Либерецкий край - два замка и Либерец
В этот день еще два замка и город Либерец легли в папку памяти моих путешествий. Сначала были развалины замка Бездез, затем замок Гоуска. На финише дня Либерец и ужин в ресторане.
Тайны замка Бездез

Поход к замку можно сравнить с небольшим туристическим походом. Минимум тридцать минут подъема в гору по каменным ступеням ждут счастливчиков желающих приобщиться к истории и увидеть единственный полностью сохранившийся замок с 1260 года.
Замок Бездез
Тогда он был построен по приказу короля Пршемысла Отакара 2. Этот замок должен был стать форпостом королевской власти Чехии на севере. В этих краях по легенде обитало большое количество нечистой силы, поэтому замок назвали Бес и Дес. Впоследствии слившийся в одно название Бездез.
Подъем в гору начинается от стоянки автомобилей. Важно только найти эту стоянку, не спутав ее еще с одной в центре деревни у пруда. Отсюда путь наверх будет длинней на минут 10. От настоящей стоянки сначала вверх ведет проселочная дорога, которая разворачивается на 180 градусов у подъемного лифта в замок.
Вот отсюда и начинается знакомство с фортификационными укреплениями замка. Через ворота начинается самый сложный участок подъема по дороге, выдолбленной в камне. Весной остатки снега, а кое где и наледи существенно затрудняют подъем. Это полбеды . Всю коварность этой дороги узнаешь при спуске,.когда по наледи начинаешь скользить. Закончится может печально.
От таких мыслей лучше отказаться и полностью сосредоточиться на созерцании красот замка. Ведь впереди еще одни массивные ворота, а затем и третьи уже в стене, преграждающей путь во второй двор.
Эта стена по легенде была построена дьяволом, который поспорил со проезжающим всадником, что он построит стену, начинающуюся от горы Жестед до Бездеза быстрее, чем всадник проскачет это расстояние на своей лошади. Стена была уже почти готова, как вдруг пропел петух – начинался рассвет. Озлобленный дьявол раскидал оставшиеся камни вокруг замка. Получилось две каменных горки – великий и малый Бездез.
В апреле замок еще закрыт для посещения, поэтому во внутренний двор перекрывает вход массивная дверь. Отсюда можно только полюбоваться церковью августинского монастыря, который был здесь с 1666 года. В это время орден бенедиктинцев торжественно перенес сюда из пражской резиденции освященную в Риме копию Черной мадонны из испанского Монсеррата. С этого времени замок Бездез стал местом паломничества тысяч верующих вплоть до 1778 года, когда этот чешский замок был захвачен, раграблен и частично разрушен прусскими войсками.
На обратном пути на фоне сорокаметровой Большой башней прочитаем еще одну местную легенду.
Большая башня
В давние времена в Большой башне поселились черти. С годами они стали ленивыми и большую часть времени спят. Но если проснутся, то вспоминают о своей работе - заманивать заблудшие души. И тогда они начинают бросать из окон башни монетки, которые с радостью подбирают туристы. А вот этого делать как раз не следует - эти монетки приведут вас как раз в лапы чертей. Лучше отнести их в кассу замка Бездез - тогда с вами ничего не случится. (Эту последнюю часть легенды как раз и сочинили современные экскурсоводы)
Вход в Белую башню во времена, когда Чехия была социалистической был закрыт. Это происходило из за танкодрома Советской армии, который находился неподалеку. В наше время танкодрома уже нет, как и Советских войск, поэтому башня доступна для посещения. С нее открываются потрясающие вида на окрестности. Мне удалось сделать несколько снимков с менее удобных позиций , но даже отсюда хорошо видна гладь озера Моховое.
Врата Ада в замке Гоуска

Долго ли коротко сельскими дорожками мимо небольших деревень ведет дорога меня в самое загадочное место Чехии. Здесь вдалеке от дорог , без доступа к воде расположен замок Гоуска.
Замок Гоуска
Первые упоминания о нем появились в 9 веке, когда князь Славибор основал на этом месте город, построенный из дерева для своего сына Гоусека По его имени и повелось название замка. Каменное здание построено чуть позже в конце 13 века по приказу короля Отокара 2. За все время существования замка им владели только представители богатых и влиятельных дворянских семей. Во время Второй Мировой войны на территории замка находилась комендатура СС и проводились эксперименты по чистоте арийской расы. За этот период архитектура замка не пострадала. Чего нельзя сказать о более позднем периоде, когда в здании пытались построить санаторий для работников предприятия "Сполана". Тогда были уничтожены наблюдательная башня и построен колодец во дворе. А потом было все как обычно. Вода оказалась не пригодной для питья и идею создания санатория закрыли. В 90 годы 20 века замок вернули прежним владельцам, которые сейчас восстанавливают здание.
Как и во многих замках Чехии экскурсия по замку возможно только в сопровождении экскурсовода. Фотогафирование не запрещено,так что отчет о посещении получился полным.
Так вот местный экскурсовод, одетый в одежду того времени с большим ключом очень интересно на чешском языке вел познавательный рассказ . И начал он свое повествование с готической часовни 13 века. Это самое мистическое место в замке. По одной из легенд построена часовня была здесь для того, чтобы замуровать ворота в ад. Так сказать для надежности, как некий святой гигантский затвор против проникновения демонов не свет божий.
Об подтверждении легенды говорят и фрески на стенах. На двух из них Архангел Михаил– «вождь воинства Господня» против падших ангелов и защитника от сил тьмы и зла. На первой, слева от входа он сражается с драконом,
Архангел Михаил
]а на второй изображен, как символ справедливости в сцене страшного суда. В левой руке он держит весы для взвешивания душ, а в правой меч для наказания грешников.
Самая загадочная фреска находится над кафедрой и изображает лучника. По мнению исследователей это женщина с хвостом льва. Целится она в человека причем является левшой. Это очень необычно, так как над кафедрой всегда изображали самое ценное и святое. Объяснение здесь может быть только одно и связано оно именно с легендой. После постройки крепости воеводой Славибором в месте, где сейчас находится часовня треснула скала и оттуда начали вылезать нелюди. Именно это существо и изобразил художник на фреске в 13-14 веках. Косвенно поражает догадку и леворукость существа, так как в те времена это считалась чем то необычным, дьявольским.
От этого страшного места вернемся во внутренний двор и обратим внимание на колодец. По одной из легенд именно в колодце находились врата в ад. Чтобы узнать что в нем находится нашли узника, которому пообещали свободу, если он спуститься в таинственный колодец и узнает, что же в нем находится. Спустившись в колодец на несколько метров, он сильно закричал, вытащив его, люди увидели насмерть перепуганного, быстро поседевшего и обезумевшего человека. Узник неустанно повторял, что увидел там самого дьявола, повторял он это несколько дней, после чего он умер. Местные жители тут же хотели засыпать адскую теснину, но тщетно - камни в ней пропадали как в бездонной глотке. Это удалось только спустя три года усердной работы хозяина града Яна младшего из Вартенберга.
К истории с вратами ада экскурсовод пообещал вернуться еще раз, когда мы обойдем замок. А сейчас он пригласил нас на второй этаж в комнату под названием Охотничий Салон. Перед входом увидим памятник булке хлеба. Этот памятник обыгрывает созвучие слова хлеб по чешски "Гоуска" и название замка.
Перейдем к Охотничьему Салону. Что здесь можно увидеть? Не надо быть капитаном Очевидность, чтобы ответить на этот вопрос. Конечно охотничьи трофеи, причем как свои, так и подарочные. Один из них , как пишут в Путеводителях, наш земляк Бурый медведь из России. На самом деле из лесов Закарпатской Украины. Местные трофеи оценены по достоинству золотыми медалями выставок, а рога пятнистой лани были признаны самыми красивыми в мире. Еще стоит обратить внимание на вырезанный замок Гоуска на рогах парнокопытного животного.
Сама комната очень необычна. Здесь видно,как строители использовали природу. Одна из стен является настоящей скалой. В этой комнате так же не обошлось без легенд. Говорят, что многие посетители начинают чувствовать себя плохо, как только зайдут в эту комнату. Это объясняется тем, что здесь присутствует дух черного мага по имени Оронт. Это бывший офицер шведской армии, который остался здесь после ухода войск и стал главарем разбойников. Он был бессметным благодаря черной магии. Устав от набегов, местные жители решили с ним покончить. Отлив в полнолуние заколдованные пули, они подобрались к замку и хитростью заставили Оронта высунуться из окна. Пуля попала в самое сердце и разбойник не успел воспользоваться магией. Можно в эту историю и не верить, но в одной из комнат замка при реставрационных работах была найдены под слое штукатурки сцены из этой истории.
Комната в которой сохранились фрески того времени была следующей в которой остановилась экскурсия. Носит имя Зеленая по основному цвету фресок. Здесь можно увидеть самое старое изображение замка. Так он выглядел после войны со Швецией. Еще на одной фрески Святая мученица княгиня Людмила, которая одинаково почитается всеми христианами. Ее мощи находятся в храме Святого Иржи в Пражском Граде.
Комнаты выше ничего интересного сами по себе не несли. Танцевальный зал интересен только тем, что из его окон открываются потрясающие виды на окрестности.
Танцевальный зал
Особенно хорош отсюда на вид на замок Бездез. [
Вид из окон
Здесь в этих комнатах, помимо их прямого использования как танцевальной площадки, ежегодно проходят конференции парапсихологов и уфологов по необъяснимым явлениям. Какие чудики только сюда не заезжают. Были даже такие, которые предлагали открыть телепортационный канал на Сейшельские острова.
После таких баек казалось, что экскурсия уже закончена. Мы спустились во внутренний двор и вдруг экскурсовод остановился и предложил всем сначала позвонить домой и попрощаться с родственниками, а затем сдать все ценные вещи.
Оказалось, что нам сейчас предоставят возможность спуститься в комнату откуда начинается дорога в ад. Эта комната в подземелье с троном Люцифера и прочими атрибутами загробной жизни. Как сказал экскурсовод не все из Вас вернуться назад. Что удивительно, назад вернулись все))). Оказывается по словам этого шутника мы просто еще не наделали столько плохих дел, чтобы остаться в аду. На этой оптимистичной ноте и закончил ведущий свой рассказ. Двери замка были открыты тяжелым ключом и вот мы 15 человек экскурсантов вышли на волю. Сейчас после стольких переживаний можно было и выпить пасхального зеленого пива с сосиской в местном ларьке.
Для самостоятельного путешествия координаты GPS (50.490833, 14.624444)
Либерец, обделенный вниманием

За этот год мне дважды удалось побывать в этом городе. Казалось за два раза можно было обойти центр этого города вдоль и поперек. На деле все получилось как то второпях. И в первый и второй раз в городе я провел не более двух часов и все мои познания города заканчивались не отходя от площади Бенеша. Стоянка автомобиля располагается тут же неподалеку на Соколовской площади (Sokolovské námestí). При парковке автомобиля будьте внимательны. Не паркуйте автомобиль на стоянке с синими метками. Это выкупленные места. За такую парковку полагается штраф 500 крон. Проверено на личном опыте.)
Прямо на парковке первая достопримечательность - дом Аппельтов. В 18 веке богатый купец Антонин Аппельт построил дворец в стиле классицизма. Красивое здание с пилястрами и лепниной впоследствии было продано государству и здесь долгое время размещалась школа, а позднее политехникум. В 1978 году при проведении очередного капитального ремонта были найдены монеты XVIII века. Рядом через здание справа еще одно симпатичное здание розового цвета с атлантами женского пола, держащими небо на каменных руках. В отличии от Атлантов города Питера женская поддержка более грациозна.
Слева, в узкой улочке под названием Ветряная, изюминка городских памятников архитектуры Вальдштейнские дома.
Вальдштейнские дома
Это самые старые городские постройки 1631-33 годов. Дома предназначались для суконщиков, которые работали на Вальдштейна и поставляли ткань для нужд армии. Бизнес стремительно рос и район разрастался. Дома были были построены в одном стиле фахверк. Это течение пришло из Германии. В таких домах несущей основой стен является секция из деревянных балок (хвойные породы), расположенных под различным углом. Балки эти видны на фасаде. Пространство между балками заполняется глинистым материалом, кирпичом, реже деревом. . деревянные с высокой треугольной крышей. В 18 веке почти все дома были снесены. Оставили для истории только эти три дома. В 20 веке шефство над ними взяли профессора и студенты политехникума. После реставрационных работ здесь разместились кабинеты преподавателей.
От кабинетов преподавателей направимся по Костельной улице к площади Бенеша. На этой улице стоит костел Святого Антония Великого.
Костел Святого Антония Великого.
Его история начинается в 14 веке. На этом месте в то время находилось городское кладбище и в его центре стоял деревянный костел. В 1579 году было решено построить каменное здание. В те времена это было первое каменное здание города. С колокольни костела можно было осмотреть все достопримечательности города. За время своего существования костел часто подвергался ударам стихии и горел. Сейчас в интерьере стоит обратить внимание на витражи, выполненные художниками Турком и Филиппом Похлой, а так же главный алтарь высотой 10 м с фигурами святых покровителей Чехии.
Что еще можно увидеть вокруг площади Бенеша. Пойдем осмотрим ее с другой стороны. По Московской улице стоит дойти до первого перекрестка с улицей Felberova. Как в перспективе улицы можно увидеть красное здание. С большой долей фантазии угадываем в нем Либерецкий замок. Здание больше похоже на Дворец, чем на замок в моем понимании слова. Красный цвет это то, что запоминается в первую очередь. Любителям изделий из стекла стоит сюда зайти для осмотра крупнейшего выставочного центра стекла компании «Склоэкспорт» нынешнего хозяина здания.
Замок

В конце концов возвращаемся на площадь. Попадаю туда со стороны местного театра. Построен он по проекту венских архитекторов в 1883 году. На фасаде театра статуи с иносказательным смыслом. В репертуаре театра драмы, оперы и оперетты.
Развернемся на 180 градусов и пройдем наконец то на площадь Бенеша. Господин Бенеш это Президент Чехословакии с 1935 года. Главное украшение площади это Ратуша, которая радует глаз с 1888 года.
Ратуша
Возвышается она над городом на высоте 65 метров. На шпиле находится медная статуя рыцаря Роланда. Рыцарь стоит на этом месте с самого начала постройки здания с перерывом на социалистический период, когда его заменила красная звезда.
Само здание очень похоже на Венскую Ратушу, что льстило горожанам.
Центральная башня является смотровой и на нее можно подняться. Над входом стоит рассмотреть барельеф с изображением старой и новой ратуши с женской фигурой в центре, символизирующей город.
Ратуша не единственное старое здание, окружающее площадь. Оставшиеся здания примерно того же срока постройки, что и Ратуша. Данная ситуация позволяет окунуться в старую Чехию. И фонтан в центре со статуей Нептуна только усиливает это состояние. Кстати, нынешний фонтан уже четвертый вариант. Сначала был фонтан, похожий на деревянную бадью. Использовался горожанами в основном для забора воды. В 1823 году установили фонтан с Нептуном на дельфине и декоративными решетками. В 1929 местное руководство решает с чувством и толком потратить народные средства и строит на этом месте фонтан Прометей. После войны фонтан становится виноватым в том, что напоминал горожанам о годах оккупации и его убрали. Фонтан Нептуна тем временем стоял на площади Неруда и со временем приходил в негодность. В 2010 году на основании того что осталось и по старым фотографиям Фонтан Нептуна опять восстановили на прежнем месте.
Закончить рассказ следует, конечно, в ресторане. Находится он в здании Ратуши. И носит имя Radnicni Sklipek Restaurant