12 - 13 сентября. Даланзадгад - Улаанбаатор

Теряем людей



В четыре часа прозвучал будильник, мы оперативно собрались, сели на велосипеды и дружно, как нам показалось, покинули территорию кэмпинга. На самом деле, очень скоро я заметил, что где-то в темноте отстал и потерялся Андрей, а когда мы, наконец, соединились, выяснилось, что среди нас нет еще и Артема. Мы стали колесить по переулкам, орать и свистеть изо всех сил, но все звуки, совершенно невероятным образом затухали, как в слое ваты, не пролетев и десятка метров. Жуткая, какая-то могильная атмосфера поглотила город. Глухая темень, накрывшая пустынные улочки и насыщенный звукоизолирующей влагой воздух не пропускали ни свет наших фонарей, ни наши голоса.

Прошло полчаса с таинственного исчезновения. Ситуация накалилась. Нашей группе важно было попасть в аэропорт раньше всех остальных пассажиров, чтобы зарегистрироваться первыми потому, что багажа у нас много, а самолет невелик и неизвестно хватит ли на всех желающих его грузоподъемности. Тогда решено было, что двое из нас - я и Андрей - отправятся столбить места у стойки регистрации, а остальные остаются продолжать поиски сгинувшего во мраке Артема.

Шесть километров до аэропорта по проселочной дороге мы ехали минут тридцать. Потом целый час всматривались в темноту, дожидаясь наших товарищей. Наконец, на дороге показался тусклый свет фонариков: один, два, три... четыре, пять... шесть! Все на месте!

Оказалось, что все время, пока мы орали и волновались, Тёма находился на территории кэмпинга. Он прокопался со сборами и не выехал вместе со всеми за ворота. В это время проснулась хозяйка и взяла его под арест, выговаривая какие-то претензии ничего не понимающему Артему.

Но больше всех удивил Иваныч. Увидев огни аэропорта и соответствующую надпись, он восхищенно воскликнул:

- Вот это да! Ничего себе! Тут даже аэропорт есть, оказывается! Так значит, - это большой город?!

- Иваныч, а мы куда, по-твоему, ехали?

- Ну, не знаю... Может, на вокзал.

Когда парни со смехом рассказывали об этом, я не поверил:

- Да Вадька просто прикололся.

- Ну, конечно: "прикололся"! Серьезно все. Он же вечно в облаках витает.

Потом я поразмыслил и понял: Иваныч - спасатель, он все время "на задании". Каждую минуту может какое-то ЧП произойти: или утопленника из проруби надо вытаскивать, или "жмура" из искореженной машины... Что ж, теперь постоянно на взводе находиться, думать, куда тебя сегодня повезут? Вот он и привык ни о чем заранее не думать. Появится дело, тогда и надо беспокоиться. В конце концов, есть начальники...

На рассвете в аэропорт стали съезжаться остальные пассажиры на наш рейс. Это были туристы из разных стран. Среди них слышалась в основном итальянская и английская речь. Все они были немолоды и в большинстве своем чем-то похожи друг на друга. Сходство их выражалось в каком-то общем безразличии, написанном на лицах. Не было заметно, чтобы эти люди испытали какие-то положительные эмоции в путешествии. Скорее, они были похожи на уставшую рабочую бригаду, возвращающуюся с тяжелой вахты.

Любопытно было бы, конечно, узнать, как наша команда выглядела в глазах интуристов, но, по крайней мере, мы не вели себя вяло. Мы таскали в здание рюкзаки и велосипеды и складывали их перед стойкой. Когда началась регистрация, эта гора багажа привела в замешательство девушку, оформлявшую рейс. Она с ужасом переводила взгляд с наших билетов на пыльную кучу и обратно, и озабоченно куда-то звонила. Наконец, подошел еще один сотрудник, и они приступили к взвешиванию. Со стороны нашей команды в этом нелегком, во всех смыслах, испытании выступал Амид. Ловкими движениями рук Амид демонстрировал искусство левитации, и представители монгольской авиакомпании никак не могли понять, почему такие большие вещи так мало весят. Чтобы решить эту неувязку, они попросили повторно поставить один из велосипедов на весы. Димка выбрал самый легкий, но стрелка весов к всеобщему изумлению вместо тридцати вдруг показала сорок два килограмма. Рука недоумевающей работницы аэропорта потянулась к калькулятору. Амид не стушевался:

- Нет-нет, неправильно! Даланзадгад весы плохо: нот электроникс! - с наглой уверенностью заявил он. - Рашин электроникс хорошо! Нот сорок два килограмм! Рашин электроникс весы: тридцать!

На лице у девушки оставалась большая тень сомнения. Тогда Амид продолжал:

- Мы уже взвешивали в Улаанбааторе. Тоже тридцать! Улаанбаатор весы - рашин электроникс хорошо! Улаанбаатор - тридцать!!! - как заклинание повторил Амид.

Эти священные слова: "Улаанбаатор элекроникс тридцать" сразу возымели нужное действие. Она расслабилась, махнула рукой и умножила тридцать на восемь.

Когда опасность банкротства экспедиции миновала, мы потихоньку проверили свой собственный вес и установили, что каждый из нас сильно похудел: кто на три, а кто и на двенадцать килограмм. Лично я потерял больше пяти килограммов, и это притом, что последние три дня мы только и делали, что ели.

Самолет Saab оказался только на вид маленьким, а на самом деле вместительным и удобным. Пассажиров обслуживала всего одна стюардесса, но она была настолько красива, что легко могла затмить сразу пятерых (может быть, поэтому мы и не видели остальных). В рекламном журнале авиакомпании мы нашли фотографии именно этой красавицы.




Самолет снизился над горами, окружившими Улан-Батор, и совершил посадку. Водитель автобуса встречавшей турфирмы доставил нас в гестхаус, а после того, как мы привели себя в порядок, в полдень, повез на экскурсию по городу.


Мы прошли с экскурсоводом по центральной площади столицы, посетили парк молодого Будды с огромной статуей, поднялись на гору, где с обзорной площадки виден весь Улан-Батор, раскинувшийся в долине реки и по склонам сопок, наподобие Читы. Интересным оказалось посещение буддийского монастыря с целым комплексов храмов и с огромной позолоченной статуей стоящего Будды высотой 26 метров. Затем нас повезли на кашемировую фабрику: сначала на одну, потом на другую, и экскурсия плавно переросла в шопинг. В итоге все остались довольны, в том числе и экскурсовод, получавший с каждой нашей покупки свой процент от магазина.
На последней фабрике мы забыли Амида и случайно обнаружили его отсутствие, уже прилично отъехав от места. Когда мы вернулись, невозмутимый Амид спокойно стоял возле магазина с верой и надеждой (оба слова - с маленькой буквы).

> На вечер (не поздний) было запланировано очень славное мероприятие: встреча с нашим туроператором Анной и ужин в хорошем ресторане.



Аннушка хорошо все придумала и привела нас в индийский ресторан "Хазар". Мы полностью доверились ее вкусу и опыту заказывать экзотические яства. Она переводила то, что написано в меню, рекомендовала и согласовывала с нами количество. Когда очередь дошла до риса, хозяин заведения - настоящий индиец, лично принимавший заказ, услышав, сколько мы собираемся его съесть, помотал головой и сказал, что это невозможно для нормального человека.

- Он говорит, что вы не сможете столько съесть, - перевела Аня. - Закажите вдвое меньше.

- Это мы еще посмотрим, - не согласился Жека. - Ну, ладно, давай для начала половину.

Теперь нужно было заказать водку. Мы быстро посоветовались, Аннушка перевела, и индиец вновь не поверил своим ушам. Но на этот раз компромисс был неуместен.

- Мы - русские, - пояснила Аня шокированному хозяину.

Но каково же было удивление владельца ресторана, когда через уже час ему пришлось принести на наш стол еще столько же риса и водки!

Мы знатно посидели, вспомнили отдельные моменты путешествия и отметили тот факт, что наше сегодняшнее неожиданное пребывание в индийском ресторане - какое-то очень неслучайное совпадение. В прошлом году, когда мы возвращались из "китайского похода" по хребту Кунь-Лунь, наш гид в Пекине перед тем, как проводить на поезд, накормил нас в монгольском ресторане. И вот мы в Монголии, и наш новый гид приводит нас в индийский ресторан. А ведь у нас и вправду есть кое-какие планы на будущий год...

Было так хорошо, что индийской экзотики показалось недостаточно, и мы отправились в ночной клуб с живой музыкой в исполнении филиппинской группы.

Ночной клуб, несмотря на то, что он "ночной" закрылся в час, и мы вернулись в гостиницу.

Отголоски вчерашнего веселья отдавались вялостью в течение всего следующего дня,- тринадцатого в сентябрьском календаре,- который мы посвятили шопингу. Мы вдоволь находились по сувенирным и прочим магазинам, так что уже совсем не осталось сил посетить главный столичный музей, где как известно, имеется скелет огромного тираннозавра. Но, главное, мы нашли несколько интересных книжных изданий, в том числе фотоальбом, который не купили в Хонгорын-Элс.

А в 18 часов автобус увез нас на вокзал, и экспедиция вошла в заключительную фазу.
14 - 15 сентября. Вокзалы, поезда

Домой!



Все что написано выше, первоначально я планировал изложить в сухой документально-отчетной форме. Но в процессе... так вышло, что ничего не вышло. Теперь есть возможность вернуться к конспективно-дневниковому стилю повествования. Итак:



14 сентября: поезд Улан-Батор - Улан-Удэ.

Из утренних наблюдений - смена пейзажа: появились горы, покрытые лесом. После месяца, проведенного в пустыне, это впечатляет.

Российско-монгольская граница в Наушки. Беспроблемный досмотр и добрые российские таможенники. В то же время, троих монголов высадили с поезда и в наручниках повели по перрону.

Вечер и ночь (для кого-то бессонная) на вокзале в Улан-Удэ. Недоброжелательная дежурная в зале ожидания, которой не понравилось, что мы заняли много места своим багажом, да еще и разлеглись на полу. Нам тут не рады, значит мы дома - в России!

Вечером долго разговаривал по мобильному с Надей.



15 сентября: электричка Улан-Удэ - Чита.

Поезд вышел рано утром и всю дорогу я глядел в окно, где один за другим менялись чудесные пейзажи золотой забайкальской осени. Резкая и обидная смена состояния природы произошла точно на границе Бурятии с Читинской областью. Звенящее голубое небо вдруг пропало, и все вокруг окутала плотная пелена дыма от лесных пожаров, не прекращающихся в нашем крае с самой весны. Так мы и ехали до самой столицы Забайкалья во мгле, похожей на монгольские пыльные бури, и с мыслями, что если все так будет продолжаться, то лет через двадцать поездка читинцев по пустыне станет не спортивным подвигом, а повседневной нормой.

В 16 часов поезд прибыл на читинский вокзал. Готовясь к встрече с теми, кто нас ожидал, мы чтоб порадовать публику, надели на головы монгольские шапки (летние и зимние,- кто что купил). Я связал шнурками свои любимые, видавшие виды вибрамы и повесил их себе на шею. Но, встречающие проявили несравнимую с нашей изобретательность и оригинальность. На перроне нас поджидал отряд неюных пионеров с красными галстуками, с горнами, и барабанами. На мальчиках были надеты шорты, на девочках - школьные формы с очень смелыми мини-юбками. Два ошалевших милиционера, присутствовавших на перроне, откровенно не могли оторвать глаз от стройных ножек "школьниц" в ажурных белых колготках. Пионеры, среди которых я узнал свою жену и своих друзей, торжественно повязали всем участникам похода алые галстуки, построились в ряд и под руководством пышногрудой вожатой слаженно и звонко оттарабанили пионерскую речёвку:




Раз-два, компаса, три-четыре, нацепили!

Кто там едет по пустыне? Настоящие мужчины!
В шлемах, с рюкзаками, с красными глазами!
Ветер в харю нипочем, держат лица кирпичом!



На барханах кто ночует? Кто по родине тоскует?

Кто на велике гоняет, кто багажники ломает!?

Байкеры умелые, лица загорелые! Пиво пьют тазами, позы жрут возами!

Саксаулом битые, на лицо небритые!



Раз, два, три! Три два, раз! Мы встречать приперлись вас!

Отовсюду вас достанем, не перронах к вам пристанем!

Вы не скроетесь от нас ни в каких оазисах!

Скорпионы и пески пионерам не страшны!





Ну вот, собственно, и все. Участники экспедиции разъехались по домам, и путевые записи на этом обрываются.

Но велосипеды стоят в боевой готовности, а планы нового путешествия уже начали прорисовываться.

Комментарии
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв
Оцени маршрут  
     

О Маршруте
Ссылка: