованных террас. В долине Алары ситуация именно такая. Для ночевок лучше выбирать места очевидно не являющиеся огородами. Иначе хозяева могут захотеть прогнать или взять деньгами. В техническом описании подробно описаны возможные и рекомендуемые места для ночевок. Дрова есть везде и их достаточно много, кроме финальной части у крепости Алара-Хан. В Аларе весьма много форели. Местные ее ловят маленькими сетками, нам удавалось поймать и на спиннинг с маленькими блеснами.
Язык. В деревнях возле Алары практически не говорят на английском языке. В лучшем случае в магазине удастся договориться об основных продуктах, названия которых все знают. Если придется общаться более плотно, то нужно быть готовым к тому, что общение будет происходить на языке жестов и рисунков. В Мае 2008 года, при выброске через поселок Guneycik (Гунайджик), нас пригласил старейшина поселка на чай к себе в дом. Там мы и научились общаться жестами и рисунками в полной мере.
Закупка продуктов. Везти из России все продукты не имеет смысла, в Турции можно заехать в настоящий супермаркет и закупить практически все, что нужно для раскладки. Единственное, раскладка должна быть гибкой к замене некоторых ингредиентов: так, например, в Турции нет гречневой крупы, но есть какие-то другие местные крупы, которыми можно заменить гречку. Особое внимание необходимо обратить на то, что в турецких магазинах очень трудно найти мясо для походного питания. Там не продается тушенка, остаются лишь колбасы не очень высокого качества. Поэтому мы привезли с собою из России самодельное сублимированное мясо, с которым и готовили всю котловую еду.