03.01.2009. Наска

Автобус до Наски из Лимы идет по трассе вдоль Тихого океана, а потом углубляется в стороны материка — в Анды. Несмотря на близость воды, вся полоса вдоль океана абсолютно песчана. Кажется, там нет ни одного деревца — словно попал в засушливую пустыню. Эта пустыня продолжается вглубь материка и, надо сказать, очень умиляют одиноко стоящие таблички с надписью “Private Property” воткнутые в безжизненный песок, примерно такой

Дорога постепенно становится горной

и мы попадаем в Наску — небольшой городок, который, похоже, существует только за счет туристов, приезжающих смотреть на знаменитые Линии Наски.

На местном аэродроме не будет никаких проблем найти самолетик, который облетит над линиями и за минут 30-40 проведет экскурсию

Вопреки нашим ожиданиям, сами линии оказались достаточно маленькими, и некоторые из них мы бы не увидели, если бы не пилот (пришлось оооочень сильно вытягивать в графическом редакторе контрастность фотографий, иначе кориченево-сервые линии на коричнево-сером были бы практически не видны):

Ездить на машинах по линиям запрещается (хотя, кто и как их охраняет я так и не понял), поскольку они от этого портятся. Альтернативный способ увидеть некоторые из них — вышка, стоящая вдоль единственной дороги в город:

Линии Наски были созданы народом наска примерно во II веке до нашей эры. Из чего они сделаны для нас так и осталось загадкой: то ли в этих местах сделаны траншеи, то ли наоборот — принесли грунт и камни другого цвета. Скорее всего все-таки второе, т.к. «траншеи» за столь долгий срок наверняка бы выветрились.

Ещё одно интересное место, которое можно посетить в Наске — акведук. Построенный всё теми же насками, он просуществовал несколько тысячителетий и до сих пор является главной (и, кажется, единственной) системой водоснабжения в Наске.

Со слов гида, это действительно уникальная конструкция — повторить такую систему, которая в любое время года дает воду в пустыне очень и очень не просто даже в настоящее время. Недаром оно осталось неразрушенным ни когда насков захватили Инки, ни когда последних захватили европейцы.

Представляет он из себя подземный канал, по которому стекаются воды к резервуару.

Каждые 20-25 метров к нему спускаются спиралевидные окна – для прочистки канала, чтобы он не забивался.

По сути они же — смотровые окна для контроля состояния водопровода.

Интересный факт: камни, которые формируют боковые стенки акведука, гладкие округлой формы. Поскольку район сейсмически неустойчивый и в нем бывают землетрясения, прямоугольные камни (типа кирпичей) долго бы не продержались и развалились бы. Округлая форма камней дает больше степеней свободы, при сотрясаниях земли камни могут "елозить" относительно друг друга, но конструкция в целом остается целой и не разрушается.

По соседству среди каменных холмов находится самая высокая в мире песчаная дюна

Опять же, информация что она самая высокая — от гида, проверить это пока что не удалось (:

Рядом с акведуком растет посаженное поле кактусов

Сажают их из-за их желтых плодов, которые съедобны и сладковато-приятны на вкус.