Г-отчёт

Идет загрузка карты ...
Спортивное путешествие (более 1000 км)на велосипедах через пустыню Гоби в Монголии в автономном режиме с посещением наиболее интересных и труднодоступных мест Южной Гоби.
 
Подготовительный этап

Расплывчатая идея приобретает реальные очертания.



2006 год, середина сентября. Хребет Кунь-Лунь на северо-западе Китая у границы с Пакистаном. Морозное утро. Мы находимся в базовом лагере под семитысячником Мустаг-Ата, на который мы пытались взойти и успели подняться почти до шести тысяч метров. Но вчера китайский патруль выловил нас на кэмпе и категорически заставил спуститься с горы в связи с закрытием сезона и отсутствием у группы пермита (платного разрешения) на восхождение... Я вылезаю из палатки, торопиться уже никуда не надо. Вокруг котелка, закипающего на бензиновой горелке, сидят Якунин, Шаманский, Иваныч и Амид.

- Саня, наливай кофе, садись. У нас для тебя новость есть.- Выжидательная пауза.

- Ну?

- На будущий год мы едем в Гоби на велосипедах! - Ждут моей реакции. Ждут недолго. Потому что, какая тут еще может быть реакция!?

- А деньги то у вас есть!? - Это наш стандартный дежурный вопрос, я не буду объяснять читателям его глубокий смысл, главное, что он понятен нашей команде. И с этого момента я осознаю, что давнишняя мысль о путешествии по Гоби начинает материализоваться.

Очень многие люди знают или что-то слышали о пустыне Гоби. Причем, слышали в основном мало хорошего. Но для тех, кто любит приключения плохая репутация и труднодоступность пустыни лишь добавляет ей притягательности. Еще, будучи студентом, а позже молодым геологом я получил некоторое умозрительное представление об этой местности. Ведь Гоби - это всемирно известное "кладбище динозавров" и некоторые мои старшие коллеги по нескольку лет проработали там. Желание посетить загадочную территорию, которую пересекали лишь немногие великие путешественники, такие как Пржевальский и Рерих, было и у меня, но желание на уровне "неплохо бы...".

Лет восемь-девять назад я увидел телевизионный сюжет о каком-то автомобильном пробеге по Гоби. Там были просто изумительные по красоте кадры скал, светящихся красным светом в лучах заходящего солнца на фоне совершенно безжизненной каменной пустыни. После этого мое желание побывать в Гоби резко перешло на уровень "нужно непременно!". Я начал делиться своей идеей с друзьями - потенциальными попутчиками, в первую очередь с Андреем Шаманским. Периодически мы отходили и вновь возвращались к этой теме, обсуждали, что нужно для такой экспедиции, рассматривали разные варианты: автомобиль, мотоцикл, и... ходили в совершенно другие походы. Элементарно, у нас было желание, но не было организатора...

... И вот мы сидим у подножия Мустаг-Ата, и Серега Якунин озвучивает уже не намерение, а твердое решение ехать в Гоби. Всё! У нас теперь есть и организатор, и руководитель и участники.



Возвращались из Китая мы через Пекин. Перед отъездом китайский гид почему-то повел нас ужинать в монгольский ресторан. Мы посчитали, что это знак. Монгольская еда всем очень понравилась, знак мы приняли, решение есть, оставались нюансы: для начала купить каждому по велосипеду. Примерное представление, как выглядит пустыня Гоби, мы тоже, как будто бы, уже получили. В начале нашего Китайского Похода мы добирались из г. Урумчи в г. Кашгар поездом, который идет по окраине пустыни Такламакан. Целые сутки вид за окном не приносил радости: мертвая каменная равнина, утопающая в пыльной мгле. Вдалеке мрачными привидениями темнели силуэты гор. Местами пейзаж оживлялся цепочками песчаных барханов и скальных останцев. В принципе, я увидел своеобразную эстетику в этих апокалипсических ландшафтах и даже пытался что-то фотографировать, но честно признаться, длительное созерцание этого "конца мира" на всех нас произвело гнетущее впечатление. Теперь мы поверили переводчику, что пассажиры порой впадают в депрессию, и что в поезде, поэтому обязательно следует бригада санитаров со смирительными рубашками.



Как-то раньше я скептически и с недоверием относился к людям, которые рассказывают, как они долго и тщательно готовились к походу: "Целый год...". Что можно делать целый год!? Сухари сушить? Так они сохнут в духовке за пару часов. А рюкзак все равно собираешь в последнюю ночь. Рассказы для журналистов, короче... Они, наверное, и в лес за грибами по нескольку недель готовятся...

Так вот, без малейшего преувеличения сообщаю: готовиться к предстоящей Гобийской Экспедиции я лично начал в первый же вечер после возвращения из Китайского Похода: включил компьютер и набрал в поисковике слово "гоби".

Целый год мы действительно готовились. Читали о велосипедах, покупали запчасти, тренировались, подбирали карты, накапливали информацию о пустыне, искали отчеты о походах по Гоби и вообще по Монголии. Сергей Якунин детально разработал маршрут с учетом максимального охвата наиболее красивых и интересных мест. Время для похода - конец августа - начало сентября выбрано как наиболее благоприятное в плане погодных условий, а направление движения с запада на восток продиктовано преобладающими ветрами.

Та, достаточно объемная информация, которую мы почерпнули из карт и космических снимков в "Google" и из различных статей в Интернете дала основание нам думать, что предстоящий поход по экстремальности превзойдет все предыдущие.

Большая часть информации о Гоби была устрашающей:

- "В Гоби бывают ветра такой силы, которые срывают юрты и перетаскивают их на большие расстояния..." Домысливаем: "...а группы безрассудных велосипедистов поднимает в воздух и разбрасывает на десятки километров по пустыне".

- "Песчаные бури обладают таким пескоструйным эффектом, что за один сезон сдирают краску с автомобилей". Круто же будут выглядеть наши байки в конце похода! L

- "Говь" по-монгольски означает "безводная местность". Отсюда название "Гоби". Оазисы здесь есть, но представляют собой небольшие мутные лужи с плавающими в них экскрементами животных, и с характерным зловонным запахом". Та-а-к... "Не пей из лужи...". Не хотелось бы вернуться из похода с копытами. И, особенно нежелательно,- с рогами.

- "В Монголии остаются проявления легочной чумы. На юртах, где есть больные чумой, вывешен коричневый флаг". Это, на мой взгляд,- явное недоразумение. Именно коричневый флаг даже с близкого расстояния будет плохо заметен. Почему же такой цвет, - может для маскировки? Или по принципу: если чума, значит коричневая?

- "Острые, как ножи, корни саксаула легко разрезают толстые покрышки УАЗов". Читаем между строк: "...а от велосипедных колес остаются только спицы".

Много написано о монгольских дорогах... Общий вывод, который можно сделать: дороги являются лишь направлениями, расходятся веером и никуда не приводят.

Между тем, надо сказать, что дороги нанесены и на картах советского генштаба, и на монгольских картах, и они же, в большинстве своем, вполне определенно видны на снимках из космоса.

На случай возникновения по ходу маршрута чрезвычайных трудностей Сергей Якунин предусмотрел возможность сократить трек и проехать севернее намеченного, по короткому спрямленному пути через относительно обжитые места. Факт наличия дорог плюс существование системы GPS позволил немного успокоить провожавших нас близких людей.

Часть организационных вопросов, связанных с пребыванием в Монголии, помогала решить туристическая компания "Ar Mongol Travel" в Улан-Баторе, а конкретно,- сотрудница фирмы - россиянка Анна Межина. Аня предложила нам взять машину сопровождения для прохождения самого проблемного южного участка пустыни. Мы отказались, поскольку это неспортивно, зато застраховали команду от несчастного случая с возможностью эвакуации вертолетом при ЧП. Не в качестве рекламы, а как факт сообщаю, что отличные условия страховки при низкой ее стоимости мы получили в компании РОСНО. К тому же, компания в лице руководителя читинского отделения РОСНО Евгения Овсянникова выступила спонсором нашей экспедиции, наряду с Забайкальской зерновой компанией (Константин Наместников) и фирмой СИЭН.

Самое главное, мы не нашли сведений, что кто либо ранее пересекал пустыню Гоби на велосипедах по аналогичному или похожему маршруту. Известно, что несколько лет назад питерцами и москвичами были предприняты две попытки, но обе команды сошли с маршрута. Один иркутянин проехал по Гоби вдоль железной дороги 500 км, прокалывая колеса верблюжьей колючкой по 15-20 раз за день. Еще промелькнула информация о двух безрассудных австралийцах, месяц выбиравшихся с велосипедами из гобийских песков, и чудом оставшихся в живых.

На этой оптимистической ноте 14 сентября 2007 года мы грузились в вагон электропоезда Чита - Улан-Удэ...

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

Еще маршруты в Монголия
еще маршруты
О Маршруте
Ссылка: