В очередную авантюру решил отправиться один.
Пос. Нилова Пустынь - р. Хаюрта - пер. Панкова 2а - р. Ара - Хубуты - пер. Лабиринт 1б - пер. Эхегерский 1а - пос. Нилова Пустынь.

Детское желание.

Не ходите, дети, в Африку гулять!
К. И. Чуковский
В течение нескольких лет я совершал походы в октябре по разным районам нашей страны.  В конце концов, пришёл к выводу, что если будет возможность не ходить в походы в это время,  то эту возможность использую. Прошло несколько лет и в этом году свободное время появилось только в октябре. После раздумий решил нарушить свой принцип и совершить поход в Восточном Саяне по Тункинским гольцам. Победило детское желание узнать, а много ли там снега. В очередную авантюру решил отправиться один.
Впереди горы.

14 октября. Пос. Нилова Пустынь - р. Чертолен - Горхон.                                             Приехал в Иркутск. До посёлка Нилова Пустынь раз  в сутки ходит автобус. На автовокзале купил билет и в 8-45 ч. отправился в путь. В 15-30 ч. приехал в Нилову Пустынь. Ясная погода, тепло 8°. Через час пути, по дороге в посёлок Хойто - Гол сворачиваю на грунтовку, ведущую на перевалы Шумакский и Хубутский. Прохожу мимо новых построенных изб. Рядом 3 юрты, стоят машины. Людей не видно. За мной увязались две собаки. Дружелюбный, балбесистый, лохматый подросток и сучка с мордашкой - я люблю тебя до слёз. Сейчас нужно не ошибиться в многочисленных речках и попасть в ущелье реки Хаюрта. Для ориентирования у меня имеется только обломок наливного компаса и карта хребтовка. Прошёл речку Эхе -Гер. Свернул с дороги и пошёл на севера - запад, запад. Берёзовый лес чередуется с большими полянами. Перешёл речку Хубуты. Подошёл к третьей речки и в 18-50 ч. остановился на ночёвку. Выдал сопровождавшим меня собачкам по сухарику и затем проявил человеческое коварство. Злобными криками и камнями стал отгонять от стоянки, чтобы они не увязались за мной на свою погибель. Установил палатку. Стемнело в 20 часов. Просматриваются чёрные контуры гор. Небо ясное, светит луна. Похолодало до -4°.
Меткое попадание в ущелье Хаюрты.

15 октября. Река Чертолен - Горхон - р. Хаюрта.
Ночь выдалась шумной. Послушал н а плеере аудиокнигу и лёг спать. Чтобы не замёрзнуть взял два спальника общим весом 2,5 кг. В 22-30 ч. рядом раздался топот крупного животного. Выглянул из палатки и осветил фонариком. За речкой мелькнули убегающие лошади. Всю ночь какая - то птица по голосу похожая на ворону без перерыва с пулемётной скоростью каркала и тяжко вздыхала. Проснулся в 7 часов. Тишина, ясное небо, -11°. Когда готовил завтрак в нескольких сотен метров от стоянке неожиданно раздался вой в несколько глоток. Присоединяюсь к хору. Через пару минут хор замолк. Волки? У собак такого вокала не слышал. Через полчаса со стороны дороги в посёлок Хойто - Гол раздался звук полицейской сирены. Оставляю шумное место и ухожу вверх по сухому руслу речки которую я определил как Чертолен - Горхон. Через час пути по руслу повернул на севера - запад и через 15 минут вышел к полноводной Хаюрте.
Река Хаюрта
Пришлось одеть сапоги. Побродив с одного берега на другой, добрался до каньона.
Ущелье реки Хаюрта
По валунам, ломая лёд, через потоки воды, обхожу прижимы, но к сумеркам каньон не преодолел. К счастью, для ночлега нашёл небольшую площадку и смог установить палатку.
Ночёвка в ущелье Хаюрты
Появилась луна и осветила ущелье. На термометре -3°.
К истоку Хаюрты.

16 октября. Река  Хаюрта - исток реки Хаюра.
Вышел в 9-30 ч. Небо ясное. На выходе из каньона поперёк речки лежит огромная глыба. Преодолеваю глыбу с правой стороны и неожиданно нахожу тропу. Она должна идти по левому (орф.) берегу Хаюрты значительно выше каньона. Тропа выводит к старой, разрушенной избушки. Днём потеплело до 0°. Лес закончился между первым и вторым притоками.
В верховьх реки Хаюрты
Побрёл по колена в снегу и у второго притока тропа теряется.
В цирк у перевала Панкова
В 18 часов останавливаюсь на ночлег в цирке напротив перевала Панкова.
Подъём на перевал Панкова
Вечером температура опустилась до -8°. Задул ветер. Луна осветила горы.
Через перевал в долину Архата.

17 октября. Исток реки Хаюрта - пер. Панкова 2а - р. Архат.
Утро пасмурное, ветер, идёт снег. После завтрака лёжа в спальнике, наблюдаю как на скатах палатки накапливается снег и скатывается лавинками. Жду у гор погоды. Простой перевал можно было бы проскочить, но 2а не пробежать. В 14 часов в разрывах облаков появилось солнце, ветер уменьшил напор, видимость улучшилась. Быстро собрал рюкзак и в путь. По заснеженной осыпи метров 300 с максимальной крутизной 30° поднимался  долго и тяжко. Палка, которую использовал, как альпеншток везде погружается в снег до 1 метра. Вылез на седловину шириной 200 - 300 метров. Сильный ветер со снегом в лицо. Тура не нашёл. Кругом сугробы. Прошёл до конца влево, затем вернулся на середину. На скале висит петля. Отошёл от неё вправо  несколько шагов и нашёл спуск без верёвки. По скале спустился вниз 10 метров и, прижимаясь к склону начал траверсировать влево вниз.
Спуск с перевала Панкова
 Вылез на отвес. На скале нахожу небольшой выступ. Вешаю на него связанную петлёй 6 - миллиметровую верёвку и спускаюсь 7 метров.
С перевала Панкова
Снова иду влево вниз до снежника. Дальше утопая в снегу, спускаюсь, вправо обходя большие валуны.
Верховья реки Архат
Наконец внизу. Уже в темноте вытаптываю площадку и устанавливаю палатку.
Перевал Панкова 2а
Похолодало до -12°, ветер.
Вниз по Архату.

18 октября. Река Архат - р. Баром - Гол.
Утром небо ясное, -15°. Выхожу в 10 часов. Бреду вниз по замерзшей реке Архат вдоль заснеженных хребтов.
Вниз по реке Архат
Через 500 метров преодолеваю первый ригель на реке и подхожу на освещенный солнцем участок долины.
Долина реки Архат
Здесь тепло. Солнце уходит и в тени мгновенно становится холодно. Прибавляю шаг и стараюсь не отставать от  уходящего солнца. Над головой пролетают две вороны, шурша крыльями как веером. Больше ничего живого в окрестности не видно. Выхожу на озеро. Идти стало легче.
По озеру в долине реки Архат
Чем ниже спускаюсь, тем меньше снега. Днём потеплело до -8°. Возле второго озера появились отдельные лиственницы, пахнет багульником. Вспугнул стайку белых куропаток. Подхожу к левому притоку Барум - Гол, который вытекает из огромной морены и на месте слияния с Архатом образуется участок похожий на замерзшее озеро. Летом здесь наверно заболочено. Речка освободилась ото льда и бежит через кедровый лес.
На слиянии реки Архат с Баром - Голом
Перехожу на правый берег. Архат уходит в грандиозный каньон со стенами в сотни метров. Не пытаюсь его даже фотографировать. Нельзя объять необъятное. На слиянии с незамёрзшим правым притоком Баром - Гол останавливаюсь на ночлег. У костра, наконец смогу просушить обледенелые спальники. Небо по - прежнему ясное, -10°. Тишина и только речка шумит в низу.
На Лабиринт через лабиринт.

19 октября. Река Баром - Гол - р. Зун - Гол.
Вышел в 10 часов. Небо ясное, -12°. Вдоль Архата нашёл заснеженную тропу. За 200 метров от слияния с левым притоком попытался сократить путь и вышел на левый берег Зун - Гола. Берег оказался высоким и пришлось возвращаться на Архат. Тропа упёрлась в огромную скалу. Прыгая через поток с берега на берег выбрался на слияния речек, а затем перебрался на правый берег Зун -Гола. На берегу старая стоянка. Место знакомое. В августе прошлого года пережидая снегопад, устроил здесь днёвку.(htt://nature.baikal.ru/Одиночный дурпоход по Восточному Саяну). На стоянке облегчая рюкзак, оставил сапоги, взятые на выброс. Надеюсь, что в дальнейшем они не пригодятся. Пошёл по тропе вверх по Зун - Голу. В лесу тишина, тепло 1°. Из - под снега видны красные капельки брусники. Возле кустов миниатюрные, как от лягушки, следы зайчика, а также малюсенькие следы копыт. Наверное, кабарги. Пересекаю правый приток с щелеобразным каньоном и опасным обледенелым спуском. За последним правым притоком лес закончился и снова побрёл по глубокому снегу, проваливаясь между камнями.
Верховья реки Зун - Гол
В 17 часов останавливаюсь рядом с перевалом Лабиринт. В левой стороне перевалы Ложный Четырёх, Четырёх, Семинаристов. Перевал Лабиринт широкая седловина окаймлённая скалами. Видны следы небольших лавин. Кругом суровые заснеженные горы. В 19 часов вершины хребта розовеют под лучами заходящего солнца, -10°, лёгкий ветерок. Луна сменила солнце и всю ночь светло.
20 октября. Река Зун - Гол - пер. Лабиринт 1б - истоки реки Левый Шумак.
Утром выбрался из своего обледенелого жилища и в 10 часов полез на перевал.
Подъём на перевал Лабиринт
С трудом пробираюсь через рыхлый и глубокий снег. Местами упираюсь по грудь в снежную стенку, ухожу в сторону, лавирую. Избегаю спускаться в кулуар. Там снег глубже и большой риск попасть в лавину. На середине пути неожиданно налетел ветер, пошёл снег, и видимость уменьшилась до 200 метров. Последние 30 метров лезу по скале и в 14 часов выбираюсь на перевал.
Последнии метры на перевал Лабиринт
Не пытаюсь искать тур и сразу пошёл в низ.
Седловина перевала Лабиринт
По насту и осыпи спустился за 20 минут. Ветер и снегопад усилились, -6°. Виден только ближайший склон. Устанавливаю палатку. Остаток дня греюсь возле горелки, сушу спальники и на плеере слушаю аудиокнигу с названием близким моему походу "Темно, далеко, поздно". Вечером по - прежнему окружает белая мгла.
Через перевал Эхегерский.

21 октября. Истоки реки Левый Шумак - пер. Эхегерский 1а - р. Эхе- Гер.
Наступило суровое утро.
Спуск с перевала Лабиринт
На термометре -23°. Небо ясное, слабый ветер.
Бивуак возле перевала Лабиринт
Верховья реки Левый Шумак
Пошёл на перевал Эхегерский.
Перевал Эхегерский 1а
За час влез на первую морену.
На перевал Эхегерский
По второй морене подобрался под взлёт перевала и опять два часа барахтанье по снегу.
Подъём на перевал Эхегерский
Последние 20 метров несложные скалы, но обутый в неуклюжие ботинки и бахилы с трудом забираюсь на седловину.
Седловина перевала Эхегерский
Всё залито солнечным светом,  по - прежнему холодно -20°. По осыпи покрытой настом спускаюсь с перевала.
Спуск с перевала Эхегерский
На западе возвышается громада пика Скалистый.
Пик 3071
Дальше через курумники, по льду двух озёр выхожу на тропу с перевала Шумакский. Тропа занесена снегом и часто её теряю. Внизу всё затянуто свинцовыми тучами. В темноте подхожу к правому притоку реки Эхе - Гер. На спуске к ручью нахожу небольшую площадку и останавливаюсь на ночёвку. Выше по ручью блестит ледяной столб застывшего водопада.

Возвращение.

22 октября. Река Эхе - Гер - р. Ихе - Ухгунь.
Утро тихое, без ветра, -15°. До горизонта не единого облака. Спускаюсь к лесу.
Вниз по реке Эхе - Гер
Спугнул рыжую лисицу с белой грудкой и пару ворон. Когда подошёл ближе увидал их трапезу. Обглоданный труп лошади. Тропа повернула вправо от реки Эхе - Гер и повела в сторону реки Хубуты. В 16-30 ч. вышел на поляну с новым навесом. Внутри стол и скамейки. Остановился на отдых. Вдалеке грохнули два ружейных выстрела. Вот и нац. парк, где охота запрещена. Потеплело до 2°. За поляной тропа перешла в лесную дорогу с опавшими берёзовыми листьями и желтой лиственничной хвоей. Остался позади позолоченный закатом Тункинский хребет, а впереди белоснежный Хамар - Дабан. Берёзовый лес сменился сосновым бором. В темноте подошёл к посёлку Нилова Пустынь.
Последняя ночь в походе
На берегу Ихе - Ухгунь установил палатку. Небо в звёздах. Бодрящий морозец -15°. Луна прожектором освещает округу. Завтра автобус, прощальный взгляд на красоту Тункинских гольцов, станция  Слюдянка, копчённый омуль, домой.