Начало знакомства
Утро первого дня соревнований. Сегодня старт только после обеда. Промежуток до старта занимаю осмотром города Литомержице. Рядом с городом моя гостиница. По пути на поселение в нее не упускаю случая заглянуть в замок Плосковице. А перед самым стартом еще и забраться на необычный замок Слоуп и прогуляться по центру города Ческа-Липа.
Литомержице. Вокруг центральной площади

С Литомержице началось мое знакомство с городами и замками на севере Чехии. Уютные небольшие города влюбляют в себя своей красотой, непосредственностью и дешевыми ценами на общепит и пиво.
Литомержице - город, основанный в 1057 году, когда князь Спитигнев II основал здесь базилику в романском стиле, на месте которой в XVII веке воздвигли собор св. Стефана. Центральная площадь Мира место концентрации основных достопримечательностей города. Здесь же в Городской Ратуше (Дом Калих или Дом под куполом) на ходится туристический центр. Начать экскурсию лучше именно отсюда. Здесь можно получить карту с достопримечательностями города, а значит ничего не упустить.
Получив карту, осмотрим площадь, носящую имя Мировая Площадь. Название пошло от того, что на этой площади собирался народ, то есть миряне. В центре площади, как практически в каждом городе, стоит Чумной столб.
Как не трудно догадаться поставлена он в благодарность за преодоление эпидемии этой страшной болезни в 1681 году. В верхней части колонны статуя Девы Марии, а ниже статуи Св. Роха, Св. Себастьяна, Св. Варфоломея и Св. Франциска.
Самый известной здание площади это здание Старой Ратуши, построенное в конце 14 века. Первое здание погибло в пожаре, нынешние здание стоит здесь с 1539 года. Обратим внимание на две колонны с углов здание. На левой разместился Роланд - средневековый символ торговли. Оригинал скульптуры стоял в сове время на местном рынке. Когда рынок закрыли оригинал скульптуры отправили в музей, а сюда поместили копию. Внизу на колонне можно увидеть "железный локоть" - старая чешская мера длины, равная 59,14 см.
Правая колонна это позорный столб. К нему в наказание привязывали за небольшие пригрешения. Сейчас в здание разместился музей.
Городское управление переехало в новой здание на этой же площади. Его легко найти по башенке в виде Чаши, от которой и пошло название дома Дом Калих (что значит «Чаша»).
Зеленая чашеобразная капитель трапезной (16 в.) напоминает о том, что некогда здесь гуситы совершали Пасхальную вечерю, причащаясь хлебом и вином.
Через одно здание влево еще один симпатичный дом с прекрасным сграффито, на котором изображены сцены из Книги Бытия, замечательным резным фронтоном и сложным красивым орнаментом.
Дом с сграффито
Дом был построен для богатого гражданина Дионисия Гоузка из Adlersburku. Нынешнее здание находится на месте предыдущего сгоревшего деревянного с 1564 года. Здание привлекало к себе многих известных господ того времени. Побывал здесь и король Фердинанд 3, который выдал хозяину дома королевскую охранную грамоту. Первоначально она была вырезана из камня на главном фасаде и защищала дом от грабежей. Надпись можно увидеть на боковом фасаде. Сейчас в здании находится отель.
В продолжении взгляда на углу площади белая высокая башня с часами. Эта башня относится к храму Всех Святых и является одной из старейших в городе. Первое упоминание о нем датировано 1235 годом. Тогда храм был частью фортификационных укреплений. В 16 веке появляется башня с часами известного на тот период мастера Valentina Schneidera. Интерьер храма стоит осмотреть для ознакомления с местными шедеврами из так называемой Литомержицкой серии. Особенно стоит обратить внимание на Главный Алтарь и картину "Христос на Масличной горе". В южной стене церкви находится статуя Девы Марии с младенцем Иисусом 1680 года. Подарена церкви в память о победе над чумой. Вокруг церкви до 1790 находилось кладбище.
Вернемся для точки отсчета опять к дому с чашей. И от него начнем рассматривать дома вправо. Через два дома в третьем находятся знаменитые винные подвалы Литомержице. (Площадь Мира 21/13) Раньше они простирались на несколько километров. Сейчас для экскурсий открыты 366 метров. Каждые полчаса с 11 до 15.00 в июне и сентябре по выходным, а в июле и августе ежедневно можно попасть на экскурсию. Вход находится под вывеской ресторана Radnicní sklípek. В апреле месяце мне удалось только спуститься в подвал, где находится ресторан и сделать несколько кадров.
Сторона площади напротив старой ратуши порадует красивым зданием под названием "Дом пяти Дев" Построено здание в 18 веке. Красивые завитушки и лепные украшения притягивают глаз. А в названии дома кроется секрет. Среди всей этой красоты автор спрятал пять девичьих головок.
На этой же стороне правее в углу еще одно здание, на которое стоит обратить внимание. Оно чем то напоминает замок.
Мимо этого здания пройдем до замка Литомержице. Он будет слева на пересечении с улицей Na Valech. Точнее от замка практически ничего не осталось. Только старые стены с новой начинкой. Внутри с 2011 года здесь выставочный зал, в котором проводятся лекции и экскурсии для знакомства с историей развития виноделия в чешском крае.
На обратном пути вернемся на площадь по улице 5. kvetna, чтобы увидеть здание Министерство обороны Чешской Республики, ВУСС Литомержице. Не поскупились вояки на украшения здания.
Вернувшись на площадь сделаем еще один заход от нее по улице Michalská. Слева по курсу будет Северо чешская галерея изобразительных искусств. Искусствовед Отакар Воточек собрал под крышей этого дома произведения чешских скульпторов и художников с XIII века и до наших дней.
На перекрестке повернем налево и будем держать курс на башню старейшего храма города Кафедрального собора Святого Стефана.
Расположен собор на одноименном холме. Первое здание на этом месте было построено в 11 веке. Современная барочная постройка датируется шестидесятыми годами XVII столетия. На фасаде статуи Святого Стефана, Святого Феликса и Святого Викторина, а над главным входом герб епископа-основателя Максимилиана Рудольфа Шлейница.
Во дворе церкви находится Дом каноника, который сейчас является административным зданием епархии.
Здесь на холме и закончился мой маршрут. Точно как в названии вокруг Центральной площади.
Замок Плосковице. Замок с павлинами

В шести километрах от города Литомержице стоит красивый белоснежный замок Плосковице. Первое упоминание о замке датируется 1188 годом. Тогда на этом месте был построен мощный защитный замок. Нынешнее здание появилось значительно позже в 18 веке. История замка за это время обросла множеством легенд.
Вид с нижнего парка

Начало положила известная легенда о рыцаре Далиборе. Крестьяне, поднявшие мятеж в 15 веке, выгоняют хозяина из замка и передают собственность в руки благородного рыцаря - защитника угнетенных Далибора. События развивается почти как у нас. Забери у богатого и отдай другому, который защищал тебя. Бывший собственник не будь дураком пожаловался чешскому королю и тот восстановил справедливость, казнив рыцаря.
Новое здание так же не обошлось без тайн. Неудовлетворенная семейной жизнью хозяйка замка Анна Мария Франциска Сакподошел к сен-Лауенбургская всю свою энергию направила на строительство чуда архитектуры. Он возводился в стиле барокко и должен был представлять строение, в котором сочетались элементы итальянской и китайской архитектуры. Строили долго и дорого. Разбивали декоративные сады и террасы, создавали статуи и гроты, оборудовали фонтаны и пруды. Образцом служил ни больше ни меньше, как Малый Версаль Андре Ленотра. Анна Мария лично контролировала строительство, в которое было вложен более миллиона золотых гульденов. Все документы по строительству были уничтожены. Поэтому имя архитектора и точная сумма строительства остались неизвестны. Замок получился замечательным. Недаром его сделал своей летней резиденцией, отрекшийся от престола австрийский император Фердинанд I.[
В весенне зимний период замок закрыт для экскурсий. Мне немного повезло. Перед пасхой в одном из залов первого этажа местные жители устроили пасхальную ярмарку. Так за рассматриванием творчества местных домохозяек удалось немного прикоснуться к истории.
После для получения полного погружения в историю нужно спуститься в нижний парк. Именно здесь в этом парке снимались кадры сериала Мушкетеры. А сам дворец стал сценой порядка 20 фильмов и клипов.
Павлины
Центральная площадь Т.Г. Масарика

Для обеденного перерыва я выбрал этот небольшой городок. А где как не на центральной площади находится самое большое количество ресторанов. Пока ожидал обед немного познакомился с этим чудным городком. Первое упоминание об этом месте относится к 13 веку, когда близ деревни Липа построили одноименный замок. С этого времени город стремительно развивался и хорошел. В его истории было лишь два черных пятна, которые чуть не разрушили город. Это гуситские войны и урановая лихорадка конца 90-х. К счастью все обошлось.
Самое большое количество достопримечательностей сконцентрировано на площади Т.Г. Масарика, где я и находился. Большинство домов здесь относятся к 15 веку. На некоторых из них все еще можно увидеть эмблемы.
В центре площади,как обычно стоит чумная колонна.
Чумная колонна
Она установлена в честь победы над чумой, которая бушевала здесь в 1680 году. Колонна носит имя Девы Марии и Св. Троицы. Рядом фонтан в стиле ампир с дельфинами, сделанными из горжицкого песчаника.
Фонтан с дельфинами

Главное здание площади - Ратуша, построенная в 1823 году. Сегодня здание частично используется как хранилище, а частично — как филиал музея. На первом этаже Информационный центр.
Ратуша

Ещё одно любопытное место — то, где до уничтожения нацистами в 1938 г. стояла синагога. Сегодня оно отмечено мемориальным камнем, установленным в 2008 г.
Замок Слоуп — Замок на скале

Первый день путешествия был очень насыщенным. После вкусного обеда в городе Ческа Липа до старта соревнований оставалось еще 3 часа времени. Из всего подобранного материала, который у меня был выбрал я замок, непохожий ни на один другой в Чехии. Это даже был не замок, а крепость и в последствии монастырь на высокой скале.
Замок Слоуп

История этого места началась в 13 веке, когда местные феодалы решили с пользой использовать скальные образования вдоль тракта из Праги в Житаву и другие города Верхней Лужицы и далее к Балтийскому и Северному морям. На одной из них была построена крепость. Крепость стояла на вершине скалы 100 метров в диаметре с отвесными стенами. Лестницы, колодец и помещения были вырублены в скале. Остальные постройки были деревянными и впоследствии сгорели во время 30 летней войны со Шведцией.
До 1679 года крепость стояла в запустении пока здешнее поместье не унаследовал граф Фердинанд Грозната из Кокоржова. Он был сильно верующим католиком и решил на скале, где раньше была крепость, основать монастырь и святое место. Эти строения дошли до нашего времени.
От подножья наверх ведет крутая деревянная лестница через отверстие, вырубленное в скале. Узкий проход и стены на расстоянии вытянутых рук моментально погружают тебя в средневековый мир.[ Массивные деревянные двери усиливают ощущения. Пройдя через окошко кассы, попадаем через коридоры в монашеские кельи и костел.
Здесь смотреть в общем то нечего. Только экспозиция природных достопримечательностей округи может заинтересовать. Поэтому поднимаемся наверх, чтобы с высоты скалы полюбоваться на окрестности.
Площадка наверху скалы кроме строений напоминала место для пикника. Сосны и хорошая площадка так и звала развести здесь костер и пожарить шашлыки, а в течении процесса любоваться окрестностями.
От плотских желаний лучше уйти к церкви, где сейчас проводятся свадебные церемонии и летние музыкальные мероприятия.
Чуть выше имеется еще одна интересная площадка. С подзорной трубой на ней стоит отшельник Самуэл. Он смотрит в сторону пещеры, в которой он жил до своего прихода в скальный монастырь и которая носит сейчас его название. Находится она на противоположной горе и именно там находится лучшее место для панорамной фотографии Слоупа. Выглядит это примерно вот так. Фото с рекламного проспекта, так как времени туда подняться не хватило.
Тут же на смотровой площадке можно увидеть четыре разноцветных стекла. Через них можно увидеть замок в разные времена года.
Для самостоятельного посещения координаты GPS (50° 44' 8.53" N 14° 34' 55.81" E)
Либерецкий край - два замка и Либерец
В этот день еще два замка и город Либерец легли в папку памяти моих путешествий. Сначала были развалины замка Бездез, затем замок Гоуска. На финише дня Либерец и ужин в ресторане.
Тайны замка Бездез

Поход к замку можно сравнить с небольшим туристическим походом. Минимум тридцать минут подъема в гору по каменным ступеням ждут счастливчиков желающих приобщиться к истории и увидеть единственный полностью сохранившийся замок с 1260 года.
Замок Бездез
Тогда он был построен по приказу короля Пршемысла Отакара 2. Этот замок должен был стать форпостом королевской власти Чехии на севере. В этих краях по легенде обитало большое количество нечистой силы, поэтому замок назвали Бес и Дес. Впоследствии слившийся в одно название Бездез.
Подъем в гору начинается от стоянки автомобилей. Важно только найти эту стоянку, не спутав ее еще с одной в центре деревни у пруда. Отсюда путь наверх будет длинней на минут 10. От настоящей стоянки сначала вверх ведет проселочная дорога, которая разворачивается на 180 градусов у подъемного лифта в замок.
Вот отсюда и начинается знакомство с фортификационными укреплениями замка. Через ворота начинается самый сложный участок подъема по дороге, выдолбленной в камне. Весной остатки снега, а кое где и наледи существенно затрудняют подъем. Это полбеды . Всю коварность этой дороги узнаешь при спуске,.когда по наледи начинаешь скользить. Закончится может печально.
От таких мыслей лучше отказаться и полностью сосредоточиться на созерцании красот замка. Ведь впереди еще одни массивные ворота, а затем и третьи уже в стене, преграждающей путь во второй двор.
Эта стена по легенде была построена дьяволом, который поспорил со проезжающим всадником, что он построит стену, начинающуюся от горы Жестед до Бездеза быстрее, чем всадник проскачет это расстояние на своей лошади. Стена была уже почти готова, как вдруг пропел петух – начинался рассвет. Озлобленный дьявол раскидал оставшиеся камни вокруг замка. Получилось две каменных горки – великий и малый Бездез.
В апреле замок еще закрыт для посещения, поэтому во внутренний двор перекрывает вход массивная дверь. Отсюда можно только полюбоваться церковью августинского монастыря, который был здесь с 1666 года. В это время орден бенедиктинцев торжественно перенес сюда из пражской резиденции освященную в Риме копию Черной мадонны из испанского Монсеррата. С этого времени замок Бездез стал местом паломничества тысяч верующих вплоть до 1778 года, когда этот чешский замок был захвачен, раграблен и частично разрушен прусскими войсками.
На обратном пути на фоне сорокаметровой Большой башней прочитаем еще одну местную легенду.
Большая башня
В давние времена в Большой башне поселились черти. С годами они стали ленивыми и большую часть времени спят. Но если проснутся, то вспоминают о своей работе - заманивать заблудшие души. И тогда они начинают бросать из окон башни монетки, которые с радостью подбирают туристы. А вот этого делать как раз не следует - эти монетки приведут вас как раз в лапы чертей. Лучше отнести их в кассу замка Бездез - тогда с вами ничего не случится. (Эту последнюю часть легенды как раз и сочинили современные экскурсоводы)
Вход в Белую башню во времена, когда Чехия была социалистической был закрыт. Это происходило из за танкодрома Советской армии, который находился неподалеку. В наше время танкодрома уже нет, как и Советских войск, поэтому башня доступна для посещения. С нее открываются потрясающие вида на окрестности. Мне удалось сделать несколько снимков с менее удобных позиций , но даже отсюда хорошо видна гладь озера Моховое.
Врата Ада в замке Гоуска

Долго ли коротко сельскими дорожками мимо небольших деревень ведет дорога меня в самое загадочное место Чехии. Здесь вдалеке от дорог , без доступа к воде расположен замок Гоуска.
Замок Гоуска
Первые упоминания о нем появились в 9 веке, когда князь Славибор основал на этом месте город, построенный из дерева для своего сына Гоусека По его имени и повелось название замка. Каменное здание построено чуть позже в конце 13 века по приказу короля Отокара 2. За все время существования замка им владели только представители богатых и влиятельных дворянских семей. Во время Второй Мировой войны на территории замка находилась комендатура СС и проводились эксперименты по чистоте арийской расы. За этот период архитектура замка не пострадала. Чего нельзя сказать о более позднем периоде, когда в здании пытались построить санаторий для работников предприятия "Сполана". Тогда были уничтожены наблюдательная башня и построен колодец во дворе. А потом было все как обычно. Вода оказалась не пригодной для питья и идею создания санатория закрыли. В 90 годы 20 века замок вернули прежним владельцам, которые сейчас восстанавливают здание.
Как и во многих замках Чехии экскурсия по замку возможно только в сопровождении экскурсовода. Фотогафирование не запрещено,так что отчет о посещении получился полным.
Так вот местный экскурсовод, одетый в одежду того времени с большим ключом очень интересно на чешском языке вел познавательный рассказ . И начал он свое повествование с готической часовни 13 века. Это самое мистическое место в замке. По одной из легенд построена часовня была здесь для того, чтобы замуровать ворота в ад. Так сказать для надежности, как некий святой гигантский затвор против проникновения демонов не свет божий.
Об подтверждении легенды говорят и фрески на стенах. На двух из них Архангел Михаил– «вождь воинства Господня» против падших ангелов и защитника от сил тьмы и зла. На первой, слева от входа он сражается с драконом,
Архангел Михаил
]а на второй изображен, как символ справедливости в сцене страшного суда. В левой руке он держит весы для взвешивания душ, а в правой меч для наказания грешников.
Самая загадочная фреска находится над кафедрой и изображает лучника. По мнению исследователей это женщина с хвостом льва. Целится она в человека причем является левшой. Это очень необычно, так как над кафедрой всегда изображали самое ценное и святое. Объяснение здесь может быть только одно и связано оно именно с легендой. После постройки крепости воеводой Славибором в месте, где сейчас находится часовня треснула скала и оттуда начали вылезать нелюди. Именно это существо и изобразил художник на фреске в 13-14 веках. Косвенно поражает догадку и леворукость существа, так как в те времена это считалась чем то необычным, дьявольским.
От этого страшного места вернемся во внутренний двор и обратим внимание на колодец. По одной из легенд именно в колодце находились врата в ад. Чтобы узнать что в нем находится нашли узника, которому пообещали свободу, если он спуститься в таинственный колодец и узнает, что же в нем находится. Спустившись в колодец на несколько метров, он сильно закричал, вытащив его, люди увидели насмерть перепуганного, быстро поседевшего и обезумевшего человека. Узник неустанно повторял, что увидел там самого дьявола, повторял он это несколько дней, после чего он умер. Местные жители тут же хотели засыпать адскую теснину, но тщетно - камни в ней пропадали как в бездонной глотке. Это удалось только спустя три года усердной работы хозяина града Яна младшего из Вартенберга.
К истории с вратами ада экскурсовод пообещал вернуться еще раз, когда мы обойдем замок. А сейчас он пригласил нас на второй этаж в комнату под названием Охотничий Салон. Перед входом увидим памятник булке хлеба. Этот памятник обыгрывает созвучие слова хлеб по чешски "Гоуска" и название замка.
Перейдем к Охотничьему Салону. Что здесь можно увидеть? Не надо быть капитаном Очевидность, чтобы ответить на этот вопрос. Конечно охотничьи трофеи, причем как свои, так и подарочные. Один из них , как пишут в Путеводителях, наш земляк Бурый медведь из России. На самом деле из лесов Закарпатской Украины. Местные трофеи оценены по достоинству золотыми медалями выставок, а рога пятнистой лани были признаны самыми красивыми в мире. Еще стоит обратить внимание на вырезанный замок Гоуска на рогах парнокопытного животного.
Сама комната очень необычна. Здесь видно,как строители использовали природу. Одна из стен является настоящей скалой. В этой комнате так же не обошлось без легенд. Говорят, что многие посетители начинают чувствовать себя плохо, как только зайдут в эту комнату. Это объясняется тем, что здесь присутствует дух черного мага по имени Оронт. Это бывший офицер шведской армии, который остался здесь после ухода войск и стал главарем разбойников. Он был бессметным благодаря черной магии. Устав от набегов, местные жители решили с ним покончить. Отлив в полнолуние заколдованные пули, они подобрались к замку и хитростью заставили Оронта высунуться из окна. Пуля попала в самое сердце и разбойник не успел воспользоваться магией. Можно в эту историю и не верить, но в одной из комнат замка при реставрационных работах была найдены под слое штукатурки сцены из этой истории.
Комната в которой сохранились фрески того времени была следующей в которой остановилась экскурсия. Носит имя Зеленая по основному цвету фресок. Здесь можно увидеть самое старое изображение замка. Так он выглядел после войны со Швецией. Еще на одной фрески Святая мученица княгиня Людмила, которая одинаково почитается всеми христианами. Ее мощи находятся в храме Святого Иржи в Пражском Граде.
Комнаты выше ничего интересного сами по себе не несли. Танцевальный зал интересен только тем, что из его окон открываются потрясающие виды на окрестности.
Танцевальный зал
Особенно хорош отсюда на вид на замок Бездез. [
Вид из окон
Здесь в этих комнатах, помимо их прямого использования как танцевальной площадки, ежегодно проходят конференции парапсихологов и уфологов по необъяснимым явлениям. Какие чудики только сюда не заезжают. Были даже такие, которые предлагали открыть телепортационный канал на Сейшельские острова.
После таких баек казалось, что экскурсия уже закончена. Мы спустились во внутренний двор и вдруг экскурсовод остановился и предложил всем сначала позвонить домой и попрощаться с родственниками, а затем сдать все ценные вещи.
Оказалось, что нам сейчас предоставят возможность спуститься в комнату откуда начинается дорога в ад. Эта комната в подземелье с троном Люцифера и прочими атрибутами загробной жизни. Как сказал экскурсовод не все из Вас вернуться назад. Что удивительно, назад вернулись все))). Оказывается по словам этого шутника мы просто еще не наделали столько плохих дел, чтобы остаться в аду. На этой оптимистичной ноте и закончил ведущий свой рассказ. Двери замка были открыты тяжелым ключом и вот мы 15 человек экскурсантов вышли на волю. Сейчас после стольких переживаний можно было и выпить пасхального зеленого пива с сосиской в местном ларьке.
Для самостоятельного путешествия координаты GPS (50.490833, 14.624444)
Либерец, обделенный вниманием

За этот год мне дважды удалось побывать в этом городе. Казалось за два раза можно было обойти центр этого города вдоль и поперек. На деле все получилось как то второпях. И в первый и второй раз в городе я провел не более двух часов и все мои познания города заканчивались не отходя от площади Бенеша. Стоянка автомобиля располагается тут же неподалеку на Соколовской площади (Sokolovské námestí). При парковке автомобиля будьте внимательны. Не паркуйте автомобиль на стоянке с синими метками. Это выкупленные места. За такую парковку полагается штраф 500 крон. Проверено на личном опыте.)
Прямо на парковке первая достопримечательность - дом Аппельтов. В 18 веке богатый купец Антонин Аппельт построил дворец в стиле классицизма. Красивое здание с пилястрами и лепниной впоследствии было продано государству и здесь долгое время размещалась школа, а позднее политехникум. В 1978 году при проведении очередного капитального ремонта были найдены монеты XVIII века. Рядом через здание справа еще одно симпатичное здание розового цвета с атлантами женского пола, держащими небо на каменных руках. В отличии от Атлантов города Питера женская поддержка более грациозна.
Слева, в узкой улочке под названием Ветряная, изюминка городских памятников архитектуры Вальдштейнские дома.
Вальдштейнские дома
Это самые старые городские постройки 1631-33 годов. Дома предназначались для суконщиков, которые работали на Вальдштейна и поставляли ткань для нужд армии. Бизнес стремительно рос и район разрастался. Дома были были построены в одном стиле фахверк. Это течение пришло из Германии. В таких домах несущей основой стен является секция из деревянных балок (хвойные породы), расположенных под различным углом. Балки эти видны на фасаде. Пространство между балками заполняется глинистым материалом, кирпичом, реже деревом. . деревянные с высокой треугольной крышей. В 18 веке почти все дома были снесены. Оставили для истории только эти три дома. В 20 веке шефство над ними взяли профессора и студенты политехникума. После реставрационных работ здесь разместились кабинеты преподавателей.
От кабинетов преподавателей направимся по Костельной улице к площади Бенеша. На этой улице стоит костел Святого Антония Великого.
Костел Святого Антония Великого.
Его история начинается в 14 веке. На этом месте в то время находилось городское кладбище и в его центре стоял деревянный костел. В 1579 году было решено построить каменное здание. В те времена это было первое каменное здание города. С колокольни костела можно было осмотреть все достопримечательности города. За время своего существования костел часто подвергался ударам стихии и горел. Сейчас в интерьере стоит обратить внимание на витражи, выполненные художниками Турком и Филиппом Похлой, а так же главный алтарь высотой 10 м с фигурами святых покровителей Чехии.
Что еще можно увидеть вокруг площади Бенеша. Пойдем осмотрим ее с другой стороны. По Московской улице стоит дойти до первого перекрестка с улицей Felberova. Как в перспективе улицы можно увидеть красное здание. С большой долей фантазии угадываем в нем Либерецкий замок. Здание больше похоже на Дворец, чем на замок в моем понимании слова. Красный цвет это то, что запоминается в первую очередь. Любителям изделий из стекла стоит сюда зайти для осмотра крупнейшего выставочного центра стекла компании «Склоэкспорт» нынешнего хозяина здания.
Замок

В конце концов возвращаемся на площадь. Попадаю туда со стороны местного театра. Построен он по проекту венских архитекторов в 1883 году. На фасаде театра статуи с иносказательным смыслом. В репертуаре театра драмы, оперы и оперетты.
Развернемся на 180 градусов и пройдем наконец то на площадь Бенеша. Господин Бенеш это Президент Чехословакии с 1935 года. Главное украшение площади это Ратуша, которая радует глаз с 1888 года.
Ратуша
Возвышается она над городом на высоте 65 метров. На шпиле находится медная статуя рыцаря Роланда. Рыцарь стоит на этом месте с самого начала постройки здания с перерывом на социалистический период, когда его заменила красная звезда.
Само здание очень похоже на Венскую Ратушу, что льстило горожанам.
Центральная башня является смотровой и на нее можно подняться. Над входом стоит рассмотреть барельеф с изображением старой и новой ратуши с женской фигурой в центре, символизирующей город.
Ратуша не единственное старое здание, окружающее площадь. Оставшиеся здания примерно того же срока постройки, что и Ратуша. Данная ситуация позволяет окунуться в старую Чехию. И фонтан в центре со статуей Нептуна только усиливает это состояние. Кстати, нынешний фонтан уже четвертый вариант. Сначала был фонтан, похожий на деревянную бадью. Использовался горожанами в основном для забора воды. В 1823 году установили фонтан с Нептуном на дельфине и декоративными решетками. В 1929 местное руководство решает с чувством и толком потратить народные средства и строит на этом месте фонтан Прометей. После войны фонтан становится виноватым в том, что напоминал горожанам о годах оккупации и его убрали. Фонтан Нептуна тем временем стоял на площади Неруда и со временем приходил в негодность. В 2010 году на основании того что осталось и по старым фотографиям Фонтан Нептуна опять восстановили на прежнем месте.
Закончить рассказ следует, конечно, в ресторане. Находится он в здании Ратуши. И носит имя Radnicni Sklipek Restaurant
Экскурсионный день
В этот день от ориентирования я отдыхал и посвятил его полностью поездкам по замкам Либерецкого края. Началось все с небольшой фото сессии в национальном парке с громким названием Пекло. Проехав через город Яблонне-в-Подьештеди и заглянув в Базилику Святого Лаврентия и Св Здислава, посмотрел я замки Грабштайн, Фридлант и Фридштейн.
Небольшая зарисовка национального парка Пекло

Природный национальный парк Пекло или Ад находится в 7 км от города Чешска Липа в поселке Zahrádky u Ceské Lípy в долине ручья Robecský. Такое странное название Ад дает автоматический переводчик.
Начать лучше прогулку от местного замка. Его история началась примерно в 1556 году, когда здесь побывал Крыштоф Плот из Конярин. Семейство Яна из Вартенберка владело замком в течении 100 лет, пока не потеряло его в 1620 году. Конфискация произошла из за поддержки не того режима, а точнее из за восстания против династии Габсбургов.
Следующий владелец Альбрехт из Валдштейна не только восстановил замок, но и создал прекрасный сад в котором можно было увидеть редкие виды растений. В 19 веке рядом с парком был благоустроен каньон ручья Robecský, получивший название Ад. Сейчас это основная достопримечательность региона, которая пользуется повышенной популярностью среди туристов. Замок же сильно пострадал в 2003 году во время пожара и сейчас недоступен для осмотра.
От замка можно спуститься пешком к реке или на автомобиле проехать от замка до конца деревни и свернуть направо по асфальтовой дороге к железнодорожному мосту
( Координаты поворота 50.636072, 14.515717)
Проехав под мостом попадаем в скальный град. Несколько домов практично встроены прямо в скалы. Для кого то скала служит стеной, кто то прямо в скале выдолбил подсобные помещения. Здесь можно оставить машину и прогуляться пешком.
Посмотреть есть на что. Четырехкилометровый маршрут проходит мимо большого количества скальных образований высотой метров 20-30. Эти исполины то отступают, то сужаются оставляя совсем небольшой проход. Такой что их можно потрогать руками. Вдоль всей тропы сделаны удобные стоянки для пикников.
Каменные исполины
Всю тропу я не проходил. За два дня до моего второго приезда здесь в этом лесу у нас проходили соревнования по спортивному ориентированию. Всю описанную красоту я видел на бегу, успевая еще попутно отмечать контрольные пункты. В этот день я специально спустился в деревню и сделал несколько фото.
Базилика проездом

Изначально на месте Базилики стоял монастырь, построенный в 1252 году. Построен он был под патронажем Святой Здиславы жены Гавела, князя Лемберка. За свои 30 лет стала очень известной, благодаря ревностному служению бедным. О ее способностях излечивания больных ходили легенды. Как писала о ней хроника Далимила, Здислава вернула зрение восьми слепцам, вернула к жизни пятерых мертвых и несколько немощных излечила. При всем при этом эта Святая женщина не забывала о домашних и семейных обязанностях, окружала мужа и четверых детей любовью и заботой. В 1907 году Святой Папа Пий Х утвердил ее почитание, а Папа Иоанн Павел II причислил ее к лику святых 21 мая 1995 года. Похоронена Здислава в новой Базилике, построенной в 1699 году. Огромное здание с куполом высотой 45 метров внешне выглядит очень грандиозно и не идет ни в какое сравнение с простотой внутреннего убранства.
Базилика Святого Лаврентия и Святого Здислава
Самое интересное в Базилики скрыто от людских глаз в трехъярусных катакомбах. Здесь с конца 18 века хоронили монахов-доминиканцев. Глубина подземелий достигает 39 метров.
В самой базилике можно увидеть гроб с останками Святой, который находится за решеткой у алтаря. Тут же в специальном ящичке находится ее череп.
Что еще стоит посмотреть в Базилике. Думаю не будет лишним созерцание статуи мадонны 1510 года. Досталась она в наследство от старой приходской церкви. Кроме этого будут не безразличны картины из жизни Святой Здиславы статуи Святых Винсента и Иоанна.
Замок Грабштейн — замок у границ трех государств

На стыке границ трех государств Чехии, Польши и Германии, в 20 километрах от города Либерец находится замок Грабштейн.
Вид сверху
Расположен он на скале в долине речки Лужицкая Ниса. Первое упоминание о крепости относится ко второй половине 13 века, когда здесь появились бургграфы из Донина. Изначально построенный в готическом стиле замок, в 16 веке при новом хозяине Йиржи Мээл из Стржелиц был перестроен в стиле Ренессанс. Последующие хозяева так же меняли внешний облик и наполнение крепостных стен замка как в лучшую, так и в худшую стороны. Последние владельцы Министерство обороны привело замок в достаточно запущенный вид. С 1989 года началось восстановление замка, а в 1993 году его открывают для публики. Экскурсия в замок начинается с подъема от стоянки к воротам замка. Дорога, идущая в гору позволяет увидеть конусообразный угол крепости с его главной достопримечательностью - круглой башней.
Немного усеченная с оригинальной крышей, напоминающей шлем, башня возвышается над основным зданием. В самом конце экскурсии уставших от информации посетителей запускают наверх. Здесь с высоты ее четырех этажей можно освежить ветром загруженную голову. Три страны лежат перед тобой,как на ладони. На фоне Северочешских гор, согласно схем в хорошую погоду можно увидеть населенные пункты трех стран.
Вернемся на землю обетованную и после подъема наверх уйдем немного вниз под землю, посетив подвалы крепости. Сейчас доступно два этажа подвалов. Причем верхний более новый и относится к 16 веку и служил для хранения продуктов. Второй этаж более старый , наверняка со времен первых построек крепости. Что интересно вырублен в скале. Здесь же находится старинный лаз, используемый для спасения во время долгих осад. По мнению историков на поверхность он мог выходить в районе города Градек на Нисе.
После подземелья пришла пора пройтись по комнатам замка. Вот здесь для меня началось самое интересное. Русский текст не как не совпадал с маршрутом экскурсовода. В каждой комнате приходилось долго листать брошюру и пытаться соединить увиденное и прочитанное. Не всегда это удавалось сделать, но вот то немногое что получилось и будет представлено на суд зрителя. Практически это было подобие квеста, направления развлечения так модного сегодня.
Начну по порядку.
Началось все с прихожей. С этой комнаты начинается знакомство с замком. Она,как вешалка в театре, дает первые впечатления. И они , как минимум не расстраивают. Средневековое представление о замке полностью совпадает с увиденным.
Лестница
Особенно усиливает впечатление мрачные портреты. Предположим, что это хозяева. Только более поздний комод немного портит это впечатление.  Перед тем,как увидеть самое сладкое, то есть интересное, нас заводят в большой зал, похожий на бальный. На стенах портреты статных дам и их кавалеров. Комната носит имя Портретная. Здесь самые известные представители семейства Галласов и Клам-Галласов. Самый знаменитый из них Ян Вацлав Галлас. Именно он в 1704 году купил замок. Карьера его может служить примером для подражания. Все полученное наследство было только приумножено. По долгу своей службы побывал послом в Лондоне, Гааге и Риме. Среди прочих в комнате есть портрет еще одной знаменитости. Это Йосефина супруга Христиан Христофора Клам-Галласа. Прославилась она своим знакомством с Людвиг Ван Бетховеном. В 1796 году они знакомятся во время гастролей Бетховена в Праге. Йосефина обладала прекрасным голосом. Не смотря на короткое знакомство, воодушевленный музыкант написал для нее сцену и арию в сопровождении оркестра - Ah, perfido, spergiuro (опус 65) Ради интереса только что прослушал сей отрывок. Чувствуется под большим впечатлением от красавицы писал автор произведение)
После такой музыкальной паузы не грех перейти в самую красивую комнату замка - часовню. Комната расписана сценами цикла мучения Господня. В медальонах можно увидеть: Прибытие Иисуса Христа в Иерусалим, Последний ужин, Снимание с креста. Самая большая сцена в центре показывает Последний суд. Часовня посвящена Святой Варваре - покровительнице шахтеров. Копия скульптуры находится у алтаря. Кроме росписи экскурсовод обратил внимание на восстановленный орган 1697 года.
Алтарь

После такой красоты остальная экскурсия проходит не так интересно. Комнаты хозяев и прислуги часто похожи на такие же в других замках. Картины с видами чешских городов, портреты хозяев, мебель и многое другое. Из этой череды комнат выделяется только соединительный коридор с графическими эстампами портретов знаменитых людей 16-18 веков. В нишах коридора предметы, которые привезли хозяева замка из своих путешествий по Африке и Азии.

Для полного впечатления о замке стоит подняться на второй этаж. Здесь в зале с камином 16 века экскурсовод с гордостью рассказывал о консервирующем подходе реставрации комнат. Он позволяет не только сохранить исходные материалы, но и максимально приблизить реставрируемое место к исходнику.
Еще один подвиг реставраторов можно увидеть в комнате с декоративными панелями ( панно). Огромное панно на стене со сценой семейного праздника рода Клам-Галласов было практически утеряно.
Панно на стене со сценой семейного праздника рода Клам-Галласов
Его нашли намотанным на устройстве для чистки ковров. Затвердевшее полотно не возможно было снять и только благодаря труду реставраторов оно радует сейчас посетителей. Кроме этой жемчужины экскурсии прошлись мы оставшимся комнатам замка, которые особого интереса для меня не представили. В конце была башня с видами, с которой начался рассказ.
Замок Фридлант. Древнейший музей

Когда то давным давно, в веку этак в 11 жил в этих краях человек по имени Загвозд. Было у него семь сыновей. Когда дети выросли отец, отец каждому выделил участок вдоль реки Смеды. Так возникло селение под названием Фридланд, что в переводе с немецкого храните землю. Братья как могли выполняли наказ отца, построив большую башню высотой 50 метров. Каждую ночь на крыше они разжигали огонь, служивший маяком для путников, часто проезжавших мимо селения. С этой башни и началась история замка, хотя достоверные сведения о замке появились только в 13 веке. Эта башня стоит и сейчас в готической части замка.
Как и многие замка Фридлант менял своих хозяев. Часто это случалось после войн или из за разорения собственников. Наибольшую лепту в нынешний вид замкового комплекса внес род Биберштейнов, три века владевший замком. Под их чутким руководством была возведена готическая часть замка.
Подъем к старой части замка
В конце 16 века Мельхиор Редерн и его супруга Катержина не только реставрировали старую часть замка, но и рядом построили новый шикарный ренессансный дворец.
Ренессансный дворец.

В 1801 году, когда замок принадлежал семейству Клам-Галласов в его стенах открыли первый в Европе замковый музей. В нем Клам-Галласы демонстрировали обширную коллекцию оружия и предметов старины, связанных с историей средневекового замка Чехии Фридлант.
По Рыцарской тропе, в полном вооружении для осмотра музея, подхожу я к кассе.
Вход
Получив билет, буклет и полный запрет на фото, жду своего часа для посещения замка. Это ожидание есть чем занять. Панорамные фото, сувенирный магазин и осмотр оборонительной стены со рвом - вот неполный перечень.
Час икс наступает незаметно. Экскурсовод старым ключом отпирает ворота и через деревянный мост я и группа сотоварищей входим на территорию замка. Первый двор замка заставляет ахать и охать от восхищения. Перед нами более молодой ренессансный дворец. Его стены покрыты многочисленными рисунками в стиле "сграффито" Этот двор носит название шведский, так как в 1648 году, когда шведы захватили замок, они построили большую подковообразную стену и повесил доску с надписью на латыне "Мир сильнее войны, я иду туда, куда ведет меня судьба. Шведский капитан Беньямин Магнус Нортманн. Тут же стоит 300 летний тис, посаженный в те же времена.
По лестнице поднимаемся к старой части замка, возведенного на базальтовой скале. Маленький двор и вот мы заходим в святая святых этого заведения в старую часть замка. Экскурсия построена таким образом, что переходя из комнаты в комнату посетитель узнает историю замка и его обладателей от первоисточника и до наших дней. Налево от входа герб первых хозяев замка рода Роновцев. В нем две скрещенные ветви.
В 1278 году замок был продан дворянину Рулеку из Биберштейна. Этот род владел замком 300 лет. Их герб оленьи рога так же можно увидеть в этой комнате. Под гербом гипсовые отливки голов рыцарей этого семейства.
Следующие владельцам замка Мельхиору Редерн и его супруге Катержина, построившие ренессансный дворец, посвящены картины. Точнее на них изображена Катержина, которая после смерти мужа, рьяно взялась восстанавливать могущество рода. Пострадали от такой прыти, как обычно, крестьяне и трудовой люд. Во всех окрестных делах она находила свою выгоду. Даже ввела монополию на варку пива. В народе ее прозвали Злой Екатериной. Заработанные деньги шли не только на дворец, но и на поездки сына Криштофа за границу. Это было необходимо для поддержания имиджа дворянского сословия. От старого хозяина в комнате имеются только останки. Закончилась эпопея этого рода печально. Младший Редерн принял участие в мятеже не на той стороне. В битве у Белой Горы они потерпели поражение. Криштоф бежит заграницу. Замок конфискует правительство.
Следующая комната и опять новый владелец. На этот раз Альбрехт из Валленштейна. Этот господин смог купить конфискованный замок. При нем нового строительства в замке не было. Зато в плане интерьера потрудился Альбрехт на славу. Свой кусочек славы и близость к королю Чехии подданный его Величества приобрел отвагой в битве у Белой горы. Битва на стороне императора позволила ему сколотить большое состояние, которое впоследствии он приумножил путем различных махинаций. В конце концов желание быть на вершине, то есть быть королем привела к плачевному результату. Заговор со шведами против Габсбургов был раскрыт, а заговорщик убит.
В следующем зале под названием Рыцарский нас встретила новая ветвь владельцев Клам-Галласов, получивших замок. Каждый портрет дворянина сопровождает портрет его жены. Картинная эпопея продолжается и в зале с названием У пианино. Поставлено он здесь не случайно. Хозяйка замка на тот момент Иосифина и ее муж очень любили и поддерживали театр и музыку и были лично знакомы с Бетховеном. Их портреты висят над роялем.
Следующее поколение владельцев представляет их сын Эдуард. Мужчина пошел в военную стезю. Принимал участие во многих битвах в австро-прусской войне 1868 года. В его кабинете можно увидеть самый высокий европейский орден - орден Золотого Руна.
Через подсобные помещения течет экскурсия,как река. Носилки, мишени, охотничьи трофеи, столовая. Так потихоньку продвигаемся к Оружейному залу. Здесь находится самая старинная экспозиция оружия, начиная с 16 века.  На этом экскурсия по готическому крылу подошла к логическому концу. Через улицу уходим в ренессансное крыло. Здесь расположены дамские и мужские комнаты, комнаты детей и прислуги. Расположены они вдоль длинного коридора. Ко второму часу экскурсия уже начала немного поднадаедать и внимательность моя уменьшилась до минимума. Небольшая зарисовка из того, что удалось снять завершит экскурсию по замку.
Обратная дорога проходила по возвышенности и открывала взору замок во всей красе.
Вид с трассы
Романтические руины замка Фридштейн

В далеких мальчишеских снах я часто был рыцарем. Полностью одетый в латы на вороном коне я заезжал в замок. Эти сны давно превратились в реальность, благодаря нашим поездкам, но вид таких замков не перестает восхищать и опять возвращает в детство. Конечно в эти замки я вхожу пешком, но почему не помечтать.
Из много чего увиденного развалины готических замков восхищают больше всего. В конце своей апрельской поездки наткнулся я еще на один такой замок - Фридштайн.
В свое время он стоял на охране северных границ Чешского государства. Впервые о нем упоминается в 14 веке. Тогда мощное сооружение на вершине скалы было неприступным для осады врагов. Что говорить о том времени, если и сейчас замок неприступен. В апреле месяце он был закрыт и о его неприступности я знаю из собственного опыта. Дорога серпантином вьется у его основания, спускаясь на самое дно. Отсюда к замку не подняться, уж больно отвесные скалы. Можно попробовать попасть внутрь развалин, обойдя его справа над обрывом. В последний момент высокая стена встает непреодолимой преградой.
До 1540 года замок периодически менял владельцев. К этому времени его значение как оборонительного редута сошло на нет и замок был заброшен. Свято место пусто не бывает. И как часто происходило в этих краях пустующие стены заняли благородные разбойники под предводительством атамана Иржи. Его огромный рост вызывал трепет жителей окрестных сел и городов. Его набеги были регулярными и в стенах замка скопились огромные богатства. Недовольство жителей привело к тому, что против Иржи собрали отряд из Градца Кралове. Солдаты под покровом ночи окружили непокорных разбойников, а утром пошли на штурм. Иржи и сотоварищи сражались без страха и долго отбивали атаки. К сожалению, силы были не равны и в конце концов в живых остался только атаман. Он еще несколько часов продолжал бессмысленную оборону. В конечном итоге от подрыва Иржи погиб, заваленный камнями. Какого же было удивление нападавших, когда под завалами замка не нашли ни богатств, ни самого Иржи.
Поиски сокровищ продолжаются и сейчас, но пока безуспешно. В темное время суток в окрестностях замка лучше не появляться, а то дух Иржи не выпустит Вас из своих объятьев.
Русскому человеку, такому как я всегда хочется проверить прочитанное. И не смотря на то, что замок был закрыт, я решил дойти до него. Авось, удастся пробраться внутрь и найти сокровища)
Дорога к замку идет вдоль лога с весенним ручьем. Этот неугомонный малыш журчал на протяжении всего подъема, как будто говорил : Не стоит овчинка выделки.
Упорство привело к стене замка. Лестница вела к двери, с виду закрытой. Попробуем сначала этот вариант. 20 ступенек и неудача.
У подножья

Оставалось только полюбоваться замком у его подножья и вернуться к машине не солоно хлебавши.
Летом мы уже с супругой вернулись к замку еще раз полюбоваться красотой и сделать панорамные снимки с моста. Вот так притянул меня своей красотой этот замок на вершине скалы.
И снова Чехия
День приезда получился скомканным. Сначала пришлось заехать в Леберец решить вопрос по штрафу за предыдущую поездку. Потом поехали в деревню Hamr na Jezere для регистрации на соревнования. И здесь нас ждал сюрприз. Организаторы соревнований подготовили тренировочный лагерь в парке Devin, где находится одноименный замок
Развалины замка Девин

В окрестности населенного пункта Hamr na Jezere с 5 по 9 августа 2015 года проходили традиционные соревнования по спортивному ориентированию "Богемия". Этим летом мне посчастливилось второй раз за год побывать в Чехии на соревнованиях. Организаторы подготовили для участников сюрприз и сделали тренировочный полигон на горе с развалинами замка Девин. Этот замок, как выяснилось впоследствии, имеет одинаковое название с замком в Словакии.
Поставив машину на стоянку, мы с картой и компасом отправились на покорение холма. Сначала решили немного потренироваться и найти насколько контрольных пунктов на местности. Для этого пришлось обойти холм со всех сторон. Что это нам дало? Оказывается многое. Стандартный турист пойдет к замку по промаркированной тропе и увидит только одну сторону укрепления. Наш вариант предлагает осмотреть замок со всех сторон.
Этот вариант более выигрышный. Со стороны озера чистый лес не скроит от нас ни одной тайны замка.
Высокие неприступные скалы охраняют с этой стороны замок. За свою историю замок был взят только однажды во время шведской войны и, к сожалению, разрушен.
До этого в течении 400 лет хозяева замка без труда отражали любые нападения.
Обойдя замок выходим к тропинке, которая приведет ко входу. Здесь удобная лестница выведет на площадку.
Лестница
Слева будут ворота замка, а справа оборонительный бастион. С его вершины сквозь ветки деревьев можно понаблюдать за панорамой озера. Заросший деревьями бастион и сейчас внушает уважение. При необходимости он с военной точки зрения пригодился бы и сейчас.
Вид на ознро

Внутри замка трудно сейчас идентифицировать,где какое помещение было в те времена. Можно только догадываться, что здесь были спальни, здесь кухня, а тут колодец,спасавший от жажды. Про колодец существует легенда, что через него можно попасть в пещеру, где находятся несметные сокровища. Местные жители облюбовали это место и часто выходят сюда прогуляться и помечтать.
День природно-краеведческий
Этот день был посвящен национальному парку Чешская Швейцария. Пешеходная тропа провела нас по многочисленным закоулкам парка. Самое интересное из увиденного - это Правчицикие ворота и прогулка на лодке по Дикому ущелью
Маршрут прогулки по Чешской Швейцарии. Опыт прошедшего

На границе с Германией, так и хочется написать, в дремучих лесах находится национальный парк Чешская Швейцария. Похоже в Европе все места, где красивая природа носит имя Швейцария только прилагательные меняются. Вот и на севере Чехии не стали отходить от традиций. Национальный парк «Ceské Švýcarsko» ( так это выглядит на чешском) славится своей необычайной красотой высоких крутых скал, журчащих ручьев. На фоне такой красоты выделяется один природный памятник, который и является визитной карточкой этой местности. Речь идет о Правчициких воротах. Это скала-дыроватик, как его у нас бы назвали, самые большие естественные ворота из скального массива на нашем континенте. Ради них сюда и направляются сотни тысяч туристов.
Конечно, когда в одном месте собирается такое количество народа, грех не организовать пешие маршруты и аттракционы, с помощью которых можно заработать денег.
Катание на лодках с кормчими, управляющими посудиной с помощью шестов, по ущелью это еще одно развлечение, привлекающее туристов.
По мнению прошедших этот маршрут начинать его лучше из селения Мезни Лоука. По трассе, обозначенной синим цветом ( метки на деревьях синего цвета) спускаемся к каньону Divoká Souteska. Метки начинаются сразу за отелем Mezní Louka. Этот вариант удобен тем, что большая часть дороги пойдет под гору. Мы пошли более тяжелым маршрутом.
Начался он для нас в селении Грженско (Hrensko). Еще не успев поставить машину на подьезде к поселению рот открылся произвольно от увиденной красоты. Высокие отвесные скалы нависали прямо над дорогой.
Грженско
У их подножья, где только можно пристроились домики с ресторанами. Под одной из таких скал находилась парковка, где и был оставлен автомобиль.
Прежде чем начать маршрут осмотримся вокруг и насладимся моментом. Дальше нас ждет прогулка вдоль реки Kamenice. Чтобы правильно сориентироваться вспомним фильм Брильянтовая рука. Действие будет происходить у туалета. На карте обозначенном буквами М и ЖО. Здесь все очень похоже. Возле огромной скалы стоит невысокое здание с теми же буквами. Если пойти левее скалы, то тебя ждет встреча с Правчицикими воротами, а если правее вдоль реки, то тогда плыть тебе на лодке с дядькой, у которого большой шест.
Так как дядьки плавают только до шести, а приехали мы уже после обеда, то решили начать с них. Первая часть по ущелью пешеходная. Минут двадцать по тропинке то чуть выше реки, то спускаясь прямо к ней. Скалы так близко, что руки так и тянутся к ним. Где то для удобства сделаны пешеходные туннели. Детям от такого соседства одна радость. Вместе со взрослыми они играют в эхо, громко крича внутри. Так с шутками и прибаутками не заметили как отпахали два километра. Как только впереди покажется запруда, можно уже расслабиться и не спеша дойти до посадки в лодку. Эта часть покатушек носит название Эдмундово ущелье (Edmundova souteska). Примерно 15-20 минут будет длиться сеанс катания. В этот короткий промежуток поместиться очень много интересных фишек, сделанных для туристов. Жаль что беглый чешский не совсем, а точнее совсем непонятен русскому уху. По рассказам лингвистов лодочник ведет свой неспешный рассказ о маршруте и истории этого места. В самых неожиданных местах вылезает голова дракона, сидит на завалинке мужичок-боровичок, скала в виде раскрытой пасти, да много чего еще. Для удобства места, куда надо смотреть на диковинные скалы покрашены желтой краской. И венец этой истории неожиданно "сам по себе" включающийся водопад ( для этого вверху натянута проволока).
Искусственный водопад

Халява закончилась быстро и опять нужно поработать ногами. Сначала в режиме лайт вдоль реки до моста. По дороге, сразу за высодкой с лодки, встретиться небольшая кафешка, где можно перекусить. Правда делать этого не советую, так как впереди ждет самый тяжелый участок. Начинается он сразу после после моста.
Перед тем как продолжить сделаю небольшое отступление. Тяжелый участок после моста начинается для тех, кто хочет сократить маршрут. Если идти по максимуму до конца, то после моста надо двигаться дальше вдоль реки до следующей посадки в лодку. Лодочная прогулка пройдет по Дикому ущелью (Divoká Souteska). Затем надо будет подняться из ущелья в гору и дойти до селения Мезни Лоука. Затем по желтой туристической дороге с названием тропинка Габриелы надо подняться на дорогу вдоль скал, чтобы увидеть скальные массивы: Большой Правчицкий конус, Гомоле сахара, Кршиделни стена. В конечном итоге эта тропа приведет нас к Правчициким воротам.
У нас, к сожалению, не было столько времени и от моста мы начали самы сложный участок нашего пути. С самого дна ущелья нас ждал крутой подъем в гору. Для не имеющих физической подготовки сделана тропа в виде серпантина. Мы же шли напролом. Двадцати минутный подъем заканчивается у отеля-ресторана. Здесь можно чуть чуть передохнуть и выпить чашечку (пива). Это небольшое поселение называется Мезна.
Дальше нужно строго по прямой попасть на дорогу ведущую вниз к трассе 25861. Эта часть маршрута обозначена желтым цветом. Дорога будет идти сначала по полю и можно увидеть скальную гряду, по которой идет более длинный маршрут. Если вы попали на нее правильно, то выйдете прямо к автобусной остановке, от которой начинается еще один подъем к Правчициким воротам.
Сам подъем изначально не очень интересен пока не дойдете до участка вдоль скал. Взмывающиеся ввысь на высоту 30-40 метров исполины нависают над тобой. Ты такой маленький, по сравнению с ними, двигаешься все дальше. Когда они заканчиваются, думаешь вот и все пришли. Однако нет, это только половина, потому что обойдя камень начинаешь двигаться в обратную сторону. Долго ли коротко, но минут через десять последний рывок и вот впереди огромная скала с дыркой внутри. Это не просто ворота, это целая эстакада через ущелье, да нет это покруче моста через Босфорский пролив будет. Конечно, с учетом того, что это природа сделала сама.
Рядом с воротами находится замок Соколиное гнездо, построенный в 1881 году в альпийском стиле. Раньше местные хозяева размещали здесь своих гостей. Сейчас на первом этаже ресторан, а на втором музей национального парка.
Чтобы попасть к воротам нужно обойти замок и заплатив денежку. Мы не успели. Калитка захлопнулась перед нашим носом. Осталось только полюбоваться воротами и сделать несколько снимков.
Обратная дорога уже не радовало. К этому времени сказалась усталость от маршрута и утренней дистанции забега. В уютном ресторане у водной мельницы в селении Грженско и закончился маршрут.
Релакс день
В этот мы решили расслабиться и принять пивную ванну
Пивное СПА. Что только с пивом не придумают

Перед поездкой мы запланировали несколько обязательных мероприятий без которых посещение Чехии может оказаться неполным. Одна из таких задумок заключалась в посещении пивного СПА. Представте специально для Вас наливают огромную ванну пива, в которое добавляется хмель. На целых тридцать минут ты полностью погружаешься в пивное безумие. Погружение полное настолько, что пиво находится как вокруг тебя , так и поглощается во время процедуры внутрь. На выбор предлагается светлый и темный вариант
Пивоварня

Как пишут умные люди, во время этой процедуры за счет высокого содержания эфирных масел хмеля происходит общая регенерация организма и очищение пор кожи. Процедура снимает внешнее и внутреннее напряжение, усталость и стресс, что способствует прекрасному душевному и физическому отдыху.
Окунувшись в пиво и получив релакс, могу полностью подписаться под этими словами. Процедуру я проходил после участия в соревнованиях. Забег в тот жаркий день был очень тяжелым. Температура зашкаливала за 30 градусов, а забег проходил в горной местности. После финиша не чувствовал ног. За эти тридцать минут в пиве и с пивом произошло "возрождение организма". Усталость практически ушла, а тело было чистым, как у младенца.
После ванны полагался отдых на кушетке еще на 30 минут. Прошли они незаметно в полудреме. У этой процедуры был только один минус. Ехать в отель за 100 километров в таком состоянии было явной ошибкой.
Чтобы как то развеяться мы решили погулять по Гаррахову - центру зимних видов спорта в Чехии. Именно здесь находится горнолыжный трамплин, на котором проходят этапы Кубка Мира среди летающих лыжников.
 Сначала мы осмотрели место, где проходила наша интересная процедура. Это пивоварня Новосад и сын.
Пивоварня
Находится она на территории стекольного завода. Здесь происходит два параллельных процесса : варится пиво и выдувается стекло. В местном ресторане можно увидеть эти два процесса. Медные бочки, где варится пиво стоят прямо в зале ресторана, а за стеклянной стеной можно посмотреть процесс изготовления изделий из стекла. Главное не перепутать рестораны. То что я описал находится в заведении с вывеской Пивовар Новосад. В соседнем желтом здании, где находится музей стекла есть еще один ресторан.
Музей

После принятия пищи можно пройтись по территории завода. Прямо у входа под навесом старые мощности завода. Здесь обрабатывали стекло. Рядом находится музей стекла.
Перед тем как уехать из этого славного городка хотелось взбодриться и получить небольшую порцию адреналина. В этом нам помог Экстрим-парк, в котором по металлическому желобу с горы катаются на специальных санях. Если Вам никто не будет мешать, можно очень сильно разогнаться.
Трасса

Для путешествующих самостоятельно координаты Пивного СПА.
Harrachov 95, 512 46 Harrachov
GPS: 50.782401805224055, 15.421371678710898
Заказать ванну можно на страничке сайта :
Турнов. Йичин. Детенице. От пивоварни к пивоварне
Через пивоварню Рогозец мы осмотрели замок Грубый Рогозец. Затем небольшие прогулки по Турнову и Йичину. И закончили все в пивоварне в Детенице
Замок Грубый Рогозец. Неудачная прогулка

После хорошего обеда с кружечкой пенистого напитка было самое время начать получать образовательную информация. Замок Грубый Рогозец был совсем рядом и мы решили начать с этого места. На территорию музея попадаешь со стороны парка и здание замка не совсем похоже на замок, больше на загородный дом. Для оценки мощности этого сооружения лучше всего, пройдя мимо входа спуститься по тропинке вниз к основанию. Только тут становится понятна задумка строителей построить замок, который будет возвышаться над руслом реки Йизерой.
Макет
Начнем экскурсию с входной группы. Над входом во внутренний двор можно увидеть гербы владельцев замка до 1516 года. Перед тем как попасть на экскурсию прямая дорога в кассы, которые находятся в левом крыле замка. На выбор предлагается три маршрута.
Первый по второму этажу. Здесь очень интересные помещения: часовня, библиотека, столовая, Зеленый и Охотничий салоны, спальня, лестница, оформленная в охотничьей тематике. Получается, что можно увидеть самые старые места замка.
Второй маршрут уже по третьему этажу. Здесь основное внимание уделяется жилым комнатам последних владельцев замка, жившим здесь на рубеже 19-20 веков.
И последний третий маршрут это прогулка, которая показывает архитектуру замка. Посетители прогуляются по подвалам и комнатам первого этажа.
Каждый волен сам выбирать себе маршрут. Нам немного не повезло. Не разобравшись в ситуации мы выбрали второй маршрут и думаю прогадали. Комнаты последних владельцев замка 19-20 века немного не тот ракурс, который хотелось бы увидеть.
Но что получилось то и покажем.
Поднимаясь по лестнице на третий этаж, экскурсовод остановился у большого лорца с тапочками разных размеров. Сразу вспомнились прогулки по Воронцовскому Дворцу в молодости.
Начало экскурсии на чистом чешском языке было посвящено истории предпоследнего владельца замка Микулаше Дэ Фур и его родне. Первая же комната вызвала необычайный восторг у экскурсантов, не относящийся к сути экскурсии. Впереди полукруглое помещение, похожее на печь. Оказывается это всего лишь туалет.
Справа от оного жила с небольшими перерывами мать владельца замка госпожа Августа -Габриела, которая ухаживала за своей парализованной дочерью. Вся обстановка комнат оригинальная и рассказывает о быте чешской семьи в период между двумя мировыми войнами.
Напротив детская игровая детей Миколаша от второго брака. Интересно познакомится с играми, которыми играли дети начала 20 века в западной стране. Оказывается дети везде одинаковы и игрушки очень похожи на наши. Качающаяся лошадка, настольные игры , железная дорога, машинки. Наши машинки были чуть поболее размерами и не такими изящными, а железная дорога из Германии была и в моем игровом хозяйстве. Зато во дворе мы сражались на шпагах, сделанных из реек которыми крепили обмоточный материал труб.
Рядом с игровой детская спальня и комната гувернантки. Везде простота и аскетичность. На кроватях одежда детей. Самый интересный экспонат - это детский мишка и проектор. Помнит наверное кто еще такой аппарат, в который вставляли картинки или прокручивали диафильмы. От детской перешли к комнате горничной. В ее обязанности входило обеспечение чистым бельем всех комнат замка. По этой логике в комнате разместили образцы постельного белья того времени. Как жаль, что это только 20 век. Было бы интересно увидеть белье средневековья, а может и того ранее. Интересного кроме этого в комнате было мало, разве что фотографии природных достопримечательностей Чешского рая.
Коридор вдоль комнат этого крыла заканчивается сводчатой комнатой, которая находилась в бывшей старой башне. Здесь наверное одно из первых электронных устройств по вызову горничных в комнаты. Когда постоялец нажимал в своей комнате кнопку здесь звенел звонок и загорался номер комнаты.
Главная комната или гостиная по нашему носит в замке название Синий салон по росписи на стенах. Здесь в торжественные дни, особенно на Рождество, собиралась вся семья, ставилась елка и дарились подарки. Не мудрено, что на стенах портреты прабабушки и прадедушки владельца замка. Самый знаменитый портрет это женщина в белом, сбежавшая из семьи тетушка Микулаша. Знаменита она своей древнейшей профессией. В Вене работала куртизанкой. В семье как говорится не без изъяна.
Женщина в белом

В этой комнате случилось еще одно интересное событие. На картине портрет незнакомки в коротком платье, которое точно не носили в те времена. Долго думал кто бы это мог быть, пока не догадался что это я сфотографировал зеркало с посетительницей.
Синяя комната

Длинным коридором с гравюрами дошли мы до двух последних мужских комнат. В первой жил последний владелец замка - Карл Фридрих. В этой комнате его небольшой портрет на столе, а так же череп, привезенный из путешествия дядей Карла.
Карл Фридрих
Его комната и будет последней.
Он был послом в Японии, поэтому в комнате много сувениров из этой восточной страны. Доспехи самурая, японские картины. Интересна статуэтка китайца, которая реагирует на сотрясения.
Комната дяди

Слава богу семейство было небольшим и спальни закончились. В конце любителей старины ждет сюрприз в виде выхода на хоры часовни. Хоть одним глазком можно увидеть Старинную часть замка. С хоров хорошо виден Алтарь с мотивами Святой Троицы.
В комнате перед алтарем картины 17 века.
Перед выходом с этажа рекомендуют взглянуть в окно, чтобы увидеть старый пивзавод и хозяйственный двор замка.
Двор

Вот и закончилась экскурсия. Как мог рассказал о том, что не очень понравилось. Поэтому могу дать совет, основанный на личном мнении. Если хотите увидеть старину замка идите на экскурсии по 1 или 2 этажу.
После экскурсии можно прогуляться по парку замка.
Турнов. Вокруг центральной площади

После посещения пивоварни Рогозец и замка Грубы Рогозец в окрестностях Турнова как то было неправильно не посетить центр этого города. Сам город является центром Чешского Рая - национального парка, в котором можно увидеть красоту Чешской природы. Времени на этот город было не очень много, да и информации о городе было недостаточно. Вот что мы узнали о городе.
Самое главное чем прославился этот город это добыча и обработка камня гранат. Кристально чистый красный камень продается здесь повсюду. От маленьких лавочек до профессиональных центров. Один из таких центров находится на центральной площади, которая как ни странно носит имя Чешский Рай (Ceského ráje).
На площади сохранилось несколько памятников Средневекового периода. Все они, к сожалению не оригинальны, а восстановлены.
Один из них Костел Франциска Ассизского. Этот храм все что осталось от католического монастыря. Построен монастырь был в середине 17 века на месте 10 сгоревших домов. Райский двор монастыря окружала аркадная галерея. Теперь здесь находится Чешская почта, здание слева от костела. Церковь не раз перестраивалась и дважды горела. Сегодня самые старые части – опоры боковых стен и основание колокольни - представлены в исконном виде, с них сняты слои штукатурки и краски, что позволяет увидеть каменную кладку. Над входом в храм установлена статуя Святого Франциска. Именно он был основателем ордена монахов, которые в середине XVII века стали строить монастырь на холме в городе Турнов.
Костел Франциска Ассизского
Самое красивое здание на площади - это Чешский сбербанк. Красивое здание с башенками. Построен в 1907 году на месте барочных домов.[[photo2706920]]
Еще одно здание на которое нужно обратить внимание - здание местной администрации или Ратуша. Из первоначальных деталей сохранился лишь герб города со львом 1526 года. Само здание пережило несколько пожаров и прошло несколько реконструкций. [
Чешский сбербанк

В центре площади возвышается Марианская колонна с фонтаном. Установлена она была в 1778 году. Из всей колонны оригинальна только статуя Девы Марии, покровительницы Турнова. Остальная часть фонтана была разобрана коммунистами в 1953 году. После восстановления демократии колонну восстановили.
Марианская колонна с фонтаном

С площади видна следующая познавательная цель. Мощное здание храма Девы Марии. Монументальная неоготическая базилика, состоящая из трёх нефов, строилась с 1825 по 1853 год. Она сложена из тёсаного камня. До этого здесь стоял готический монастырь 13 века. Самый интересное в интерьере храма - крупные окна, которые в те времена считались Чехии небывалыми. Архитектурное украшение собора совмещает в себе цистерцианский упор на протяженность и скудость, а также готическое величавость. Собор отличается высокими сводами, плавно переходящими в области хора в средневековую часть.
Храм Девы Мари

Рядом с храмом находится кладбище, где похоронены известные люди города. Нашлось на кладбище место и советским воинам, погибшим в боях за освобождение города.
Вернемся обратно на площадь и с нее прогуляемся по улице Jiráskova до храма Святого Николая (Kostel sv. Mikuláše a fara). Это самый старый храм города. Его возраст совпадает с основанием Турнова. После пожара 1722 года он приобрел черты ренессанса, а уже в 1722 году был реконструирован в барочном стиле и таковым дошел до наших дней. Храмовые стены заключили в себе надгробные плиты Вартенберков - владельцев Турнова с XVI века
Храма Святого Николая

За час с небольшим это все что мы увидели в этом городе. Наверное это только маленькая часть.
Йичин. Вальдштейнская площадь

Маршрут нашего путешествия в этот день имел конечную остановку в ресторане замка Дечин. Причем прибыть мы туда должны были ровно к 8 часам на начало представления. Оставался всего 1,5 часа часть из которых надо было затратить на дорогу. Дорога из Турнова до Дечина идет мимо Чешского Рая. Достопримечательности тут на каждом углу. Некоторые из них видны прямо с трассы. Например, крепость Троски. Ее две башни стали визитной карточкой этой местности.
Чуть не доезжая до города Йичин можно увидеть указатель на Праховские скалы. Это уникальный скальный город из песчаника, образовавшийся в свое время на дне доисторического моря. В этом парке для туристов проложены три пешеходных маршрута с посещением смотровых площадок. С них открываются умопомрочитеьные виды.
Все эти известные места остались без нашего посещения.
А вот центр города Йичин мы проехать не смогли. И на полчасика завернули на центральную площадь города. Носит она имя графа Альбрехта Вальдштейна. Благодаря ему, а точнее благодаря его желанию быть не хуже французских королей, эта площадь и получила нынешний вид. Он не пожалел средств для реализации амбициозного проекта. Вся площадь была застроена изящными домами в стиле ренессанс и барокко. Разноцветная палитра домиков, построенных в одном стиле окружают площадь
Центральное место среди них занимает Йичинский замок - резиденция графа Вальдштейна.
Великолепное желтое здание с тремя внутренними двориками прекрасно сохранился до нашего времени.
Замок
Сейчас в помещениях замка размещены : городской музей, музей игр и художественная галерея, в которой проводят временные выставки и вернисажи местные мастера. В первом дворике находится информационный туристический центр. Пока в него попадешь можно полюбоваться великолепной ренессансной колоннадой.
В центре площади установлена статуя Богоматери, вознесенной на коринфской колонне и попирающей глобус. Рядом фонтан, похожий на храм. Он был построен в 1835 году в честь императора Фердинанда V, останавливавшегося в Йичине на пути в Прагу. Был в Йичине и наш российский император Александр 1. Он проводил здесь переговоры с императором Францем I и прусским королём Фридрихом Вильгельмом II. Речь шла о стратегии борьбы с наполеоновской Францией.
Еще один фонтан посвящен прекрасной нереиде Амфитрите.
На фоне цветных домиков резко выделяется строгое здание 52 метровой башни. Это сооружение единственное напоминание об укреплениях средневекового Йичина. Рядом можно увидеть и остатки крепостной стены. На башню можно подняться и с высоты 32 метров осмотреть город.
Башня

Рядом с башней еще одно здание, не вписывающиеся в общий фон площади. Это костел Святого Якова. Построен он в 1701 году все тем же Вальдштейном. Церковь не имеет башню.
Костел Святого Якова
Над алтарем можно увидеть картину Святое семейство.
Средневековые гуляния в корчме Детенице

Идея переместиться во времени на 500 лет назад пришла к нам после просмотра рекламного буклета об организации шоу-ужина в средневековом стиле. Для подробной информации мы нашли соответствующий сайт http://www.krcmadetenice.cz/ и забронировали столик по электронной почте info@detenice.cz
После спланировали маршрут с помощью GPS координат 50°22'4.953"N 15°10'22.582"E и
адреса 507 24 Detenice Czech republic На что же мы купились? В памяти еще свежи были воспоминания о рыцарском турнире в Испании, где нас привезли в театрализованный замок, посадили на трибуны и показали рыцарский турнир. Представление было как в кино. Всадники-рыцари, закованные в латы с копьями наперевес мчались навстречу друг другу. После такого столкновения один рыцарь обязательно падал. Нас поделили на команды по цветам трибун и каждый болел за своего рыцаря. На ужин подавались блюда по старинным рецептам. Приборов не полагалась, так как мы были в средневековье. Суп и курицу предлагалась скушать с помощью рук и хлеба. Ко всему прочему подавалось молодое вино в неограниченном количестве. После представления все посетители выходили довольные и немного ( ну практически все) пьяные.
Примерно такого же антуража и событийности мы ждали от корчмы в Детенице. Начало было многообещающим. Темный зал, свечи, дубовые столы, официанты - все соответствовало духу времени. Да и говор со стилем общения официанток настраивал на нужный лад.  Заказав для начала по бокалу пива от местного пивовара, начали мы изучать меню и готовиться к представлению. Про пиво необходимо сделать небольшое отступление. Варится оно здесь по старому рецепту рыцаря Артура. Как гласит легенда, кто испробовал это пиво, увеличивается сексуальное «настроение».
Спустя минут десять стало невыносимо жарко. А как еще могло быть, если за бортом 30 градусов, а в ресторане нет ни кондиционеров, ни открываются окна, на худой конец. Как мы завидовали гостям, выбравшим столики на улице. И пусть антураж чуть похуже, зато свежий воздух все компенсировал. Хорошо , что началось представление. Кого здесь только не было : профессиональные факиры и жонглеры, комедианты и танцовщицы, одетые в средневековые костюмы. На что стоит обратить внимание, что представление каждой группой актеров дается столько раз, сколько залов в ресторане. Поэтому когда услышите музыку не бегите в соседний зал. Это представление спустя несколько минут дойдет и до вас. Актеры старались как могли. Танцевали не только сами, но и пытались завлечь толпу. После пары кружек пива зрители были готовы на все. В том числе и на приковывание себя к месту куда кидали ножи рыцари.
Затем эти же рыцари в поединке на мечах боролись за внимание прекрасной Дульсинеи.
Дальше планировалось сожжение на огне ведьм, только прошло оно без нас. К этому времени жара от заходящего солнца и горящих факелов сделали свое грязное дело. Терпеть такую пытку не было сил и мы решили удалиться.
Удачи тем, кто увидит это представление в более холодную погоду. Надеюсь не замерзнете.
От пивоварни через замок в Градец Кралове
Этот день опять начался с пивоварни. Продолжился замком Кост. А на вечер был город Градец Кралове с его квестом
Замок Кост. Ожившая история

После славного начала дня в пивоварне Свияны день продолжился в замке Кост. Это был первый замок на территории Чехии, где простому люду разрешено гулять без сопровождения экскурсовода. Главная причина такому "разгильдяйству" становится понятна сразу. Практически в каждой комнате замка в течении всего дня проводятся театрализованные представления на тему "Жизнь и быт придворного сообщества в период средневековья". Купив билеты и получив путеводитель на родном языке, мы по вымощенной булыжником улице проследовали ко входу в замок. Дорога проходила вдоль высокой стены замка. Здесь примостились палатки с национальными продуктами и сувенирами. Это развлечение мы оставили на потом и поспешили ко входу.
Чем же интересен замок Кост? Это наиболее сохранившийся готический замок Чехии. Первое упоминание о нем относится к 14 веку. Используя природные возможности местности в 1349 году господин Бенеш из Вартемберга построил небольшую деревянную крепость на скале. Внизу под крепостью простирались три долины. Их красоту можно рассмотреть со стен замка.
Каждая из них красива по своему. Сватопрокопске удоли запомнится красивым озером. Долина вдоль реки Плаканек скалами вдоль леса.
Владелец замка на своих документах подписывался, как Бенеш из крепости, что на латыне выглядит как "Benessius de Costy". Чехи со временем исковеркали это прозвище и отсюда возникло название замка Кост,а хозяина звали Бенеш из Кости.
Сын Бенеша был куда более богатым человеком, так как служил при дворе Карла 4 старшим гофмейстером. Его трудами деревянная крепость была перестроена в каменную. Именно она и сохранилась до наших дней.
В замок можно сейчас войти через каменный мост, построенный в 18 веке. До этого здесь был маленький разводной мост, а входом служило место, где сейчас находится окно с решеткой. Над входом можно увидеть герб Чехии и надпись на латыне 01.05.1950 года. Дата когда замок стал доступен общественности.
Вход
За воротами для нас мир повернулся вспять. Благодаря местным актерам, мы очутились в далеком средневековье. В первом же дворе мимо нас проследовала парочка с собаками. Было ощущение, что это хозяева замка возвращаются с прогулки. Войдя во двор за нами осталась круглая башня, называемая красной. Название пошло от крыши красного цвета. Второе ее название Лидоморка из за событий тридцатилетней войны. В нижнею часть башни были замурованы живьем солдаты, которые были больны чумой.
Круглая башня
От этих ужасов лучше было убраться побыстрее и мы по темной лестнице стали подниматься в здание под названием Застенок. Мы предполагали, что страшные картинки замурованных солдат это последняя пугалка замка. Мы глубоко ошибались. Первый же пролет лестницы закончился площадкой над которой покачивалась скрипя клетка со скелетом, а в следующей комнате орудия пыток так и жаждали рассказать о своих достоинствах. Каждое приспособление применялось для различного уровня пытки в зависимости от тяжести вины. Всего таких уровней было пять.
Начиная от простого затягивания шнура вокруг предплечья и заканчивая светлым мучением. Это приспособление при котором можно было вывихнуть и порвать мышцы, а светлое оно было из за того, что параллельно можно было жечь огнем.
После пыток, если вина была признана городской совет назначал наказание. Ассортимент был очень широк. От заковывания в различного вида кандалы до позорного столба или смерти. Все инструменты, которые применялись во время таких мероприятий были тут представлены. Игра воображения настолько затянула мой разум, что один из приборов я испробовал на собственной шкуре. Хорошо хоть верная супруга вовремя прекратила это безобразие и вывела меня грешного на свет божий, а точнее на Главный Двор.
Здесь историческая цепочка продолжилась. После ужасов казематов мы попали на рыцарский турнир. Несколько одетых в кольчуги рыцарей на мечах выясняли кому же достанется прекрасная дама. Тут же на лавках местного трактира распивали пиво персонажи, похожие на мушкетеров. Непонятно как они попали в этот далекий край, но мы не стали слишком внедряться в историческую верность событий. Мы просто присели рядом с ними и выпили по кружке золотистого напитка.[ Пока пили пиво было время осмотреться. Над Главным двором возвышается Белая башня. Сооружение из пяти этажей. Первые четыре для продуктов, а пятый жилой. Здесь можно было укрыться от врагов
Белая башня

Здание рядом с местом принятия нами пива ранее использовалось как черная кухня. Позднее тут был трактир, а при Албрехте из Валдштейна - зимний сад. Сейчас здесь портреты последних владельцев замка. Последнее на что стоит обратить внимание на Главном Дворе это часовня 15 века, посвященная Святой Анне. Герб владельцев замка Зайицов при которых была построена часовня можно увидеть на частично сохранившейся фреске напротив двери. Остальное убранство церкви не оригинальное, так как она была ограблена. Не оригинальны и местные служительницы, позирующие со мной.
Из Главного Двора прямая дорога в главной здание замка - Вартембергский Дворец. Первая комната - оружейная. Помимо большого количества разного вида стрелкового оружия того времени стоит посмотреть витражи 15 века из часовни Святой Анны, в которой мы только что побывали. Это единственные экспонаты, оставшиеся после ограбления.
На следующем этаже нас ждал средневековый бал. Мы попали туда когда придворные дамы ждали его начала. Кто то откушивал, кто занимал время досужими разговорами. Этот зал ранее не был таким большим. Произошло это после пожара во время тридцатилетней войны. После восстановления пол в этой комнате опустили и использовали ее для хранения зерна. Первоначальная высота пола видна под скульптурой девы Марии.
За ней находился вход в Красную башню, где была часовня. В ее стенах была переведена на чешский язык библия. На стенах портреты семьи Кинских, предков сегодняшних владельцев замка. На одной из картин можно увидеть их генеологическое дерево.
Картины с представителями рода семьи Кинских можно увидеть и в следующем зале под названием Золотой. Здесь хозяева замка принимали важных гостей.

Из этой комнаты можно попасть на галерею замковой стены и отсюда полюбоваться красотами местной природы.
Затем можно пройти на площадь, которая в сое время была помещением для карет и конюшня. Со стен виден Белый пруд. Название пошло от особенностей озера. Из за илового основания во время дождя цвет пруда меняется на цвет кофе с молоком.
Вот и подошло к концу наше перемещение во времени. Пора было повернуть тумблер и выйти за стены замка в 21 век. По дороге окинуть прощальным взглядом замок с горы, возвышающейся над ним.
Маршрут прогулки по Градец-Кралове

Поездка в этот город была спланирована, благодаря рассказам из недр интернета. На сайте talusha.3bb.ru автором с этим же ником был размещен рассказ о супер задумке туристического информационного центра города. По городу спланировано два маршрута с интересными историческими местами. В каждом таком месте стоят информационные щиты с рассказами о достопримечательности. Воодушивившись этой идеей жарким летним вечером приехали мы в Градец-Кралове. Минуя новый город, паркуемся у исторического центра. Он находится на возвышении. Еще с каменного века здесь в окружении болот и речушек силились люди.
Наша первая задача была попасть на центральную площадь города — Ратушную, которая делится на Большую и Малую. Большая площадь место более известное и насыщенное памятниками истории
 Начнем с Собора Святого Духа - Готический Храм 14 века, сложенный из красного песчаника.
Готический храм
Снаружи интересно будет рассмотреть старые надгробные плиты, которые находятся со стороны Белой Башни . Одну из них позже с помощью интернета индентифицировали. Это надгробная плита Анны Ковандовой. Она умерла в возрасте 27 лет вместе со своими детишками в 1599 году от чумы. Эпидемия в тот год унесла 4000 жизней. Если повезет то услышите и колокола, каждый из которых имеет свое имя. Отлиты они были в 15 веке после того, как их предшественники расплавились в огне пожара.
Колокола на на северной башне называются Орел (или Михаэль) и Доминик (или Леопольд), а колокола на южной башне — Жебрак и Клемент. Самый старый Доминик датируется 1485 годом, а самый большой Орел весом почти 4 тн 1496 годом. Интерьер церкви в основном состоит из произведений 19 века, лишь отдельные элементы относятся более к ранним периодам. Так, например, на алтаре южного нефа — позднеготический марианский триптих, датируемый 1406 годом, старейший триптих в Чешской республике. Кроме этого найдите оловянную крестильную купель 1406 года.
Обойдя собор выходим на Ратушную площадь. Для удобства ее созерцания лучше дойдем до ее центра. Развернемся и увидим центральную, в смысле значимости, панораму. Два объекта власти города : духовная и светская. Собор Святого Духа и Ратуша, а между ними как соединительный элемент Белая Башня.
С нее и продолжим. Белая Башня и в самом деле когда то была белой, так как построена из песчаника в 1580 году. Возвышается она над городом на 71 метр для охраны и пожарной безопасности. Для этих же целей на башне находится колокол с именем Августин и весом 10 тн. На башне часы необычного вида. Стрелки поменяны местами. Большая - часовая, а маленькая минутная. И сделано это было не просто так. Для крестьян, работающих в поле важно было какой сейчас час, поэтому стрелка часовая и большая.
Что еще нам может дать башня? Конечно, панорамный осмотр города. 200 ступенек и вы наверху. В свое время даже была специальная книга, в которой любой желающий мог оставить свой автограф. Сейчас эта книга хранится в городском архиве.
Рядом с башней небольшой дворик и дверь, которая ведет в примыкающую к башне барочную капеллу Святого Климента. На этом месте находился самый старый храм в городе. Угол кирпичного здания церкви в 1574 году обвалился и на этом месте и пристроили Белую Башню, чтобы здание не рухнуло.
С площади хорошо виден купол капеллы с играющими в лучах заходящего солнца папской тиарой и двумя перекрещенными ключами. Говорят, что один ключ – чтобы скреплять, другой – освобождать. А вот какие башни точно белые, так это башни Старой городской ратуши. Первое упоминание о ней относится к 1418 году. Сейчас в здании находится музей, где проводят разные временные выставки, а на первом этаже стоит модель города. Во внутреннем дворе здания можно увидеть несколько резных панелей, которые украшали Силезские ворота. Это то немногое, что сохранилось от ворот, разрушенных в 1873 году.
Сама площадь делится на Малую и Большую Вокруг нее стоит 272 дома, а ее окружает 11 улиц и три маленькие площади. Здесь мы немного изменили маршрут городского информационного центра и решили сначала осмотреть Большую Ратушную площадь
Начнем с Чумной Колонны в центре. Построена она в память жертв эпидемии 1713 года. Герб Градца – лев, держащий букву G и императорский орёл изображены на постаменте. Вокруг него Святые, а венчает композицию фигура Пресвятой Богородицы с 12-тью звёздным нимбом над головой.
Перед тем как перейти к осмотру каменной архитектуры площади пройдемся еще чуть чуть по ее центру, где обязательно увидим кованную конструкцию железной решетки старого колодца, а так же метеорологическая колонна, которая дает информацию о температуре, давлении и влажности воздуха.
Вот теперь можно перейти и к красивым здания площади. Начнем с духовного. Это церковь Успения Богородицы
Церковь Успения Богородицы
. От первоначального интерьера после пожара сохранились только фрески в часовне Святого Игнатия и роспись «Прославление Святого Игнатия Лойолы». Стоит обратить внимание и на орган, старейший в городе.
Фасад несет в себе неразгаданную городскую тайну. На колокольне кроме крестов можно увидеть литеры HIP. Что они означают доподлинно не известно. Как предположение, “Jesus hominum salvator”- Христос – спаситель человечества.
От церкви продолжим осмотр вправо. Рядом стоит здание иезуитского колледжа, следом необычное розовое здание с крышей, напоминающей церковную – это дом «U Spulaku»
Дом «U Spulaku»

Его владелец организовал здесь производство мыла и продукции из воска. Впоследствии в этом здании находилась первая городская библиотека, а сейчас здесь загс.
Духовная составляющая города продолжается в следующем красивом здании, с изящными капителями колонн, лепной фигурой Богородицы, окружённой ангелами в облаках. Это дом резиденции Епископа.
Дом резиденции Епископа

Следующие интересные здания находятся на выходе с площади. Это ряд домов с красивой цветной расцветкой. Дома в сое время принадлежали монастырю и жили здесь каноники – певцы церковного хора.
]Здания сохранили отдельные черты предыдущих веков. Дом № 47 украшен ренессансным фронтоном XVI века, дом № 46 – чердаком в классическом стиле XVIII столетия, дом № 52 был перестроен на рубеже XVII-XVIII вв. в стиле позднего барокко.
Сразу за собором стоит еще один интересный дом. На нем можно увидеть Деву с Ангелом.
Дева с Ангелом
С этим домом связана одна легенда. О спрятанных в подвале сокровищах. Во время войны здесь были спрятаны сокровища Собора. Так как в доме не было подвала, то просто подняли булыжник, опустили ящик с сокровищами и замазали место раствором. Наверху установили крест. Долгое время клад никто не искал. Когда поиски начались первый же человек, взломавший настил в этом месте упал замертво, как и все последующие. Говорят, что сокровища пойдут в руки только того, кто никогда не совершил ни единого греха!
Перейдем на другую сторону площади. Здесь выделяются два мрачноватых серых здания. Это Галерея Современного искусства справа и здание фабриканта и королевского советника Вацлава Шпалека.
Закончить осмотр Большой Ратушной площади хочется зданием слева от церкви Успения Богородицы "У златого беранка”. Здесь была гостиница и ресторан с таким же названием. А в начале ХХ века был возведён новый дом для иезуитского колледжа. На шпиле герба можно рассмотреть агнца, держащего крест и надпись “Agnus Dei”. Первоначально это нео-барочное с элементами модерна здание было соединено аркой с соседним храмом. Когда демонтировали городскую башню, то снесли и арку.
С большой площади направимся в стороной малой площади. Границы между ними не существует. Небольшое сужение площади и вот уже Малая площадь. Название оправдывает увиденное. В самом центре стоит фонтан с фигурой Яна Непомуцкого - чешского католического святого священника. Погиб он в неравной борьбе с чешской королевской властью. Его тело было сброшено в воду с Карлова моста. По преданию, в том самом месте, где тело святого погрузилось во Влтаву, над водой возникло свечение в виде 5 звезд, с тех пор Непомуцкий изображается с пятью звездами над головой. Скульптура ранее находилась в Доминиканском монастыре, который был разрушен. Сохранившуюся скульптуру водрузили над фонтаном, построенным на месте колодца, снабжавшего город водой.
Фонтан

Площадь имеет в своем названии слово Ратушная. И это не спроста. Здесь стоит еще одна ратуша, только уже Новая. Построена она из двух домов. В одном из них был склад зерна, во втором постоялый двор. После постройки над Ратушей достроили ее непременный атрибут башню с часами. А на шпиле башни водрузили чешского льва. В лапах он держит герб Градца Кралове и букву G.
Продолжив осмотр площади переведем свой взгляд влево от Ратуши за фонтан. Дом № 120 с надписью Amátka. С этого домика началась фабрика музыкальных инструментов марки V. F. Cervený & Сыновья, основанная в 1842 г. Сейчас здесь театр-студия.
Здание с номером 115 примечательно тем, что в нем впервые в городе появилось центральное отопление. На соседнем здании 114 можно увидеть фигуру лошади. Знак того, что изначально площадь имела название Лошадиная.
Перед тем как уйти с площади обратим внимание на дома с арками, которые в давние времена составляли Масляную аркаду. По легенде в этих аркадах жила Белая Дама. Бывало, что жительницы этого места оставляли детей поиграть одних. И когда малышня собиралась отведать яблочка в соседских садах, то появлялась Дама в Белом и строго отчитывала детей за их намерения. Они очень пугались и никогда больше не осмеливались лакомиться чужими плодами. Но страх охватывал детей потому, что они никогда не видели эту женщину раньше По улице между Ратушей и зданиями с аркадами отправимся изучать город далее. Для этого по улице Mýtská направляемся в сторону виднеющегося вдали объекта религиозного культа. Это Приходская Евангелическая церковь.
 Здесь на пересечении с улицей Ceskoslovenské armády стоит обернуться и назад. Поводом для этого послужит башня, оставшаяся от Силезких ворот.
Башня
Напротив башни здание с женской фигуркой, устремившейся вниз. Это здание студия «Беседа» при городском театре Кликперы – именно здесь в 1796 г. Вацлав Климент Кликпера, основатель местного театра, ставил свои первые пьесы.
На перекрестке, где мы стоим слева желтое двухэтажное здание. Ранее тут размещался инженерный офицерский корпус, а сейчас ресторан. Рядом с церковью слева региональный суд.
Сейчас повернем налево, чтобы прогуляться по парку, опоясывающему старый город. Параллельно будем рассматривать архитектурные строения бульварного кольца. И начнем с желтого здания, напоминающим здания Риги, построенные в Югендстиле. Это Коммерческая школа, бывшая школа искусств и работы по металлу. Слева через улицу здание с пальмами - бывшая синагога.
Все это мы рассматривали из парка от памятника заместителю мэра Ladislava Jana Pospíšila. Под его руководством были найдены остатки городских крепостных стен. Продолжим прогулку по аллеям парка. Здесь множество скульптур: официальных и развлекательных. Одна из них памятник Яну Жижке - великому чешскому полководцу. От этого памятника поднимемся вверх обратно в старый город.
Лестница приведет нас прямо к местному театру Кличперы. Первая премьера состоялась в 1885 году. Удачное начало было омрачено впоследствии трагедией во время которой обрушились стены здания. Слава богу никто не пострадал. Лишь спустя два года здание восстановили и постановки продолжились. С 2002 года в честь основателя театра в июне месяце проходит фестиваль европейских театров. Рядом во дворе летнего театра скульптура Евы с вытянутой шеей и парочка, переплетенная в объятьях.
Театр находиться на улице Dlouhá. По ней мы и продолжим движение, пока улица не повернет налево. Здесь на соединении с улицей Zieglerova красивое желтое здания со скульптурой Яна Непомуцкого - Городской музыкальный дворец. С этого места начиналась славная история Градца Кралове. Здесь находился дворец, резиденция вдовствующих королев Элишки Рычки, Элишки Поморжанской и других. Замок разрушили , а на его месте построили семинарию с церковью Яна Непомуцкого.
И закончим прогулку вокруг площади у дома бывшего здания банка (1912), стилизованного под барокко . А впереди уже в проеме улицы видна Белая башня.
День последний. Замок Кокоржин
Поездка близилась к концу. В этот день удалось посетить только один замок, зато какой - красавец Кокоржин
Замок Кокоржин. Крепость на горе

В 55 километрах от Праги, затерянный в местных лесах, стоит славный Hrad Kokorín. Замок был построен в 14 веке паном Гинек Берка, как готическая крепость. В те далекие времена уцелеть замку было очень трудно, особенно если хозяин был не во все согласен с мнением императора. Когда несогласия достигали своего пика император мог внести замок в список проклятых и дать приказ разрушить его. Так произошло и с замком Кокоржин. По чистой случайности или в результате каких то других действий замок остался цел. Может на то повлияло его месторасположение.
В годы тридцатилетней войны замок все таки разрушили и он стоял в запустении вплоть до начала 20 века. Черную полосу в истории крепости прервал некто Вацлав Шпачек, который решил сделать в замке гостиницу. Идея была хорошая, но этому помешала война. В 2006 году потомкам Шпачека удалось вернуть права на здание и начать туристический бизнес.
Замок интересен туристу, так как за это время сохранил свой исторический облик. Посетители и сейчас смогут полюбоваться готическим стилем, рыцарской тематикой и романтическим видом средневековой крепости.
Экскурсия начинается со Старого Дворца.
Это квадратное трехэтажное здание, на первом этаже которого расположен Гербовый зал. С этого большого помещения и начинается рассказ экскурсовода об истории и владельцах замка. Для нас русских туристов, не понимающих другого языка, есть возможность осматривать залы с помощью брошюры на родном языке.
Деревянная облицовка стен говорит о романтическом стиле интерьера помещения. Деревянный стол, люстра с рогами и деревянные панели - вот такое впечатление о зале. Плитка на полу так же особенная. На ней можно увидеть три элемента герба рода Шпачеков - лев с двумя хвостами, постилионские трубы и торс коня.
Гербовая тема продолжается во фресках, где изображены оруженосцы с гербами предыдущих владельцев замка.
Перед тем как подняться на второй этаж можно осмотреть коллекцию оружия и мебели.
Второй этаж поражает настенными росписями. Здесь и жена Шпачека Ярмила во время охоты на цаплей, и дочка Яна с сыном Вацлавом, и легенда о святом Губерте покровителе охотников. Есть здесь и сам замок в полном великолепии, а так же битва двух господ Яна Ржитки и Етржиха за замок в 15 веке.

Из прихожей можно осмотреть спальню и охотничью комнату. Спальня была комнатой в которой проживал ее последний хозяин. Самый интересный предмет - ширма 19 века украшена вышивкой, известной в этих местах со времен готики. Соседняя комната носит название охотничьей. Она более интересна, так как в ней сохранен изначальный архитектурный элемент времен строительства дворца. Речь идет о стрельчатой арке и панельной обшивке туалетного помещения.
Окончание экскурсии происходит на третьем этаже в рыцарском зале. Самый интересный экспонат - макет замка. Это реконструкция замка времен его строительства.

После осмотра этого помещения экскурсовод прощается с Вами и предлагает подняться на смотровую площадку круглой башни. Отсюда открывается виды окрестностей и территории крепости.
Видна отсюда и трудная дорога по которой придутся подняться всем желающим увидеть этот прекрасный замок.