Пеше-водный поход по Становому нагорью с восхождением на пик Куанда и сплавом по реке Куанда.
Станция Леприндо - пер. Панорамный 1а - пер. Озёрный н/к - р. Верхний Сакукан - в.Куанда 1б, 3013м. - пер. Омич (рад.) - пер. Верхнесакуканский н/к - пер. Одиннадцати 1а - р. Хадатканда - пер. Хадаткандский н/к - р. Мергели - оз. Большое Леприндо - оз. Леприндокан - р. Куанда - ст. Куанда.
По тайге в горы.
Станция Куанда - Перевал Панорамный 1а.

3 августа, вышел из поезда на станции Куанда. Моросил нудный бесконечный дождь. Мой багаж состоял из рюкзака и сумки. В багаже всё, что только может понадобится для тридцати семидневного путешествия. Скоротал ночь в пустынном зале ожидания и днём уехал рабочим поездом на станцию Леприндо. Всю дорогу с любопытством осматривал места, которые раньше проезжал ночью. На путях всюду кипит работа. На каждой станции в поезд заходят рабочие, возвращающиеся в Новую Чару. На станции Леприндо перенёс багаж на берег Мергели. Остаток вечера упаковывал закладку для второй половины похода и маскировал её камнями. Вечером все заботы позади, лежу в палатке окруженный красноголовиками. Изобилие грибов будет сопровождать до конца похода.

Пасмурным утром, взвалив на плечи рюкзак, стал пробираться вдоль левого берега вверх по течению Мергели. Прошёл заросшую ЛЭП и дальше на север удаляясь от реки. Кодар разворачивается передо мной глубокими долинами и крутыми  склонами гор.

Долина реки Мергели
 2 Долина р. Мергели
Вскоре появился склон хребта, который отделяет долину Мергели от ручья с перевала Панорамный. Полез вверх по склону густо заросшим кедровым стлаником. Закапал мелкий дождь. Появились тучи комаров и мошки. Подъём казался бесконечным. Наконец выбрался на водораздел. Спустился в долину Панорамного, нашёл ровную площадку и остановился ночевать.
Всю ночь моросит дождь. Утром небо затянуто тучами, 12°. Пошёл вверх по долине через заросли ольхи, ивы, ерника, кедрового стланика. Каждый метр с боем. Во второй половине дня заросли исчезают. Добрался на слияния двух речек. Левый приток (орф.) уходит в небольшой каньон.
Каньон на ручье Панорамный Левый.
 По крутому травянистому склону полез в обход каньона. Пока лез по склону нашёл интересное место. Огромная разрытая яма с разбросанными большими валунами и норой в центре. Нора для медведя маленькая, но у какого ещё зверя хватило бульдозерной мощи на эту работу?
Кто землекоп
В тумане вышел к озеру. Где-то здесь должен быть подъём на перевал Панорамный. На берегу установил палатку. Моросит дождь.
Озеро под пер. Панорамный Восточный
     На следующий день небо в тучах, внизу туман и между ними непрекращающийся мелкий дождь. Весь день в ожидании улучшения погоды пролежал в палатке, слушая аудиокнигу.
     Утром 8 августа небо затянуто ровным слоем туч, туман рассеялся, дождь закончился, 9°. За озером в стене цирка просматривается подъём на перевал.

Перевал Панорамный Восточный 2а
Пер. Панорамный Восточный
По осыпи поднялся под стенку цирка, дальше кулуар крутой снежной горкой уходит вверх. Снежник плотный, почти лёд, без кошек не подняться.
Перевал Панорамный Восточный.
Подъём на пер. Панорамный Восточный
На западе стена цирка переходит в травянистый гребень, разделяющий левый с правым истоками ручья Панорамного. Поднялся на западный склон в надежде выйти по нему на плато возле вершины 2429. По верху набита козья тропа, повсюду клочья белой шерсти. Вскоре тропа упёрлась в крутой скальный выступ.
Озеро под перевалом Панорамным Вост.
По гребню
Пришлось спускаться в цирк к озеру с правым истоком. Сквозь клочья тумана увидел кулуар, по которому можно подняться на плато. Возле озера остановился на перекус. Солнечный свет с промежутками прорывается в долину, нагревает воздух и освещает мрачные отвесы. Начинаю выбираться по осыпи на перевал. По скале обхожу снежник и в 14 часов вышел на каменистое, поросшее травой плато.
 Перевал Панорамный Западный 1а
 Перевал Панорамный Западный
 На пер. Панорамный Западный
15 На перевале Панорамный Западный
Невдалеке замер табунчик горных козлов. Мгновение - и они исчезают. На каменную глыбу вылез горностай и в течении минуты рассматривала необычное существо, возникшее из тумана.
Позирует.
Дальше нужно было найти спуск в долину Хадатканды. Побродив по хребту, вышел к левому истоку Хадатканды расположенного на нескольких этажах ровных площадок. Остановился ночевать. Выглянуло солнце, 15°. На поляне разложил вещи для просушки, как с юга-востока накатила хмарь и закапало.
Горная тундра.
Озёра на перевале Озерный
Озера на пер. Озерный.

Перевал Озерный н/к - р. Верхний Сакукан - вершина Куанда 3013 м.

Ночь прошла без дождя. Утром небо в тучах, горы в тумане. Пошёл вниз по крутому руслу ручья. Спустился к наледи. По зарослям ерника, ольхи, ивы выбрался на пологий перевал Озёрный.

Наледь на р. Хадатканда
Перевал Озёрный
Пер. Озерный-р. Хадатканда Лев.
Дальше тундра, заросшая травой. Перед озером взобрался отдохнуть на каменную глыбу. День был тёплый, ветер сдувает мошку. Сверху открылся великолепный вид на оба озера в окружении осыпей гор.
Озеро на Озерном
После непродолжительного отдыха с сожалением покидаю уютное место и вдоль правого берега обхожу озёра. Впереди показались обрывистые склоны каньона притока Верхнего Сакукана. По крутому травянистому склону спустился в лес на берег реки.
К Верхнему Сакукану через Озерный
Каньон на притоке р. Верх. Сакукан
 Долина реки Верхний Сакукан
Долина р. Верхний Сакукан
На реке Верхний Сакукан
 Дальше тяжёлый путь вдоль берега густо заросший лиственницей, стлаником, ольхой, ивой, встречаются берёзы. Иногда попадается тропинка и через несколько метров исчезает. Рядом гулко шумит Верхний Сакукан. Берег завален глыбами льда.
Река Верхний Сакукан
Снежники на р. Верхний Сакукан
Лес заканчивается и в изнеможении останавливаюсь на ночёвку. Небо затянуто облаками, вершины гор накрыл туман. Ночью закапал дождь и закончился только в полдень. Вышел после обеда. Кругом мрачная красота. Идти выше границы леса значительно легче. Между крутых берегов бурлит Верхний Сакукан.
Приток на Верхнем Сакукане
Преодолел ригель с правым истоком и вышел к озеру у подножья Куанды. Кругом в клубах облаков острые пики, то светит солнце, то всё застилает туман. Только успел установить палатку как начался сильный дождь.

Пик Куанда 3013м.
Пик Куанда, озеро
Хороший день
Утром небо ясное, 1°. Сегодня кульминация похода. Погода благоволит для восхождения на вершину Куанды. На карте высмотрел доступный подъём с юга-запада. Вначале поднимаюсь в кулуаре по осыпи, преодолеваю несложные скалы и дальше осыпь до самой вершины.
Южная вершина Куанды
По обе стороны осыпи вниз обрываются  многометровые скальные стены. Выхожу на вершину. По небу плывут облака, горы в дымке, но видимость хорошая. Горизонт как пила в зубцах вершин.
Восточная стена Куанды
Вершина Куанды и лед. Бабина
Вершины Куанды и лед. Бабина
 Ледник Колосова, пер. Колосова и Одиннадцати.
Впереди видны ещё три вершины Куанды. Последняя кажется самая высокая. Ближайшую вершину отделяет острый гребень и крутые скалы. На востоке между хребтами залито огромным ледником Бабина. Спускаюсь к палатке в 13-20. Световой день ещё длинный. В 5 часов уже светло, а 22 ещё сумерки.

Ледник Бабина

Перевал Омич - пер. Одиннадцати 1а - р. Хадатканда.

12 августа. Пошёл к цирку с перевалом Нижегородец и в соседний с перевалом Омич. Небо ясное, 9°. Кругом камни, снежники и только две чайки, живущие на озере  оживляют пейзаж. Чайки белыми поплавками болтаются на волнах в поисках корма. Обогнул озеро, выбрался к северной стене Куанды разрезанной глубокими кулуарами и похожая на рыцарский замок.
Вид с сев.-зап. на озеро под Куандой
Замок Куанда
Замок Куанда. Северный склон.
Дальше путь преграждают стены цирка. В левой стороне подъём на перевал Нижегородец. Солнце припекает. Погода великолепная. В соседнем цирке поднялся на перевал Омич. Противоположная сторона перевала круто обрывается к леднику с истоком ручья Медвежий. Напротив, возвышается острая пирамида пика Сыгыкта и отвесная стена перевала Нижегородец.
 Северный цирк Куанды
 Западный склон пер. Нижегородец
Западный склон пер. Омич 2а
Пик Сыгыкта
Пик Сыгыкта с пер. Омич.
Восточный склон пер. Нижегородец 2б
В туре нашёл записку туристов из Усть-Илимска от 2008 года. Начал спускаться к стоянке в стиле марш-броска. На снежнике устроил скоростной спуск, а дальше козлиными прыжками по камням. В 15 часов был у палатки. Вечером только солнце ушло за облако сразу пришлось надеть всю одежду. Ночью небо заполнилось множеством созвездий.

Утром по небу плывут облака. Пора заканчивать пешую часть похода и возвращаться к закладке. Иду на перевал Верхнесакуканский. Вышел чуть севернее седловины. Здесь обрывы. Нашёл спуск к Левой Сыгыкте. Дальше мой путь на ледник Колосова проходит по бескрайним волнам щебёнки. Добрался до ледника. Где же подъём на перевал 1б?

Исток реки Левая Сыгыкта
Пер. и ледник Колосова
Пик Куанда с лед. Колосова
Пик Куанда с лед. Колосова.
 Перевал и ледник Колосова
Пер. Колосова 1б с лед.
 Впереди стенка в десятки метров. Полез в право от перевала в сторону вершины 2906. По осыпи, пологим скалам, по снежнику, на середине склона ушёл в лево и начал траверсировать в сторону перевала. Вылез на гребень.

Седловина перевала Колосова
Вид с гребня на пер. Колосова.
 Противоположная сторона гребня крутой сброс, а до седловины перевала не пролезть. Пришлось спускаться назад. Делаю ещё попытку подняться по центру на седловину. Впереди сложно закрученные скальные лабиринты. Начался дождь. Спускаюсь, пора искать место для ночёвки. Кругом каменные поля. На озере нашёл полуостров с камнями закрытые мхом. Установил палатку.
Только камень
Бивак на озере.
После ужина погода окончательно испортилась. Задул штормовой ветер, дождь перешёл в холодный ливень. Палатка как флаг трепетала на ветру. Наконец в середине ночи ветер стих и дождь закончился.
     Утром небо в свинцовых тучах, 2°. В долину реки Правая Хадатканда решил выбираться через перевал Одиннадцати 1а, по ручью Олений Рог и по склонам вершин 2226, 2558.

Перевал Одиннадцати вост. склон 1а
Пер. Одиннадцати 1а вост. склон
 По осыпи и небольшим скалкам выбрался на перевал. В туре нашёл записку группы из Харькова от 2017. Спустился на длинный пологий снежник и по нему дальше бежать легко и приятно.

Южный склон пер. Одиннадцати
Снежник на р. Олений Рог
На снежнике много погибшей мошки и стрекоз. Справа, под стенами хребта, притаилось красивое бирюзовое озеро.
Озеро в долине Оленьего Рога.
Р. Олений Рог
Водопад на  ручье Олений Рог.
Начался холодный противный дождь и по моему предположению сегодня не остановится. Перебрался на левый берег ручья под склоны вершины 2226 и остановился в ожидании улучшения погоды. Вечером в дожде возникла небольшая пауза и позволила приготовить ужин на костре. По соседству живет пищуха. Её возмущенный писк постоянно слышу возле палатки. Ночью выглянул из палатки - праздник ненастья. Кругом густой туман и воздух насыщенный водяной пылью. Утром по-прежнему идёт дождь и закончился только вечером.
Ручей Олений Рог.

Перевал Хадаткандский н/к - р. Мергели.

Наступило утро 16 августа. Туман исчез, облака высоко в небе, верх хребтов побелел от изморози, 1°. После завтрака полез на седловину вершины 2226, дальше пологий каменистый спуск к ручью, поднимаюсь ещё на одну седловину вершины 2558 и спускаюсь в долину Правой Хадатканы. На слиянии Правой и Левой Хадатканды вышел к лабазу с заброшенной стоянкой эвенков.
Вершина 2558
Вниз по долине Правая Хадатканда
 Вниз по долине Прав. Хадатканда
Лабаз на р. Хадатканда
В 14 часов мой рабочий день закончился. Остановился напротив ручья, по которому завтра буду подниматься на перевал Хадаткандский. На берегу растут кустики жимолости, вечером занимаюсь сбором урожая. Небо по-прежнему мрачное. Ночью моросит дождь. Утром выглядываю из палатки. О, чудо! Голубое небо, горы открыты. Одеваюсь, выглядываю из палатки - горы в тумане. Туман уходит, появляется солнце, налетают тучи, снова светит солнце, 1°. Вершины гор белые от снега.

Долина реки Хадатканда
Внизу долина р. Хадатканды
Иду через лиственничный лес, под ногами мох, колени скоблит ерник. Дальше появляется рододендрон, запах багульника, небольшие заросли ивы, ольхи. Выхожу к сухому валунному руслу ручья. Выше нахожу хорошее место для стоянки - ровная площадка, дрова, из-под камней вытекает ручей. Поднимаюсь по длинному осыпному склону. На верху ветер и очень холодно. Не могу согреться даже при подъёме. Впереди широкая седловина перевала - плато. Сквозь туман видна вершина 2411. На перевале тур без записки. На спуске с перевала в начале ведёт пологая зелёная дорога, а дальше курумы, каньоны. Последний каньон и ручей сливается с Мергели. Перехожу на левый берег. Ниже по реке ледяное поле.  На высоком берегу поросшим стлаником, берёзой, ольхой, ивой, остановился ночевать. После ужина занимаюсь сбором голубики и мелкой брусники. Ночью в южной части неба сверкают множества звезд. Холодно.
 Рододендрон
 Каньон на реке Мергели
 Ледник на реке Мергели
 Утром ясное небо, -4°. Иду по левому берегу заросшим стлаником, ивой, ольхой, по валунам, обхожу прижимы. Набрал приличную крейсерскую скорость, прошёл 3км. за 1,5 часа.  Появился лес с могучими осинами, без подлеска. Удовольствие ходьбы по чистому лесу закончилось метров через 200  и дальше стланик, ольха, ива. По пути объедаю кустики малины, брусники, голубики. Горы позади. Слышно гул поездов. Вышел к ЛЭП. Параллельно Мергели грунтовая дорога до ж.д. моста. Зачем же в начале похода ломился через заросли? Вот и место закладки. Продукты и лодка на месте. Первая часть похода закончена.