Майский поход по степям Астраханской и Волгоградской области, 5 дней, 150 км
Пос. Нижний Баскунчак - гора Богдо - пос. Нижний Баскунчак - хутор Бол. Симкин - оз. Эльтон - пос. Эльтон

Основной замысел

Участники я и мой брат.

Приехали. Старт

Идея маршрута родилась у меня по ряду причин.

Во-первых, я был немного знаком с этой местностью и несколько раз уже бывал на Эльтоне.  В поселке проживает мой дед с тетей, к которым я пару раз приезжал летом, будучи школьником.  Природа здесь мне показалась очень интересной и необычной. Т.к. сам я родом из Калининграда, где много рек, озер, есть море и в принципе много воды, а кругом тебя окружают луга и леса, то, приезжая в Эльтон, я ощущал этот невероятный контраст – жарко, сухо, голая степь, переходящая в полупустыню, и этот открытый горизонт, увидеть который можно только в степях!  Невероятное ощущение вольности и свободы.

Во-вторых, я всегда стараюсь, чтобы очередной поход был чем-то необычен в плане окружающей природы и проблем и испытаний, с которыми придется столкнуться. Обычно основная забота пеших туристов – это еда и борьба с непогодой. Здесь нас ждала жажда. На всем протяжении маршрута от Баскунчака до Эльтона мы не рассчитывали на то, что сможем раздобыть воду. И борьба с весом здесь была в пользу лишних граммов воды, которые можно утянуть с собой.

В-третьих, очень удачно совпали сроки поездки. В конце апреля- начале мая уже тепло, но обычно еще не слишком жарко. Можно полюбоваться на степные тюльпаны, хотя к этому времени они уже отцветают. Удачно вписываются в график отпусков майские праздники. Ну и наконец, есть возможность лично поздравить деда, ветерана ВОВ, накануне праздника Победы.

В прошлом 2013 году у меня уже была попытка прохождения этого маршрута в одиночку.  Тогда я вышел чуть позже, 3 мая. На следующий день установилась жаркая погода, под 30 и когда я прошел первые 5-10 км, то понял, что с потом я теряю очень много воды. Если брать с собой больше воды, то тяжелее идти, больше потеешь – замкнутый круг.  И я решил вернуться. В этот раз мы были вдвоем с братом, погода радовала – в среднем +20, и только в конце похода днем было до 25 – и маршрут мы прошли успешно.
Характеристика района, природные достопримечательности

Маршрут между озерами Баскунчак и Эльтон лежит в зоне степей и полупустынь. Основной растительный покров составляют кустики полыни, деревья отсутствуют.

Из животных нам встречались змеи, ящерицы, заяц, видели следы степных волков. Из птиц были орланы-белохвосты и много всяких мелких чирикалок, которых мы не определили.

Оба озера соленые. Причем Эльтон – одно из самых соленых озер в мире, соленость которого превышает в 1,5 раза соленость Мертвого моря. На озере добывают целебную грязь, которую реализуют в санаторно-курортной грязелечебнице в поселке Эльтон, расположенном в 5 км от озера. А на Баскунчаке добывают пищевую соль – это одно из крупнейших месторождений в России. Проходя вдоль него можно увидеть как состав движется по железной дороге, уложенной прямо на озере - издалека кажется, что он как бы плывет по озерной глади. На берегу озера расположен поселок Нижний Баскунчак.   Стоит отметить, что и лечебная грязь и соль есть на обоих озерах. Просто на Баскунчаке соль чище и находится в больших объемах, в то время как на Эльтоне лучше по своим лечебным свойствам грязь.  Не так давно в поселке построили новый частный современный санаторно-курортный комплекс. Вроде бы, принадлежит он дочерней компании Газпрома. Уровень воды в Эльтоне очень небольшой, думаю в весеннее время где-нибудь посреди озера не больше метра. В реальности доступна только кромка воды глубиной 10-20 см, до которой еще нужно дойти. На Баскунчаке воды больше и можно найти место, чтобы окунуться и ощутить это необычное чувство, когда понимаешь, что как бы ты не барахтался в воде, утонуть не получится.

В районе оз. Баскунчак расположен Богдино-Баскунчакский заповедник. Замечателен он горой Большой Богдо. Высота горы небольшая, всего 170 м над уровнем озера, но в степи эта пипка выглядит Эверестом и видна  за несколько десятков километров.

Гора Богдо
Подробная нитка и описание маршрута

Общая длительность активной части маршрута составила 5 дней, протяженность – 150 км. Из-за неполного первого дня в среднем выходило 30-35 км в день – довольно напряженно. Участок без пополнения запасов питьевой воды – 3,5 дня, 117 км пути.

День 1. Приезд на поезде на станцию Верхний Баскунчак. После обеда на такси доехали в поселок Нижний Баскунчак и сразу выдвинулись к горе Богдо.

На краю поселка Нижний Баскунчак. Вдали видна Богдо

Шли кромкой озера, закупаться в этот раз не получилось – к вечеру было прохладно, к тому же мы спешили  попасть на гору к заходу.

Озеро Баскунчак
На вершине

По пути никого не встретили. Заночевать решили на горе и сделали ошибку. Ночью поднялся ветер и палатку хорошо мотыляло. Но утренний вид на гладкую степь с высоты 170 м стоил того.

Вид с горы на юг
Она круглая)
Вид на юг

День 2.  Обратно пошли огибая хребет с южной и западной стороны.

Обходим хребет по южной стороне
Вдали последние западные отроги хребта. За ними КПП
В переди последние западные отроги хребта
Вид на восток
Вид на восток в сторону горы

Такое направление обхода горы оказалось верным. Дело в том, что Богдо находится на территории Богдино-Баскунчакского заповедника, вход в который платный, а ночевать на горе вообще запрещено. Подъезд к горе есть по степной дороге, идущей от поселка и огибающей хребет как раз с западной стороны. Там и находится КПП с человеком в будке. Если бы мы заходили с этой стороны, то пришлось бы заплатить за вход, но, что важнее, у нас могли быть проблемы с ночевкой.  Двигаясь же обратной дорогой,  мы просто прошли мимо шлагбаума.

Пока мы потеем, кто-то развлекается

К обеду пришли в Нижний Баскунчак, там поели в местной кафэшке, затарились водой до конца маршрута и двинулись в степь.

День 3.  В этот день планировали пройти участок маршрута наиболее близко подходящий к границе с Казахстаном, там, где ее линия делает почти прямой угол и поворачивает на северо-восток. Никаких опознавательных знаков, предупреждающих переход границы нет, и территория физически никак не разграничена. Чтобы избежать проблем, старались идти по краю 5-километровой програничной зоны, вход в которую был оформлен заранее в местном пограничном управлении ФСБ.

Отцветающие тюльпаны, которые мы успели застать
Удалось увидеть уже отцветающие тюльпаны
В этом районе наткнулись на кошару, которая на карте называется Бабушкин сад. Кошара – место сезонного проживания степных пастухов (чабанов) с хозпостройками для содержания скота. Их еще называют точками. Она была жилая. Это был дом, огороженный глухим забором.  Мы решили зайти, но метров за 100 услышали грозный лай собак и отступили. Подождали, никто не вышел. Мы не стали испытывать судьбу и пошли дальше. Надо сказать, что кроме прочего нас пугали сторожевыми псами чабанов. Эти псы внушительных размеров охраняют стадо овец от волков и, якобы, запросто могут загрызть и человека.

День  4.  В этот день был прямой, монотонный  участок пути. До этого большей частью шли бездорожьем, теперь вышли на наезженную колею и дело пошло быстрее. Больше половины оставшегося пути шли таким образом. Никого и ничего не видели – кругом одна степь.

К обеду подошли к разрушенной точке – развалины двух-трех домиков. К слову, увидели мы ее гораздо раньше, но идти пришлось часа три.

Заброшенная кошара

После обеда прошли оз. Боткуль, тоже соленое. Обходили его с западной стороны, само озеро видели издалека. Исследовать его поближе не было времени. К тому же хотелось пройти то место на р. Сухая Балка, впадающей в озеро, где был обозначен летник и артезианский колодец.  Вместо реки обнаружили сухое русло. Нашли колодец, но он был завален всякой дрянью и где-то на дне вроде бы было что-то напоминающее болотце.

Найди жабу

Набирать не рискнули, хоть расход воды у нас был строго нормированный.

День 5.  Был решающий день. Остались последние 2,5 л воды, кроме небольшого резерва. Планировали к концу дня выйти к поселку Приозерный, найти там воду и магазин, а оттуда до ночевки на озере Эльтон оставалось 5 км. До Приозерного было 32 км. Вышли рано, до обеда прошли  небольшое поселение Большой Симкин. Из экономии времени выяснять наличие магазина не стали. От Бол. Симкина до Приозерного шла асфальтированная дорога, но у нас были сильно натерты ноги и мы шли параллельно ей по грунтовке и мелкой травке – так мягче ступням. Последние пять километров мечтали о том, кто что купит в магазине и что будем пить. Но к нашему разочарованию магазина в поселке не оказалось! Вернее он привозной и работает несколько несколько раз в неделю. В этот день его не было. Но мы попросились к хозяину и он дал нам напиться. Набирали из колодца и пили прям из ведра. Это было наслаждение! Вдобавок нас угостили полторашкой местного молока и куском хлеба. Всем этим мы пировали на берегу оз. Эльтон, когда к самому закату добрели до озера.

Закат на Эльтоне
29.2
29.3

День 6-8. С утра и до обеда мы немного побродили по озеру и пошли в поселок Эльтон к тете и деду, которые нас ждали.

А на следующий день была очень интересная экскурсия. Местный предприимчивый и вдохновленный своим делом школьный учитель, Смагул Мунтаев, организовал у себя во дворе этнографический музей. Там находятся две юрты с предметами быта и одежды казахских жителей степей. Вечером у здания санатория он усаживает на свою телегу, запряженную верблюдом, туристов и везет их на другой конец поселка в свой музей. Там он несколько часов вместе со своей супругой рассказывает об обычаях, истории и устоях казахской жизни и угощает блюдами национальной кухни. Все это очень атмосферно, познавательно и вкусно! Если Вы будете в Эльтоне, обязательно посетите это место.
Едем в юрту на экскурсию
Как добраться

До Баскунчака проще всего добраться поездом. Можно ехать из Астрахани, можно из Волгограда черех Ахтубинск. Есть автобусы  через Ахтубинск, но ехать далеко и по жаре нужен кондиционер.

До Эльтона нужно добираться поездом из Саратова, либо через Волгоград – Ахтубинск – Верхний Баскунчак. Между Баскунчаком и Эльтоном есть железнодорожное сообщение, несколько транзитных поездов в день.

Замечания и полезная информация

Воду мы брали из расчета 2,5 литра на человека в сутки. При температуре воздуха днем +20-23 и солнечной погоде сильной жаждой не мучились, но вдосталь напиться никак не получалось. Хватало, чтобы приготовить что-то жидкое поесть + стакан чаю на каждый прием пищи. На ходу старались не пить. В последний день было +25 и, чтобы рот совсем не пересыхал, мы после каждого перекура (раз в час) перед выходом набирали немного воды в рот и так шли. Раздобыть ее в этом районе не зная мест маловероятно. В водоемах и речках, обозначенных на карте если и будет вода, то скорее всего соленая.

В поход желательно брать солнцезащитный крем и соответствующую одежду, потому как спрятаться от солнца негде.

В степи есть гадюки. В основном они убегают заранее, но некоторые не успевают. Нужно быть осторожным, т.к. они ядовиты. Желательно иметь высокую обувь с грубой тканью хотя бы до щикотолок и штаны из плотной ткани. В походе мне попалось 5-6 змей. На случай укуса мы держали резервных 1-2л воды, чтобы отпиться. Также в степи есть волки, их мы не видели, но следы на пыльной дороге встречали. Как мне кажется, для взрослых людей они не представляют опасности. Также следует быть внимательными в отношении всевозможных насекомых. Следует проверять себя на наличие степных клещей и закрывать палатку на ночь во избежание встречи со скорпионами, всякими пауками и змеями. Про пастушьих собак я писал выше.

Гадюка
Уползает

Если есть желание застать цветение тюльпанов, то нужно идти раньше, где-то в середине апреля. Мы видели только несколько мест с тюльпанами.

На данном маршруте нужно иметь пропуск для посещения приграничной с Казахстаном зоны. Пропуск можно заказать, отправив заявку на электронный адрес местного пограничного управления ФСБ и получить его почтой. Заказывать нужно заранее за несколько месяцев.

Движение по степи только по карте, без навигатора очень проблематично. Глазу не за что зацепиться.  Получается так. Я беру карту, определяю свое местоположение, сверяю с навигатором. Задаю себе азимут движения, беру компас и вперед. Если не смотреть на компас в течение 20-30 минут, то можно сбиться с направления на 10-30 градусов и этого незаметить.

Для тех кому скучно идти по однообразной степи 150 км, думаю, можно проработать веломаршрут. По колейной дороге двигаться не составит проблем. Вот только таких дорог там не мало и они петляют и пересекаются, и порой разобраться, куда тебя уведет очередная непросто. Карты тут не помогут, нужно изучать спутниковые снимки. А двигаться по степному бездорожью чревато проколами или необходимо спешиваться.

Заключение

Поход мне показался интересным и для своих 5-6 дней достаточно насыщенным. Ощущение свободы, ветер в волосах, воля и простор. Как ни странно, но больше всего мне в память врезался запах степи на рассвете. Утренняя роса на еще не высохшей траве и цветах, образовавшаяся ночью после резкого остывания раскаленной степи, увлажняет воздух и усиливает мягкий пьянящий запах степи, основной тон в котором задает, конечно же, полынь.