Да, какой русский не слышал о Кижах! А вот были там далеко не все...
 

Кижский погост Кижский погост
Кижский погост Кижский погост
Церковь Воскрешения Лазаря Церковь Воскрешения Лазаря
Дом крестьянина Ошевнева Дом крестьянина Ошевнева
Дом крестьянина Елизарова Дом крестьянина Елизарова
Часовня Архангела Михаила Часовня Архангела Михаила
Дом крестьянина Яковлева Дом крестьянина Яковлева
Еще одна ветряная мельница Еще одна ветряная мельница
Система пожаротушения Система пожаротушения
Музей под открытым небом Кижи находится на острове в Онежском озере. Возят туда туристов из Петрозаводска скоростные теплоходы на подводных крыльях. Дорога занимает 1 час и 15 минут. Стоит сие удовольствие (туда и обратно) - 1950 рублей. А я еще считал, что в Новой Зеландии поезда дорогие... Памятуя о том, что с этими теплоходами вечно были какие-то проблемы, выражавшиеся в хроническом отсутствии билетов, я специально приурочил поездку к эстонскому государственному празднику 20 августа, что в этом году пришелся на четверг, а на следующий день взял отгул с таким расчетом, чтобы оказаться в Петрозаводске в пятницу, т.е. в будний день.
Большой речной вокзал в Петрозаводске не работает, билеты на теплоходы продаются в маленькой будке у причала. Я подошел почти к самому открытию, часам к 8 утра, но ближайшее время, на которое мне предложили билеты, было только в 14:15. Что характерно, в расписании "Метеоров" такого времени не было. Ну что ж, значит будет время погулять по городу.
В означенное время я был на причале. Народу при этом было не очень много, много кресел в "Метеоре" осталось свободными, и это несмотря на то, что весь день в будке предлагали билеты именно на это время. Интересно, а куда ушли все билеты на 11:30 и 12:15 ?
Несколько слов о самом "Метеоре". Интерьер его, судя по всему, так и не менялся с советских времен. Поролоновые кресла оказались настолько продавлены, что сидеть пришлось практически на голых металлических трубках. Однако туалет при этом был вполне приличный :)

Открытых палуб на "Метеорах" не предусмотрено, но зато в середине салона была площадка для курения, с которой можно было высунуться с фотоаппаратом и заснять что-нибудь из проплывавших мимо пейзажей. Именно отсюда я успел заснять Кижский погост, прежде чем мы причалили к острову.
Да, а еще мне с помощью iGo на смартфоне удалось замерить среднюю скорость "Метеора" - где-то 57 км/ч.
Итак, почитаем для начала, что пишет о Кижах путеводитель "Русский север" от издательства Полиглот, купленный мной за день до этого в Доме Военной Книги на Невском:
Остров Кижи (длина 7 км, ширина - от 1,5 до 0,5 км) расположен на юге Заонежского полуострова среди живописного скопления островов, называемых Кижскими шхерами. Издавна остров покрывали не леса, а пашни и сенокосы. Кижские шхеры и юг Заонежья испокон веков были населены, об этом говорят многочисленные археологические памятники, датируемые эпохой среднего и позднего камня. Около 9-6,5 тыс. лет назад здесь обитали племена, относящиеся к восточной ветви европеоидов, а пришедшие сюда в X в. новгородцы встретились с саамским населением и весью. Название острова происходит из языка карелов-людиков — слово kiza значило «игра, забава, танец», так что «Кижи» можно перевести как «остров игрищ» или «забава».
К моменту перехода этих земель к Московскому государству в 1478 г. население уже было русским, хотя культура Заонежья отличалась неповторимым своеобразием, представляя сплав славянской и финской культур, при этом местные жители отчетливо осознавали себя потомками новгородцев вплоть до нач. XX в. В Заонежье в течение веков сохранялись и изустно передавались из поколения в поколение древнерусские сказания и былины и одновременно активно развивались деревянное зодчество, народные промыслы.

Остров Кижи традиционно был центром деревень Южного Заонежья и Уницкой губы - Спасо-Кижского погоста, округа, который включал около 180 деревень, их описание впервые встречается в Писцовой книге Андрея Плещеева за 1582-1583 г, а через 20 лет здесь отмечено «115 деревень живущих и 88 запустевших». Кижский погост объединял окрестных крестьян до 30-х гг. XX в.

В Смутное время погост разорялся шведами и польско-литовскими отрядами, поэтому после подписания мира со Швецией вокруг Кижского погоста была срублена крепость для защиты от нападений. Угроза иностранной интервенции ослабла только с наступлением петровской эпохи и победы в Северной войне.
В нач. XVIII в. крестьян Кижского погоста приписывают к новым железоделательным заводам, где они должны были отрабатывать в счет податей, что разоряло даже крепкие хозяйства. Во втор. пол. XVIII в. по Заонежью прокатилась волна бунтов после царского указа о повышении податей. Знаменитое Кижское восстание 1769-1771 гг. было расстреляно правительственными войсками. Считается, что прекраснейшая Успенская церковь в Кондопоге явилась своеобразным памятником жертвам расправы с восставшими.
Во время Второй мировой войны Заонежье около трех лет находилось в финской оккупации, но уже в 1945 г. Кижский погост объявлен государственным заповедником, в 1951 г. на остров перевезен первый памятник архитектуры - дом крестьянина Ошевнева. В 1990 г. архитектурный ансамбль Кижского погоста включен в Список памятников всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Сейчас в Историко-архитектурном и этнографическом музее-заповеднике «Кижи», занимающем территорию около 10 тыс. га, насчитывается 87 памятников традиционной народной архитектуры ХIV-ХХ вв., в том числе ансамбль Кижского погоста, 26 уникальных археологических памятников, более десяти исторических поселений территории Кижской волости. Музей ежегодно посещают около 170 тыс. туристов из России и зарубежья.
Основу коллекции архитектурных памятников музея-заповедника, ее смысловой центр составляет храмовый ансамбль Кижского погоста (ХVIII-ХIХ вв.), состоящий из 22-главой Преображенской церкви, девятиглавой Покровской, шатровой колокольни и рубленой бревенчатой ограды.

Церковь Преображения Господня (1714) - самая знаменитая постройка Кижей. Имена создателей неизвестны, а красивая легенда о мастере Несторе, который, закончив работу, выбросил в озеро топор со словами «не было такой церкви и не будет», очень широко распространена на Севере применительно ко многим памятникам деревянного зодчества. Не очень достоверно и еще одно расхожее мнение о том, что она срублена без единого гвоздя - осиновый лемех (чешуя, покрывающая главы) крепится к куполам с помощью небольших гвоздей.

Высота церкви - 37 м, основой строения является восьмерик с четырьмя прирубами, такие конструкции называются «двадцатидвухстенками». На восьмерике стоят еще два, меньшего размера. Главы различаются размером от яруса к ярусу для того, чтобы избежать монотонности и создать своеобразный ритмический рисунок. Не менее продумана и система защиты постройки от гниения, даже декоративные элементы зачастую служат для отвода воды и правильной вентиляции воздуха. Внутри храма вертикальный объем был перекрыт шестнадцатигранным потолком - «небом», утраченным во время войны, сохранился резной иконостас (1770). Он составлен из 104 икон, самые старые из которых, типичные для северной школы иконописи, относятся к концу XVII в.

Церковь Преображения, совершенное произведение заонежских мастеров, является своего рода «лебединой песней» русского деревянного зодчества, которое достигло в это время вершины своего развития. Она строилась как «холодный» летний храм, а рядом с ней на полвека позже была возведена «теплая» клетская церковь Покрова Богородицы (1764). Строителям удалось создать произведение, которое явилось гармоничной частью ансамбля, а не просто отдельной постройкой. В Покровской церкви видна изначальная «подчиненность» доминирующему Преображенскому храму - мощный восьмерик на четверике, который мог бы нести огромный шатер, увенчан скромным девятиглавием с небольшими, изящными куполами; расширяющийся кверху силуэт подчеркивает устремленную вверх пирамиду главного здания ансамбля. Впрочем, некоторые исследователи полагают, что Покровская церковь строилась изначально как шатровая. В настоящее время восстановлен четырехъярусный тябловый иконостас с 44 иконами ХVII-ХIХ вв. В сенях работает выставка «История Кижского православного прихода».

Колокольня Кижского погоста (1863) возводилась уже в то время, когда русское деревянное зодчество переживало упадок, и все же, несмотря на кажущуюся простоватость и чуждые традиции детали, постройка удивительно гармонично влилась в ансамбль. Схема традиционна — восьмерик на четверике. Грузный, в две трети сруба высотой, четверик удивляет ценителей культовых деревянных построек своей несоразмерностью, однако можно заметить, что он поднят ровно до высоты прирубов Преображенского храма и высоты четверика Покровской церкви, что еще раз подчеркивает единство трех зданий. В настоящее время на колокольне Кижского погоста установлен пульт для звонаря. В подвеске на пульте - 12 колоколов (9 старинных и 3 современных).

К середине XX в. от ограды погоста оставалась лишь каменная гряда. Облик первоначальной ограды восстанавливался реставраторами по гравюрам XVIII в. в книге Н.Озерецковского «Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому». Проект реконструкции основывался на сохранившейся ограде Водлозерского-Ильинского погоста, а также Почезерского погоста Архангельской области. Современная ограда представляет собой высокую каменную насыпь, на которую уложена стена из мощных бревен, стянутых ряжами. Поверх стены - двускатная тесовая кровля. На западном углу ограды - небольшая башенка, крытая четырехскатной крышей - епанчой. С севера и востока на погост ведут калитки с ажурными дверными полотнами. Центральный вход в западной стене с двух сторон ограничен двумя срубами под общей кровлей. Бревенчатая ограда была реконструирована по проекту архитектора А.Ополовникова в 1959 г.


Еще одной из главных достопримечательностей музея-заповедника является Церковь Воскрешения Лазаря, привезенная из Муромского монастыря, с восточного берега Онежского озера. Эта небольшая клетская церковь породила немало легенд среди верующих и гипотез среди ученых. Предметом споров в течение почти столетия является датировка постройки храма. Впервые церковь упоминается в завещании византийского монаха, основателя Муромского монастыря, Лазаря Муромского, который скончался в 1391 г., но в документе Олонецкой духовной консистории о ней говорится довольно противоречиво: «...во имя преподобного Лазаря, кладбищная, построена в 7086 г. от Мирозданья (1578), деревянная, построена основателем сего монастыря преподобным Лазарем». Анализ архитектурных деталей не вносит ясности в этот вопрос. В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон ХVI-ХVШ вв. Он представляет собой древнейший тип двухъярусного иконостаса, состоящего из местного и деисусного рядов, включая царские врата и северные пономарские двери.

Неподалеку от Кижского погоста находится архитектурно-этнографический комплекс «Русские Заонежья». Экспозиционная «деревня» началась в 1951-1959 гг. с привезенного с Большого Клименецкого острова Дома крестьянина Н.Ошевнева (1876). Здание выстроено в виде «кошеля» - двор-сарай примыкает к боковой стене жилья и перекрывается двускатной несимметричной крышей. Хозяйственная пристройка включала в себя скотный двор, сеновал и две кладовые. Жилая часть обращена к озеру и богато украшена, в нее входят 2 избы, зала, горница, светелка на чердаке, кладовая и сени. Избой называлось помещение с печью, считается, что в избе первого этажа хозяева проводили зиму, а летом расселялись по всему дому. Сейчас в доме восстановлены интерьеры изб, горницы, сарая, хлевов, в зале проводятся этнографические выставки. Вдоль второго этажа идет гульбище - открытая галерея, окна боковых фронтонов украшены балкончиками. Раньше наличники окон раскрашивались в оранжево-желтый цвет, а свесы крыши — в красный, что очень оживляло внешний вид дома.
Кроме основного дома крестьянская усадьба - это еще и отдельно стоящие хозяйственные постройки. Пожары всегда были основным бедствием крестьян, и отнесенные от основного дома амбары могли сберечь самое ценное - зерно и муку, не дать погибнуть с голоду. Рядом с домом Ошевнева стоят несколько хозяйственных построек: двухэтажный амбар из деревни Южный двор (XVIII в.), амбар из деревни Липовицы (нач. XX в.) и баня из деревни Мижостров (нач. XX в.).

Дом крестьянина Елизарова (кон. XIX в.) из деревни Потаневщина несколько меньше. Интерьеры обоих зданий схожи, но в отличие от дома Ошевнева дом Елизарова отапливался по-черному. Такой способ обогрева помещения был во многом более удобен для крестьянских семей - расходовалось меньше дров, не заводился жук-древоточец, в избе было теплее. Дым собирался выше полок-«воронцов», а стены ниже этого уровня и потолки тщательно мылись и скоблились каждую неделю. Дом Елизарова одноэтажный, он сложен из мощных бревен и скромно украшен, хотя боковые балкончики и «гульбище» присутствуют и здесь. В хозяйственном помещении расположена выставка, рассказывающая о секретах создания лодки «кижанки». На берегу возле дома находится баня (нач. XX в.) из деревни Усть-Яндома.
Еще немного южнее от Кижского погоста расположен наиболее скромный Дом Щепина (1907). Тип постройки здесь - «брус», когда жилые и хозяйственные помещения вытянуты в линию под одной крышей. В интерьере можно увидеть предметы, связанные с бондарским ремеслом (изготовление бочек, ведер, жбанов и другой деревянной посуды).

Экспозиционный сектор «Русские Заонежья» включает в себя также водяную мельницу (1875) из Березовой Сельги, ветряную мельницу (1928-1929) из Насоновщины и часовню Архангела Михаила (нач. XVIII в.) из деревни Леликозеро.

Клетская часовня Архангела Михаила принадлежит к распространенному типу северных часовен. Это трехчастный сруб, состоящий из сеней, трапезной и собственно часовни. Постройка богато украшена резными элементами, в ней сохранился двухъярусный иконостас с иконами местного письма и «небо» - расписной потолок из 12 сегментов. С западного берега Онежского озера были привезены на Кижи Дом Сергеева (1908-1910) и кузница (нач. XX в.) из деревни Суйсарь.

В центральной части острова находятся две исторические деревни: Ямка, упоминаемая впервые в 1563 г, на восточном берегу и Васильево, упоминаемое в 1582 г, - на западном. В этих деревнях сохранились постройки, которые теперь вошли в музейный фонд, многие памятники архитектуры были привезены из других мест Заонежья: крестьянские дома, конюшни, амбары и риги. Около деревни Ямка сохранилась часовня Спаса Нерукотворного (ХVII-ХVIII вв.) из деревни Вигово, а архитектурной доминантой Васильево является местная часовня Успения Богоматери (ХVII-ХVIII вв.), которая является самой древней постройкой острова Кижи.


Три больших крестьянских дома и несколько хозяйственных построек составляют экспозиционный сектор Русские Пудожья, где представлена архитектура жителей восточного берега Онежского озера, а еще севернее можно увидеть дома, характерные для карел и вепсов. Усадьба карела здесь представлена домом крестьянина Яковлева (1980-1990-е гг.) из деревни Клещейла, поклонным крестом и амбарами, а среди памятников северных карел и карел-людиков интересна часовня Трех Святителей из деревни Кавгора (втор. пол. XVIII в.). Два амбара и баня составляют хозяйственные постройки вепсов.
С памятниками острова посетителей знакомят маршруты, предлагаемые экскурсионной службой музея. Недавно проложена «Экологическая тропа», дающая представление о природе острова, разработан интерактивный семейный маршрут в дом Яковлева, где можно принять участие в традиционных крестьянских хозяйственно-бытовых процессах. Во время музейных праздников часто выступает фольклорный ансамбль.
На территории музея есть несколько кафе и торговых киосков, гостиные дома. На ночлег можно также попроситься в деревнях к местным жителям.

Несколько слов о том, как расположены экспонаты музея. Большая их часть находится на небольшой площади, в той части острова, что к югу от пристани. Тех трех часов, которые отводятся на экскурсию, вполне хватает на неспешный осмотр. Но вот деревни Ямка, Васильево и все прочие строения, что от пристани к северу, в обычную экскурсию не входят. Как до них добираться - не совсем понятно. На дороге мной был замечен какой-то автобус, но пока я раздумывал, он уехал. Возможно, он как раз и был предназначен для передвижения по острову. Пешком же здесь ходить довольно утомительно. Но у меня до отправления теплохода еще оставался почти час и я все же сходил на ту часть острова, которая в официальный маршрут не входит. Дошел до ветряной мельницы, что стоит там на пригорке, заодно посмотрел на деревню Ямка и на часовню Спаса Нерукотворного, что возвышалась вдалеке. А вот до деревни Васильево уже не пошел, боялся опоздать. Вот интересно, а проката велосипедов здесь нет?

Также остался невыясненным вопрос, есть ли возможность приехать сюда на одном теплоходе, а уехать на следующем. Дело в том, что при посадке всем выдают бейджики на шею, а при продаже билета спрашивают еще и номер телефона. Все это делается, судя по всему, для того, чтобы люди не потерялись на острове, не отстали от своего теплохода и не нарушили отлаженный конвейер по обслуживанию туристов.

Теперь подведем итоги. Ну, что сказать о Кижах. Музей мне в целом понравился, хотя ожидания были конечно больше. Стоимость входного билета в 130 рублей для граждан РФ (и приравненных к ним, гыгы :)) вполне вменяемая. А вот 625 рублей для иностранцев, или почти 15 евро, это уже многовато. За такие деньги даже западноевропейским музеям уже надо крутиться перед клиентами. А тут все держится, можно сказать, на одном экспонате - 22-главой церкви Преображения Господня. А между тем, она явно не вечна, и металлические пластины на ее покосившихся стенах об этом говорят. Ну сложно в нашем климате деревянным строениям стоять по 300 лет! Вот рухнет она, что тогда? А тогда Кижи превратятся просто в "вабаыхумуусеум", коих в мире полно.
Вот интересно, неужели сейчас нет умельцев, которые могли бы построить что-то подобное? Неужели это так сложно с современными технологиями? Взять за основу что-нибудь старинное, сделать на компьютере проект, выточить бревна по размеру и собрать. Конечно, поначалу это будет "новодел", но вся старина когда-то была новоделом! Да и большинство здешних экспонатов было собрано на нынешнем месте фактически заново. Я думаю, в таком месте новые постройки могли бы вписаться в общий ансамбль. Одним словом, надо же как-то развивать музей дальше, мир не стоит на месте!
Кстати, вот здесь нашел интересный факт из истории знаменитой колокольни Кижского погоста, подтверждающий мои мысли:
Она срублена в 1862 году на месте своей предшественницы, разобранной из-за ветхости. Нынешний облик колокольня обрела в 1874 году.
То есть получается, колокольня тоже в какой-то мере новодел! Так что возможно и нынешнюю церковь придется в будущем из-за ветхости перестраивать заново.
(Тут мне подсказывают, что на самом деле такие церкви сейчас строить вполне себе умеют. И сгоревшую в 1963-м году 22-главую церковь из Вытегры недавно восстановили в окрестностях Питера. Посмотреть можно вот по этой ссылке. Так что, как оказалось, не так все плохо)

А вот пожарная система вокруг главных церквей организованна вполне достойно. Вдоль всей ограды идет водопроводная труба и с нее на церковь смотрят несколько впечатляющий брандспойтов. Также у причала с другой стороны острова дежурит пожарный катер, готовый в любой момент выехать на тушение загоревшихся экспонатов. Да, были случаи, когда уникальные памятники деревянного зодчества горели, но вроде не в Кижах, а где-то в другом месте.
А теперь про обратную дорогу. Из Петрозаводска я уехал в 23 часа, уже в 7 утра был в Питере. Ну, думал я, сейчас быстренько на автовокзал, куплю билет на ближайший автобус до Ивангорода и скоро буду дома... Ага! Массаракш! Ближайшим автобусом оказался "Евролайнс" в 8:30. Обычные кассы на международные автобусы билеты не продавали, а продавала их международная касса. Которая работала с... угадали, как раз с 8:30. А водитель пришедшего автобуса не мог дать гарантии, что будут места, так как основная масса народа садится на "Евролайнс" на Балтийском вокзале, а сколько продано билетов, он не знал. Ну я и не поехал.
Попробовал купить билеты на обычный автобус до Ивангорода на 10:10. Спросил в кассе, есть ли места.
-Не знаю,-ответила кассирша,-ожидаем прибытия!
Какого еще прибытия... Ага, наверно не знает, прибудет он вообще или нет. Я эти фокусы уже знаю, в январе так же уезжал. Вобщем, купил в международной кассе билет на следующий эстонский автобус, Санкт-Петербург - Пярну.
Границу в этот раз проходил вместе с автобусом, заняло это часа полтора. Из них 20 минут проверяла паспорта российская сторона, еще минут 40 тянула время эстонская, а полчаса ушло на посещение дьюти-фри. Вот сцуки... "у вас тесятть минуутт на макасииин..."
Да, а еще в этот раз, по совету добрых людей, я опробовал в Питере новые жетоны на метро! Оказалось, что у нас в Эстонии их можно достать гораздо дешевле ;)))


Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: