Уже третий год на праздник 23 февраля и примыкающие к нему дни мы посещаем какой-нибудь заброшенный монастырь (в 2007-Пустопольский погост в Московской области, в 2008-Реконьскую пустынь в Новгородской области. В этом году нашей целью стал Яшезерский монастырь в республике Карелия.
ст.Ладва - Яшезерский монастырь - с.Шокша

20-21 февраля
Тема: Природа

строим планы строим планы
продолжаем строить планы продолжаем строить планы
десятка отважных десятка отважных
из магазина из магазина
развеселые в автобусе развеселые в автобусе
интересный способ повышения тарифов интересный способ повышения тарифов
На традиционный февральский лыжный выезд нас собралось в этот раз 10 человек. Цель поездки – дойти до Яшезерского монастыря. На приглашение поучаствовать многие отвечали: «Да, ты что?! Я на беговых лыжах то лет 15 не стоял(а). Да и сильно холодно». И все же два новичка нарисовались: это никогда не унывающий оптимист, лыжный новичок Шанди, и вовсе походный новичок Олег. Обоим очень понравилось и кажется они готовы продолжать наращивать свои лыжнопоходный опыт.

Автобус довез нас от станции Ладва до уходящей на восток лесовозной дороги, по которой мы бодро прокатились уже на лыжах 12 км и свернули на юг, в поросеку, на снежную целину, в лес. Первый лагерь был разбит после наступления темноты, в том месте, где аръергард неожиданно начал проваливаться под снег в ручей. Несмотря на наличие топора и двух пил, а также здоровый энтуазизм участников разжечь костер не удалось. Т.е. разжечь то удалось, но дрова были сильно заснежены, и поддерживать костер в состоянии пригодным для готовки ужина не получалось. Голод победил энтуазизм и пища была приготовлена на горелках. Для особо впечатлительных газовая горелка в какой-то момент выдала пламя высотой под потолок палатки, а бензиновая вдруг полыхнула шлангом (вовремя затушенным снегом).
22 февраля

вечерело... вечерело...
лес и лыжи лес и лыжи
на лыжне на лыжне
Яшезеро Яшезеро
На второй день лыжного путешествия я сразу же сильно отстал. Каждые 10-15 метров крепления самопроизвольно выстегивались и приходилось долго возиться, чтобы вновь вернуться на лыжню. Не помогло ни смена ног, с левой на правую, ни смена лыж с другим лыжником. Немного помог скотч, которым я просто намертво примотал постоянно выщелкивающуюся застежку... В какой-то момент наша лыжня выскочила на очередную лесовозную дорогу, чему я очень обрадовался, снял лыжи и пошел пешком привязав ненавистные деревяшки к рюкзаку. Дорога, к сожалению в монастырь не привела, и на очередном съезде с нее я решился на отчаянный шаг: надеть вместо зимних ботинок кроссовки. Помогло. И очень вовремя. Только надо было постоянно двигаться дабы не замерзнуть. То что было дальше и лыжней назвать то нельзя было. Это был самый настоящий бурелом. Причем проходимый только зимой, будучи засыпанным снегом. Под ногами постоянно зияли дыры без дна, куда постоянно кто-нибудь проваливался. Перешагнуть лежащее дерево, или проползти под ним для нас стало сущим пустяком. Гораздо сложней идти по дереву вдоль балансируя на хрупкой снежной шапке. Никакого варианта обхода очередного препятствия не видно, разворот тоже невозможен. Только вперед! Постоянно приходится изобретать какой-то способ, думать над каждым шагом. Пройдя за час метров 200 бурелома вступили в лес. Ощущения – как у моряков, после длительного плавания ступивших на твердую землю. И все же мне даже немного печально, что в дальнейшем бурелома удалось избежать. Это было однозначно самая интересная и запоминающаяся часть маршрута.
23-24 февраля

вход в монастырь вход в монастырь
окно окно
Маршруты.ру Маршруты.ру
лыжня лыжня
памятник на петрозаводской набережной памятник на петрозаводской набережной
кран кран
еще памятник на набережной еще памятник на набережной
карьер в Лесном карьер в Лесном
В монастырь пришли кто в сумерках, а кто и в полной уже темноте. О самом монастыре расскажет сайт, из которого мы и узнали о его существовании и запланировали поездку. Я лучше немного о быте. Наконец то ударили морозы! Сбылось запланированное: отметить 23 февраля 23-летие спелеоклуба «Барьер» при “минус 23”. Палатка Saleva, прошедшая снежные бури Тибета, Эльбруса, Арарата и кучу других не самых гостеприимных, холодных и жарких мест, вдруг замерзла, чего с ней раньше не случалось. Чтобы вытащить дуги приходилось их долго отогревать и оттирать руками. Возможно причиной тому было обильное паровыделение в процессе готовки.

23 февраля началось прекрасной солнечной погодой и поздравлениями-представлениями устроенными женской частью коллектива. После чего последовал 8-километровый переход на север, к поселку Лесной, которого уже давно не существует. Но оказалось, что на его месте находится карьер по добыче щебня, а вместе с карьером хижина охранника, напоившего замерзших путников горячим чаем со смородиновым вареньем и накормившего салом с чесноком. Было так хорошо, что и уходить то не хотелось, но впереди еще 12 километров дороги. Очень красивой карельской дороги, с горками вверх-вниз. Группа растянулась, первая четверка оказалась в селе Шокша на час раньше и уехала на попутной маршрутке в Петрозаводск. Остальные шестеро пришли в Шокшу затемно и брели по пустынным улицам сверкая на засыпанные снегом деревянные дома вепсов своими фонариками. Единственный встретившийся на улице прохожий был столь поражен такому необычному явлению, что сразу же пригласил нас всех к себе домой. Благо время было (по агентурным данным следующий автобус только в 9). И снова традиционное северное гостеприимство.

Семья русская, мать и четыре сына. Только трое сейчас на карьерах разных, а младшенького мы вот и встретили. Еще раньше были корова, свинья, гуси... Сейчас остался только кот. Зато какой красавец и обжора! Про гуся интересно рассказывала нам: (из дневника[info]shandi1 ) Жил у нас гусь. Солидный такой, авторитетный. Иван Иванычем звали. Дом охранял не хуже иной собаки. Была у Иван Иваныча одна слабость - очень выпить любил за компанию. Не успеют сыновья бутылку открыть - а он уж рядом. Шипит, за ноги щиплет. Не успокаивался, пока не получал смоченного в пиве хлебного мякиша. Что делать? Решили его Ваське-пастуху отдать. Тот - мужик одинокий, выпить ему не с кем, так что Иван Иваныч ко двору пришелся. Совсем споил пастух бедного гуся. Теперь он пиво не хлещет, только водку. Напьются вместе - и лежат рядом, мужик и гусь. Потом похмеляются. Так и живут вдвоем. И оба довольны.

В общем съели мы там чугунок картошки домашней с кусочками мяса, огромную тарелку лечо, шмат сала, банку малинового варенья, да выпили самовар чаю, и с огромной неохотой слезши с печки двинулись на автобус. А автобус не пришел. Сначала мы его ждали и думали, что опаздает, а потом вызвонли на остатках батарейки телефонной такси из Петрозаводска. Которому ехать неблизко. В итоге получилось 2,5 часа при минус много-много ожидания на остановке. Вот мы там уж и спели все что знали, и сплясали, и в игры всякие активные поиграли. Можно сказать готовились к Масленнице, что через неделю. Лично для меня это стало самым сложном испытанием. Уж больно не люблю безделья, особенно на таком морозе.

Петрозаводск оказался очень даже милым городом и в нем совершенно не скучно провести один день. Даже если в этот день все музеи закрыты. Прохожие на улицах все так и пышут здоровьем, все розовощекие, от маленьких детей до статных карелочек. Школьники рассекают на лыжах по городской набережной. Милиция на вокзале гоняет бомжей, а к спящим туристам настроена очень доброжелательно. Удивительно вкусные местные молочные и мясные продукты в магазинах. И многое другое. Отличный перевалочный пункт для будущих лыжных походов по карельским и онежским далям.
Дополнительные ссылки

http://dmitryslavin.livejournal.com/56155.html - ЖЖ откуда перекопипастен отчет
http://www.towns.ru/other/yashezero.html - сайт о Яшезерском монастыре
http://users.livejournal.com/__marina__/234818.html - рассказ Марины о петрозаводске