Стоянки на реке

Хороших стоянок на реке не много, поэтому мы часто останавливались на галечных берегах, выбирая более менее ровные площадки. Старались выбирать места с красивыми видами на каменные останцы.

В одном из таких мест мы остались на дневку: противоположный берег – крутая каменная осыпь и огромные каменные башни, изрезанные трещинами. Здесь у нас был банный день. В первой половине дня сложили большой костер. Между бревнами набросали камней и подожгли. Через 2 часа костер прогорел и раскаленные камни были перенесены в походную баню. Баня удалась на славу, веники только были из лиственницы, за неимением березы.

Однажды долго искали подходящую стоянку, но ее не было, поэтому встали в довольно неудобном месте. Небольшой ручей, впадающий в Котуйкан, образовал небольшой галечный вынос, на котором удалось поставить 2 палатки. Еще две палатки разместились чуть выше на крохотных площадках. Но когда место обжили, запылал костер, и сугудай из хариуса пошел под водку, то стало ясно, что это уютная и забавная стоянка. Позже это место получило название «стоянка с водопроводом и канализацией», потому что воды из ручья можно было зачерпнуть кружкой не вылезая полностью из палатки.

Запомнилась стоянка на большом галечном пляже, после которого начинался красно-коричневый обрывистый берег, сложенный из уже знакомых нам волнистых плиток песчаника. После ужина часть команды отправилась его исследовать, остальные пошли рыбачить. Расцветка слоев песчаника варьируется от светло коричневого до темно бордового. Здесь свой, более теплый микроклимат – солнце греет обрывистый берег целый день и поэтому лиственницы здесь внушительной толщины. На краю обрыва приютился куст красной смородины с красными, но очень кислыми ягодами. Примерно посередине обрыв прорезает ручей, который выносит в Катуйкан какой-то корм. И плавники хариусов в этом месте то и дело появляются из воды. В одном месте на каменной полке навалена округлая куча хвороста – гнездо сапсана.

Еще одна стоянка получила собственное имя - «стоянка на мраморном полу». После долгого и трудного дня, в который нас потрепал внезапно налетевший холодный циклон, причалили к длинной и достаточно широкой каменной полке, выточенной в отвесной скале правого берега. Весенний разлив каждый год шлифует и чистит эту площадку. Возникает впечатление, что под ногами белый мраморный пол. На нем мы и поставили палатки.
Северные олени

Первых северных оленей мы увидели на третий день сплава. С этого дня они были нашими постоянными спутниками: стояли на берегах, переплывали реку прямо перед рафтами, проходили совсем рядом с нашим лагерем на берегу.

Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни в тундре и заселяют её территорию вплоть до побережья Северного Ледовитого океана. На Таймыре самое большое стадо диких оленей - около 600 тыс. голов. На зиму олени откочевывают в лесотундру, и мы как раз оказались на пути их ежегодной миграции на юг. Летом, спасаясь от гнуса, они уходят далеко на север.

Для жителей Хатанги это хорошая возможность запастись олениной на зиму. Бьют их там сотнями, но, похоже, это не сказывается на численности популяции. Нередки случаи, когда одиночные олени переплывают широченную реку Хатанга и проходят прямо по улицам поселка.

Самая замечательная встреча с оленями произошла, когда мы рассматривали и фотографировали каменные останцы на полуострове, образованном речным меандром. Вдруг группа северных оленей стала переплывать реку в нашем направлении. Два крупных самца с ветвистыми рогами, несколько самок и молодняк разного возраста поднялись по склону и вышли прямо на нас, притаившимися за останцами. Они медленно прошли всего в 30 метрах, на ходу поедая листву карликовой березы.

Только мы перевели дух, как появилась еще одна группа северных оленей, которая прошла по той же тропе рядом с нами. Удалось сделать ряд замечательных фотографий.

Перед крупным левым притоком Котуйкана – рекой Илия произошел еще один забавный эпизод. Олениха с олененком решилась переплыть реку примерно в 100 метрах перед моей лодкой. Ширина реки в том месте была примерно 50 метров. Доплыв до противоположного берега, животное по непонятной причине повернуло назад и поплыло в обратную сторону. Несчастный олененок, борясь с течением и выбиваясь из сил, поплыл вслед за матерью. А я, плывший в этот раз один, как раз прибавил ходу, поэтому разминулся с ними всего в 10 метрах. В этот момент олениха посмотрела на приближающуюся лодку, и я увидел ее испуганные глаза. Незабываемое впечатление!

Мы заметили, что олени очень не любят забираться вверх по крутому берегу и при приближении рафтов просто бегут вперед вдоль воды. Лишь когда берег станет более пологим - уходят вглубь тайги. Или если они видят пологий берег с другой стороны, то переплывают реку.

Так получилось, что ружья у нас не было, поэтому ни один олень и ни одна нырковая утка не пострадали. Двум охотникам, которые среди нас были, особенно тяжело было смотреть на то, как ходит дичь прямо под носом! Была даже неудачная попытка сидеть с топором в засаде на оленьей тропе и попытка незаметно подкрасться к проходящему мимо стаду. Олени там хоть и непуганые, но всё же достаточно осторожные. Без ружья убить северного оленя – это опыт помноженный на точный расчет, который был наверное только у коренных народов. Да и то до появления в этих краях огнестрельного оружия.
Рыбалка

За весь поход нам попадалась рыба трех видов – сиг, хариус и таймень. Хариуса ловили больше, чем могли съесть, сига – меньше чем хотелось бы, а тайменя поймали всего 5 штук. Рыбалка на тайменя на Котуйкане осуществляется по лицензии.

В первый же день сплава все вместе поймали примерно 60 хариусов. Рыба от 500 г. до 1.5 кг. На стоянке дружно взялись за ее потрошение и стали варить тройную уху. В процессе мне пришлось выкидывать в воду переваренную рыбу с первой и второй закладки. Какое же это дикое расточительство и варварство! Но девать ее было просто некуда.

Рыбу из третьей закладки переложили в большую миску для еды, но вареная рыба успехом не пользовалась, ведь было полно свежего хариуса. Сырое филе из хариуса, порезанное на кусочки лучше всего есть с соевым соусом, смешанным с небольшим количеством васаби. Вкуснее закуски к водке просто не бывает и ни в одном японском ресторане ничего подобного не подают!

Уха получилась отличная – быстро съели весь 13 литровый котел. Из оставшейся сырой рыбы сделали сугудай. Ужин плавно перетек в посиделки с песнями под гитару, и праздник жизни затянулся до глубокой ночи.

Следующие два дня прошли в ожидании первой поклевки тайменя, хариуса уже все наловились вдоволь. Вся команда безрезультатно блеснила все омуты и перекаты, встречающиеся на пути. Царь-рыба не клевала. Самым любимым выражением стало риторическое восклицание: - Когда же будет «другая рыба»?!

На 4 день сплава команда первого рафта остановилась у обрывистого берега и занялась «прикладной геологией», а команда второго рафта уплыла далеко вперед. Проплывая плёс чуть ниже устья реки Вюрбюр, они заметили впереди большой всплеск. Это охотился долгожданный таймень! Первый заброс блесны в это место принес мощную поклевку, и началась борьба с могучей рыбой. Лишь причалив к берегу, удалось вытащить тайменя весом 12-14 кг. Он был освобожден от блесны, сфотографирован и отпущен в родную стихию. Недалеко от этого места был пойман и первый сиг. Александр – герой дня!

Через 2 дня второго крупного тайменя весом более 10 кг. поймал Алексей. Таймень клюнул в 100 метрах от лагеря ниже по течению на быстрине. Таймень любит такие места - быстрое течение помогает тайменю в охоте на хариуса. В конце похода нам удалось поймать еще трех не больших тайменей.
Хлеб - соль...

Кушали мы в этом походе от души! Как правило, сначала была закуска - строганина из хариуса. Затем основные блюда: уха или жареная рыба, картошечка, обжаренная в масле с луком, рис или макароны с тушенкой, салат из помидоров, огурцов, перца, петрушки и укропа. И под конец, чай из травяного сбора. Продукты, купленные в Хатанге, были отличного качества, даже помидоры, перцы и зелень были как будто только что купленные на колхозном рынке.

Однажды на ужин напекли блинов со вкусом ванили (ванильный сахар непонятным образом затесался в набор продуктов). Начинка для блинов была трех видов: малосольная строганина из хариуса, тушенка, поджаренная с луком, сгущенка и мед. Пару раз делали замечательную яичницу на сале с помидорами. Не зря везли с собой коробку с надписью: - «Осторожно! Хрупкое!».

На самом деле в окружении такой щедрой природы голодать и тем более погибнуть от голода сложно. Рыбы вдоволь, олени подпускают к себе на верный выстрел. Нырковые утки периодически пролетают над головой. С собой достаточно иметь ружье и рыболовные снасти, а так же хлеб, соль, чай и спички. Первопроходцы этих мест в начале 17 века наверное так и делали.
Литосферная база РАН

На Катуйкане находиться заброшенная еще в начале 90-х годов прошлого века Литосферная база РАН. Жилой деревянный дом еще вполне пригоден для зимовки, только в пристройке и на веранде протекает крыша.

Внутри дома все осталось нетронуто и мы словно перенеслись в последние годы существования Советского Союза: на стене висит советский вымпел с портретом Ленина, на столе лежит несколько советских журналов. На полках стоят книги и специальная литература по геологии. Отдельно лежат рулоны кальки с абрисами рек и ручьев. В деревянном ящике – большой мешок с мукой, испорченной и поеденной какими-то жучками. В холщевом мешке, подвешенном к потолку - соль, крупы и макароны. В еще одном ящике – тушенка 1993 года выпуска.

В пристройке к дому валяется куча инструментов и материалов, уже основательно сгнивших. Недалеко от дома стоит бензиновый генератор и 200 литровая бочка, на дне которой еще плещется бензин. В 50 метрах от дома есть вертолетная площадка, на которой валяются ржавые пустые бочки из-под топлива.

Невдалеке странное сооружение, скорее всего, печь для выпечки хлеба. Рядом в вечной мерзлоте выдолблен погреб метровой глубины для хранения мяса и рыбы летом. Чуть в отдалении от дома на берегу ручья стоит деревянная баня с отличной железной печью обложенной камнями. При желании ее можно натопить и попариться с комфортом.

Территория базы медленно зарастает молодыми лиственницами. 15 лет без хозяина не прошли даром. Природа медленно возвращает себе утраченные владения – каменный глухарь устроил себе гнездо под гнилым брезентовым навесом прямо в лотке для промывки песка.

Еще один заброшенный лагерь геологов мы обнаружили в устье реки Илия. На высоком берегу стоит каркас палатки и валяются ржавые бочки.
Возвращение в Хатангу

Конечной точкой маршрута было место слияния Котуйкана и Котуя. Забирал нас оттуда катер на воздушной подушке «Марс 20». Быстро погрузили в него наше снаряжение и поплыли в Хатангу. Постепенно все нашли уютное положение в креслах и задремали под шум двигателей. Поэтому незамеченным остался поселок Каяк, расположенный на правом берегу Котуя. В поселке живут шахтеры самой северной в России угледобывающей шахты «Котуй». Шахта эта во многом необычна: находится в вечномерзлых грунтах. Ствол шахты расположен горизонтально, шахтеры входят в нее с крутого берега реки.

Примерно на четвертом часу плавания, когда почти совсем стемнело (белые ночи уже закончились даже на 70 широте) капитан не увидел небольшой галечный остров и катер на всей скорости залетел на него. Камни были довольно крупные для того, чтобы воздух ушел из-под юбки катера. И тогда он грохнулся на днище так, что искры полетели во все стороны. Это было похоже на экстренное торможение поезда – люди и вещи по инерции полетели вперед. Хорошо, что крейсерская скорость катера не превышала 40 км. в час. Обошлось без последствий.

Когда все сошли на остров, оказалось что корма катера находиться на воде, а нос на камнях. Мощности двигателей не хватало, чтобы катер сдвинулся с места. Помощник капитана стоя на носу катера, стал шестом отталкиваться от земли. «Марс 20» не поддавался и стоял как вкопанный и тогда несколько человек из нашей команды уперлись в борт катера руками и начали толкать. Очень медленно корма стала сползать в воду. Ура, мы спасены! Спасены от неопределенно долгого сидения на острове и от опоздания на самолет.

К 7 утра мы были в Хатанге и разместились в местной гостинице рядом с аэропортом. До вылета в Красноярск у нас было достаточно времени, чтобы помыться в душе, позавтракать и погулять по Хатанге.

Хатанга - один из самых северных населённых пунктов России. Население — около 3 тыс. человек. Село расположено на реке Хатанга. Хатанга - по-эвенкийски означает «большая вода», «много воды». На месте нынешнего поселка Хатанга изначально было ясачное зимовье Нос, или Козлово. Оно возникло в 1660 - 1670 гг. Основной причиной выбора именно этого места стал недоступный для наводнений высокий речной яр, с которого открывается хороший обзор реки. Такие высокие обрывистые полуострова, или мысы, на реках и морях землепроходцы называли «носами» или «носками». И лишь позднее поселение получило название Хатанга.

Таймырский округ, пожалуй, самый многонациональный из всех северных округов. Достаточно сказать, что из 36 малочисленных северных народностей 6 проживают здесь. Это долганы, нганасаны, ненцы, эвенки, энцы и эвены.

В Хатанге есть единственный в своем роде музей Мамонта – вырубленное в вечной мерзлоте помещение, куда была перевезена глыба земли с вмороженной в нее целой мамонтовой тушей, найденной в тундре. Но, к нашему сожалению, музей был закрыт. Зато был открыт краеведческий музей. Там сразу привлеки внимание бивни мамонтов и череп овцебыка, фотографии, утварь и предметы обихода местных жителей и их красивая национальная одежда.

Большинство построек в Хатанге - двухэтажные дома послевоенной постройки. Но есть и несколько многоэтажных домов, в одном из которых размещается погранотряд, еще в одном гостиница «Заполярье». Есть школа, детский сад. Телерадиоцентр выделяется набором разнокалиберных антенн на крыше. Есть несколько кафе и много небольших продуктовых магазинов. Ассортимент продуктов питания примерно такой же, как и в магазинах в Центральной России – есть все необходимое, только минимум в 3 раза дороже. Например, баночное пиво Балтика №7 стоит 120 руб., колбаса Докторская - 520 руб. за килограмм. В промтоварном магазине полутора литровая эмалированная кастрюля - 500 руб.

Дороги засыпаны шлаком из угольных котелен и они довольно ровные. Летом в сухую погоду их поливают водой, чтобы не было пыли.

Примерно в 16.00 вылетели в Красноярск, там чуть–чуть опоздали на рейс в Москву и были вынуждены заночевать в гостинице. Вечером – прощальный ужин в ресторане завершил наш замечательный поход.