Дорога домой

McCARTHY. Пока закуриваем, подъезжают на велосипедах двое молодых американцев. Они говорят на английском и испанском, мы - на русском и очень плохо на немецком. Показываем карту, тут всё понятно. Приглашают к себе. Пытаемся объяснить, что ждём ещё четверых друзей, говорят - не проблема, подойдут - съездим за ними. Кидаем рюкзаки около дома, нам предлагают пиво, орешки и полуторалитровую бутылку виски. Готовят завтрак, подходят наши, банкет продолжается.
Интересно, что у людей здесь бизнес, связанный с проживанием и доставкой туристов, а мы живём бесплатно, и доехать до Читины нам предлагают тоже бесплатно.

Читина. Выгружаемся из "Доджа". Двое могут ехать дальше до Гленаллена в кабине. В кузове запрещено правилами. Просим взять третьего. Водитель спрашивает у женщины на заправке, как часто здесь бывают полицейские. Были вчера. Значит, едут те, кто уместится в кабине. Нарушать можно, но что б не поймали, всё как у нас.
У меня кончилось курево! Бегаю по городку в поисках магазина, ресторана… Нашёл мужчину, останавливаю его, жестами показываю, что мне нужны сигареты. Отвечает, что он не курит. Достаю доллары и показываю - обмен, exchange. Ведёт нас с Игорем в свой бар, открывает его. Берём сигареты, дорого, 9$. Заказываем по джину. Хозяин достаёт малюсенькую мензурку и отмеряет порцию. Объясняем ему - мы из России, спортсмены, надо налить нормально. Наливает по 150. Заказываем ещё чуть-чуть, приглашаем присоединиться. ОК! Рассчитываемся. Вдруг бармен останавливает нас и предлагает продолжить за счёт заведения. Коньяк, потом виски. Аляска - good! Но пора ехать. Я, Игорь и Григорий едем дальше.

Гленналлен. Высадились на бензозаправке. Городок где-то рядом (в двух милях). Здесь в магазинчике огромный выбор сувениров!
На ночлег устроились поблизости в лесу. Закупили продукты на ужин. Спиртного нет ни где... На мойке парень понял, о чём речь и нарисовал схему, как туда пройти. 4 мили от города, рядом…
Дед в магазине фейерверков: "Я говорю по-русски…". Оказалось только эту фразу он и знает. Мы уже знали несколько фраз на английском!
В местной католической церкви встретили американца, который изучал русский язык в университете. Он извинялся за произношение и словарный запас, но говорил довольно хорошо, несмотря на отсутствие практики. Он же помог нам найти попутный транспорт до Анкориджа.
С водителем пришлось поторговаться. Он запросил 200$ за всех, поехали за 120$. Столько стоит проезд на официальном автобусе для одного человека. GLENN Hwy - дорога-сказка. Скоростной режим нарушается всеми. При ограничении 45 миль/час, народ спокойно едет на скорости 70. Законопослушность американцев - миф. Нарушают везде, если нет полиции.

Анкоридж. Знакомый аэропорт Тэда Стивенса.
Утром оставили вещи без присмотра прямо в зале ожидания. Пошли в "Кофелэнд" к Зое и Володе узнать, не появлялись ли Павел и Романенковы, забрать вещи. Ребята тоже были здесь и собирались походить по окрестностям Анкориджа. Отсутствовали мы около часа, а когда пришли, рюкзаков на месте не оказалось. Бдительные полицейские увезли их в камеру забытых вещей (камер хранения в аэропорту нет). У нас проверили паспорта, визы, билеты. Объяснили (это было довольно трудно, английский мы не знаем) что больше 12 часов в аэропорту находиться нельзя, надо искать отель, кемпинг. За час хранения взяли 32$.
После похода очень хочется попариться в бане. Спрашиваем Зою, как нам это организовать, и есть ли вообще в Америке бани. Она набирает номер и передаёт мне телефон. Странно, наверное, услышать в телефоне фразу: "Мы из России, лыжная экспедиция. Очень хотим попариться в бане. Не могли бы Вы нам помочь?". После некоторого замешательства: "…У меня бани нет, сейчас подумаю. Вы где? Сколько вас? Где остановились? Могу организовать ночлег. 25$. Это очень дёшево". Через 20 минут мы заталкивали свои рюкзаки в машину Ани. "Баня топится, вам надо куда-нибудь заехать? Сейчас отправим посылку друзьям, и париться к Наташе и Мэгу в EAGLE RIVER".
АннаАня перебралась на Аляску из Магадана лет 15-20 назад. Сейчас работает в аэропорту Тэда Стивенса и в Русском информационном центре. В аэропорту она зарабатывает деньги, а основная работа (или скорее "общественная нагрузка") в Центре. Анна постоянно организует какие-то встречи, конкурсы, готовит программы к праздникам, добывает деньги на все эти мероприятия. Конкурс детского рисунка (в Анкоридже большая школа с изучением русского языка), подготовка к празднованию Дня Победы, встреча с русскими альпинистами (с нами) и прочее, прочее, прочее… Аня, извини, но не могу не дать твой адрес на сайте. vernaya7@mail.ru. При всей её занятости, она всегда поможет.
У НаташиВ Игл Ривьер нас встречают Мэг и Наташа. У них большой гостеприимный дом, лужайка. Хозяева накрывают на стол, мы отправляемся париться. Настоящая русская баня в Америке. Мэг говорит, что на даче (ранчо, гасиенде, фазенде) баня ещё лучше. Она совсем рядом - 30 минут на машине, потом 5 минут на самолёте. После бани застолье, разговоры, песни под гитару. Наташа отлично поёт. Они с дочерью Златой руководят "Русским Хоровым Ансамблем на Аляске". В хоре много американцев. Нам показали запись концерта посвящённому Дню Победы. Это что-то! Мне так понравилось, что Мэг нашёл диск с записью концерта и подарил мне. На следующий день мы помогли Мэгу пополнить запас дров для бани, снять с крыши мастерской упавшее дерево.
Вечером к Анне собралась компания. Барбекю, фильм о Байкале и Эвересте, впечатления о походе, об Аляске. Обмениваемся адресами, находим общих знакомых (и это на Аляске!!!), расспрашиваем об их жизни здесь. Теперь у нас есть друзья не только на Аляске, а и в Нью-Йорке, Калифорнии…
Потом были экскурсии по городу, поездки в православную церковь, в русскую школу, по магазинам.
Кризис, о котором говорят по телевизору, коснулся и Америки. Самая популярная вывеска "SALE". Распродается всё - магазины, дома, бизнес. Поразили скидки - до 80-90%. Бензин стоит столько же, как и в России. Мы живём по мировым ценам! Правда, средняя зарплата в Штатах 3000$, а у нас 300.
Когда Анна уезжала на работу, нас катала по Анкориджу её подруга из Нью-Йорка Валя. Для этого ей приходилось временно забыть про свой бизнес, а она на Аляске в командировке. Последнюю ночь прошла в разговорах. Потом нас отвезли в аэропорт.
До свидания, Аляска.

Сиэтл. В Сиэтле мы попросили перерегистрировать наш багаж не до Копенгагена, а сразу до Москвы. Этим мы уходили от возможной оплаты за провоз лыж. Посмотрев наши билеты, работники аэропорта сказали, что между рейсами в Дании у нас более 12 часов. Значит, нам должны выдать багаж там, но так как у нас нет шенгенских виз, получить его мы не сможем. Во как. Служащая авиакомпании "SAS", проанализировав ситуацию, связалась с "LUFTHANSA" и за 30 минут нам обменяли билеты на другой рейс через Франкфурт. Совершенно бесплатно.

Франкфурт. Отличный город! Зоны для курения расположены через каждые 50 метров. Много указателей на русском языке. Русская речь слышна повсюду, особенно в "duty free". Цены в Европе похожи на американские, но в евро.
Москва. Тёплая встреча. Шампанское. Всё.