Музей под открытым небом Кижи находится на острове в Онежском озере. Возят туда туристов из Петрозаводска скоростные теплоходы на подводных крыльях. Дорога занимает 1 час и 15 минут. Стоит сие удовольствие (туда и обратно) - 1950 рублей. А я еще считал, что в Новой Зеландии поезда дорогие... Памятуя о том, что с этими теплоходами вечно были какие-то проблемы, выражавшиеся в хроническом отсутствии билетов, я специально приурочил поездку к эстонскому государственному празднику 20 августа, что в этом году пришелся на четверг, а на следующий день взял отгул с таким расчетом, чтобы оказаться в Петрозаводске в пятницу, т.е. в будний день.
Большой речной вокзал в Петрозаводске не работает, билеты на теплоходы продаются в маленькой будке у причала. Я подошел почти к самому открытию, часам к 8 утра, но ближайшее время, на которое мне предложили билеты, было только в 14:15. Что характерно, в расписании "Метеоров" такого времени не было. Ну что ж, значит будет время погулять по городу.
В означенное время я был на причале. Народу при этом было не очень много, много кресел в "Метеоре" осталось свободными, и это несмотря на то, что весь день в будке предлагали билеты именно на это время. Интересно, а куда ушли все билеты на 11:30 и 12:15 ?
Несколько слов о самом "Метеоре". Интерьер его, судя по всему, так и не менялся с советских времен. Поролоновые кресла оказались настолько продавлены, что сидеть пришлось практически на голых металлических трубках. Однако туалет при этом был вполне приличный :)
Открытых палуб на "Метеорах" не предусмотрено, но зато в середине салона была площадка для курения, с которой можно было высунуться с фотоаппаратом и заснять что-нибудь из проплывавших мимо пейзажей. Именно отсюда я успел заснять Кижский погост, прежде чем мы причалили к острову.
Да, а еще мне с помощью iGo на смартфоне удалось замерить среднюю скорость "Метеора" - где-то 57 км/ч.
Итак, почитаем для начала, что пишет о Кижах путеводитель "Русский север" от издательства Полиглот, купленный мной за день до этого в Доме Военной Книги на Невском:
Остров Кижи (длина 7 км, ширина - от 1,5 до 0,5 км) расположен на юге Заонежского полуострова среди живописного скопления островов, называемых Кижскими шхерами. Издавна остров покрывали не леса, а пашни и сенокосы. Кижские шхеры и юг Заонежья испокон веков были населены, об этом говорят многочисленные археологические памятники, датируемые эпохой среднего и позднего камня. Около 9-6,5 тыс. лет назад здесь обитали племена, относящиеся к восточной ветви европеоидов, а пришедшие сюда в X в. новгородцы встретились с саамским населением и весью. Название острова происходит из языка карелов-людиков — слово kiza значило «игра, забава, танец», так что «Кижи» можно перевести как «остров игрищ» или «забава». К моменту перехода этих земель к Московскому государству в 1478 г. население уже было русским, хотя культура Заонежья отличалась неповторимым своеобразием, представляя сплав славянской и финской культур, при этом местные жители отчетливо осознавали себя потомками новгородцев вплоть до нач. XX в. В Заонежье в течение веков сохранялись и изустно передавались из поколения в поколение древнерусские сказания и былины и одновременно активно развивались деревянное зодчество, народные промыслы.
Остров Кижи традиционно был центром деревень Южного Заонежья и Уницкой губы - Спасо-Кижского погоста, округа, который включал около 180 деревень, их описание впервые встречается в Писцовой книге Андрея Плещеева за 1582-1583 г, а через 20 лет здесь отмечено «115 деревень живущих и 88 запустевших». Кижский погост объединял окрестных крестьян до 30-х гг. XX в. В Смутное время погост разорялся шведами и польско-литовскими отрядами, поэтому после подписания мира со Швецией вокруг Кижского погоста была срублена крепость для защиты от нападений. Угроза иностранной интервенции ослабла только с наступлением петровской эпохи и победы в Северной войне. В нач. XVIII в. крестьян Кижского погоста приписывают к новым железоделательным заводам, где они должны были отрабатывать в счет податей, что разоряло даже крепкие хозяйства. Во втор. пол. XVIII в. по Заонежью прокатилась волна бунтов после царского указа о повышении податей. Знаменитое Кижское восстание 1769-1771 гг. было расстреляно правительственными войсками. Считается, что прекраснейшая Успенская церковь в Кондопоге явилась своеобразным памятником жертвам расправы с восставшими. Во время Второй мировой войны Заонежье около трех лет находилось в финской оккупации, но уже в 1945 г. Кижский погост объявлен государственным заповедником, в 1951 г. на остров перевезен первый памятник архитектуры - дом крестьянина Ошевнева. В 1990 г. архитектурный ансамбль Кижского погоста включен в Список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Сейчас в Историко-архитектурном и этнографическом музее-заповеднике «Кижи», занимающем территорию около 10 тыс. га, насчитывается 87 памятников традиционной народной архитектуры ХIV-ХХ вв., в том числе ансамбль Кижского погоста, 26 уникальных археологических памятников, более десяти исторических поселений территории Кижской волости. Музей ежегодно посещают около 170 тыс. туристов из России и зарубежья. Основу коллекции архитектурных памятников музея-заповедника, ее смысловой центр составляет храмовый ансамбль Кижского погоста (ХVIII-ХIХ вв.), состоящий из 22-главой Преображенской церкви, девятиглавой Покровской, шатровой колокольни и рубленой бревенчатой ограды.
Церковь Преображения Господня (1714) - самая знаменитая постройка Кижей. Имена создателей неизвестны, а красивая легенда о мастере Несторе, который, закончив работу, выбросил в озеро топор со словами «не было такой церкви и не будет», очень широко распространена на Севере применительно ко многим памятникам деревянного зодчества. Не очень достоверно и еще одно расхожее мнение о том, что она срублена без единого гвоздя - осиновый лемех (чешуя, покрывающая главы) крепится к куполам с помощью небольших гвоздей. Высота церкви - 37 м, основой строения является восьмерик с четырьмя прирубами, такие конструкции называются «двадцатидвухстенками». На восьмерике стоят еще два, меньшего размера. Главы различаются размером от яруса к ярусу для того, чтобы избежать монотонности и создать своеобразный ритмический рисунок. Не менее продумана и система защиты постройки от гниения, даже декоративные элементы зачастую служат для отвода воды и правильной вентиляции воздуха. Внутри храма вертикальный объем был перекрыт шестнадцатигранным потолком - «небом», утраченным во время войны, сохранился резной иконостас (1770). Он составлен из 104 икон, самые старые из которых, типичные для северной школы иконописи, относятся к концу XVII в.
Церковь Преображения, совершенное произведение заонежских мастеров, является своего рода «лебединой песней» русского деревянного зодчества, которое достигло в это время вершины своего развития. Она строилась как «холодный» летний храм, а рядом с ней на полвека позже была возведена «теплая» клетская церковь Покрова Богородицы (1764). Строителям удалось создать произведение, которое явилось гармоничной частью ансамбля, а не просто отдельной постройкой. В Покровской церкви видна изначальная «подчиненность» доминирующему Преображенскому храму - мощный восьмерик на четверике, который мог бы нести огромный шатер, увенчан скромным девятиглавием с небольшими, изящными куполами; расширяющийся кверху силуэт подчеркивает устремленную вверх пирамиду главного здания ансамбля. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что Покровская церковь строилась изначально как шатровая. В настоящее время восстановлен четырехъярусный тябловый иконостас с 44 иконами ХVII-ХIХ вв. В сенях работает выставка «История Кижского православного прихода». Колокольня Кижского погоста (1863) возводилась уже в то время, когда русское деревянное зодчество переживало упадок, и все же, несмотря на кажущуюся простоватость и чуждые традиции детали, постройка удивительно гармонично влилась в ансамбль. Схема традиционна — восьмерик на четверике. Грузный, в две трети сруба высотой, четверик удивляет ценителей культовых деревянных построек своей несоразмерностью, однако можно заметить, что он поднят ровно до высоты прирубов Преображенского храма и высоты четверика Покровской церкви, что еще раз подчеркивает единство трех зданий. В настоящее время на колокольне Кижского погоста установлен пульт для звонаря. В подвеске на пульте - 12 колоколов (9 старинных и 3 современных).
К середине XX в. от ограды погоста оставалась лишь каменная гряда. Облик первоначальной ограды восстанавливался реставраторами по гравюрам XVIII в. в книге Н.Озерецковского «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому». Проект реконструкции основывался на сохранившейся ограде Водлозерского-Ильинского погоста, а также Почезерского погоста Архангельской области. Современная ограда представляет собой высокую каменную насыпь, на которую уложена стена из мощных бревен, стянутых ряжами. Поверх стены - двускатная тесовая кровля. На западном углу ограды - небольшая башенка, крытая четырехскатной крышей - епанчой. С севера и востока на погост ведут калитки с ажурными дверными полотнами. Центральный вход в западной стене с двух сторон ограничен двумя срубами под общей кровлей. Бревенчатая ограда была реконструирована по проекту архитектора А.Ополовникова в 1959 г.
Еще одной из главных достопримечательностей музея-заповедника является Церковь Воскрешения Лазаря, привезенная из Муромского монастыря, с восточного берега Онежского озера. Эта небольшая клетская церковь породила немало легенд среди верующих и гипотез среди ученых. Предметом споров в течение почти столетия является датировка постройки храма. Впервые церковь упоминается в завещании византийского монаха, основателя Муромского монастыря, Лазаря Муромского, который скончался в 1391 г., но в документе Олонецкой духовной консистории о ней говорится довольно противоречиво: «...во имя преподобного Лазаря, кладбищная, построена в 7086 г. от Мирозданья (1578), деревянная, построена основателем сего монастыря преподобным Лазарем». Анализ архитектурных деталей не вносит ясности в этот вопрос. В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон ХVI-ХVШ вв. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусного рядов, включая царские врата и северные пономарские двери.
Неподалеку от Кижского погоста находится архитектурно-этнографический комплекс «Русские Заонежья». Экспозиционная «деревня» началась в 1951-1959 гг. с привезенного с Большого Клименецкого острова Дома крестьянина Н.Ошевнева (1876). Здание выстроено в виде «кошеля» - двор-сарай примыкает к боковой стене жилья и перекрывается двускатной несимметричной крышей. Хозяйственная пристройка включала в себя скотный двор, сеновал и две кладовые. Жилая часть обращена к озеру и богато украшена, в нее входят 2 избы, зала, горница, светелка на чердаке, кладовая и сени. Избой называлось помещение с печью, считается, что в избе первого этажа хозяева проводили зиму, а летом расселялись по всему дому. Сейчас в доме восстановлены интерьеры изб, горницы, сарая, хлевов, в зале проводятся этнографические выставки. Вдоль второго этажа идет гульбище - открытая галерея, окна боковых фронтонов украшены балкончиками. Раньше наличники окон раскрашивались в оранжево-желтый цвет, а свесы крыши — в красный, что очень оживляло внешний вид дома. Кроме основного дома крестьянская усадьба - это еще и отдельно стоящие хозяйственные постройки. Пожары всегда были основным бедствием крестьян, и отнесенные от основного дома амбары могли сберечь самое ценное - зерно и муку, не дать погибнуть с голоду. Рядом с домом Ошевнева стоят несколько хозяйственных построек: двухэтажный амбар из деревни Южный двор (XVIII в.), амбар из деревни Липовицы (нач. XX в.) и баня из деревни Мижостров (нач. XX в.). Дом крестьянина Елизарова (кон. XIX в.) из деревни Потаневщина несколько меньше. Интерьеры обоих зданий схожи, но в отличие от дома Ошевнева дом Елизарова отапливался по-черному. Такой способ обогрева помещения был во многом более удобен для крестьянских семей - расходовалось меньше дров, не заводился жук-древоточец, в избе было теплее. Дым собирался выше полок-«воронцов», а стены ниже этого уровня и потолки тщательно мылись и скоблились каждую неделю. Дом Елизарова одноэтажный, он сложен из мощных бревен и скромно украшен, хотя боковые балкончики и «гульбище» присутствуют и здесь. В хозяйственном помещении расположена выставка, рассказывающая о секретах создания лодки «кижанки». На берегу возле дома находится баня (нач. XX в.) из деревни Усть-Яндома. Еще немного южнее от Кижского погоста расположен наиболее скромный Дом Щепина (1907). Тип постройки здесь - «брус», когда жилые и хозяйственные помещения вытянуты в линию под одной крышей. В интерьере можно увидеть предметы, связанные с бондарским ремеслом (изготовление бочек, ведер, жбанов и другой деревянной посуды). Экспозиционный сектор «Русские Заонежья» включает в себя также водяную мельницу (1875) из Березовой Сельги, ветряную мельницу (1928-1929) из Насоновщины и часовню Архангела Михаила (нач. XVIII в.) из деревни Леликозеро.
Клетская часовня Архангела Михаила принадлежит к распространенному типу северных часовен. Это трехчастный сруб, состоящий из сеней, трапезной и собственно часовни. Постройка богато украшена резными элементами, в ней сохранился двухъярусный иконостас с иконами местного письма и «небо» - расписной потолок из 12 сегментов. С западного берега Онежского озера были привезены на Кижи Дом Сергеева (1908-1910) и кузница (нач. XX в.) из деревни Суйсарь.
В центральной части острова находятся две исторические деревни: Ямка, упоминаемая впервые в 1563 г, на восточном берегу и Васильево, упоминаемое в 1582 г, - на западном. В этих деревнях сохранились постройки, которые теперь вошли в музейный фонд, многие памятники архитектуры были привезены из других мест Заонежья: крестьянские дома, конюшни, амбары и риги. Около деревни Ямка сохранилась часовня Спаса Нерукотворного (ХVII-ХVIII вв.) из деревни Вигово, а архитектурной доминантой Васильево является местная часовня Успения Богоматери (ХVII-ХVIII вв.), которая является самой древней постройкой острова Кижи. Три больших крестьянских дома и несколько хозяйственных построек составляют экспозиционный сектор Русские Пудожья, где представлена архитектура жителей восточного берега Онежского озера, а еще севернее можно увидеть дома, характерные для карел и вепсов. Усадьба карела здесь представлена домом крестьянина Яковлева (1980-1990-е гг.) из деревни Клещейла, поклонным крестом и амбарами, а среди памятников северных карел и карел-людиков интересна часовня Трех Святителей из деревни Кавгора (втор. пол. XVIII в.). Два амбара и баня составляют хозяйственные постройки вепсов. С памятниками острова посетителей знакомят маршруты, предлагаемые экскурсионной службой музея. Недавно проложена «Экологическая тропа», дающая представление о природе острова, разработан интерактивный семейный маршрут в дом Яковлева, где можно принять участие в традиционных крестьянских хозяйственно-бытовых процессах. Во время музейных праздников часто выступает фольклорный ансамбль. На территории музея есть несколько кафе и торговых киосков, гостиные дома. На ночлег можно также попроситься в деревнях к местным жителям. Несколько слов о том, как расположены экспонаты музея. Большая их часть находится на небольшой площади, в той части острова, что к югу от пристани. Тех трех часов, которые отводятся на экскурсию, вполне хватает на неспешный осмотр. Но вот деревни Ямка, Васильево и все прочие строения, что от пристани к северу, в обычную экскурсию не входят. Как до них добираться - не совсем понятно. На дороге мной был замечен какой-то автобус, но пока я раздумывал, он уехал. Возможно, он как раз и был предназначен для передвижения по острову. Пешком же здесь ходить довольно утомительно. Но у меня до отправления теплохода еще оставался почти час и я все же сходил на ту часть острова, которая в официальный маршрут не входит. Дошел до ветряной мельницы, что стоит там на пригорке, заодно посмотрел на деревню Ямка и на часовню Спаса Нерукотворного, что возвышалась вдалеке. А вот до деревни Васильево уже не пошел, боялся опоздать. Вот интересно, а проката велосипедов здесь нет?
Также остался невыясненным вопрос, есть ли возможность приехать сюда на одном теплоходе, а уехать на следующем. Дело в том, что при посадке всем выдают бейджики на шею, а при продаже билета спрашивают еще и номер телефона. Все это делается, судя по всему, для того, чтобы люди не потерялись на острове, не отстали от своего теплохода и не нарушили отлаженный конвейер по обслуживанию туристов.
Теперь подведем итоги. Ну, что сказать о Кижах. Музей мне в целом понравился, хотя ожидания были конечно больше. Стоимость входного билета в 130 рублей для граждан РФ (и приравненных к ним, гыгы :)) вполне вменяемая. А вот 625 рублей для иностранцев, или почти 15 евро, это уже многовато. За такие деньги даже западноевропейским музеям уже надо крутиться перед клиентами. А тут все держится, можно сказать, на одном экспонате - 22-главой церкви Преображения Господня. А между тем, она явно не вечна, и металлические пластины на ее покосившихся стенах об этом говорят. Ну сложно в нашем климате деревянным строениям стоять по 300 лет! Вот рухнет она, что тогда? А тогда Кижи превратятся просто в "вабаыхумуусеум", коих в мире полно.
Вот интересно, неужели сейчас нет умельцев, которые могли бы построить что-то подобное? Неужели это так сложно с современными технологиями? Взять за основу что-нибудь старинное, сделать на компьютере проект, выточить бревна по размеру и собрать. Конечно, поначалу это будет "новодел", но вся старина когда-то была новоделом! Да и большинство здешних экспонатов было собрано на нынешнем месте фактически заново. Я думаю, в таком месте новые постройки могли бы вписаться в общий ансамбль. Одним словом, надо же как-то развивать музей дальше, мир не стоит на месте!
Кстати, вот
здесь нашел интересный факт из истории знаменитой колокольни Кижского погоста, подтверждающий мои мысли:
Она срублена в 1862 году на месте своей предшественницы, разобранной из-за ветхости. Нынешний облик колокольня обрела в 1874 году. То есть получается, колокольня тоже в какой-то мере новодел! Так что возможно и нынешнюю церковь придется в будущем из-за ветхости перестраивать заново.
(Тут мне подсказывают, что на самом деле такие церкви сейчас строить вполне себе умеют. И сгоревшую в 1963-м году 22-главую церковь из Вытегры недавно восстановили в окрестностях Питера. Посмотреть можно вот по этой ссылке. Так что, как оказалось, не так все плохо) А вот пожарная система вокруг главных церквей организованна вполне достойно. Вдоль всей ограды идет водопроводная труба и с нее на церковь смотрят несколько впечатляющий брандспойтов. Также у причала с другой стороны острова дежурит пожарный катер, готовый в любой момент выехать на тушение загоревшихся экспонатов. Да, были случаи, когда уникальные памятники деревянного зодчества горели, но вроде не в Кижах, а где-то в другом месте.
А теперь про обратную дорогу. Из Петрозаводска я уехал в 23 часа, уже в 7 утра был в Питере. Ну, думал я, сейчас быстренько на автовокзал, куплю билет на ближайший автобус до Ивангорода и скоро буду дома... Ага! Массаракш! Ближайшим автобусом оказался "Евролайнс" в 8:30. Обычные кассы на международные автобусы билеты не продавали, а продавала их международная касса. Которая работала с... угадали, как раз с 8:30. А водитель пришедшего автобуса не мог дать гарантии, что будут места, так как основная масса народа садится на "Евролайнс" на Балтийском вокзале, а сколько продано билетов, он не знал. Ну я и не поехал.
Попробовал купить билеты на обычный автобус до Ивангорода на 10:10. Спросил в кассе, есть ли места.
-Не знаю,-ответила кассирша,-ожидаем прибытия!
Какого еще прибытия... Ага, наверно не знает, прибудет он вообще или нет. Я эти фокусы уже знаю,
в январе так же уезжал. Вобщем, купил в международной кассе билет на следующий эстонский автобус, Санкт-Петербург - Пярну.
Границу в этот раз проходил вместе с автобусом, заняло это часа полтора. Из них 20 минут проверяла паспорта российская сторона, еще минут 40 тянула время эстонская, а полчаса ушло на посещение дьюти-фри. Вот сцуки... "у вас тесятть минуутт на макасииин..."
Да, а еще в этот раз, по совету добрых людей, я опробовал в Питере новые
жетоны на метро! Оказалось, что у нас в Эстонии их можно достать гораздо дешевле ;)))